Сообщение с мастер-классом для воспитателей: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОЧНЫХ СЮЖЕТОВ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА»
консультация по логопедии на тему

Комарова Марина Александровна

В мастер - классе представлены логосказки для развития мелкой и артикуляционной моторики, фонетические, лексико-грамматические сказки и сказки по обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сказочные сюжеты34.34 КБ

Предварительный просмотр:

        

Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение

«Гимназия им. Н.В. Пушкова»

                дошкольное отделение   2

Сообщение с мастер-классом

для воспитателей:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОЧНЫХ СЮЖЕТОВ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА»

        

Выполнила:

учитель-логопед

Комарова М.А.

        

г. Москва,  Троицк

2018г.

      В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка. Е.Н. Винарская отмечает, что отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи эмоциональный дискомфорт. Поэтому логопеду и воспитателю в совместной деятельности необходимо обеспечивать положительный настрой и поддерживать интерес к выполняемым упражнениям, закреплять и совершенствовать в новой ситуации.

           Сказка является хорошим помощником в этой работе.
Методическая работа со сказкой имеет многовековую историю. Впервые термин «сказка» встречается в семнадцатом веке. Сказка являлась «одной забавой», достойная нижних слоёв общества.

        Позднее на основании исследований Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, К. Юнга, В. Проппа была построена современная концепция работы над сказкой.
На современном этапе метод работы со сказкой активно разрабатывают многие известные педагоги и психологи (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко, В.А. Гнездилов, Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская, М.А. Поваляева и др.).

              В институте сказкотерапии, который был открыт в Санкт-Петербурге, разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, которые имеют отклонения в развитии.
        Учитывая требования, выдвигаемые современным стандартом дошкольного образования, мы обратились к идее использования элементов сказки  (логосказки) в логопедической работе дошкольников с речевыми нарушениями, как одному из методов, позволяющих наиболее полно решить коррекционные задачи.  

Использование сказки позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки детей к школе и предупредить вторичные расстройства письменной речи. Обучение  проходит легче, интереснее, радостнее и без принуждения. Детям очень нравится выполнять все задания в сказочной атмосфере. Им всегда хочется помочь героям сказки, если они чего-то не знают или не умеют. Дети с большим удовольствием копируют  этих героев, используя мимику, жесты, интонацию. Это позволяет решить ряд коррекционных задач в игровой форме.

 Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
       Логосказки могут использовать логопеды и воспитатели в своей работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Сказки проводятся как целое занятие, дидактическая игра, театрализованное представление. Логопедическая сказка требует активного участия детей в ходе повествования. 
           Цель логосказки – это всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.
Логопедические сказки по содержанию просты, небольшие по объему, чтобы ребенок мог понять их содержание и пересказать.
Вся работа с использованием логосказок опирается на общие дидактические принципы: 
- систематичность и последовательность, 
- учет возрастных особенностей, 
- учет индивидуальных особенностей, 
- учет структуры дефекта, 
- поэтапность коррекции речи. 
Необходимо учитывать заинтересованность, радость, воображение, импровизацию, эмоциональное внимание и память ребенка.

Используя логосказки, её сюжетные линии можно решать коррекционные задачи:

  • Коррекционно-образовательные: развитие речи; развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование слоговой структуры слова; уточнение структуры предложения; совершенствование связных высказываний.
  • Коррекционно-воспитательные: воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма.
  • Коррекционно-развивающие: развитие познавательных процессов; развитие просодической стороны речи; развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение; обучать приёмам вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре, театре марионеток.

Существуют следующие виды логосказок:
1. Артикуляционные (развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику)
2. Пальчиковые (развивают мелкую моторику, графические навыки).
3. Фонетические (уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют, дифференцируют звуки).
4. Лексико-грамматические (обогащают словарный за¬пас, закрепляют знания грамматических категорий).
5. Сказки, способствующие формированию связной речи.
6. Сказки по обучению грамоте (знакомят со звуками и буквами).
        Постановка сказок осуществляется разными видами театров:
- Пальчиковый театр. Куклы сшитые или связанные, вырезанные из бумаги надеваются на палец.

