Рабочая программа 2023 - 2024
рабочая программа (средняя группа)
Рабочая программа 2023-2024
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_srednyaya_grupp.docx | 273.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Чечеульский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»
_____________________________________________________________________
663630, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Чечеул. Пер. Новый, д.3А
Тел. 8 (39161)78 – 1- 23, Email:checheul-dou2013@yandex.ru
ПРИНЯТА Педагогическим советом МБДОУ «Чечеульский детский сад» (протокол от __________ № ____) СОГЛАСОВАННА родительским советом МБДОУ «Чечеульский детский сад» (протокол от __________№____) | УТВЕРЖДЕНА заведующим МБДОУ «Чечеульский детский сад» ________Н.И. Сергиенко Приказом № ____, от _______________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«ЧЕЧЕУЛЬСКИЙ ДЕТСКИЙСАД
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ»
на 2023-2024 учебный год
группа: средняя
возраст обучающихся: от 4 до 5 лет
срок реализации: 1 год
Воспитатели:
Савосько Тамара Николаевна
- первая квалификационная категория.
Челазнова Ольга Борисовна
– высшая квалификационная категория.
с. Чечеул, 2023 - 2024 г.
ОГЛАВЛЕНИЕПринципы и подходы к формированию рабочей программы 6
Нормативно-правовые документы 8
Психолог педагогическая характеристика особенностей развития детей группы 9
Срок реализации рабочей программы 11
1.2. Планируемые результаты освоения рабочей программы 11
1.3. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми 13
2.1. Содержание образовательной деятельности 14
Социально-коммуникативное развитие. 14
Художественно-эстетическое развитие. 39
2.2. Модель организации образовательного процесса 67
Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы 67
2.3. Структура реализации образовательной деятельности 73
2.4. Планирование образовательного процесса 73
Календарно-тематическое планирование 73
2.5. Формы взаимодействия с родителями 80
2.6. Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений 85
3.1. Система образовательной деятельности: расписание ОД 86
3.2. Организация режима дня пребывания детей в группе 86
3.3. Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности 88
3.4.Самостоятельная деятельность 88
3.5 Режим двигательной активности 88
3.6 Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе 90
3.7. Методическое обеспечение образовательной деятельности 97
3.8. Материально-техническое оснащение программы 99
Перечень художественной литературы 100
Перечень музыкальных произведений 105
Перечень произведений изобразительного искусства 107
1. Целевой раздел
Пояснительная записка:
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Чечеульский детский сад» разработана в соответствии с требованиями ФОП ДО и ФГОС ДО. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса с воспитанниками группы. Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с воспитанниками и обеспечивает физическое, социально коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Рабочая программа направлена на: разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народ, исторических и национально-культурных традиций.
Цель | Реализация содержания образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Чечеульский детский сад» в соответствии с требованиями ФОП ДО и ФГОС ДО. |
Задачи |
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, направлена на развитие детей в нескольких образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках. Эта часть в том числе предусматривает включение воспитанников в процесс ознакомления с историей и культурными традициями Красноярского края, Канского района и села Чечеул. Основной целью работы является формирование целостных представлений о края и селе, в котором живут дети, через решение следующих задач:
|
Принципы и подходы к формированию рабочей программы | 1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; 3) содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников; 4) признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 5) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 6) сотрудничество ДОО с семьей; 7) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 8) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности; 9) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 10) учёт этнокультурной ситуации развития детей. Часть ОП ДО, формируемая участниками образовательных отношений, учитывает современную социокультурную ситуацию развития ребенка: - открытость окружающего мира и доступность его познания для ребенка, больше источников информации (телевидение, интернет, большое количество игр и игрушек); - культурная неустойчивость окружающего мира, смешение культур в совокупности с многоязычностью, противоречивость предлагаемых разными культурами образцов поведения и образцов отношения к окружающему миру; - сложность и быстрая изменяемость окружающей среды с технологической точки зрения, формирование уже на этапе дошкольного детства универсальных, комплексных качеств личности ребенка; - понимание ребенком важности и неважности (второстепенности) информации, отбор содержания дошкольного образования, усиление роли взрослого в защите ребенка от негативного воздействия излишних источников познания; - агрессивность окружающей среды и ограниченность механизмов приспособляемости человеческого организма к быстро изменяющимся условиям, наличие многочисленных вредных для здоровья факторов, негативное влияние на здоровье детей как физическое, так и психическое; - роль инклюзивного образования, влияние на формирование у детей норм поведения, исключающих пренебрежительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). |
Нормативно-правовые документы |
|
Психолог педагогическая характеристика особенностей развития детей группы | Характеристика воспитанников группы средней на 2023-2024 учебный год: Общее количество детей 24 человек 12 девочек 12 мальчиков ОПИСАНИЕ В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия . Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые сферы действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Развивается изобразительная деятельность. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Возрастает объём памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание. Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Развивается предвосхищение. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумывать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течении 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикции. Речь становится предметом активности детей. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии с взрослым становится внеситуативной. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются изобретательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. ОПИСАНИЕ Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь речи. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подлинность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. Действия детей в играх становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность. Это возраст наиболее активного рисования. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменять детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраиваются в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решать задачу в наглядном плане, но и совершать преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие. Кроме того, продолжают обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход иот непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картине, передавая не только главное, но и детали. |
Срок реализации рабочей программы | 2023-2024 учебный год (1 сентября 2023 – 31 августа 2024 года) |
Планируемые результаты освоения рабочей программы
ребенок проявляет интерес к разнообразным физическим упражнениям, действиям с физкультурными пособиями, настойчивость для достижения результата, испытывает потребность в двигательной активности; | |
ребенок демонстрирует координацию, быстроту, силу, выносливость, гибкость, ловкость, развитие крупной и мелкой моторики, активно и с интересом выполняет основные движения, общеразвивающие упражнения и элементы спортивных упражнений, с желанием играет в подвижные игры, ориентируется в пространстве, переносит освоенные движения в самостоятельную деятельность; | |
ребенок стремится узнать о правилах здорового образа жизни, готов элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания; | |
ребенок стремится к самостоятельному осуществлению процессов личной гигиены, их правильной организации; | |
ребенок выполняет самостоятельно правила общения со взрослым, внимателен к его словам и мнению, стремится к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми: задает много вопросов поискового характера, стремится к одобряемым формам поведения, замечает ярко выраженное эмоциональное состояние окружающих людей, по примеру педагога проявляет сочувствие; | |
ребенок без напоминания взрослого здоровается и прощается, говорит "спасибо" и "пожалуйста"; | |
ребенок демонстрирует стремление к общению со сверстниками, по предложению педагога может договориться с детьми, стремится к самовыражению в деятельности, к признанию и уважению сверстников; | |
ребенок познает правила безопасного поведения и стремится их выполнять в повседневной жизни; | |
ребенок самостоятелен в самообслуживании; | |
ребенок проявляет познавательный интерес к труду взрослых, профессиям, технике; отражает эти представления в играх; | |
ребенок стремится к выполнению трудовых обязанностей, охотно включается в совместный труд со взрослыми или сверстниками; | |
ребенок инициативен в разговоре, использует разные типы реплик и простые формы объяснительной речи, речевые контакты становятся более длительными и активными; | |
ребенок большинство звуков произносит правильно, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности; | |
ребенок самостоятельно пересказывает знакомые сказки, с небольшой помощью взрослого составляет описательные рассказы и загадки; | |
ребенок проявляет словотворчество, интерес к языку, с интересом слушает литературные тексты, воспроизводит текст; | |
ребенок способен рассказать о предмете, его назначении и особенностях, о том, как он был создан; | |
ребенок проявляет стремление к общению со сверстниками в процессе познавательной деятельности, осуществляет обмен информацией; охотно сотрудничает со взрослыми не только в совместной деятельности, но и в свободной самостоятельной; отличается высокой активностью и любознательностью; | |
