Методическая разработка «Психологическая готовность к школе: что нужно знать родителям?»
методическая разработка

Анастасия Геннадьевна Зубова

Составлена с целью оказания методической помощи родителям будущих первоклассников в формировании психологического компонента готовности к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_2.docx226.81 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Иркутской области

 «Иркутский региональный колледж педагогического образования»

Психологическая готовность к школе:

что нужно знать родителям?

D:\колледж\курсовые работы\Зубова АГ\0_9ff34_60d6ce4f_xl.png

2014


Психологическая готовность к школе: что нужно знать родителям? [Текст]/Сост. А.Г. Зубова под рук. Т.А. Мамаевой. – Иркутск, 2014.

Методическая разработка «Психологическая готовность к школе: что нужно знать родителям?» составлена с целью оказания методической помощи родителям будущих первоклассников в формировании психологического компонента готовности к школе. Родители смогут найти ответы на такие вопросы: Что такое «психологическая готовность к школе»? Как «измерить» уровень психологической готовности к школе?  Какие предложить ребенку задания для формирования тех или иных аспектов психологической готовности к школе?

Методическая разработка ориентирована на родителей будущих первоклассников, но может быть интересна учителям начальных классов, педагогам-психологам, студентам педагогических специальностей.

Рецензент:

Е.А. Егорова, педагог-психолог первой квалификационной категории МБОУ СОШ №14 г. Иркутска


Введение

Уважаемые родители!

В вашей жизни наступает момент когда,  ваш ребёнок идёт в первый класс. И у вас возникают некоторые вопросы. Понравится ли ребёнку учиться? Не станет ли школа каторгой для него и вечной головной болью для вас? Очень важно подготовить ребёнка к новому этапу его жизни. В отличии от ребёнка вы понимаете ,что обучение в школе это серьёзный и главный шаг в его жизни. И многое зависит от того, как ребенок психологически подготовлен к школе.

Школа - это не только учеба, но и умение жить в коллективе, подчиняться установленным правилам. С внедрением ФГОС произошли многие изменения в деятельности обучающихся. Самостоятельной работе детей на уроке отводится больше времени, чем ранее, причем характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным. Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. Но не у каждого первоклассника  правильно сформулировано представление о школе.  Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки. Но вот проходит несколько недель, и малыш уже без особой охоты собирается утром в школу. С понедельника начинает мечтать о выходных, а из школы приходит скучным и напряженным. В чем же дело? А дело в том, что не оправдались ожидания ребенка, связанные с новой интересной жизнью, а сам он оказался не совсем готовым к той реальности, которая называется «школьное обучение».  Почему же такое может произойти? Потому что дети представляют себе школу как что-то очень интересное и связывают поступление в первый класс с положительными переменами в их жизни. Далеко не все ребята понимают, что школьная жизнь - это прежде всего труд. Такой же труд,  как трудовая деятельность взрослых людей, не всегда интересная и не всегда приятная.

Понятно, что ребенок, ожидающий, что школа - это сплошной праздник, вскоре начинает испытывать неудовлетворенность от того, что приходится делать то, что ему не нравится, а именно: прилагать усилия и старания в нелегком и не всегда интересном труде.

Итак, чтобы ваши дети были готовы к обучению в школе нам нужно применить немного усилия для того чтобы сформировать психологическую готовность будущего первоклассника.

Методическая разработка составлена с целью оказания методической помощи родителям будущих первоклассников в формировании такого важного компонента готовности к школе, как психологическая готовность.

Методические материалы определены следующей структурой:

- введение;

- теоретическое освещение проблемы психологической готовности к школе;

- подбор диагностических методик изучения уровня сформированности различных аспектов психологической готовности к школе;

- подбор заданий для будущих первоклассников с целью формирования определенных аспектов психологической готовности к школе.

Методическая разработка ориентирована на родителей будущих первоклассников, но может быть интересна учителям начальных классов, педагогам-психологам, студентам педагогических специальностей.


Психологическая готовность к школе:

критерии сформированности

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Психологическая готовность ребенка к школе представляет собой совокупность личностных качеств, умений и навыков, а также, определенный уровень развития психических функций. [8]. Таким образом, психологическая готовность ребенка к школе предполагает несколько составляющих: интеллектуальная готовность, личностная готовность, социально-коммуникативная готовность

Интеллектуальная готовность к школьному обучению.

Под интеллектуальной готовностью понимают определенный уровень развития психических функций, облегчающих процесс обучения. Это память, мышление, воображение, логика, способность обобщать, анализировать и некоторые другие.

Критерии сформированности:

  • способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение объединять предметы в группы по общим существенным признакам, умение устанавливать логические связи между предметами и явлениями.
  • способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут.
  • умение понять инструкцию и четко следовать ей при выполнении задания.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием ыслительных процессов. От решения задач, требующих установление связей и отношений между предметами и явлениями с помощью внешних ориентировочных действий, дети переходят к решению их в уме с помощью элементарных мыслительных действий, используя образы. Иными словами, на основе наглядно-действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма мышления. Вместе с тем, дети становятся способны к первым обобщениям, основанным на опыте их первой практической предметной деятельности и закрепляющемся в слове. Ребенку в этом возрасте приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты .

Таким образом, интеллектуальная готовность ребенка характеризуется созреванием аналитических психологических процессов, овладением навыками мыслительной деятельности.

Личностная готовность к школьному обучению. 

Критерии сформированности:

  • сформированность  мотивационной сферы (желания учиться)
  • определенный уровень развития эмоциональной сферы: должна быть достигнута хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможны и развитие и протекание учебной деятельности
  • определенный уровень произвольности: умение детей сознательно подчинить свои действия правилу; умение ориентироваться на заданную систему требований; умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме.

Чтобы ребенок успешно учился, он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. Личностная готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника - положения школьника. Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе. Важным аспектом личностной готовности является сформированность волевой сферы, которая проявляется в способности ребёнка напряжённо трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Ребёнок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.

Социально-коммуникативная готовность к школьному обучению, включает качества личности ребёнка, помогающие ему войти в коллектив класса, найти своё место в нём, включиться в общую деятельность. Это общественные мотивы поведения, те усвоенные ребёнком правила поведения по отношению к другим людям и то умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками, которые формируются в совместной деятельности дошкольников. К сожалению, многие дети оказываются не готовы к школе именно по этому критерию. Они не могут рационально построить диалог с учителем, со сверстниками, не способны усердно выполнять уроки, если в это время за окном играют их друзья. Чтобы ребенок чувствовал социально-коммуникативную готовность к школе, родителям на каком-то этапе необходимо «отделиться» от него и дать ему возможность общаться с разными людьми. Пусть ребенок сам устанавливает контакты, не надо его подталкивать или частично брать на себя его функции, «помогая» ему знакомиться.

