Моя педагогическая находка
методическая разработка (младшая группа)

Игнатьева Елена Викторовна

Моя педагогическая находка

Тема педагогического опыта: «Коробка, где живут истории…», как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста.

Актуальность опыта

Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства и даже некоторые формулы этикета общения. Являясь сложной и многогранной деятельностью, общение требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта. Высокий уровень коммуникативных умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной среде.Современные родители в наше время частенько забывают, что дети подражают речи окружающих и пускают процесс развития речи на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.

При поступлении в школу педагоги сталкиваются с такими проблемами:

  • односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Бедность речи, недостаточный словарный запас.
  • Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.
  • Плохая дикция.

Наблюдения педагогов показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема ее развития является одной из актуальных на сегодняшний день. Огромная ответственность при этом ложится на педагогов, занимающихся развитием речи подрастающего поколения, и прежде всего – педагогах дошкольного образования, формирующих и развивающих связную речь малыша.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования речевое развитие выделено в отдельную образовательную область и это не случайно, так как дошкольный возраст – это сенситивный период развития речи детей.

Развитие связной речи является первым и важным условием полноценного развития ребенка. Именно грамотное, логически оформленное изъяснение своих мыслей является одним из показателей умственного развития. Только в связной речи в диалоге, монологе, рассказывании и пересказе можно четко проследить все основные аспекты, характеризующие нашу речь. Успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают определённую успешность в овладении новыми знаниями и последующем их применении.

Главное условие реализации ФГОС ДО – обучение детей в игре, т. к. игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.

Во время работы с детьми, я заметила, как внимательно дети слушают, когда я рассказываю им сказку, и как быстро они начинают отвлекаться, если я читаю ее в книге. Тогда я задумалась – что привлекает их в первом случае? Дети больше любят и лучше запоминают импровизированные истории, чем заученные тексты. Чтобы научиться правильно и интересно рассказывать, эффективно использовать это умение в работе, я внедрила в свою практику дидактическое пособие «Коробку, где живут истории». Что же представляет из себя «Коробка, где живут истории?» В ней я разместила яркие красивые мешочки, наполненные различными предметами. В основном это предметы окружающего мира, фигурки людей, игрушки животных и картинки, но на самом деле в них может быть всё, что угодно. Ведь закрытый мешочек –это уже интересно, и детская фантазия начинает работать. Что же там? Что будет внутри?  Вариантов использовать «Коробку с историями» великое множество. Реализация новых подходов служит эффективным дополнением к общепринятым классическим технологиям и методикам.

С помощью персонажей, которые прячутся в мешочках, мы сочиняем короткие рассказы, сказки, рассказываем, что увидели по дороге в детский сад или просто делимся новостями. Это позволяет: разнообразить образовательную деятельность с детьми; заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии; научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию; обогатить устную речь дошкольников; облегчить процесс запоминания сюжета. Сам прием не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. Эффективен в процессе рассуждения, потому что импровизированные рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают фантазию, воображение.

При всем достоинстве данного игрового пособия, выявилось противоречие между необходимостью формировать речевые способности у дошкольников и недостаточным охватом использования игровой технологии «Коробка, где живут истории» в различных видах деятельности младших дошкольников.

Обозначенная актуальность и выявленное противоречие определили тему моего педагогического опыта: «Коробка, где живут истории», как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста».

Теоретическая база опыта

Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. Поэтому в детском саду создаётся специальная среда, способствующая максимально полному раскрытию речевых возможностей воспитанников.

Значимость речи рассматривали в своих трудах А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др. Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М. М. Кониной, А. М. Леушиной, О. И. Соловьевой, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой.

Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А. М. Бородич, Н. Ф. Виноградовой, В. В. Гербовой, Э. П. Коротковой Е. А. Смирновой, Н. Г. Смольниковой, О. С. Ушаковой, Л. Г. Шадриной и др.

Исследователями доказано, что речь формируется в процессе общения людей между собой. Развитие речи тесно связано с формированием мышления и воображения ребенка Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы способствует овладению монологической речью, а это имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребенка к школе и, как отмечают многие ученые, педагоги, возможно только в условиях целенаправленного обучения

Многолетние исследования Т. А. Ткаченко показали, что дети дошкольного возраста при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах. При подборе таких средств она основывалась на факторах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи. Одним из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, Л. В. Эльконина, А. М. Леушиной и других, является наглядность, при которой происходит речевой акт.

