Формирование речи дошкольника, через развитие внимания(консультация для родителей)
консультация (подготовительная группа)

Еретина Оксана Анатольевна

Формирование  речи  дошкольника, через развитие внимания(консультация для родителей)

Развитие и воспитание ребенка непрерывный процесс, требующий от взрослых не только определенных знаний, но и развития умения грамотно доносить эти знания до ребенка, т.е. уметь взаимодействовать со своим малышом. Надо понимать, насколько важно заниматься ребенком всегда, т.е. с самого рождения, каждый день, понемногу, но систематически. Как это сделать интересным для ребенка и понятным процессом для взрослого? Всем известно, что развитие ребенка это процесс длительный, а любому родителю хочется, чтобы его малыш вырос ответственным и умным человеком, а главное успешным. Поэтому развитие высших психических процессов, таких как: внимание, память, мышление должно стать приоритетом в воспитании малыша. Все чаще мы взрослые задумываемся, как научить ребенка быть внимательным, эффективно воспринимать новую информацию и применять все это на практике, когда в век информационных технологий все так быстро меняется. Ведь, как мы сегодня, сейчас научим ребенка осваивать поступающую информацию, так потом он будет осваивать ее в школе. Поэтому развитие внимание у детей становиться одним из важнейших уроков в жизни ребенка, как одного их факторов развитие его эффективности в будущем. А для ребенка имеющего те или иные проблемы в развитии речи это становится необходимым условием формирования чистой речи, а также предупреждением дисграфии и дислексии в школе. Для начала дадим определение, что такое внимание. Внимание – это психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах. Внимание можно разделить на: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание – имеет непроизвольную (не зависящую от воли) направленность. Например: резкий, неожиданный звук, яркий свет вызывает у нас внимание независимо от нашей воли. Произвольное внимание – требует от нас концентрации воли на объекте, или на вычленение значимой информации, т.е. это планомерная сознательная деятельность. Поэтому развитие произвольного внимание становится задачей в развитии ребенка, а как это сделать рассмотрим подробнее Здесь же необходимо подробнее остановиться на свойствах внимания: объем, устойчивость, концентрация, переключаемость, распределение. Объем внимания это количество объектов, которые может одновременно охватить и осознать человек. Так у взрослого человека объем внимания 7 объектов, а для детей 3-5 лет 2 объекта( ярких и необычных), для ребенка 6 лет это 3 объекта, в 7 лет до 5 объектов. Поэтому необходимо заострить внимание взрослых, занимаясь с малышом, не перегружайте его информацией, не по возрасту, т.к. если в поле зрения ребенка будет большое количество объектов, то вместо внимания будет формироваться рассеянность. Самая простая и понятная игра на формирование объема внимания «Чего не стало». Начинать игру необходимо с 2-х предметов, в раннем возрасте, доводя их до 5-7 предметов в старшем дошкольном возрасте. Перед началом игры необходимо рассмотреть их, потрогать, назвать, поиграть. После чего дать инструкцию: « Мы сейчас поиграем, ты закроешь глаза, а я спрячу игрушку, если назовешь правильно, игрушка вернется назад». Можно брать не только игрушки, но предметы ближайшего окружения ( овощи, 200 фрукты, посуду на кухне, листочки, плоды на улице и т.д.) по выбору взрослого. Эта же игра поможет в развитии фонематического восприятия, слухового внимания только задание немного изменится. «Назови игрушки по порядку. Какая игрушка стоит первой. Запомни её. Закрой глаза». Игрушку не убирают, а меняют местами, а ребенок должен вспомнить, какой предмет стоял первым и назвать его. «Назови, какой предмет стоял первым». Также можно обыграть и другие предметы (второй третий последний) такая игра готовит ребенка к умению впоследствии выделять заданный звук в слове. Для старшего дошкольника можно предложить игру «Дорисуй половинку» вот один из вариантов, который можно найти в интернете в свободном доступе Одним из важных свойств внимания является его устойчивость, т.