Критерии сформированности:

  • ребенок должен уметь взаимодействовать со сверстниками,
  • выполнять требования учителя

Таким образом, обобщая все изложенное можно сказать, что психологическая готовность к школе - это комплексное явление, включающее в себя интеллектуальный, личностный и социально-коммуникативный аспекты.


Готов ли ваш ребенок стать первоклассником?

А если нет?

Отдавать ли ребенка будущей осенью в школу, или еще год повременить с началом учебы? Многих родителей первоклассников и даже тех, чьим детям еще нет семи, мучает этот вопрос вплоть до первого сентября. Надо отметить, что волевого решения мамы и папы, “идти” или “не идти”, в этом деле недостаточно. Ведь для того, чтобы малыш успешно учился, важна именно его психологическая готовность к учебной деятельности.

Некоторые родители считают, что чем раньше ребенок пошел в школу, тем лучше. Это заблуждение. Если психика малыша еще не созрела, школьные нагрузки могут подавить его развивающиеся способности, стать причиной переутомления, повышенной нервозности.

«Мой ребенок с трех лет читает, считает, знает алфавит. Ему наверняка будет несложно в первом классе», - скажут многие родители. Однако навыки, приобретенные ребенком в письме, чтении, счете еще не означают, что он психологически созрел сменить деятельность с игровой на учебную. Важно, чтобы у малыша сформировалась социально-психологическая готовность к учебе, умение продолжительное время концентрировать внимание, появилась способность к произвольному запоминанию, потребность и интерес к познанию нового.

В среднем, согласно возрастной психологии, готовность ребенка к школе формируется между шестым и седьмым годами жизни. Но у каждого -индивидуальный темп развития. Поэтому решение о том, может ли ваш ребенок в этом году стать первоклассником, родителям нужно принимать совместно со специалистами - педагогами и психологами, - ориентируясь в первую очередь на особенности развития малыша.

Учитывая тот факт, что ребенок нередко впервые встречается с психологом лишь непосредственно при поступлении в школу, можно предложить специальную диагностическую методику для родителей, которые с помощью простых наблюдений и ответов на вопросы, смогут сами определить сформированность готовности своего ребенка к школьному обучению. Однако прежде чем говорить непосредственно о диагностической методике, необходимо сказать об определенных правилах.

1. Все задания должны предлагаться в непринужденной обстановке. Это должна быть игра или какая-либо повседневная деятельность.

2. Не стоит говорить ребенку, что вы собираетесь его проверять. Он замкнется. Или будет слишком напряжен.

3. Это всего лишь наблюдение, поэтому оно может быть растянуто во времени. Не торопите ни его, ни себя.

Диагностика интеллектуальной готовности к школе

Интеллектуальная готовность включает в себя развитие фонематического слуха, моторики, зрительно-моторных координаций, восприятия, внимания, мышления, памяти.  

Диагностика степени синтеза и анализа.

Методика «Четвертый лишний» (по Е.Л.Агаевой) [8]

Цель: определение уровня развития операции классификации предметов по группам.

Оборудование: наборы картинок по классификациям («Посуда», «Мебель», «Игрушки», и т.д. см.), где один из предметов не может быть обобщен с другими по общему с ним существенному признаку, то есть «лишний».

Проведение: Ребенку предлагается 5 классификационных карт по разной тематике.

«Посуда»: тарелка, кастрюля, чашка, утюг.

 «Мебель»: стол, стул, телевизор, шкаф

 «Игрушки»: кукла, портфель, мяч, пирамида.

«Обувь»: сапоги, кепка, валенки, туфли

«Птицы»: окунь, синица, соловей, ворона.

 Инструкция: «Рассмотри внимательно картинку. Какой предмет здесь лишний? Как называются одним словом все остальные предметы?

Обработка:

Оценивается правильность обобщения и наличие или отсутствие операции классификации (обобщающее слово).

Задания оценивается в баллах:

- обобщение по существенному признаку – 2 балла;

- употребление обобщающего слова – 1 балл.

Максимальное число баллов – 15.

Методика "Схематизация" (или "Лабиринты")[8]

Цель: выявление уровня развития наглядно-образного мышления.

Описание: в методике детям предлагается на основе использования условно-схематических изображений отыскать нужный путь в системе дорожек.

Пример: на рисунке поляна с домиками, в каждом домике свой зверек, и к

каждому домику ведут свои дорожки. Ребенок получает лист со схемой пути.

Необходимо найти дорожку, как на данной схеме.

Обработка: оценивается правильность на основе использования условно-схематических изображений  нужного пути.

Методика изучения степени сформированности действий логического  мышления [11]

Цель: выявление уровня развития логического мышления.

Описание: Ребенку предлагается таблица с геометрическими фигурами, расположенными в определенной последовательности. Некоторые квадраты пусты, их нужно заполнить, выявив закономерности логического ряда.

Авторы отмечают, что полученная система показателей умственного

развития представляет собой только его операционально-техническую характеристику.

Обработка: оценивается правильность выбора закономерности выбора геометрических фигур.

Методика изучения степени овладения действиями отнесения свойств предметов к заданным эталонам [11]

Цель: выявление степени овладения действиями отнесения свойств предметов к заданным эталонам

Описание: ребенку предоставляются предметные картинки и

несколько коробочек с нарисованными геометрическими фигурами.       Ребенку нужно посмотреть, на какую из геометрических фигур похож конкретный объект (пр.: мяч, помидор; электрическая лампа, гитара и пр.) и положить в нужную коробку.

Обработка: оценивается умение соотнести предмет и геометрическую фигуру.

Методика «Классификация по заданному принципу»[8]

Цель: определение уровня развития операции классификации

Оборудование: разрезанные наборы картинок по классификациям

(«Посуда», «Мебель», «Игрушки», и т.д.).  

Проведение:

Ребенку предлагаются карточки с картинками, которые можно классифицировать в 5 групп по разной тематике.

Пр.: «Посуда», «Мебель», «Обувь», «Игрушки», «Птицы».

Карточки: тарелка, синица, туфли, кастрюля, пирамида, чашка, сапоги, стул, машинка, шкаф, валенки, ворона, кукла, соловей, стол.

Инструкция: «Картинки рассыпались. Внимательно рассмотри их и

разложи так, чтобы вместе оказались картинки, предметы на которых чем-то похожи, которые можно назвать одним словом».

Обработка:

Оценивается правильность обобщения и наличие или отсутствие

операции классификации (обобщающее слово). В случае ошибки, экспериментатор предлагает ребенку найти и самостоятельно исправить

ошибки.

