Мастер-класс для педагогов "Кейс-технология в работе логопеда"
материал

Елисеева Наталья Сергеевна

Кейс-технология – это метод активного проблемно-ситуативного анализа, основанный на подлинных или вымышленных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_keys-tehnologiya_v_rabote_logopeda.docx34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 12»

г. Сорочинска Оренбургской области

Мастер-класс для педагогов

«Кейс-технология в работе логопеда»

Подготовила и провела:

учитель-логопед

Елисеева Н. С.

2024 г.

Цель: актуализация знаний педагогов о применении кейс-технологии в учебно-воспитательном процессе.

Задачи
1. Расширить знания о кейс-технологии и её применении в воспитательно-образовательном процессе.

2. Формировать навыки практической работы над кейсом.

Участники: педагоги

Дидактический материал: карточки, презентация по теме.

План проведения:

1. Введение – 2 мин.

- вступительное слово.

 2. Основная часть – 5 мин.

- теоретические основы кейс - технологии;

- закрепление материала с помощью презентации.

3. Практическая часть - 6 мин.

- работа с кейсом;

- Закрепление.

4. Подведение итогов работы – 2 мин.


Ход мастер-класса:

I этап. Приветствие. Вводное слово.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Работая с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР, я заинтересовалась таким методом, как кейс-технология, решила более досконально изучить его и применить в своей работе.

II этап. Обоснование основных идей кейс-технологии, актуальных при использовании его в работе с детьми.

В рамках мастер-класса я хотела бы поделиться своим опытом использования кейс-технологии и научить вас работать с кейсом. А сначала давайте разберемся, что представляет собой кейс - технология в образовании.

Кейс-технология зародилась в Гарвардской школе бизнеса (США) в начале XХ века.

В России кейс-технологии называют методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами.

Кейс-технология – это метод активного проблемно-ситуативного анализа, основанный на подлинных или вымышленных ситуациях.

Суть кейс-технологии - стимулировать познавательную активность детей через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации. При этом любая ситуация должна иметь несколько вариантов решений и должна быть максимально приближена к личному опыту детей. Кейс-технология позволяет активизировать мыслительную деятельность детей и способствует их речевой активности.

Ценность такой технологии заключается в том, что ребенок учится:

Отстаивать свое мнение с помощью речевых логических высказываний;

Развивать умение высказывать свое мнение аргументировано;

Развивать способность вести конструктивный диалог;

Развивать умение анализировать, видеть ситуацию с разных сторон.

Использование данного метода помогает достичь таких коррекционных целей как:

Развитие словесно-логического мышления;

Развитие связной речи;

Более глубокое усвоение материала лексико-грамматических тем и введение их в активный словарь;

Развитие умения вести диалог на основе партнерских отношений.

В структуру кейс технологии входит:

  • ситуация-случай, проблема, история из реальной жизни;
  • контекст ситуации – хронологический, контекст места, особенности действия или участников ситуации;
  • комментарий ситуации, представленный автором;
  • вопросы или задания для работы с кейсом.
  • приложение – наглядный материал

Ознакомьтесь с требованиями, которым должен удовлетворять хороший кейс:

  • соответствовать четко поставленной цели создания;
  • иллюстрировать типичные ситуации реальной жизни;
  • быть актуальным;
  • развивать аналитическое мышление;
  • иметь соответствующий уровень трудности;
  • провоцировать дискуссию;
  • иметь несколько решений.

Существует три основных больших вида кейсов:

Печатный (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).

Мультимедиа (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения ДОУ).

Видео (может содержать фильм, аудио и видео материалы).

Наиболее используемые кейсы в дошкольном образовании: 

- Кейс – иллюстрации;

- Фото – кейс;

- Анализ конкретных ситуаций.

Кейс можно применять как для групповой, так и для индивидуальной работы.

На слайде вы видите этапы решения ситуаций.

  • Первый этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями;
  • Второй этап – выделение основной проблемы (основных проблем);
  • Третий этап – предположение проблемы (Почему? Из-за чего? Какие могут быть последствия?);
  • Четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного решения;
  • Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий).

Особенности применения кейс-технологии в работе с детьми с ТНР:

  • Ограничение количества объектов, предъявляемых одновременно на экране, иллюстрационный материал (картинки) яркие, понятные, контрастные.
  • Увеличение времени для восприятия наглядного материала.
  • Упрощение инструкций при выполнении заданий   (односоставные инструкции)
  • Обсуждение вариантов решения проблемы на третьем этапе под руководством или с помощью взрослого.

Разберем коротко теперь каждый вид кейс - технологии:

Рассмотрим пример кейс – иллюстрации:

Кейс-иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Кейс знакомит детей с реальной проблемой и сейчас мы с Вами попробуем найти из неё выход. Вы будете в роли детей, а я воспитателя.
Переходим к решению ситуации по этапам:

  • Первый этап – перед вами иллюстрация, рассмотрите её.
  • Второй этап – сформулируйте проблему исходя из данной иллюстрации. Ребенок нарушает правила дорожного движения, переходит дорогу в неположенном месте.
  • Третий этап – Каковы могут быть последствия данного поступка? (что его может сбить машина, и он может лишиться жизни).
  • Четвертый этап – Какой выход можно найти из сложившейся проблемной ситуации? Предположите свои варианты решения исходя из данной ситуации.
  • Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий):

Один из вариантов решения проблемы - переходить дорогу только в предназначенном для этого месте по пешеходному переходу и только на зеленый свет светофора.

Другой из вариантов решения проблемы: переходить дорогу только с родителями, крепко держась за руку, и только по пешеходному переходу.

Ну, а если рядом не оказалось родителей, попроси помощи у инспектора ДПС.

