Педагогическая находка
материал (подготовительная группа)

Светлана Николаевна Гусева

Исследовательская деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_nahodka.docx16.8 КБ

Предварительный просмотр:

«Экспериментальная деятельность как средство развития

познавательной активности у детей дошкольного возраста»

Добрый день, уважаемые коллеги, сегодня я хочу поделиться с вами моей педагогической находкой на тему «Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, а так же, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.

Дети с удовольствием познают окружающий мир экспериментальной деятельности, находят ответы, задают много вопросов, развивают детскую любознательность, формирует познавательный интерес через исследовательскую деятельность.

Самый эффективный способ познания огромного мира — это экспериментирование, в процессе которого дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями.

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

Исходя из актуальности данного направления детской деятельности, я поставила перед собой цель – сформировать у детей умение исследовать предметы, вещества, материалы.

Для достижения данной цели, мною были поставлены задачи:

— расширять представления детей о физических свойствах объектов и предметов окружающего мира посредством экспериментирования;

— развивать познавательные умения (задавать вопросы поискового

характера, выдвигать гипотезы и предположения, делать выводы,

элементарно прогнозировать последствия);

— развивать личностные качества: активность, инициативность, любознательность и познавательный интерес у детей в процессе организации,элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;

— формировать опыт выполнения правил техники безопасности

при проведении физических экспериментов;

— воспитывать стремление к самостоятельной познавательной

активности, умение взаимодействовать со сверстниками.

Определила методы и формы работы с детьми:

- занятия

-беседы познавательного характера

-прослушивание аудиозаписей

-дидактические и развивающие игры, упражнения

-эксперименты и опыты

-рассматривание картин

-наблюдения за живыми объектами и явлениями природы

-экскурсии и целевые прогулки

-работа в уголках природы

Предполагаемые результаты:

- Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.

- Создание единого инновационного пространства.

- Чёткое выполнение поставленной задачи.

- Повышение уровня мотивации к занятию.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

-Вопросы педагога

-Схематическое моделирование опыта

-Метод «первой пробы» применения результатов

-Проблемные ситуации

-Экспериментальные игры

-Наблюдения природных явлений

-Использование энциклопедии

Для проекта были подобраны следующие материалы:

— картотека опытов и экспериментов;

— картотека дидактических игр по экспериментальной деятельности

— конспекты НОД по экспериментированию;

— консультации и памятки для родителей по данной теме.

Для развития творческой и исследовательской активности, а так же для познавательной мотивации в группе, совместно с детьми был оборудован уголок экспериментирования. В нем были собраны приборы помощники, природный материал, разные виды бумаги, и другие предметы

В процессе работы с детьми успешно применяются мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес детей. Намного интересней не просто слушать рассказ воспитателя об изучаемых объектах и явлениях, а посмотреть собственными глазами.

И только совместными усилиями родителей и педагогов можно добиться устойчивого положительного результата, поэтому мы привлекали родителей к активной помощи (оформление коллекций: экспонаты собирались во время отпуска – камешки, ракушки; на прогулках — семена, шишки).

Рекомендовала родителям проводить эксперименты дома. И это была еще одна мотивация для детей к поведению исследовательской деятельности.

Повседневные дела, режимные моменты, разные виды занятий дают большое поле деятельности для исследований.

Мной была подобрана серия экспериментов с объектами неживой природы «Поиск воздуха», «Воздух внутри нас», в этих опытах мы с детьми исследовали воздух.

Экспериментирование с бумагой дало детям возможность выделить для себя новые свойства бумаги («Рекордный вес», «Прозрачная бумага»).

Исследования воды позволило детям сравнить различные свойства и состояния воды. (Вода прозрачная; у воды нет вкуса и запаха.

лёд – твёрдая вода, пар – это тоже вода, в воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – нет, лёд легче воды.)

Не прекращалась наша исследовательская деятельность и на прогулке. Мы с детьми провели ряд опытов со снегом «Теплый сугроб», «Чистый лед» и много других опытов с другими объектами живой и не живой природы.

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что благодаря систематической работе по детскому экспериментированию, у детей появился:

— активный познавательный интерес и познавательная активность;

— расширился кругозор: в частности, знания о живой и неживой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней, о свойствах материалов, о применении их человеком;

— появились навыки планирования своей деятельности, умение выдвигать свои гипотезы и подтверждать их, делать выводы;

— развились качества личности: самостоятельность, инициативность, целеустремленность.

Я уверена, что только через собственные действия дошкольник сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...

Педагогическое мероприятие "Маленький оркестр" (педагогическая находка)

Данное мероприятие будет проводиться с детьми старшего возраста в рамках муниципального этапа конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года 2019". Цель - знакомство с необычными, нов...

"Педагогическая находка" педагогическое мероприятие с детьми «Безопасность дорожного движения»

Цель: Расширять представления детей о правилах дорожного движения Задачи:Расширять представления детей о дорожных знаках («Пешеходный переход, «Автобусная остановка», «Ост...

Педагогическая находка к конкурсу педагогического мастерства 2020 года. НОД по развитию речи «Рассказывание сказки Теремок»

конспект интегрированного занятия на конкурс педагогического мастерства по развитию речи с помощью мнемотаблиц...

Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»

Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...

Педагогическая находка - Конспект педагогического мероприятия с детьми в старшей группе 5-6 лет "Путешествие в страну сказок", 2020 год

Педагогическое мероприятие по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)...

Конкурс "Воспитатель года -2022" среди воспитателей детского сада. Педагогическая находка " «Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»

Моя педагогическая находка«Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном эт...