Семинар-практикум "Квест - приключенческая игра"
методическая разработка

Аброськина Наталья Олеговна

Материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных организаций и направлен на повышение их практической и теоретической подготовки к применению в воспитательно-образовательной деятельности квест-технолгии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest.docx29.76 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

Семинар-практикум

для педагогов ДОУ

«Квест – приключенческая игра»

Подготовили:

Цыганкова Наталья Олеговна, Шубина Сара Николаевна

г. Рубцовск, 2019

Цель: повысить практическую и теоретическую подготовку педагогов к применению в воспитательно-образовательной деятельности квест - технологию, выявить и поддержать творчески работающих воспитателей.

Задачи:

  • создать условия для профессионального общения, мотивировать педагогов к профессиональной самореализации, творческому поиску форм работы с воспитанниками;
  • сформировать у участников семинара-практикума представления о квест- технологии и ее применении.

Оборудование: ноутбук, проектор, клубок, конверты с заданиями, магнитная доска, станции.

Методы: игровой (игра «Устами младенца»), демонстрационный,  практический, словесный, наглядный (просмотр презентации).

Технические средства: компьютер, проектор, экран, фотоаппарат.

Раздаточный материал: сертификат участника.

Структура семинара-практикума:

План проведения семинара

  1. Вводная часть
  2. Основная часть

Игра – квест между педагогами

Теоретическая  часть

  1. Заключительная часть семинара (рефлексия)

ВЫСТУПЛЕНИЕ

1.        ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

Старший воспитатель: 

- Здравствуйте те, кто сегодня проснулся!
-Здравствуйте те, кто к работе прикоснулся!
-Здравствуйте те, кто способен любить!
-Здравствуйте те, кто способен творить!
-Здравствуйте уважаемые коллеги.

Мы рады приветствовать вас в стенах нашего детского сада «Жар-птица» и приглашаем отправиться сегодня в увлекательное путешествие на поиски инновационной технологии, которую Вы сможете применять на практике. А наше с вами путешествие мы начнем со сказочной истории. Расскажу я вам сказку дивную –

Не очень короткую,

Не очень длинную,

А такую, как от меня до вас!

Артисты мне помогайте –

Сказку разыграйте.

Представление педагога заместителем заведующего по ВМР.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

Педагог (сказочница): В дошкольном царстве, в детском государстве жил-был Педагог. Долго работал он в детском саду. Много чего он знал и умел: и сказку рассказать, и опыт показать, и кормушку смастерить, и платьице сшить, и в игру поиграть, и танец станцевать. Педагог был уверен в себе, знал, что он мастер своего дела, и гордился этим.

(звуки природы, выход педагога)

Как-то раз, сидел Педагог под деревом мудрости, наслаждался звуками природы, журчанием ручья, щебетанием птиц – и был в самом хорошем расположении духа.

Педагог: Как же мне сотворить диво дивное, чтобы педагогический процесс стал еще интереснее и увлекательнее, какие эффективные способы использовать в своей работе, чтобы ребенок проявлял любознательность, был способен к принятию собственных решений, проявлял инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовал со сверстниками и взрослыми.

Педагог (сказочница): Но тут собрались над деревом тучи, подул ветер перемен (звучит тревожная музыка) и принёс ФГОС ДО. От неожиданности вскочил Педагог, а ФГОС говорит:

ФГОС ДО: Иди туда, не знаю куда, и сделай так, не знаю как.

Педагог (сказочница): Испугался Педагог обрушившимся переменам, растерялся, плечами пожимает в недоумении, а ФГОС ДО успокаивает.

ФГОС ДО: Не кручинься, опыта и знаний у тебя достаточно. Должен ты идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы, но и не должен забывать доброе старое. А как в сказке говорится – путь к решению всех вопросов тебе покажет клубочек волшебный (показывает). (Педагог берёт в руки клубочек).

Педагог (сказочница): 

Скоро сказка сказывается,

Да не скоро дело делается.

И отправился педагог посмотреть,

Что же его ожидает…

А чтобы со всем справиться,

Коллег с собой зазывает.

Педагог: Уважаемые коллеги, вы готовы отправиться вместе со мной? Теперь мы одна команда!

ФГОС: Вам предстоит пройти пять испытаний и выполнить все задания. После успешного выполнения каждого из них вы получите ключи к разгадке названия инновационной технологи.

Педагог: Ты клубок нам помоги и дорогу укажи.