ребенок активно познает и называет свойства и качества предметов, особенности объектов природы, обследовательские действия; объединяет предметы и объекты в видовые категории с указанием характерных признаков; | |
ребенок задает много вопросов поискового характера, включается в деятельность экспериментирования, использует исследовательские действия, предпринимает попытки сделать логические выводы; | |
ребенок с удовольствием рассказывает о себе, своих желаниях, достижениях, семье, семейном быте, традициях; активно участвует в мероприятиях и праздниках, готовящихся в группе, в ДОО, имеет представления о малой родине, названии населенного пункта, улицы, некоторых памятных местах; | |
ребенок имеет представление о разнообразных представителях живой природы родного края, их особенностях, свойствах объектов неживой природы, сезонных изменениях в жизни природы, явлениях природы, интересуется природой, экспериментирует, положительно относится ко всем живым существам, знает правила поведения в природе, стремится самостоятельно ухаживать за растениями и животными, беречь их; | |
ребенок владеет количественным и порядковым счетом в пределах пяти, умением непосредственно сравнивать предметы по форме и величине, различает части суток, знает их последовательность, понимает временную последовательность "вчера, сегодня, завтра", ориентируется от себя в движении; использует математические представления для познания окружающей действительности; | |
ребенок проявляет интерес к различным видам искусства, эмоционально откликается на отраженные в произведениях искусства действия, поступки, события; | |
ребенок проявляет себя в разных видах музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности, используя выразительные и изобразительные средства; | |
ребенок использует накопленный художественно-творческой опыт в самостоятельной деятельности, с желанием участвует в культурно-досуговой деятельности (праздниках, развлечениях и других видах культурно-досуговой деятельности); | |
ребенок создает изображения и постройки в соответствии с темой, используя разнообразные материалы, владеет техническими и изобразительными умениями; | |
ребенок называет роль до начала игры, обозначает новую роль по ходу игры, активно использует предметы-заместители, предлагает игровой замысел и проявляет инициативу в развитии сюжета, активно включается в ролевой диалог, проявляет творчество в создании игровой обстановки; | |
ребенок принимает игровую задачу в играх с правилами, проявляет интерес к результату, выигрышу; ведет негромкий диалог с игрушками, комментирует их "действия" в режиссерских играх. |
Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми
Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Педагогическая диагностика (мониторинг) проводится в ходе наблюдений детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарием для педагогической диагностики (мониторинга) служит диагностический материал. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются для индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории), оптимизации работы с группой детей.
Объект педагогической диагностики (мониторинга) | Формы и методы педагогической диагностики | Периодичность проведения педагогической диагностики | Длительность проведения педагогической диагностики | Сроки проведения педагогической диагностики |
Воспитанники | Наблюдения Анализ творческой и продуктивной деятельности | 2 раза | 1 неделя | Октябрь - май |
2. Содержательный раздел
2.1 Содержание образовательной деятельности
2.2 Модель организации образовательного процесса
Образовательная область | Вид детской деятельности | Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы | ||
Занятия | Самостоятельная деятельность | Режимные моменты | ||
Социально-коммуникативное развитие | Игровая | − Наблюдение; Тематические беседы; − ЧХЛ; − Сюжетно ролевые, дидактические, настольные игры; − Игровые упражнения; − Разыгрывание игровых ситуаций, ситуаций морального выбора; − Проблемные ситуации; − Проектная деятельность; − Коллективное обобщающее занятие. | − Игровая деятельность; − Сюжетно-ролевая игра; − Творческие игры; − Игры с правилами. | Игровое упражнение; − Совместная с воспитателем игра; − Совместная игра со сверстниками; − Индивидуальная игра; − Ситуативный разговор с детьми; − Проблемная ситуация; − Беседа; − Ситуация морального выбора; − Проектная деятельность; − Интегративная деятельность; |
Коммуникативная | − Задачи на решение коммуникативных ситуаций; − Ситуативные разговоры; − Разыгрывание игровых ситуаций; − Праздники, музыкальные досуги, развлечения; − Рассматривание и обсуждение тематических иллюстраций; − ЧХЛ; − Проектная деятельность | Игровая деятельность; − Подвижные игры. | − Индивидуальная работа во время утреннего приема; − Игровые ситуации. | |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд | − Поручения; − Совместный труд детей и взрослых; − ЧХЛ; − Беседы; − Наблюдение; − Разыгрывание игровых ситуаций; − Рассматривание тематических иллюстраций. | Совместный труд детей; − Самообслуживание; − Элементарный бытовой труд. | − Обучение, показ, объяснение, напоминание; − Наблюдение; − Создание ситуаций, побуждающих к самообслуживанию; − Создание ситуаций, побуждающих детей к проявлению навыков самостоятельных трудовых действий. | |
Познавательное развитие | Познавательно исследовательская | − Проблемная ситуация; − Рассматривание; − Наблюдение; − Игра экспериментирование; − Развивающая игра; − Интегративная деятельность; − Исследовательская деятельность; − Беседа; − Создание коллекций; − Проектная деятельность; − Экспериментирование; − Экологические досуги, развлечения. | Самостоятельная деятельность по инициативе ребенка. | − Наблюдение; − Чтение; − Игра- экспериментирование; − Развивающая игра; − Ситуативный разговор; − Исследовательская деятельность; − Беседа; − Создание коллекций; − Проектная деятельность; − Экспериментирование; |
Речевое развитие | Развитие речи | ЧХЛ − Беседы (в том числе о прочитанном); − Обсуждение; − Рассматривание; − Дидактическая игра; − Интегративная деятельность; − Инсценирование; − Викторина; − Игра-драматизация; − Показ настольного театра; − Разучивание стихотворений; − Театрализованная игра. | − Сюжетно-ролевая игра; − Подвижная игра с текстом; − Игровое общение; − Общение со сверстниками; − Игра-драматизация; − Чтение наизусть и отгадывание загадок в условиях книжного центра развития; − Дидактическая игра. | Ситуация общения в процессе режимных моментов; − Дидактическая игра; − Чтение; − Наблюдения на прогулке; − Игра на прогулке; − Ситуативный разговор; − Беседа (в том числе о прочитанном); − Интегративная деятельность; − Разучивание стихов, потешек; − Сочинение загадок. |
Восприятие художественной литературы и фольклора | − ЧХЛ; − Обсуждение прочитанного; − Рассказ; − Беседа; − Игра; − Инсценирование; − Викторина. | Продуктивная деятельность; − Игра; − Рассматривание; − Самостоятельная деятельность в книжном и театральном центрах развития; | − Ситуативный разговор с детьми; − Сюжетно-ролевая, театрализованная игра; − Продуктивная деятельность; − Беседа; − Сочинение загадок; − Проблемная ситуация | |
Художественно-эстетическое развитие | Изобразительная | − Рисование, апплицирование, лепка; − Изготовление украшений, декораций, подарков, предметов и т.д.; − Экспериментирование; − Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства; − Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, строительные); − Тематические досуги; − Выставки работ декоративно-прикладного искусства; − Проектная деятельность; − Создание коллекций. | − Украшение личных предметов; − Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, строительные); − Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства; − Самостоятельная изобразительная деятельность. | Наблюдение; − Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы; − Игра; − Игровое упражнение; − Проблемная ситуация; − Конструирование из песка; Обсуждение (произведений искусства, средств выразительности); − Создание коллекций |
Конструктивно модельная | − Конструирование и художественное конструирование; − Экспериментирование; − Рассматривание эстетически привлекательных объектов; − Игры (дидактические, строительные, сюжетно ролевые); − Тематические досуги; − Проектная деятельность; − Импровизация; − Конструирование по образу, модели, условиям, теме, замыслу; − Конструирование по простейшим чертежам и схемам. | Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, строительные); − Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, искусства; − Самостоятельная конструктивная деятельность. | Наблюдение; − Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы; − Игра; − Игровое упражнение; − Проблемная ситуация; − Конструирование из песка; − Обсуждение (произведений искусства, средств выразительности) | |
Музыкальная | Слушание музыки; − Экспериментирование со звуками; − Музыкально-дидактическая игра; − Шумовой оркестр; − Разучивание музыкальных игр и танцев; − Совместное пение; − Импровизация; − Беседа интегративного характера; − Интегративная деятельность; − Совместное и индивидуальное музыкальное исполнение; − Музыкальное упражнение; − Попевка; − Распевка; − Творческое задание; − Музыкальная сюжетная игра | Музыкальная деятельность по инициативе ребенка | − Слушание музыки сопровождающей произведение режимных моментов; − Музыкальная подвижная игра на прогулке; − Интегративная деятельность; | |
Физическое развитие | Двигательная | − Игровая беседа с элементами движений; − Интегративная деятельность; − Утренняя гимнастика; − Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера; − Подвижная игра; Экспериментирование; − Физ. занятия; − Спортивные и физкультурные досуги; − Спортивные состязания; − Проектная деятельность; | − Двигательная активность в течение дня; − Подвижная игра; − Самостоятельные спортивные игры и упражнения; − Утренняя гимнастика. | − Игровая беседа с элементами движений; − Интегративная деятельность; − Утренняя гимнастика; − Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера; − Подвижная игра; Экспериментирование; − Спортивные и физкультурные досуги; − Спортивные состязания; − Проектная деятельность. |
2.3 Структура реализации образовательной деятельности
Образовательный процесс в детском саду предусматривает решение программных образовательных задач в рамках модели организации образовательного процесса в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО. В средней группе с сентября по июнь (включительно) проводятся 10 развивающих, интегрированных занятий продолжительностью 20 минут, что не превышает рекомендованную СаНПиНом недельную нагрузку.