Технология описания опыта

Цель моего педагогического опыта: развитие у детей младшего дошкольного возраста умения составлять рассказы, используя «Коробку, где живут истории…»

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

  1. Обучать детей составлению простейших рассказов, используя игрушки, картинки
  2. Повысить речевую активность детей
  3. Обогащать и активизировать словарь детей
  4. Развивать воображение и творческие способности.
  5. Воспитывать умение работать в коллективе

Свою практическую деятельность с детьми младшего дошкольного возраста строю на следующих принципах:

- на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей отборе материала;

- интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;

- активного включения детей;

- построение деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Приёмы:

  • Ритуальность, ритмичность проведения режимных моментов, образовательных мероприятий с использованием « Коробки, где живут истории…».
  • Использование разнообразных игр, игрушек, картинок для формирования детского словаря, развития связной речи детей.
  • Наглядность и эстетичность средств обучения, способных вызывать у детей эмоциональный отклик.

Предполагаемые результаты:

  • У детей расширяется и активизируется словарь за счет:

– существительных-названий предметов одежды, посуды, мебели, игрушек, растений, овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;

– глаголов-действий: играть, гулять, бегать, клевать, кричать и т.п.;

– прилагательных: большой, маленький, круглый, яркий, красивый, цветной и т.п.;

– наречий:красиво, ярко.

  • Ребёнок самостоятельно отвечает на все вопросы, пользуется простыми распространенными предложениями и пред­ложениями с однородными членами.
  • Ребёноксоставляет простейшие рассказы, используя игрушки, картинки
  • Ребёнокумеет внимательно слушать и слышать воспитателя и сверстников.

Предлагаемый материал стимулирует интерес детей к самому процессу составления простейших рассказов, даёт детям новые слова и выражения, вызывает у них желание разговаривать по существу содержимого мешочков, вступать в диалог со взрослыми и сверстниками.

В начале работы с «Коробкой, где живут истории», достав из яркого мешочка его содержимое: игрушки, либо картинки, либо кубики с картинками, я сама составляю рассказ, дети внимательно слушают правильную, грамотную речь педагога. Впоследствии мы вместе с детьми придумываем рассказ или сказку, я направляю и корректирую сюжетную линию в нужном направлении. Помогаю детям определить, о ком будет этот рассказ, где развернутся события, при каких обстоятельствах, помогаю выбрать подходящие слова для начала рассказа или сказки. В процессе составления рассказа задаю наводящие вопросы, помогаю выбрать выпавшие картинки или игрушки и объединить их в единую историю.

Рассказывание историй имеет и психопрофилактический эффект, т. к. позволяет застенчивым детям быть более раскрепощёнными, робких делает смелее, молчаливые становятся более разговорчивыми.

Понимая, что совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка, уделяю большое внимание его закреплению и активизации. Ввожу общеупотребляемые существительные, глаголы, прилагательные, наречия. А также при общении с ребенком проявляю внимание, заинтересованность, как можно больше говорю с ребенком на разные темы.

Если ребенок неохотно идет на контакт, то я терпеливо помогаю ему в этом. Если ребенок заговорил со мной, я внимательно выслушиваю его и в дальнейшем продолжаю разговаривать с ним. Ни в коем случае не останавливаю его. Считаю необходимым продолжать учить говорить в течение всего дня! Говорить во время игры, говорить во время одевания и раздевания, во время кормления, умывания, говорить во время прогулки и т.д.

В младшем возрасте дети очень любознательны, они не оставляют без внимания ничего, что попадает им в руки, в поле их зрения, задают множество вопросов. Этим обязательно необходимо воспользоваться и терпеливо и обстоятельно рассказать обо всем, что их интересует. Стараюсь при этом не нарушать эмоционального контакта с детьми, поощряю самостоятельные рассуждения ребенка и радуюсь его достижениям вместе с ним.

В своих контактах с ребенком я должна обязательно дать понять ему, что нуждаюсь в его разъяснениях. При этом неоднократно повторяю какое-либо новое слово и помогаю построить простое предложение.

