Мастер-класс «Использование каштанов и желудей в работе логопеда для дифференциации звуков [Ш], [Ж] в слогах» с детьми с ОВЗ с ТНР.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Осень - это прекрасное время года, щедрое своими дарами, например желудями и каштанами, которые очень нравятся детям и которые можно интересно использовать в работе логопеда для дифференциации звуков Ш и Ж в слогах. Предложенные игры можно использовать на индивидуальных занятиях, а так же рекомендовать родителям детей с ТНР, так этот осенний материал можно без труда найти в парке, в городе, возле дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 83.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Использование каштанов и желудей в работе логопеда для дифференциации звуков [Ш], [Ж] в слогах»
Автор: учитель-логопед МАДОУ д/с №113 Фомина Вера Викторовна
г. Калининград
В прекрасную осеннюю пору очень много полезных природных материалов, с которыми очень любят играть дети дошкольного возраста. И поэтому в своей работе для автоматизации и дифференциации звуков очень активно используем шишки и желуди.
Материал: мешочки или коробки (не прозрачные) с каштанами и желудями,
можно сделать заранее схемы, чтобы ребенок мог сам их выложить.
Сначала нужно с ребенком провести предварительную работу, а именно беседу, например:
- Отгадай загадку: Висят на ветках,
В колючих жилетках,
Осень пришла,
Кожуру сняла. (автор В.А. Леонов)
Ответ: каштан.
Логопед из мешочка достает каштаны. Ребенок трогает их, гладит, сжимает, нюхает, рассматривает.
- Какой на ощупь каштан? (твердый, гладкий)
- Какой он по форме? (шар, овоид)
- Какой он по цвету? (коричневый)
- Чем пахнет? (землей, деревом, улицей,…)
- Найди самый большой каштан. Какой это каштан? (большшшой кашштан) А теперь самый маленький каштанчик. Какой это каштанчик? (маленький кашшштанчик)
Отгадай загадку: На дубовых ветках
Качаются детки,
Маленькие, озорные,
На них шапочки резные.
Ответ: желуди.
Логопед открывает коробку с желудями, ребенок их трогает, рассматривает, сравнивает.
- Какой на ощупь желудь? (твердый, гладкий)
- Какой он по форме? (овоид)
- Какой он по цвету (светло-коричневый, зеленый)
- Чем пахнет? (деревом, …)
Игры на развитие фонематического слуха:
- Какой ты слышишь звук в слове кашштан, Ш или Ж? (Ш). А в слове жжжелудь? (Ж). Тогда кашшшшшштан будет Обозначать звук Ш, а жжжжелудь – звук Ж.
Перед ребенком раскладываются в ряд по 2 предмета:
желуди и каштаны (см. образец фото).
«Давай поиграем в игру «Повтори за мной»
ЖА-ЖА ША-ША ША-ЖА ЖА-ША
ЖО-ЖО ШО-ШО ШО-ЖО ЖО-ШО
ЖУ-ЖУ ШУ-ШУ ШУ-ЖУ ЖУ-ШУ
ЖЭ-ЖЭ ШЭ-ШЭ ШЭ-ЖЭ ЖЭ-ШЭ
ЖИ-ЖИ ШИ-ШИ ШИ-ЖИ ЖИ-ЖИ
Аналогично играем с желудями и каштанами, разложенными в ряды по 3 предмета
ША-ЖА-ЖА
ЖА-ША-ША
ША-ЖА-ША
ЖА- ША-ЖА
(аналогично с гласными: О, У, И, Э)
Игры на развитие фонематического слуха на основе ритмических рядов
Игра «Повтори за мной»
Перед ребенком выкладывается ритмический ряд из желудей и каштанов. При этом как и в предыдущих играх каштан обозначает звук Ш, а желудь – звук Ж. Дается образец и ребенок повторяет за взрослым слоги по образцу. Например:
ША ША ЖА ЖА ША ША (также с гласными: О, У, И Э)
ША ЖА ША ЖА ША ЖА (также с гласными: О, У, И Э)
Далее ритмические ряды могут усложнятся или может выкладывать ребенок самостоятельно.
Игра «Повтори за мной» (с усложнением)
Игра проводится так же, только и произнесении слога со звуком Ш ребенок хлопает в ладоши, а при произнесении слога со звуков Ж, стучит кулачками об стол.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/29/picture-276256-1377792068.jpg)
«Мастер – класс» интегрированной НОД по дифференциации звуков [с], [ш] в слогах, словах, во фразовой речи с использованием ИКТ. На тему: «В гости к Смешарикам»
В ходе проведения НОД созданы все необходимые условия для формирования и развития:- фонематического восприятия и представлений;- закрепление навыка правильного звукопроизношения;- навыков различения з...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/22/picture-370444-1387692934.jpg)
Презентация«Новогодний шар. Мастер-класс по использованию техники «папье-маше» в работе по художественному творчеству с детьми старшего возраста.»
Презентация "Новогодний шар. Мастер-класс по использованию техники "папье-маше" в работе с детьми старшего возраста."...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/22/picture-370444-1387692934.jpg)
Презентация. «Декоративная рамка. Мастер-класс по использованию техники «папье-маше» в работе по художественному творчеству с детьми подготовительной группы.»
Презентация. "Декоративная рамка. Мастер-класс по использованию техники "папье-маше" в работе по художественному творчеству с детьми подготовительной грууппы."...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/09/picture-409765-1483964188.jpg)
Мастер-класс. Презентация "Использование приемов самомассажа в логопедической работе"
Данная презентация может предназначена для проведения мастер-класса по использованию приемов самомассажа. Применима в работе логопеда, дефектолога, а также воспитателя....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/23/picture-57376-1511409782.jpg)
Разработка проведения мастер - класса по использованию нетрадиционного материала (песка) в работе логопеда
В данном материале представлен образец проведения мастер - класса для логопедов....
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/09/picture-1152329-1562692377.jpg)
Конспект мастер-класс с использованием нетрадиционных методов работы. "Автоматизация и дифференциация звуков "с" и "ш""
Предложенный конспект мастер-класс с использованием нетрадиционных методов работы преднозначин для работы с детьми с нарушениями речи в подготовительной группе. Целью логопедического занятия являетсяд...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/01/picture-1111072-1549054072.jpg)
Мастер-класс "Использование палочек для суши в работе логопеда «Автоматизация поставленных звуков в слогах"
Для развития мелкой моторики, межполушарных связей и для автоматизации поставленных звуков в слогах предлагаем вашему вниманию игры с палочками для суши, в которые будут с удовольствием играть д...