Группы разложены без ошибок: «+»

Правильно разложены 3 группы: «±»

Ошибки более, чем в 3 группах «-»

Оценка уровня развития познавательной деятельности

Тест «Кругозор»[8]

 Цель теста: определение объема сведений о себе, своей семье, окружающим мире, а также способности к анализу и суждениям.

 1. Назови свое имя, фамилию, отчество.

 2. Назови фамилию, отчество родителей.

 3. Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь: мужчиной или женщиной?

 4. У тебя есть брат, сестра, кто старше?

 5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, два?

 6. Сейчас утро, вечер (день или утро?)

 7. Когда ты завтракаешь (утром или вечером?), обедаешь? Что бывает раньше обед или ужин, день или ночь?

 8. Где ты живешь, назови свой домашний адрес?

 9. Кем работают твои родители?

 10. Ты любишь рисовать? Каково цвета этот карандаш (платье, книга?)

 11. Какое сейчас время года, почему ты так считаешь?

 12. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?

 13. Почему снег бывает зимой, а не летом?

 14. Что делает почтальон (врач, учитель?)

 15. Зачем в школе нужен звонок, парта?

 16. Ты сам хочешь пойти в школу?

 17. Покажи свой правый глаз, левое ухо? Зачем нам нужны глаза, уши?

 18. Каких животных ты знаешь?

 19. Каких птиц ты знаешь?

 20. Кто больше, корова или коза?

 21. Что больше 8 или 5? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.

 22. Что нужно сделать, если ломаешь чужую вещь?

 Сведения о себе, семье – 1,2,3,4,5,8,9,17

Представление об окружающем мире - 6,7,10,11,12,14,18,19

Способность  к анализу, рассуждениям – 13,20,21,22

Школьная мотивация – 15,16. 

Оценка:

Каждый правильный ответ – 1 балл, правильный, но неполный ответ 0,5 балла. 

Отдельно оцениваются следующие вопросы: 

• 5 вопрос – ребенок вычислил, сколько ему будет лет – 1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла (например мне 6 лет восемь месяцев, через год будет 7 лет и восемь месяцев)

• 8 вопрос – полный домашний адрес – 3 балла

• 15 вопрос – правильное применение школьной атрибутики – 1 балл

• 16 вопрос – положительный ответ – 1 балл

• 17 вопрос – правильный ответ – 3 балла

• 22 вопрос – правильный, адекватный ответ – 2 балла 

Оценка результатов:

 Высокий уровень – 24-29 баллов

Средний уровень – 20-23,5 балла 

Низкий уровень – от 19,5 и ниже

Игры и упражнения для формирования интеллектуального компонента психологической готовности ребенка к школе

Повтори за мной

 Цель игры. Развивать моторно-слуховую память. Дети стоят около стола ведущего. Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом: ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные.

Ритмические фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре.

Что слышно?

Цель игры: Развивать умение быстро сосредоточиваться.

1-й вариант (для детей 5 — 6 лет), Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали.

2-й вариант (дли детей 7 — 8 лет). По сигналу ведущего внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что где происходило.  

Запомни движения

Цель  игры: Развивать умение быстро сосредоточиваться.

Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Когда они запомнят очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке.

Слушай и исполняй!

Цель игры. Развивать внимание и память. Ведущий называет 1—2 раза несколько различных движений, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.

Вот так позы!

Цель игры. Развивать наблюдательность. Играющие принимают различные позы. Водящий, посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вернутся в исходное положение.

Тень

Цель  игры: Развивать умение быстро сосредоточиваться.

Звучит музыка А. Петрова «Зов синевы» (из кинофильма «Синяя птица»).

Два ребенка идут по дороге через поле: один впереди, а другой на два-три шага сзади. Второй ребенок—это «тень» первого. «Тень» должна точно повторить все действия первого ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камушком, то поскачет на одной ноге, то остановится и посмотрит из-под руки и т. п.

В магазине зеркал

Цель игры: Развивать умение быстро сосредоточиваться.

В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что бы ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения.

Разведчики

Цель игры: Развивать умение быстро сосредоточиваться.

1-й вариант (для детей 6 — 7 лет). В комнате в произвольном порядке расставлены стулья. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети. Разведчик прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути весь отряд и т.д.

2-й вариант (для детей 6 - 7 лет). Начало игры такое же, как в 1-м варианте, но командир должен начать вести отряд оттуда, куда пришел разведчик, и привести туда, откуда вышел разведчик. Музыкальное сопровождение: Е. Брусиловский. «Марш».

Диагностика личностной готовности к школе

Личностная готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника - положения школьника. А волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.

Методика "Беседа о школе"[11]

Методика разработана Т.А.Нежновой. Экспериментатор знакомится с ребенком и спрашивает его, нравится ли ему в школе. В зависимости от ответа задается первый вопрос "Беседы".

  1. Что тебе нравится (не нравится) в школе больше всего? Что для тебя самое-самое интересное, привлекательное, любимое в школе?

Далее экспериментатор говорит: "Я буду рассказывать тебе маленькие истории про тебя самого, но только это будут истории не про то, что с тобой уже было, или случалось, а про то, что могло бы случиться, потому что случалось с другими. А ты будешь мне говорить, что бы ты сказал или сделал, если бы такая история произошла с тобой.

  1. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: "Ребенок, ты ведь у меня еще маленький, трудно тебе в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя из школы отпустили на месяц, на полгода, на год. Хочешь?" Что ты ответишь маме?
  2. Представь себе, что мама так и сделала (послушалась тебя или поступила по-своему), договорилась, и тебя отпустили из школы с завтрашнего дня. Встал утром, умылся, позавтракал, в школу идти не надо, делай, что хочешь... Что бы ты стал делать, чем бы ты стал заниматься в то время, когда другие ребята в школе?
  3. Представь себе, что ты вышел погулять и встретил мальчика. Ему тоже шесть лет, но он ходит не в школу, а в детский сад. Он тебя спрашивает: "Что надо делать, чтобы хорошо подготовиться к первому классу?" Что ты посоветуешь? Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты ходил в школу, а наоборот, к тебе приходила бы каждый день учительница и учила бы тебя одного всему, чему учатся в школе. Ты согласился бы учиться дома?
  4. Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: "Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это время, а можем попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню бывала у вас вместо учительницы". Как, по-твоему, будет лучше, чтобы пришла другая учительница или чтобы мамы заменяли учителя?
  5. Представь, что есть две школы – школа А и Б. В школе А расписание уроков в 1 классе такое: каждый день бывают уроки письма, чтения, математики, а уроки рисования, музыки, физкультуры не каждый день. А в школе Б все наоборот: каждый день бывает физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика редко – по одному разу в неделю. В какой школе ты бы хотел учиться?
  6. В школе А от первоклассника строго требуют, чтобы он внимательно слушал учителя и делал все, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе Б не делают замечания, если встанешь во время урока, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спросу. В какой школе ты хотел бы учиться?
  7. Представь себе, что в какой-то день ты очень старательно работал на всех уроках, и учительница сказала: "Сегодня учился очень хорошо, просто замечательно, я хочу как-то особенно отметить тебя за такое хорошее учение. Выбирай сам – дать тебе шоколадку, игрушку или отметку в журнал поставить?" Что бы ты выбрал?