е. умение сосредотачиваться на объекте внимания. Через это свойство человек познает окружающую действительность, оно помогает формировать внутренний план действий. А теперь представьте себе: у малыша в руках две игрушки, в каждой по одной, да перед ним еще три, о каком устойчивом внимании может идти речь? А вот если одна игрушка, да еще и мама рядом, да еще и рассказывает о ней, да еще и показывает, как с ней играть интересно, то вот вам и формирование устойчивости внимания и сосредоточения на объекте. Исследования показывают, что в раннем детстве малыш активно и продуктивно занимается делом не более минуты. И опять как много зависит от взрослого находящегося рядом, и помогающего ребенка осваивать окружающую действительность. Малоинтересным делом ребенок 5-6 лет может заниматься в 4 раза дольше, чем в 2-3 года, но если облечь такое дело в игру, устойчивость внимания повыситься. Поэтому так важны в этом возрасте занятия рисованием и лепкой, занятиями шахматами и музыкой… Для старшего дошкольника можно предложить игру «Выполни задание по образцу», но если обыграть, то продуктивность деятельности вырастит в разы. «Мы сегодня с тобой волшебники, будем заколдовывать фигуры, вот так: » показать образец Заколдовываем вот эти фигуры А когда уже идет работа по обучению грамоте, то здесь приемлемым становится такой вариант игры «Расколдуем букву А» (т.е. идет работа на развитием устойчивости внимание и одновременно закрепляется зрительный образ буквы) А сюжет для этой игры можно придумать самый разный. Например: «Чтобы найти и расколдовать букву, которая спряталась, надо закрасить все клеточки с буквой А красным карандашом». Когда работа закончиться, то обратить внимание на то, какую букву проявили: «Какая буква проявилась?». Сюжет можно придумать самый разный. Концентрация внимания это способность сосредотачиваться на объекте внимания, не отвлекаясь или сопротивляясь отвлекающим моментам. Активно это свойство внимания проявляется при овладении ребенком навыками чтения. Но необходимо начинать формировать его задолго до обучения чтению. Переключение внимания скорость преднамеренного перехода ребёнка от одного объекта (или вида деятельности) к другому. Плохая переключаемость внимания иногда может проявляться в таком широко распространенном явлении, как рассеянность. Распределение внимания рассредоточение внимания на несколько объектов в одно и то же время, возможность совершать несколько действий сразу. Необходимо для обучения письму. Последние три свойства внимания у дошкольников, как правило, развиты слабо Здесь помогут самые разнообразные настольные игры различные «Лото» (зоологическое, цветочное, разноцветное и т.д.) «Бродилки по клеточкам» путешествие по клеточками вправо, влево, вверх, вниз по заданию взрослого «Игры путешествия» с кубиком и фишками для старшего дошкольника. Различные игры-сортеры для младшего дошкольника помогают не только формировать сенсорные эталоны, но и развивают все свойства внимания: устойчивости, концентрации, избирательности и распределению.  Разнообразные игры с пуговицами – это давно забытые игры, но такие актуальные сегодня, игры детей начала прошлого века. Играющие могут и выкладывать из них различные фигуры, и сортировать, и делать бусы, аппликации, становиться элементами орнамента. Здесь воображение взрослого и элементы сотворчества с ребёнком помогут расширить игровые возможности до бесконечности, но в то же время станут стимулом для развития внимания. Развивать внимание у детей необходимо, а развивать внимание у детей чрез игру это еще и увлекательно как для ребенка, так и для взрослого. Через игры на внимание ребенок учиться быть не только внимательным, но и усидчивым, стать более выдержанным, доводить свои дела до конца, а это все поможет прилежно учиться в школе и достигать поставленных целей. А взрослому совместные игры помогут стать ближе к ребенку, создать атмосферу гармонии и взаимопонимания в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_rechi_doshkolnika.docx16.46 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование  речи  дошкольника, через развитие внимания(консультация для родителей)