 Главная моя цель говорить с ребенком, чтобы он не только слушал меня, но и слышал, понимал, о чем я хочу ему рассказать, чтобы в дальнейшем он использовал свои знания в общении со сверстниками, в составлении рассказов.

В моей младшей группе есть дети, которые плохо говорят или не говорят вообще. На них я обращаю особое внимание, больше общаюсь с ними, целенаправленно обогащаю их пассивный запас.

Практический материал опыта представлен системой развивающих игр, способствующих развитию речи детей, служащих предпосылками связной детской речи: составлению рассказов.

Так, играя с малышами в дидактические игры с игрушками и предметами, такие как: «Кукла Маша проснулась», «Магазин игрушек» помогаю детям закрепить знания о названии одежды, столовой посуды, активизирую речь.

Использую в работе настольно – печатные игры: «Парные картинки», «Лото» и т. д. В таких играх формирую речь, закрепляю знания детей о растениях, животных и их детёнышах, овощах и фруктах. С накоплением существительных в словаре детей появляются обобщающие понятия (одежда, посуда, мебель). 

Манипулируя с игрушками в процессе игры, обозначают действия: идёт, спит, кушает т. п., т. е. употребляет глаголы. В играх: «Больше – меньше», «Чудесный мешочек» учу детей видеть особенности предметов и выделять характерные признаки и качества, закрепляю у малышей знания о цвете и величине, обогащаю словарь прилагательными.

В работе с детьми, считаю эффективным сочетание наглядности и слова. Яркие предметы и картинки вызывают у малыша желание их рассмотреть. Познавая окружающий мир, ребёнок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Для расширения, обогащения и активизации словаря использую дидактические упражнения: «Чудесный мешочек», «Угадай, что звучит». Обогащаю словарь детей и в дидактических играх: «Отгадай и назови», «Отгадай, кто к нам пришёл», «Кто что делает», «Назови животных и скажи, кто как кричит».

Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно (действия людей с предметами быта, трудовые процессы, отношение людей друг к другу, их отдых, развлечения и т. д.). Первые совместные игры воспитывают в детях чувства коллективизма, дружбы. Малыши учатся общаться, обращаться с просьбой, предложением к товарищам.
В таких играх, как «Парикмахерская», «На приёме у врача», знакомлю детей с названиями профессий, учу брать на себя роль, выполнять соответствующие действия (постригать, причёсывать, лечить, делать уколы и т. д.).

Использую словесные игры «Что вы видите вокруг?», «Составь описание», « Сочини сказку», «Придумай окончание сказки» и др., которые учат детей самостоятельно составлять рассказы, сочинять концовки к сказкам, отгадывать загадки. Пальчиковые игры сопровождаются словесной игрой, что важно для развития мелкой моторики, развития мышления и речи.

Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Для этого я использую развивающее, игровое пособие «ГОНЗИКИ – весёлые глазки», разработанное В.В.Воскобовичем.

«Гонзики» представляют собой смешные «глазки», которые надеваются на пальчики и « оживают» в руках у детей и взрослых. Гонзики помогают освоить детям названия всех пальцев, развивают мелкие дифференцировку, память, мышление, воображение. Чтобы детям было более комфортно, на руку надевается яркая разноцветная и очень мягкая перчатка, которая является «телом» Гонзика. Играть можно с Гонзиком как одному, так и со сверстником или со взрослым

В этой игре, даже ребёнок, имеющий какой-либо зажим, с удовольствием будет творить, сочинять, фантазировать!

Ребёнку в младшем дошкольном возрасте свойственно одушевлять предметы и разговаривать с ними. т.е. этому предмету рассказывать сказки, показывать книжки с рассказом и показом что-там делают, рассказывать предмету истории из жизни,. Задача воспитателя в этом случае – создать условия для возникновения такой ситуации одушевления, замотивировать ребенка на деятельность, создать игровую ситуацию: «Научи Катю…», «Расскажи медвежонку сказку «Репка» перед сном» .

Включая игровые приёмы в образовательный процесс, можно наблюдать повышение речевой активности воспитанников, непринуждённость в общении, желание идти на контакт со взрослыми и сверстниками.

