Проект по нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников "Коми край родной - любимый"
проект (старшая группа)

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.

Поэтому нашей задачей, как педагогов, является:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  •  воспитание уважения к труду;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.

Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_nravstvenno-patriocheskomu_vospitaniyu.docx42.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Центр развития ребенка - детский сад № 17" г. Сыктывкара

(МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 17»)

Проект «Коми край родной - любимый»

(по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшей дошкольной группы)

Из опыта работы

Разработала: Лодыгина Е.В,

воспитатель 1 категории

г. Сыктывкар

Актуальность

Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Пояснительная записка

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.

Поэтому нашей задачей, как педагогов, является:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.

Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Цель проекта:

Проект направлен на формирование нравственно - патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране.

Задачи проекта:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;
  • расширение представлений о городах России;
  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
  • формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;
  • формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.

Тип проекта: Познавательный, творческий, социальный

Сроки проекта: долгосрочный - учебный год

Участники проекта: педагоги, дети, родители

Методы проекта:

Наглядные

  • Наблюдение;
  • рассматривание картин, иллюстраций;
  • просмотр видео, презентаций.

Словесные

  • Беседа, рассказ, чтение художественной литературы.

Практические

  • Моделирование, опыты, эксперименты.

Игровые методы

  • Дидактические и обучающие интерактивные игры

Формы работы с детьми:

  • Беседы;
  • занятия;
  • рассматривание альбомов, иллюстраций о республике Коми;
  • выставки детских работ по проекту;
  • заучивание стихов коми писателей на конкурс;
  • творческая речевая деятельность;
  • утренники, развлечения, викторины;
  • дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту.

с родителями:

Беседы, консультации, родительские собрания по темам проекта, папки-передвижки, анкетирование.

Этапы проведения и реализации проекта:

I. Информационно-накопительный:

  • Изучение интереса детей и их родителей для определения целей проекта (анкетирование).
  • Сбор и анализ литературы и дидактических пособий для взрослых и детей.
  • Обращение к специалистам и социальным партнерам.

II. Организационно-практический

  • Проведение цикла познавательных занятий о Республике Коми;
  • проведение развлечений и праздников;
  • оформление альбомов, тематических папок;
  • оформление дидактических игр по краеведению;
  • подборка и создание презентаций;
  • создание интерактивных игр;
  • конструирование макетов;
  • организация выставок детских поделок и фотовыставок;
  • экскурсии и фотоэкскурсии;
  • посещение музея, детской библиотеки,

III. Презентационно - завершающий

  • Презентация итогов работы по проекту.
  • Проведение итоговой непосредственно-образовательной деятельности.
  • Создание уголка Республики Коми в дошкольной группе.

IV. Контрольно-рефлексивный

  • Проведение викторины «Мой любимый Коми край»
  • Оформление детских исследовательских работ по теме «Удивительное рядом»
  • Проведение анкетирования.

Ожидаемые результаты:

  • Появится желание взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;
  • У детей произойдет развитие познавательного интереса к родному краю;
  • Повысится уровень нравственно - патриотического воспитания;
  • Сформируется умение выступать перед аудиторией;

Календарно-тематическое планирование


КТП способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.

сентябрь

Цель: Определение уровня знаний и познавательного интереса детей и родителей к родной Республике

Включение в начале года в первое родительское собрание вопроса «Люби и знай свой край»

Форма проведения: онлайн - презентация

октябрь

Тема «Любимый уголок»

Цель: Обобщение и обогащение знаний детей о родном городе

Информационный блок

Технологический блок

Организационный

блок

Презентации: «Улицы города Сыктывкара», «Сыктывкар – наша малая Родина», «Достопримечательности Республики Коми». Тематические альбомы - «Мой родной город»

НОД «Моя малая Родина – город Сыктывкар»

Детские выступления с презентацией по теме «Уголок детства» (Рассказ дошкольников «Где я

отдыхал летом»)

Организация фотовыставки «Город, в котором я живу»

Выставки детских поделок «Мой город»

Создание макета коми избы

Дидактические игры для ознакомления дошкольников с природой родного Коми края

ноябрь

Тема «Природа Республики Коми»

Цель: Формирование представлений у детей о своеобразии природы на территории Республики.

Информационный блок

Технологический блок

Организационный

Блок

Презентации: «11 чудес Коми», «Красивые места РК», «Печоро - илычский заповедник», «Путешествие по тундре», «Природа Коми края», «Удивительный коми край», «Реки Республики Коми», «Красная книга Республики».

Тематические альбомы: «Зеленая книга Республики Коми», «Тайга», «Зеленая аптека», «Полезные ископаемые», «Птицы», «Растения леса», «Хищные животные», «Ядовитые растения».

НОД «Полезные ископаемые».

Беседы «Красная книга Республики Коми», «Заповедные места».

