Инновационный педагогический опыт «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»
материал

Бадамшина Ирина Рафиковна
Труд должен радостно войти в жизнь ребенка и помочь ему в успешном всестороннем развитии. Задачи педагогов и родителей - не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст - ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_pedagogicheskiy_opyt.docx39.88 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный педагогический опыт

Бадамшиной Ирины Рафиковны,

воспитателя МДОУ «Детский сад №98»

Тема инновационного педагогического опыта:

«Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности».

     Сведения об авторе:

       Бадамшина Ирина Рафиковна, воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №98 комбинированного вида»       г. о. Саранск, образование высшее, окончила ОУ ВПО Центросоюза РФ «Саранский кооперативный институт» в 2005 году.

       В 2021 году прошла профессиональную переподготовку в ЧОУ ДПО «Саранский Дом науки и техники РСНИИОО», присвоена квалификация – воспитатель дошкольного образования.

       Общий   трудовой    стаж – 8 лет, педагогический стаж  –   3 года,    стаж в

данном    учреждении – 5 лет. Инновационная   педагогическая       деятельность

по теме «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности» ведется с 2021 года.

      Актуальность

      Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются с детства. Если раньше посильная помощь детей старшему поколению была естественной и общепринятой, а ребенок был более приспособлен к жизни, то современный технический прогресс, кардинально изменивший уклад жизни, внес свои коррективы в семейный быт. Работу по дому значительно упростила современная техника; проживание в сельской местности теперь не ассоциируется с ежедневными трудоемкими нагрузками, а современные дети подвержены излишней опеке со стороны взрослых, изолированы от малейшего риска, принятия решения и какой-бы то ни было ответственности.  У детей нет даже потребности делать что-то самостоятельно, так как родители неосознанно выполняют за них простейшие действия, лишая их возможности самостоятельно одеваться, обуваться и т.п., недооценивая важность воспитания таких качеств, как самостоятельность, организованность, настойчивость, ответственность и дисциплинированность. Это приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, возникновению у ребенка лени, неуверенности в своих силах, низкой самооценки и эгоизма.

     ФГОС ДО говорит о важности формировать в современном обществе социально-активную личность. Труд должен радостно войти в жизнь ребенка и помочь ему в успешном всестороннем развитии. Задачи педагогов и родителей - не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст - ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности.

     Трудовое воспитание детей — процесс длительный, кропотливый, требующий систематичности и личной заинтересованности педагога, а также его тесного сотрудничества с семьями воспитанников. В связи с этим, мной была выбрана тема «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности».    

     Основная идея опыта

     Ведущая педагогическая идея опыта - целенаправленное развитие личности ребенка, направленное на развитие нравственно-волевых качеств через трудовую деятельность детей в процессе воспитания и обучения в детском саду.

     Цель моего опыта

     Основной целью моего педагогического опыта является формирование и воспитание у детей устойчивого, положительного отношения к труду с использованием современных технологий. При этом необходимо создать благоприятные условия для формирования привычек дошкольника осуществлять посильный труд.

     Для реализации поставленной цели, чтобы добиться практических результатов в трудовом воспитании детей, мною были выделены следующие основные задачи:

  • Повысить профессиональный опыт по данной теме путем изучения необходимой учебной и методической литературы, интернет-публикаций по теме самообразования.
  • Формировать правильное отношение к труду у детей дошкольного возраста, их трудовые умения и навыки.
  • Воспитывать трудолюбие и творческое отношение к труду, умение сотрудничать в коллективной трудовой деятельности, оказывать взаимопомощь и взаимоподдержку.
  • Создать развивающую среду в группе для поддержания интереса к трудовой деятельности.
  • Разработать долгосрочный план работы с детьми и их родителями, привлекая к совместной трудовой деятельности.

     Теоретическая база, опора на современные педагогические теории.

     Теоретическая база опыта очень важна, ведь работа воспитателя в целях повышения уровня воспитанников в области трудового воспитания дошкольников в огромной мере зависит от знаний самого педагога.

     Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др.

       А.С. Макаренко сказал: «Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры. Но что такое труд - это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд - это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться». В.А. Сухомлинский неоднократно отмечал, что любой труд делает человека более творческим, более радостным, умным, культурным, образованным.