Очень важно для полноценного развития ребёнка опыт, полученный в семье, пример его родителей.Чтобы расширить кругозор малыша, предлагаю родителям проводить вечера, выходные дни вместе с детьми с пользой для них. Почитать вместе книгу, посмотреть сказку, погулять, обращая внимание на всё, что даёт детям новые впечатления, знания. Демонстрировала наглядный материал с помощью разных консультаций «Играем пальчиками – развиваем речь», проводила родительское собрание в форме «родительская гостиная» « Домашняя игротека  « Путешествие в страну « Развитие речи»,  анкетирование « Речевое развитие дошкольников младшего возраста», мастер- класс « Использование пальчиковых игр для развития связной речи детей младшего дошкольного возраста»

Результативность опыта

Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод, что проделанная работа по развитию связной речи детей младшего возраста была успешной благодаря правильно подобранному материалу, систематической целенаправленной работе. У воспитанников пополнялся активный словарный запас, дети освоили первые формы монологической речи, научились рассказывать об эмоционально значимых событиях, используя высказывания из 3-4 предложений, стали выражать свои эмоции посредством речи, Каждый «говорящий»  ребёнок рассказывает свои истории, опираясь на свой жизненный опыт, наделяя героев историй своими эмоциями, чувствами, мечтами, страхами, сочиняя, он «проживают» истории, у него появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. .Замкнутые дети стали более общительными со сверстниками и воспитателями, стали лучше понимать других детей в группе.Сочинение историй способствует не только развитию речи, но и  внимания, мышления, воображения, памяти  дошкольников.

Поэтому, сочиняйте истории - это не только полезно, но еще и оченьувлекательно!

    В дальнейшем я планирую продолжать работу в данном направлении. Считаю целесообразным пополнить методическую копилку новыми играми, пособиями, конкретизировать материал для получения улучшенных результатов в своей работе.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korobka_istoriy.docx27.87 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая находка

Тема педагогического опыта: «Коробка, где живут истории…», как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста.

Актуальность опыта

      Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства и даже некоторые формулы этикета общения. Являясь сложной и многогранной деятельностью, общение требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта. Высокий уровень коммуникативных умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной среде.                                               Современные родители в наше время частенько забывают, что дети подражают речи окружающих и пускают процесс развития речи на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.

При поступлении в школу педагоги сталкиваются с такими проблемами:

  • односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Бедность речи, недостаточный словарный запас.
  • Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.
  • Плохая дикция.

Наблюдения педагогов показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема ее развития является одной из актуальных на сегодняшний день. Огромная ответственность при этом ложится на педагогов, занимающихся развитием речи подрастающего поколения, и прежде всего – педагогах дошкольного образования, формирующих и развивающих связную речь малыша.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования речевое развитие выделено в отдельную образовательную область и это не случайно, так как дошкольный возраст – это сенситивный период развития речи детей.

Развитие связной речи является первым и важным условием полноценного развития ребенка. Именно грамотное, логически оформленное изъяснение своих мыслей является одним из показателей умственного развития. Только в связной речи в диалоге, монологе, рассказывании и пересказе можно четко проследить все основные аспекты, характеризующие нашу речь. Успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают определённую успешность в овладении новыми знаниями и последующем их применении.

Главное условие реализации ФГОС ДО – обучение детей в игре, т. к. игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.

Во время работы с детьми, я заметила, как внимательно дети слушают, когда я рассказываю им сказку, и как быстро они начинают отвлекаться, если я читаю ее в книге. Тогда я задумалась – что привлекает их в первом случае? Дети больше любят и лучше запоминают импровизированные истории, чем заученные тексты. Чтобы научиться правильно и интересно рассказывать, эффективно использовать это умение в работе, я внедрила в свою практику дидактическое пособие «Коробку, где живут истории». Что же представляет из себя «Коробка, где живут истории?» В ней я разместила яркие красивые мешочки, наполненные различными предметами. В основном это предметы окружающего мира, фигурки людей, игрушки животных и картинки, но на самом деле в них может быть всё, что угодно. Ведь закрытый мешочек –это уже интересно, и детская фантазия начинает работать. Что же там? Что будет внутри?  Вариантов использовать «Коробку с историями» великое множество. Реализация новых подходов служит эффективным дополнением к общепринятым классическим технологиям и методикам.