Выступления детей с рассказами «Полезные ископаемые», «По страницам Красной книги».

Беседа «День народного единства»

Создание макетов: «Тайга», «Тундра», «Водоем», «Столбы выветривания».

Разработка коми подвижных игр для детей.

Создание плаката на день народного единства и участие в конкурсе дистанционно.

декабрь

Тема: « История родного края»

Цель: Обогащение знаний воспитанников об истории возникновения

городов, истории жилища, старинной домашней утвари, народных играх.

Информационный блок

Технологический блок

Организационный

Блок

Презентации «Города Республики Коми», «Коми национальная одежда», «Народная культура и традиции».

НОД «Путешествие по городам Республики Коми»

Организация фотовыставки «Республика вчера и сегодня»; выставки «Старинная вещь моей семьи», Оформление в группе уголка «Города РК»

январь

Тема: «Литературная страничка»

Цель: Закрепление знаний детей о литературном творчестве земляков.

Информационный блок

Технологический блок

Организационный

Блок

Презентация «Поэзия Республики Коми»

НОД «Светлая дорога» (Творчество П.А.Образцова)

Организация конкурса чтецов «Мой любимый коми край»

Чтение художественной литературы коми поэтов и писателей

Выставка детских рисунков - раскрасок по произведениям коми писателей

февраль

Тема: «Люди, прославившие Республику»

Цель: Формирование познавательного интереса к жизни и достижениям знаменитых людей Республики.

Информационный блок

Технологический блок

Организационный

блок

Презентации «Герои Великой Отечественной Войны», «Подвиг Оплеснина», «Олимпийские звезды».

Беседы о знаменитых земляках РК.

Спортивное развлечение «А ну-ка мальчики».

Выставка детских рисунков «Есть такая профессия защищать Родину» (аппликация)

Участие в конкурсе смотра строевой (2 место по городу).

Участие в конкурсе чтецов «Кывлон гор» на коми языке.

март

Тема: Народное творчество

Цель: Обогащение представлений детей о коми народном творчестве, разнообразии музыкальных инструментов, народных праздников

Информационный блок

Технологический блок

Организационный

блок

Презентация «Музыкальные коми народные инструменты»

Развлечение «Вечер коми народных сказок»

Организация фестиваля сказок (Драматизация сказок).

Оформление уголка «Музыкальные коми народные инструменты».

апрель

Тема: «Народные промыслы»

Цель: Приобщение детей к народным промыслам, вовлечение их в процесс изготовления изделий.

Информационный блок

Технологический блок

Организационный

блок

Презентации: «Волшебная береста», «Народные промыслы», «Коми ремёсла».

Тематические альбомы: «Изделия из бересты», «Коми орнаменты»

НОД «Секреты коми орнамента.

Викторина «Знатоки Коми края»

Викторина ко дню космонавтики

Выставка «Чудесная береста».

Создание альбома коми орнаментов.

Изготовление из природного материала коми орнаментов для украшения веранды.

Интерактивный плакат ко дню космовтики.

май

Тема: «Мой край неповторимый»

Цель: Обобщение знаний о родной Республике и стране в целом.

Итоговые мероприятия:

  • НОД «В поисках сокровищ»
  • Проведение праздника к 9 мая
  • Подготовка детских творческих работ для акции «Открытка ветерану»
  • Дополнение уголка Республики Коми в дошкольной группе: куклами в народных костюмах, литературой, методическими разработками и сувенирами.
  • Оформление дошкольной площадки к 100-летию РК
  • Оформление стенда приемной группы к 100-летию РК

Заключение

В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.

Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина.

Ключевую роль играет семья, т.к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».

Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.

Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.

Список литературы

  1. И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
  2. Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
  3. Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
  4. Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
  5. М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
  6. Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
  7. И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
  8. З.А.Ершова, Н.А.Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»
  9. Материалы Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Смоленский край, навек любимый!»

Мы живем в век быстрого развития коммуникаций и все большей мобильности. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, на...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников: « Мой край родной – частица Родины большой»

Формировать у детей  любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края....

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста "Родной свой край люби и знай!"

В 2017-2018 учебном году одной из задач воспитания и обучения дошкольников в МАДОУ "Детский сад № 5" являлась задача воспитания гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю, разв...

проект по нравственно-патриотическому воспитанию, создание макета "Край родной - Камчатка"

Творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию, который формирует у детей уважение и любовь к своей малой Родине....

Методическая разработка Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе "Родной свой край люби и знай"

За последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исто...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников «Мой родной город – Березовский»

Слайд 2Актуальность проекта:Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель. Основная причина пристрастия молодежи к негативным проявлениям обществ...

Проект по нравственно -патриотическому воспитанию «Люби и знай родной свой край »

Проект по нравственно -патриотическому воспитанию«Люби и знай  родной свой край »...