Программа Каждый ребенок художник
рабочая программа (подготовительная группа)

Рабочая программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аян»

с.Тээли муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва»

Принято на педагогическом

совете МБДОУ детский сад

«Аян»

протокол № 1 от #1075;.

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ детский сад «Аян»

_________________ Маады А.О. Приказ от #1075;.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для одаренных детей

«Каждый ребенок-художник»

на 2023-2024г.г.

воспитатель: Хертек Валентина Манзырыкчыевна

Квалификационная категория: высшая

Рассмотрено на заседании дошкольного методического объединения

Протокол № 1 от «_28_» августа 2023г.

с.Тээли,2023год

Содержание:

  1. Краткая аннотация программы 3 стр.
  2. Актуальность 4 стр.
  3. Пояснительная записка 4 стр.

#1054;тличительные особенности одаренных детей 7 стр.

#1050;атегории одаренных детей 7 стр.

#1055;ринципы работы с одаренными детьми 7 стр.

#1054;рганизация взаимодействия с родителями одаренных детей 7 стр.

#1062;ели и задачи работы с одаренными детьми 7 стр.

#1052;етоды и формы работы 9 стр.

#1055;ланируемые результаты 9 стр.

4. Содержание программы. Направления развития одаренного ребенка 9 стр.

Художественно-эстетическое развитие одаренного ребенка 9 стр.

5. Виды одарённости 12 стр.

6. Стратегия работы с одаренными детьми (качественные и количественные) 13 стр.

Перспективный план работы по художественному эстетическому развитию с одаренными детьми 13 стр.

#1055;едагогическая диагностика 15 стр.

#1054;жидаемый результат реализации программы 17 стр.

#1057;писок литературы 17 стр.

#1050;раткая аннотация программы «Каждый ребенок художник».

Программа «Каждый ребенок художник» способствует развитию творческого воображения и зрительной памяти, пространственных представлений, художественных способностей, изобразительных умений и навыков, волевых свойств, качеств личности ребенка, его индивидуальности.

В современном мире ребенок окружен цифровыми технологиями и познает все с помощью телевидения, интернета. Такой ребенок практически лишен «живого творчества», а дополнительные занятия детей по программе «Каждый ребенок художник» в полной степени удовлетворяют потребность в творчестве.

В процессе реализации программы дети получают основные теоретические знания по изобразительному искусству, в том числе по основам перспективы, симметрии, композиции, цветоведения, учатся технике работы с акварелью и гуашью, формируют навыки работы карандашом, учатся рисовать с натуры и по воображению. Занятия по программе развивают творческие способности детей, эстетический и художественный вкус на основе продуманной системы заданий на занятиях, фантазию детей.

Занятия изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное. В процессе обучения обучающиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведению, композиции, декоративной стилизации форм, правилах рисования, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Программа «Каждый ребенок художник» предназначена для детей 6-7 лет, проводится два занятие в неделю длительностью 30 минут (всего 72 занятий в течение учебного года).

Срок реализации программы:

Программа рассчитана на один год обучения (2023-2024гг.), содержит перспективное планирование, которое предоставлено помесячно, включая занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных, традиционных техник рисования, включает предметное, сюжетное, рисование по замыслу, включает необходимое оборудование.

#1040;ктуальность

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. Ведь именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.

В настоящее время можно говорить о развитии разнообразных форм и помощи, предлагаемой детям с повышенными способностями. Однако очевидным является и тот факт, что работа с одарёнными детьми требует глубокого изучения и проработки её методологических основ.

В связи с этим в ДОУ необходим программы, способствующий максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе совершенствование системы выявления одаренных детей с раннего возраста, развития, оказания адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработка индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, формирование личностного и профессионального самоопределения.

Оценка ребенка как одаренного не является самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо для постановки адекватных задач

их обучения и воспитания, а также оказания им психологической помощи и поддержки.

3. Пояснительная записка

В условиях социально-экономических изменений, происходящих в нашей стране, потребность общества в формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в возрождении России, востребована как никогда прежде. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка позволяют по-новому поставить проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Огромные возможности открываются перед человеком в случае максимального использования и развития заложенных в нем природных данных. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми.

