Мастер-класс «Использование каштанов и желудей в работе логопеда для дифференциации звуков [Ш], [Ж] в слогах» с детьми с ОВЗ с ТНР.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Фомина Вера Викторовна

Осень - это прекрасное время года, щедрое своими дарами, например желудями и каштанами, которые очень нравятся детям и которые можно интересно использовать в работе логопеда для дифференциации звуков Ш и Ж в слогах. Предложенные игры можно использовать на индивидуальных занятиях, а так же рекомендовать родителям детей с ТНР, так этот осенний материал можно без труда найти в парке, в городе, возле дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Использование каштанов и желудей в работе логопеда для дифференциации звуков [Ш], [Ж] в слогах»https://mlife.by/upload/iblock/5ac/5acabe802990768a028f419dbda350f8.jpg

Автор: учитель-логопед МАДОУ д/с №113 Фомина Вера Викторовна

г. Калининград

В прекрасную осеннюю пору очень много полезных природных материалов, с которыми очень любят играть дети дошкольного возраста. И поэтому в своей работе для автоматизации и дифференциации звуков очень активно используем шишки и желуди.

Материал: мешочки или коробки (не прозрачные) с каштанами и желудями,

можно сделать заранее схемы, чтобы ребенок мог сам их выложить.

Сначала нужно с ребенком провести предварительную работу, а именно беседу, например:

- Отгадай загадку: Висят на ветках,

                                   В колючих жилетках,

                                   Осень пришла,

                                   Кожуру сняла. (автор В.А. Леонов)

Ответ: каштан.

Логопед из мешочка достает каштаны. Ребенок трогает их, гладит, сжимает, нюхает, рассматривает.

- Какой на ощупь каштан? (твердый, гладкий)

- Какой он по форме? (шар, овоид)

- Какой он по цвету? (коричневый)

- Чем пахнет? (землей, деревом, улицей,…)

- Найди самый большой каштан. Какой это каштан? (большшшой кашштан) А теперь самый маленький каштанчик. Какой это каштанчик? (маленький кашшштанчик)

Отгадай загадку: На дубовых ветках

                                Качаются детки,

                                Маленькие, озорные,

                                На них шапочки резные.

                                                        Ответ: желуди.

Логопед открывает коробку с желудями, ребенок их трогает, рассматривает, сравнивает.

- Какой на ощупь желудь? (твердый, гладкий)

- Какой он по форме? (овоид)

- Какой он по цвету (светло-коричневый, зеленый)

- Чем пахнет? (деревом, …)

Игры на развитие фонематического слуха:

- Какой ты слышишь звук в слове кашштан, Ш или Ж? (Ш). А в слове жжжелудь? (Ж). Тогда кашшшшшштан будет Обозначать звук Ш, а жжжжелудь – звук Ж.

Перед ребенком раскладываются в ряд по 2 предмета:

 желуди и каштаны (см. образец фото).

«Давай поиграем в игру «Повтори за мной»

ЖА-ЖА   ША-ША ША-ЖА   ЖА-ША

 ЖО-ЖО   ШО-ШО   ШО-ЖО ЖО-ШО  

ЖУ-ЖУ   ШУ-ШУ   ШУ-ЖУ   ЖУ-ШУ  

ЖЭ-ЖЭ   ШЭ-ШЭ    ШЭ-ЖЭ   ЖЭ-ШЭ  

ЖИ-ЖИ    ШИ-ШИ   ШИ-ЖИ     ЖИ-ЖИ

Аналогично играем с желудями и каштанами, разложенными в ряды по  3 предмета

ША-ЖА-ЖА  

 

ЖА-ША-ША

ША-ЖА-ША

ЖА- ША-ЖА

(аналогично с гласными: О, У, И, Э)

Игры на развитие фонематического слуха на основе ритмических рядов

Игра «Повтори за мной»

Перед ребенком выкладывается ритмический ряд из желудей и каштанов. При этом как и в предыдущих играх каштан обозначает звук Ш, а желудь – звук Ж. Дается образец и ребенок повторяет за взрослым слоги по образцу. Например:

ША ША  ЖА  ЖА  ША  ША (также с гласными: О, У, И Э)

C:\Users\Фомины\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20231010_140740.jpg

ША ЖА ША ЖА ША ЖА (также с гласными: О, У, И Э)

Далее ритмические ряды могут усложнятся или может выкладывать ребенок самостоятельно.

Игра «Повтори за мной» (с усложнением)

Игра проводится так же, только и произнесении слога со звуком Ш ребенок хлопает в ладоши, а при произнесении слога со звуков Ж, стучит кулачками об стол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мастер – класс» интегрированной НОД по дифференциации звуков [с], [ш] в слогах, словах, во фразовой речи с использованием ИКТ. На тему: «В гости к Смешарикам»

В ходе проведения НОД созданы все необходимые условия для формирования и развития:- фонематического восприятия и представлений;- закрепление навыка правильного звукопроизношения;- навыков различения з...

Презентация «Новогодний шар. Мастер-класс по использованию техники «папье-маше» в работе по художественному творчеству с детьми старшего возраста.»

Презентация "Новогодний шар. Мастер-класс по использованию техники "папье-маше" в работе с детьми старшего возраста."...

Презентация. «Декоративная рамка. Мастер-класс по использованию техники «папье-маше» в работе по художественному творчеству с детьми подготовительной группы.»

Презентация. "Декоративная рамка. Мастер-класс по использованию техники "папье-маше" в работе по художественному творчеству с детьми подготовительной грууппы."...

Мастер-класс. Презентация "Использование приемов самомассажа в логопедической работе"

Данная презентация может предназначена для проведения мастер-класса по использованию приемов самомассажа. Применима в работе логопеда, дефектолога, а также воспитателя....

Разработка проведения мастер - класса по использованию нетрадиционного материала (песка) в работе логопеда

В данном материале представлен образец проведения мастер - класса для логопедов....

Конспект мастер-класс с использованием нетрадиционных методов работы. "Автоматизация и дифференциация звуков "с" и "ш""

Предложенный конспект мастер-класс с использованием нетрадиционных методов работы преднозначин для работы с детьми с нарушениями речи в подготовительной группе. Целью логопедического занятия являетсяд...

Мастер-класс "Использование палочек для суши в работе логопеда «Автоматизация поставленных звуков в слогах"

Для развития мелкой моторики, межполушарных связей и для автоматизации поставленных звуков в слогах предлагаем вашему вниманию игры с палочками для суши,  в которые будут с удовольствием играть д...