Литературная викторина «В гостях у сказки»
методическая разработка

Светлана Анатольевна Куприянова

Детские страхи относятся к самым сильным переживаниям детства. У взрослых тоже бывает состояние тревоги, беспокойства и даже страхов, но мы ведь взрослые и у нас есть опыт, а дети много еще не понимают.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_kupriyanova_2.docx44.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Балаганский детский сад №3

Методическая разработка на тему:

«ДЕТСКИЕ СТРАХИ И ТРЕВОЖНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Подготовил:

Воспитатель,

Куприянова Светлана Анатольевна

п. Балаганск, 2021 г.

ДЕТСКИЕ СТРАХИ  И  ТРЕВОЖНОСТЬ  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

        

С.А. Куприянова,

МКДОУ Балаганский детский сад №3

Детские страхи относятся к самым сильным переживаниям детства. У взрослых тоже бывает состояние тревоги, беспокойства и даже страхов, но мы ведь взрослые и у нас есть опыт, а дети много еще не понимают. Не стоит смеяться, когда ребенок чего  то боится и успокаивать таким тоном, ну, что здесь такого страшного. Если ребенок  обратился с просьбой, это значит сигнал, здесь нужно ему помочь. Если мы не будем обращать на это внимание, то ребенок будет бороться со своим страхом в одиночестве. Поэтому сначала нужно выяснить причину, почему ребенок стал бояться.

Может это произошло после уколов или укуса. Или взрослые запугивают ребенка постоянно. Даже мультфильм может оказаться не безобидным. Сначала нужно посмотреть самим или прочитать, а потом предлагать ребенку. И совершенно не допустимо, когда ребенок вместе с взрослыми смотрит фильмы, боевики которые предназначены для взрослых. Страдают больше те дети, на которых кричат, запугивают, а еще ужаснее, когда ребенка отправляют в темную комнату что бы его наказать, или требуют от ребенка неподвижно стоять, сидеть. В семьях, где родители постоянно выясняют отношения, дети больше всего подвержены страху. Ребенок еще маленький и он сможет разбираться в взрослых проблемах. Он постоянно находится в состоянии стресса. Никогда нельзя конфликтовать при детях Если все таки у ребенка есть страхи, и ему нужна ваша помощь, больше всего спасет ребенка ваши объятия. Можно предложить ребенку нарисовать страх которого он боится. Познакомиться с ним, как его зовут, где он живет, на кого он похож, какие у него руки, голова? Почему он тебя пугает? А как бы ты хотел с ним расправиться? По рисунку можно определить состояние ребенка. Можно подрисовать усы, которые развеселят ребенка. Можно скомкать этот рисунок и бросить на пол, потоптать и выбросить в мусорное ведро. Можно его даже сжечь. Детям можно купить амулет, который будет его спасать, повесить его над кроватью. Также страх можно закопать в снег или песок, для этого можно слепить из пластилина этот предмет, или взять шприц если он боится уколов .Если ребенок боится каких то насекомых, например гусеницу, выйдя на прогулку предложить покормить. Со страхами можно бороться, читая ребенку такие произведения, как «Чего боялся Петя», «У страха глаза велики», «Живая шляпа».

Если ребенок боится темноты, можно предложить ему забегать и выбегать из темной комнаты. Можно зайти с фонариком в темную комнату и рассмотреть все предметы которые там есть. Не желательно с ребенком находиться на поминках и ездить на кладбище. Если ребенок спросит  почему умер дедушка и тд. объяснить, что у него была очень редкая болезнь, или дедушка был очень старенький. Самое ужасное когда ребенок боится родителей, тех кто его должен защищать. Если рядом с ним надежный взрослый который увидев проблему сядет рядом с ребенком посмотрит ему в глаза. возьмет за руку и скажет «Не бойся, я с тобой и мы обязательно справимся с этим страхом».

Конспект игровой деятельности по коррекции страхов и тревожных     состояний у детей старшего дошкольного возраста

Возрастная группа: старшая группа, воспитанники 5-6 лет.

