Конспект мастер-класс с использованием нетрадиционных методов работы. "Автоматизация и дифференциация звуков "с" и "ш""
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Посохова Римма Владимировна

Предложенный конспект мастер-класс с использованием нетрадиционных методов работы преднозначин для работы с детьми с нарушениями речи в подготовительной группе. Целью логопедического занятия является

дифференциация и автоматизация звуков "с" и "ш" с применением нетрадиционных медодов и здоровьясбережения в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Тема: «Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация.»

Цель:

  • закреплять умение слышать и выделять звук [ш] в потоке других звуков;
  • закреплять умение произносить звуки [с] и [ш] изолированно: в слоге и слове;
  • закреплять умение дифференцировать в речи слова со звуками [с] и [ш];
  • развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
  • развивать пространственное воображение;
  • классифицировать предметы;
  • применение здоровьесбережения и нетрадиционных методик в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.
  • воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка.

Задачи:

  • развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение);
  • развитие творческого потенциала, раскрытие своих уникальных способностей,

формирование коммуникативных навыков;

  • тренировка мелкой моторики рук, координации движения, пластики,  которая стимулирует мыслительные процессы, улучшает память, развивает речь;
  •  равноценное развитие и работа левого (мышление, логика);
  • правого (творчество, интуиция) полушарий головного мозга - развить межполушарное взаимодействие;
  • гармонизация эмоционального состояния, умение расслабляться, получение ресурса (снятие эмоционального напряжения);
  •  обучить детей приёмам сохранения здоровья:
  • восстановления сил;
  • развития переключаемости;
  • снятия напряжения;
  • стимуляции работоспособности и мышления.

Оборудование:

  • голубое облако;
  • желтое солнышко;
  • в баночках крупы: рис, перловка, горох, пшено, гречка, макарошки;
  • объемные буквы "С", "Ш";
  • схематичные рисунки "Наше настроение";
  • схематичные рисунки "Основные губные позы";
  • картинки артикуляционной гимнастики: хоботок, лягушка, орешек, горка;
  • свеча ароматезированная.

Предварительная работа:

 

           Артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения. Подбор речевого материала, классификация предметов, знакомство со схемами, правила поведения.

Ход занятия.

 Организационный момент.

      Занятие проходит в логопедическом кабинете.

 Логопед объявляет детям, что на занятии они следят за правильным произношением звуков [с]  [ш].

- Дети Вы пришли на логопедическое занятие после занятия в группе и конечно устали.

Надо учиться расслабляться и быстро восстанавливать свою работоспособность.

Для этого мы вдохнем аромат нашего кабинета. (зажигает свечу "Лаванда")

1. Развитие речевого дыхания.

«Приятный запах»

Дети по очереди нюхают. На выдохе произносят с выражением удовольствия фразу: «Ах, какой приятный запах» и др. Первоначально детям предлагается предложение. В дальнейшем они в зависимости от речевых возможностей сами придумывают предложения.

- Дети Вы знаете, что дыхание может быть лечебным?

Сделаем упражнение

«Очищающее дыхание» –  давайте представим, что мы на полянке, где цветут прекрасные цветы – они снимает напряжение, тревогу и беспокойство, депрессивные состояния, повышает тонус, имеет противовоспалительный эффекты)

Дышится легко....ровно....глубоко...

2. «Путешествие по телу»

А теперь я вам буду рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему прикасаетесь - погладьте и помассируйте!

Есть на пальцах наших ногти, 
на руках – запястья, локти, 
Темя, шея, плечи, грудь 
И животик не забудь! 
Бёдра, пятки, двое стоп, 
Голень и голеностоп. 
Есть колени и спина, 
Но она всего одна! 
Есть у нас на голове 
уха два и мочки две. 
Брови, скулы и виски, 
И глаза, что так близки. 
Щёки, нос и две ноздри, 
Губы, зубы – посмотри! 
Подбородок под губой 
Вот что знаем мы с тобой!

             

         - Молодцы! Вы сами сейчас сделали себе небольшой само-массаж!

 

3. Упражнение "Вдох — пауза, выдох — пауза» «Сядьте, выпрямившись, на стул, спину держите прямо. Положите руки на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок. Теперь мысленным взором посмотрите в центp своей груди. Когда вы выдыхаете, представьте себе, что ваш выдох в виде легкой дымки, долетает до дверей комнаты, А когда вдыхаете, то представьте себе, что вдыхаете голубое небо (показываю голубое облако: цветотерапия - голубой цвет. Подумайте как можно назвать голубой цвет, какой он: Спокойный нежный, мягкий, чистый, прозрачный, ласковый, красивый, плавный... ).

Можно выдыхать свое беспокойство, недовольство, напряжение. А вдыхать спокойствие, уверенность, легкость. Вдох — пауза, выдох — пауза» (повторить 3-5 раз).

