Конспект НОД по экспериментированию для детей старшей группы "Воздух и его свойства"
опыты и эксперименты (старшая группа)

Косыч Елена Михайловна

Конспект НОД по экспериментированию для детей старшей группы "Воздух и его свойства"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 16»

 

КОНСПЕКТ

ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ

«Воздух и его свойства»

(старшая группа)

Воспитатель   Косыч Е.М.

                                                   

Ачинск 2024 г.

Цель: Создание условия для формирования представлений о воздухе и его свойствах и развитие способностей к преобразованию.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха)

- способствовать формированию у детей познавательного интереса;
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
- развивать речь, мышление, память, интерес к познавательной деятельности.

Воспитательные:
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами

Ход занятия:
Дети входят в зал

Воспитатель: Ребята давайте поздороваемся с гостями.

Здороваются с гостями.

Воспитатель: А теперь давайте станем в круг и поприветствуем друг друга

Коммуникативная игра «Улыбнись и обними» (Дети стоят парами)

Туки-туки, здравствуй, лоб! (касаются лбами друг друга)

А теперь ладошки, хлоп! (соединяют ладошки с партнером)

Ушком к другу прикоснись, (касаются ушками)

Обнимись и улыбнись! (Обнимаются, улыбаются друг другу).

Стук в дверь. Входит Незнайка

Незнайка: Здравствуйте ребята, я Незнайка, пришел к вам в гости.

Воспитатель: А почему это Незнайка такой пришел к нам грустный?
Незнайка: Друзья, я не понимаю почему вчера шарики были большие и упругие, а сегодня у меня один шарик стал – маленьким, а второй остался таким же большим. Я не знаю, что с ним случилось! (плачет)
Воспитатель: Ребята давайте поможем Незнайке. Как вы думаете, почему шарик стал таким маленьким? (шарик сдулся). А что надо сделать, чтобы маленький шар стал большим? (шарик надо надуть)

Воспитатель: Как вы думаете, что будет внутри шарика после того, как мы его надуем? А что внутри подскажет отгадка моей загадки:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это?
Дети: Воздух! 

Воспитатель: Давайте считалкой выберем, кто это сделает. (Выбирают. Ребёнок надувает шарик и дарит Незнайке) 

Воспитатель: Вот видишь, Незнайка какие наши ребята, они всегда, всем помогут. 
Незнайка: А что такое воздух? Я лично никогда не видел воздух. Его же нет нигде. А вы ребята, видели когда -нибудь воздух? (ответы детей)

Воспитатель: А вам интересно узнать, что такое воздух? И есть ли он?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда я приглашаю вас в нашу лабораторию «Любознайка». 

Нам предстоит трудная задача: Узнать, что такое воздух, как его обнаружить, какими свойствами он обладает. Давайте докажем Незнайке, что воздух все-таки есть. (проходят)

 Ну для этого мы должны стать с вами учёными, для этого нам надо одеться в специальную одежду и стать настоящими маленькими исследователями.
Воспитатель: Мы находимся в лаборатории. Ребята а вы знаете для чего нужна лаборатория? Лаборатория - это помещение, где работают учёные, которые ставят опыты и эксперименты Скажите дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Дети отвечают)

Воспитатель: Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы.

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

 Воспитатель: Но прежде, чем мы начнем нам нужно вспомнить правила поведения.

 (ответы детей)

Воспитатель: Вести себя тихо, не толкаться, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать аккуратно, внимательно, руками без разрешения ничего не трогать, засовывать что либо в рот, нос, уши. Готовы!

Воспитатель:

Мы опыты начинаем

Интересно здесь бывает

Постарайтесь все понять

Много нужного узнать

Воспитатель: Незнайка будет смотреть, что мы ему покажем и расскажем.

Опыт 1 С полиэтиленовым пакетом
Воспитатель: Итак, начнем наши опыты: 
 Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Незнайка: Вот-вот! Невидимый! Значит его и нет вовсе!
Воспитатель: Погоди, погоди, Незнайка! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас
 
Незнайка: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!
Воспитатель: Ребята, давайте докажем Незнайке., что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

 Дети: Да.
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький.

Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух)

Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг).

Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета, в который он попадает.

 А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? (видим).

Значит, воздух, какой? (он прозрачный, бесцветный, невидимый).

Давайте проверим, действительно внутри находится воздух?

Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками.

Что вы чувствуете? (шипение).

Так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем.

Какой сейчас можно сделать вывод? Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

 Воспитатель: Смотри, Незнайка!

Вывод: воздух прозрачный, невидимый, бесцветный, не имеет формы, но его можно почувствовать, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздух живет внутри людей. И мы сейчас с вами это докажем.

Опыт 2. «Воздух в человеке Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух)

Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг).

На столах у каждого ребенка стаканчик с водой, на дне которого лежат горошины, и коктейльные палочки.
Воспитатель: Что вы видите в стаканчиках? Какая вода? Потрогайте, аккуратно пальчиками. Что делают горошины? (лежит на дне стаканчика). Хотите увидеть танцующие горошины? Предложите мне, как можно это сделать. Что нам может помочь? Правильно, воздух. Что нам надо для этого сделать? (Подуть в трубочки). Что происходит? Появились пузырьки - это воздух. Мы снова его увидели. А что же делают наши горошины? Они двигаются. Что же нам помогло заставить их двигаться? Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил крупу двигаться. А откуда взялся этот воздух (сначала вдохнули его в себя, потом выдохнули в трубочку). Значит сейчас мы убедились. Что в человек есть воздух! 

