Занятие по развитию речи у детей среднего дошкольного возраста "Путешествие в волшебную страну"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Зоя Петровна Дударева

  Занятие по развитию речи у детей среднего дошкольного возраста  "Путешествие в волшебную страну"

На занятии дети закрепили представления о приметах зимы,  названия зимних сказок и их содержание,   умение образовывать антонимы,  умение употреблять глаголы в прошедшем времени, научились подбирать существительные и правильно  согласовывать слова в предложении,   образовывать существительные множественного числа,    глаголы в прошедшем времени. У них сформировалось умение находить   лишний предмет в смысловой группе и объяснять, почему он лишний, сформировались навыки сотрудничества и доброжелательности, дети усовершенствовали умения выполнять игровые упражнения с использованием координационной (скоростной) лестницы в физминутке,  у детей  появилось стойкое желание оказывать помощь нуждающимся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение города Тулуна «Центр развития ребёнка-

детский сад «Жемчужинка»

«Путешествие в волшебную страну»

Возрастная группа:

средняя (4-5 лет)

Подготовила:

Дударева З. П.,

воспитатель I кв.к.

Тулун, 2024 г.

Программное содержание:

- закрепить представления о приметах зимы;

- закрепить названия сказок и их содержание;

- закрепить умение образовывать антонимы;

- закрепить умение употреблять глаголы в прошедшем времени

- научить подбирать существительные и правильно согласовывать слова в предложении;

- научить образовывать существительные множественного числа;

- научить употреблять глаголы в прошедшем времени

- сформировать умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний;

- формировать навыки сотрудничества и доброжелательности;

- развивать речевую и познавательную активность детей;

- совершенствовать умение выполнять игровые упражнения с использованием координационной (скоростной) лестницы;

- воспитывать доброту, желание оказывать помощь.

Материал, оборудование: «Цветик - семицветик» из цветного картона с заданиями, магнитная доска, мяч, дидактические игры, музыкальная игра в видео формате «Лепим снежный ком», презентация «Угадай сказку», ноутбук, проектор.

Ход педагогического мероприятия

1. Вводная часть.

- Здравствуйте ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.

Игра «Здравствуй пальчик»:

- Утром встали пальчики - маленькие мальчики,

Друг другу обрадовались, Здороваться начали.

Здравствуй, пальчик, здравствуй пальчик….

(поочерёдное соприкосновение большого пальца руки ребёнка с кончиками остальных пальцев той же руки)

2. Основная часть.

- Вот мы и поздоровались!

- Сегодня утром у двери нашей группы я обнаружила конверт с надписью «Детям группы Колокольчики». Я решила дождаться вас и посмотреть, что за письмо нам пришло. Да вот положила конверт, а куда не помню. Он был прямоугольной формы, голубого цвета. Помогите мне его найти! (По группе разложено несколько конвертов разных форм и цветов, дети ищут конверт по заданному признаку).

-Давайте прочтем его.

«Здравствуйте дети, пишет вам фея Цвета, из страны Гортензия, Снежная королева ворвался ко мне в королевство и заколдовал мой волшебный цветок - Цветик – семицветик. Она забрала у него все цвета на его прекрасных лепесточках, чтобы расколдовать цветок вы должны выполнить семь заданий. Дети, помогите мне, пожалуйста»

- Дети, поможем фее Цвета? (Да)

- Но для этого нам нужно будет отправиться в страну «Гортензию».

- Давайте встанем в круг, и произнесем волшебное заклинание:

Лети, лети, лепесток через Запад на Восток,

Через Север, через Юг

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли

Быть по-нашему вели,

Вели, чтобы мы оказались в стране Гортензии.

- Дети, посмотрите, как здесь красиво (везде развешаны цветы из бумаги). А вот и тот самый цветок (на столе), посмотрите какой он скучный, некрасивый. Он заколдован, поможем его расколдовать?

- Давайте возьмём первый лепесток, и посмотрим что там за задание:

1. Лепесток «Без чего не бывает зимы?».

- Я показываю вам картинки, а вы на мой вопрос по очереди будете отвечать: «Не бывает зимы без… снега, сосулек, санок, горки, елки, подарков, Снеговика. (Дети по очереди отвечают)

(Переворачиваю лепесток другой стороной)

- Дети, посмотрите, лепесток окрасился.

- Давайте поспешим выполнить второе задание

2. Лепесток «Угадай сказку» (презентация)

Читаю загадки (при правильном ответе появляется иллюстрация из сказки.

  • Дед и баба вместе жили,

Дочку из снежка слепили,

Но костра горячий жар

Превратил девчурку в пар.

