Кружковая деятельность
материал

Юлия Анатольевна Палайчук

Игры на песке - одна из форм естественной активности ребенка. Дети с большим удовольствием используют песок в своих играх, пересыпают, просеивают, насыпают горы, выкапывают ямки. Если к этому добавить различные дополнительные материалы, тогда у ребенка появляется собственный мир, где он может выдумывать и фантазировать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peschanaya_skazka.docx168.95 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт программы

Наименование

Дополнительной услуги

Программа платной услуги по проведению занятий по развитию художественных способностей у детей дошкольного возраста 3г.- до прекращения образовательных отношений) «Песчаная сказка»

Основание для разработки программы

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.

2. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» от 31.07.2020г. №373.

3. Письмо Минобразования от 02.06.98 г. № 89/34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий».

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

5. Постановление №28 от 28.09.2020 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Министерство юстиции РФ зарегистрировано Регистрационный номер 61573 от 18.12.2020)

6. Устав МАДОУ г.Нижневартовска ДС №40 «Золотая рыбка».

7. Григорьева Г.Г., «Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности».

Заказчик программы

Родители (законные представители)

Разработчик программы

Педагог – психолог первой квалификационной категории

Лоскутова Римма Фагимовна

Исполнители программы

   Педагоги  

Цель программы

Сохранение и укрепление психического здоровья и эмоционального развития детей путем использования технологии рисования песком «Sand-art».

Задачи программы

- развить координацию и мелкую моторику пальцев рук путём создания статичных (динамичных) песочных картин;

- развивать тактильную чувствительность как основу раскрепощения сознания детей;

- формировать адекватную самооценку, уверенность в себе через освоение искусства песочного рисования и создание творческих продуктов.

Ожидаемые конечные результаты

В результате прохождения курса занятий по программе «Золотая песчинка» мы предполагаем получение следующих результатов:

Ребенок должен иметь представления, знать:

-        основные техники песочного рисования;

-        свойства изобразительного материала – песка и особенности его использования.

Ребенок должен владеть следующими графическими умениями и навыками:

-        умением видеть красоту в окружающем мире и передавать ее, используя песочную технику;

-        умениями использовать выразительные возможности графических средств, точки, штриха, линии, пятна;

-        умением ориентироваться на песочном планшете, заполняя его песком в разной пространственной ориентации (по вертикали и по горизонтали) в зависимости от композиции направлениях с использованием графических средств рисования

-        умением строить композицию, организуя смысловые и композиционные связи между изображенными предметами;

-        навыком координации системы “рука-глаз” при рисовании песком на песке;

-        умением использовать основные приемы рисования на песочном световом планшете: “отпечатки”, “рисование”, “по песку”, “рисование песком”

-        навыком плавности, точности движения руки, регуляции силы движений, определения амплитуды, скорости, ритмичности;

-        умением изменять размах и направление руки при рисовании песком;

-        умением гармонично сочетать линии, свет и тень;

-        умением работать пальцами обеих рук;

У ребенка должны быть сформированы следующие отношения и личностные качества:

-        устойчивый интерес к художественной деятельности;

-        желание заниматься песочным рисованием и выражать свои мысли и чувства в изобразительной деятельности;

-        усидчивость, стремление, начатое доводить до конца;

-        элементы само регуляции своего эмоционального состояния с использованием песка;

-        позитивное эмоциональное состояние вовремя и после занятий;

У ребенка должна наблюдаться динамика развития:

-        тактильной чувствительности, мелкой моторики руки, зрительно- моторной координации;

-        эстетического и художественного восприятия, эстетического вкуса;

-        образного мышления, творческого воображения, внимания, усидчивости;

-        самостоятельности, активности, инициативы и творчества в изобразительной деятельности;

-        речи;

-        межполушарного взаимодействия;

-        зрительно-моторной координации.

Эмоциональное состояние ребенка должно характеризоваться:

-        стабильностью, уравновешенностью

-        позитивным настроением;

-        стремлением в рисунке на песке выразить свои эмоции, чувства.

Организация контроля

за реализацией Программы

Контроль за реализацией программы осуществляет

Заведующий ДОУ

Заместитель заведующего по ВМР

Совет педагогов

Совет родителей (законных представителей)

Срок реализации программы

1 учебный год

Содержание

№п.п

Паспорт программы

I.

Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка

1.1.1

Цель и задачи реализации Программы

1.1.2.

Принципы и подходы к формированию Программы

1.1.3.

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

1.2

Планируемые результаты освоения Программы

1.2.1

Целевые ориентиры дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО

1.2.2.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

1.2.3.

Педагогическая диагностика

II

Содержательный раздел

2.1.

Описание образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО

2.2.

Комплексно-тематическое планирование

III

Организационный раздел

3.1.

Материально-техническое обеспечение Программы

3.2.

Объем образовательной нагрузки (учебный план)

3.3.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

IV

Заключительный раздел

4.1.

Контроль за реализацией Программы

4.2.

Механизм реализации Программы

Список литературы

Приложение 1.2


I. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка

Игры на песке - одна из форм естественной активности ребенка. Дети с большим удовольствием используют песок в своих играх, пересыпают, просеивают, насыпают горы, выкапывают ямки. Если к этому добавить различные дополнительные материалы, тогда у ребенка появляется собственный мир, где он может выдумывать и фантазировать. Исходя из естественной тяги к играм с песком, весьма эффективным является использование песка в развивающих занятиях с детьми.

Одно из любимых занятий ребенка – рисование. Рисунок – это язык детства.

