фольклорные игры в работе логопеда
статья по логопедии по теме

использование разнообразного фольклорного материала делает занятия с детьми более увлекательными и интересными для всех  участников педагогического процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_folkloru.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Василёк»

Сообщение к семинару

«Фольклорные игры в работе логопеда»

Подготовила учитель - логопед

Воронова Е. А.

2012 – 2013 г


Использование детского фольклора в работе учителя - логопеда

Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Сухомлинский В.А.

На самом деле вся эта стихотворная, сказочная и подвижная «шумиха» незаменима в коррекционной работе. Мы можем взять её в помощники в овладении детьми родным языком. Устное народное творчество нужно нам для развития просодической стороны речи. Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, нормальный темп, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонации. Народное творчество необходимо для автоматизации звуков речи. Дети должны овладеть всеми звуками речи, замечать неправильное произношение, исправлять его в шутке, игре. Это незаменимый помощник в развитии связной речи. Где, как не в сказках, мы можем развивать монологическую и диалогическую речь? Важно, чтобы ребёнок различал, анализировал и дифференцировал на слух фонемы. А фольклор поможет развить фонематический слух.

Виды фольклора в  коррекционно- логопедической работе

  1. словесные русские народные игры
  2. пальчиковые игры
  3. народные подвижные игры
  4. артикуляционная гимнастика и автоматизация поставленных звуков на фольклорном материале
  5.  игры - драматизации и инсценировки

  1. придумывание рифмованных строчек, стихов, частушек, песенок
  2. использование потешек, закличек, приговорок, считалок, прибауток, небылиц
  3. придумывание считалок и дразнилок
  4. использование скороговорок, чистоговорок
  5. знакомство с докучными сказками, поговорками, и пословицами
  6. отгадывание и составление загадок

Сегодня я хотела бы остановиться на использовании детского фольклора в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Колыбельные песенки, прибаутки, перевертыши – дают эмоциональный контакт с ребенком, открывают ребёнку возможность через игру словами, звукосочетаниями уловить специфику звучания речи и характерные для неё выразительность, образность, юмор.

          Так в логопедической работе хорошо использовать пословицы и поговорки при развитии связной речи. Они будут уместны после работы с рассказом, сказкой. Можно провести такие игры как:

  1. Игра-соревнование «Кто больше назовет пословиц».
  2. Игра: «Продолжи пословицу»: логопед говорит начало, а дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает.
  3. Игра «Доброе - плохое»
  4. Игра- рассуждение «Когда так говорим». Н-р: «Маша увидела в магазине лото. Она попросила папу его купить. Папа купил лото и принес домой. Маша поиграла с ним, а убирать не захотела. Тогда папа сказал ей: «Любишь кататься, люби и саночки возить». (Соня Г.)».
  5. Игры с карточками

Варианты игр с такими карточками:

1) раздать детям первую часть пословиц, а вторую часть пословиц показывает ведущий. Ребята подбирают себе подходящие карточки;

 2) ведущий показывает первую часть пословиц и произносит её, а дети называют её продолжение

Народные загадки - важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребёнка, развитию его словаря, слухового восприятия, памяти, автоматизация звуков. Используются игры «Отгадай-ка» (словарь, автоматизация звуков), «Отгадай и расскажи».

Скороговорка - весёлая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются и в этом их обаяние. Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребёнка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно баловство, любимая игра в словотворчество. Ещё одна особенность скороговорки - её сложная ритмика. Использование скороговорок помогает закрепить четкую дикцию, использовать различные высотные, силовые и тембральные звучания. Скороговорка требует точной организации голосового хода, логического и орфографического ударения. Стихотворная ритмика организует четкость речи, не разрешает пропускать, менять звуки.

Можно поиграть в игру «Мы артисты» (произнести с различным настроением), «Кто кого переговорит»

Коррекционная работа зачастую невидима, кропотлива, сложна. Необходимо, чтобы эта работа была живой, интересной, разнообразной, яркой, увлекательной, высокоэффективной. На помощь приходят игры со сказкой, в которых развивается умение вести диалог. Здесь будут кстати кукольный, настольный театры и готовые игры.