Сегодня разработана и действует президентская программа "Дети России", где есть раздел "Одаренные дети". На государственном уровне выдвигаются задачи выявления и развития одаренных детей, создание различных типов учебных заведений, учитывающих разные потребности, подготовки научных кадров для работы с одаренными детьми. Работа с одаренными детьми должна сложиться в концепцию, охватывающую все виды одаренности, в непрерывные педагогические процессы.

Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности.

Наиболее часто исследователи при определении одаренности дошкольников обращаются к концепции творческой одаренности А.М. Матюшкина. Согласно данной концепции одаренность – «творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений, разного рода проблем: научных, технических, духовных». Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. У разных детей творческий потенциал различен. Одаренные дети имеют высокий творческий потенциал. Наиболее общей характеристикой одаренности является ярко выраженная познавательная потребность (стремление к новому знанию, способу или условию действия), составляющая основу познавательной мотивации. Познавательная мотивация ребенка находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. С другой стороны, согласно «Рабочей концепции одаренности» разработанной в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети», одаренность определяется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одним из дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, остается вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» – «одаренные дети встречаются крайне редко. Указанная альтернатива снимается в «Рабочей концепции одаренности» следующей позицией: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 января 2014 г, а так же основой программы является указ Президента РФ В.В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года № 204. Нац. проект «Образования» в который входит Федеральный проект "Успех каждого ребенка".

В программе основным направлением является - развитие возможностей для развития и образования одаренных детей дошкольного возраста с учетом их индивидуальности. Программа позволит, развивать способности одарённых детей, осуществляя личностно-ориентированный подход.

Основной формой работы с одаренными детьми являются занятия по индивидуальным маршрутам. Составление индивидуального маршрута на каждого ребёнка предполагает раскрытие его индивидуальных способностей, интересов и возможностей.

-Воспитатель проводит самостоятельный мониторинг развития способностей детей в своем направлении по собственным методикам (входная, промежуточная и итоговая диагностики, анализ динамики изменений, выводы).

- Если большинство показателей по всем результатам исследования ребенка превосходят среднюю норму возрастного развития примерно на 30%, то можно говорить об его общей одаренности.

Количественный состав целевой группы: участник подготовительной группы, возрастная категория одаренного ребенка от 6 до 7 лет

Отличительные особенности одаренных детей

1. Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.

2. Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.

3. Испытывают радость от умственного труда.

Категории одаренных детей

1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности — одаренности в определенной области науки, искусства.

#1042;оспитанники, не достигающие по каким — либо причинам успехов в обучении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Принципы работы с одаренными детьми

1. Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

2. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, клубы по интересам.

Организация взаимодействия с родителями одаренных детей:

  • родительское анкетирование, по результатам которого мы узнали об отношении родителей к данному развитию их детей;
  • родительское собрание, на котором были показаны результаты усвоения программы детьми за учебный год и предложены основные положения программы "Каждый ребенок художник" и значение ее в будущей адаптации ребенка в социуме;
  • подготовлены папки-передвижки, консультации, перспективный план, рекомендации для родителей по воспитанию и развитию детей;
  • система работы с родителями по внедрению программы «Каждый ребенок художник»
  • детско-родительские проекты.

Цели и задачи работы с одаренными детьми.

1. Выявление одарённых детей.

2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.

Цель программы: углубленное развитие продуктивной деятельности детей (рисование), развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству, обучение способам изобразительной деятельности, превышающими нормативы образовательной программы по художественно - эстетической деятельности.

Общие задачи:

  • Выявить детей с предпосылками одаренности.
  • Создать условия для развития творческого потенциала ребенка.
  • Обогатить предметно-развивающую среду с целью развития творческого потенциала.
  • Формировать осознанный интерес к художественной культуре.
  • Развивать творчество, образное мышление, художественные способности.
  • Проведение различных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих воспитанникам проявить свои возможности.

Основные задачи:

Художественно-эстетические:

  • Развивать художественное восприятие жизни;
  • Уточнять представления об окружающем мире;
  • Развивать творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира, в выборе изобразительного материала.

Задачи на приобретение изобразительного мастерства:

  • Развивать умение передавать форму, строение предмета и его частей; цвет предмета, используя краски спектральных, тёплых, холодных, контрастных цветов, разных оттенков и разной тональности; разные пропорции предметов;
  • Развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета.