На смену ему приходит речь, письмо и другие средства выражения мыслей, эмоций, чувств, настроения. Ребенок рисует “везде и всем”: и карандашами, и красками, и мелками и другими изобразительными доступными ребенку средствами. Дети используют для этой любимой деятельности любую свободную поверхность, рисуя и на земле, и на бумаге, и на асфальте, и на обоях, и пр.

Какой материал для рисования привлекает ребенка?

Практика работы с детьми свидетельствует, что детям нравится такие средства для рисования, которые позволяют:

  • Не ограничивать движения;
  • Свободно манипулировать изобразительными средствами;
  • Оставлять четкий, яркий след;
  • Быстро получить изображение;
  • Легко исправить неточность в рисунке;
  • Играть, трансформировать рисунок в другое изображение;
  • Экспериментировать с художественным материалом;
  • Выразить посредством изобразительных материалов в рисунке свое состояние, настроение;
  • Вне зависимости от способностей получить эффектный рисунок;
  • Проявлять творчество.

Всем этим запросам отвечает такой материал, как песок. Может быть не совсем традиционный для рисования. В песок, как среду для игры и появления творчества ребенок погружается с первых лет жизни.

Работа в песке, прежде всего, привлекают те приятные сенсорные ощущения, которые он получает от манипулирования песком: пересыпания, сжимания в руках, разгребания, прессования. Данные ощущения сенсорная память сохраняет многие годы, и во взрослом состоянии оставляет человека неравнодушным к нему.

Этот знакомый с детства материал, характеризуется одновременно сыпучестью, податливостью, возможностью трансформации, что позволяет использовать его ребенку для воплощения своих дизайнерских задумок.

Сегодня специально созданное оборудование позволяет использовать песок для создания завораживающих изображений. Рисование песочных картин в настоящее время, получив большую популярность во всем мире, стало одним из направлений изобразительной деятельности, как детей, так и взрослых, и появления новой изобразительной техники – “Sand – Art”.Для ребенка рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, волшебных точек, линий, пятен. Создание ребенком картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает его творчество, создает благоприятную эмоциональную атмосферу.

Предлагаемая программа «Золотая песчинка» разработана с учетом требований Федерального образовательного стандарта дошкольного образования и ориентирована на обучение детей технике рисования песком “Sand – Art”.

Новизна программы заключается в том, что сочетает в себе педагогическое (художественно-творческое) и арт-терапевтические техники (арт-терапия в переводе с англ. – лечение искусством).

Современные исследования доказывают, что, занимаясь рисованием песком, ребенок не только овладевает практическими навыками и осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, развивает художественный вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, учится творчески мыслить.

Учитывая это, мною создана и адаптирована авторская методическая разработка по художественно-эстетическому развитию в системе дополнительного образования «Золотая песчинка», которая направлена на обучение детей 4 – 7 лет технике рисования песком.

Программа разработана с учетом возрастных и психологических особенностей возраста.

1.1.1 Цель и задачи реализации программы

Цель программы: сохранение и укрепление психического здоровья и эмоционального развития детей путем использования технологии рисования песком «Sand-art».

Задачи:

- развить координацию и мелкую моторику пальцев рук путём создания статичных (динамичных) песочных картин;

- развивать тактильную чувствительность как основу раскрепощения сознания детей;

- формировать адекватную самооценку, уверенность в себе через освоение искусства песочного рисования и создание творческих продуктов.

1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы

Программа построена на принципах:

Принцип системности – структурирования содержания программы по уровням художественного развития ребенка (возрастам) и разделам, связанным с изображением песком отдельных предметов, сюжетных песочных картин песочных анимаций.

Принцип индивидуально-личностного подхода предусматривает ориентацию на индивидуальные художественные способности и интересы ребенка, приоритет личностных переживаний, отражения чувств, создание условий для творческого его самовыражения.

Принцип адекватного баланса между репродуктивной деятельностью и творчеством. В первой части занятия предлагаются упражнения, требующие точных повторений движений руками, во второй обязательно творческих заданий по тематике занятия.

Принцип обучения техническим навыкам «от простого к сложному». Этот принцип диктует построения структуры программы и хода занятия.

Принцип создания творческой атмосферы и естественной радости процессе рисования…

Принцип интеграции изобразительной деятельности с другими видами детской деятельности (игра, драматизация, рассказывание сказки, музыка). Реализация данного принципа предполагает использование на занятиях игровых приемов в процессе пальчиковой гимнастики (см. Приложение2) и в отдельных случаях обыгрывание созданных рисунков.

Принцип психолого-педагогической поддержки в процессе рисования достигается посредством бережного отношения к мыслям, рассуждениям детей, продуктам их изобразительной деятельности.

Принцип дозированной помощи и невмешательства в процессе детского изобразительного творчества.

1.1.3. Значимые для разработки

 и реализации Программы характеристики

Характеристика образовательного учреждения

Учредитель

Департамент образования администрации города Нижневартовска

Тип образовательного учреждения

Дошкольное образовательное учреждение

Наименование

образовательного

учреждения

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Нижневартовска детский сад №40 «Золотая рыбка»

Вид

Детский сад

Статус учреждения

Муниципальное

Юридический адрес

Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область, г.Нижневартовск, ул. Северная 8 «б»

Регистрационное свидетельство

Серия 86-АБ, №908222, регистрационный номер № 86-86-02/024/2014-620

Е-mail

mbdoynv-40@yandex.ru

Сайт

https://dou40.edu-nv.ru/

Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста

(3 года до прекращения образовательных отношений)

3 года-5лет

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и её деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5 – 6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребёнка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу  среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными называть форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.  Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдёт в результате их взаимодействия. Однако  при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.У детей появляются ролевые взаимодействия; совершенствуются технические умения; развивается ловкость, координация движений; восприятие становится более развитым; начинает формироваться образное мышление, предвосхищение; продолжает развиваться воображение; увеличивается устойчивость внимания; улучшается произношение звуков и дикция, речь становится предметом активности детей; изменяется содержание общения ребенка и взрослого; взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью; основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; дальнейшим развитием образа – «Я» ребенка, его детализацией.

