Мастер-класс для педагогов: «Фольклорные игры в работе логопеда»
консультация (старшая группа)

Кочеткова Кристина Тамирлановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx39.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №33»

Мастер-класс для педагогов:

«Фольклорные игры в работе логопеда»

учитель-логопед: Кочеткова К.Т.

Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Сухомлинский В.А.

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. 

Использование  устного народного творчества в общении с детьми создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Устное народное творчество нужно нам для развития просодической стороны речи. Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, нормальный темп, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонации. Народное творчество необходимо для автоматизации звуков речи. Дети должны овладеть всеми звуками речи, замечать неправильное произношение, исправлять его в шутке, игре. Это незаменимый помощник в развитии связной речи. Где, как не в сказках, мы можем развивать монологическую и диалогическую речь? Важно, чтобы ребёнок различал, анализировал и дифференцировал на слух фонемы. А фольклор поможет развить фонематический слух.

Мастер-класс.

- Уважаемые педагоги, я предлагаю вам ненадолго окунуться в мир детства и немного поиграть. Вашему вниманию предоставляю модель, с помощью которой я развиваю и корректирую речь детей средствами фольклора. Сюда входят такие направления:

1. Пальчиковые игры.

2. Артикуляционная гимнастика и автоматизация поставленных звуков на фольклорном материале.

3. Пословицы, поговорки.

4. Скороговорки.

4. Загадки.

5. Русские народные сказки

6. Небылицы

7. Народные подвижные игры.

-Давайте рассмотрим их подробнее.

1. Пальчиковые игры. 

Такие игры способствуют:

  • овладению навыками мелкой моторики;
  • помогают развивать речь ребенка;
  • повышают работоспособность коры головного мозга;
  • развивают у ребенка психические процессы (внимание, память, воображение);
  • снимают тревожность.

Идут четыре брата. (Показать четыре пальца, большой прижат к ладони).

Навстречу им старшой. 
(Показать большой палец) .

-Здорово, большак!

-Здорово, Васька-указка, (
Большой палец соединяется с указательным в колечко).

Миша-серёдка, (
Большой палец соединяется со средним пальцем).

Гришка – сиротка 
 (Большой палец соединяется с безымянным пальцем).

И крошка - Тимошка. (
Большой палец соединяется с мизинцем).

2. Подвижные игры для автоматизации и дифференциации  поставленных звуков на фольклорном материале.

Игра «Колосок» на дифференциацию звуков С-Ш.

Дети образуют круг, водящий со скалкой находится в нутрии круга. После слов детей, влдящий начинает крутить скакалку и дети подпрыгивают вверх. Тот кого задела скакалка выходят из круга.

Чтоб был долог колосок,

Чтоб овес наш был высок.

Прыгайте как можно выше,

Прыгать нужно выше крыши.

Игра «Бабка ежка» на автоматизацию Ш, Ж.

Дети образуют круг. Водящий – бабка ежка, с метлой находится внутри круга. После слов детей водящий догоняет детей. Тот кого задели метлой выходит из игры.

Бабка ежка – костяная ножка,

На лягушку упала,

Ножку сломала.

А потом и говорит:

- У меня живот болит.

Пошла с кошкой на базар,

Раздавила самовар.

Пошла она на улицу.

Раздавила курицу.

3. Скороговорки –весёлая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются и в этом их обаяние. Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребёнка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно баловство, любимая игра в словотворчество. Ещё одна особенность скороговорки - её сложная ритмика. Использование скороговорок помогает закрепить четкую дикцию, использовать различные высотные, силовые и тембральные звучания.

Приемы работы со скороговорками: произнесение с разной интонацией (вопросительной, восклицательной, с чувством обиды, постановка ударения на каждое слово по очереди)

БЕЛЫЕ БАРАНЫ БИЛИ В БАРАБАНЫ.

Произнесите эту скороговорку громко, голосом изображая бой барабана.

***

МЫШОНКУ ШЕПЧЕТ МЫШЬ:
-ТЫ ВСЕ ШУРШИШЬ, НЕ СПИШЬ?

МЫШОНОК ШЕПЧЕТ МЫШИ:

-ШУРШАТЬ Я БУДУ ТИШЕ.

Произнесите эту скороговорку шепотом, протягивая в звучании звук(Ш) и создавая тем самым образом шуршащего мышонка.

***

Течет речка, печет печка.

Черепаха не скучая час сидит за чашкой чая.

Начать проговаривание громко, постепенно переходя на шепот, а потом на работу только губами.