Таблица 1

Классификация ответов

(Все ответы подразделяются на две категории А и Б)

Вопрос 1: уроки грамоты, счет, занятия, по содержанию и форме не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка.

Вопрос 2: несогласие ребенка на "отпуск".

Вопрос 3: учебные занятия - высказывания, описывающие распорядок дня, в который обязательно включены действия по самообразованию.

 Вопрос 4: содержательная сторона подготовки к школе – освоение некоторых навыков чтения, счета, письма.

 Вопрос 5: несогласие на обучение на дому. Вопрос 6: выбор учителя.

 Вопрос 7: выбор школы А  
Вопрос 8: выбор школы А
Вопрос 9: выбор отметки.

Вопрос 1: дошкольные виды деятельности – уроки художественно-физкультурно-трудового цикла, а также внеучебные занятия: игры, еда, гуляние и т.д.

Вопрос 2: согласие на "отпуск".

Вопрос 3: дошкольные занятия: игры, гуляние, рисование, занятие по хозяйству без упоминания о каких либо учебных действиях.

Вопрос 4: формальные стороны подготовки к школе – приобретение формы, портфеля и т.д.

Вопрос 5: согласие на обучение на дому.

Вопрос 6: выбор родителей.

Вопрос 7: выбор школы Б.

Вопрос 8: выбор школы Б.

Вопрос 9 выбор игрушки или шоколадки.

Преобладание в ответах ребенка категории А свидетельствует о том, что его внутренняя позиция имеет содержательный характер.

Преобладание категории Б говорит об ориентации ребенка на дошкольные виды деятельности, на формальные стороны обучения.

При интерпретации полученных результатов необходимо помнить, что должны оцениваться не только количественные, но и качественные показатели. К ним относятся и общее поведение ребенка в ходе тестирования, и интерес, с которым ребенок берется за каждое новое задание, и темп работы, и готовность идти на контакт с экспериментатором, и утомляемость, и пр.

«Беседа о школе» А.Л.Венгер [8]

Цель: изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива.

Инструкция «Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Мальчики (девочки) разговаривали про школу. Первый мальчик сказал: «Я пойду в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил», -внешний мотив.

2й сказал: «Я пойду в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы всё равно учился». картинка,- учебный мотив.

3й сказал: «Я хотел бы пойти в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть». картинка, детей, играющих в мяч ,-игровой мотив.

 4й сказал: «Я пойду в школу потому, что я большой. В школе я буду чувствовать себя большим, а в садике я чувствую себя маленьким». Картинка- две схематические фигурки взрослого и ребёнка, стоящие спиной друг к другу; у взрослого — портфель в руках, у ребёнка — игрушечный автомобиль ,- позиционный мотив.

 5й мальчик сказал: «Я хочу пойти в школу потому, что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься — можешь стать кем хочешь». Картинка-схемат-я фигурка с портфелем в руках направляется к зданию школы -социальный мотив.

 6й сказал: «Я хочу ходить в школу, чтобы получать пятёрки». Показывается картинка с изображением фигурки ребёнка с тетрадкой в руках -мотив оценки-.

 После прочтения рассказа психолог задаёт ребёнку следующие вопросы:

1. Кто из них, по-твоему, прав? Почему?(Выбор I)

2. С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?(Выбор 2)

3. С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?(Выбор 3)

 Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание ответа ребёнку недостаточно ясно, необходимо задать контрольный вопрос: "А что этот мальчик сказал?", чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.

Диагностика выявления мотивации к школьному обучению

Тест «Вопрос-ответ» (вопросы в закрытой форме)[8]

Цель: выявить мотивационную готовность ребёнка к школьному обучению.

Оценка мотивов готовности к школьному обучению:

  1. Отношение к школе – 1, 2, 3 вопросы.
  2. Степень осознанности школьного содержания занятий – 4 и 7 вопросы.
  3. Ориентировка на школьные формы поведения – 5, 8, 9 вопросы.
  4. Готовность признания авторитета учителя – 6 вопрос.

1 ответ – 2 балла

2 ответ – 0 баллов

3 ответ – 1 балл

18 баллов – высокая шкала социального заказа (недостоверный ответ).

От 14 до 17 – высокая степень сформированности мотивационной готовности

От 13 до 9  – средняя степень сформированности мотивационной готовности.

Менее 9 баллов – низкая степень сформированности мотивационной готовности, несформированность мотивационной готовности.

Вопросы для ответа:

1.Хочешь ли ты идти в школу? 

(да – 2 балла, нет – 0 баллов, не знаю – 1 балл)

Я буду рассказывать маленькие истории, которые могли бы произойти с тобой, а ты мне будешь говорить, что бы ты сделал, как бы поступил, если бы эти истории произошли с тобой.

2. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг тебе скажет: «Ты такой маленький, тебе трудно ходить в школу. Если ты хочешь, я пойду в школу и попрошу, чтобы тебя на месяц или на год отпустили?»  

(не хочу – 2 балла, да я посижу дома – 0 баллов, не знаю мне всё равно – 1 б.)

3.Представь себе, что мама так и поступила и договорилась, чтобы тебя отпустили из школы. Ты встал, помылся, идти в школу не надо. Что бы ты стал делать? Чем бы стал заниматься, пока другие ребята в школе?

(стал бы писать, читать–2б.; стал бы играть, спать, смотреть телевизор – 0б.; не знаю – 1б.)

4.Представь себе, что ты пошёл гулять и встретил бы там мальчика или девочку такого же возраста как ты, но он не ходит в школу. Он тебе позавидовал и спросил: «Что надо сделать, чтобы хорошо подготовиться к школе?» Что ты ему посоветуешь?

(научиться читать, писать, считать-2б.; играть, смотреть телевизор, нагуляться-0б.; не знаю-1б.)

5.Представь себе, что не ты будешь ходить каждый день в школу, а к тебе будет приходить учитель домой. Что ты выберешь: школьный коллектив-2б.; домашнее обучение-0б.; не знаю-1б.?