        С помощью персонажей, которые прячутся в мешочках, мы сочиняем короткие рассказы, сказки, рассказываем, что увидели по дороге в детский сад или просто делимся новостями. Это позволяет: разнообразить образовательную деятельность с детьми; заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии; научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию; обогатить устную речь дошкольников; облегчить процесс запоминания сюжета. Сам прием не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. Эффективен в процессе рассуждения, потому что импровизированные рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают фантазию, воображение.

При всем достоинстве данного игрового пособия, выявилось противоречие между необходимостью формировать речевые способности у дошкольников и недостаточным охватом использования игровой технологии «Коробка, где живут истории» в различных видах деятельности младших дошкольников.

Обозначенная актуальность и выявленное противоречие определили тему моего педагогического опыта: «Коробка, где живут истории», как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста».

Теоретическая база опыта

Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. Поэтому в детском саду создаётся специальная среда, способствующая максимально полному раскрытию речевых возможностей воспитанников.

Значимость речи рассматривали в своих трудах А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др. Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М. М. Кониной, А. М. Леушиной, О. И. Соловьевой, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой.

Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А. М. Бородич, Н. Ф. Виноградовой, В. В. Гербовой, Э. П. Коротковой Е. А. Смирновой, Н. Г. Смольниковой, О. С. Ушаковой, Л. Г. Шадриной и др.

Исследователями доказано, что речь формируется в процессе общения людей между собой. Развитие речи тесно связано с формированием мышления и воображения ребенка Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы способствует овладению монологической речью, а это имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребенка к школе и, как отмечают многие ученые, педагоги, возможно только в условиях целенаправленного обучения

Многолетние исследования Т. А. Ткаченко показали, что дети дошкольного возраста при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах. При подборе таких средств она основывалась на факторах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи. Одним из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, Л. В. Эльконина, А. М. Леушиной и других, является наглядность, при которой происходит речевой акт.

Технология описания опыта

Цель моего педагогического опыта: развитие у детей младшего дошкольного возраста умения составлять рассказы, используя «Коробку, где живут истории…»

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

  1. Обучать детей составлению простейших рассказов, используя игрушки, картинки
  2. Повысить речевую активность детей
  3. Обогащать и активизировать словарь детей
  4. Развивать воображение и творческие способности.
  5. Воспитывать умение работать в коллективе

Свою практическую деятельность с детьми младшего дошкольного возраста строю на следующих принципах:

- на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей отборе материала;

- интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;

- активного включения детей;

- построение деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Приёмы:

  • Ритуальность, ритмичность проведения режимных моментов, образовательных мероприятий с использованием « Коробки, где живут истории…».
  • Использование разнообразных игр, игрушек, картинок для формирования детского словаря, развития связной речи детей.
  • Наглядность и эстетичность средств обучения, способных вызывать у детей эмоциональный отклик.

Предполагаемые результаты:

  • У детей расширяется и активизируется словарь за счет:

– существительных-названий предметов одежды, посуды, мебели, игрушек, растений, овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;

– глаголов-действий: играть, гулять, бегать, клевать, кричать и т.п.;

– прилагательных: большой, маленький, круглый, яркий, красивый, цветной и т.п.;

– наречий: красиво, ярко.

  • Ребёнок самостоятельно отвечает на все вопросы, пользуется простыми распространенными предложениями и предложениями с однородными членами.
  • Ребёнок составляет простейшие рассказы, используя игрушки, картинки
  • Ребёнок умеет внимательно слушать и слышать воспитателя и сверстников.

Предлагаемый материал стимулирует интерес детей к самому процессу составления простейших рассказов, даёт детям новые слова и выражения, вызывает у них желание разговаривать по существу содержимого мешочков, вступать в диалог со взрослыми и сверстниками.

     В начале работы с «Коробкой, где живут истории», достав из яркого мешочка его содержимое: игрушки, либо картинки, либо кубики с картинками, я сама составляю рассказ, дети внимательно слушают правильную, грамотную речь педагога. Впоследствии мы вместе с детьми придумываем рассказ или сказку, я направляю и корректирую сюжетную линию в нужном направлении. Помогаю детям определить, о ком будет этот рассказ, где развернутся события, при каких обстоятельствах, помогаю выбрать подходящие слова для начала рассказа или сказки. В процессе составления рассказа задаю наводящие вопросы, помогаю выбрать выпавшие картинки или игрушки и объединить их в единую историю.

