Мастер-класс для педагогов «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»
материал (старшая, подготовительная группа)

Цветкова Екатерина Дмитриевна

Мастер-класс для педагогов

«Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»

Цель: Систематизация знаний педагогов по развитию познавательного интереса детей дошкольного возраста. Совершенствовать педагогическое мастерство.

Задачи:

1. Расширить знания педагогов об особенностях формирования познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

2. Обучить педагогов игровым приемам формирования познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

Оборудование: волшебные очки, материал к игре «Чудесный мешочек», предметные картинки к игре «Картинки-загадки», платок, «Зоопаника», материал к игре «Кто я» , релаксационная музыка.

Ход работы:

- Добрый день уважаемые коллеги. Прежде чем начать работать, предлагаю снять мышечное напряжение, расслабиться и поиграть в игру «Волшебные очки»

Цель: Создать определенный психологический настрой, расположить участников не только к восприятию информации, но и к продуктивному общению между собой.

Инструкция: У меня есть волшебные очки, когда их надевают, сразу видят что – то хорошее в человеке. Педагоги говорят комплимент любому, стоящему в круге. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о семинаре. Тот, кому адресован «комплимент», должен принять его, сказав: «Спасибо, мне очень приятно!»

Тема нашего мастер-класса «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»

Мы все хотим, чтобы наши дети не только блистали энциклопедическими знаниями, но также были людьми большой души в отличной физической форме, которые умеют выражать свои эмоции и чувства, общаться с людьми, взаимодействовать с окружающим миром. Но все это невозможно без кропотливого труда нас самих, благодаря которому, наши дети смогут развиваться в дальнейшем самостоятельно, опираясь на полученный опыт и знания.

Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. - Сейчас подробнее рассмотрим составляющие познавательной деятельности.

Внимание - это способность человека сосредоточится на определенных объектах.

Характерной особенностью внимания детей дошкольного возраста является доминирование непроизвольности, низкой сосредоточенности и концентрации на внешних объектах вербального плана.

Слайд с играми перечислить (найди отличия, лабиринт, корректурные пробы»)

- А сейчас предлагаю вам поиграть.

Игра «Волшебный платок»

Проведение игры на развитие внимания:

( 10 предметов посмотреть запомнить, накрыть назвать, 2) усложнить папоротку разложить запомнить назвать, 3) поменять местами, запомнить, назвать.)

Игра «Что изменилось? (без Плотка игрушки)

Словесная игра « Подбери пару к словам»

( Я говорю обобщающее слово- вы  должны назвать одно, то что к нему относится). Например Овощи вы говорите – свекла, морковь …..

Восприятие – целенаправленный и активный интеллектуальный процесс по формированию образов окружающего мира. У дошкольников мы развиваем зрительное (цвет, форма, величина), слуховое (речевые и неречевые звуки), тактильное восприятие.

- А сейчас снова поиграем. Помните, когда вы играете с ребенком, просьбы, инструкции и задания должны быть четкими и понятными.

Проведение игры на развитие восприятия:

Игра «» Чем похожи чем отличаются!»

(На развитие восприятия, мышления, речи)

Корова - Лось

Курица - Сова

Собака - Волк

Кабан – Свинья

Кролик – заяц и т.д

Память – психический познавательный процесс, состоящий в отражении личного опыта, сложившегося в зависимости от социального окружения.

В дошкольном возрасте развивается словесная память в процессе активного освоения речи; возникает произвольная память, связанная с возрастанием регулирующей роли речи, появлением произвольных механизмов поведения и деятельности.

- Для развития памяти можно организовать игры «Запомни картинки», «Повтори слова», «Что ты видел сегодня на улице?», «Что изменилось?», «Кого не стало?» и др. Необходимо помнить, что игры на развитие памяти не должны сильно утомлять ребенка! Память – навык, который лучше всего нарабатывать постепенно.

Проведение игр на развитие памяти:

Игра «10 картинок» Волшебный платочек и т.д

Мышление - это процесс обобщенного и опосредованного отражения сущностных характеристик, причинно-следственных связей между явлениями окружающей действительности посредством вербализации.

Игра «Что было сначала?» Педагог называет слово, а педагоги говорят, чем оно было раньше. Собака – щенок, кирпич, дом, книга, вилка, дерево и др.

Игра «Чёрный - белый»

Называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства.

Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо – почему?» - идут по цепочке.

Например: Лиса – это хорошо. Почему?  Например: Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая.

Лиса – это плохо. Почему?  Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков.

Сейчас я покажу белый домик, вы скажите что хорошо в весне, покажу чёрный домик, скажите что плохо и тоже почему.

Перейдем к следующей составляющей познавательной деятельности.

        Воображение детей старшего дошкольного возраста – это психический познавательный преобразовательный процесс, заключающийся в создании новых оригинальных образов путем переработки воспринимаемого материала на основе индивидуального опыта

- Для развития воображения можно организовать игры «Закорючки», «Продолжи рисунок», «Дорисуй картинку», «Сочиняем сказку сами», «Пятнография».

Проведение игр  на развитие воображения:

«Сочиняем сказку сами»

Например: выберите героев которые будут в вашей сказке.

Затем выберите главного героя. И ведущий начинает первым со слов Жили были…., или Однажды…. и т.д. И после вы начинаете придумывать сюжет сами.

Для развития речи можно организовать игры: «Добавь слово», «Скажи наоборот», «У кого кто?», «Один - много», «Назови ласково», «Небылицы», «Составь предложение по картинкам». «Составь загадку».

Чтобы речь развивать, необходимо больше играть, поэтому приглашаю вас ещё немного поиграть.

Игра «Лови да бросай – цвета называй».

Инструкция: ведущий бросает мяч педагогу, называет прилагательное, обозначающее цвет, а педагог, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

Красный - мак, огонь, флаг

Оранжевый - апельсин, морковь, заря

Жёлтый - цыплёнок, солнце, репа

Зелёный - огурец, трава, лес

Голубой - небо, лёд, незабудки

Синий - колокольчик, море, небо

Фиолетовый - слива, сирень, сумерки

Закончить нашу встречу я хочу притчей.

Притча: "Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: "Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках”.

А ведь все действительно, уважаемые коллеги, все в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное.

Рефлексия.

Что особенно запомнилось в занятии? Что пригодится в дальнейшей работе? Оказалась ли полезной данная информация?

Спасибо за участие! Всего доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс " Экспериментирование, как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста "

Цель мастер-класса: обучить участников мастер-класса экспериментированию.Задачи мастер-класса:·         передача опыта путём прямого и комментированного по...

Мастер-класс " Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста "

Задачи мастер-класса:·         передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деяте...

Мастер- класс: «Стретчинг – как средство формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста»

Игровой стретчинг -специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме....

Обучающий семинар для педагогов «Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста»

Методическая разработка для старших воспитателей, методистов для планирования обучающего семинара по теме "Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста"...

Мастер – класс «Развивающие игры по формированию временных представлений у детей дошкольного возраста» (РМО 2019г.)

Конспект мастер-класса "Развивающие игры по формированию временных представлений у детей дошкольного возраста", рекомендации педагогам, презентация для детей на тему "Задания лисы "...

Методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в игре.

В процессе формирования познавательной деятельности детей с задержкой психического развития следует учитывать, что для развития познавательного интереса особенно важным возрастным этапом является дошк...