Образовательная область. Направление деятельности | Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц | Количество занятий в год |
«Речевое развитие» (развитие речи, основы грамотности, художественная литература) | 1 | 4 | 36 |
«Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим, формирование элементарных математических представлений) | 2 | 8 | 72 |
«Художественно эстетическое развитие» (рисование) | 1 | 4 | 36 |
«Художественно-эстетическое развитие» (лепка/аппликация/ручной труд) | 1 | 4 | 36 |
«Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное развитие) | 2 | 8 | 72 |
«Физическое развитие» (физическая культура) | 3 | 12 | 108 |
Итого: | 10 | 40 | 360 |
2.4 Планирование образовательного процесса
Календарно - тематическое планирование
Месяц, неделя, число | Темы ДОО | Праздники по ФОП ДО, дополнительные праздники | Итоговое мероприятие |
Сентябрь | Здравствуй, детский сад! «Дело было летом». | ||
01.09.2023 | «Дело было летом». | ||
1 неделя | Детский сад. Мои друзья. | ||
04.09-10.09 2023 | « Мои друзья». | 6 сентября – День чтения книги 08 сентября - Международный день распространения грамотности | Выставка плакатов «Мой любимый детский сад» |
2 неделя | Неделя безопасности. Дети и ПДД. | ||
11.09-15.09 2023 | Осторожно! Дорога | 11 сентября – Всемирный день журавля. | Тематические мероприятия, направленные на формирование правил поведения на дороге и улице. Спортивные развлечения «Юные пешеходы» Изготовление из бумаги птиц |
3 неделя | Я человек. Мир вокруг меня. | ||
18.09-22.09 2023 | Я в мире человек | 21 сентября — Международный день мира. 22 сентября – Военно – спортивная игра «Зарничка» | Тематические мероприятия во всех группах. Запуск белых голубей на воздушных шарах. |
4 неделя | Профессии в детском саду. | ||
25.09-29.09 2023 | Детский сад мой второй дом | 27 сентября – День воспитателя и всех дошкольных работников. | Поздравительные открытки, сделанные руками детей. Мини – концерт для дошкольных работников. |
Октябрь | |||
1 неделя | Осень золотая. Животные и птицы осенью. | ||
2.10-8.10 2023 | Осень золотая. Животные осенью. | 1 октября - Международный день пожилых людей; Международный день музыки. 4 октября – День защиты животных. 2 октября – День здоровья. | -Изготовление открыток Для бабушек и дедушек -Тематические мероприятия в группах. -Прослушивание аудиозаписей классической музыки. -Просмотр фильмов о видах музыкальных произведений. - Выставка плакатов «Международный день защиты животных». |
2 неделя | Профессии моих родителей. | ||
9.10-15.10 2023 | Мир профессий | 15 октября - День отца в России. 12 октября – Синичкин день. | Выставка коллажей «Я и мой папа» -Выставка художественного творчества «Птички — синички». |
3 неделя | Безопасность осенью | ||
16.10-22.10 2023 | Осторожно! Дорога! | 16 октября - Международный день хлеба. 18 октября – Всемирный день конфет. | -Спортивные развлечения «В страну дорожных знаков» -Выпуск газеты «Хлеб всему голова» -Развлечение «Хлеб всему голова» -Выставка поделок из фантиков «Съел конфету – не сори: в дело фантик примени». |
4 неделя | Осенины. | ||
23.10-27.10 2023 | «Осенины». | Развлечение для детей «Золотая осень». | |
Ноябрь | |||
1 неделя | День народного единства. Дружба. | ||
30.10-03.11 2023 | «Мои друзья». | 4 ноября – День народного единства 03 ноября - День рождение С.Я. Маршака. | -Тематические мероприятия по группам. -Выставка детского творчества «Мы разные, но мы вместе» - Театрализованное представление «Кошкин дом» (для младших групп) Викторина по произведениям С.Я. Маршака |
2 неделя | Мой дом. Мое село. | ||
06.11-10.11 2023 | «Мой дом. Мое село». | Экскурсия, Оформление выставки «Мое село родное» | |
3 неделя | Мой край. Мой дом – Россия. | ||
13.11-17.11 2023 | Мой край. Мой дом – Россия. | 18 ноября - День Рождения Деда Мороза. | Мероприятия в группах, посвященные дружбе и разнообразию национальностей в Красноярском крае. Спортивное развлечение «Игры народов края» |
4 неделя | День матери | ||
20.11-24.11 2023 | «День матери» | 26 ноября – День матери в России. 20 ноября — Всемирный день ребёнка. 21 ноября — Всемирный день приветствий. | Утренники посвященные Дню матери. Мастер — классы «У мамы руки золотые». Зарядка вместе с мамой. -День здоровья. |
Декабрь | |||
1 неделя | В мире детства. Свободная тема. | ||
27.11-01.12 2023 | Свободная тема. | 30 ноября - День Государственного герба Российской Федерации. 30 ноября - Всемирный день домашних животных. | - Конкурс чтецов «Моя родина Россия». - Фотовыставка «Мой домашний питомец». |
2 неделя | Зима. Что бывает зимой? | ||
04.12-08.12 2023 | «Зимушка зима». | 8 декабря - Международный день художника. 4 декабря – День написания писем Деду Морозу. | Выставка рисунков в разных техниках рисования «Зимняя сказка» |
3 неделя | Неделя безопасности. Безопасность — это важно. | ||
11.12-15.12 2023 | «Безопасность — это важно». | 13.12. День медведя в России | Мероприятия, направленные на профилактику детско — дорожного и бытового травматизма в зимний период. Экологический спортивный праздник «Добрый Мишка Потапыч» |