(педагог бросает клубок)

Педагог: Мы прибыли на станцию «Семья».

(на экране пошаговая инструкция)

Педагог: Первое задание - за 1 минуту перечислить как можно больше форм взаимодействия ДОУ с семьями детей. Педагогам, у кого на стуле приклеен синий кружок предстоит ответить на этот вопрос. Итак, время пошло.

(педагоги перечисляют)

Педагог (сказочница): По итогам выполненного задания вы получаете конверт с первым ключом.

Педагог: Ты клубок нам помоги и дорогу укажи.

(педагог бросает клубок)

Педагог: Мы прибыли на станцию «Администрация». Следующее задание – из слов составить цитату философа и педагога Джона Дьюи. На выполнение приглашаются педагоги на стульях, у которых приклеен желтый кружок. Для этого испытания отводится так же 1 минута.

(«Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера»)

Педагог (сказочница): Вы справились со вторым заданием. И получаете еще один ключ.

Педагог: Ты клубок нам помоги и дорогу укажи.

(педагог бросает клубок)

Педагог: Третья станция - «Дети». Педагогам у кого на стуле приклеен кружок красного цвета, предстоит отгадать предмет, о котором говорят дети.

«Экспериментальная деятельность»

«Проектная деятельность» 

«Дополнительные услуги»

Педагог (сказочница): Отлично, и с этим заданием вы справились, получаете очередной конверт и отправляетесь дальше.

Педагог: Ты клубок нам помоги и дорогу укажи.

(педагог бросает клубок)

Педагог: Четвертая станция - «Социальные партнеры». Педагоги у кого на стуле приклеен зеленый кружок, отгадывают загадки, о каком учреждении дополнительного образования идет речь, и называют формы взаимодействия с ним.

  1. В зрительном зале сидят ребятишки,

Смотрят они все на руки артиста.

Ждут их различные представления,

И станет сказочным у всех настроение – Кукольный театр

2. Здесь за вход не требуют билеты.

Здесь на все вопросы есть ответы.

Здесь, в волшебном мире книг,

Счастливым станешь в один миг! – Библиотека

3. Чтобы окунуться в прошлое, не надо машину времени изобретать.

Посетив его, мы будем обо всем на свете знать - Музей.

Ведущий: Вот за правильный ответ еще один ключ.

Педагог: Осталось нам посетить последнюю станцию. Ты клубок нам помоги и дорогу укажи.

(педагог бросает клубок)

Педагог: Пятая станция - «Я - педагог». Педагоги у кого на стуле приклеен оранжевый кружок, получают набор из ниток и бус. Игрокам необходимо за 1 минуту сделать «бусы», проявив творческий подход в процессе их изготовления. Каждая «бусина» – качество, которое характеризует современного педагога. Таким образом, сколько «бусин» в «бусах», столько качеств педагога нужно перечислить.

(педагоги выполняют задание)

Ведущий: Молодцы. Итак, вы получаете последний конверт с ключом.

Педагог: Осталось вскрыть конверты и собрать из букв слово.

(выставляет на магнитной доске буквы, педагоги вместе составляют слово - квест)

ФГОС: Дорогие друзья! Вы показали свою находчивость и смекалку, а самое главное, действовали вместе и дружно.

В настоящее время ФГОС ДО предъявляет очень высокие требования к организации воспитательно-образовательной деятельности в дошкольных организациях. Особенно эти требования касаются профессионализма педагогов. Каждый из нас должен:

- в каждом ребенке уважать личность со своими склонностями, способностями, индивидуальными особенностями;

-уметь работать в команде единомышленников;

-грамотно и качественно работать с родителями;

- создавать образовательную среду для развития личности каждого ребенка.

Сейчас в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии. Среди используемых игровых технологий в воспитании и развитии детей дошкольного возраста можно выделить Квест - технологию, которая в последнее время приобрела широкое распространение в педагогической практике.

2 слайд: Квест (англ. quest), в переводе с английского - приключенческая игра. Свое распространение в мире, как один из самых популярных жанров, квесты или по-другому приключенческие игры, получили в 90-х годах прошлого столетия. Идея игры проста – команда или команды, выполняя различные задания (интеллектуального, спортивного характера), перемещаются из одного места в другое, а на этапе завершения игры получают ответ на основную загадку. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

3 слайд: Достоинства квестов для детей дошкольного возраста:

  • Данная технология привлекательна для ребенка.
  • Активизирует и развивает психические и познавательные процессы.
  • Формирует у ребенка базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе.
  • Учитывает интересы детей в полном объёме.
  • Квесты помогают реализовать принцип сотрудничества.
  • Сама форма квест-игры предусматривает особый, многосторонний тип коммуникации между педагогом и детьми, а также между самими детьми.
  •  Естественным образом осуществляется интеграция образовательных

областей, комбинируются разные виды детской деятельности и формы

работы с детьми.

