Мастер-класс для педагогов: «Использование игровых методов и приемов в элементарном музицировании дошкольников».
учебно-методический материал по теме

Хайретдинова Светлана Владимировна

Ознакомление участников мастер-класса с применением системы элементарного музицирования по принципам Карла Орфа в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов:

«Использование игровых методов и приемов в элементарном музицировании дошкольников»

«Музыка – это эмоциональное познание,

а не интеллектуальное.

Она интуитивна и бессловесна,

музыка чувствуется,

 а не понимается умом».

Т.Э. Тютюнникова.

Цель: Ознакомление участников мастер-класса с применением системы элементарного музицирования по принципам Карла Орфа в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

Задачи:

  • представить участникам мастер-класса методы и приёмы элементарного  музицирования;
  • повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике;
  • создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности.

Слайд №1.

Педагог-мастер:   Здравствуйте уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса«Использование игровых методов и приемов в элементарном музицировании дошкольников»

Слайд №2.

Цель: Ознакомление участников мастер-класса с применением системы элементарного музицирования по принципам Карла Орфа в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

Слайд №3.

Задачи:

  • представить участникам мастер-класса методы и приёмы элементарного  музицирования;
  • повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике;
  • создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности.

А сейчас я хочу предложить Вам окунуться в мир детства. Сыграть в оркестре   на музыкальных инструментах  русскую народную мелодию.

Педагоги играют  на музыкальных инструментах.

- Прошу Вас поделиться своими впечатлениями.

На своем примере вы убедились, какое это увлекательное занятие.

Думаю, я не открою большого секрета, что все дети с радостью и желанием любят играть в оркестре. Инструменты могут быть разнообразны, при отсутствии фабричных не плохую службу могут сослужить самодельные. В наше детском саду в каждой группе, конечно же, есть такие самодельные инструменты, которые можно использовать в элементарном музицировании. Хочу представить вашему вниманию несколько видов шумовых самодельных инструментов.В интернете их большое  разнообразие, где  можно подобрать по возрастным категориям детей и  дополнить свои музыкальные уголки.

Слайд №4. Пример инструментов - самоделок.

Слайд № 5. К. Орф

Идея создания самодельных музыкальных инструментов и методики работы с ними, принадлежит немецкому музыканту и педагогу К. Орфу, заключающийся в синтезе музыки, движении и слова.

В дошкольной педагогике накоплен немалый положительный опыт использования  музыкальных  инструментов  в работе с  детьми,  с целью активизации  музыкального  развития  и творчества  детей. В наше время  методика К. Орфа  имеет своихпоследователей и единомышленников. Одной из лучших программ по элементарному музицированию, является методика Т.Э. Тютюнниковой.  Программа эта создана по системе Карла Орфа, который в свою очередь, обучая детей навыкам коллективного музицирования, развивал не только технику игры на инструментах, но и делал упор на развитие творческого начала.Основой методики Т.Э Тютюнниковой являются: различные жанры русского народного детского фольклора, детский фольклор народов мира, авторская музыка разных эпох и стилей, современная танцевальная музыка.

Известно, что максимальное проявление индивидуальности происходит в процессе развития особого вида деятельности – творчества. В настоящее время девизом педагогической деятельности становится: «Меньше обучать – больше взаимодействовать». Дошкольное детство – пора наиболее  оптимального  приобщения ребенка  к  миру  прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности.

Что же такое элементарное музицирование?

Элементарное музицирование  – это практическая деятельность, а не абстрактно-интеллектуальная или «созерцательная». Детям необходимо творить  и переживать, чтобы понимать. Элементарное музицирование предполагает комплексный, интегративный подход к построению различных занятий с детьми, и оно дает педагогам возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребенком, создавая условия для развития творческих способностей.

Основными видами деятельности творческогомузицирования являются: пение, речевое музицирование, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизированная театрализация.

На некоторых видах деятельности и методических приемах мы остановимся более подробно и попытаемся рассмотреть их изнутри через практический подход.

Итак, в каких творческих заданиях можно использовать элементарное музицирование?

Рассмотрим  несколько примеров:

  1. Пример: Музыкальные зарисовки (Звучащие жесты).

Активизируя творческую активность детей, можно использовать прием создания музыкальных зарисовок. Из различных упражнений и песенок создается картинка того или иного явления из окружающей жизни.

 «Первым инструментом» человека было, как известно его собственное тело.

Звучащие жесты – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов.

Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки..и т.д.

Слайд № 6.

     Прежде чем озвучивать текст, ребятам нужно сказать, что в этой веселой игре они сами будут придумывать и изображать разные звуки, которые можно услышать весной. Конечно необходимо познакомить детей с игрой, можно даже привести примеры озвучивания текста. Только когда дети уяснят что нужно делать, педагог говорит текст, а дети его озвучивают.