4 неделя и 5 неделя | Скоро, скоро, Новый год! | ||
18.12-29.12 2023 | «Скоро, скоро, Новый год»! | 31 декабря - Новый год. 26 декабря - День подарков. | Новогодние утренники Творческие выставки рисунков и поделок «Новогодние фантазии» Оформление групп и холла детского сада в новогодней тематики. |
Январь | |||
1 неделя | Выходные | ||
01.01-07.01 2024 | «Домашние дела» | ||
2 неделя | Народные традиции | ||
08.01-12.01 2024 | «Рождественские встречи». | 11 января - День спасибо. | Развлечения «Прощание с елочкой», «Святочные гадания», «Рождественские вечера» - Развлечение, посвященное празднику «Международный день "спасибо"». |
3 неделя | Зимние забавы и чудеса | ||
15.01-19.01 2024 | «Зимние игры». | 15 января - Всемирный день снега. 17 января – День детских изобретений. | Конкурс «Снежные конструкции». Спортивное мероприятие «Мы за ЗОЖ» Выставка детских изобретений |
4 неделя | Зима. | ||
22.01-26.01 2024 | «Зима». | 24 января - Международный день эскимо 28 января - Международный день ЛЕГО. | Выставка творческих работ Фестиваль «Лего мир» |
Февраль | |||
1 неделя | Животные Севера | ||
29.01-02.02 2024 | «Животные Севера» | Мероприятие «Путешествие в Антарктиду» | |
2 неделя | Неделя науки | ||
05.02-09.02 2024 | «Мы исследователи» | 10 февраля - День домового | Игра «Что? Где? Когда?» |
3 неделя | Защитники Отечества | ||
12.02-22.02 2024 | В мире мальчиков | 23 февраля – День защитника Отечества. 17.02. День рождения Агнии Барто | 15.02. Акция «Письмо солдату» Написание и отправка писем военнослужащим. Тематические праздничные мероприятия посвященные Дню Защитника Отечества. Конкурс чтецов «В мире детства с Агнией Барто» |
Март | |||
1 неделя | Мир детства. | ||
26.02-3.03 2024 | Свободная тема. | 27 февраля - Международный день полярного медведя или День белого медведя. | -Познавательно — развлекательный досуг «В гости к белому медведю» -Выставка коллективных работ «Берегите полярного медведя» |
2 неделя | 8 марта – женский день. | ||
04.03-07.03 2024 | 8 марта – женский день. | 8 марта - Международный женский день. 06 марта – Народный праздник Веснянка-свистулька. | Утренники посвященные 8 Марта. Тематический праздник «Весновка-свистунья». Выставка народных инструментов. |
3 неделя | Масленица Народная культура. Традиции. | ||
11.03-15.03 2024 | Масленица | 11-17 марта - Масленица | Тематическое мероприятие на улице «Масленица» |
4 неделя | Юный эколог | ||
18.03-22.03 2024 | Весна Красна | 20 марта - Всемирный день воробья. 21 марта - Международный день лесов. 22 марта — Всемирный день водных ресурсов. | -Выставка творческих работ (родитель + ребёнок) -Спортивное развлечение «Лесные друзья» -Конкурс плакатов «Зеленый наряд нашей планеты» -22.03. Флешмоб «Ходит капелька по кругу» |
5 неделя | Неделя театра | ||
25.03-29.03 2024 | Театр к нам пришёл | 27 марта - Всемирный день театра. 31марта - День рождения К.И. Чуковского. | -Кукольное представление по мотивам русских народных сказок. -Театрализованное представление «Муха -Цокотуха». |
Апрель | |||
1 неделя | Весна. День птиц. | ||
01.04-05.04 2024 | Птицы и насекомые | 1 апреля - День смеха в России; день птиц. 2 апреля – Международный день детской книги. | Выставка рисунков «Красная книга Красноярского края» |
2 неделя | Космос | ||
8.04-12.04 2024 | День космонавтики | 12 апреля - День космонавтики. 7(8) апреля — Всемирный день здоровья. 11 апреля - День Берёзы | Квест — игра «Космические спасатели» День здоровья |
3 неделя | Безопасность весной | ||
15.04-19.04 2024 | Безопасность весной | 15 апреля - Международный день цирка. | Тематические мероприятия по ПДД. |
4 неделя | День Земли. | ||
22.04-26.04 2024 | Природа | 22 апреля — Международный день Матери-Земли | -Выставка плакатов «Мы жители Красноярского края» -Развлечение «В гостях у спасателей Земли» |
Май | |||
1 неделя | Все профессии важны. | ||
29.04-03.05 2024 | Полезный труд | 1 мая - Праздник Весны и Труда. 30 апреля – День пожарной охраны. | -Выставка рисунков на тему «Праздник Весны и Труда». -Минутки безопасности в режимные моменты. |
2 неделя | День Победы | ||
6.05-12.05. 2024 | Военные профессии | 9 мая - День Победы. | -Военно — спортивная игра «Зарничка» -Мини-митинг «Мы помним, мы гордимся» -Экскурсия к памятнику Солдата, возложение венков и цветов. -Участие в шествии 9 мая. |
3 неделя | Моя семья. Мой мир. | ||
13.05-17.05 2024 | Моя семья. Мой мир | 15 мая — Международный день семей. | 15.05. Спортивное мероприятие «Веселые старты» |
4 неделя | Мое село. Мой край. | ||
20.05-26.05 2024 | Мое село. Мой край. | 26 мая - День бумажных самолётиков. | Изготовление бумажных самолётиков. |
5 неделя | Здравствуй, лето. До свидания детский сад | ||
27.05-2.06. 2024 | Встречаем лето. | 1 июня - День защиты детей. |
2.5 Формы взаимодействия с родителями
Характеристика взаимодействия воспитателей с семьями воспитанников.
Цель взаимодействия педагогов группы с семьями воспитанников заключается в обеспечении разносторонней поддержки воспитательного потенциала семьи, помощи родителям в осознании самоценности дошкольного периода детства, как базиса для всей последующей жизни человека.
Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка происходит через непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Формы и активные методы сотрудничества с родителями:
- родительские собрания
- семинары
- мастер – классы
- тренинги
- родительские клубы
- индивидуальные и групповые консультации
- выпуск информационных листовок
- совместные праздники и досуги
- посещение праздников, концертов, тематических дней
- экологические акции
- смотры – конкурсы
- проектная деятельность
- творческие домашние задания
- совместные выставки детского творчества
- размещение информации в родительском центре и на сайте учреждения
- совместное благоустройство территории учреждения
- соблюдение традиций группы – «Сладкий час»- использование Интернет – ресурсов
- организация консультативного пункта по физкультурно – оздоровительной работе
- совместное создание дидактических альбомов по программе
- создание грамотной среды развития в ДОУ и дома
План взаимодействия с родителями (законными представителями)
Месяц | Форма проведения | Тема | Ответственные |
Сентябрь | Анкетирование | Удовлетворенность качеством работы ДО | Воспитатели |
Выставки | «Лето в красках» | Воспитатели, родители | |
Педагогические беседы с родителями | Беседы на волнующие темы для родителей | Педагог психолог, воспитатели | |
Печатные консультации | - Правила дорожного движения для дошкольника - Адаптационный период в детском саду - Что читать детям? - Азбука для родителей - Встречаем осень с малышом. | Воспитатели | |
Октябрь | Конкурс поделок из природного материала | «Дары золотой осени» | Воспитатели, родители |
Оформление фотогазеты | «Осень золотая» | Воспитатели | |
Печатные консультации | - Детские страхи - Одежда для прогулок осенью - Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой -Почему мы кричим на детей? - Что нельзя приносить в детский сад - Пожарная безопасность. | Воспитатели | |
| Педагогические беседы с родителями | Беседы на волнующие темы для родителей Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. | Педагог психолог, воспитатели |
Мероприятия ко дню матери | Концерт онлайн. | Музыкальный руководитель, воспитатели | |
Печатные консультации | - Советы родителям - « Не навреди» - В каких продуктах живут витамины - ОРВИ: Профилактика заболевания - Ребенок и телевизор - Медлительные дети. Как снять тормоза? - Речевые игры для детей 5-6 лет. | Воспитатели | |
Декабрь | |||
Выставки | «Зимняя сказка» | Воспитатели | |
Печатные консультации | - Чем занять ребенка на зимних праздниках - Левша или правша - «Давай почитаем» -Здоровье всему голова - Советы врача - Семь заблуждений родителей о морозной погоде - Что воспитывает детский сад. | Воспитатели | |
Педагогические беседы с родителями | Беседы на волнующие темы для родителей Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. | Педагог психолог, воспитатели | |
Январь | Печатные консультации | - Гендерное воспитание в семье - Профилактика гриппа и ОРВИ - « Наши руки не для скуки» - Воспитание сказкой. | Воспитатели |
Выставки | -Защитник Отечества -Рисунки детей на военную тему для пап | Воспитатели | |
Февраль | Фотовыставка | Есть такая профессия- Родину защищать!» | Воспитатели, родители |
Печатные консультации | - Особенности эмоционального развития детей - Рекомендации родителям - Правила поведения родителей на детских утренниках - Правила Доктора Айболита - Повторение зимних месяцев - Закаливание детей. | ||
Март | Мероприятия к 8 марта | Написание и выполнение мероприятий согласно плану | Музыкальный руководитель |
Печатные консультации | - Здоровье всему голова - Эффективное воспитание - Учимся наблюдать за изменениями в природе - Детские острые инфекционные заболевания - Роль семейных праздников в жизни ребенка. | Воспитатели | |
Печатные консультации | -Как научить ребенка не боятся врача - Памятка логопеда - Творческое обучение - Игры дома и в детском саду по пожарной безопасности - Если ваш ребенок дерется - Как отвечать на детские вопросы - Пневмония. | Воспитатели | |
Выпуск папки- передвижки | Страна безопасности | Воспитатели, родители | |
Апрель | Печатные консультации | -Как научить ребенка не боятся врача - Памятка логопеда - Творческое обучение - Игры дома и в детском саду по пожарной безопасности - Если ваш ребенок дерется - Как отвечать на детские вопросы - Пневмония. | Воспитатели |
Выпуск папки- передвижки | Страна безопасности | Воспитатели, родители | |
Май | Печатные консультации | -Учимся наблюдать - Готовимся к школе - Детское упрямство и капризность - Солнечный удар - Лекарственные растения - Детская застенчивость - Почему дети ломают игрушки? - Не вмешивайтесь в игры детей.
| Воспитатели |
2.6 Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений
Используются комплексные программы:
- «От рождения до школы» Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. - 6-е изд., доп. И испр.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2022. - 368 с.- https://old-firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/98-kompleksniye-programmy/470-programma-ot-rozhdeniya-do-shkoly ;
- Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» ,2018. - 240 с. - https://old-firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/98-kompleksniye-programmy/478-programma-n-v-nishcheva ;
Используются парциальные программы:
- Лыкова И.А. «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2–7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру). – М.: ИД «Цветной мир», 2019. – 136 с. 16-е издание, перераб. и доп. - https://old-firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/95-partsialnye-obrazovatelnye-programmy/496-cvetniye-ladoshki ;
- Л. Л. Тимофеева Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. — 117 с. - https://old-firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/95-partsialnye-obrazovatelnye-programmy/480-programma-formirovanie-kultury-bezopasnosti
- Парциальная программа Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа, учебно-методическое пособие /О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – СПб.: Детство – Пресс, 2000. - https://doosad98.ru/images/22-23/doc/obr/parcialnaya_programma_priobshchenie_detey_k_istokam_russkoy_narodnoy_kultury__.pdf ;
- С.Н. Николаева Парциальная программа «Юный эколог» Система работы (для детей 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-О.В. 7 лет) — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2017.
- Дыбина, Н.Н. Поддъяков, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О.В. Дыбиной. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 64 с.
3. Организационный раздел
3.1 Система образовательной деятельности: расписание ОД
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | |
I половина дня | 1.Речевое развитие/ Художественная литература 2.Физическое развитие | 1.Математическое развитие 2.Физическое развитие (улица) | 1.Музыкальное развитие 2.Рисование | 1.Окружающий мир 2.Физическое развитие | 1.Лепка/ Аппликация Ручной труд 2.Музыкальное развитие |
10 занятий в неделю
3.2 Организация режима дня пребывания детей в группе
Режим дня для воспитанников средней группы
Содержание | Время |
Утренний прием. Осмотр детей, термометрия. Взаимодействие с родителями. | 7.30 – 08.00 (30 мин) |
Самостоятельная деятельность детей. Игры детей. | 07.30 – 08.00 (30 мин) |
Утренняя гимнастика. Упражнения со спортивным инвентарем и без него. | 08.00 – 08.10 (10 мин) |
Завтрак. Подготовка к приему пищи: гигиенические процедуры, посадка детей за столами. Прием пищи. Гигиенические процедуры после приема пищи. | 08.30 – 09.00 (30 мин) |
Образовательная нагрузка. Занятие 1 Подготовка и проведение игры - занятия (по подгруппам). | 09.00-09.20 (20 мин) |
Перерыв. Физминутки, динамические паузы, подвижные игры. | 09.20 — 09.30 (10 мин) |
Образовательная нагрузка. Занятие 2 Подготовка и проведение игры - занятия (по подгруппам). | 09.30 - .9.50 (20 мин) |
Активное бодрствование детей. Двигательная активность детей. Предметная деятельность. | 09.50 – 10.10 (20 мин) |
Самостоятельная деятельность. Отдых детей, игры. | 10.10 — 10.30 (20 мин) |
Второй завтрак. Подготовка ко второму завтраку, второй завтрак. | 10.30 — 11.00 (30 мин) |
Прогулка, двигательная активность. Подготовка к прогулке. Переодевание. Прогулка: подвижные игры. Возвращение с прогулки. Переодевание, игры. Самостоятельная деятельность | 11.00 — 12.00 (60 мин) |
Обед. Подготовка к приему пищи: гигиенические процедуры, посадка детей за столами. Прием пищи. Гигиенические процедуры после приема пищи. | 12.00 – 13.00 (1 час) |
Дневной сон. Подготовка ко сну: поход в туалет, переодевание, укладывание в кровати. Чтение перед сном. Слушание музыки. Дневной сон. Пробуждение. Постепенный подъем, профилактические физкультурно - оздоровительные процедуры. | 13.00 — 15.30 (3 часа) |
Уплотненный полдник. Подготовка к приему пищи: гигиенические процедуры, посадка детей за столами. Прием пищи. Гигиенические процедуры после приема пищи. | 15.30 – 16.00 (30 мин) |
Прогулка, уход домой. Подготовка к прогулке: переодевание. Прогулка. Активное бодрствование детей во время прогулки (подвижные игры) Самостоятельная деятельность. Уход домой. | 16.00 — 18.00 (2 часа) 16.10 -16.30 (20 мин) |
3.3 Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности
Базовый вид деятельности | Периодичность |
Развивающее общение при проведении режимных моментов | Ежедневно |
Чтение художественной литературы | Ежедневно |
Игровая деятельность | Ежедневно |
Приобщение к доступной трудовой деятельности | Ежедневно |
Развивающее общение на прогулке | Ежедневно |
3.4 Самостоятельная деятельность
Базовый вид деятельности | Периодичность |
Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) | Ежедневно |
Самостоятельная игра в группе | Ежедневно |
Самостоятельная игра на участке детского сада | Ежедневно |
3.5 Режим двигательной активности
Утренняя гимнастика | Ежедневно. |
Подвижные и спортивные игры и упражнения на прогулке | Ежедневно. |
Закаливающие процедуры и гимнастика после сна | Ежедневно. |
Физминутки в середине статического занятия | Ежедневно. |
Комплексы закаливающих процедур: - босохождение подорожкам «Здоровья»; - оздоровительный бег (на прогулке с апреля по октябрь); - фитонцидотерапия (лук, чеснок) — неблагоприятные периоды, эпидемии, инфекционные заболевания; - мытье рук, лица, шеи прохладной водой; - облегченная одежда детей; - прогулки на воздухе; - широкая аэрация помещений (через каждые 1.5 часа в течение 10 минут | Ежедневно. |
Воздушные процедуры в сочетании с физическими упражнениями после дневного сна | Ежедневно. |
Занятия по физической культуре | 3 раза в неделю |
Проведение физкультурных досугов, развлечений | 1 раз в месяц |
Спортивный праздник | 2 раза в год |
Самостоятельное использование физкультурного и спортивно-игрового оборудования | Ежедневно. |
Самостоятельная физическая активность в помещении | Ежедневно. |
Самостоятельные подвижные и спортивные игры на прогулке | Ежедневно. |
3.6 Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе
Образовательные области | Формы организации (уголки, центры, пространства и др.) | Обогащение (пополнение) предметно-пространственной среды группы | |
Содержание | Срок (месяц) реализации | ||
Социально-коммуникативное развитие | Центр сюжетно-ролевых игр |
| |
Центр природы (Уголок природы) |
Д/и: «Соты»; Д/и: «Животные»; Д/и: «Найди тень насекомого»; | ||
Центр ПДД и центр пожарной безопасности | Демонстрационный материал Полицейский жезл, руль, дорога, светафор.
