Лучшая методическая разработка.
методическая разработка (средняя группа)

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию, продолжать знакомить с русскими народными сказками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_zapiska_konkurs_menenova_e.s.docx29.58 КБ
Файл konspekt_ood.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая записка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Боханский детский сад №1»

Мененова Екатерина Семеновна, воспитатель

Номинация № 1«Лучшая методическая разработка занятия, реализуемая в рамках освоения основной образовательной программы»

(Наименование номинации)

Методическая разработка «В стране добрых сказок».

(Название занятия)

«Чтение сказок – тропинка, по которой,

умный, думающий воспитатель
находит путь к сердцу ребенка».
/В.А. Сухомлинский./

Актуальность

Детство – самая прекрасная и беззаботная пора. Множество открытий готовит каждый шаг ребёнка, каждый его прожитый день. Он видит мир в цветах и ярких красках. Жизнь маленького человека состоит из фантазий, игр и ярких образов, которыми он украшает окружающий мир.

Сказка — это духовное богатство нашей культуры, ребёнок с самого раннего возраста познает родной народ, его культуру. Они учат доброму отношению к людям: сопереживанию, доброте, жалости, желание помогать друг другу. Если сказка удачно выбрана, если ее прочитать с интонационной выразительностью, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.

Большинство русских народных сказок передают ребёнку уверенность в своих силах, они помогают ему понять, что добро всегда побеждает зло. Именно через сказку дети приобщаются к таким понятиям, как «Что такое хорошо и что такое плохо», а также первоначальными представлениями о дружбе и предательстве, смелости и трусости, а значит, происходит заложение основ моральных и духовных ценностей. Сказки несут в себе самую первую информацию об отношениях между людьми. Благодаря сказкам у ребенка формируются дар переживать и сострадать, а также радоваться за другого человека.

Читая сказки малышам, я заметила, что многие дети не знают и не любят их слушать, не все дети умеют общаться друг с другом. Нежелание делиться игрушками также вызывает у детей далеко не положительные эмоции. Неохотно дети идут на выручку товарищу, который оказался в сложной ситуации. У детей слабо выражены такие чувства как сопереживание, жалость.

Я поняла, что сказка ощутимо утратила свое значение. А ведь именно с помощью сказки детям гораздо легче и доступнее получить нравственный навык и сформироваться как индивид. Данная проблема подтолкнула меня на изучение темы «Сказка – как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста».

Поэтому я твёрдо убеждена, что работу по духовно – нравственному развитию детей младшего дошкольного возраста необходимо начинать именно с интереса к сказкам.

Прежде чем начать работу, была поставлена цель: изучение народной сказки, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника, воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других духовно-нравственных качеств.

Работа по данной теме велась по следующим направлениям:

  • первое направление - работа с родителями;
  • второе направление - обогащение развивающей предметно-пространственной среды;
  • третье направление - работа с детьми; итоговое мероприятие с детьми ООД «В стране добрых сказок»

Чтобы понять почему дети не любят сказки, решила провести анкетирование с родителями. Оказывается, что многие родители не всегда читают сказки своим детям, ссылаясь на свою занятость. Им проще дать ребенку телефон, планшет, ноутбук, ведь сейчас в интернете можно найти все, что хочешь. Не всегда полезную информацию ребенок может посмотреть самостоятельно. В основном они смотрят разные мультфильмы, играют в игры «стрелялки», «страшилки» и т п. Спрашивала: какие они читают сказки своим детям, на, что многие родители затруднялись ответить. У некоторых родителей мало книг «Зачем? Ведь есть телефон» - отвечали они. А ведь именно с раннего дошкольного возраста идет формирование и развитие духовно-нравственных качеств человека. Именно поэтому я считаю, что уже с младшего дошкольного возраста предстоит продемонстрировать малышу нравственную сущность каждого содеянного поступка. А что как не сказка и контакт со сказкой может помочь в реализации этой проблемы?