Продолжительность занятия по времени: 20 -25 минут

Цель: снижение уровня тревожности детей дошкольного возраста с выявленными устойчивыми проявлениями тревоги через проведение коррекционно-развивающего занятия.

Задачи: активизировать в речи детей слова, обозначающие такие эмоции, как радость, страх, боязнь, ужас.

               учить рассказывать о своих переживаниях взрослым;

               формировать смелость, способность противостоять страху.

Форма проведения занятия: игровая, продуктивная.

Методы работы:объяснение, показ, представление.

Место проведения: МКДОУ Балаганский детский сад №3

Материалы: Вырезанные из плотной бумаги шаблоны масок (примерно по размеру детских лиц); ножницы, клей.

Картинки – липучки; блестки разных цветов и форм, цветная бумага в листах и в виде различных фигур (полосок, кругов, треугольников, многоугольников и т.п.)

Природные материалы - цветы, листья, веточки, семена; различные крупы (рис, гречка, горох), мелкие макаронные изделия забавных форм; разноцветные кусочки ткани, меха, тесьма, бахрома, вата; краски, листочки, карандаши.

Ожидаемый результат: снизится уровень тревожности у детей, пополнится их эмоциональный опыт, спадет мышечное напряжение.

Ход занятия

Структура НОД, этапы работы

Деятельность педагога

Деятельность детей

 Результат

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный

момент

Психологическое приветствие

Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть всех, и сегодняшний день принесет вам много интересного и нового. Педагог организовывает приветствие с детьми в доброжелательном тоне в форме игры. Вдохните глубоко и с выдохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Вдохните в себя свежесть воздуха, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

Ребята, а хотите я вам сейчас расскажу свою историю из детства? Когда я была маленькая, я сильно боялась, когда гремел гром и сверкала молния.

А когда вы были, маленькими вы чего-то боялись?

Дети здороваются, собираются в круг, улыбаются.

Дети говорят «да»!

Дети рассказывают, о ситуациях, когда им было страшно, дают индивидуальные ответы

Создание хорошего настроения, включение в образовательную деятельность;

снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.

       Упражнение микрофон: «Я боюсь, когда …».

остаюсь один (одна;

заболеть;

мне снится страшный сон;

остаюсь один (одна) в темноте.;

Волка, медведей, др. хищных зверей;

Пауков, змей;

Бури, грозы, урагана;

Огня, пожара;

Врачей;

Уколов,

Звучит запись «Помогите, помогите!»

Ребенок должен закончить предложение:

Привлечение направленного внимания

Проблемная ситуация (или мотивация) постановка и принятие детьми цели занятия

Ребята вы слышите, кто, то просит о помощи. Подождите, я сейчас пойду, посмотрю, кто же это может быть?

Выходит гномик, (в руках коробка). Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? Я гномик приехал из маленького волшебного города. В нашем городе случилась беда. Может быть, вы можете нам помочь?

Воспитатель предлагает воспитанникам посмотреть отрывок из мультфильма:

В чудесном городе живут маленькие веселые гномики. Жизнь гномиков светла и беззаботна. Они ходят, друг к другу в гости не только по праздникам, но и просто так.

Но однажды в город пришла беда. Налетел черный ураган, и все в жизни гномиков изменилось. Исчезли смех и радость, а когда на город спускался вечер, вместо них приходили страх и тревожность. Кто- то вдруг начинал бояться темноты, кто-то – оставаться один дома, а кто-то боялся простую кошку или собаку, и у каждого гномика страх и тревожность были свои.

Встречают гномика

Воспитанники смотрят отрывок из мультфильма «Белоснежка и семь гномов»

Создание условий для восприятия материала

        ОСНОВНАЯ

ЧАСТЬ

решение (проблемной ситуации)

Игра «Комплименты»

Ребята, поможем, гномикам избавиться от страха и тревожности?