Квест-технология нацелена на развитие индивидуальности ребёнка, его

самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Позволяет решать бесчисленное множество интеллектуальных и творческих задач.

4 слайд: Для того чтобы эффективно организовать квесты, следует

придерживаться определенных принципов:

  • задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям;
  •  в содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания дети-дошкольники не могут;
  • задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными;
  • игра должна быть эмоционально окрашена с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря;
  • дошкольники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся (например, найти клад или спасти доброго персонажа от злого);
  • следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес.

Таким образом, квесты помогают реализовать следующие задачи:

  • воспитательные - формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь и другие.
  • образовательные - участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся;
  • развивающие - в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств.

5 слайд: В зависимости от сюжета и пространства реализации игры, квесты можно разделить на три группы:

По структуре сюжетов:

1. Линейный - основное содержание квеста построено по цепочке. Разгадаешь одно задание – получишь следующее, и так пока не дойдешь до финиша.

2. Штурмовой – каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы в конце собрать их воедино.

3. Кольцевой – отправляется по кольцевой траектории: выполняя определенные задания, он вновь и вновь возвращается в пункт «А».

Сама форма квест-игры предусматривает особый, многосторонний тип коммуникации между педагогом и детьми, а также между самими детьми.

Квесты могут задействовать от одного до нескольких десятков человек.

Однако, чем меньше дошкольников в команде, тем больше вероятности, что каждый ребенок проявит себя.

Длительность квестов варьируется от 30 минут до нескольких часов. 

Главное - чувство меры: не перестараться и соизмерить количество заданий с возрастом детей.

  • до 3 лет - 3- 4 крупных активности, 2-3 простых действия;
  • от 3 до 5 лет - 5 активностей, несколько простых действий;
  • от 5 до 7 лет - 7-10 активностей разной сложности;
  •  старше 7 лет - около 12 активностей разной сложности.

По продолжительности:

1. Кратковременные.
2. Долговременные.

По содержанию:

  1. Сюжетные. 
  • По художественным произведениям — книгам, фильмам, мультфильмам. Это может быть сценарий с сохранением сюжета произведения, или с другим сюжетом, использующим мир произведения, а также новая история с теми же героями. Некоторые произведения просто созданы для превращения их в квесты.
  1. Несюжетные
  • По любимым играм детей и их сильным увлечениям (пираты, паровозы, принцессы и т.п.).

По форме проведения:
1. Соревнования.
2. Проекты, исследования, эксперименты.

6 слайд: Как и любая технология, квест имеет свою структуру:

  1. Введение - вступление, предназначенное для привлечения интереса
  2. Задания - постановка целей и задач, распределение ролей
  3. Порядок выполнения - логически и последовательно построенная цепочка заданий
  4. Оценка - порядок выполнения поставленной задачи (штрафы, бонусы)
  5. Заключение - подведение итогов игры, конечная цель - приз

7 слайд: Особое внимание при подготовке необходимо уделить следующим пунктам:

  • Написание сценария, содержащего информацию познавательного характера.
  • Подготовка «продукта» для поиска (карта сокровищ, клад, берестяная
    грамота, подсказки и т.д.).
  • Разработка маршрута передвижений: во-первых, он должен быть непривычным, но и безопасным для детей, во-вторых, для повышения интереса детей, способы передвижений могут быть различными, в-третьих, их должно быть достаточное количество с посещением малоизученных «уголков».
  • При методической разработке заданий необходимо опираться не только на уже имеющиеся знания, умения и навыки детей, но и на зону ближайшего развития ребенка.
  • Художественное оформление «остановок» по маршруту поиска должно
    соответствовать тематике и содержать в себе подсказку-направление для продолжения пути.
  • Благодаря проведению квестов РППС всегда мобильна, что соответствует требованиям ФГОС. Изменения в РППС, согласно заданной тематике, могут быть заранее созданы с помощью детей

8 слайд: Альберт Эйнштейн сказал: «Самое глубокое, что может пережить человек, это чувство таинственного». С самого начала квеста, участникам предлагают окунуться в тайну. Поиск ответа настолько захватывает детей, что откладывает сильные впечатления на их дальнейшую жизнь.

