Цикл занятий совместной деятельности с детьми 4- 5лет
план-конспект занятия (средняя группа)

Кулешова Вероника Абдуселимовна
Русский национальный костюм

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_zanyatiy_russkiy_narodnyy_kostyum_sr_gr.docx76.57 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл занятий совместной деятельностью для детей 4-5л.

Тема: «Русский национальный костюм»

Содержание:

  • методические разработки совместной деятельности:  3 -11стр.
  • «Русский платок»
  • «Русский сарафан»
  • «История русского костюма» игра-путешествие
  • электронное приложение:
  • музыкальное сопровождение (русские народные мелодии)
  • мультфильмы по мотивам русских народных сказок
  • презентация «Русские народные головные уборы» по картинам К. Маковского
  • авторский фильм «Праздник русского платка»
  • иллюстрации «Русский народный костюм»
  • иллюстрации РНК
  • раскраски РНК

Тема: Русский платок

Цель: Приобщать дошкольников к русской народной культуре

Задачи:

  • Познакомить детей с деталью женской одежды – платком.
  • Дать представления об истории возникновения платка
  • Познакомить с Павловским платком.
  • Учить детей использовать платок, как модный современный аксессуар одежды.
  • Активизировать познавательный интерес к творчеству своего народа.
  • Воспитывать творческие способности, фантазию, эстетический вкус детей

 

Материал: волшебный сундучок, проектор, платки, слайды с изображением станков и платков, заготовки для платков на каждого ребенка, печатки, краски.


Ход занятия: 
Дети заходят в группу, становятся полукругом.
Воспитатель: - Ребята, в нашем сундучке спряталась интересная вещь. Я загадаю загадку, а вы, отгадав ее, узнаете, что же это такое.
Носят женщины, старушки,

Носят малые девчушки –

К уголочку – уголок

Сложен красочный …

Дети: - Платок!
Воспитатель: ДаЭто платок. Давайте посмотрим
(дети рассматривают платки, а воспитатель их развешивает)
Воспитатель: Это русский платок. Обычай носить платок на Руси имеет давнюю историю. Еще в глубокой древности женщина покрывала голову куском ткани – платом, платком.
Сначала его носили поверх головного убора, а потом стали повязывать прямо на волосы. 
(Показ слайдов)
Давным-давно крестьяне ткали платки дома, на самодельных станках
украшали их вышивкой ленточками (рассказ сопровождается показом старинного платка). Потом, позднее были созданы заводы и фабрики для изготовления платков. Особенно славились платки, которые делали в Павловском Посаде.
Павловский Посад – это город на берегу реки Клязьмы, недалеко от Москвы.
Раскинув перед собой шаль, вы увидите дивный букет из садовых цветов, чаще всего роз. Розы яркие. Не менее яркие и зеленые листья и, дополняющие букет, мелкие цветы: голубые, сиреневые. Цвет фона у платка может быть бордовым, кремовым, зеленым и т.д. красота родной природы перенеслась на шерстяное полотно платка.
Чаще всего цветы располагаются по кайме и углам, а середина платка равномерно заполняется редко разбросанными мелкими цветочками.
Не одно поколение мастеров работало на фабрике.
Не обходилось, да и теперь не обходится, на Руси праздничный женский наряд без красивого, красочного платка.
Павловские платки известны во всем мире
 (рассказ сопровождается демонстрацией слайдов и платков).
Воспитатель: - В старину платки не только носили как украшение - с ними еще и играли. Давайте и мы поиграем!
Я познакомлю вас с русской народной
игрой "Достань платочек".
Эта игра проводилась на ярмарках и праздниках. Платок подвешивали на шесте или веревке, достать его можно, только подпрыгнув. Платок поднимали  высоко. Побеждал тот, кто выше подпрыгнет и достанет платок.
И ещё
игра с платочком

 Дети ходят по залу, ведущий говорит:

Вот платочек расписной.

Он волшебный, не простой.

Буду с детками играть

Всех платочком накрывать.