- Театр би-ба-бо. Куклы надеваются на три пальца руки и действуют на ширме или за столом.

- Теневой театр. Плоскостные изображения кукол или изображения теней при помощи рук показывают на освещенном экране.

- Настольный театр. Куклы конусного театра, плоскостных фигур действуют на столе. 

- Театр рукавичек. Детские рукавички и перчатки надеваются на руку.
-Театр игрушек. Сценки разыгрываются и показываются детям обыкновенными игрушками: мягкими, резиновыми, киндер-сюрпризы.

-Театр на фланелеграфе. Плоскостные изображения двигаются на фланелеграфе.         

Пальчиковые сказки
Пальчиковые сказки: 
- стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей; 
- совершенствуют психические процессы: внимание и память, которые тесно связанны с речью; 
- повышают интерес детей к русским народным сказкам, к малому фольклорному жанру.
Педагоги ежедневно на занятиях используют пальчиковую гимнастику, отдельные игры и упражнения для развития тонких движений пальцев рук, которые сопровождаются стихотворными текстами. Такие упражнения очень эмоциональны и просты. Для того чтобы заинтересовать детей и избежать однообразия в выполнении таких упражнений, пальчиковые игры объединяются в небольшие сказки и рассказы по одной или разным темам.

«Три поросёнка» 

  • Жили – были поросятки (сжимаем и разжимаем кулачки) 
  • На полянке у реки. (показать ладошки) 
  • Рано утром просыпались (круговые движения кулачками) 
  • Умывали пятачки (указательными пальчиками трём нос) 
  • Мыли ушки и копытца. (ладошками проводим по ушам, затем трём ладошки друг об друга) 
  • Ох, и тёплая водица! (выставляем ладошки перед собой) 

Артикуляционные  сказки
     Комплексы артикуляционных упражнений объединяются в виде увлекательных сказок о Язычке. Такие сказки вызывают у детей интерес к органам артикуляции, развивают их подвижность, активизируют зрительное восприятие. Все упражнения сказки о Язычке выполняются перед зеркалом.
Игровым персонажем, который создает благоприятный эмоциональный фон на индивидуальных занятиях является лягушонок Кваки. Куклу надевает взрослый на руку и предлагает выполнить артикуляционные упражнения. Заинтересованность ребенка повышается во время самостоятельной работы с этой замечательной игрушкой. 

ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки), 
С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки). 
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы), 
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд). 
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ - В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка). 
ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами). 
ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком). 
С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами). 
ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух). 
И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы). 
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе). 
ДУЕМ НА БЛИНЧИК - НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык). 
БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы). 
СЛЕДУЮЩИЙ БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ ЗАКУСИМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад). 
ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАПИТЬСЯ (широкий язык загибаем кверху чашечкой), 
НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх). 
ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад). 
ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу). 

БАБУШКА ШИЛА, А БАРСИК С КАТУШКОЙ

(упр. «Катушка») 
БЕГАЛ, КАК БУДТО С ЖИВОЮ ЗВЕРЮШКОЙ

БАБУШКЕ НАШЕЙ ВСЕГДА ПОМОГАЕМ; 
НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ

(упр. «Иголочка»). 
БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА

 (упр. «Змейка») 
И НА ЗИГЗАГ ЕЁ ПЕРЕКЛЮЧИЛА

(узкий язык двигается влево вправо). 
ПЕТЛИ ИГОЛКОЙ ОНА ОБМЕТАЛА

(кончик языка описывает круг за губами), 
ПУГОВКИ КРУГЛЫЕ ПОПРИШИВАЛА

(кончик языка упирается то в одну, то в другую щеку, а палец пытается втолкнуть его в рот). 
ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ

(упр. «Качели» - счет до 10), 
ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ. 
ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (широкий язык убирается под верхнюю губу), 
ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ (широкий язык - под нижнюю губу). 
ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО

(упр. «Лошадки»), 
ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ (цоканье на верхней губе). 
ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки), 
ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ

(упр. «Грибок»).