   

  Знайте девочки и мальчики:

Исчезает напряжение....

И становится понятно:

Расслабление - приятно!

4. А теперь смотрим на облако и делаем зрительную гимнастику (по кругу - 2-3 раза по часовой стрелке, 2-3 раза против часовой и воздушные восьмёрки – в разные стороны).

Реснички опускаются...

Глазки закрываются...

Мы спокойно отдыхаем...

Сном волшебным засыпаем....

Все чудесно расслабляется.

Дышится легко...ровно...глубоко....

Сделали зрительную гимнастику, сняли напряжение с глаз.

Теперь из-за облаков выглянуло солнышко (показываю: цветотерапия – желтый цвет. Подумайте как можно назвать желтый цвет, какой он: яркий, радостный, красивый, солнечный,теплый, светлый ,лучезарный, веселый, ласковый.... ) – мы встали, с удовольствием на него посмотрели и потянулись к нему руками… Отдохнули?

5. Физкультурная минутка. Игра на понимание пространственных наречий «Команды»

(Я буду отдавать команды, а вы их выполняете)

Все встаньте. Даша подними руки вверх. Лева отведи в стороны. Опусти вниз. Маша повернись вправо, Илюша влево, Леша кругом. Ульяна укажи на соседа слева. Ваня укажи на соседа справа. Поднимите руку, у кого нет соседа слева? Поднимите руку, у кого нет соседа справа? Сели.

6. Чтобы снять напряжение с шеи и мышц плечевого пояса  сделаем релаксирующее упражнение «Любопытная Варвара»

Цель: расслабление мышц шеи.

а) Логопед - «Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох — пауза, выдох — пауза.

Любопытная Варвара 
Смотрит влево … 
Смотрит вправо... 
А потом опять вперед — 
Тут немного отдохнет. 
Шея не напряжена, а рас-слаб-ле-на
».

Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.

б) Логопед: «Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямьтесь. Легко стало, свободно дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

А Варвара смотрит вверх! 
Выше всех, все дальше вверх! 
Возвращается обратно — 
Расслабление приятно! 
Шея не напряжена 
И рас-слаб-ле-на
».

в) Логопед: «Сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

           

            А теперь посмотрим вниз — 
Мышцы шеи напряглись! 
Возвращаемся обратно — 
Расслабление приятно! 
Шея не напряжена 
И рас-слаб-ле-на
».

Исчезает напряжение....

И становится понятно:

Расслабление - приятно!

7. А теперь приведем в порядок мышцы речевого аппарата, губ и челюсти.

                               Руки и ноги не напряжённые,

                               расслабленные. Руки на коленях.

Сделаем упражнение для губ «Хоботок» (использую картинку "Слон")

Подражаю я слону, губы хоботком тяну. 
А теперь их отпускаю, и на место возвращаю 
Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны
 
(губы напряглись, а теперь они стали мягкими, ненапряжёнными).

Следующее упражнение «Лягушки» (показ картинки "Лягушка"), когда его делаем – губы напрягаем и фиксируем, затем расслабляем.

Свои губы, прямо к ушкам, 
растяну я, как лягушка 
потяну – перестану, и нисколько не устану! 
Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны….

А теперь упражнение «Орешек»  Представьте, что вы разгрызаете твёрдый орех. Крепко сожмите зубы – вот так. Челюсти при этом напряглись, стали, как каменными (так мы порой делаем, когда злимся!) Это неприятно. Разожмите челюсти – легко стало?

Зубы крепче мы сожмём, а потом их разожмём. 
Губы чуть приоткрываются…. 
Всё чудесно рас-слаб-ля-ет-ся….

А теперь будем напрягать и расслаблять мышцы языка: упражнение «Сердитый язык»  - (кончик языка упирается в верхние зубы, будто хочет вытолкнуть их, напряжение неприятно. Слушайте и делайте, как я!

С языком случилось что-то: он толкает зубы! 
Будто хочет он за что-то вытолкнуть он зубы! 
Он на место возвращается 
И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!

Последнее упражнение: «Горка» – кончик языка за нижними зубами, спинка выгнута и напряжена – делаем несколько раз – язык напрягаем - расслабляем)

Спинка языка у нас станет горочкой сейчас! 
Я растаять ей велю – напряженье не люблю! 
Язык на место возвращается 
И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!

Артикуляционная гимнастика

Игра - упражнения для формирования движения губ

 Ребенок должен научиться правильно делать две основные губные позы:

1) широкую улыбку, которая необходима для произнесения звуков [ И ] , [ Э ] , [ С ] , [ С'] , [ З ] , [ З ] , [ Ц ]

2) трубочку — вытягивание губ вперед, необходимую для правильного артикулирования звуков  [ О ] , [ У ] , [ Ш ] , [ Ж ] , [ Ч ] , [ Щ ].


Упражнение “улыбка”: удерживаем губы в улыбке, зубы не показываем.