Рассказывание историй имеет и психопрофилактический эффект, т. к. позволяет застенчивым детям быть более раскрепощёнными, робких делает смелее, молчаливые становятся более разговорчивыми.

Понимая, что совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка, уделяю большое внимание его закреплению и активизации. Ввожу общеупотребляемые существительные, глаголы, прилагательные, наречия. А также при общении с ребенком проявляю внимание, заинтересованность, как можно больше говорю с ребенком на разные темы.

Если ребенок неохотно идет на контакт, то я терпеливо помогаю ему в этом. Если ребенок заговорил со мной, я внимательно выслушиваю его и в дальнейшем продолжаю разговаривать с ним. Ни в коем случае не останавливаю его. Считаю необходимым продолжать учить говорить в течение всего дня! Говорить во время игры, говорить во время одевания и раздевания, во время кормления, умывания, говорить во время прогулки и т.д.

В младшем возрасте дети очень любознательны, они не оставляют без внимания ничего, что попадает им в руки, в поле их зрения, задают множество вопросов. Этим обязательно необходимо воспользоваться и терпеливо и обстоятельно рассказать обо всем, что их интересует. Стараюсь при этом не нарушать эмоционального контакта с детьми, поощряю самостоятельные рассуждения ребенка и радуюсь его достижениям вместе с ним.

В своих контактах с ребенком я должна обязательно дать понять ему, что нуждаюсь в его разъяснениях. При этом неоднократно повторяю какое-либо новое слово и помогаю построить простое предложение.

 Главная моя цель говорить с ребенком, чтобы он не только слушал меня, но и слышал, понимал, о чем я хочу ему рассказать, чтобы в дальнейшем он использовал свои знания в общении со сверстниками, в составлении рассказов.

В моей младшей группе есть дети, которые плохо говорят или не говорят вообще. На них я обращаю особое внимание, больше общаюсь с ними, целенаправленно обогащаю их пассивный запас.

Практический материал опыта представлен системой развивающих игр, способствующих развитию речи детей, служащих предпосылками связной детской речи: составлению рассказов.

Так, играя с малышами в дидактические игры с игрушками и предметами, такие как: «Кукла Маша проснулась», «Магазин игрушек» помогаю детям закрепить знания о названии одежды, столовой посуды, активизирую речь.

Использую в работе настольно – печатные игры: «Парные картинки», «Лото» и т. д. В таких играх формирую речь, закрепляю знания детей о растениях, животных и их детёнышах, овощах и фруктах. С накоплением существительных в словаре детей появляются обобщающие понятия (одежда, посуда, мебель). 

Манипулируя с игрушками в процессе игры, обозначают действия: идёт, спит, кушает т. п., т. е. употребляет глаголы. В играх: «Больше – меньше», «Чудесный мешочек» учу детей видеть особенности предметов и выделять характерные признаки и качества, закрепляю у малышей знания о цвете и величине, обогащаю словарь прилагательными.

В работе с детьми, считаю эффективным сочетание наглядности и слова. Яркие предметы и картинки вызывают у малыша желание их рассмотреть. Познавая окружающий мир, ребёнок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Для расширения, обогащения и активизации словаря использую дидактические упражнения: «Чудесный мешочек», «Угадай, что звучит». Обогащаю словарь детей и в дидактических играх: «Отгадай и назови», «Отгадай, кто к нам пришёл», «Кто что делает», «Назови животных и скажи, кто как кричит».

Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно (действия людей с предметами быта, трудовые процессы, отношение людей друг к другу, их отдых, развлечения и т. д.). Первые совместные игры воспитывают в детях чувства коллективизма, дружбы. Малыши учатся общаться, обращаться с просьбой, предложением к товарищам.
В таких играх, как «Парикмахерская», «На приёме у врача», знакомлю детей с названиями профессий, учу брать на себя роль, выполнять соответствующие действия (постригать, причёсывать, лечить, делать уколы и т. д.).

Использую словесные игры «Что вы видите вокруг?», «Составь описание»,            « Сочини сказку», «Придумай окончание сказки» и др., которые учат детей самостоятельно составлять рассказы, сочинять концовки к сказкам, отгадывать загадки. Пальчиковые игры сопровождаются словесной игрой, что важно для развития мелкой моторики, развития мышления и речи.

Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Для этого я использую развивающее, игровое пособие «ГОНЗИКИ – весёлые глазки», разработанное В.В.Воскобовичем.

«Гонзики» представляют собой смешные «глазки», которые надеваются на пальчики и « оживают» в руках у детей и взрослых. Гонзики помогают освоить детям названия всех пальцев, развивают мелкие дифференцировку, память, мышление, воображение. Чтобы детям было более комфортно, на руку надевается яркая разноцветная и очень мягкая перчатка, которая является «телом» Гонзика. Играть можно с Гонзиком как одному, так и со сверстником или со взрослым

В этой игре, даже ребёнок, имеющий какой-либо зажим, с удовольствием будет творить, сочинять, фантазировать!

Ребёнку в младшем дошкольном возрасте свойственно одушевлять предметы и разговаривать с ними. т.е. этому предмету рассказывать сказки, показывать книжки с рассказом и показом что-там делают, рассказывать предмету истории из жизни,. Задача воспитателя в этом случае – создать условия для возникновения такой ситуации одушевления, замотивировать ребенка на деятельность, создать игровую ситуацию: «Научи Катю…», «Расскажи медвежонку сказку «Репка» перед сном» .

Включая игровые приёмы в образовательный процесс, можно наблюдать повышение речевой активности воспитанников, непринуждённость в общении, желание идти на контакт со взрослыми и сверстниками.

Очень важно для полноценного развития ребёнка опыт, полученный в семье, пример его родителей. Чтобы расширить кругозор малыша, предлагаю родителям проводить вечера, выходные дни вместе с детьми с пользой для них. Почитать вместе книгу, посмотреть сказку, погулять, обращая внимание на всё, что даёт детям новые впечатления, знания. Демонстрировала наглядный материал с помощью разных консультаций «Играем пальчиками – развиваем речь», проводила родительское собрание в форме «родительская гостиная» « Домашняя игротека  « Путешествие в страну « Развитие речи»,  анкетирование « Речевое развитие дошкольников младшего возраста», мастер- класс « Использование пальчиковых игр для развития связной речи детей младшего дошкольного возраста»

Результативность опыта

Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод, что проделанная работа по развитию связной речи детей младшего возраста была успешной благодаря правильно подобранному материалу, систематической целенаправленной работе. У воспитанников пополнялся активный словарный запас, дети освоили первые формы монологической речи, научились рассказывать об эмоционально значимых событиях, используя высказывания из 3-4 предложений, стали выражать свои эмоции посредством речи, Каждый «говорящий»  ребёнок рассказывает свои истории, опираясь на свой жизненный опыт, наделяя героев историй своими эмоциями, чувствами, мечтами, страхами, сочиняя, он «проживают» истории, у него появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. .Замкнутые дети стали более общительными со сверстниками и воспитателями, стали лучше понимать других детей в группе. Сочинение историй способствует не только развитию речи, но и  внимания, мышления, воображения, памяти  дошкольников.

Поэтому, сочиняйте истории - это не только полезно, но еще и очень увлекательно!

    В дальнейшем я планирую продолжать работу в данном направлении. Считаю целесообразным пополнить методическую копилку новыми играми, пособиями, конкретизировать материал для получения улучшенных результатов в своей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...

Педагогическое мероприятие "Маленький оркестр" (педагогическая находка)

Данное мероприятие будет проводиться с детьми старшего возраста в рамках муниципального этапа конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года 2019". Цель - знакомство с необычными, нов...

"Педагогическая находка" педагогическое мероприятие с детьми «Безопасность дорожного движения»

Цель: Расширять представления детей о правилах дорожного движения Задачи:Расширять представления детей о дорожных знаках («Пешеходный переход, «Автобусная остановка», «Ост...

Педагогическая находка к конкурсу педагогического мастерства 2020 года. НОД по развитию речи «Рассказывание сказки Теремок»

конспект интегрированного занятия на конкурс педагогического мастерства по развитию речи с помощью мнемотаблиц...

Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»

Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...

Педагогическая находка - Конспект педагогического мероприятия с детьми в старшей группе 5-6 лет "Путешествие в страну сказок", 2020 год

Педагогическое мероприятие по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)...

Конкурс "Воспитатель года -2022" среди воспитателей детского сада. Педагогическая находка " «Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»

Моя педагогическая находка«Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном эт...