Картотека предметных карт инок «Транспорт» Дидактические игры:
Игрушечные машины и транспорт. Пожарный щит.
| ||
Познавательное развитие | Патриотический уголок |
Альбомы «Природа России», «Народы России», «Державные символы России»
| |
Центр конструктивной деятельности |
Различные конструкторы с разными способами крепления
| ||
Центр математического развития |
-линейки; -цифры на каждого ребёнка; -геометрические фигуры на каждого ребёнка; -счётные палочки; -карточки для счёта; -мелкие предметы для счёта и сравнения; -таблицы и модели.
| ||
Центр экспериментирования |
| ||
Речевое развитие | Центр речевого развития и центр «Будем говорить правильно» |
-«Найди картинке место»; - «Исправь ошибку»;
Схемы для составления рассказов и описания. | |
Центр «Здравствуй книга» |
| ||
Художественно-эстетическое развитие | Центр изобразительной деятельности |
| |
Центр музыкально-театрализованной деятельности |
| ||
Физическое развитие | Центр физического здоровья и спортивный уголок «Будь здоров» |
|
3.7. Методическое обеспечение образовательной деятельности
Образовательная область, направление образовательной деятельности | Список литературы (учебно-методические пособия, методические разработки, др.) |
Социально-коммуникативное развитие | Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Средняя группа. 4-5 лет. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020 Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников (3-7 лет). Петрова В.И.,Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с дошкольниками: Основы нравственного воспитания: Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020 Ку ц а к о в а Л. В. Трудовое воспитание в детском саду: Для занятий с детьми 3-7 лет. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (3-7 лет). Саулина Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3-7 лет). Мосалова Л.Л. Я и мир: Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. СПб: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017 Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа. Конспекты занятий 2008 |
Познавательное развитие | Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013 Помораева И.А., Позина В.А.Формирование элементарных математических представлений: Конспекты занятий: 4-5 лет, 5-6 лет – 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020 Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Конспекты занятий с детьми 4-5 лет, 5-6 лет – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020 Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду:4-5 лет, 5-6 лет.. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019 Веракса Н.Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет). Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л. Развитие познавательных способностей дошкольников (5-7 лет). Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3-7 лет). Шиян О. А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке (3-7 лет) (готовится к печати). Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) Шиян О. А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. Наглядно -дидактические пособия Серия «Играем в сказку»: «Репка»; «Теремок»; «Три медведя»; «Три поросенка». Веракса Н. Е., Веракса А. Н. |
Речевое развитие | Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте: практ. пособие для воспитателей ДОУ / авт.-сост. А. В. Аджи. – Воронеж. 2008 Пальчиковые игры и упражнения для детей 2–7 лет / сост. Т. В. Калинина. – Волгоград : Учитель, 2012 Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Конспекты занятий с детьми 4-5 лет, 5-6. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020 Наглядно-дидактические пособия Серия «Грамматика в картинках»: «Антонимы. Глаголы»; «Антонимы. Прилагательные»; «Говори правильно»; «Множественное число»; «Многозначные слова»; «Один —много»; «Словообразование»; «Ударение». Хрестоматия для чтения детям в детском саду 4-5 лет, 5-6 лет. |
Художественно-эстетическое развитие | Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. М.: Карапуз, 2009 Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми 4-5 лет, 5-6 лет – 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020 Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала 4-5 лет, 5-6 лет. детского сада. Конспекты занятий.— М.: Мозаика-Синтез, 2006 Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010 Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет/ Под ред. О.Ф. Горбуновой. – 2-е изд., испр. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021 |
Физическое развитие | Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Конспекты занятий для работы с детьми 4-5 лет, 5-6 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020 Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для детей 4-5 лет, 5-6 лет. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020 Борисова М. М. Малоподвижные игры и игровые упражнения. Для занятий с детьми 3-7 лет. |
Дополнительное | Организация деятельности детей на прогулке. Средняя, старшая группа / авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Изд. 2-е. Волгоград: Учитель, 2013 Образовательная деятельность на прогулках. Картотека прогулок на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. |
3.8 Материально-техническое оснащение программы
Пособия по формированию у детей элементарных математических представлений и сенсорному развитию | |
Дидактические развивающие игры: -Найди недостающий объект -Почини одеяло -Цвета -Сложи узор -Карточки-половинки | |
Счётный материал, Блоки Дьёнеша, предметные разрезные картинки из 2,3,4,6 | |
Пирамидки, мозаика, кубики, геометрический деревянный конструктор и т.д. | |
Оборудование для двигательной активности. | |
Кегли, мячи, мячи массажные, мяч-попрыгун | |
Массажная дорожка | |
Обручи, скакалки, кольцеброс | |
Мебель и оборудование для сюжетно-ролевых игр. | |
Кухня, больница, парикмахерская, коляски, куклы | |
Атрибуты для игры «Шофер» - машины грузовые средние - машины легковые мелкие - набор инструментов | |
Кукольная мебель | |
Оборудование и материалы для организации строительно-конструктивных игр | |
Кубики. | |
Лего. | |
Конструкторы. | |
Оборудование для организации театрализованной деятельности | |
Ширма. | |
Куклы вязанные, Маски | |
Пальчиковый театр | |