Также родителям были предложены разные консультации, беседы, оформлены папки - передвижки: «Как воспитывать в детях доброту», «Духовно- нравственное воспитание детей средствами художественной литературы»; консультации: «Приобщение к истории, традициям и культуре России», «Роль русской народной игрушки в нравственном воспитании дошкольников»; рекомендации: «Как знакомить ребенка с родным краем», Нравственно - патриотическое воспитание в семье».

Предметно-развивающая пространственная среда имеет большое значение для развития маленьких детей, особенно в их самостоятельной деятельности. Поэтому это направление и являлось следующим этапом в моей работе.

В группе при участии родителей был оформлен центр духовно- нравственного воспитания «Колосок». В нем размещен необходимый материал:

  • тематические папки по темам: «Моя семья», «Дом, в котором я живу», «Моя любимая мамочка», «Мой поселок» и др;
  • материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры: предметы декоративно - прикладного искусства, предметы старины, русские игрушки;
  • дидактические игры, настольно – печатные игры, в которых можно закрепить знания по темам.

Созданы условия для проведения сюжетно – ролевых игр и необходимая атрибутика.

Совместно с родителями пополнена библиотека группы «В гостях у сказки» красочными книгами с русскими народными сказками. На родительском собрании мною были отмечены родители, которые приняли участие в пополнении библиотеки.

В работе по ознакомлению детей со сказками использую наиболее результативные методы формирования духовно-нравственных качеств:

#1047;накомство детей с содержанием сказки;

2. Привлечение детей к активной деятельности (изобразительная деятельность по мотивам сказок, выставки рисунков, поделок)
3. Инсценирование сказки.

Изучая методическую литературу, я могу выделить методы ознакомления со сказкой:

  • Чтение сказки воспитателем. Многие русские народные сказки, на которых воспитывалась я сама и мои дети, я рассказываю своим воспитанникам наизусть по памяти. При таком «чтении» наилучшим образом достигается вербальный контакт с детьми.
  • Рассказывание, т.е. более свободная передача текста.
  • Выразительное чтение сказки с применением интонации и мимики, здесь воспитанники с лёгкостью могут представить «живой» образ сказочного персонажа.
  • Беседа по сказке - большое внимание моральным качествам сказочных персонажей, а также анализирую совместно с детьми мотивацию их поступков.

В своей работе с детьми я преследую конкретную цель, а именно воспитание духовно-нравственных качеств. К таким качествам личности отношу доброту, сострадание, желание прийти на помощь, оказание заботы в адрес младших и более слабых, вежливое отношение к родителям, уважение к близким и т.д.

Все эти качества я формирую в ходе бесед по сказкам, задавая такие вопросы как:

Нравится ли вам герой сказки?

Что сделал герой сказки?

Какой поступок он совершил?

Как герой повёл себя по отношению к другим героям?

Как вы поступаете по отношению к родителям? (проводится аналогия поступков),

А вы слушаетесь родителей? и т.п.

В своей работе часто использую драматизацию. В ней ребенок исполняет роль сказочного персонажа. Драматизация содействует воспитанию таких черт характера ребёнка, как артистичность, уверенность в своих силах и даже смелость. Дети с большим удовольствием надевают костюмы, каждый хочет быть в разной роли. Ходят как мишки, как лисички и т д. Учу четко проговаривать все слова, при этом не забываем интонацией выражать свои чувства. Такой вид восприятия сказки я применяю и на занятиях. К продуктивным методам можно отнести рисование, аппликацию, лепку, а также прослушивание музыкальных произведений. Использование различных форм работы со сказкой создают живой интерес к сказке, что благотворно сказывается на формировании личностных качества дошкольника.

Опыт работы обобщила на уровне ДОУ, муниципальном уровне семинаре - практикуме «Современные подходы организации работы по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС», провела мероприятие с детьми -организованную образовательную деятельность «В стране добрых сказок».

