Главные вкладки

    фольклорные игры в работе логопеда
    статья по логопедии по теме

    использование разнообразного фольклорного материала делает занятия с детьми более увлекательными и интересными для всех  участников педагогического процесса

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad_po_folkloru.doc47 КБ

    Предварительный просмотр:

    МДОУ «Василёк»

    Сообщение к семинару

    «Фольклорные игры в работе логопеда»

    Подготовила учитель - логопед

    Воронова Е. А.

    2012 – 2013 г


    Использование детского фольклора в работе учителя - логопеда

    Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

    Сухомлинский В.А.

    На самом деле вся эта стихотворная, сказочная и подвижная «шумиха» незаменима в коррекционной работе. Мы можем взять её в помощники в овладении детьми родным языком. Устное народное творчество нужно нам для развития просодической стороны речи. Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, нормальный темп, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонации. Народное творчество необходимо для автоматизации звуков речи. Дети должны овладеть всеми звуками речи, замечать неправильное произношение, исправлять его в шутке, игре. Это незаменимый помощник в развитии связной речи. Где, как не в сказках, мы можем развивать монологическую и диалогическую речь? Важно, чтобы ребёнок различал, анализировал и дифференцировал на слух фонемы. А фольклор поможет развить фонематический слух.

    Виды фольклора в  коррекционно- логопедической работе

    1. словесные русские народные игры
    2. пальчиковые игры
    3. народные подвижные игры
    4. артикуляционная гимнастика и автоматизация поставленных звуков на фольклорном материале
    5.  игры - драматизации и инсценировки

    1. придумывание рифмованных строчек, стихов, частушек, песенок
    2. использование потешек, закличек, приговорок, считалок, прибауток, небылиц
    3. придумывание считалок и дразнилок
    4. использование скороговорок, чистоговорок
    5. знакомство с докучными сказками, поговорками, и пословицами
    6. отгадывание и составление загадок

    Сегодня я хотела бы остановиться на использовании детского фольклора в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

    Колыбельные песенки, прибаутки, перевертыши – дают эмоциональный контакт с ребенком, открывают ребёнку возможность через игру словами, звукосочетаниями уловить специфику звучания речи и характерные для неё выразительность, образность, юмор.

              Так в логопедической работе хорошо использовать пословицы и поговорки при развитии связной речи. Они будут уместны после работы с рассказом, сказкой. Можно провести такие игры как:

    1. Игра-соревнование «Кто больше назовет пословиц».
    2. Игра: «Продолжи пословицу»: логопед говорит начало, а дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает.
    3. Игра «Доброе - плохое»
    4. Игра- рассуждение «Когда так говорим». Н-р: «Маша увидела в магазине лото. Она попросила папу его купить. Папа купил лото и принес домой. Маша поиграла с ним, а убирать не захотела. Тогда папа сказал ей: «Любишь кататься, люби и саночки возить». (Соня Г.)».
    5. Игры с карточками

    Варианты игр с такими карточками:

    1) раздать детям первую часть пословиц, а вторую часть пословиц показывает ведущий. Ребята подбирают себе подходящие карточки;

     2) ведущий показывает первую часть пословиц и произносит её, а дети называют её продолжение

    Народные загадки - важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребёнка, развитию его словаря, слухового восприятия, памяти, автоматизация звуков. Используются игры «Отгадай-ка» (словарь, автоматизация звуков), «Отгадай и расскажи».

    Скороговорка - весёлая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются и в этом их обаяние. Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребёнка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно баловство, любимая игра в словотворчество. Ещё одна особенность скороговорки - её сложная ритмика. Использование скороговорок помогает закрепить четкую дикцию, использовать различные высотные, силовые и тембральные звучания. Скороговорка требует точной организации голосового хода, логического и орфографического ударения. Стихотворная ритмика организует четкость речи, не разрешает пропускать, менять звуки.

    Можно поиграть в игру «Мы артисты» (произнести с различным настроением), «Кто кого переговорит»

    Коррекционная работа зачастую невидима, кропотлива, сложна. Необходимо, чтобы эта работа была живой, интересной, разнообразной, яркой, увлекательной, высокоэффективной. На помощь приходят игры со сказкой, в которых развивается умение вести диалог. Здесь будут кстати кукольный, настольный театры и готовые игры.