Оборудование для организации поисково-экспериментальной деятельности | |
Стол для песка. | |
Практический материал для опытов: пустые емкости, тряпочки, емкость с мелкими камушками, шишки. | |
Центр «Песок-вода», тазик с пластмассовыми игрушками | |
Оборудование и материалы для организации художественно-творческой деятельности | |
Доска, трафареты | |
Фломастеры, цветные карандаши, краски, восковые мелки, пластилин | |
Бумага для рисования, альбомы - раскраски | |
Материалы и оборудование для организации музыкальной деятельности | |
Музыкальные инструменты. | |
Музыкальная колонка. | |
Телевизор. | |
Пособия по развитию речи | |
Игры по развитию речи | |
Развивающее лото по различным тематикам | |
Игровой набор «Расскажи сказку», лэпбук «Сказки» | |
Игры и пособия по безопасности | |
Безопасность на дороге: «Дорожные знаки» «Уроки безопасности» «Учим дорожные знаки» «Правила дорожного движения». | |
Макет дороги, дидактический материал «дорожная безопасность» | |
Наглядно-дидактическое пособие: -бытовые приборы -спецмашины , дидактические картинки «Правила личной безопасности» | |
Дополнительное оборудование | |
Детские лейки, щётка напольная с совком, детские фартуки (клеенчатые, тканевые) | |
Электронная техника | |
Телевизор. | |
Колонка. | |
Музыкальный центр |
4. Приложения
Перечень художественной литературы
Направление | Название | Автор, переводчик, обработчик |
Малые формы фольклора. | «Барашеньки…», «Гуси, вы гуси…», «Дождик-дождик, веселей», «Дон! Дон! Дон!...», «Жил у бабушки козел», «Зайчишка-трусишка…», «Идет лисичка по мосту…», «Иди весна, иди, красна…», «Кот на печку пошел…», «Наш козел…», «Ножки, ножки, где вы были?..», «Раз, два, три, четыре, пять – вышел зайчик погулять», «Сегодня день целый…», «Сидит, сидит зайка…», «Солнышко-ведрышко…», «Стучит, бренчит», «Тень-тень, потетень». | |
Русские народные сказки. | «Гуси-лебеди» «Коза-дереза» «Лисичка-сестричка и волк» «Смоляной бычок» «Снегурочка» | обраб. М.А. Булатова |
«Жихарка» | обраб. И. Карнауховой | |
«Заяц-хваста» | обраб. А.Н. Толстого | |
«Зимовье» | обраб. И. Соколова-Микитова | |
«Петушок и бобовое зернышко» | обраб. О. Капицы | |
«Лиса-лапотница» | обраб. В. Даля | |
Фольклор народов мира. | ||
Песенки. | «Утята», франц., | обраб. Н. Гернет и С. Гиппиус |
«Пальцы» | пер. с нем. Л. Яхина | |
«Песня моряка» норвежск. нар. песенка | обраб. Ю. Вронского | |
«Барабек», англ. | обраб. К. Чуковского | |
«Шалтай-Болтай», англ. | обраб. С. Маршака | |
Сказки. | «Бременские музыканты» из сказок братьев Гримм | пер. с. нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака |
«Два жадных медвежонка», венгер. сказка | обраб. А. Красновой и В. Важдаева | |
«Колосок», укр. нар. сказка | обраб. С. Могилевской | |
«Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро | пер. с франц. Т. Габбе | |
«Три поросенка» | пер. с англ. С. Михалкова | |
Произведения поэтов и писателей России. | ||
Поэзия. | «Первый снег» | Аким Я.Л. |
«Таня пропала», «Теплый дождик» (по выбору) | Александрова З.Н. | |
«Росинка» | Бальмонт К.Д. | |
«Уехали», «Я знаю, что надо придумать» (по выбору) | Барто А.Л. | |
«Искалочка» | Берестов В.Д. | |
«Дождик, дождик…», «Посидим в тишине» (по выбору) | Благинина Е.А. | |
«Колыбельная» | Брюсов В.Я. | |
«Листопад» (отрывок) | Бунин И.А. | |
«Колыбельная для бабушки» | Гамазкова И. | |
«Очень-очень вкусный пирог» | Гернет Н. и Хармс Д. | |
«Поет зима – аукает…» | Есенин С.А. | |
«Волчок», «Кискино горе» (по выбору) | Заходер Б.В. | |
«Сорок сорок» | Кушак Ю.Н. | |
«Розовые очки» | Лукашина М. | |
«Багаж», «Про все на свете», «Вот какой рассеянный», «Мяч», «Усатый-полосатый», «Пограничники» (1-2 по выбору) | Маршак С.Я. | |
«Она умеет превращаться» | Матвеева Н. | |
«Что такое хорошо и что такое плохо?» | Маяковский В.В. | |
«А что у Вас?», «Рисунок», «Дядя Степа – милиционер» (1-2 по выбору) | Михалков С.В. | |
«Песенка про сказку», «Дом гнома, гном – дома!», «Огромный собачий секрет» (1-2 по выбору) | Мориц Ю.П. | |
«Добежали до вечера» | Мошковская Э.Э. | |
«Невероятно длинная история про таксу» | Орлова А. | |
«Месяц, месяц…» (из «Сказки о мертвой царевне…»), «У лукоморья…» (из вступления к поэме «Руслан и Людмила»), «Уж небо осенью дышало…» (из романа «Евгений Онегин) (по выбору) | Пушкин А.С. | |
«Садовник» | Сапгир Г.В. | |
«Похвалили» | Серова Е. | |
«На свете все на все похоже…», «Чудо» (по выбору) | Сеф Р.С. | |
«Ивы», «Сосны», «Плим», «Где спит рыбка?» (по выбору); | Токмакова И.П. | |
«Колокольчики мои» | Толстой А.К. | |
«Выбрал папа ёлочку» | Усачев А. | |
«Разгром» | Успенский Э.Н. | |
«Мама! Глянь-ка из окошка…» | Фет А.А. | |
«Очень страшная история», «Игра» (по выбору) | Хармс Д.И. | |
«Приставалка» | Черный С. | |
«Путаница», «Закаляка», «Радость», «Тараканище» (по выбору) | Чуковский К.И. | |
Проза. | «Дождик», «Как у зайчонка зуб болел» (по выбору) | Абрамцева Н.К. |
«Как найти дорожку» | Берестов В.Д. | |
«Подкидыш», «Лис и мышонок», «Первая охота», «Лесной колобок – колючий бок» (1-2 рассказа по выбору) | Бианки В.В. | |
«Братишка» | Вересаев В.В. | |
«Воинственный Жако» | Воронин С.А. | |
«Как Аленка разбила зеркало» (из книги «Солнечный денек») | Воронкова Л.Ф. | |
«Синий шалашик» | Дмитриев Ю. | |
«Он живой и светится…», «Тайное становится явным» (по выбору) | Драгунский В.Ю. | |
«Показательный ребёнок», «Глупая история» (по выбору) | Зощенко М.М. | |
«Дед, баба и Алеша» | Коваль Ю.И. | |
«Необыкновенная весна», «Такое дерево» (по выбору) | Козлов С.Г. | |
«Заплатка», «Затейники» | Носов Н.Н. | |
«Ребята и утята», «Журка» (по выбору) | Пришвин М.М. | |
«Кто прячется лучше всех?» | Сахарнов С.В. | |
«Неслух» | Сладков Н.И. | |
«Мышонок и карандаш» | Сутеев В.Г. | |
«По пояс», «Все здесь» (по выбору) | Тайц Я.М. | |
«Собака шла по дощечке…», «Хотела галка пить…», «Правда всего дороже», «Какая бывает роса на траве», «Отец приказал сыновьям…» (1-2 по выбору) | Толстой Л.Н. | |
«Ласточка» | Ушинский К.Д. | |
«В медвежачий час» | Цыферов Г.М. | |
«Тюпа, Томка и сорока» (1-2 рассказа по выбору) | Чарушин Е.И. | |
Литературные сказки. | «Воробьишко» | Горький М. |
«Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишу – Короткий Хвост» | Мамин-Сибиряк Д.Н. | |
«Что случилось с крокодилом» | Москвина М.Л. | |