      Проблема трудового воспитания детей дошкольного возраста рассматривалась В.Г. Нечаевым, Г.Н. Годиной, Д.В. Сергеевой, Р.С. Буре, А.Д. Шатовой и др. Их исследования были посвящены содержанию, средствам, методам и формам организации труда и его роли воспитания личности ребёнка детского возраста. Проблемой формирования умений у детей занимались такие известные психологи и педагоги как С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, А.В. Хуторской, Л.М. Фридман и др.

     Чтобы правильно построить работу по формированию трудового воспитания у дошкольников, я изучила следующую литературу:

  1. Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Занятия, игры и беседы с детьми 5 – 7 лет: - М.: ТЦ Сфера, 2014

      В книге представлен многообразный дидактический познавательный материал для детей 5-7 лет о профессиях взрослых

  1. Буре Р.С. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду / под ред. Р. С. Буре. – М.: Наука, 2009

      В книге рассматриваются вопросы нравственно-трудового воспитания, его содержание, методика организации воспитательного процесса, формы планирования и учета воспитательной работы. Особое внимание уделяется формированию у детей трудовых навыков, необходимых для успешного обучения в школе.

  1. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987

     В пособии раскрыты основные задачи трудового воспитания дошкольников, описаны особенности организации труда, приемы обучения детей трудовым навыкам, даны рекомендации по работе с родителями; приведены примеры различных ситуаций взаимодействия педагога с детьми, способствующие развитию трудовых навыков.

3. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой.М.: Просвещение, 1998

4. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным миром. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада – М.: Мозаика- Синтез, 2012

5. Иванова А, Лабутина Н, Гусева Н. Трудовое воспитание дошкольников. Методическое пособие для воспитателя детского сада / // Вентана-Граф, 2016

     Предлагаемые авторами пособия дидактические материалы помогают создать развивающую предметно-пространственную среду, необходимую для организации трудового воспитания детей 3-7 лет.

6. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников:

Учеб.пособие / С.А.Козлова, Н.К.Дедовских, В.Д.Калишенко и др.; Под ред. С.А. Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003

7. Куликова, Т. Учите детей трудиться! // Дошкольное воспитание. – 2000 №7.

8. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет/– М.: Мозаика-Синтез, 2012

     В пособии представлена технология работы по формированию представлений о труде взрослых через разные формы организации детской деятельности; дана методика формирования у детей навыков самообслуживания, участия в хозяйственно-бытовом труде, труде в природе, оказания помощи младшим детям и взрослым.
9. Черепанова И.Б. Дети взрослеют в труде / - М.: Педагогика, 2014

     Новизна опыта

     Новизна опыта заключается в изучении и применении современных технологий, в выработке новых подходов по взаимодействию воспитателя, ребенка и родителей в вопросах формирования положительного отношения к труду, нравственно – ценных трудовых качеств. Какие же современные педагогические технологии применяются в трудовом воспитании дошкольников?

     Среди них можно отметить следующие:

  • Одним из современных инновационных методов обучения является проект. В процессе реализации проекта трудовой направленности активизируется физическая сила и умственная деятельность детей.
  • Технология исследовательской деятельности поможет детям увидеть как трудовые умения и новые знания можно использовать в разных ситуациях на протяжении всей жизни.
  • Использование информационно-коммуникативных технологий (компьютеров, интерактивных досок и планшетов) в ознакомлении детей с трудом (мультимедийные презентации, целевые и виртуальные экскурсии, короткометражные мультипликационные фильмы о профессиях). Показ информации на экране вызывает у дошкольников большой интерес, способствует восприятию и лучшему запоминанию материала.
  • Игровые технологии позволяют детям активно участвовать в процессе обучения, развивать свою фантазию и творческое мышление, а также учиться сотрудничать и решать проблемы вместе с другими детьми.
  • Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) позволяет использовать различные методы: проблемные ситуации, мозговой штурм, прием эмпатии, придумывание загадок.
  • Дизайн-технология – это особый вид художественной деятельности, объединяющий в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный и ручной труд.
  • Технологии здоровьесбережения (организация труда в созданных безопасных условиях).
  • Использование сказкотерапии.
  • Разработка и использование операционных схем для трудовой деятельности.

         Перечисленные современные технологии предоставляют детям новые возможности для развития и обучения, делая процесс более интересным и эффективным и должны применяться интегрировано.

