Дымковские игрушки
материал (подготовительная группа)

Короленко Нина Васильевна

Продолжать упражнять детей в лепке игрушки из целого куска глины по типу народных глиняных игрушек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dymkovskiy_indyuk.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

  

Конспект занятия по лепке:

 в подготовительной группе


Цель: Продолжать знакомить детей с народной дымковской игрушкой, воспитывать эстетическое отношение к предметам. Показать пластичность движений в лепке.

Продолжать упражнять детей в лепке игрушки из целого куска глины по типу народных глиняных игрушек.

Воспитывать детей на народных традициях, показывать народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и народного устного творчества.

Материалы и оборудование:

Иллюстрации дымковских игрушек (барыня, лошадка, баран и др.)образец дымковской игрушки ;  презентация Дымковская игрушка «Индюк»; пластилин; дощечка; стека; салфетка.  У детей: дощечки, пластилин, стека, салфетка.

Ход занятия:

Эй, честные господа!

К нам пожалуйте, сюда!

Как у нас ли тары - бары,

Всякие разные товары…

Подходите, подходите,

Посмотрите, посмотрите…

Дети подходят, рассматривают.

-Ребята, у вас в садике  есть игрушки? Из чего они сделаны? (Резины, пластика, меха, поролона).

-Правильно, современные игрушки сделаны из искусственных материалов. Посмотрите на экран, что вы видите? (Дымковские игрушки)

- Кто знает, почему эти игрушки называются дымковские(Ответы)

Деревня Дымково

Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымке всё кругом,

Голубые дали.

И село большое

Дымково прозвали.

-Кто придумал игрушку(Народ)

- Из чего она сделана? (Из глины)

Воспитатель: Показ презентации  ярмарка дымковских игрушек.  (слайд №2)

В городе Кирове, над крутым берегом реки Вятки, у городских белокаменных стен и древних башен, каждую весну шумела, кипела ярмарка – свистунья.

Яркое солнце играло в праздничном раздолье. Солнечные блики и сейчас блестят золотой фольгой на дымковских игрушках.

слайд: №3

Руки дымковских мастериц разминали послушный ком глины, вспоминая шумную ярмарку, лепили эти руки всю долгую зиму, чтобы весной вновь радоваться всем вместе.   Посмотрите, что прикрепляли мастера к основной форме, чтобы фигурка стала выразительной, красивой? (гриву или рога, ушки)

  Готовые фигурки сушили, затем обжигали в печах.

слайд №4

- В давние времена все жители села Дымково зимой готовили игрушки на ярмарку. Какие дымковские игрушки вы знаете(индюки, лошадки, свистульки, петухи и курочки и т. д.)

Всю зиму курились – клубились над избами голубые дымки. От того, наверное, и назвали деревню Дымково, а игрушки Дымковскими.

- Много труда надо вложить, чтобы игрушки появились на свет. Чтобы она была яркой, красивой, привлекательной. Рождается игрушка три раза. Первый раз игрушку лепят. Потом – обжигают, а затем расписывают. Спрос на игрушки очень велик. И сейчас эти игрушки пользуются спросом. Их покупают на сувениры, они дорого стоят.

- Предлагаю, сегодня превратиться в народных умельцев и слепить для ярмарки игрушку «Индюка».

( Слайд №3)

Вот индюк нарядный

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост –

Точно сказочный цветок

Да алеет гребешок.

Рассматривание индюка.

- Чем отличается «дымковский» индюк? (У индюка волнистые крылья, длинная, гибкая шея, веерообразный гребешок, крылья важно распушены, нарядный хвост и крылья, длинная похожая на гроздь или кисть ягод бородка, пышный красочный хвост.)

Во время рассматривания индюка педагог медленно поворачивает образец, чтобы дети видели его со всех сторон. Обращает их внимание на толстые ноги и подставку для устойчивости фигурки.

Физкультминутка

Шел по берегу петух, -шагают

Поскользнулся - в речку бух! -круговые движения руками, сели

Будет знать петух, что впредь - грозят пальцем

Надо под ноги смотреть. – наклон вперёд

  Давным-давно, тысячи лет назад, в народе лепились фигурки животных, птиц и человека. Их лепили не для магазинов.

Фигурки коня и птицы оберегали людей от таинственных сил, в которые верили тогда люди, потому что не знали законов природы. Их   в наше время, ставят на крыши  и сейчас на свои дома.  

Вот как богат на фантазию русский народ!

 слайд №6

3. Затем воспитатель обращает внимание на столах пластилин

- А теперь я приглашаю вас в мастерскую и вылепить точно такого же индюка.

- Что же нужно сделать после рассматривания индюка?

(Разделить пластилин на части и сделать из них исходные формы для лепки.)

- С деления пластилина на большой кусок, для туловища, и поменьше, для крыльев и гребешка.

- Как будем лепить птицу?

Дети: Сначала лепится овальное туловище, затем один конец делаем тоньше, чтобы загнуть вверх, оттягиваем голову с шеей. Толстый конец с другой стороны сплющиваем, чтобы прикрепить к нему хвост. Затем делим другую часть пластилин на з части (два маленьких шарика –для крыльев и один большой – для хвоста).

-А как мы будем лепить крылья? (лепим шарики и сплющим их между ладонями. Затем делаем пальцем углубление по краю, чтобы получились волнистые края). Потом лепим веерообразный гребешок и длинную бородку.

- На какой части индюка самый богатый узор? (на хвосте)

Украсить хвост и крылья каждый может по-своему, используя для этого нелепы, стеку.

Ребята, посмотрите на своих нарядных индюков. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы. Какой индюк вы думаете больше всего похож?  

Итог. - Молодцы, ребята. Сегодня на занятии мы еще раз встретились с дымковскими игрушками, побывали дымковскими мастерами и, вы очень хорошо справились с этой работой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...

"Дымковский конь" (роспись дымковской игрушки)

Конспект занятияс детьми старшего дошкольного возраста"Дымковский конь"роспись дымковской игрушки...

Конспект занятия по рисованию с детьми 2 средней группы на тему конек – дымковская игрушка Конек – дымковская игрушка

Составила Боричевская Наталья Викторовна. ГБДОУ № 69 Конек Дымковский:Цель: - воспитывать желание рассматривать народные игрушки (лошадка)- понимать настроение, выраженное в народной игрушке;- уч...

Памятки для родителей "Дымковская глиняная игрушка", "Как познакомить ребёнка с Дымковской игрушкой"

Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими и...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)

Конспект занятия по кружковой деятельности«Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)....

Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки»

Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки»...