- Итак, ребята, какой же можно сделать вывод из данной ситуации? (дорогу нужно переходить в предназначенном для этого месте по пешеходному переходу и на зеленый сигнал светофора, и, чтобы не оказываться в таких опасных ситуациях нужно соблюдать ПДД).

Кейс однозначных ответов не имеет, он имеет многозначность. Необходимо просто найти оптимальные выходы из сложившийся ситуации и выбрать для себя самый оптимальный.  Иными словами, решение кейсов каждый выбирает для себя индивидуально.

Рассмотрим пример кейс – фото 

Кейс- иллюстрация очень схожа с фото – кейс. Кейс – иллюстрация – это картинки, которые вы сможете скачать с интернета, а фото- кейс – это фото из реальной жизни.

Вот такая ситуация произошла в нашем детском саду. Давайте разберем теперь с вами. Погружаемся опять в мир детства.

Решение ситуации по этапам:

  • Первый этап – перед вами фотография, рассмотрите её. Послушайте ситуацию.

Текст: В детском саду наступило время полдника. Повара постарались и приготовили вкусную и полезную творожную запеканку. Аппетитный запах разносился по всему саду. Дети сели за стол и стали кушать. И только Ярослав сидел над тарелкой.

  • Второй этап – сформулируйте проблему исходя из данной фотографии. Мальчик не ест суп.
  • Третий этап – Почему не ест? Из-за чего? Каковы могут быть последствия данного поступка? (хочет спать, не в настроении, болит что- то и т.д.)
  • Четвертый этап – Какой выход можно найти из сложившейся проблемной ситуации? Предположите свои варианты решения исходя из данной ситуации. (обратить его внимание на всех детей которые обедают, предложить съесть не все, а часть, чтобы не болел живот, сказать, что может заболеть живот, будет плохо спать во время тихого часа)
  • Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий).

- Итак, ребята, какой же можно сделать вывод из данной ситуации? (кушать человеку необходимо для того, чтобы быть сильным, здоровым, даже если кушать не хочется, не обязательно съедать все, а часть, для того, чтобы не болел живот, и чтобы хорошо спалось во время тихого часа).

Кейс – Анализ конкретных ситуаций (кейс-studi)

Конкретные ситуации – это ситуация, которая произошла конкретно на месте, в которой подробно все разбирают, анализируют и приходят к решению. Например: (случай мальчик строил дом – другой подошел и сломал).

В Кейс – конкретных ситуаций входят педагогические ситуации.

«Разговор по телефону»

Аня звонит Маше по телефону.

— Маш, привет.

— Это не Маша. Это ее мама.

— А мне Маша нужна.

— Сейчас я ее позову.

— Маш, это ты? Привет! Слушай, принеси мне завтра книгу со стихами.

— Хорошо.

— Ну ладно, пока!

Вопросы и задание:

Можно ли назвать Аню воспитанной девочкой? Почему?

Умеет ли Аня разговаривать по телефону?

О каких правилах речевого этикета забыла Аня? Какие ошибки допустила?

Кейс-технология может быть применена в знакомой всем игре «4-й лишний», если подобрать картинки с неоднозначным выбором лишней. Пример: лягушка, кукушка, кошка, слон. В данном случае возникает несколько вариантов «лишней картинки». Ребёнок учится выделять самый главный признак предмета и рассуждать по поводу выбора. «Слон лишний, потому что он самый большой и в его слове есть звук (с), а в других слова его нет. Лягушка лишняя, потому что живет и в воде, и на земле. Кукушка лишняя, потому что летает. Кошка лишняя, потому что домашнее животное.» Таким образом ребёнок учится рассуждать и выделять главный признак предмета, автоматизируется звук (ш) в речи, отвечать полным предложением на вопрос. Расширяется кругозор, пополняется словарный запас. Дети сами удивляются многообразию признаков и возможным вариантов ответом, радуются своим открытиям.

Где брать идеи для кейса

-Реальные жизненные ситуации

-Вопросы, поступки, игры детей

-Рассказы коллег

-Произведения художественной литературы, мультфильмы с проблемным содержанием

Таким образом, кейс-технология в образовательном процессе помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Главное предназначение кейс-технологии — развивать способность, исследовать различные проблемы и находить их решение.

Если кого заинтересовала эта технология, то вы сможете сами самостоятельно более подробно изучить данную технологию и применять её в своей работе.

Желаю Вам успехов в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Роль интерактивных технологий Mimio в работе учителя-логопеда"

Современное образование невозможно без использования интнрактивных технологий. В своей работе учителя-логопеды также успешно применяют интерактивные технологии Mimio в тои числе и для повышения мотива...

Мастер класс "Использование современных интерактивных игр в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО»

Мастер класс предназначен для логопедов ДОО. Приведены примеры использования интерактивных игр портала "Мерсибо" в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения....

Мастер - класс для педагогов "Игровые технологии в работе логопеда"

В мастер - классе рассмотрены два вида игровой деятельности - игры с песком и ниткография....

Мастер-класс для педагогов «Игровые технологии в работе логопеда»

Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она использ...

Мастер-класс «Использование каштанов и желудей в работе логопеда для дифференциации звуков [Ш], [Ж] в слогах» с детьми с ОВЗ с ТНР.

Осень - это прекрасное время года, щедрое своими дарами, например желудями и каштанами, которые очень нравятся детям и которые можно интересно использовать в работе логопеда для дифференциации звуков ...

Мастер-класс "Использование палочек для суши в работе логопеда «Автоматизация поставленных звуков в слогах"

Для развития мелкой моторики, межполушарных связей и для автоматизации поставленных звуков в слогах предлагаем вашему вниманию игры с палочками для суши,  в которые будут с удовольствием играть д...