«Сказка о кругленьких и длинненьких человечках» | Сеф Р.С. | |
«Телефон», «Тараканище», «Федорино горе», «Айболит и воробей» (1-2 рассказа по выбору) | Чуковский К.И. | |
Произведения поэтов и писателей разных стран. | ||
Поэзия. | Бжехва Я. «Клей» «Про пана Трулялинского» | пер. с польск. Б. Заходер |
Грубин Ф. «Слезы» | пер. с чеш. Е. Солоновича | |
Квитко Л.М. «Бабушкины руки» | пер. с евр. Т. Спендиаровой | |
Райнис Я. «Наперегонки» | пер. с латыш. Л. Мезинова | |
Тувим Ю. «Чудеса» | пер. с польск. В. Приходько | |
«Овощи» | пер. с польск. С. Михалкова | |
Литературные сказки. | Балинт А. «Гном Гномыч и Изюмка» (1-2 главы из книги по выбору) | пер. с венг. Г. Лейбутина |
Дональдсон Д. «Груффало», «Хочу к маме» | пер. М. Бородицкой | |
Ивамура К. «14 лесных мышей» | пер. Е. Байбиковой | |
Ингавес Г. «Мишка Бруно» | пер. О. Мяэотс | |
Керр Д. «Мяули. Истории из жизни удивительной кошки» | пер. М. Аромштам | |
Лангройтер Ю. «А дома лучше!» | пер. В. Фербикова | |
Мугур Ф. «Рилэ-Йепурилэ и Жучок с золотыми крылышками» | пер. с румынск. Д. Шполянской | |
Пенн О. «Поцелуй в ладошке» | пер. Е. Сорокиной | |
Родари Д. «Собака, которая не умела лаять» (из книги «Сказки, у которых три конца») | пер. с итал. И. Константиновой | |
Хогарт Э. «Мафин и его веселые друзья» (1-2 главы из книги по выбору) | пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько | |
Юхансон Г. «Мулле Мек и Буффа» | пер. Л. Затолокиной |
Перечень музыкальных произведений
Направление | Название | Автор, композитор, исполнитель, обработчик |
Слушание. | "Ах ты, береза", рус. нар. песня | |
"Осенняя песенка" | муз. Д. Васильева-Буглая, сл. А. Плещеева | |
«Музыкальный ящик» | (из «Альбома пьес для детей» Г. Свиридова) | |
«Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» | муз. П. Чайковского | |
«Итальянская полька» | муз. С. Рахманинова | |
«Как у наших у ворот», рус. нар. мелодия | ||
«Мама» | муз. П. Чайковского | |
«Жаворонок» | муз. М. Глинки | |
«Марш» | муз. С. Прокофьева. | |
Пение. | ||
Упражнения на развитие слуха и голоса. | «Путаница» ‒ песня-шутка | муз. Е. Тиличеевой, сл. К. Чуковского |
«Кукушечка», рус. нар. песня | обраб. И. Арсеева | |
«Паучок» «Кисонька-мурысонька» рус. нар. песни | ||
заклички: | ||
Песни. | «Осень» | муз. И. Кишко, сл. Т. Волгиной |
«Санки» | муз. М. Красева, сл. О. Высотской | |
«Зима прошла» | муз. Н. Метлова, сл. М. Клоковой | |
«Подарок маме» | муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной | |
«Воробей» | муз. В. Герчик, сл. А. Чельцова | |
«Дождик» | муз. М. Красева, сл. Н. Френкель | |
Музыкально-ритмические движения. | ||
Игровые упражнения. | «Пружинки» под рус. нар. мелодию | |
ходьба под «Марш» | муз. И. Беркович | |
«Веселые мячики» (подпрыгивание и бег) | муз. М. Сатулиной | |
«В садике» лиса и зайцы | под муз. А. Майкапара | |
«Этюд» ходит медведь под | К. Черни | |
«Полька» | муз. М. Глинки | |
«Всадники», | муз. В. Витлина | |
«Петух» | муз. Т. Ломовой | |
«Кукла» | муз. М. Старокадомского | |
«Упражнения с цветами» под муз. «Вальса» | А. Жилина | |
Этюды-драматизации. | «Барабанщик» | муз. М. Красева |
«Танец осенних листочков» | муз. А. Филиппенко, сл. Е. Макшанцевой | |
«Барабанщики» | муз. Д. Кабалевского и С. Левидова | |
«Считалка» «Катилось яблоко» | муз. В. Агафонникова. | |
Хороводы и пляски. | «Топ и хлоп» | муз. Т. Назарова-Метнер, |
«Танец с ложками» под рус. нар. мелодию | ||
новогодние хороводы | по выбору музыкального руководителя. | |
Характерные танцы. | «Снежинки» | муз. Т. Ломовой |
«Бусинки» под «Галоп» | И. Дунаевского. | |
Музыкальные игры. | «Курочка и петушок» | муз. Г. Фрида |
«Жмурки» | муз. Ф. Флотова | |
«Медведь и заяц» | муз. В. Ребикова | |
«Самолеты» | муз. М. Магиденко | |
«Найди себе пару» | муз. Т. Ломовой | |
«Займи домик» | муз. М. Магиденко | |
Игры с пением. | «Огородная-хороводная» | муз. Б. Можжевелова, |
«Гуси, лебеди и волк» | муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Булатова | |
«Мы на луг ходили» | муз. А. Филиппенко, сл. Н. Кукловской | |
Песенное творчество. | «Как тебя зовут?» | |
«Что ты хочешь, кошечка?» | ||
«Наша песенка простая» | муз. А. Александрова, сл. М. Ивенсен | |
«Курочка-рябушечка» | муз. Г. Лобачева, сл. Народные | |
Развитие танцевально-игрового творчества. | «Лошадка» | муз. Н. Потоловского |
«Зайчики», «Наседка и цыплята», «Воробей» | муз. Т. Ломовой | |
«Ой, хмель мой, хмелек» | рус. нар. мелодия, обраб. М. Раухвергера | |
«Кукла» | муз. М. Старокадомского | |
«Медвежата» | муз. М. Красева, сл. Н. Френкель | |
Музыкально-дидактические игры. | ||
Развитие звуковысотного слуха. | «Птицы и птенчики» | |
«Качели» | ||
Развитие ритмического слуха. | «Петушок, курочка и цыпленок», «Кто как идет?», «Веселые дудочки» | |
«Сыграй, как я». | ||
Развитие тембрового и динамического слуха. | «Громко–тихо» | |
«Угадай, на чем играю» | ||
«Узнай свой инструмент» | Определение жанра и развитие памяти | |
«Что делает кукла?» | ||
«Узнай и спой песню по картинке» | ||
«Музыкальный магазин» | ||
Игра на детских музыкальных инструментах. | «Гармошка», «Небо синее», «Андрей-воробей» | муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова |
«Сорока-сорока» | рус. нар. прибаутка, обр. Т. Попатенко. |
Перечень произведений изобразительного искусства
Направление | Название | Художник, Художник-иллюстратор |
Иллюстрации к книгам | к книге С.Я. Маршака «Усатый-полосатый». | В.В. Лебедев |
Иллюстрации, репродукции картин | «Яблоки и листья» | И.Е. Репин |
«Снегурочка» | В.М. Васнецов | |
«Девочка с куклой» | В.А. Тропинин | |
«Весна пришла» | А.И. Бортников | |
«Наводнение» | А.Н. Комаров | |
«Сирень» | И.И. Левитан | |
«Рябинка», «Малинка». | И.И. Машков |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 2023-2024 учебный год
Рабочая программа по музыкальному развитию разработана в соответствии с Образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовате...
Рабочая программа 2023_2024
Целью образовательной программы является разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российс...
Рабочая программа 2023-2024
Рабочая программа для воспитателей детского сада....
Рабочая программа 2023-2024 г
Рабочая программа 2023-2024 г...
Рабочая программа 2023-2024
Рабочая программа дошкольного педагога-психолога...