Как мы это сделаем?

Воспитатель: выслушав ответы детей, предлагает им наиболее простой способ избавиться от страхов – нарисовать их.

Что мы с вами нарисовали? (страхи), а что мы с ними можем сделать?

 Смять рисунки  и бросить на пол, потоптать и выбросить в мусорное ведро

Гномик: Ребята, спасибо вы научили меня тому, как можно избавиться от страхов и тревожности. Я хочу поблагодарить вас за это. Давайте скажем друг – другу что – нибудь  приятное.

Дети вместе с педагогом встают в круг. Говорят друг – другу приятные слова

Глеб ты самый смелый, Маша ты самая добрая, Милана ты самая веселая.

Гномик: Спасибо вам ребята вы помогли мне избавиться от страхов и тревожности. До свидания!

Да !Дети предлагают различные варианты помощи гномикам.

Дети с радостью соглашаются и проходят к своему рабочему месту.

Воспитанники предлагают различные варианты: стереть, смыть, порвать, спрятать.

Дети  выбрасывают свои страхи в мусорное ведро.

К рисунку на листе бумаги, т. е к отпечатку дорисовывают различные детали, разрывают или комкают, или выбрасывают, таким образом, избавляются от страхов, делают их смешными.

Дети владеют умением рисования и закрашивания

Снятие напряжения

Воспитанники прощаются с гномиком

Сюрпризный момент

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

Ребята вы такие молодцы помогли гномикам преодолеть страхи.

Ой! Посмотрите гномик что – то забыл в своей коробочке. Давайте посмотрим, что же там. Ребята да это же маски, но они бесцветные, грустные. А, что можно с ними сделать?

А как можно сделать их необычными, веселыми, смелыми?

Нарисовать улыбку, разукрасить, приклеить на них разные кусочки.

Дети подбирают различный материал для наклеивания

Упражнение «Рисование сказочных масок»

Самостоятельное выполнение работы

Педагог начинает выполнять задание.

В процессе работы педагог объясняет, как создать эффект бровей мхом, как при желании изменить разрез глаз, форму рта.

Работа проводиться под спокойную музыку.

Вы можете наклеить на маски бабочки, цветочки, шарики. Ребята давайте примерим наши маски. Посмотрите друг на друга, какими они получились смешными. Эти маски вы можете забрать с собой, для того, чтобы они оберегали вас от страхов, чтобы вы ничего не боялись и не тревожились. И если вы чего - нибудь испугаетесь, маска вас будет оберегать.

Ребята, а сейчас мы с вами посетим «Театр масок!». Вы все будете артистами, а я – фотографом. Я буду просить вас изобразить выражение лица различных героев.

изобразите ворону, которая сжимает сыр в клюве.

Внимание! Замрите! Снимаю! Спасибо! Молодцы! А теперь покажите, как испугалась бабушка из сказки «Красная шапочка», когда поняла, что разговаривает не с внучкой, а с Серым волком.

Замрите! Спасибо! А как хитро улыбалась лиса, когда хотела понравиться колобку? Замрите! Снимаю! Молодцы! Замечательно! Хорошо потрудились! Все работали хорошо, особенно страшной была маска Глеба, когда я посмотрела на Глеба, я испугалась, а Кира была похожа на хитрую лисицу. Все постарались, молодцы! Давайте немножко отдохнем, расслабимся. Всем спасибо!

Дети получают шаблоны масок и начинают выполнять работу:

Раскрашивают, закрашивают и наклеивают различный материал(цветочки, бабочки, мох, и т.д.)

Дети примеряют маски, смотрят друг на друга

Дети плотно сжимают челюсти, одновременно вытягивая губы, изображают клюв.

Дети могут широко раскрыть глаза, поднять брови.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ

ЧАСТЬ

Итог занятия

Рефлексия

   

   Упражнение на релаксацию «Искорка храбрости»

Цель: Закрепить позитивную атмосферу,  созданную в начале занятия.