Вывод: вот мы и доказали: оказывается воздух живет вокруг нас и внутри нас. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?

Дети: мы его вдыхаем через нос.

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики - вдыхаем и выдыхаем воздух. Давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

Воспитатель: Дети, а вы можете обойтись без воздуха? 
(Дети говорят свои предположения.) 
Воспитатель: А давайте проверим, поиграв в игру «Водолаз» 

Незнайка: А это как?
Воспитатель: Кто дольше сможет продержаться без воздуха под водой. Для этого нужно крепко зажать нос руками и еще крепче сжать губы. (дети предварительно «готовят» организм к «погружению» - делают вдох – выдох три раза, затем приседают –«погружаются» и сидят на корточках кто сколько сможет. Кто не сможет дольше просидеть «всплывают» - встают)

Незнайка: Я вот закрою нос и рот и не буду его чувствовать!
Дети играют с Незнайкой. Незнайка первым сдается.
Незнайка: Все, я не могу. Голова закружилась.
Воспитатель: Это потому, что человеку, живой природе обойтись без воздуха нельзя. Всему необходим воздух: и людям, и животным, птицам, растениям, насекомым, рыбам! Без воздуха они погибнут

Вывод: Без воздуха нет жизни.

Опыт 3.  «Движение воздуха»

 Заранее сделанные из цветной бумаги веера.

Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?

На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта).

А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как? (вентилятор).

Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.

Возьмите веера и помашите им в лицо.

Что вы чувствуете? (Чувствуем, как воздух движется).

Вывод: Воздух движется.

Опыт 4.  «ВЕС ВОЗДУХА»

(На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины).

Воспитатель: Давайте возьмем в руки кусочек резины и резиновую игрушку. Что тяжелее? Правильно, резиновая игрушка. 

Воспитатель: Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Что с ним произошло? (Он утонул). А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Что с ней произошло? (Она не тонет). Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки? (Воздух)

Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

Продолжим исследования.

Опыт 5  «Чем пахнет воздух» 

Воспитатель: А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? (Без вкуса.) Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха.) Чистый воздух — без вкуса и запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Воспитатель: Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (Дети закрывают глаза и открывают емкости с измельчёнными продуктами: апельсином, луком, яблоком, чесноком). Вы замечательно справились.

Вывод: собственного запаха воздух не имеет, абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

Незнайка: Вот спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе!

Воспитатель:

Мы работали, устали.

 Воздух дружно изучали.

 А теперь пришла пора

Отдохнуть нам детвора.

Я предлагаю пройти на нашу полянку и отдохнуть:

АУТОТРЕНИНГ

Закройте глаза, мы с вами отдохнем (включаем мелодичную музыку)

Воспитатель: Мы с вами на лугуЯрко светит солнце. Дует легкий ветерок. Тихо колышется травка. Над нами порхают бабочки и стрекозы. Мы вдыхаем чистый, свежий воздух. Нам хорошо и приятно.

Воспитатель: А вы, ребята, что нового узнали про воздух?

- ветер – это движение воздуха.

- воздух существует!

- воздух невидимый, бесцветный, прозрачный, без запаха.

- воздух живет вокруг нас и внутри нас

- человек не может жить без воздуха

Воспитатель: Какой опыт вам больше понравился?

Воспитатель: Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание « юный исследователь» и вручить медали.

Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного.

Незнайка: Спасибо, ребята! Пойду, расскажу друзьям все, что узнал сегодня. До свидания. 

Воспитатель: И нам ребята пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Скоро мы с вами оденемся и пойдем на улицу - дышать свежим воздухом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместного открытого мероприятия для детей старшего дошкольного возраста "Волшебные свойства воды"

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Волшебные свойства воды" (образовательная область"Поознание" интеграция с образовательными областями "Коммуникация","Социализация")....

Конспект познавательной игры-экспериментирования для детей старшего возраста на тему \"Платье для куклы Даши\"

Данный конспект подойдет для дошкольнкиов 5 лет. Этот материал можно использовать для открытой НОД....

Конспект познавательной игры-экспериментирования для детей старшего возраста на тему \"Платье для куклы Даши\"

Данный конспект подойдет для дошкольнкиов 5 лет. Этот материал можно использовать для открытой НОД....

Конспект познавательной игры-экспериментирования для детей старшей группы (5-6 лет) на тему: «Платье для куклы Даши »

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...

Конспект игрового занятия – экспериментирования для детей старшего возраста «Бывает ли воздуху жарко»?

Конспект может быть полезен для воспитателей старших групп детского сада, родителей, которые заинтересованы в развитии познавательной активности своих детей, тем, кто хочет экспериментальным путем зна...

Конспект НОД по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Вода. Свойства воды»

конспект НОД создан для совершенствования представления детей о разнообразных свойствах воды. Содержит различные опыты с водой для определения ее свойств....