6.Представь себе, что учительница неожиданно уехала на 1 месяц. К вам приходит директор школы и говорит: «Мы можем предоставить вам другую учительницу или попросить мам, чтобы каждая по одному дню побывала в классе. Что лучше?»

(учительница – 2 балла, мама – 0 баллов, все равно – 1 балл)

7.Представь себе, что есть две школы: школа зайчиков и школа медвежат. В школе зайчиков каждый день уроки математики, письма, чтения, а рисование, музыка, физкультура бывают редко. А в школе медвежат всё наоборот. В какой школе ты бы хотел учиться?(в школе зайчиков, медвежат, не знаю)

8.Представь себе, что есть ещё две школы: школа гномиков и школа шустриков. В школе гномиков от всех требуется внимательно слушать, не разговаривать, поднимать руку, если хочешь что-то спросить. А в школе шустриков можно вставать, ходить, разговаривать с соседом. В какой школе ты бы хотел учиться?

(в школе гномиков – 2 балла, шустриков – 0 баллов, не знаю – 1 балл)

9.Представь себе, что в какой-то из дней ты так хорошо работал на уроке,

что учительница сказала: «Я хочу тебя наградить. Выбирай чем: игрушкой, шоколадкой или хорошей оценкой.

(игрушка, шоколадка-0б.; хорошая оценка-2б.; не знаю-1б.)

Методика «моё Я». В.Г. Щур [5]

 Ребенку предлагаются шесть вертикальных отрезков одинаковой длины. Можно использовать вместо отрезков лесенку из пяти ступенек , где верхняя ступенька — позитивная оценка, а нижняя — негативная. Просят отметить крестиком на каждом отрезке свое место «среди всех людей» по уровням соответственно «здоровья», «ума», «характера», «счастья», «красоты», «доброты».

Считается, что отмеченные значения характеризуют общую удовлетворенность — «счастье» и частные самооценки — «здоровье», «ум», «характер», «красота», «доброта».

 Для дошкольника благоприятны завышенные самооценки с различных позиций по всем уровням (самый умный, самый красивый...). Низкие самооценки характеризуют наличие внутриличностных и межличностных конфликтов у ребенка.

После выполнения этого задания ребенок отмечает условным обозначением (кружочком, звездочкой, крестиком другого цвета и т.п.) свое место по уровням с позиции мамы, папы, воспитателей, детей. Если другие значимые люди (по мнению ребенка) оценивают его так же, как он оценил себя или дают более высокую оценку, — ребенок защищен психологически, эмоционально благополучен.

http://med-books.info/files/uch_group39/uch_pgroup54/uch_uch782/image/22545.png

Можно добавлять или изменять названия уровней (например: большой — маленький...).

 Методика используется для сопоставления ее результатов с оценкой данного ребенка со стороны семьи и воспитателей детского сада.

Тест «Круг»[8]

Нарисуйте циркулем на листе круг диаметром примерно 2,5 см.

Попросите ребенка аккуратно обвести его по контуру, не отрывая руки.

Если это задание выполнено успешно, то вы увидите точное воспроизведение образца.

Понаблюдайте, насколько грубые ошибки допущены в этой работе.

Если вы видите, что ребёнку многое дается с трудом, и тем более у него нет желания – не стоит его заставлять. В конце концов, он просто не готов.

Если ребёнок умеет осознанно подчиняться правилу, если умеет ориентироваться на заданную систему требований, если  умеет внимательно слушать говорящего и воспроизводить задания, предлагаемые в устной форме, и если умеет самостоятельно выполнять задания на основе зрительного образца, то значит, волевая готовность сформирована хорошо.

Игры и упражнения для формирования личностного компонента психологической готовности ребенка к школе

Море волнуется

Цель  игры - учить проявлять волевые усилия, учить  сохранять серьёзность, несмотря на обстоятельства.

Описание игры:

 Перед началом игры выбирается водящий. Водящий отворачивается от остальных участников и громко говорит:

 «Море волнуется раз,

 Море волнуется два,

 Море волнуется три,

 Морская фигура на месте замри!»

В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Водящий поворачивается, обходит всех играющих и осматривает получившиеся фигуры. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего, либо выбывает из игры (в этом случае победителем становится наиболее дольше продержавшийся игрок).

Правила игры

  1. Запрещается использовать дополнительные предметы для устойчивости (деревья, лавочки, стулья и т.д.)
  2. Ведущий не имеет права смешить игроков, чтобы расшевелить их. Также ему не разрешено прикасаться до играющих.

Примечания: Количество участников игры не ограничено. Можно использовать другой вариант игры, когда ведущий осматривает все фигуры и выбирает наиболее ему понравившуюся. В этом случае победителем становится игрок, наиболее ярко проявивший свою фантазию.

Канон

 Цель  игры.   Развивать волевое внимание. Игра идет под музыку Ф. Бургмюллера «Баркарола» (отрывок).  Дети стоят друг за другом.  Руки лежат на плечах впереди стоящего. Услышав первый музыкальный такт, поднимает правую руку вверх первый ребенок,  на второй-второй и. т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередной такт начинают поднимать в том же порядке левую руку. Подняв левую руку, дети также под музыку по очереди опускают руки вниз.

Четыре стихии

 Цель игры. Развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Игра "Совушка - сова"

Цель: формирование внимания, воспитание выдержки.

Условия игры: В соответствии с командами взрослого дети должны или двигаться, или замирать. Игрока, не выполнившего вовремя команды, удаляют из игры (сова забирает в «гнездо»).

Ход игры:«Сейчас мы поиграем в интересную игру. Кого мы выберем совушкой-совой, тот будет жить в «гнезде» - в кругу. Остальные будут называться жучками, лягушками, бабочками и летать или прыгать, как они. По моему сигналу «Ночь наступает!» все останавливаются и замирают. В это время сова вылетает на охоту. Заметив пошевелившегося игрока, совушка берет его за руку и уводит в «гнездо». Когда вы услышите сигнал «День!», то снова начинайте двигаться. В этой игре есть правила, которые необходимо соблюдать:

1) совушка не имеет права долго наблюдать за одним и тем же игроком;

2) вырываться от совушки нельзя;

3) если совушка не замечает пошевелившихся игроков, а звучит сигнал «День!», то она улетает в гнездо без добычи».

Примечание. Роль «совушки» в начале игры может взять на себя взрослый. Для повышения интереса к игре можно использовать маску и костюм совы.

Слушай звуки

Цель игры. Развивать активное внимание.

Ведущий договаривается с детьми о том, что, когда он нажмет на фортепьяно клавишу нижнего регистра, они должны встать в позу «плакучей ивы», когда верхнего — в позу «тополя». Затем начинают игру — дети идут по кругу. Звучит низкий звук—дети становятся в позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу). На звук, взятый в верхнем регистре, становятся в позу «тополя» (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук).

