Консультация для педагогов "Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста"
консультация

Шишканова Татьяна Ивановна

"Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста"

Консультация для педагогов раннего и младшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста»

Выполнила:

воспитатель Шишканова Т.И.

Консультация для педагогов :

"Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста"

Подготовила: воспитатель группы «Звездочки» МБДОУ д/с № 50 Шишканова Т.И

Взаимодействие педагогов с детьми является важнейшим условием развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Формирование базовых для этого возраста личностных качеств, таких, как положительное самоощущение, доверие к другим, инициативность выделяются в качестве педагогической цели.

Наиболее благоприятным видом педагогического взаимодействия является личностно-ориентированная педагогика, цель которой, заключается в развитии личности ребенка, учете индивидуальных особенностей.

Основные принципы личностно-ориентированной педагогики — принятие ребенка таким, какой он есть, и развитие его способностей.

Задача педагогов — создать условия для раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка, сформировать положительные самоощущения, уверенность в себе, инициативности и любознательности. Умения и навыки в рамках данной модели рассматриваются не как цели, а как средства развития ребенка, что ни в какой мере не предполагает отмены систематического обучения и воспитания детей, проведения с ними планомерной педагогической работы. Основное значение в педагогическом процессе придается игре, которая становится основной формой организации образовательной среды. Игра позволяет детям проявить собственную активность, реализовать себя. Данный подход в дошкольном образовательном процессе нацелен на формирование активной позиции по отношению к окружающему миру с раннего дошкольного возраста. В его основе лежат взаимоотношения с детьми, основанные на сотрудничестве, доброжелательном отношении, уважении. Педагог не подгоняет малыша под стандарт, не меряет всех одной меркой, а приспосабливается к индивидуальным особенностям каждого ребенка, исходит из его интересов, учитывает его характер, привычки, предпочтения.

В рамках личностно-ориентированной педагогики взрослый — доброжелательный партнер и наставник. Взгляд на ребенка как полноправного участника совместной деятельности создает условия для его личностного роста, развития творческой активности, снижения эмоциональной напряженности и конфликтности. Данный подход педагогического взаимодействия направлен на то, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, развивать в нем индивидуальность, гуманное отношение к окружающему миру, положительные взаимосвязи со взрослыми и сверстниками. Педагог выстраивает свои действия так, чтобы не подавлять инициативность и самостоятельность детей.

Задачей педагога является оказание каждому ребенку помощи в раскрытии его внутреннего мира, предоставление ему дополнительной силы в поисках новых открытий и смыслов, в построении собственной личности.

Этой проблеме посвящены труды ученых, методистов, педагогов-практиков, таких как, В. В. Давыдова, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. И. Зыковой, Ш. А. Амонашвили, А. В. Белошистой, М. М. Безруких, Л. И. Божович, З. И. Калмыковой, Е. Н. Кабановой-Меллер, А. В. Запорожца, И. С. Якиманской и др.

Именно личностно – ориентированный образовательный процесс обеспечивает развитие и саморазвитие личности дошкольника, опираясь на его индивидуальные особенности, способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт, дает возможность каждому ребенку реализовывать себя в познавательной деятельности.

Обращение к тематике личностно – ориентированной педагогики, актуально, потому что, с одной стороны, во всех образовательных учреждениях России признается приоритет данного направления в новой образовательной концепции, в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Личностно-ориентированное взаимодействие педагогов с детьми способствует:

1. Уважению себя и других. К ним самим относятся с уважением, а отношение ребенка к себе и другим отражает характер отношения к нему окружающих взрослых;

2. Уверенности в себе. Когда взрослые предоставляют ему самостоятельность, оказывают поддержку, вселяют веру в свои силы, он не пасует перед трудностями, настойчиво ищет пути их преодоления;

3. Формированию искренности. Если взрослые поддерживают индивидуальность ребенка, принимают его таким, каков он есть, избегают неоправданных ограничений и наказаний, он не боится быть самим собой, признавать свои ошибки. Взаимное доверие между взрослыми и детьми способствует истинному принятию ими моральных норм, предотвращает формирование двуличия;

4. Ответственности за свои решения и поступки. Педагог, по возможности, предоставляет ребенку право выбора того или действия. Признание за ним права иметь свое мнение, способствует формированию личностной зрелости ребенка и как следствие — формированию чувства ответственности за свой выбор;

5. Адекватному выражению своих чувств. Эти чувства не отвергаются, а принимаются взрослым, который стремится разделить или облегчить их. Помогая ребенку осознать свои переживания, выразить их словами, взрослый способствует формированию у него умения проявлять чувства социально приемлемым способом;

6. Развитию эмпатии (сопереживание другим). Ребенок получает этот опыт из общения со взрослым и переносит его на других людей.

Таким образом, взаимодействие педагогов с детьми является важнейшим условием развития ребенка раннего и дошкольного возраста. А личностно-ориентированное взаимодействие наиболее благоприятно влияет на детей и дошкольный образовательный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...

СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.

Психическое развитие в онтогенезе представляет собой последовательный ряд переходов от одной ступени развития к качественно другой....

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Интеллектуальное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста....

Совместная театрализованная деятельность педагога с детьми, как средство интенсивного развития речи в младшем дошкольном возрасте.

Совместная театрализованная деятельность педагога с детьми младшего дошкольного возраста по мотивам народных сказок, как средство интенсивного развития речи и коммуникативных способностей....

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мало изученным является вопрос о Интеллект — это прижизненно формирующаяся система высших психических функций, которая обеспечивает адаптацию к изменяю­щимся условиям среды и успешное решени...

Консультация для педагогов "Система педагогической работы по физическому развитию детей раннего и дошкольного возраста"

Важнейшим этапов в формировании здоровья ребенка, развития у него физических навыков и умений является дошкольное детство. ФГОС ДО нацеливают содержание образовательной области "Физическое развит...