    Еще одними из самых любимых игр детей являются пальчиковые игры. А если это игры по мотивам русских народных сказок, то они не только совершенствуют мелкую моторику, но и закрепляют знание содержания сказок, развивают речь и образное мышление. Например:

    Теремок

    В чистом поле теремок, был ни низок ни высок. («Веер»)

    Звери разные в нем жили, жили дружно, не тужили. («Здравствуй»)

    Там и муха, и лягушка, зайчик с лисонькой – подружкой,

    Ёж колючий, серый волк – в дружбе знали они толк. («Колечки»)

     Но набрел на теремок мишка косолапый («Замок», поворачивать его вправо-влево),

    Раздавил он теремок, своей огромной лапой («Лучики»)

    Звери очень испугались, поскорее разбежались («Волны)

    А потом собрались снова, чтоб построить терем новый. («Здравствуй»)

    В нем живут теперь все вместе, и поют такие песни («Колечки»)

    - Стоит в поле теремок, он ни низок,  ни высок… («Веер»).

    Всем известно такое изречение -  «Движение- это жизнь». Подвижный человек - активный человек, всё успевает, меньше устаёт.

     В нашей работе не обойтись без народных подвижных игр. В занятиях по развитию речи их можно использовать как  элемент занятия, как физкультурную минутку, либо как закрепление пройденного материала. Это могут быть игры для автоматизации звуков такие как: «Бараны» -  для автоматизации звука «Р».

                      Игра «Бабка Ёжка» -  на автоматизацию звуков «Ш», «Ж».

                      Игра «Колосок» -  на дифференциацию звуков «С», «Ш».

     Любую подвижную игру можно адаптировать к лексико-грамматической теме недели и использовать её  в совместной деятельности с ребёнком. Это могут быть игры: «Башмачки». ( Суть игры состоит в том, что дети снимают свою обувь и составляют с другой обувью, чтобы не очень легко было отыскивать пару. Должны не только найти, но и правильно назвать обувь, посчитать пары).

    «Продаем горшки» (на согласование числительных с существительными),

     «Молчанка», «Фанты», «Кузовок» и другие.

    «Фанты»

    Цель: активизация словаря существительных, прилагательных по заданной теме, развитие слухового внимания, памяти.

    Ведущий говорит:

    - Вам прислали 100 рублей.

     Что хотите, то купите,

     Чёрный, белый не берите,

     «Да» и «нет» не говорите!

    После этих слов приводится такой диалог:

    - Что продаётся в булочной? (дети по кругу, говорят, что может продаваться в булочной)

     - Хлеб, батон, булки.

     - Какой хлеб продаётся в булочной?

     - Мягкий, свежий, душистый, хрустящий, поджаренный.

    Подобную игру можно проводить по теме «Продукты питания», «Одежда», «Овощи-фрукты»

    В игровой форме мышление протекает быстрее, и новый учебный материал усваивается прочнее, запоминается легче. А игра как известно «лечит».

     И мы тогда достигнем цели – чистой речи детворы, когда научим их:

    Слышать, видеть, понимать и пространство ощушать,

    Петь, дышать, играть ритмично –

    Громко, тихо, высоко, низко, в темпе и легко,

    Самому придумать что-то, изменяя ход игры! 

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактические игры в работе логопеда

    Хочу привести Вам несколько игр, которые я активно применяю в своей логопедической практике....

    Компьютерные игры в работе логопеда

    Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация специального образования. Сама жизнь поставила специалистов перед проблемой внедрения компьютерной техники в систему специальног...

    Документация учителя-логопеда "Журнал записи родителей на консультацию к логопеду", "Журнал консультаций логопеда" , "Книга отзывов работы логопеда ДОУ "

    В своей  публикации хочу затронуть  важную  часть  логопедической  работы – это  взаимодействие учителя –логопеда  с родителями.Родители - главные помощн...

    Методическая разработка Дидактическая игра в работе логопеда"

                             Дидактическая игра – средство развития познавательных процессов,  речи и мышления. Большое з...

    Игры в работе логопеда

    Игры, используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР, для развития лексико-грамматических категорий и совершенствования навыков фонематического анализа....

    Развивающие игры в работе логопеда

    В коррекционной работе логопеда дошкольного образовательного учрежедения большое место занимают развивающие игры, которые позволяют сделать логопедические занятия более интересными для детей. Описывае...