       

       Технология опыта.

        В соответствии с программой обучения и воспитания в работе с детьми я уделяла наибольшее внимание следующим видам детской трудовой деятельности:

  • самообслуживание
  • хозяйственно-бытовой труд
  • труд в природе (на участке и в уголке природы
  • ручной труд

       Формируя у детей навыки самообслуживания, проводила беседы с родителями, уделяя особое внимание на то, чтобы они чрезмерно не опекали своих детей, а одежда и обувь воспитанников были максимально удобными. Взрослым хочется все сделать самим – быстрее, лучше, аккуратнее. Они не задумываются над тем, что, если ребенку все время отказывать в желании что-то сделать самому (застегнуть пуговицу, попробовать завязать шнурки, и т.п.), то в скором времени таких желаний у ребенка появляться не будет.     Воспитанники научились самостоятельно, быстро и аккуратно одеваться и

раздеваться в определённой последовательности, складывать свою одежду, ставить на место обувь; соблюдать порядок в своем шкафчике.

     Дети стали более организованы, аккуратны и бережливы. В результате формирования навыка опрятности и культуры гигиены, ребята учились правильно умываться, мыть руки без напоминания и по необходимости, насухо вытираться полотенцем, правильно пользоваться носовым платком и расческой. Детям прививалась культура поведения за столом во время приема пищи (аккуратно жевать с закрытым ртом, пользоваться вилкой, салфеткой).

     Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

      Если труд по самообслуживанию исходно предназначен для жизнеобеспечения, для заботы о самом себе, то хозяйственно-бытовой труд имеет общественную направленность. Хозяйственно-бытовой труд разнообразен по своему содержанию:

  • приучала детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного по столовой: сервировать столы, убирать посуду после приема пищи, добросовестно выполнять обязанности дежурного по занятиям: раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки и пр., протирать столы;
  • воспитывала в детях желание постоянно и своевременно поддерживать порядок в групповой комнате;
  • формировала умение самостоятельно проводить уборку на участке: летом - подметать и очищать дорожки от мусора, зимой – от снега, осенью – от листвы.

      В средней группе продолжила развивать у детей желание к посильному труду. В особый вид труда здесь можно выделить труд в природе: воспитывала у детей любовь к растениям, бережное отношение к ним, знакомила с их видами, названиями и особенностями.  Развивала умение самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы: поливать комнатные растения, рыхлить почву, протирать листочки и собирать сухие. Осенью привлекала детей к сбору семян цветущих растений, а весной – к их посеву, летом – к прополке и поливке грядок и клумб. Воспитывала желание помогать птицам зимой: насыпать корм в кормушки и регулярно подкармливать пернатых.

      Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

       Работая с детьми старшего возраста начала развивать у них желание заниматься ручным трудом, который по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного и бросового материала, бумаги, картона, ткани, крупы. Этот вид труда развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, способствует развитию фантазии, творческих способностей, воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца, развивает мелкие мышцы рук, Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки.

       Начиная со старшего возраста, знакомила детей с трудом взрослых, формировала у них представление об общественной значимости труда.

       В этом направлении создала и внедрила в работу проект «Все профессии важны – все профессии нужны».

       При ознакомлении с трудом взрослых очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений. Здесь возможны разные средства. Например, иллюстративный и картинный материал, альбом «Все работы хороши» помог в ознакомлении с профессиями; дидактические игры типа: «Подбери пару», «Играем в профессии», «Кому что нужно для работы» закрепили знания детей об инструментах, необходимых в трудовой деятельности.  Выставка фотографий родителей «Наши мамы и папы на работе» сформировала положительное отношение к их труду. Рассказы о профессиях, беседы, чтение художественной литературы, наблюдения за трудом взрослых – всё это углубляло, расширяло и закрепляло знания детей. Для заинтересованности воспитанников разработала презентационный материал (использовала ИК технологию) по ознакомлению детей с трудом взрослых.

       В детском труде ярко обнаруживается связь с играми, которые показывают, что дети по собственной инициативе подражают занятиям взрослых, поэтому я включала в образовательную деятельность игровые ситуации «Оденем куклу на прогулку», «Накроем на стол», «Причешем куклу» и др.