Анализируя свое мероприятие, можно отметить, что задачи, которые были поставлены перед детьми, соответствуют их уровню развития и возрастным особенностям, построено с учетом подбора средств, методов и приемов с целью достижения планируемых результатов.

Использовала такие методы как:

- создание игровой мотивации (приветствие «Доброе утро»);

-словесный – «Сказочные вопросы», рассказ педагога, беседа, загадки;

- игровой –, словесная игра «Что такое хорошо и что такое плохо»;

- наглядный – слайдовая демонстрация по сказкам.

На занятии предусмотрена интеграция различных видов деятельности: общение со взрослым и сверстниками, ситуативный разговор, игровая, музыкальная, познавательная, двигательная (подвижная игра «Зайка серенький сидит»).

Организованная образовательная деятельность началась с приветствия «Доброе утро», положительного настроя на работу, где активизировалось внимание детей и поддерживалось на протяжении всей деятельности. Переход от одного вида деятельности к другой позволил вовлечь каждого ребёнка в активный процесс. Дети сами являлись участниками игровых моментов и активными помощниками во время ООД, что позволяло сохранить у детей положительный эмоциональный настрой. Основная часть была проведена с использованием ИКТ, дети наблюдали все задания на экране. Использование мультимедийной презентации и видеосообщений от «почтальона Печкина», «доктора Айболита», иллюстраций к знакомым сказкам, сюжетных картинок, игр обеспечивало высокую активность, работоспособность детей к содержанию деятельности, способствовало успешному решению поставленных задач.

Опираясь на знания детей, задавала проблемные вопросы: «Определите, какой герой добрый, какой злой? Какой волк? Какая лиса?». Всем детям предоставлялась возможность выдвигать свои предположения.

На протяжении всего занятия использовалась партнерская форма отношений: взрослый – партнер всегда рядом с детьми вместе, в кругу, обеспечивалась «обратная связь» с детьми: своевременное реагирование на снижение интереса, оказывалась поддержка каждому ребенку (подбадривание и помощь неуверенному, одобрение- успешно справившемуся).

Думаю, что выбранная мной форма организованной - образовательной деятельности детей была достаточно эффективной, динамичной. Поставленные в ООД были задачи выполнены. Логичность построения различных видов деятельности позволила провести ее, не выходя за рамки времени- 15 минут.

Направленность работы по данной теме в целом, позволило ребятам отличать хорошие поступки от плохих, иметь представление о добре и зле.

Занятие соответствовало уровню развития детей данного возраста, дети успешно справились с заданиями, получили благодарность, тем самым получив удовлетворение от результатов своей деятельности. В перспективе планирую продолжать работу по духовно- нравственному воспитанию через различные формы работы с детьми и родителями.

Многие родители поменяли свое отношение к чтению сказок. Они стараются чаще читать с детьми, прекрасно понимают и тот факт, что сказка играет важную роль в жизни ребенка, способствует нравственному развитию ребёнка. Родители заметили, что дети приходя из детского сада рассказывают много сказок, с радостью их пересказывают.

Вывод: в перспективе планирую продолжать работу по духовно- нравственному воспитанию через различные формы работы с детьми и родителями.

При условии правильно организованного педагогического процесса с применением различных методов, приемов, технологий, а также с предметно - развивающей пространственной средой, духовно- нравственное воспитание ребенка будет полноценным и эффективным.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Боханский детский сад №1

Организованная образовательная деятельность

по познавательному развитию

«В стране добрых сказок»

Подготовила: на муниципальный конкурс

«Лучшая методическая разработка»

воспитатель

МБДОУ «Боханский детский сад №1»

Мененова Е С.

Номинация №1 «Лучшая методическая

разработка занятия, реализуемая

в рамках освоения основной

образовательной программы»

п. Бохан, 2023 г.

Цель: воспитывать у детей любовь к сказкам, развивать у детей интерес к сказке, учить детей «делать добрые дела», оценивать поступки сказочных героев.