Задачи на формирование технических навыков:

  • упражнять кисти руки, закрепляя правильное положении при рисовании горизонтальных и вертикальных линий (широких и тонких);
  • обучать различным техникам рисования с разнообразными изобразительными материалами;

Задачи на развитие эмоциональной отзывчивости к прекрасному:

  • вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта, народного промысла;
  • замечать прекрасное и отмечать уродливое в окружающем мире;
  • знакомить со средствами художественной выразительности и развивать элементарные умения анализировать их;
  • Научить различать жанры живописи
  • Развивать художественно-эстетический вкус.

Воспитательные:

  • Развивать у детей усидчивость, старательность в работе, трудовые умения;
  • Учить работать вместе, уступать друг другу, подсказывать, договариваться о совместной работе;
  • Радоваться успехам своих товарищей при создании работы.

Методы и формы работы с одаренными детьми, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми детьми ДОУ и в то же время отличаться определенным своеобразием.

Формы и методы используемые на занятиях:

#1069;моциональный настрой - использование природных явлений, звуковое сопровождение.

#1055;рактические - упражнения, игровые методы.

#1057;ловесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснения, пояснение.

#1053;аглядные приемы и методы – наблюдение, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

Все вышеперечисленные методы используются в комплексе.

#1055;ланируемые результаты.

Формировать умение воспринимать художественные произведения на основе образного мышления.

Овладение навыками передачи пространства на плоскости.

Развитие цветовосприятия, умения создавать цветовые оттенки.

Итоговые результаты освоения Программы раскрывают динамику

формирования примерных интегративных качеств -компетентностей по всем направлениям развития детей при выходе в школу.

#1057;одержание программы. Направления развития одаренного ребенка.

Художественно-эстетическое развитие одаренного ребенка.

Актуальным является решение задач развития одарённости детей в дошкольном образовательном учреждении через организацию художественной деятельности, которая в настоящее время рассматривается в качестве значимой с точки зрения развития личности, её творческих способностей, инициативности, самостоятельности, формирования жизненных установок и ценностей.

Комарова Т.С., автор программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет, считает, что художественное образование детей дошкольного возраста должно быть направлено на формирование эстетического отношения к действительности, на развитие художественно-творческих способностей, на ознакомление детей с универсальным языком искусства – средствами художественно-образной выразительности.

Формировании образного мышления ребёнка дошкольного возраста важно раскрыть его творческий потенциал, который впоследствии станет основой для развития творческой одарённости. Стимулятором этого развития выступает художественное образование.

Художественная деятельность - это специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира и развитие творческой одарённости ребёнка посредством искусства.

Эстетическая деятельность –это духовно-практическая, эмоционально-рациональная активность человека, содержанием которой является построение индивидуальной картины мира через создание выразительных художественных образов, а целью – гармонизация своих отношений с миром, моделирование образа «Я», формирование Я- концепции творца.

Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство: изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр, кино. Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. Каждый вид искусства своеобразно отражает жизнь и оказывает свое особое влияние на ум и чувства ребенка.

Следовательно, содержательное основание эстетического воспитания ребёнка и представляет собой систему специфических действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.

Дошкольник в своём художественном развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного восприятия до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к художественному обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры. При создании условий для свободного выбора и занятий различными видами художественной деятельности у детей воспитывается художественный вкус, чувство гармонии, формируется особая картина мира и складывается

Я- концепция, в основе которой лежит творчество как ценность. Интеграция различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для развития творческой одарённости детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Особенности внутреннего мира ребёнка, дошкольника, такими как:

- повышенная эмоциональная отзывчивость;

- синкретичность мировосприятия;

- острота видения;

- глубина художественных впечатлений, обусловленная их первичностью и новизной;

- искренность, правдивость, содержательность, яркость, красочность, воспринимаемых и создаваемых образов;

- стремление к экспериментированию при эстетическом освоении мира.

Развитие творческой одарённости у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей творческой деятельности и реализуется в активном участии, а не в созерцательном сопереживании. Основу эстетического отношения и художественного развития дошкольника составляют «три кита» – эмоциональность, интерес, активность. Т.С.Комарова считает, что при умелом руководстве различными видами художественной деятельности старшие дошкольники создают осмысленные выразительные образы и адекватными средствами передают в них своё отношение к окружающему миру. В свете задач, стоящих перед муниципальной системой образования и направленных на поиск новых способов и технологий, которые обеспечивают более высокое качество образовательных услуг, в том числе технологий улучшения, качества образования посредством создания новых форм и способов взаимодействия детей и взрослых (педагогов, родителей).