       Играя с детьми в сюжетно-ролевые игры, обратила внимание, что воспитанники охотно принимают на себя роли врача, продавца, учителя, водителя и других знакомых им профессий. Принимая на себя роли взрослого, они проникаются эмоциональным отношением к выполняемым действиям: тревожатся за больного, оказывают внимание пассажирам. Они испытывают эмоциональный подъем, волнение, радость, их чувства соответствуют чувствам труженика, хотя и не связаны с трудовыми усилиями.

      Самым благоприятным и действенным материалом в трудовом воспитании детей являются сказки и их персонажи. Для этого были созданы картотеки сказок: «Морозко», «Мужик и медведь», «Репка», «Волшебная дудочка», «По щучьему веленью», «Царевна-лягушка», «Крошечка – Хаврошечка», и произведений писателей по данной теме: М. Зощенко «Показательный ребенок», В. Маяковский «Кем быть?», С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Степа», «Дядя Степа — милиционер», С. Баруздин «Кто построил новый дом», К. Чуковский «Федорино горе», «Айболит», В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович» и многие другие.

      В старшей группе дети особенно активно воспринимают художественные произведения о человеке-труженике. Более всего их волнует героический труд взрослых. Образы врачей, летчиков, космонавтов, рыбаков, спасателей, чей труд нередко связан с опасностью для жизни, вызывает у ребят чувство гордости за отважных, смелых людей, сочувствие к ним, если они оказались в беде, желание им подражать. Важно донести до сознания детей, что самоотверженный, добросовестный труд делает простого, скромного человека героем, он становится нужен людям. Быть нужным людям — это счастье. Рекомендуются рассказы: И. Туричина «Человек заболел»; рассказы Б. Житкова «На льдине», «Обвал», С. Маршака «Ледяной остров», С. Сахарнова «Два радиста», М. Коршунова «Едет, спешит мальчик», и др.

       Обязательно нужно знакомить дошкольников с первыми космонавтами, такими как: Ю. Гагарин, В. Терешкова, А. Леонов. Большой интерес вызывают у старших дошкольников рассказы о космонавтах: Ю. Яковлева «Трое в космосе», В. Бороздина «Первый в космосе».

       В воспитании дошкольников успешно применяется фольклорная проза. Русские поговорки и пословицы о труде в той или иной степени оказывают воздействие на развитие ребенка, прививая ему полезные привычки, демонстрируя ему, как хорошо любить труд, свою работу, ответственно выполнять свои обязанности и совершать добрые поступки.

       Русские пословицы о труде для детей прославляют труд и высмеивают – леность.  Народная мудрость учит малышей любить труд и уважительно относиться к труду других людей.

       Таким образом, в формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений, загадок, пословиц. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

        Результативность опыта.

       Наиболее существенной особенностью детского труда является отсутствие значимого результата, имеющего материальную ценность, продукты детского труда имеют ценность для самого ребенка или группы детей. При сравнении детского труда и трудовой деятельности взрослых прежде всего усматривается различие в результативности, неспособности ребенка в силу возрастных особенностей создавать материальные и духовные ценности, необходимые человеку. Уникальность трудовой деятельности дошкольника — в ее многоплановом характере.

       Благодаря использованию различных форм и методов работы по трудовому воспитанию у детей формируются такие нравственные качества, как уважение к труду взрослых, бережное отношение к природе, к людям, развивается наблюдательность, шире становится круг интересов, формируются нравственные качества: трудолюбие, начальные формы ответственности, чувство долга.

       Положительных результатов можно достичь при условии согласования действий педагога и семьи. Первая моя задача – убедить родителей в том, что успех в воспитании возможен только при условии единства в подходе к решению задач трудового воспитания, требований, создании достаточных условий для приобщения детей к труду.

      Достичь хороших результатов мне помогло использование разнообразных форм работы с родителями:

  • участие в различных акциях «Чистый город», «День урожая», «Покормите птиц зимой», «Сад памяти» и субботниках «Потрудились мы на славу», «В апрельский день трудиться нам не лень», «День добрых дел»;
  • организация совместных творческих выставок и конкурсов детей и родителей «Осеннее настроение», «Фабрика Деда Мороза», «Зимний вернисаж», «Папа может все!», «У мамы руки золотые», «Кормушка для птиц», «Бабушкин сундучок» и др.;
  • изготовление снежных построек на участке детского сада (трудовой десант «Зимние фантазии») и новогодних украшений для групп;
  • оформление «Огорода на окне»;
  • изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр («Парикмахерская», «Больница», «Магазин»);
  •  оформление фотовыставки «Мы любим трудиться!»; стенгазеты «Наши мамы и папы на работе»;
  • консультации для родителей «Домашние обязанности для детей», «Какой труд доступен детям?», анкетирование «Воспитание трудолюбия в семье», «Трудовые поручения в семье».