Развитие и воспитание ребенка непрерывный процесс, требующий от взрослых не только определенных знаний, но и развития умения грамотно доносить эти знания до ребенка, т.е. уметь взаимодействовать со своим малышом. Надо понимать, насколько важно заниматься ребенком всегда, т.е. с самого рождения, каждый день, понемногу, но систематически. Как это сделать интересным для ребенка и понятным процессом для взрослого? Всем известно, что развитие ребенка это процесс длительный, а любому родителю хочется, чтобы его малыш вырос ответственным и умным человеком, а главное успешным. Поэтому развитие высших психических процессов, таких как: внимание, память, мышление должно стать приоритетом в воспитании малыша. Все чаще мы взрослые задумываемся, как научить ребенка быть внимательным, эффективно воспринимать новую информацию и применять все это на практике, когда в век информационных технологий все так быстро меняется. Ведь, как мы сегодня, сейчас научим ребенка осваивать поступающую информацию, так потом он будет осваивать ее в школе. Поэтому развитие внимание у детей становиться одним из важнейших уроков в жизни ребенка, как одного их факторов развитие его эффективности в будущем. А для ребенка имеющего те или иные проблемы в развитии речи это становится необходимым условием формирования чистой речи, а также предупреждением дисграфии и дислексии в школе. Для начала дадим определение, что такое внимание. Внимание – это психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах. Внимание можно разделить на: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание – имеет непроизвольную (не зависящую от воли) направленность. Например: резкий, неожиданный звук, яркий свет вызывает у нас внимание независимо от нашей воли. Произвольное внимание – требует от нас концентрации воли на объекте, или на вычленение значимой информации, т.е. это планомерная сознательная деятельность. Поэтому развитие произвольного внимание становится задачей в развитии ребенка, а как это сделать рассмотрим подробнее Здесь же необходимо подробнее остановиться на свойствах внимания: объем, устойчивость, концентрация, переключаемость, распределение. Объем внимания это количество объектов, которые может одновременно охватить и осознать человек. Так у взрослого человека объем внимания 7 объектов, а для детей 3-5 лет 2 объекта( ярких и необычных), для ребенка 6 лет это 3 объекта, в 7 лет до 5 объектов. Поэтому необходимо заострить внимание взрослых, занимаясь с малышом, не перегружайте его информацией, не по возрасту, т.к. если в поле зрения ребенка будет большое количество объектов, то вместо внимания будет формироваться рассеянность. Самая простая и понятная игра на формирование объема внимания «Чего не стало». Начинать игру необходимо с 2-х предметов, в раннем возрасте, доводя их до 5-7 предметов в старшем дошкольном возрасте. Перед началом игры необходимо рассмотреть их, потрогать, назвать, поиграть. После чего дать инструкцию: « Мы сейчас поиграем, ты закроешь глаза, а я спрячу игрушку, если назовешь правильно, игрушка вернется назад». Можно брать не только игрушки, но предметы ближайшего окружения ( овощи, 200 фрукты, посуду на кухне, листочки, плоды на улице и т.д.) по выбору взрослого. Эта же игра поможет в развитии фонематического восприятия, слухового внимания только задание немного изменится. «Назови игрушки по порядку. Какая игрушка стоит первой. Запомни её. Закрой глаза». Игрушку не убирают, а меняют местами, а ребенок должен вспомнить, какой предмет стоял первым и назвать его. «Назови, какой предмет стоял первым». Также можно обыграть и другие предметы (второй третий последний) такая игра готовит ребенка к умению впоследствии выделять заданный звук в слове. Для старшего дошкольника можно предложить игру «Дорисуй половинку» вот один из вариантов, который можно найти в интернете в свободном доступе Одним из важных свойств внимания является его устойчивость, т.