Ведущая накрывает любого ребенка платком, подает сигнал колокольчиком, все остальные встают и подходят к платку, угадывают – кто под ним спрятался)

(После игры дети садятся на стулья)
Наряднее платки стали  в наши дни модной деталью одежды. Платок придает женщине привлекательность и неповторимость.
Ребята, я расскажу вам, как можно носить современный платок.
Демонстрация моделей:

  • "Нарядный бант"
  • "Платочек-шарфик"
  • "Ожерелье"

(Дети по очереди: один модельер, другой – модель, учатся повязывать платки).
Воспитатель: Вы научились модно, современно, красиво повязывать платки. Дома украшать ими будете мам и бабушек.
Воспитатель: - А сейчас я приглашаю вас в мастерскую по изготовлению платков.
Мы с вами будем украшать платочки. Каждый из вас придумает свой узор. Он будет единственный и неповторимый.
(Дети украшаю платочки способом печатания, придумывая свой узор.)

Итог занятия: 
Воспитатель: С какими платками мы сегодня познакомились?
- Где производят самые известные платки?
- Как можно в современной одежде использовать платок?

«Не забывай те русские народные традиции.

Носите русские платки: в них и в пир, и в мир, и в добрые люди! »


Выставление коллекции русских платков, современных платков.

Тема. Русский сарафан.

Цель:  Приобщать дошкольников к русской народной культуре

Задачи:

Продолжать знакомить детей с обычаями русского народа, с русским народным костюмом-сарафаном.

Воспитывать желание узнать интересное об одежде людей; умение создавать красивые вещи своими руками; видеть красоту в окружающих предметах.

Развивать у детей умение рисовать кистью

Воспитывать художественный вкус

Вызвать у детей веселое настроение, желание помочь кукле.

Материал: волшебный сундучок, русская горница - макет, сарафаны украшенные разным орнаментом; кукла - девочка в р.н. сарафане и кокошнике; кукла – мальчик в русском народном костюме; слайды «русский сарафан», музыкальное сопровождение русские народные наигрыши, краски, кисти, баночки с водой, тонированные заготовки – силуэты сарафанов.

Ход занятия:

Дети подходят к горнице

Хозяйка – кукла Маруся: Здравствуйте гости дорогие! Проходите! Какие вы красивые, веселые. Посмотрите, и мы с Митрофаном порядок в горнице навели, вас ждали. Ребята, я позвала вас в гости, чтобы показать свой новый наряд.

Воспитатель: - посмотрите ребята, что надето на Марусе?   (сарафан)

- правильно, сарафан. Это русский народный костюм. Давным-давно сарафаны ткали на самодельных ткацких станках, дома. А сейчас ткань производят на ткацких фабриках. Посмотрите, как красиво украшен сарафан. Ребята, я сегодня тоже одела сарафан. Скажите, одинаково ли украшены наши сарафаны?

- нет, не одинаково. У Маруси на сарафане квадраты и круги, а у вас цветы.

- Правильно, у Маруси сарафан украшен геометрическим орнаментом, а мой сарафан растительным орнаментом. Посмотрите, украшение идет по центру и по низу. Скажите, а какие цвета взяты для украшения, темные или светлые? (светлые)

- сарафаны украшают вручную, это очень трудоемкая работа. Сарафаны шьют и для дома и для праздников. Как вы думаете, надевают сарафан для домашней работы или для праздника? (для праздника)

Воспитатель: посмотрите дети, а что у Маруси на голове? (кокошник)

- обратите внимание, что кокошник украшен так же как и сарафан. Вам нравится наряд, который надет на Марусе? (ответы детей)

- ребята, предлагаю вам поиграть.

Проводится хороводная игра «Заря-заряница»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — заря — ходит сзади с лентой и говорит:

- Заря-зарница, Красная девица,

По полю ходила, Ключи обронила,

Ключи золотые, Ленты голубые,

Кольца обвитые — За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей.