Визитная карточка

Цели:

  • тренировать способности к выявлению «Я» - концепции  реальной самоидентификации лидера;
  • развивать способности лидера соединять идеи из разных областей эмпирического и чувственного опыта;
  • тренировать такие лидерские качества, как подвижность мышления и навыки эффективной коммуникации;
  • способствовать тренировке умения излагать материал внятно и ярко.

Размер группы: желательно не более 20 участников. Это связано не с возможностью проведения упражнения, а с его эффективностью. Больший размер группы приведет к размыванию внимания и ослаблению концентрации на партнере.

Ресурсы: по большому ватманскому листу на каждого участника; для группы - фломастеры, ножницы, клейкая лента, краски, клей, большое количество печатной продукции (рекламные проспекты, брошюры, иллюстрированные журналы и газеты).

Ход упражнения

"Визитная карточка" - серьезное задание, представляющее нам возможность стимулировать самоанализ, самоидентификацию участника тренинга. Такая работа является необходимым предварительным этапом для самоактуализации — вытаскивания из пассива в актив поведения всех тех необходимых представлений, умений, навыков, которыми обладает претендент на лидерство.

Это упражнение отлично работает на начальной стадии тренинга, так как оно предполагает знакомство участников группы друг с другом. Кроме того, условия работы потребуют от участников многообразных и недирективных контактов с членами команды.

Сначала каждый участник складывает полученный им ватманский лист по вертикали пополам и делает в этом месте разрез (большой настолько, чтобы в образовавшееся отверстие можно было просунуть голову). Если теперь мы наденем на себя лист, то увидим, что превратились в живую рекламную тумбу, у которой есть лицевая и тыльная сторона.

На передней части листа участники тренинга составят индивидуальный коллаж, рассказывающий о личных особенностях игрока. Здесь, на "грудке", нужно подчеркнуть достоинства, но не забыть и о качествах, которые, мягко скажем, не доставляют вам особой радости. На тыльной стороне ватманского листа ("спинке") отразим то, к чему вы стремитесь, о чем мечтаете, чего хотели бы достичь.

Сам коллаж составляется из текстов, рисунков, фотографий, которые можно вырезать из имеющейся печатной продукции и дополнить при необходимости рисунками и надписями, сделанными от руки.

Когда работа по созданию визитной карточки завершена, все надевают на себя получившиеся коллажи и совершают променад по комнате. Все гуляют, знакомятся с визитками друг друга, общаются, задают вопросы. Приятная негромкая музыка - отличный фон для этого парада индивидуальностей.

Завершение: обсуждение упражнения.

Игра «Собери цепочку»

А вот теперь давайте мы с вами разложим картинки членов семьи по возрасту и полу: (фоном играет песня про семью)

- младенец – девочка – дошкольница – школьница – студентка – мама -  бабушка;

- младенец – мальчик – дошкольник – школьник – студент – папа - дедушка.

Рассказ «Моя семья»

- Ребята, сегодня у нас в группе открыта фотовыставка «Моя семья”. (дети по желанию подходят к фотографии своей семьи, рассказывают, кто изображен). (дети садятся на стульчики)

Кто хочет рассказать о своей семье?

По ходу воспитатель спрашивает о членах семьи, как кого зовут, где фотографировалась семья.

- С кем ты живешь?

- Кто самый старший в вашей семье?

- Кто самый младший?

- Кто кому мама?

- Кто кому сын (дочка)?

- Для мамы ты кто?

- А для бабушки?

- Для брата, сестры?

- Ты любишь своих близких? Почему? (потому что они добрые, ласковые, заботливые)

- Кто чем занимается в семье?

- Кто о тебе заботится?

- Как ты заботишься о других?

Сюжетно-ролевая игра «Школа»

Цель: Учить детей до начала игры согласовывать тему. Понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Расширять сферу социальной активности детей и их представления о жизни школы. Формировать положительные взаимоотношения и культуру поведения в школе.

Игровой материал: Звонок, доска, альбомы. Карандаши, игрушки-заменители (портфели).

 Игровые роли: Учитель, ученики.

 Подготовка к игре: Беседы, экскурсия в школу. Изготовление совместно с родителем  игровых атрибутов: портфелей, маленьких тетрадей, альбомов для рисования.

Диагностика социально-коммуникативной  готовности к школе.

Социально-коммуникативная готовность к школе включает качества личности ребёнка, помогающие ему войти в коллектив класса, найти своё место в нём, включиться в общую деятельность.

Диагностика уровня сформированности коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста

Методика В.В. Синявского и В.А. Федорина[11]

Цель: определение уровня сформированности коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста.

1) Много ли у тебя друзей, с которыми ты постоянно общаешься?

2) Долго ли ты обижаешься на кого-либо из своих товарищей?

3) Нравится ли тебе знакомиться с разными людьми?

4) Тебе дальше нравиться читать или заниматься какими либо другими занятиями чем общаться с людьми?

5) Легко ли ты общаешься с людьми, которые старше тебя по возрасту?

6) Трудно ли тебе включаться в новые компании?

7) Легко ли ты общаешься с незнакомыми людьми?

8) Трудно ли тебе осваиваться в новом коллективе?

9) Стремишься ли ты при любом удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

10) Если ты хочешь побыть один, раздражают ли тебя окружающие люди?

11) Нравится ли тебе постоянно находиться среди новых людей?

12) Чувствуешь ли ты себя комфортно, стесняешься ли, когда нужно познакомиться с новым человеком?

13) Любишь ли ты участвовать в коллективных играх?

14) Чувствуешь ли ты себя неуверенно, попав в малознакомую компанию?

15) Сможешь ли ты оживить малознакомую компанию?

16) Хочешь ли ты ограничить круг своих знакомых, небольшим количеством товарищей?

17) Чувствуешь ли ты себя уверенно, попав в малознакомую компанию?

18) Чувствуешь ли ты себя уверенно, когда общаешься с большой группой людей?

19) У тебя много друзей?

20) Смущаешься ли ты, когда разговариваешь с мал знакомыми людьми?

Теперь рекомендуется самому оценить ответы: за каждое «да» - 2 очка, «иногда» - 1 очко, «нет» - 0. Затем общее число очков суммируется и смотрим итоги:

-20 очков. Ребенок не коммуникабелен.

-17 очков. Ребенок замкнут, неразговорчив, предпочитает одиночество, и поэтому у него, наверное, мало друзей.

-14 очка. Ребенок в известной степени общителен и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно.

-11 очков. Нормальная коммуникабельность.