             Тянем губы прямо к ушкам!

  Потяну и перестану.

    И нисколько не устану!

Губы не напряжены

И рассл-а-бле-ны...

просыпаемся с утра,
улыбаемся всегда!

солнышко

губы и зубы

Упражнение “трубочка”: вытягиваем губы в трубочку

сделал трубочкой я губы
вытянул как у слона

лицо

 

Предлагаю тебе сделать гимнастику для губ, произнося пары звуков.

Очень внимательно слушай и выполняй:

Улыбнись и протяни звук и-и-и

рот

сделай губы трубочкой и потяни у-у-у

мордочка

 

А теперь чередуем звуки и-у, и-у, и-у:

мордочка

рот

мордочка

рот

мордочка

рот

и-у

и-у

и-у

8. А теперь поиграем в игру «Маски» (мимическая гимнастика – коммуникация, эмоциональное развитие).

Под музыку вы должны изобразить мимику с картинки. Показали свои маски и вновь стали самими собою. Менялось ли ваше настроение?

Мимическая гимнастика

 9. Игра на развитие сенсорных и кинестетических ощущений «Отыщи букву и определи крупу"

- в баночках разная крупа (горох, перловка, гречка, рис, пшено, макарошки) - там спрятаны буквы. Задание: на ощупь, с закрытыми (завязанными) глазами ищем пальцами букву в крупе и определяем, какая это крупа и если сможете узнать какая это буква (назвать чисто, правильно "С", "Ш"). Данный вид упражнений полезен для профилактики и коррекции дислексии и дисграфии.

 10. И последними мы сделаем с вами кинезиологические упражнения, иначе называемые «гимнастикой мозга», которые помогут вам стать внимательными, активными, снять напряжение , раздражение и улучшат ваши знания!

 

 11)  «Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.

Ладошки вверх, 
Ладошки вниз, 
А теперь их на бочок 
И зажали в кулачок.

  12) «Ухо – нос – хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».

 

 13) «Лягушки» - Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

Две весёлые лягушки 
Ни минутки не сидят 
Ловко прыгают подружки, 
Только брызги вверх летят.

  14) «Лезгинка» - левую руку в кулак, большой палец в сторону, кулак развёрнут пальцами к себе. Правой рукой обхватить большой палец (в кулак). После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добиваться высокой скорости смены положений.

Кисть мы в кулачок сжимаем, 
А другую разжимаем 
А потом их поменяем 
И лезгинку начинаем.)

  15) "Повторяй не зевай" Смотреть на пальцы логопеда и повторять за ней (положение пальцев)

    Знайте девочки и мальчики:

Исчезает напряжение....

И становится понятно:

Расслабление - приятно!

   16) «Колечки» - соединяем пальцы руки в кольцо с большим, начиная с указательного сначала одной рукой, затем другой, затем двумя одновременно.

Что бы четко говорить,

Надо с пальцами дружить

     

   17) Послушайте. что мы еще с вами выучим постепенно на наших занятиях. что бы было всем понятно. как мы с вами говорим:

Мы спокойны всегда!

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо!

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях!

Каждый день- всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Ясно, четко говорим,

 Потому что не спешим!

Паузы мы соблюдаем!

И звук ударный выделяем!

И легко нам говорить!

И не хочется спешить!

Так спокойно, так приятно

Говорим - и всем понятно!

Итог занятия. Вы прекрасно потрудились, отдохнули и восстановились. Если Ваши родители скажут, что они устали, то Вы теперь сможете помочь родителям расслабится и восстановить силы   

Как мы сейчас с Вами!!!!

Будьте всегда здоровы! Успехов Вам!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "НОД с использованием нетрадиционных методов рисования"

Конспект занятия с полным описанием и примером детских работ....

Мастер- класс для педагогов ДОУ "Нетрадиционные методы обучения детей рисованию в ДОУ"

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественн...

Мастер-класс для педагогов: «Использование игровых методов и приемов в элементарном музицировании дошкольников».

Ознакомление участников мастер-класса с применением системы элементарного музицирования по принципам Карла Орфа в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ....

Мастер – класс для педагогов « Использование нетрадиционных методов в изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Мастер – класс для педагогов« Использование нетрадиционных методов в изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста»...

Мастер-класс "Телесная перкуссия как нетрадиционный метод оздоровления"

Цель мастер-класса:  Познакомить педагогов с инновационной техникойздоровьесберегающих технологий у детей дошкольного возраста «body percussion»Задачи:Ознакомить с элементами тел...

Детский мастер-класс «Корзинка с колосками». Нетрадиционный метод рисования — отпечатки спичечным коробком.

Цель: Упражнять детей в рисовании корзинки нетрадиционным способом рисования – отпечатывания раскрашенной стороной спичечного коробка.Задачи. Совершенствовать навыки работы гуашевыми красками. З...