Творческая мастерская

Воспитатель:  Маруся говорит, что она не успела украсить сарафаны для своих подружек, что ей делать не знает. Подскажите? (ответы детей)

- а давайте мы с вами украсим сарафаны орнаментом геометрическим или растительным

 (самостоятельная работа детей, во время которой звучит спокойная русская народная музыка.)

- посмотрите ребята, какие нарядные и красивые сарафаны у вас получились. Как вы думаете, они понравятся подружкам Маруси? (да, мы не спешили и старались).

- Ребята, Маруся говорит вам спасибо за помощь и приглашает Вас к столу (угощение)

Итог: выставление коллекции расписных сарафанов

Тема: «История русского костюма» (итоговое)

Цель: Приобщать дошкольников к русской народной культуре

  • знакомить детей с историей русского костюма, традициями русского гостеприимства;
  • развивать навыки общей хороводной игры, развивать мелкую моторику в пальчиковой игре;
  • активизировать познавательную деятельность в художественном экспериментировании;  
  • воспитывать художественный вкус.

Материалы: куклы Митрофан и Маруся – жители горницы, образцы женской и мужской одежды, музыкальное сопровождение к игре «Венок», краски, печать, шаблоны одежды для художественного экспериментирования, слайды «русская национальная одежда».

Воспитатель приглашает детей к совместной деятельности: Как вы думаете, когда человек начал носить одежду? (Очень давно). Правильно, это произошло очень давно, но одежда служила для защиты от холода и жары. Постепенно одежда стала приобретать все большее значение в жизни человека. В старые времена над всем царил обычай. В зависимости от положения, которое занимал человек, он одевался, ходил соответственной походкой, имел положенное выражение лица. Например, занимал человек важный пост в государстве, так должен был с утра до вечера не снимать торжественного костюма, как бы тяжело ему не было. Говорить должен был важно и смотреть повелительным взором. Попробуйте изобразить такого человека.

Игровое упражнение «Изобрази»

Попробуйте изобразить такого человека. (Дети встают и проходят важной походкой, повелительным  взором смотря по сторонам).

Воспитатель: Люди с разным достатком одевались по-разному. Те, что победнее, одежду делали из материала изготовленными городскими ремесленниками, или домотканою-изготовленную дома, в домашних условиях на станке. Ткани иногда окрашивали целиком, иногда наносили узор. Такая ткань называлась набойной.

- Подумайте, с чем связано такое название? (Оно связано со способом нанесения узора).

- Попробуйте догадаться, как это делали? (Ответы детей) 

На доске вырезали узор, покрывали его краской, а затем «отбивали» узор на материи. Красили ткани отварами из коры, корней, листьев, настоями из растертого в порошок камня.

Художественное экспериментирование:

У детей на столах кусочки ткани, прошитые на картоне. Детям предлагается взять печатки и нанести узор на ткань, т.е. сделать её набойной.

Воспитатель: Сейчас я приглашаю вас совершить путешествие в прошлое русского костюма. Митрофана и Марусю мы возьмём с собой. Пройдём через «Ворота времени» и окажемся в прошлом. Звучит таинственная музыка, дети проходят через импровизированные «Ворота времени» и подходят к горнице, где на лавке размещены русские костюмы.

Дети рассматривают одежду, воспитатель начинает рассказ:

Сарафанный комплекс.
В русском костюме особое внимание уделялось головному убору. Это была своеобразная визитная карточка. По нему можно узнать из какой местности владелица, её возраст, социальная принадлежность.
- Какие головные уборы носили девушки до замужества? 
(венки, ленточки, повязки)
- А причёски? 
(коса или распущенные волосы).
- Какие головные уборы носили замужние женщины? 
(кокошники, шамшуры – головной убор с платком).
- Кокошники – формы были разные: двурогие в форме полумесяца, островерхие с «шишками», маленькие плоские шапочки с ушками и другие, одежда в старину была простой и красивой.
- Из какой ткани шили одежду? 
(из льна).
- Чем хороша и чем плоха эта ткань? 
(нити из которых её ткут, спрядены из растения – она экологически чистая, в этой одежде не жарко летом и не холодно зимой, но она мнётся и с трудом разглаживается).
- Какие же наряды шили из льняной ткани? 
Раньше основными частями женского костюма были рубаха, сарафан.
Рубаха – из белого полотна украшена вышивкой, длинная до пят, потом её укоротили. Украшали прямыми и волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами. Знаками изображали землю, солнце, воду, птиц, растения, животных (это знаки – обереги, предохраняют человека от разных неприятностей, приносят в дом счастье).
Сарафан – красный, голубой, жёлтый, коричневый. Красный – тепло, праздник. Жёлтый – солнце, богатство. Голубой – небо, молодость. Коричневый – земля кормилица.
- Вся одежда была украшена.
- Чем? 
(стеклярусом, мехом, вышивкой).
- Нитями какого цвета вышивали? 
(красными и золотыми).

Игра «Напёрсток» (пальчиковая)

- Вышивает, шьёт иголка

(левая ладошка раскрыта, а в правой руке – воображаемая иголка. Иголка «шьёт» и задевает кончик указательного пальца на правой руке)

- Пальцу больно, пальцу колко

- А напёрсток в тот же миг,

(выполняют движение, как будто надевают напёрсток на палец левой руки)

- К девочке на пальчик . Прыг.

 

- Говорит иголке – шей,

 

- А колоться ты не смей.

(шьют и грозят пальцем)

Понёвный комплекс

Другой комплекс одежды состоял из рубахи, понёвы, передника.
- Что такоё понёва?
Понёва – одежда типа юбки, которую одевала женщина после замужества.
Понёва состояла из трёх полотнищ шерстяной клетчатой ткани.
Передник – густо украшен вышивкой, функция – защита от загрязнения.

Мужской комплекс

Косоворотка, порты, онучи, лапти.
Косоворотка – она длинная. Рукава длинные и широкие. Не закатав рукава работать невозможно (есть выражение «работать спустя рукава, т.е. плохо»).
Вниз костюма одевали брюки.
- Как они назывались – 
порты.
- На ноги наматывали 
онучи и обували лапти.
Всю одежду подпоясывали 
опояском (у богатых опояски – широкие, украшены бисером, мехом; у бедных - узкий).
- Молодцы, хорошо поработали.
- А теперь мы отдохнём.

Давайте поиграем с вами в игру «Собери костюм».

http://festival.1september.ru/articles/532283/img1.jpg

Воспитатель:

Ох. Какие молодцы!
Парни наши удальцы,
И девчата всем под стать
Им не станут уступать.

На Руси уж так идёт
Что талантливый народ,
Сам себе и швец, и жнец,
И на дудочке игрец.
Вот, смотри, идёт хозяйка –
Та хозяйка – не лентяйка.

Почему всё изменилось?
Почему всё заискрилось?
Засмеялось и запело,
Ну. Скажите, в чём тут дело?
Это так легко понять:

Дети: Гости к нам спешат опять!

Речевая игра «Хозяйка»

Хозяйка, хозяйка!

(ладонь к ладони, наклоны из стороны в сторону)

Что, что, что?

(хлопки по ладошкам)

Гости едут!

(наклоны)

Хорошо

(хлопки)

Здрасте!

(хлопки по раскрытым ладошкам товарища сверху)

Здрасте!

(наоборот)

Чмок, чмок, чмок!

(щека к щеке)

Здрасте!

(хлопки  сверху)

Здрасте!

(наоборот)

Чмок, чмок, чмок!

(щека к щеке)

Обниму тебя, дружок!

(обнимаемся)

Хозяйка:

Здравствуйте. Детушки милые,
Соколики пригожие, да какие все хорошие:
Губки – ягодки, глазки – пуговки,
Щечки – аленьки, все кудрявеньки.
Проходите, проходите мою избу посмотрите.
Проходите, не стесняйтесь, да удобнее располагайтесь.