-8 очков. Испытуемый весьма общителен (порой, быть может, даже сверх меры).

-5 очков. Очень общительный. Ребенку свойственны любопытность и разговорчивость..

очка и менее. Коммуникабельность испытуемого носит болезненный характер.

Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман [11]

Цель исследования: изучение отношений детей со сверстниками и коммуникативных умений.

Материал: вырезанные из бумаги рукавички (по количеству участников), три разноцветных карандаша.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием детей, работающих парами, и анализ результата.

Ход работы: проводится в виде игры. Для проведения из бумаги вырезают рукавички с различными незакрашенными узорами. Количество пар рукавичек соответствует числу пар участников. Детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

Критерии оценивания:

  • продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
  • умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;
  • взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
  • взаимопомощь по ходу рисования;
  • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Уровни оценивания:

  1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.
  2. Средний уровень: сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
  3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

Тест «Выбери друзей для перехода через песчаную пустыню»[5]

Цель: умение оценить значимость людей в коллективе.

На листе ватмана изображена песчаная пустыня и даны карточки с именами детей. Нужно из большой массы детей выбрать себе для трудного перехода через пустыню троих детей.

Результат: имена тех детей, которые выделены в первую очередь – значимые для него, и ребёнок считает, что он может на них положится.

Диагностика степени доброжелательного общения

Тест «Кто у нас хороший?»[5]

Цель: выявить степень доброжелательного отношения друг к другу.

Тест основан на русской народной потешке «Кто у нас хороший?». Слова потешки сопровождаются действиями и выбором детьми участника этого действия.

-Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

(дети выбирают имя участника этого действия)

-Сашенька хороший.

Сашенька пригожий. (делают взмахи в сторону ребёнка)

-Кто на коня садится?

Конь под ним бодрится?

-Петенька садится.

Конь под ним бодрится.(выбранный ребёнок садится на «коня» и скачет)

-Кто по лугу едет?

По зелёному едет?

- Аня по лугу едет.

По зелёному едет. (выбранный ребёнок скачет на «коне» внутри круга)

К дому подъезжаешь.

Кто тебя встречает?   И т. д.

Результат: выявляется, кто из детей самый доброжелательный, умеет предложить ребёнка для игры, кого дети предпочитают выбирать для игры.

Игры и упражнения для формирования социально-коммуникативного компонента психологической готовности ребенка к школе

Комплимент

Цель: развитие умения оказывать положительные знаки внимания сверстникам.

Материал. Небольшой мяч.

Инструкция. Комплимент - это приятные слова, похвала, сказанные искренне, без сарказма и зависти, например: «Ты сегодня хорошо выглядишь» или «Какая у тебя хорошая вещь!» Уметь говорить комплименты к месту не просто, но очень полезно.

Ведущий: «У меня мячик. Я бросаю его одному из вас, предварительно назвав его по имени, и говорю ему комплимент. Поймавший мячик благодарит за комплимент словом «спасибо», повернувшись ко мне и глядя в глаза. Затем бросает его другому, предварительно назвав его по имени, и говорит комплимент уже ему. Поймавший мячик благодарит за комплимент, повернувшись к сказавшему его лицом и т. д. Желательно, чтобы мячик побывал у каждого».

Обсуждение. Обратите внимание, какие эмоции испытывает человек, услышав комплимент в свой адрес, и как это способствует сближению людей.

Что вам было приятнее: наблюдать за игрой, слушать комплимент или говорить его? Почему?

Что вы чувствовали, когда говорили комплимент?

Что вы чувствовали, когда принимали комплимент?

Что вы испытывали, когда наблюдали за игрой?

Молчащее и говорящее зеркала

Инструкция. В круг приглашается доброволец, который будет «смотреть в зеркало». Ему дается следующая инструкция: «Ваша задача — только по отражению в «зеркале», точнее в двух «зеркалах», определить, кто из членов группы подошел к вам сзади. Эти два «зеркала», разумеется, будут живыми. Одно будет молчащим: оно сможет объяснять вам, кто находится за вашей спиной, только с помощью мимики и жестов. Второе «зеркало» — говорящее. Оно будет объяснять, что это за человек, конечно, не называя его имени. Выберите из группы тех двоих, кто станет молчащим и говорящим «зеркалом».

После того, как игрок сделал выбор, ведущий дает «зеркалам» более подробную инструкцию:

«Зеркала» встают рядом у стены. Основной игрок - перед ними. Все остальные участники группы располагаются за его спиной и по одному бесшумно подходят к нему сзади. Отражение «зеркалами» происходит по очереди. Сначала работает молчащее «зеркало». Если основной игрок не может угадать человека за спиной, то вступает говорящее «зеркало» и произносит одну - только одну! - фразу. Если игрок опять не угадывает, то снова можно по-другому - отражает молчащее «зеркало» и так еще два раза. Задача игрока - угадать человека за спиной как можно быстрее.

Для «зеркал» есть определенные условия. Молчащее «зеркало» фактически не ограничивается в способах «отражения» человека за спиной основного игрока. Но не стоит концентрироваться только на изображении чисто внешних особенностей людей и тем более подчеркивать какие-то физические характеристики.

На говорящее же «зеркало» накладывается ряд четких ограничений. Во-первых, естественно, запрещено называть имя человека за спиной основного игрока. Во-вторых, описывая этого человека, нельзя ссылаться на воспоминания о событиях с его участием вне группы. В-третьих, следует избегать простых описаний внешности. Это разрешается только в третьей фразе.

После третьей фразы говорящего «зеркала» упражнение с данными участниками прекращается, даже если человек не угадан, и игроков заменяют другие члены группы.

Обсуждение.

Участники делятся впечатлениями о своих тактиках показа и угадывания, а также о своих чувствах при исполнении разных ролей и при наблюдении за другими участниками.

Общий рисунок

Материалы. Большие листы бумаги, фломастеры.

Инструкция. Группа должна состоять не более 6 человек, если более 6 , то делим на две группы. Каждой группе даются лист и фломастеры для одновременной работы — нужно нарисовать один общий рисунок. После окончания рисования рисунки можно развесить по стенам, попросить объяснить и обсудить, что нарисовано и почему?

Пожелание

Цель: воспитание интереса к партнеру по общению.

Дети садятся в круг и, передавая мяч («волшебную палочку» или др.), высказывают друг другу пожелания.

Например: «Желаю тебе хорошо настроения» «Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым…), как сейчас» и т.д.

О чем спросить при встрече

Цель: учить детей вступать в контакт.