5 лет-6 лет

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей ещё отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например,  старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Дети осваивают социальные отношения, организуют игровое пространство; приобретают сюжетный характер, анализируют условия конструирования; совершенствуют восприятие цвета, формы, величины, знания систематизируют; продолжается развитие образного мышления, способности рассуждать, адекватно, объяснять, находить причины, переключения внимания (переход от непроизвольного к произвольному); изобретательная деятельность отличается высокой продуктивностью; анализ сложных форм объекта; развивается умение обобщать, причинное мышление, воображение произвольное, внимание, речь, образ «Я».

6лет-7 лет

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д.

Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным.  Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщёнными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для её выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящим к стереотипности детских образов.

1.2 Планируемые результаты освоения Программы

1.2.1. Целевые ориентиры дошкольного образования в соответствии ФГОС

Специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на разных возрастных этапах дошкольного детства.

Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

1.2.2. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

- у детей развита координация и мелкая моторика пальцев рук;

- дети владеют созданием статичных (динамичных) песочных картин;

- у детей сформирована адекватная самооценка, повышена уверенность в себе.

- освоение техники песочного рисования ребенком (владение техниками рисования песком);

- уровень развития психомоторного развития ребенка (координации, внимания, усидчивости речевой деятельности, образной памяти);

- проявление творческих способностей (мотивация на изобразительную деятельность, воображение, оригинальность);

- уровень развития психоэмоциональной сферы и познавательной активности ребенка (умение видеть красоту в окружающем мире и передавать ее, используя песочную технику).

- уровни развития творческих способностей детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком (Приложение 1).

1.2.3. Педагогическая диагностика

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за ребенком в процессе создания и анализа каллиграфического письма.

Показатели критерии для оценки уровня овладения ребенком в соответствии с возрастом изобразительной деятельностью/рисование/

  • Освоение техникой песочного рисования ребенком

3б.- воспроизводит в точности все виды техники песочного рисования 2б.- есть незначительные искажения в технике

1б.- искажения значительные, форма не удалась

  • Уровень развития психомоторного развития ребенка

3б.- движения рук точны, характер, сила, амплитуда, скорость и ритмичность движения соответствует графической задаче изображения.

2б.- есть незначительное искажение в зрительно моторной координации в изображении песочных картин

1б.- зрительно моторная координация сформирована слабо

  • Проявления творческих способностей и владением

3б.- изображения художественных картин из песка насыщены, разнообразны и отличаются оригинальностью. Способность самостоятельно выбрать и передать образ.

2б. - изображения художественных картин из песка насыщены, разнообразны. Не всегда самостоятелен в выборе форм.

1б. – изображения повторяются. Не оригинальны. Затрудняется в выборе форм изображения

  • Уровень развития эмоциональной сферы и познавательной активности ребенка 3б. – рисунки эмоционально насыщены и отражают настроение и красоту окружающего мира. Может выразить эмоции словами.

2б. – почти каждый рисунок характеризуется эмоциональной выразительностью 1б. – рисунки чаще всего маловыразительны. (см. Приложение 1)

Итоги предоставления дополнительной платной услуги «Песчаная сказка» предоставляются на открытых просмотрах, творческих конкурсных мероприятиях.

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙРАЗДЕЛ

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области) (п.2.6.Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"):социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Многообразие форм работы с песком отвечает всем современным требованиям и решает задачи во всех основных областях развития.

  1. Социально-коммуникативное развитие:

- Способствует развитию игровой деятельности

  • Умению взаимодействовать со сверстниками
  • Приобщению к правилам безопасного поведения
  • Формированию волевых качеств (усидчивости, терпению, умению доводить работу до конца).
  • Воспитанию самостоятельности, уверенности к себе.
  • Различные формы работы, выполнение разнообразных и интересных заданий как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей.
  1. Познавательное развитие:
  • Формирует навыки познавательно исследовательской деятельности.
  • Развивает память, внимание, конструктивное и логическое мышление.
  • Даёт возможность обобщению и закреплению пройденного материала.
  • Способствует формированию целостной картины мира.
  • В процессе постижения новых знаний у детей развивается умение анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать свои наблюдения, логически мыслить и составлять собственное мнение обо всем наблюдаемом, вникая в смысл происходящего.
  1. Речевое развитие:
  • Способствует развитию связной речи
  • Умению свободно общаться с взрослыми и с детьми
  • Способствует обогащению словаря

- Рассказывание сказок, различные действия с предметами (мелкие игрушки, природный материал).

  1. Художественно-эстетическое развитие:
  • Развивает воображение
  • Формирует эстетический вкус
  • Развивает художественные способности, чувство ритма.
  • Первоначально это конечно рисование песком, можно предложить нарисовать различные геометрические фигуры, волшебное дерево, сказочный дворец или красивое платье. Рисунок можно украсить бусинами, пуговицами, природным материалом. Рисование песком с использованием трафаретов.
  1. Физическое развитие:
  • Способствует сохранению и укреплению здоровья
  • Накоплению и обогащению двигательного опыта
  • Развитие координации
  • Развитие мелкой и крупной моторики
  • Таким образом, песок- прекрасный посредник для установления контакта с ребенком, для его всестороннего развития.