Художественная деятельность развивает творческую одарённость детей при определённых условиях:

-создание целостного педагогического процесса художественно-эстетического развития детей;

-работа коллектива строится по типу студийной, где в разных художественных группах реализуются принципы сотрудничества, партнёрства взрослых и детей. Это обеспечивает диалогическое взаимодействие в процессе совместной деятельности.

Дети в художественные группы не отбираются по способностям. Для педагогов интересна любая личность. Ребёнок (при желании вместе с родителями) может входить в любую творческую группу, где он занимается художественной деятельностью в соответствии со своими возможностями и интересами. Дети разных групп могут объединяться. Как правило, это происходит при подготовке и проведении спектаклей, праздников, концертов. Это способствует расширению социальных контактов, развитию коммуникативности. Успешность в овладении художественной деятельностью зависит от психологического климата в коллективе, эмоционального благополучия. Чуткое, бережное отношение к ребёнку, к результатам любой его деятельности является условием достижения высоких результатов. Педагогическая стратегия руководства художественной деятельностью вырабатывается на основе представлений о конкретном ребёнке и критериях личностного развития ребёнка и детского коллектива. Это позволяет сохранить физическое и психическое здоровье ребёнка, обеспечить его индивидуальную траекторию развития. Соблюдение всех вышеперечисленных условий способствует эффективной деятельности коллектива.

Итак, на основе деятельного подхода можно определить путь развития творческой одарённости у детей в дошкольном учреждении: от организации творческой художественной деятельности средствами различных видов искусства через включение художественного опыта в более широкий эмоциональный и смысловой контекст к формированию эстетического отношения к окружающему миру, к созданию творческого продукта. В соответствии с этой стратегией основным методом художественного воспитания выступает метод пробуждения самодеятельности детей, а основную педагогическую ценность представляет не результат художественной деятельности как таковой, а эмоционально окрашенный процесс, творческое действие (Е.В.Баранова, А.М.Савельева)

Художественная деятельность понимается как средство формирования эстетического отношения к окружающему миру и развитию творческой одарённости.

5. Виды одарённости

Виды одаренности предполагают одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности.

ТАБЛИЦА №1

Виды одарённости

Уровни психической организации

Виды деятельности

Академическая

одарённость

Мотивационно – личностные характеристики

Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому.

Способности к обучению

Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов

Творческая

одарённость

Художественная одарённость

Проявление фантазии в творческих художественных работах. Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом(рисунки, поделки)

Коммуникативная одарённость

Социально – личностная одарённость

Умение понимать партнёра по общению чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты.

Лидерская одарённость

Умение организовать сверстников на какое – либо общее дело. Игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию

Любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации видов одаренности. Одаренность оказывается, таким образом, многомерным по своему характеру явлением. Для педагога - это возможность и, вместе с тем, необходимость более широкого взгляда на своеобразие одаренности конкретного ребенка.

6. Стратегия работы с одаренными детьми

(качественные и количественные)

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией воспитанников в детском саду.

При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой- либо деятельности: образовательной, художественной, физической и др.

Дети охотно осваивают навыки учения под руководством взрослого и самостоятельно.

Воспитательная и образовательная работа должна организовываться воспитателем таким образом, чтобы воспитанник мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности

Перспективный план работы по художественному эстетическому развитию с одаренными детьми на 2023-2024 учебный год

МБДОУ детский сад «Аян»

Тема

Задачи

Сентябрь

1-3 неделя Диагностика творческих способностей.

4 неделя «Лето»

(рисование мятой бумагой).

Выявить детей с предпосылками одаренности по художественно- эстетическому развитию (фигурный тест Е.Торренса; наблюдения в О.О.Д.).

Учить детей отражать свои впечатления о лете в рисунке, располагая изображения на широкой полосе: выше, ниже по листу (ближе, дальше). Закреплять приемы работы кистью и красками, умение составлять нужные оттенки цвета на палитре, используя для смешивания белила и акварель. Учить рассказывать о том, что нарисовали.