Дед и бабушка в печали.

Как же их дочурку звали? (Снегурочка)

Давайте узнаем, правильно ли вы ответили. Показ иллюстрации.

- А как вы узнали? (Ответы детей)

- Что произошло со Снегурочкой?

- Почему это произошло?

- Слушаем следующую загадку!

  • Свой дом зимою, в холода

Она слепила изо льда.

Но дом стоял прекрасно в стужу,

Весной же превратился в лужу.

Дом лубяной построил Зайка.

Теперь, читатель, вспоминай-ка,

В какой же это сказке (Заюшкина избушка)

- Чей домик был изо льда? (Ответы детей)

- Лубяной, это значит, сделан из чего?

- Кто зайчика выгнал из домика, почему?

- Кто помог зайчику?

3. Внимание на экран!

  • Послушав лисьего совета,

Сидел на речке до рассвета.

Рыбешки, правда, не поймал

Лишь хвост бедняга потерял.

(Лиса и волк)

- Какие слова приговаривал волк? (Ответы детей)

- Что говорила лиса, сидя на волке?

- Отгадайте, что за сказка

  • Меховой домишко —

И кабан туда попал,

И лиса, и … (мишка)

Всем хватило места в нем —

Вот какой чудесный … (дом)

Дзинь-ля-ля — поет синичка:

Это сказка «…»(Рукавичка)

- Почему рукавичку назвали домиком? (Ответы детей)

- Что случилось потом с рукавичкой?

- Молодцы дети, вот мы и справились со вторым заданием. Посмотрите, второй лепесток окрасился! Давайте вернем его на свое место.

- Будем выполнять следующее задание? (Ответы детей)

3. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»

- Я называю слово, а вы дети подбираете к нему слово с противоположным значением. Например: жидкий - твёрдый

Летом дни жаркие, а зимой …(холодные)

Летом небо светлое, а зимой…(темное)

Летом день длинный, а зимой…(короткий)

Летом солнце яркое, а зимой…(тусклое)

Весной на реке лед тонкий, а зимой…(толстый)

Снег мягкий, а лёд…(твёрдый)

Молодцы дети, вот мы и справились с третьим заданием. Посмотрите, третий лепесток окрасился!

- И достаём следующее задание!

Динамическая пауза

4. Лепесток. «Слепить снеговика» (игровое упражнение с использованием координационной (скоростной) лестницы)

- В этом нам помогут ребятишки из соседней группы, вы движения за ними повторяйте и от них не отставайте. (Дети выполняют движения под музыку в соответствии с текстом)

- Вот мы и с этим заданием справились. Посмотрите и четвёртый лепесток окрасился.

5. лепесток. «Четвёртый лишний»

Давайте поспешим выполнить задание. Дидактическая игра «Четвертый лишний».

(При показе слайдов дети рассматривают и описывают каждую картинку с изображением и обосновывают свой выбор лишней картинки и называют ту, которая на их взгляд является лишней).

- Молодцы дети, мы справились с заданием.

(переворачиваю лепесток другой стороной)

- Дети, посмотрите, лепесток окрасился!

- У нас осталось всего два лепестка. Какой выбираем?

6 Лепесток. Дидактическая игра «Один – много»

- Дети, я буду кидать вам мяч, и «отдавать» вам один предмет, а вы будете возвращать мяч, называя предмет со словом много. Например: роза – много роз. (Дети выполняют правила игры)

«Один - много»:

снежинка - много снежинок

сугроб – много сугробов

сосулька – много сосулек

горка – много горок

мороз – много морозов

метель – много метелей

вьюга – много вьюг

снежок - много снежков

Снегурочка – много Снегурочек

- Молодцы, и это задания оказалось нам под силу.

- Ну что, остался один лепесток.

7. лепесток. Упражнение «А что вчера?»

- Дети давайте вместе вспомним, что было вчера, употребив глаголы в прошедшем времени.

- Я вам буду читать начало предложения, а вы будите, заканчивает фразу

добавляя слова по смыслу в прошедшем времени.

  • Сегодня снег блестит, и вчера...(блестел)

Сегодня снег падает, и вчера …(падал)

Сегодня снег сверкает, и вчера ...(сверкал)

Сегодня снег тает, и вчера ... (таял)

Сегодня снег хрустит, и вчера ...(хрустел)

Сегодня снег идет, и вчера ... (шёл)

Сегодня снег ложится, и вчера... (ложился)

Сегодня снег кружится, и вчера …(кружился)

- Справились и с этим заданием и посмотрите наш «Цветик -семицветик» стал разноцветным, ярким.