Техника рисования:

  • Рисование кулаком,
  • Рисование ладонью,
  • Рисование ребром большого пальца,
  • Рисование щепотью,
  • Рисование мизинцами,
  • Одновременное использование нескольких пальцев,
  • Рисование симметрично двумя руками,
  • Отсечение лишнего,
  • Насыпание из кулачка,
  • Рисование пальцем.

        Способы засыпания поверхности стола:

  • Просеивание,
  • Расхлопывание,
  • Дождик,
  • Торнадо,
  • Волна.

        Правила работы с песком повторяем перед каждым занятием:

  • Перед началом и по окончании занятий с песком необходимо мыть руки;
  • Категорически нельзя бросаться песком; Нельзя брать его в рот.
  • Не встряхивать песок на пол и не вытирать об себя руки;
  • Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
  • После игры надо убрать все на свои места.

Структура занятий:

Условно, можно выделить несколько этапов занятий с песком

  1. Вводная часть:
  1. Особое приветствие.
  2. Правила работы с песком.
  1. Основная часть:
  1. Упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности.
  2. Игры и упражнения, направленные на формирование и развитие фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематического внимания, фонематической памяти, фонематического анализа и синтеза.
  1. Заключительная часть:
  1. Подведение итогов.
  2. Упражнение на релаксацию (см. Приложение 2).
  3. Рефлексия.
  4. Ритуал прощания

2.2. Комплексно-тематическое планирование для детей

дошкольного возраста 3 -5 лет

Месяц

Тема

Наименование разделов художественно - изобразительного

Цель

Месяц

1.

Сентябрь

Волшебный песок Волшебство линий.

Роспись песком

«Здравствуй песочная страна»

Знакомство с материалом, показ работ знаменитых песочных

аниматоров. Беседа о происхождении песка, как

образуется песок. Познакомить детей с нетрадиционной

изобразительной техникой рисования песком на стекле.

Показать приемы получения точек и коротких линий.

8

«Тайные следы и отпечатки»

«Ожившие линии»

«Волшебные точки»

«Песочная страна»

«Страна Эльфов»

«Дорисуй треугольник…»

Выдуманное… (свободное рисование)

2.

Октябрь

Роспись песком Осеннее настроение

«Послушные штрихи и линии»

Продолжать знакомить с нетрадиционной

изобразительной техникой рисования. Знакомство со свойствами песка. Учить

наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность.

Закрепить умение равномерно наносить песок.

8

«Превращение кружка»

«Узор в круге»

«Солнышко лучистое»

Мой любимый дождик.

Веселые грибочки

«Деревья и кусты»

«По замыслу»

3.

Ноябрь

Геометрические фигуры Осенние запасы

«Занимательный квадрат»

Продолжать знакомить с нетрадиционной

изобразительной техникой рисования. Учить наносить

ритмично и равномерно точки на всю поверхность. Закрепить умение равномерно наносить песок в изображении

геометрических фигур

8

«Веселый прямоугольник»

Треугольные фантазии

«В стране Песочной графики»

«Грибочки на веревочке»

«Яблоки и груши»

«Колкий Ёж»

«По замыслу»

4.

Декабрь

Музыка леса.

«Деревья такие разные»

Учить рисовать елки разные по форме, ребром ладони, одним пальцем. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитывать

аккуратность. Эмоциональный комфорт. Релаксация. Учить рисовать веточки, украшать в

техниках рисования пальчиками (выполнение ягоды различной величины). Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитывать

аккуратность.

8

«Новогодняя ёлка»

«Зимний лес»

«По лесной дорожке»

«Зимушка, зима!

Снеговик»

«Маленькой елочке холодно зимой»

«Рукавичка»

«По замыслу»

5.

Январь

Поющая тишина морских глубин.

«Подводное царство»

Совершенствовать умения и навыки в свободном

экспериментировании с песком. Развивать фантазию, интерес к морским жителям (морская звезда, морской конек, рыбка).

Снятие эмоционального напряжения.

Учить рисовать елки разные по форме, ребром ладони, одним пальцем. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитывать

аккуратность. Эмоциональный комфорт. Релаксация.

8

«Золотая рыбка»

«Обитатели морей»

«Прекрасное рядом (по замыслу)»

«Зимний пейзаж»

«Еловый лес»

«Дуб, береза, ель»

«Волшебное дерево»

6.

Февраль

Птицы

«Сказочные птицы»

Совершенствовать умения и навыки в свободном

экспериментировании с песком под влиянием изменения музыки. Развивать фантазию, интерес.

Снятие эмоционального напряжения

Совершенствовать рисование

песком пальцами, всей ладонью.

Учить наносить равномерно различные линии (прямые,

извилистые, длинные, короткие).

Учить передавать в рисунке целостный образ. Закрепить умение равномерно наносить песок. Сравнить диких и домашних животных.

8

«Птичьи следы»

«Зернышки для птички»

«Красногрудый снегирь…»

«Домашние животные»

«Дикие животные».

«Мои любимые животные из сказок».

«Подарок для папы».

7.

Март

Здравствуй весна Мир

«Просыпается природа»

Упражнять в рисовании обеих рук одновременно. Развивать координацию.

Продолжать знакомить с временами года. Развивать чувство радости,

успеха.

Учить передавать в рисунке целостный образ. Учить наносить извилистые и прямые линии непрерывно. Дополнять рисунок декоративными

элементами.

Развивать любовь к птицам и чувство причастности к природе.

8

«Подснежник»

«Букет для мамы»

Весенняя капель

«Сказочная бабочка»

«Божьи коровки на лужайке».

«Шесть ножек,

бегают по дорожке»

«По замыслу»

8.

Апрель

Мир игрушек

и предметов Весеннее настроение

«Мой весёлый звонкий мяч…».

Учить рисовать предметы круглой и вытянутой формы указательным пальцем.