Октябрь

1 неделя:

«Натюрморт -овощи»

3 неделя:

«Грибы»

(монотопия)

Продолжать знакомить детей с натюрмортом как с жанром изобразительного искусства; совершенствовать технику рисования с натуры.

Упражнять детей в рисовании, используя технику монотипия; учить правильно, передавать строение гриба, правильно подбирать тон красок.

Ноябрь

1 неделя:

«Осенний пейзаж» (рисование ватными полочками)

3 неделя:

«Жёлуди»

(гуашь)

Познакомить детей с техникой рисования – губка;

учить детей правильно передавать построение пейзажа, строение деревьев, пропорцию их частей, используя схему построения пейзажа.

Упражнять детей в рисовании ветки дуба с натуры;

учить правильно, передавать строение плодов и листьев дуба; совершенствовать технику рисования с натуры.

Декабрь

1 неделя:

«Ветка сосны в вазе» (акварель)

3 неделя:

«Зимний пейзаж»

(гуашь)

Продолжать работу над натюрмортом, учить детей рисовать композицию с натуры, смешивать краски, рисовать плавными движениями кисти контур вазы, отрывными движениями кисти – длинные иглы сосны;

совершенствовать технику рисования с натуры.

Учить передавать в рисунке образы знакомых песен, стихотворений; выбирать изобразительное содержание и отражать наиболее характерные особенности. Закреплять приемы работы красками, умение красиво располагать изображение на листе. Развивать воображение.

Январь

2 неделя: «Новогодний праздник в детском саду»

(рисование по замыслу)

Закреплять умение детей отражать в рисунке праздничные впечатления. Упражнять в рисовании фигур детей в движении. Продолжать учить удачно располагать изображения на листе. Совершенствовать умение детей смешивать краски с белилами для получения оттенков цветов. Развивать способность анализировать рисунки, выбирать наиболее интересные и объяснять свой выбор.

Февраль

1 неделя:

«Домашние животные»

(цветные карандаши)

3 неделя: «Юрта»

Развивать творческие способности, фантазию, мелкую моторику рук; закрепить навыки работы с красками; воспитывать интерес к живой природе, любовь к домашним животным.

Март

1 неделя:

«Портретная живопись».

(акварель)

3 неделя:

«Букет для мам» (губкой)

Продолжать учить детей рисовать жанр живописи – портрет; закрепить правильное расположение частей лица и тела; умение правильно располагать портрет на листе.

Продолжать учить детей рисовать натюрморт с натуры: правильно передавать строение предметов и их пропорции, учить смешивать цвета, получая новые оттенки.

Апрель

1-2 неделя: «Рисование по мотивам русских народных сказок»

3-4 неделя:

«Разноцветная страна»

«Восковые карандаши»

Учить детей рисовать по мотивам русских народных сказок; учить передавать содержание сказки с помощью разных изобразительных материалов.

Познакомить детей с основными законами архитектуры.

Развивать воображение, творчество. Закреплять и расширять знания о цветах и их оттенках, возможном разнообразии цветового решения изображения.

Май

1-2 неделя «Весна»

(акварель)

3-4 неделя Диагностика

Закреплять умение передавать в рисунке картину природы, характерные признаки весны. Развивать чувство композиции, эстетическое восприятие, чувство цвета. Учить использовать прием размывки, рисовать по сырой бумаге.

Выявить знание и умения детей в овладении техническими навыками по изобразительной деятельности.

7. Педагогическая диагностика

Предполагается проведение диагностики в начале и в конце учебного года. Оценку уровня изобразительной деятельности следует давать исходя из следующих показателей:

1)эмоциональное восприятие ребенком предметов изобразительного искусства;

2)технические навыки и изобразительные способности;

3)воображение и творческие способности.

По этим показателям определяются уровни развития изобразительной деятельности ребенка: низкий, средний, высокий,

Параметры

Характеристика уровней

низкий

средний

высокий

Уровень эмоциональной отзывчивости и интерес к ДПИ

Равнодушен к произведениям ДПИ

Эмоции выражены слабо

Ярко выраженная эмоциональная отзывчивость

Способность восприятия и понимания художественных образов

Не воспринимает увиденное как художественный образ

Называет увиденный образ, но слабо понимает его назначение

Радостно воспринимает увиденную народную игрушку, понимает ее назначение

Уровень технических навыков

Изобразительные умения развиты слабо, формы расплывчаты, пропорции нарушены, неуверенная, путает названия цветов, не знает как получить оттенки цвета.