«Весенние голоса»

Пригрело весеннее солнышко(поднять  руки вверх)

Зазвинела капель   («Кап! Кап!»- произносить высоко, стучать  пальчиком по ладошке)
С пригорка побежал веселый ручеек («бл-л-л» на одном дыхании пропевать сверху вниз и обратно)
Выбрались из-под коры жучки(ж-ж-ж – низким голосом),                                               Букашки(з-з-з – высоким голосом),                                                                              
Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало(шур-шур-шур – трут ладошками)                                                                            

Вылез ежик(сопеть носиком).
Лес наполнился птичьими голосами:

Большие птички-воробушки запели громко - «Чик-чирик! Чик-чирик!» (низким голосом).

Маленькие птенчики им повторяли – «Чик-чирик! Чик-чирик!» (высоким голосом)

Вот и пришла весна(каждый изображает свой «весенний звук» –выбирают звук сами).

Слайд №7.

2. Пример: Озвучивание стихотворений или сказок.

Участникам мастер-класса предлагается стихотворение С. Маршака «Апрель», онопрочитывается, подбираются подходящие по тембру ДМИ и озвучивается стихотворение.

Апрель! Апрель!

На дворе звенит капель. –треугольник

По полям бегут ручьи, - глиссандо по металлофонам

На дорогах лужи металлофон

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи. тихое шуршание любым предметом

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник. трещотки, маракасы

Стали птицы песни петь свистулька, дудочка

И расцвел подснежник. - колокольчик

Варианты озвучивания могут быть разными. Темп чтения стихотворения с сопровождением замедляется.

Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя.

Слайд №8. (картина)

Предлагаю вашему вниманию более сложный вариант –

3. Пример: Озвучивание рассказа по репродукциям картин.

Перед вами картина В. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

Слайд №9.

Однажды Машенька взяла своего братика Ванечку погулять.                

 Пошли они через поле в лесок.

деревянные ложки

Стали собирать ягоды, грибы, аукаться,

дудочки

Птичек слушать,

свистульки

Не заметила Машенька, как набежали тучи,

погремушки

Потемнело кругом, загремел гром,

барабан

Тут посмотрела девочка на небо  и ахнула,

барабан

Взяла Ванечку за ручку и побежала.

деревянные ложки

Маленький Ванечка скоро устал, заплакал                                

румба

А тучи все темнее, гром все громче

усиление звучания барабана

Тогда схватила сестренка братика, Посадила себе за плечи

деревянные ложки

И припустилась со всех ног по полю

ускорение темпа

Сверкали молнии, шумел ветер, гремел гром

маракас, барабан

Упали первые капли дождя, было страшно

румба

Но Машенька не бросила малыша,

Добежала до деревни,

И когда начался ливень

тремоло на треугольнике

Брат и сестричка были уже дома

глиссандо на металлофоне

4.Пример: Играть в оркестре всегда интересно и весело, не требует специальной подготовки. Сейчас существует большое разнообразие музыкальных видео игр. И я хочу вас познакомить с одной из таких музыкальных игр, которые вы можете использовать в развлечениях с детьми. Возьмите необходимые инструменты и играем только на тех инструментах, которые вы увидите на экране.

Видео «Веселая полечка»

5. Пример: И ещё одно оригинальное творческое задание - вашему вниманию.

Каждый ребенок загадывает свой образ: капель, часы, гром, самолет, машина, поезд и т.д. и передает его звучание в определённом ритме на выбранном им самим инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку, выигрывает тот, чьи загадки будут разгаданы.

6. Пример: В завершении я предлагаю поиграть в «Бумажном оркестре». Это не требует большой подготовки, необходимо только небольшие листы бумаги и, конечно фонограмма музыкального материала. Дети должны предварительно познакомиться с произведением, прослушать его и отметить строение произведения (характер музыки, сколько частей?) Можно показать несколько способов игры на бумаге.

Фонограмма:

На этой веселой ноте мы заканчиваем свое практическое занятие.

Конечно, говорить о внедрении системы обучения К. Орфа в полном объеме в условиях дошкольного образовательного учреждения нецелесообразно, но элементы системы Карла Орфа очень органично вписываются в задачи современного дошкольного образования.

И подытожить вышесказанное хочется словами Карла Орфа:

«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление… Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка».

Рефлексия. Предлагаю педагогам оценить результат мастер – класса.

Цель – обсуждение результатов совместной работы, а также увиденного и услышанного на мастер-классе.

На столе имеются фломастеры и безликие маски. Педагогам предлагается дорисовать маски так, чтобы она отражала их впечатление от того, что они узнали на мастер-классе. На обратной стороне маски педагоги выражают свои впечатления от увиденного и услышанного на мастер-классе с помощью рисунка или текста.

Мне было приятно с вами работать! Спасибо!