Закрепить навыки рисования. Развивать чувство формы и величины.

Совершенствовать умение украшать простые по форме предметы, нанося простые по

форме элементы. Всей ладонью, одним или несколькими

пальцами, ребром ладони, умение рисовать цветы (ребром ладони, указательным пальцем). Воспитывать эстетические чувства. Развивать творческие

способности, любовь к природе, эстетическое восприятие и любовь к родителям.

8

«Вот так кукла

неваляшка…».

«Что за башенка такая – это пирамидка…».

«Моя любимая игрушка»

«Нарисуй и укрась вазу для цветов»

«Открытка для мамы».

«Цветы».

«По замыслу»

9.

Май

«Дети – цветы жизни» Мир, труд, Май!!!

«Волшебные цветы»

Всей ладонью, одним или

несколькими пальцами, ребром ладони. Воспитывать

эстетическое восприятие. Учить рисовать предметы круглой и вытянутой формы указательным пальцем. Закрепить навыки рисования

Развивать чувство формы и величины. Эстетическое восприятие.

8

«Радуга чудес»

«Картина - пейзаж»

«Песочная фантазия»

«День Победы!»

«Транспорт»

«Спасибо мир над головой» (голубь)

«По замыслу»

Календарно - тематическое планирование воспитанников 5 – 7 лет

Месяц

Тема

Наименование разделов

Художественно - изобразительного

творчества

Цель

Количество занятий

1.

Сентябрь

Осень золотая Край мой родной

«Подсолнухи»

Упражнять в рисовании

пальчиками. Учить рисовать

стебель и листья у подсолнуха.

Продолжать знакомить с нетрадиционной

изобразительной техникой

рисования песком пальцами, всей ладонью. Учить наносить

равномерно различные линии и круглые формы. Развивать чувство

композиции. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать фантазию, интерес.

Снятие эмоционального напряжения.

Освоение симметрии в образе домов на городских улицах, рисование простых сюжетов с

передачей движений (транспорт), взаимодействий и отношений

между персонажами в городе (люди). Гармоничное сочетание разных изобразительных техник рисования песком на стекле.

Создание коллективной композиции сказочного города, на основе ранее полученного опыта рисования песком на стекле

8

«Падают листья».

«Осенний пейзаж»

«Пейзаж за окном»

«Улицы моего города»

«Любое место моего города»

«Праздничный город»

«Сказочный город»

2.

Октябрь

Дары осени

«Полезный мир овощей»

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании песком. Развивать фантазию, интерес. Снятие эмоционального напряжения. Закрепить умение равномерно

наносить песок.

Рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета,

рисовать листья. Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками.

8

«Фруктовый сад»

«Натюрморт»

«Грибы в лукошке»

«Листочки тоже

бывают разными»

Ветка рябины

«Музыка леса»

«Прекрасное рядом» (по замыслу)

3.

Ноябрь

«Веселый зоопарк»

 Осенний листопад

Части суток

«Полосатые и усатые»

Продолжать знакомить с нетрадиционной

изобразительной техникой

рисования песком пальцами, всей ладонью. Учить наносить

равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие).

Учить передавать рисунке целостный образ.

Закрепить умение равномерно наносить песок. Снятие тонуса кистей рук.

Свободное экспериментирование с образами (солнечные образы по мотивам декоративно-

прикладного искусства),

рисование ночного, дневного неба. Самостоятельный поиск средств выразительности,

настроения в рисунке.

8

«Двух метровый жирафенок…».

«В воду прыгнул и плывет, неуклюжий

бегемот»

По замыслу

«День и ночь»

«Волшебные сновидения»

«Рассвет прекрасен»…

По замыслу

4.

Декабрь

Разноцветная

сказка

На ковре самолете

«Сказка «Колобок»

Создание оригинальных композиций по сказке, поиск средств выразительности,

развитие творческого

воображения. Самостоятельное и творческое отражение

представлений о сказочном герое разными изобразительно- выразительными способами рисования песком на стекле.

Упражнять в рисовании обеих рук одновременно. Развивать координацию. Продолжать знакомить с временами года. Развивать чувство радости,

успеха. Учить передавать в рисунке целостный образ. Учить наносить извилистые и прямые линии непрерывно. Дополнять рисунок декоративными

элементами. Развивать творческое воображение.

8

«Сказка «Курочка ряба»

«Мой любимый мульт герой»

«Моя сказка»

«Песчаные дюны»

Антарктида

Африка

По замыслу

5.

Январь

«Весёлая

«Жили у бабуси

Развивать тактильную

8

ферма»

два весёлых гуся»»

чувствительность, мелкую моторику рук. Умение

классифицировать внимание, память. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком

под влиянием изменения музыки. Совершенствовать

рисование песком пальцами, всей ладонью. Учить передавать в рисунке целостный образ

космического пространства.

Закрепить умение равномерно наносить песок. Снятие тонуса.

«Идет бычок качается…».

«Розовые щечки, нос пяточком…».

Отгадай загадку

«Планета Земля»

«Инопланетяне»

«На другой планете»

«Парад планет»

6.

Февраль

«Я пеку, пеку, пеку!»

«Был я маленьким,

стал большим удаленьким»

«Баранки для моей…».

Совершенствовать умения и навыки в свободном

экспериментировании с песком. Развивать фантазию, интерес к хлебобулочным изделиям.

Развивать мелкую моторику рук, формировать представление об изменчивости формы песка

Снятие эмоционального напряжения.

Учить рисовать фигуру человека, показывая изменения внешнего вида в процессе его развития (роста). Передавать особенности своего внешнего вида, (формы. пропорции. мимика, настроение) фантазировать о себе маленьком, взрослом. Рисование песком мужского портрета с передачей характерных особенностей

внешнего вида и настроения конкретного человека.