Испытания, с которыми сталкиваются игроки - это:

  • Задания от героев (тематические, по возрасту)
  • Головоломки
  • Опыты
  • Викторины
  • Загадки
  • Подвижные игры
  • Творческие задания и т.д.

Направление:

  • Карта
  • Стрелки
  • Знаки и другое…

9 слайд: Квесты в нашем дошкольном учреждении проходят как в здании, так и на улице.

Квест «Поиски сокровищ» проходил в групповой комнате. Участвовали дети старшего дошкольного возраста. По структуре – линейное. Основное содержание квеста было построено по цепочке. В игре дети должны были по карте найти спрятанные сокровища пиратов. Ребята выполняли разные задания на коврографе, собирали пазлы, решали логические задачи, проявляя смекалку.

10 слайд: Квест «По дорогам сказок» проходил на территории детского сада. Участвовали дети старшего дошкольного возраста. По структуре  - кольцевое.  Детям каждой группы предстояло добыть волшебные лепестки. На каждой станции ребят встречали сказочные герои, которые приготовили для них определенные задания. Справившись со всеми испытаниями,  все дети встретились, возле центрального входа детского сада и с помощью собранных лепестков, вновь расцвел волшебный цветок.

В квесте «Делу время – потехе час» главная цель – найти пропавшие стрелки, чтобы починить часы.

11 слайд: В квесте «Наши помощники на дорогах» дети вместе с родителями решали задачи по правилам дорожного движения. Ребятам предстояло разгадать шараду, кроссворд, найти зашифрованный знак на улице города, выучить стихотворение по правилам дорожной безопасности. В конце квеста, прошло мероприятие, где были награждены участники квеста.

12 слайд: Таким образом, квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией, что и является основным требованием ФГОС ДО.

Квесты приносят большую пользу, как взрослым, так и детям:

  • Принимая участие в квестах, ребенок открывает в себе новые способности и черты характера, получая при этом яркие эмоции и незабываемые впечатления.
  • Дети преодолевают неуверенность в себе, проявляют смекалку и логику, учатся принимать верное решение, прислушиваться и помогать друг  другу в выполнении заданий.
  • В конце игры мы учим детей поздравлять друг друга с победой и благодарить.

3.        ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ СЕМИНАРА (РЕФЛЕКСИЯ)

Педагог: Уважаемые педагоги, наша встреча подходит к концу. Сегодня мы с вами познакомились с квест-технологией.

– Если вас заинтересовала данная технология - похлопайте в ладоши.

- Если ничего нового для вас не было – потопайте ногами.

- Если вы уверены, что будете применять в своей работе данную технологию – дотроньтесь до кончика носа.

- Если вы считаете, что квест-игры способствуют активизации познавательных и мыслительных процессов всех участников  и дарит положительные эмоции – кивните головой.

- Если вам захотелось придумать задания для квеста – помашите рукой.

- Если вы считаете, что данная технология не столь интересна и увлекательна – закройте глаза.

- Если вы получили от нашей встречи положительные эмоции – улыбнитесь.

Мы благодарим всех педагогов за активность, а нашу встречу мне бы хотелось закончить цитатой немецкого поэта и философа Фридриха
Шиллера: «Человек тогда в полном смысле человек, если он – человек играющий, а значит, творящий, то есть создающий в игре свой мир».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект приключенческой игры «Подарок солнца»

Конспект приключенческой игры для детей старшего возраста...

Открытый показ НОД в форме проведения приключенческой игры-квест для детей старшего дошкольного возраста

конспект занятия приуроченного к дню спонтанного проявления доброты...

Квест - приключенческая игра для детей и родителей

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии. Обращение воспитателей специалистов к ним обусловлено стремлением оптимизировать педагогический ...

Консультация для педагогов "Использование игровых технологий в работе с дошкольниками. Квест-приключенческая игра для детей""

     Консультация для педагогов "Использование игровых технологий в работе с дошкольниками.                       ...

НОД с детьми в форме проведения приключенческой игры – квест по познавательному развитию в старшем дошкольном возрасте «Полет в космос»

НОД с детьми  в форме проведения приключенческой игры – квест по познавательному развитию  в  старшем дошкольном возрасте...