- Фея будет очень рада, что мы расколдовали ее царство, помогли ей справиться с волшебством.

Заключительная часть.

- Давайте вспомним, какие задания мы с вами выполнили, чтобы помочь Фее? (ответы детей)

- Давайте соберём лепестки и сложим их в конверт, но сморите, что это…(предположение детей) – да это маленькие цветики – семицветики, для вас на память. (Раздаю эмблемы цветиков – семицветиков)

- Ну а нам пора возвращаться в группу.

Закрываем глаза и повторяем слова.

1,2,3 –в группу нас, волшебная страна, верни.

.

Тема педагогического мероприятия

«Путешествие в волшебную страну»

Возрастная группа:

Средняя

Культурная практика

Познавательная,

коммутативно-игровая деятельность.

Культурно смысловой контекст

Помощь фее из цветочной страны.

Программное содержание:

- закрепить представления о приметах зимы;

- закрепить названия сказок и их содержание;

- закрепить умение образовывать антонимы;

- закрепить умение употреблять глаголы в прошедшем времени

- научить подбирать существительные и правильно согласовывать слова в предложении;

- научить образовывать существительные множественного числа;

- научить употреблять глаголы в прошедшем времени

- сформировать умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний;

- воспитывать доброту, желание оказывать помощь;

- формировать навыки сотрудничества и доброжелательности;

- развивать речевую и познавательную активность детей;

- совершенствовать умение выполнять игровые упражнения с использованием координационной (скоростной) лестницы.

Материал, оборудование: «Цветик - семицветик» из цветного картона с заданиями, магнитная доска, мяч, дидактические игры, музыкальная игра в видео формате «Лепим снежный ком», презентация «Угадай сказку», ноутбук, проектор.

Оборудование:

«Цветик - семицветик» из цветного картона с заданиями, магнитная доска, мяч, дидактические игры, музыкальная игра в видео формате «Лепим снежный ком», презентация «Угадай сказку», ноутбук, проектор.

Технологическая карта педагогического мероприятия

Этапы занятия, методы и приёмы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Планируемые результаты

I этап – Подготовительный (4 мин)

Организационный момент

Воспитатель предлагает детям, поздороваться.

(Приложение 1).

Приветствуют друг друга.

Формируется эмоциональный настрой.

Мотивация к основной деятельности.

Словесный метод.

Игровой метод.

Обращает внимание детей на конверт. Обращает внимание на Цветик - семицветик.

Слушают, рассматривают, выбирают первый лепесток.

Привлечь внимание детей, формирование позитивной мотивации на предстоящую деятельность.

II этап – Основной (13 мин)

Словесный метод

Сообщает детям, что кто-то попросил помощи.

Предлагает игру

(Приложение 2)

Слушают. Учувствуют в игре. Выбирают следующий лепесток

Проявлять эмоциональную отзывчивость.

Словесный метод

Наглядный метод

Предлагает присесть для просмотра игровой презентации.

(Приложение 3)

Дети отвечают на вопросы. Испытывают неуверенность в ответе. Включение в общение.

Познавательная и коммуникативная активность.

Словесный метод

Предлагает детям игру.

(Приложение 4)

Дети подбирают слова с противоположным значением

Развитие коммуникативных навыков.

Словесный метод

Наглядный метод

Предлагает просмотр презентации.

Организует просмотр, подводит детей к выводу, что некоторые картинки лишние. (Приложение 5)

Дети рассматривают слайды, описывают каждую картинку с изображением.

Слушают.

Проявляют интерес к процессу выбора лишнего.

Умение формулировать выводы.

Словесный метод

Практический метод

Предлагает игру с мячом на закрепление полученных ранее знаний.

(Приложение 6)

Дополняют предложененния, выполняют игровые упражнения с мячом.

Умение формулировать ответы.

Словесный метод

Предлагает игру на умение употреблять глаголы в прошедшем времени

(Приложение 7)

Испытывают неуверенность в ответе. Включение в общение.

Развитие коммуникативных навыков

Игровой метод

Динамическая пауза

Игра «лепим снеговика» (Приложение 8)

Выполняют движения по тексту.

Развитие двигательных способностей.

III этап – Заключительный (3 мин)

Беседа, поощрение за работу, сюрпризный момент

- Какие мы с вами молодцы!

-Помогли фее, расколдовали цветик – семицветик.

- Как мы этого добились?

-Какие задания для этого пришлось выполнить?

- Какие задания для вас были трудными?

- Какие понравились?

- Кому вы расскажите о сегодняшнем занятии?

- Большое вам спасибо, что помогли сегодня мне!

Отвечают на вопросы.