Трансформация образа в женский портрет с передачей характерных особенностей внешнего вида,

характера и настроения конкретного человека.

8

«Как испекли мы каравай…»

«Праздничны стол»

По замыслу

«Это – Я»

«Мама»

«Папа»

«Моя семья»

7.

Март

Мартовские приметы весны Витаминные загадки»

«Грач на горе – Весна на дворе»

Упражнять в рисовании обеих рук одновременно. Развивать координацию. Продолжать знакомить с временами года. Развивать чувство радости,

успеха. Учить передавать в рисунке целостный образ. Учить наносить извилистые и прямые линии непрерывно. Дополнять рисунок декоративными

элементами. Развивать любовь к птицам и чувство причастности к природе

Учить детей превращать ягоды в грибы, фрукты в овощи

используя прием отсечения, замены и дополнения

характерными деталями согласно задуманного образа.

8

«Длинные сосульки к долгой весне»

«Март – протальник»

По замыслу

Сладко красные…

Зеленные полезные..

«Солнечно желтые»

Любимый витамин

8.

Апрель

«Сладкие витаминные загадки» Времена года

«Он большой, как мяч

футбольный…» (Арбуз)

Учить детей превращать песочные пятна во фрукты

используя прием отсечения, замены и дополнения

характерными деталями согласно задуманного образа. Упражнять в рисовании обеих рук одновременно. Развивать координацию. Рисовать сад со сменой погоды, на основе предыдущего пейзажа. Придумывать свое настроение и передавать его в рисунке. Всей ладонью, одним или

несколькими пальцами, ребром ладони.

8

«Само с кулачок, румяный

бочок…»(яблоко)

«Покраснел зеленый сад, капли разные

висят…»(вишня)

По замыслу

Осенний пейзаж

Зимний пейзаж

Весенний пейзаж

Летний пейзаж

9.

Май

Времена года Итоговые занятия

«Рисую музыку»

Рисовать сад со сменой погоды, на основе предыдущего пейзажа. Придумывать свое настроение и передавать его в рисунке. Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони. Воспитывать

эстетическое восприятие.

Графомоторные упражнения на песке (демонстрация освоенных способов рисования: кулаком, ладонью, ребром большого

пальца, щепотью, мизинцами, одновременно использование

нескольких пальцев, симметрично двумя руками, отсечение лишнего, насыпанные из кулачка)

8

«Мое настроение»

«Мой подарок для»

«Я умею рисовать»

«На другой планете»

«Парад планет»

«Школа»

«Прощай детский сад!»

Всего занятий:

72


III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙРАЗДЕЛ

3.1.Материально-техническое обеспечение Программы

Материально-техническое обеспечение реализации Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания отвечает:

-санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;

-правилам пожарной безопасности;

-возрасту и индивидуальным особенностям развития детей;

-требованиям развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО;

-оснащено учебно - методическим комплектом.

3.2.Объем образовательной нагрузки (учебный план)

Наименование услуги

Форма проведения

Кол-во детей

Длительность (мин.)

Кол-во занятий в неделю на 1 группу

Кол-во занятий  в месяц на одну группу

Количество занятий  в год  на одну группу

Исполнитель

Проведения занятий по развитию художественных способностей у детей «Песчаная сказка»

Групповая

4

30

2

8

72

Педагог-психолог

3.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС) – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, прилегающими территориями, предназначенными для реализации Программы), материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами (в том числе развивающими компьютерными играми) и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья.

Список оборудования и материалов:

№п/п

Наименование

Количество/шт. набор/комплект

1

Стол с подсветкой

4 шт

2

Видеокамера

1 шт.

3

Интерактивная доска либо проектор

1 шт.

4

Песок обычный

4 шт

5

Песок цветной

По 1 шт

6

Трафареты

4 набора

VI. Заключительный раздел

4.1. Контроль за реализацией Программы

Вид контроля

                Содержание контроля

Форма

предоставления

Текущий контроль

организация занятий с детьми

справка

Итоговый контроль

уровень усвоения программы воспитанниками, посещающими занятия по дополнительной платной образовательной услуге в начале, середине, конце учебного года.

справка

Фронтальный контроль

соблюдение санитарно-гигиенических требований к режиму занятий

справка

Инспекционный контроль

проверка результатов деятельности с целью установления использования исполнения законодательства

справка

4.2. Механизм реализации программы

Список литературы

1.Андреенко Т.А. Использование кинетического песка в работе с дошкольниками. - СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. - 128с.

2.Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. -80с.

3.Зинкевич-Евстигнеева, Т.Г. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии/ Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. – СПб: Издательство «Речь»,2007.

4.Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Практические рекомендации. –М.2010.

5.Сакович, Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту/ Н.А. Сакович. – СПб. Издательство «Генезис»,2005.

6.Тупичкина Е.А. Мир песочных фантазий: Программа обучения детей рисованию песочных картин в технике «Sand-Art» (для детей дошкольного и младшего школьного возраста). - М: АРКТИ.2017. -112с.

7.Песочная терапия. Электрон, дан. Режим доступа:http://ru.wikipedia.org/wiki

Приложение 1

Таблица оценки уровня освоения ребенком программы

Ф. И. ребенка

Наименование критерия

Освоение техники песочного рисования ребенком

Уровень развития психо- моторного развития ребенка

Проявление творческих способностей

Уровень развития пстхо- эмоциональной сферы и познавательной активности ребенка

нач. года

конец года

нач. года

конец года

нач. года

конец года

нач. года

конец года

1

2

Показатели критерии для оценки уровня овладения ребенком в соответствии с возрастом изобразительной деятельностью/рисование/

  • Освоение техникой песочного рисования ребенком

3б.- воспроизводит в точности все виды техники песочного рисования 2б.- есть незначительные искажения в технике

1б.- искажения значительные, форма не удалась

  • Уровень развития психомоторного развития ребенка

3б.- движения рук точны, характер, сила, амплитуда, скорость и ритмичность движения соответствует графической задаче изображения.