Еще одними из самых любимых игр детей являются пальчиковые игры. А если это игры по мотивам русских народных сказок, то они не только совершенствуют мелкую моторику, но и закрепляют знание содержания сказок, развивают речь и образное мышление. Например:

Теремок

В чистом поле теремок, был ни низок ни высок. («Веер»)

Звери разные в нем жили, жили дружно, не тужили. («Здравствуй»)

Там и муха, и лягушка, зайчик с лисонькой – подружкой,

Ёж колючий, серый волк – в дружбе знали они толк. («Колечки»)

 Но набрел на теремок мишка косолапый («Замок», поворачивать его вправо-влево),

Раздавил он теремок, своей огромной лапой («Лучики»)

Звери очень испугались, поскорее разбежались («Волны)

А потом собрались снова, чтоб построить терем новый. («Здравствуй»)

В нем живут теперь все вместе, и поют такие песни («Колечки»)

- Стоит в поле теремок, он ни низок,  ни высок… («Веер»).

Всем известно такое изречение -  «Движение- это жизнь». Подвижный человек - активный человек, всё успевает, меньше устаёт.

 В нашей работе не обойтись без народных подвижных игр. В занятиях по развитию речи их можно использовать как  элемент занятия, как физкультурную минутку, либо как закрепление пройденного материала. Это могут быть игры для автоматизации звуков такие как: «Бараны» -  для автоматизации звука «Р».

                  Игра «Бабка Ёжка» -  на автоматизацию звуков «Ш», «Ж».

                  Игра «Колосок» -  на дифференциацию звуков «С», «Ш».

 Любую подвижную игру можно адаптировать к лексико-грамматической теме недели и использовать её  в совместной деятельности с ребёнком. Это могут быть игры: «Башмачки». ( Суть игры состоит в том, что дети снимают свою обувь и составляют с другой обувью, чтобы не очень легко было отыскивать пару. Должны не только найти, но и правильно назвать обувь, посчитать пары).

«Продаем горшки» (на согласование числительных с существительными),

 «Молчанка», «Фанты», «Кузовок» и другие.

«Фанты»

Цель: активизация словаря существительных, прилагательных по заданной теме, развитие слухового внимания, памяти.

Ведущий говорит:

- Вам прислали 100 рублей.

 Что хотите, то купите,

 Чёрный, белый не берите,

 «Да» и «нет» не говорите!

После этих слов приводится такой диалог:

- Что продаётся в булочной? (дети по кругу, говорят, что может продаваться в булочной)

 - Хлеб, батон, булки.

 - Какой хлеб продаётся в булочной?

 - Мягкий, свежий, душистый, хрустящий, поджаренный.

Подобную игру можно проводить по теме «Продукты питания», «Одежда», «Овощи-фрукты»

В игровой форме мышление протекает быстрее, и новый учебный материал усваивается прочнее, запоминается легче. А игра как известно «лечит».

 И мы тогда достигнем цели – чистой речи детворы, когда научим их:

Слышать, видеть, понимать и пространство ощушать,

Петь, дышать, играть ритмично –

Громко, тихо, высоко, низко, в темпе и легко,

Самому придумать что-то, изменяя ход игры! 

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры в работе логопеда

Хочу привести Вам несколько игр, которые я активно применяю в своей логопедической практике....

Компьютерные игры в работе логопеда

Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация специального образования. Сама жизнь поставила специалистов перед проблемой внедрения компьютерной техники в систему специальног...

Методическая разработка Дидактическая игра в работе логопеда"

                         Дидактическая игра – средство развития познавательных процессов,  речи и мышления. Большое з...

Игры в работе логопеда

Игры, используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР, для развития лексико-грамматических категорий и совершенствования навыков фонематического анализа....

«Фольклорные игры в работе логопеда»

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. Использование устного народного творчества в общении с детьми создает уникальные условия для развития ре...

"Нейропсихологические игры в работе логопеда"

Материал  будет полезен для логопедов ДОУ....