МЫ ИХ СКОРЕЕ В КОРЗИНКИ СОБРАЛИ

(упр. «Гармошка»)

ЛОШАДИ «ПРУ» МЫ У ДОМА СКАЗАЛИ
ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА, 

ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ» (упр. «Индюки»)

        

Фонетические сказки
    Фонетические сказки предусматривают работу над нарушенным звуком или группой звуков. В них подобран речевой материал на автоматизируемый звук или дифференцируемыми звуками. 
У детей со сложными речевыми нарушениями наблюдается стойкость дефектов звукопроизношения. Чтобы получить устойчивый результат в работе с такими детьми, требуются многократные повторы слов, фраз на определенные группы звуков. Попадая в логосказку, ребёнок путешествует по ней вместе с главными героями, помогает в трудных ситуациях, переживает вместе с ними, поддерживает, принимает решения. В результате происходит ненавязчивое закрепление трудных звуков (автоматизация изолированного звука, звука в прямых и обратных слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, стихах и во фразовой речи).
Сказка о звуке «С»  

 Жил-был звук [с].Он любил путешествовать на велосипеде. Звук [с] брал насос и накачивал колеса: «Сы-сы-сы...» С ним всегда были его друзья: собака и сова. Сова летела высоко, а собака неслась за велосипедом. Вместе им было весело.

Лексико-грамматические сказки
Лексико-грамматические сказки (Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская) несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. В логосказках используются различные способы обогащения, активизации словарного запаса, словообразование, словоизменение.
Сказка «Жадный медвежонок»

  Жил в лесу жадный медвежонок. Никто с ним не дружил, потому что самыми любимыми его словами были: «Мой!», «Моя!», «Моё!» и «Мои!»

    Однажды, шел он по лесу. А навстречу ежик бежит, на спине у ёжика - грибок. «Мой!» - заявил медвежонок и отнял гриб. Ежик заплакал, свернулся клубочком и покатился по тропинке. Медвежонок поддал его лапой и больно укололся. «Бедная МОЯ лапа!» - заревел он.

    Прихрамывая, побрел медвежонок дальше. Видит: белочка скачет, полную корзинку малины в лапках несёт. «Моя!» - закричал медвежонок и отобрал у белочки ягоды вместе с корзинкой. Белочка не стала спорить. Прыгнула на сосну. Сидит там, лапкой слезы утирает.

    Дальше идет медвежонок. Лакомится малиной из корзинки. Вдруг, из кустов выпрыгивает зайчонок. Сел на задние лапки, стал яблочко грызть. Не успел и пару раз откусить, как медвежонок с криком: «Моё!», выхватил яблоко. Струсил зайчишка, шмыгнул снова в кусты.

   Бурундучок с полным мешком лесных орехов тоже оказался на пути жадного медвежонка. «Мои!» - безо всяких объяснений заявил жадина и взвалил мешок с орехами себе на спину.

  Все лесные звери, завидев жадного медвежонка, разбегались врассыпную, лишь бы ему на глаза не попадаться! А он всё ходил по лесу и кричал: «Мой!», «Моя!», «Моё!», «Мои!». (Автор сказки: Е.Г. Карельская)

  (После чтения этой сказки педагог или родитель спрашивает у ребёнка: «Как ты думаешь, о чём ещё медвежонок говорил: «Мой!», «Моя!», «Моё!», «Мои!»? Ребёнок подбирает предметы или картинки, которые подходят для каждого из этих местоимений.)  