Используемая литература:

  1. «Бим!Бам!Бом! Сто секретов музыки для детей» Игры звуками. – СПБ.: Музыкальная палитра, 2003.
  2. «Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. Монография.» – М.: УРСС, 2003.
  3. «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» - Материалы семинара №1 – Москва 2009.
  4.  С.В. Конкевич «Элементарное музицирование как средство творческого развития ребенка» - СПБ.: Музыкальная палитра, 2004.
  5. Internet ресурс: www.orff.ru
  6. Internet ресурс: http://topreferat.znate.ru/docs/index-39174.htm. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер – класс для педагогов « Использование игровых методов и приемов в элементарном музицировании дошкольников»

Слайд 2

Цель : о знакомление участников мастер-класса с применением системы элементарного музицирования по принципам Карла Орфа в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

Слайд 3

Задачи: представить участникам мастер-класса методы и приёмы элементарного музицирования ; повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике; создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности.

Слайд 4

Самодельные шумовые инструменты

Слайд 5

Карл Орф День рождения: 10.07 . 1895 года Возраст: 86 лет Место рождения: Мюнхен , Германия Дата смерти: 29.03 . 1982 года Место смерти: Мюнхен , Германия

Слайд 6

«Весенние голоса» Пригрело весеннее солнышко (дети поднимают руки вверх) Зазвинела капель ( «Кап! Кап!»- произносить высоко, стучат пальчиком по ладошке) С пригорка побежал веселый ручеек (« бл -л-л» на одном дыхании пропевать сверху вниз и обратно) Выбрались из-под коры жучки (ж-ж-ж – низким голосом) , Букашки (з-з-з – высоким голосом) , Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало ( шур-шур – трут ладошками) Вылез ежик ( сопят носиком энергично втягивая и выпуская воздух ) Лес наполнился птичьими голосами: Большие птички-воробушки запели громко - «Чик-чирик! Чик-чирик!» (низким голосом) . Маленькие птенчики им повторяли – «Чик-чирик! Чик-чирик!» (высоким голосом) Вот и пришла весна! (каждый изображает свой «весенний звук» –выбирают звук сами)

Слайд 7

С.Я. Маршак «Апрель» Апрель! Апрель! На дворе звенит капель. – треугольник По полям бегут ручьи, - глиссандо по металлофонам На дорогах лужи – металлофон Скоро выйдут муравьи После зимней стужи. – тихое шуршание любым предметом Пробирается медведь Сквозь лесной валежник. – трещотки, маракасы Стали птицы песни петь – свистулька, дудочка И расцвел подснежник. - колокольчик

Слайд 8

В . Е. Маковский «Дети, бегущие от грозы »

Слайд 9

Однажды Машенька взяла своего братика Ванечку погулять. Пошли они через поле в лесок. деревянные ложки. Стали собирать ягоды, грибы, аукаться, дудочки Птичек слушать, свистульки Не заметила Машенька, как набежали тучи, погремушки Потемнело кругом, загремел гром, барабан Тут посмотрела девочка на небо и ахнула, барабан Взяла Ванечку за ручку и побежала. деревянные ложки. Маленький Ванечка скоро устал, заплакал румба А тучи все темнее, гром все громче усиление звучания барабана Тогда схватила сестренка братика, Посадила себе за плечи деревянные ложки. И припустилась со всех ног по полю ускорение темпа Сверкали молнии, шумел ветер, гремел гром маракас, барабан Упали первые капли дождя, было страшно румба Но Машенька не бросила малыша, Добежала до деревни, И когда начался ливень тремоло на треугольнике Брат и сестричка были уже дома глиссандо на металлофоне


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование игровых методов и приемов при обучении детей дошкольного возраста»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование игровых методов и приемов при обучении детей дошкольного возраста»...

Мастер – класс для родителей средней группы Тема: «Использование игровых методов и приемов при проведении функциональной гимнастики, направленной на профилактику нарушения осанки»

Конспект мастер-класса для родителей средней группы Тема: «Использование игровых методов и приемов при проведении функциональной гимнастики,  направленной на профилактику нарушения осанки&r...

Мастер – класс для родителей 2ой младшей группы Тема: «Использование игровых методов и приемов при проведении функциональной гимнастики, направленной на профилактику нарушения осанки»

Мастер – класс для родителей 2ой младшей группыТема: «Использование игровых методов и приемов при проведении функциональной гимнастики,направленной на профилактику нарушения осанки»...

Мастер – класс для родителей 2ой младшей группы Тема: «Использование игровых методов и приемов при проведении функциональной гимнастики, направленной на профилактику нарушения осанки

Мастер – класс для родителей 2ой младшей группыТема: «Использование игровых методов и приемов при проведении функциональной гимнастики,направленной на профилактику нарушения осанки...

Мастер-класс на тему: «Практическое использование исследовательских методов обучения для развития творческого мышления дошкольников»

 Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. Они могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлени...

Мастер-класс для педагогов: «Использование игровых методов и приемов в элементарном музицировании дошкольников»

Ознакомление участников мастер-класса с применением системы элементарного музицирования по принципам Карла Орфа в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ....

Мастер-класс "Развитие речевой активности детей раннего и младшего возраста с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ"

Мастер-класс«Развитие речевой активности детей раннего и младшего возраста с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ»Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия фо...