       При совместной деятельности с родителями воспитанников установлены партнерские и доверительные отношения, они проявляют искреннюю заинтересованность жизнью ребенка в детском саду, оказывают помощь в создании предметно-развивающей среды в группе. Такое сотрудничество сформировало у детей понятие «трудовой деятельности», показало ребятам значимость семьи и родителей в их жизни, и жизни общества, дало возможность накопить и обогатить эмоционально-чувственный опыт в процессе общения с другими людьми, способствовало усвоению нравственных и этикетных норм.

       Считаю, что воспитанники научились трудиться, с уважением относиться к любому виду трудовой деятельности, познакомились с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобрели трудовые навыки, которые будут развиты в школе и помогут им в дальнейшей жизни. У детей сформированы навыки самоорганизации и умения последовательно и целенаправленно осуществлять работу, навыки культуры труда, использования инструментов, пособий, бережного отношения к ним. Ребята приобрели устойчивый интерес к различным видам конструирования и ручному труду. Дети добиваются хороших результатов в продуктивной деятельности. В процессе коллективной трудовой деятельности воспитанники научились согласовывать свои действия, желания и интересы с работающими рядом товарищами, при необходимости оказывать помощь и обращаться за ней в тактичной форме.

       Дети и дальше продолжат развивать навыки посильной трудовой деятельности и пронесут через свою жизнь те качества, которые у них были развиты ранее при непосредственном моем участии.

       Стабильность.

      Работа по данной теме велась мною целенаправленно, планомерно, своевременно. В результате инновационного опыта были изучены требования ФГОС к особенностям трудового воспитания в процессе дошкольного образования; систематизирован учебно – методический материал, изучены основные методы и принципы трудового воспитания дошкольников.

       Считаю, что использование опыта дает на протяжении определенного времени устойчивые положительные результаты обучения, воспитания и развития дошкольников, и их трудовые навыки будут и дальше совершенствоваться.

      Доступность. Перспективы применения опыта в массовой

практике.

      Данный опыт работы может рассматриваться как доступный и эффективный способ работы по трудовому воспитанию детей дошкольного

возраста.

      Опыт апробирован в МДОУ «Детский сад №98» и был доступен при

использовании другими педагогами.

      Разработанный     мною     материал по   данной  теме:   проект       «Маленькое  дело  лучше  большого   безделья»,  консультации    для      родителей «Как приобщить ребенка к труду?»,  анкета   для    родителей         «О воспитании           трудолюбия      в        семье»       размещен        на            мини – сайте https://nsportal.ru/badamshina-irina-rafikovna и на сайте ДОО                                                                                                                https://ds98sar.schoolrm.ru/sveden/employees/10038/549338/ .    Своим опытом работы делюсь с коллегами на уровне дошкольной организации, а также в СМИ: публикую статьи, консультации.

      Считаю, что педагогический опыт по трудовому воспитанию способствует повышению качества образовательного процесса, делает взаимодействие участников образовательного процесса более увлекательным, эмоционально-насыщенным, результативным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности".

Презентация "Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности"...

Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности.

Труд - это могучий воспитатель, а также средствовсестороннего развития человека. А. С. Макаренко....

«Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности.»

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к д...

План самообразования воспитателя в старшей группе на тему "воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности"

Тема: «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»Актуальность темы: Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном го...

"Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности"

Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста, понимания необбходимости трудовой деятельности....

Книга "Экологическое воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности"

Книга "Экологическое воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности"...

План самообразования воспитателя Старшей группы №2 «Цветик-семицветик» на 2017-2018 год на тему: «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»

Плансамообразования воспитателяСтаршей группы №2«Цветик-семицветик»на 2017-2018 годна тему:«Воспитание дошкольниковпосредством трудовой деятельности»...