Сказки, способствующие формированию связной речи 
Виды работ со сказками:
1. Ребенок разыгрывает знакомые сказки.
2. Несколько детей, предварительно распределив роли, разыгрывают сказку. 
3. Ребёнок разыгрывает сказку по мотивам увиденной, но изменяет персонажей, время, конец действия.
4. Ребенок разыгрывает и моделирует сказку по набору предложенных или выбранных самостоятельно игрушек. При этом ребёнок самостоятельно демонстрирует сказку, придумывает её сюжет. Таким образом, развивается самая сложная форма связного высказывания - составление творческих рассказов.
5. Подготовка и показ музыкально-логопедических сказок.

6. Сказки-связки. Ребенок по картинкам составляет предложения и рассказывает сказку.

Сказки по обучению грамоте
Логосказки:
- знакомят детей с гласными и согласными звуками, 
- формируют понятия: «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук»;
- развивают слуховое внимание;
- развивают фонематический слух; 
- знакомят детей с гласными и согласными буквами, закрепляют зрительные образы букв;
- формируют и дифференцируют понятия «звук — буква».
Главные герои сказок – звуки и буквы, наделенные своими характерами. На занятиях дети погружаются в мир сказочных персонажей  Королевства звуков и букв. В красном дворце живут шесть гласиков (гласные звуки). В синем и зеленом дворце живут согласики (согласные звуки).

        На лесной опушке в маленькой избушке

Жили были звуки –мастера на все руки.

Только утром просыпались – за работу принимались:

Гласный «А» - дрова рубил,«О» трудяга – печь топил,

«У» и «И» - воду носили,«Э» работник хоть куда –

Пироги печёт сутра,«Ы» хотя ещё и мал

Всем он братцам помогал.

Как-то звуки все заспались – звери булок не дождались.

Оказалось дело в том,что солнце не зашло в их дом.

Что же делать? Как же быть? Надо солнышко будить.

Тут все звуки собрались,дружно за руки взялись

И отправились туда, где солнышко спит до утра.

До домика звуки все добрались и громко засоню будить принялись.

Пели так громко бедняги они, что красными стали все как один.

       Использование сказочных сюжетов в коррекционной работе позволяет логопеду устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, создавать у него радостное настроение, активизировать речевое общение, оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие, пополнять запас знаний и сведений, совершенствовать психические процессы (внимание, восприятие, воображение, память, мышление), развивать все стороны речи. 

Литература:
1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М.: ACT. Астрель, 2006.
2. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: РЕЧЬ, 2001.
3. Ивановская, О. Г. Логопедические сказки для развития речи: Сказка в природосообразном образовании / О. Г. Ивановская, Е. А. Петрова, С. Ф. Савченко. – СПб.: КАРО, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сказок и сказочных сюжетов в работе с детьми с Общим недоразвитием речи ,

Материал сказок дает возможность детям-логопатам  усвоить сложный материал в доступной,яркой ,занимательной форме,помогает им раскрыться как творческой личности ,раскрепоститься,снять напряжение!...

Мастер-класс для родителей "Применение СУ-ДЖОК терапиии в работе логопеда"

Цель - Цель научить родителей  использовать Су-Джок массажёры в играх с детьми для коррекции речевых нарушений:    воздействовать на биологически активные точки по системе &la...

Мастер-класс для старших воспитателей "Использование кейс-метода в методической работе с педагогами ДОО"

Мастер-класс для старших воспитателей "Использование кейс-метода в методической работе с педагогами ДОО"...

Мастер - класс для воспитателей "Использование Су-Джок терапии в работе с дошкольниками

Упражнения с использованием Су-Джок  развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а также способствуют общ...

Мастер класс «Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя –логопеда в условиях ФГОС ДОУ. Путешествие в страну Правильной речи. Материал предназначен для педагогов (воспитателей, логопедов, родителей)

Цель: предоставление, обобщение, систематизация и распространение личного педагогического опыта для педагогов.  Задачи:1.Способствовать созданию условий для профессионального раз...