Дети стоят в кругу. Педагог просит детей сказать:

Какое у вас сейчас настроение?

Какие моменты были самые интересные?

 Что было трудно? Почему?

 Кому помогли? Смогли помочь гномикам, потому что научились не тревожиться и преодолевать страх.

Цель: зарядить  храбростью детей. Предоставить детям уверенности в своих силах.

 «Закройте глаза, представьте, что от тепла вашего дыхания в ваших ладошках появилась искорка храбрости. Поделитесь ей со своими друзьями. И вот произошло чудо: чем больше вы делитесь искоркой, тем больше она становится  и ваш страх будет крохотным».

На этом наше занятие закончилось, спасибо всем. До свидания!

Ответы детей

Изготовление масок, рисование страха.

Дети стоят в кругу, взявшись за руки, и повторяют за педагогом

АНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОГО МЕРОПРИЯТИЯ

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.

Задача воспитателя – своевременно распознать их, так как только вовремя оказанная помощь может предотвратить развитие у таких детей невротических состояний и неврозов. А для этого воспитателю необходимы определенные психологические знания.

В работе по коррекции использовалось активное педагогическое воздействие, направленное на снятие мышечного напряжения,тревожности, гармонизацию личности и межличностных отношений.  Была организована непосредственно – образовательная деятельность, где в условиях комфортного режима, творческой деятельности, доверия ребенка друг к другу, веселого настроения во время занятия, использования игровых ситуаций у детей создавались положительные эмоциональные и личностные состояния. Занятие было построено так, что у детей воспитывалось уважительное отношение друг к другу, повышался эмоциональный тонус, снижалось мышечное напряжение, появлялось чувство раскрепощения и свободы, активного творчества. С такими детьми гораздо легче проводить коррекцию познавательных процессов. Ведь ребенок, который верит в себя и видит поддержку и помощь группы, более успешен в решении интеллектуальных задач. На занятии проводились игры длякоррекции тревожности у детей среднего дошкольного возраста.     Некоторые дети, особенно со слабой нервной системой, могут невротизироваться просто оттого, что их психофизические и реакции отстают от общего ритма жизни детского коллектива, с этой целью почти в течении всего занятия, вводились расслабляющие упражнения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Комарова, Т.С. Изобразительное искусство детей в детском саду и в школе / Т.С.Комарова, О.Ю.Зарянова, Л.И.Иванова и др. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 52 с.

2. Панфилова М.А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков // Школьный психолог.- 1999.- №8.- с.10-12.

3.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- 384с.

4.Захаров А.И. "Предупреждение отклонений в поведении ребенка" третье издание. СПб.: Союз, 1997.

5.Психолог в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. - М.: Новая школа, 1996.

6.Савина Е. «Тревожные дети». Дошкольное воспитание - 1996, №4 с. 11-14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина "В гостях у сказки"

Литературная викторина "В гостях у сказки" предназначена для детей старшего дошкольного возраста....

Литературная викторина "В гостях у сказки"

.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5867737","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5867740","a...

Литературная викторина "В гости к сказкам"

Закрепить знание детей о сказках прочитанных ранее. Учить по иллюстрациям, героям, отрывкам определять название сказки. Высказывать свое отношение к героям сказок, их поступкам. Закреплять умения отве...

Литературная викторина "В гостях у сказки"

Наименование работы: Литературная викторина «В гостях у сказки»ФИО автораТюленева Любовь ВитальевнаМесто работыМАУДО «Детский сад №6»ДолжностьвоспитательТема«В гостях у сказки»ГруппасредняяКраткая анн...

Литературная викторина "В гостях у сказки"

Литературная викторина "В гостях у сказки" для детей среднего дошкольного возраста. Выполнена в программе Microsoft Office Power Point 2010, все действия выполняются по щелчку мыши. Взрослый чита...

Литературная викторина "В гостях у сказки"

- Мы не прощаемся со сказками, мы будем продолжать их читать и изучать....