Сенсорное развитие детей 3-4 лет через дидактические игры
учебно-методический материал (младшая группа)

Романова Александра Владимировна

План самообразования воспитателя по сенсорному развитию детей 3-4 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сенсорное развитие детей 3-4 лет24.26 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «ЦРР - детский сад № 101 «Жар-птица»

План

по самообразованию

«Сенсорное развитие детей 3-4 лет

 через дидактические игры»

на 2023-24 у.г.

                                                               Воспитатель: А.В. Романова

                         

САРАТОВ 2023

Тема самообразования: «Сенсорное развитие детей 3-4 лет через дидактические игры»

Цель:

повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

- расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста.

- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение  новых игр при участии родителей)

- образование родителей по данной  теме (подготовка  консультаций «Развитие сенсорных способностей у детей 2мл.группы через дидактические игры», «Развитие мелкой моторики рук детей через сенсорное восприятие окружающей действительности»                                                                             проведение бесед, родительского собрания «Сенсорное развитие детей в предметно – игровой деятельности»

Актуальность:

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка  в раннем возрасте выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Тема актуален, т.к. ее реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего  окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Работа в данном направлении поможет мне:

- научить детей различать основные цвета;

- познакомить детей с величиной и формой предметов;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

-развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

- сплотить детский коллектив.

- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

- совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:

* произвольное внимание;

* логическое мышление;

* зрительное и слуховое восприятие;

* память;

* речь детей.

Ожидаемые результаты:

- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 3-4лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

- Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета и величины предметов.

- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах, игры на них.

- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 2мл.группы.

- Повышение интереса у родителей в дальнейшем развитии детей

по сенсорному развитию. Создание дома условия для дидактических игр.

Выход темы:

- консультация для родителей

- консультация для педагогов

- родительское собрание «Сенсорное развитие детей в предметно – игровой деятельности»

       - картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей 2мл.группы

Формы работы с родителями и детьми:

 Родители:

- сотрудничество через консультации,

- родительские собрания,

- беседы,

- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

 Дети:

- специальные занятия по сенсорному воспитанию,

-сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию,

- дидактические игры на развитие тактильных ощущений,

- дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы,-

-дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины,

- дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

     

        1 этап – информационно-аналитический и методическая работа.

Сбор и анализ информации по данной проблеме.

2 этап – проектировочный.

3 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорных навыков.

4 этап – создание в группе центра по сенсорному развитию и оформление картотеки, отчёт.

Консультации для педагогов

Формы работы

  Сроки

   Фома отчета

Консультация «Развитие сенсорных способностей у детей 2мл.группы    через дидактические игры»

Ноябрь2023г.

Конспект консультации.

Консультация

«Что такое сенсорика и почему так важно её развивать»

Декабрь2023г.

Конспект консультации.

Консультация

«Эффективность использования сенсорных игр в развитии дошкольника»

Февраль2024г.

Конспект консультации.

Отчёт по самообразованию

Май 2024г.

Презентация

Работа с детьми

Формы работы

  Сроки

   Фома отчета

Специальные занятия по сенсорному воспитанию

В течении

учебного года

Конспект

Занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки)

В течении

учебного года

Конспект

Сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, (использование нетрадиционных техник рисования) 

В течении

учебного года

Работы детей и фотоотчет

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

- «Тактильное лото»

- «Весёлые резиночки»

Сентябрь– октябрь 2023г.

Картотека

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

-«Найди предмет похожей формы»

- «Лего-пазлы»

- «Какая фигура лишняя?» 

Ноябрь 2023г.

картотека

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

- «Почини машину»

- «Самая длинная, самая короткая»

- «Найди домик»

- «Дальше – ближе»

 Январь  2024 г.

картотека

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:

- «Собери цветок»

- «Какого цвета предмет?»

- «Собери бусы»

-«Подбери чашку к блюдцу»

Февраль 2024г.

картотека

Работа с родителями

Формы работы

  Сроки

Фома   отчета

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

В течении года

Фотоотчёт,

игры

Проведение индивидуальных консультаций  и бесед с родителями.

В течении года

Консультации

 Консультация «Развитие сенсорных способностей у детей 2мл.группы через дидактические игры»

Октябрь 2023г.

Консультация

Памятка «Сенсорные игры и упражнения для детей 3-4 лет»                                                                                           

Ноябрь  2023г.

Памятка

Родительское собрание «Сенсорное развитие детей в предметно – игровой деятельности»

Декабрь 2023г.

Конспект

Папка – передвижка «Сенсорное развитие детей»

Декабрь 2023г.

Папка-передвижка

Консультация «Развитие мелкой моторики рук детей через сенсорное восприятие окружающей действительности»

Февраль 2024г.

Консультация

Конкурс на изготовление сенсорных дидактических игр

Апрель 2024г.

Выставка

Список использованной литература:

1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.

2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;

3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру....

Сенсорное развитие детей 3-4 лет через дидактические игры.

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возрастаЗадача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастн...

Инновационный педагогический опыт воспитателя "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру"

Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ  «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Байбиковой Клары Растямовны по т...

Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры

Развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и других -  это важная задача при работе...

План по самообразованию. Тема: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры»

Тема: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры»...

Тема: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры»

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное фор...

Самообразование - Сенсорное развитие детей 3-4 лет через дидактические игры

План самообразования воспитателя второй младшей группы...