4. Загадки.        

Систематическая работа по развитию речи у детей навыков речи немыслима без использования на практике загадок. Доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для обоснования отгадки. Посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

Я в своей работе очень часто обращаюсь к этому жанру.

 Игра «Подбери отгадку». Я загадываю загадку, а вы даёте ответ, подбирая правильный рисунок на слайде (по очереди команды отгадывают).

1. Что за штука, день и ночь стучит? (часы)

2. Чёрная корова весь мир поборола. (ночь)

3. Снежные поля, чёрные грачи,

Хочешь умным быть – бери и учи. (книга)

4. Снег на полях, лёд на реках,

Вьюга гуляет, когда это бывает (зимой)

С целью научить детей самостоятельно загадывать загадки я провожу такую игру  «Отгадай». На столе расположены картинки с изображением хорошо знакомых предметов. Ребёнок берёт картинку, не показывая и не называя её, описывает характерные признаки предмета. Остальные дети отгадывают предмет по описанию.

5. Пословицы и поговорки.

Для отработки звуковой стороны речи детей я использую задания с пословицами и поговорками. Слушая и обсуждая содержание пословиц и поговорок, мы совершенствуем активную речь и развиваем мышление. Они имеют большое воспитательное влияние на дошкольников благодаря своей особенной форме, эмоциональности, образности, яркости и доступности. Они знакомят детей с морально-этическими нормами, формируют навыки культурного поведения, учат быть вежливыми, скромными, ответственными.

Дидактическая игра: «Объяснялки»

Предложить детям поговорить и объяснить наиболее распространенные поговорки и пословицы. Если дети не поймут смысла некоторых из них, объясните их сами.

С-З-Ц

Утереть нос (Сделать что-то лучше всех)

Сидеть, сложа руки. (лениться)

Откудани возьмись (неожиданно)

Зарубить на носу. (Запомнить)

Держать язык за зубами. (Хранить тайну)

Как снег на голову. (Неожиданно)

Носом к носу. (неожиданно встретиться)

Завязать разговор (разговориться)

Поднять на смех. (Посмеяться)

Вставлять палки в колеса. (Мешать)

От всего сердца (искренне)

Не сводить глаз. (Любоваться)

Чуть свет (Рано)

Гнаться за двумя зайцами. (делать два дела одновременно)

Не на шутку рассердился. (очень)

Не вешать нос(не грустить)

Игра «Загадки – шутки»

Ребенок должен отгадать, о чем идет речь:

Его вешают, когда очень грустно; задирают когда зазнаются, всюду суют когда вмешиваются в чужие дела. (нос)

Не цветы, а вянут, не ладошки, а хлопают, не белье, а развешивают.(уши)

Ему некуда упасть, когда тесно. (яблоко)

Ее набирают в рот, чтобы молчать; ею не разлить неразлучных друзей. (вода)

Его проглатывают, когда не знают, что ответить; его держат за зубами, чтобы не проговориться. (язык)

 - Всем большое спасибо!

Заключение

Детям фольклор близок и интересен, а взрослые должны помогать детям приобщаться к устному народному творчеству, учить детей играть, набираться ума-разума, становиться добрее, понимать шутку, юмор, уметь радоваться.

Детский фольклор поможет установлении контакта с детьми, создании благоприятных условий для обучения детей чистой и выразительной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фольклорные игры в работе логопеда

использование разнообразного фольклорного материала делает занятия с детьми более увлекательными и интересными для всех  участников педагогического процесса...

Разработка проведения мастер - класса по использованию нетрадиционного материала (песка) в работе логопеда

В данном материале представлен образец проведения мастер - класса для логопедов....

Сообщение с мастер-классом для воспитателей: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОЧНЫХ СЮЖЕТОВ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА»

В мастер - классе представлены логосказки для развития мелкой и артикуляционной моторики, фонетические, лексико-грамматические сказки и сказки по обучению грамоте....

Мастер-класс для педагогов «Фольклорные игры Алтайского края как средство приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям русского народа»

Мастер-класс для педагогов«Фольклорные игры Алтайского края как средство приобщения детей дошкольного возраста  к национальной культуре и традициям русского народа»...

Мастер – класс «Игровые упражнения и дидактические игры при работе с детьми по ранней профориентации»

Мастер – класс «Игровые  упражнения и дидактические игры при работе с детьми по ранней профориентации»...

«Фольклорные игры в работе логопеда»

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. Использование устного народного творчества в общении с детьми создает уникальные условия для развития ре...

Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»

Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...