Задачи:

образовательные: обогащать словарь, активизировать речь детей;

развивающие: развивать память, логическое мышление, умение действовать согласованно;

воспитательные: воспитывать дружеские взаимоотношения, доброжелательность, умение сопереживать, приходить на помощь.

Форма проведения: групповая

Методы: создание игровой мотивации; словесный – рассказ педагога, беседа, загадки; игровой – «Сказочные вопросы», словесная игра «Что такое хорошо и что такое плохо»; наглядный – слайдовая демонстрация по сказкам;

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, беседы о добре и зле, драматизация сказок.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Материал и оборудование: ИКТ (видеообращение почтальона Печкина, видео с персонажем - доктором Айболитом); презентации – иллюстрации к русским народным сказкам, картинки к играм; мягкие модули; лес (ёлочки, березки), пеньки.

Ход ООД:

Дети заходят в музыкальный зал под музыку Барбарики «Что такое доброта»

Воспитатель:

Здравствуйте ребята. Посмотрите сколько гостей к нам пришло. Давайте поздороваемся.

- Здравствуйте ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие.

(Стук в дверь)

Воспитатель кто-то к нам стучится?

(На мультимедиа видеообращение- почтальон Печкин с письмом)

Воспитатель: Здравствуй почтальон Печкин, мы рады видеть тебя. У тебя в руках письмо от кого это оно?

Печкин: Здравствуйте, ребята. Письмо мне прислал один очень хороший человек, но прежде чем я отдам его вам, отгадайте загадку.

- Очень добрый доктор этот.

Звери шлют ему приветы.

В даль любую он идет,

если кто-то позовет.

Он без дела не сидит-

Наш любимый… (Айболит)

Дети: Айболит.

(На мультимедиа появляется видео - доктор Айболит)

Воспитатель: Здравствуй, доктор Айболит, мы очень рады тебя видеть.

Айболит: Я узнал, что вы собираетесь путешествовать по стране сказок. В этой стране живут много, добрых, отзывчивых и трудолюбивых детей. Возьмите меня пожалуйста с собой, вдруг кому-то нужна моя помощь.

Воспитатель: Конечно, возьмем.

Ребята на чем же мы отправимся?

Дети предлагают свои решения: (на машине, на паровозе, на лодке, на самолете)

Сообща с детьми решаем отправиться на паровозе.

(Дети совместно с воспитателем сооружают из мягких модулей паровоз)

Воспитатель:- Вы готовы? Предлагаю всем сесть на свои места, кто же поведет наш паровоз?

Дети: Водитель.

Воспитатель: Давайте сегодня нас повезет Максим.

Максим: Чих-пых, чих-пых, чих-пых!

Ту-ту-у-у

Чих-пых, чих-пых!

Паровозик я веду.

Я веду.

Я везу своих друзей,

Вместе ехать веселей!

Паровозом управляю,

Остановки объявляю

Айболит

- Ребята, вот мы и приехали в страну добрых Сказок.

1 Остановка «Детская площадка».

- Ой, посмотрите, сидит зайчик на скамеечке и плачет. А вокруг почему – то

никого нет?

(Слайд - зайчик сидит на скамейке и плачет)

Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался Зайка!

Со скамейки слезть не смог,

Весь до ниточки промок!

Воспитатель. Ребята, почему зайчик остался один?

Дети: Потому что его бросила хозяйка.

Воспитатель: Как мы поможем зайчику, ведь он мокрый и голодный?
Дети: Пожалеем Зайку, вытрем его полотенцем, просушим феном, угостим капустой.

Айболит: Вот и пригодилась моя помощь. Я ему дам лекарство и он не заболеет.

Воспитатель.

Давайте скажем нашему зайчику хорошие, добрые слова и ему станет хорошо.

Дети: Добрый, ласковый, маленький, хорошенький, веселый, красивый.

(Слайд – веселого зайчика)

Айболит: Посмотрите, какой он стал веселый и захотел с вами потанцевать

Звучит аудиозапись.

Подвижная игра «Зайка серенький сидит».