Умеют высказывать свои мысли понятно для окружающих.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

«Здравствуй пальчик»:

- Утром встали пальчики - маленькие мальчики,

Друг другу обрадовались, Здороваться начали.

Здравствуй, пальчик, здравствуй пальчик….

(поочерёдное соприкосновение большого пальца руки ребёнка с кончиками остальных пальцев той же руки)

Приложение 2.

«Без чего не бывает зимы?».

Педагог показывает детям картинки, дети по очереди отвечают на вопрос : «Не бывает зимы без… (снега, сосулек, санок, горки, елки, подарков, Снеговика,…)

Приложение 3.

«Угадай сказку» (презентация)

1. Дед и баба вместе жили,

Дочку из снежка слепили,

Но костра горячий жар

Превратил девчурку в пар.

Дед и бабушка в печали.

Как же их дочурку звали? (Снегурочка)

2. Она слепила изо льда.

Но дом стоял прекрасно в стужу,

Весной же превратился в лужу.

Дом лубяной построил Зайка.

Теперь, читатель, вспоминай-ка,

В какой же это сказке (Заюшкина избушка)

3. Внимание на экран!

Шла морозная зима.

В проруби у озера

Серый хвост лиса-кума

Волку отморозила.

(Лиса и волк)

4. Меховой домишко —

И кабан туда попал,

И лиса, и … (мишка)

Всем хватило места в нем —

Вот какой чудесный … (дом)

Дзинь-ля-ля — поет синичка:

Это сказка «…»(Рукавичка)

Приложение 4

«Скажи наоборот»

Например: жидкий - твёрдый

Летом дни жаркие, а зимой …(холодные)

Летом небо светлое, а зимой…(темное)

Летом день длинный, а зимой…(короткий)

Летом солнце яркое, а зимой…(тусклое)

Весной на реке лед тонкий, а зимой…(толстый)

Снег мягкий, а лёд…(твёрдый)

Приложение 5

Дидактическая игра «Один – много»

снежинка - много снежинок

сугроб – много сугробов

сосулька – много сосулек

горка – много горок

мороз – много морозов

метель – много метелей

вьюга – много вьюг

снежок - много снежков

Снегурочка – много Снегурочек

Приложение 6

Упражнение «А что вчера?»

Сегодня снег блестит, и вчера...(блестел)

Сегодня снег падает, и вчера …(падал)

Сегодня снег сверкает, и вчера ...(сверкал)

Сегодня снег тает, и вчера ... (таял)

Сегодня снег хрустит, и вчера ...(хрустел)

Сегодня снег идет, и вчера ... (шёл)

Сегодня снег ложится, и вчера... (ложился)

Сегодня снег кружится, и вчера …(кружился)

Приложение 6

Динамическая пауза «Лепка снеговика»:

Снег пушистый нагребаем – по очереди движения обеими руками к себе

Лепим, лепим ком большой – фонариками рисуем большой круг, приседая

И ещё раз нагребаем – по очереди движения обеими руками к себе

Лепим, лепим ком другой – фонариками рисуем поменьше круг

Лепим ручки – ручками лепим пирожок

Лепим ножки – ручками лепим пирожок

Чтобы бегал по дорожке – бег на месте

Лепим глазки – указательными пальцами показываем по очереди глаза

Лепим бровки – показываем брови

И длиннющий нос морковкой – выстаиваем ладошки друг к другу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста « Путешествие в сказочную страну» (песочная терапия)

Цель: ·        Создание атмосферы единства, сплочение группы;·        Повышение позитивного настроя;Задачи:·...

Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста « Путешествие в сказочную страну» (песочная терапия)

Цель: ·        Создание атмосферы единства, сплочение группы;·        Повышение позитивного настроя;Задачи:·...

Конспект занятия по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста

Данное пособие поможет сформировать у детей умение различать и называть предметы посуды;совершенствоать умение находить сходства и различия между предметами;развиватьумение составлять описательный рас...

Конспект занятия по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Стоит в поле теремок»

Это очень интересный конспект для воспитателей детского сада, очень содержательный и познавательный....

Конспект занятия по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста 5 года жизни (средняя группа) Тема: «В гостях у сказки «Колобок»

Программное содержание: Учить выделять и называть характерные признаки персонажей сказки «Колобок». Вспомнить и закрепить последовательность действий героев сказки с помощью моделей.С...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических отношений и связной речи для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в волшебную страну"

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических отношений и связной речи для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в волшебную страну"...

Конспект открытого занятия по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ…»

Конспект открытого занятия по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста«Путешествие по сказкам…»Цель: создать условия для речевого развития детей средствами театрализован...