Выполняет легкие задания, линия достаточно уверенная, но напряженная; рука воспроизводит прямые линии, но ломанные, волнистые, с трудом; знает основные цвета, умеет смешивать краски для получения оттенков, но путает названия составных; техническая сторона требует контроля со стороны взрослого.

Уверенно выполняет задания, достаточно точно передает форму, строение предмета, линия, достаточно уверенная, четкая; знает основные и составные цвета, уверенно работает с красками, смешивая их и получая оттенки цвета; чувствует и использует в рисунке пространство и место узора.

Наличие творческого воображения и оригинальности в составлении узора.

Воображение не развито, при выполнении задания нуждается в помощи воспитателя.

Воображение развито слабо, рисунки и узоры банальны, однообразны, часто повторяемы.

Содержание рисунков и работ базируется на понимании узора, предмета, на достаточном уровне развита фантазия, узоры на рисунках разнообразны и не повторяют друг друга.

Механизм определения уровней: за каждый показатель низкого уровня- 1 балл; среднего- 2 балла; высокого уровня- 3 балла. От 6 до 8 баллов- низкий уровень. От 9 до 12 баллов- средний уровень. От 13 до 15 баллов- высокий уровень.

8. Ожидаемый результат реализации программы:

- Значительное повышение уровня развития творческих способностей.

- Расширение и обогащение художественного опыта.

- Формирование умения взаимодействовать друг с другом.

- Овладение простейшими приемами рисования, развитие мелкой моторики пальцев рук.

- Развитие творческой активности, самостоятельности.

- Способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными и нетрадиционными материалами.

- Развитие креативности.

- Индивидуальный «почерк» детской продукции.

- Способность к активному усвоению художественного опыта.

- Оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта (результата) детского творчества.

9. Список литературы:

#1058;.А.Копцева «Природа и художник» программа по изобразительному искусству,

Москва 2006г.

#1058;.С.Комарова «Красота. Радость. Творчество» программа эстетического воспитания; Москва 2002г.

#1058;.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», программа и методические рекомендации, Москва Мозаика-Синтез 2015г.

#1058;.С.Комарова «Школа эстетического воспитания», Москва Мозаика-Синтез 2009г.

#1050;омпанцева Л.В. 'Поэтический образ природы в детском рисунке' - Москва: Просвещение, 1985 - с.96г.

#1045;.В.Баранова, А.М.Савельева «От навыков к творчеству» обучение детей 2-7 лет технике рисования, Москва Мозаика-Синтез 2009г.

#1058;.С.Комарова «Детское художественное творчество» методическое пособие для воспитателей и педагогов, Москва Мозаика-Синтез 2008г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Каждый ребенок - художник"

В материалах пособия представлен перспективный план работы изостудии «Академия художеств» на учебный год для детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник художественного ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для одаренных детей «Каждый ребенок-художник» на 2015-2018г.г

Данная ПРОГРАММА создана для работы с художественно-одаренными детьми. Но материал можно использовать при проведении НОД по теме "Знакомство с пейзажем", "Сюжетное рисование по литературным произведен...

Мастер класс для воспитателей «техника рисования человека» с детьми 4 - 7лет «Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста». Пабло Пикассо

Мастер класс  для воспитателей «техника рисования человека»  с  детьми 4 - 7лет«Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста».Пабло ...

Дополнительная образовательная программа "Каждый ребёнок художник" по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет

              В данной программе представлены содержание и методические рекомендации по развитию творческих способностей детей  5-7 лет, средствами изобр...

Программа по выявлению, поддержке и развитию одарённых детей. 6 -7 лет «Каждый ребенок - гений»

У каждого ребенка есть все потенциальные способности, которые разовьются в сотни и тысячи раз более эффективно и успешно, если позволить ребенку использовать свои умственные возможности в синергентиче...

КАЖДЫЙ РЕБЕНОК - ХУДОЖНИК

laquo;Каждый ребенок – художник.Трудность в том,чтобы остаться художником,выйдя из детского возраста».Пабло Пикассо...