2б.- есть незначительное искажение в зрительно моторной координации в изображении песочных картин

1б.- зрительно моторная координация сформирована слабо

  • Проявления творческих способностей и владением

3б.- изображения художественных картин из песка насыщены, разнообразны и отличаются оригинальностью. Способность самостоятельно выбрать и передать образ.

2б. - изображения художественных картин из песка насыщены, разнообразны. Не всегда самостоятелен в выборе форм.

1б. – изображения повторяются. Не оригинальны. Затрудняется в выборе форм изображения

  • Уровень развития эмоциональной сферы и познавательной активности ребенка 3б. – рисунки эмоционально насыщены и отражают настроение и красоту окружающего мира. Может выразить эмоции словами.

2б. – почти каждый рисунок характеризуется эмоциональной выразительностью 1б. – рисунки чаще всего маловыразительны.

Приложение 2

Пальчиковые игры

Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет

«Зайка»

Зайка по лесу скакал, (пальчики "скачут" по столу)

Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками)

Шорох тихий раздается:

Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу)

Заяц путает следы,

Убегает от беды. (Пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)

«Апельсин»

Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)

Много нас, (пальцы растопыриваем)

А он один. (показываем только один палец)

Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)

Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик) Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик) Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик) Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)

А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)

Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)

Разбегайтесь кто куда! (Сымитировать бег пальцами по столу)

«Улитка»

Тычет рожками улитка — (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец — прямые)

Заперта в саду калитка. (тычет "рожками" в ладонь левой руки) Отвори скорей калитку, (левая рука "открывает" калитку), Пропусти домой улитку (правая рука "проползает").

Пальчиковые игры для детей 4-7 лет

«Дни недели»

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)

Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)

В среду я пекла калач, (печём "пирожки")

Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")

Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)

А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)

«Горох»

Пять маленьких горошин

Заперты в стручке. (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)

Вот выросла одна,

И тесно ей уже. (выпрямляем большие пальцы)

Но вот растёт вторая, И третья, а потом

Четвёртая, пятая... (выпрямляем пальцы поочерёдно)

Сказал стручок: "Бом!". (Хлопаем)

«Зима»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),

Птичек крошками кормили, ("крошим хлебушек" всеми пальчиками)

С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки) А еще в снегу валялись. (Кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной) Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)

Упражнения для развития мелкой моторики

"Гроза"

Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:

Капли первые упали, (слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу) Пауков перепугали. (внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, следует показать, как разбегаются пауки)

Дождик застучал сильней. (постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

Птички скрылись средь ветвей. (скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе)

Дождь полил как из ведра, (сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук) Разбежалась детвора. (указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони)

В небе молния сверкает,

Гром все небо разрывает. (нарисовать пальцем в воздухе молнию) (барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)

А потом из тучи солнце (поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами) Вновь посмотрит нам в оконце!

"Цветочки"

Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом: В нашей группе на окне, (сжимают и разжимают кулачки)

Во зеленой во стране, (показывают ладошками "горшочки")

В расписных горшочках (поднимают ладошки вверх вертикально) Подросли цветочки.

Вот розан, герань, толстянка,

Колких кактусов семья. (загибают пальчики на обеих руках, начиная с большого) Их польем мы спозаранку, (поливают из воображаемой лейки) (складывают ладони обеих рук)

Я и все мои друзья!

"Колокольчик"

Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:

  • Дон-дон-дон,-Колокольчик звенит. (пошевелить пальчиками обеих рук)
  • Ля-ля-ля,-Что-то он говорит. (Поднести указательные пальцы обеих рук ко рту) Динь-динь-динь, - Наклоняет головку. (опустить ладошки вниз) Бом-бом-бом, -Растрепал всю прическу. (провести ладошками по волосам) Дзынь-дзынь-дзынь, -Солнцу он улыбнулся. (улыбнуться и похлопать в ладоши)

Развивающие кинезиологические упражнения

"Колечко"

Ребенок поочередно и как можно быстрее перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

"Кулак - ребро - ладонь"

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжата в кулак, ладонь ребром на

плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении упражнения педагог предлагает ребенку помогать себе командами ("кулак - ребро - ладонь"), произносимыми вслух или про себя.

"Зеркальное рисование"

Ребенку предлагается взять в обе руки карандаши или фломастеры и рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы на чистом листе. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно повышается эффективность работы мозга.

"Ухо - нос"

Ребенок по показу взрослого, а затем самостоятельно берется левой рукой за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпуская ухо и нос, хлопает в ладоши, меняет положение рук "с точностью до наоборот". Упражнение повторяется несколько раз.

"Горизонтальная восьмерка"

Педагог предлагает ребенку нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза: сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками одновременно.

"Симметричные рисунки"

Педагог предлагает ребенку нарисовать в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки: цветок, ель и т. д.

"Медвежьи покачивания"

Педагог предлагает ребенку покачаться из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключить руки и придумать сюжет.

"Снеговик"

Упражнение выполняется стоя. Педагог предлагает детям представить, что каждый из них - только что слепленный снеговик. Тело его должно быть напряжено, как замерзший снег. Но вот пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять.