Ой, я ходила на базар, принесла домой товар.
Родной матушке – платок посерёдочке цветок.

Девочки: (примеряя)

Ой, платок узором вышит!
Дружок, купишь мне такой?
Притворился, что не слышит,
Притворился, что глухой!

Хозяйка: Братьям – соколам по козловым сапогам.

Мальчики: (рассматривая) Ах, сапожки хороши и нарядны и легки!

Хозяйка: Сестрицам – лебедицам – да по белым рукавицам.

Девочки: (примеряя)

Вот обнова – то обнова,
До чего же хороша.
Как надену рукавицы,
Вмиг найду я жениха!

Хозяйка:

Ах, девчонки – загляденье, все любуются на вас
Что ж, начнём сейчас веселье, будет весело у нас.
Солнышко ясное, птиц хоровод,
Травушка-муравушка гулять всех зовёт.
На лужок, на простор, на широкий наш двор.

Будем мы с венком играть,
Да дружка себе искать.

Игра «Венок».
Двое ребят с венком берутся за руки и поднимают их вверх, образуя ворота. Остальные берутся за концы платков, и цепочкой медленно проходят в ворота. При этом поют:

Берёзка девочек кричала,
К себе призывала:

- Идите, девочки, на луг гулять,
Зелёные веночки завивать.

- Мы тебя, березка, не согнём,
На тебе веночки не завьём.

- Я к вам, девочки, сама согнусь,
Сама в веночки повьюсь.

Завьёте венки зеленые,
Станете весь год весёлые!

     Ребята, которые образовали ворота, кладут одному из участников на голову венок и командуют: «Веночек-венок, спрячься в теремок!» и тут же участник с венком убегает и прячет его. Затем все идут искать венок. По мере приближения кого-нибудь к венку, участник, спрятавший его, говорит: «горячо», а при удалении: «холодно». Кто первый найдёт венок – забирает его себе.

Хозяйка:

И напелись, наплясались, от души все наигрались,
Самовар вот принесу, угощать вас всех начну.

Дети: Погостить у вас приятно.

Мы ещё вас позовём.
А теперь пошли, ребята.
Чай с блинами мы попьём!

Воспитатель: А теперь ребята нам пора обратно, в наше время, в наш детский сад (под музыку проходим через «Ворота времени»)(куклы Митрофан и Маруся с собой).
- Вот мы и дома оказались и куклы Митрофан и Маруся с нами. Посмотрите, нарядные костюмы остались на память о нашем путешествии.
А сейчас пойдём в группу и поедим вкусных блинов. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместные игры с детьми 4-5лет

Рекомендации по организации совместных игр родителей и детей в домашних условиях...

Индивидуальный целевой проект преобразования профессиональной деятельности «Театрализованная деятельность с детьми 4-5лет». Автор проекта: воспитатель Фомина Марина

     Уже в раннем детстве ребёнок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности , быть самостоятельным, по своему усмотрению обучаться с...

Конспект совместной деятельности с детьми средней группы (4-5лет) на тему «Что я знаю о себе?».

Цель: Формирование у детей представлений о строении собственного тела, расширять представления о своём организме, о его строении.Задачи: Называть и показывать на себе, других людях: части тела, органы...

Консультация «Организация и проведение игр познавательного цикла в совместной деятельности воспитателя и детей»

Консультация «Организация и проведение игр познавательного цикла в совместной деятельности воспитателя и детей» для воспитателей ДОУ...

Конспект совместной деятельности с детьми младшей группы из цикла занятий: «Домашние животные» «В гости к бабушке»

Конспект занятия и презентация совместной деятельности с детьми младшей группы "В гости к бабушке"...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми 3-5лет. Тема: « Расскажем Зайке о ПДД»».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».Цель: з...

Конспект совместной деятельности с детьми раннего возраста "Зайчик" (занятие проводится с детьми и родителями)

Конспект совместной деятельности с детьми раннего возраста "Зайчик"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19285103","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","w...