Воспитатель: Зайчику очень понравилось, но ему пора бежать домой к маме.

(Слайд зайка прощается)

Дети садятся на стульчики.

Айболит: Ребята, я хочу с вами давайте поиграть.

Игра «Что такое хорошо и что такое плохо».

Смотрим на картинки, если хорошо, то мы хлопаем в ладоши. Если плохо, то мы топаем ногами

(Слайд – картинки)

-мальчик кричит на девочку, а девочка горько плачет -(топают)
-мама с доченькой моют посуду-(хлопают)
- доченька помогает маме подметать полы-(хлопают)
-сын помогает маме убираться в квартире-(хлопают)
- брат с сестрой кормят животных-(хлопают)

-сын помогает папе мыть машину - (хлопают)

-мальчики обижают кошек - (топают)

Айболит: Молодцы ребята!

Максим: Чих-пых, чих-пых, чих-пых!

Ту-ту-у-у

Чих-пых, чих-пых!

Паровозик я веду.

Я веду.

Я везу своих друзей,

Вместе ехать веселей!

Паровозом управляю,

Остановки объявляю

Воспитатель: Следующая остановка «Страна сказок»

Дети садятся на стульчики

(Слайд – страна Сказок)

Воспитатель: В сказках всегда добро побеждает зло. И мы с вами тоже будем стараться быть всегда добрыми и хорошими детьми.
Загадаю вам загадки
Отгадайте без подсказки
Называйте
, посмелей
Этих сказочных друзей

1. Домик выстроен в лесу

Мышку он вместил, лису

И лягушку, зайца, волка.

А медведь просился да и поместился.

Дети: Теремок.

(Слайд – иллюстрация к сказке «Теремок»)

2. Посадил ее дед в поле
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули
очень крупная была

Дети: Репка.

(Слайд – иллюстрация к сказке «Репка»)

3. Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кем же были эти

Маленькие дети?

Дети: Волк и семеро козлят

(Слайд – иллюстрация к сказке «Волк и семеро козлят»)
4. Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке он катился.

Был он весел, был он смел

И в пути он песню пел

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый мишка.

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую лису,

От нее уйти не смог.

Что за сказка?

Дети: Колобок.

(Слайд –иллюстрация к сказке «Колобок»)
Воспитатель: Молодцы! Ребята вы уже знаете, что среди сказочных персонажей есть добрые и злые герои. Предлагаю вам определить какие сказочные герои добрые, а какие нет.

(Слайд – иллюстрации к сказкам: «Волк и семеро козлят», «Колобок»)

(Показ иллюстраций к сказкам, дети рассуждают высказывают свои мнения, характеризуют сказочных героев)

Айболит: Ну, а мне пора возвращаться, я очень рад, что помог вам. До скорых встреч!.

Воспитатель: Спасибо тебе Айболит, нам тоже пора возвращаться.

Максим: Чих-пых, чих-пых, чих-пых!

Ту-ту-у-у

Чих-пых, чих-пых!

Паровозик я веду.

Я веду.

Я везу своих друзей,

Вместе ехать веселей!

Паровозом управляю,

Остановки объявляю

Остановка: Детский сад.

Воспитатель:

Ребята, какие вы молодцы! Сегодня мы сделали столько много добрых дел и нам пора возвращаться в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кожуунный конкурс «Лучшая методическая разработка» Занятие в старшей группе «По страничкам интернета»

Кожуунный конкурс «Лучшая методическая разработка» Занятие в старшей группе «По страничкам интернета»...

Положение о конкурсе "Лучшая методическая разработка"

 Конкурс методических разработок педагогов ДОУ входит в цикл мероприятий, посвященных Году Экологии....

Развлечение для детей и родителей ко Дню Защитника Отечества «Мой папа самый лучший».(методическая разработка)

Цели: Способствовать укреплению детско-родительских отношений, развитию положительных эмоций, чувство взаимопомощи, закреплять знания о военных профессиях, названиях военной техники.Об...