е. умение сосредотачиваться на объекте внимания. Через это свойство человек познает окружающую действительность, оно помогает формировать внутренний план действий. А теперь представьте себе: у малыша в руках две игрушки, в каждой по одной, да перед ним еще три, о каком устойчивом внимании может идти речь? А вот если одна игрушка, да еще и мама рядом, да еще и рассказывает о ней, да еще и показывает, как с ней играть интересно, то вот вам и формирование устойчивости внимания и сосредоточения на объекте. Исследования показывают, что в раннем детстве малыш активно и продуктивно занимается делом не более минуты. И опять как много зависит от взрослого находящегося рядом, и помогающего ребенка осваивать окружающую действительность. Малоинтересным делом ребенок 5-6 лет может заниматься в 4 раза дольше, чем в 2-3 года, но если облечь такое дело в игру, устойчивость внимания повыситься. Поэтому так важны в этом возрасте занятия рисованием и лепкой, занятиями шахматами и музыкой… Для старшего дошкольника можно предложить игру «Выполни задание по образцу», но если обыграть, то продуктивность деятельности вырастит в разы. «Мы сегодня с тобой волшебники, будем заколдовывать фигуры, вот так: » показать образец Заколдовываем вот эти фигуры А когда уже идет работа по обучению грамоте, то здесь приемлемым становится такой вариант игры «Расколдуем букву А» (т.е. идет работа на развитием устойчивости внимание и одновременно закрепляется зрительный образ буквы) А сюжет для этой игры можно придумать самый разный. Например: «Чтобы найти и расколдовать букву, которая спряталась, надо закрасить все клеточки с буквой А красным карандашом». Когда работа закончиться, то обратить внимание на то, какую букву проявили: «Какая буква проявилась?». Сюжет можно придумать самый разный. Концентрация внимания это способность сосредотачиваться на объекте внимания, не отвлекаясь или сопротивляясь отвлекающим моментам. Активно это свойство внимания проявляется при овладении ребенком навыками чтения. Но необходимо начинать формировать его задолго до обучения чтению. Переключение внимания скорость преднамеренного перехода ребёнка от одного объекта (или вида деятельности) к другому. Плохая переключаемость внимания иногда может проявляться в таком широко распространенном явлении, как рассеянность. Распределение внимания рассредоточение внимания на несколько объектов в одно и то же время, возможность совершать несколько действий сразу. Необходимо для обучения письму. Последние три свойства внимания у дошкольников, как правило, развиты слабо Здесь помогут самые разнообразные настольные игры различные «Лото» (зоологическое, цветочное, разноцветное и т.д.) «Бродилки по клеточкам» путешествие по клеточками вправо, влево, вверх, вниз по заданию взрослого «Игры путешествия» с кубиком и фишками для старшего дошкольника. Различные игры-сортеры для младшего дошкольника помогают не только формировать сенсорные эталоны, но и развивают все свойства внимания: устойчивости, концентрации, избирательности и распределению.  Разнообразные игры с пуговицами – это давно забытые игры, но такие актуальные сегодня, игры детей начала прошлого века. Играющие могут и выкладывать из них различные фигуры, и сортировать, и делать бусы, аппликации, становиться элементами орнамента. Здесь воображение взрослого и элементы сотворчества с ребёнком помогут расширить игровые возможности до бесконечности, но в то же время станут стимулом для развития внимания. Развивать внимание у детей необходимо, а развивать внимание у детей чрез игру это еще и увлекательно как для ребенка, так и для взрослого. Через игры на внимание ребенок учиться быть не только внимательным, но и усидчивым, стать более выдержанным, доводить свои дела до конца, а это все поможет прилежно учиться в школе и достигать поставленных целей. А взрослому совместные игры помогут стать ближе к ребенку, создать атмосферу гармонии и взаимопонимания в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Детям не хватает внимания".Консультация для родителей"

Информация будет полезна родителям ,о том как нужно общаться с ребенком,( почему он капризничает)....

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

"Пристальное внимание " консультация для родителей

quot;Пристальное внимание" консультация для родителей...

Уважаемые родители предлагаем вашему вниманию консультацию на тему: «Профилактика гриппа у детей».

Как будет протекать болезнь у ребенка, предугадать никогда нельзя. Поэтому лучше принять меры профилактики гриппа у детей, чтобы постараться и вовсе обезопасить его от заражения....

Уважаемые родители предлагаем вашему вниманию консультацию на тему: РОЛЬ ПОТЕШЕК И СКАЗОК В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащающего речь детей. Фольклорные произведения, начиная ...

Уважаемые родители предлагаем вашему вниманию консультацию на тему: РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

С каждым днем растет интерес ребенка к окружающему его миру. Он все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Уровень развития речи ребенка зависит от воспитания. Главным средством развития речи реб...

Если ребенку не хватает внимания. Консультация для родителей.

Если ребенку не хватает внимания. Консультация для родителей. ...