Дети сидят в кругу. У ведущего - эстафета (красивая палочка, мяч и т.п.) Эстафета переходит из рук в руки. Задача игроков - сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече после приветствия, и ответить на него. Один ребенок задает вопрос, другой отвечает («Как живете?» - «Хорошо». «Как идут дела?» - «Нормально». «Что нового?» - «Все по-старому» и т.д.). Дважды повторять вопрос нельзя.

Вопрос - ответ

Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнера.

Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнеру. Партнер, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задает собственный вопрос и т.д. (например: «Как поднять себе  настроение?» - «Радостное». «Где ты был в воскресенье?» - «Ходил с папой в гости». «Какую игру ты любишь?» и т.д.).

Прощай

Цель: учить детей выходить из контакта, используя доброжелательные слова и интонации.

Дети сидят в кругу и, предавая эстафету друг другу, называют слова, которые говорят при прощании (до свидания, до встречи, всего хорошего, еще увидимся, счастливого пути, спокойной ночи, до скорой встречи, счастливо т.д.). Ведущий обращает внимание на то, что, прощаясь, необходимо посмотреть партнеру в глаза.

Удержи предмет

Цель: развивать способность к согласованности действий с партнером.

Дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом. Ведущий предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной шар - животами) без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет.

Дрозды

Цель: развитие навыков общения, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам.

Дети делятся на пары, повторяют за ведущим слова и действия:

Я дрозд,

 Показывают на себя.

И ты дрозд.

 Показывают на своего партнера.

У меня нос,

 Дотрагиваются до своего носа.

У тебя нос.

 Дотрагиваются до носа своего партнера.

У меня губки сладкие,

 Дотрагиваются до своих губ.

У тебя губки сладкие.

 Дотрагиваются до губ своего партнера.

У меня щечки гладкие,

 Гладят свои щеки.

У тебя щечки гладкие.

 Гладят щеки своего партнера.

Пальцы – звери добрые, пальцы – звери злые

Цель: развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков.

Количество играющих: любое.

Описание игры: дети представляют, что их пальчики - добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата и т. д.

Комментарий: взрослый предлагает детям превратить свои пальчики, например, на правой руке - в добрых волчат, а на левой - в злых зайчат. Им надо поговорить друг с другом, познакомиться, поиграть, может быть, поссориться. Если у детей хорошо получается, можно предложить им познакомиться с ручками других детей. Кроме развивающего эффекта игра дает возможность выявить особенности общения детей.

Интервью

Цель: развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.

Количество играющих: 3 и более человек.

Необходимые приспособления: стул.

Описание игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они - взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.

Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются подборе вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым».

Эта игра помогает познакомиться с детьми, которые только что пришли в группу, а также вовлечь в общение стеснительных детей. Если же дети еще совсем плохо знакомы, правило можно немного изменить: ребенок, поймавший мяч, называет имя предыдущего игрока, затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, которому будет кидать мяч.

Сиамские близнецы

Цель: развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия, развитие графических навыков.

Количество играющих: кратное двум.

Необходимые приспособления: перевязочный бинт, большой лист бумаги, восковые мелки.

Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую - другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета. До начала рисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать. Время на рисование — 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда«зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».

Комментарий: на первых этапах игры временные ограничения можно снять, чтобы игроки могли получить опыт взаимодействия в паре без посторонних помех. В процессе игры взрослый может сопровождать действия участников комментариями по поводу необходимости договора в паре для достижения лучшего результата. После игры с детьми проводится беседа об их ощущениях, возникших в процессе рисования, было ли им комфортно, что им мешало, а что помогало.

Давай поговорим

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Количество играющих: 2 или больше человек.

Описание игры: играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать ... (волшебником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.

На начальных этапах дети могут отказываться задавать вопросы или вступать в игру. Тогда инициативу на себя должен взять взрослый.

Важный момент! В игре взрослый должен находиться на одном уровне с ребенком, а в случае трудностей - ниже него.

Клубочек

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Количество играющих: группа детей.

Необходимые приспособления: клубок ниток.

Описание игры: дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.

Ведущим может быть выбран и ребенок.

Когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.

Ладонь в ладонь

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Количество играющих: 2 или больше человек.

Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.

Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста

Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.

Сотворение чуда

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Количество играющих: любое четное.

Необходимые приспособления: «волшебные палочки» - карандаши, веточки или любой другой предмет.

Описание игры: дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могут тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?» Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке)» или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).


Литература  

  1. Архипова, И.А. Ребёнок идёт в школу. Уже? [Текст] / И.А. Архипова.  - М.; Лабиринт Пресс, 2009.- 208с.
  2. Божович Л.И. Этапы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович – М.; Воронеж, 2009. – 164 с.
  3.   Божович Л, Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович.-Питер-2009
  4. Гуцалюк Л.Б, Занятия по подготовке детей к школе [Текст] / Л.Б Гуцалюк // Начальная школа, 2010, №4. – С. 11–13
  5. Дубровина И.В, Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога [Текст] / под редакцией И.В. Дубровиной М.: "Владос", 2009. – 235 с.
  6. Макарова И.В, Общая психология [Текст] / И.В Макарова -М.;Юрайт-2013
  7. Марлова, Г. А, «Подготовка детей к школе в семье» [Текст] / Г. А. Марлова, - М.: Педагогика, 20012. - 190 с.
  8. Немов Р.С, Психология [Текст] / Немов Р.С .- 4-е изд.-М. :Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС,2009.-631с
  9. Светланова И.А, Психологические игры [Текст] / И.А Светланова -«Феникс» 2014г
  10.  Хилько М.Е, Возрастная психология [Текст] / М.Е Хилько, Ткачева М.С -М.;Юрайт,2013
  11. Филлипова Ю.В, Детская психодиагностика [Текст] / Ю. В.  Филлипова.-Ярославль,2010г 

Оглавление

Введение………………………………………………………………..

Психологическая готовность к школе: критерии сформированности…………………………..

Готов ли ваш ребенок стать первоклассником? А если нет?............................

Литература………………………………………………………………………  

3

5

8

38


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Методическая разработка. «Диагностика готовности детей к обучению в школе»

ОглавлениеВВЕДЕНИЕ. 3ГЛАВА ПЕРВАЯ. «Теоретические основы понятия психологической готовности дошкольников к школьному обучению в отечественных и зарубежных исследованиях»  5ГЛАВА ВТОРА...

«Готовность к обучению в школе: что нужно знать родителям?»

Цель собрания: актуализировать знания родителей по проблеме психологической готовности ребёнка к школе.Задачи собрания:·...

Методическая разработка "Психологическая готовность к школьному обучению детей дошкольного возраста".

В качестве основной задачи рассматривается психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Педагоги должны способствовать созданию условий для максимального развития каждого ребенка....

Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"

Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....