Сначала "тает" и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения дети мягко падают на пол и лежат накачаем мышцы"

Сидя, дети сгибают руки в локтях, сжимают и разжимают кисти рук, постепенно убыстряя темп. Упражнение выполняется до максимальной усталости кистей. Затем нужно расслабить руки и встряхнуть их.

"Часики"

Дети выполняют свободные движения глаз из стороны в сторону, вращения.

"Рожицы"

Педагог предлагает детям показать различные рожицы, выполняя мимические движения: надувание щек, показывание языка, вытягивание губ трубочкой, открывание рта.

"Жонглер"

Дети пробуют перекатывать орехи или шарики сначала в каждой ладони, а затем между пальцами.

"Водный велосипед"

Упражнение выполняется в парах: дети встают друг напротив друга, касаются ладонями ладоней партнера и совершают движения, аналогичные езде на велосипеде.

"Пианист"

Педагог предлагает ребенку поиграть на пианино. Для этого просит его прижать ладонь к поверхности стола и сначала по порядку, а затем хаотично поднимать пальцы по одному и называть их

Игра "Тень

Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Два ребенка идут по дороге: один впереди, другой на два-три шага сзади. Второй ребенок - это "тень" первого. "Тень" должна точно повторить все действия первого ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камешком, то поскачет на одной ноге и т. д.

Игра "Запретный номер"

Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Дети стоят в кругу. Выбирается число, которое нельзя произносить. Дошкольники считают по очереди, вместо запретного числа - хлопают в ладоши.

Игра "Вот он какой"

Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Ребенок без слов с помощью выразительных жестов "рассказывает" о размерах и формах хорошо известных ему предметов: маленький, большой, заостренный, круглый,

четырехугольный, мелкий, длинный, короткий.

Упражнение "Как ты себя чувствуешь?"

Упражнение направлено на развитие внимательности, эмпатии и умения чувствовать настроение другого. Выполняется по кругу. Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева, пытается догадаться, как тот себя чувствует, и рассказывает об этом. Дошкольник, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается или не соглашается со сказанным, дополняет.

Упражнение "Мое настроение"

Упражнение направлено на развитие эмпатии, умения описывать свое настроение и распознавать настроение других. Ребенку предлагают поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом или показать в движении - все зависит от фантазии и желания дошкольника.

Упражнение "Общение в паре"

Упражнение направлено на развитие внимания и памяти. Дети разбиваются на пары, садятся спина к спине. Один шепотом рассказывает о чем-нибудь, потом спрашивает

другого, о чем и что он говорил. Рассказывая, ребенок должен попытаться описать свои ощущения.

Упражнение "Сидящий - стоящий"

Упражнение направлено на развитие эмоциональной сферы. Ребенок, стоя и глядя на сидящего, говорит предложенную воспитателем или составленную самостоятельно

фразу с разным чувством: весело, со страхом, сердито, спокойно.

Упражнение "Исследование лица"

Упражнение направлено на развитие тактильной памяти. Дети встают в две шеренги, лицом друг к другу. Дошкольники одной шеренги закрывают глаза, в другой - меняются местами (произвольно) и подходят ближе к первой шеренге. Дети с закрытыми глазами ощупывают лицо и волосы подошедшего и называют их имена. Условие: дотрагиваться до одежды нельзя

Упражнение "Зеркало"

Упражнение направлено на развитие умения понимать и передавать чужие эмоции. Дети делятся на пары, встают лицом друг к другу и смотрят друг другу в глаза. Один начинает выполнять какое-нибудь движение, другой его повторяет в зеркальном отображении. Затем педагог предлагает детям в жестах и мимике передавать разные эмоциональные состояния: грусть, радость, страх, боль, отвращение и т. д.

Упражнения "Животные"

Упражнение направлено на развитие воображения. Педагог предлагает детям изобразить какое-нибудь животное: шустрому ребенку - медведя, медлительному - зайца, белку, трусливому - тигра, льва и т. д.

Упражнение "Танец под музыку"

Упражнение направлено на преодоление робости, укрепление веры в себя. Дети садятся по кругу, самого замкнутого сажают в центр. Включается музыка - дети встают, ребенок в кругу танцует. Дошкольники тоже могут танцевать, стоя на месте.

Упражнение "Рисование на спине"

Упражнение развивает чувствительность и воображение. Дети разбиваются на пары: ребенок рисует пальцем на спине другого геометрические фигуры, простые

изображения: дом, елка, солнце, лесенка и т. д., печатные буквы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование в старшей группе по кружковой деятельности "Нетрадиционные техники, приёмы, материалы изобразительной деятельности, как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

Рабочая программа кружковой деятельности «Умелые ручки» направлена на развитие мелкой моторики рук посредством занятий по ручному труду. Данная программа рассчитана на детей старшего дошко...

Презентация на тему: Организация совместной деятельности взрослых и детей по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации кружковой деятельности

На фоне современного  копирования западных форм жизни происходит разрушение  семейных ценностей, традиций, деформация традиционных христианских моральных норм и нравственных установок. Этому...

Программа кружковой деятельности для детей старшего дошкольного возраста по экологии, продуктивной и творческой деятельности "Это удивительная природа"

Пояснительная записка.Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного ма...

Рабочая программа кружковой деятельности «Что? Зачем? Почему?» по развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста (3-7 лет)

В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из задач познавательного развития детей дошкольного возраста является задача «формирования первичных представлений об объектах окружающего мир...

Дополнительная форма организации совместной деятельности воспитателя с детьми по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Формирование элементарных математических представлений» Кружковая деятельность «Развивай - ка»

Дополнительная форма организации совместной деятельности воспитателя с детьми по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Формирование элементарных математических п...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная палитра» (нетрадиционные техники: рисования, аппликации, лепки)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная ...