Предметно - развивающая среда
презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.pptx | 97.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определение среды С точки зрения психологии: среда-это условие, процесс и результат саморазвития личности; С точки зрения педагогики: среда-это условие жизнедеятельности ребёнка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств, способ трансформации внешних отношений во внешнюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта.
Функции развивающей среды Информационная –каждый предмет несёт определённые сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Стимулирующая - среда развивает тогда, когда вызывает интерес, подвигает к действию, исследованию. Развивающая-требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, обеспечивающих преемственность развития деятельности от простых форм к более сложным.
Компоненты развивающей среды Социальный компонент. На основе исследований социальных психологов (Е.А. Кузьмин. И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов) можно выделить основные характеристики социального компонента развивающей образовательной среды: Взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями Преобладающее позитивное настроение; Авторитетность руководителей; Степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом; Сплоченность; Продуктивность взаимоотношений.
2. Пространственно-предметный компонент В работе В.В. Давыдова и Л.Б. Петровского определены главные требования к «интегральной среде для всестороннего развития ребенка»: Среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка; Среда должна быть достаточно связной, позволяющей ребенку переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты; Среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого.
Психодидактический компонент Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка – это оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного саморазвития
Основные принципы построения развивающей среды 1.Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком («глаза в глаза») использование разновысокой мебели ( горки, подиумы, уголки).
2 Принцип активности – это возможность совместного участия взрослого с ребенком в создании окружающей среды Использование : больших модульных наборов; центров песка и воды; мастерски х ; инструмент ов для уборки, использование стен. Использование игрового спортивного оборудования, игровых столов сложной конфигурации, мебель – трансформер, вертикальных разделителей, кукольного театра, костюмерной, игрушек – заменителей.
4 Принцип комплексирования и гибкого зонирования- реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка, место отдыха, место уединения.
5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов – эстетическая организация среды. Использование больших ярких игрушек из винилискожи, ткани, пластика, элементов образного декора.
6. Принцип «половых и возрастных» различий , Создание специализированны х игровы х зон.
7. Принцип свободы достижения ребенком своего права на игру Реализуется в выборе: темы; сюжета; необходимых игрушек; места; времени.
8. Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития» Содержать предметы и материалы известные детям, предметы и материалы, которыми дети будут овладевать с помощью взрослого, совсем незнакомые предметы и материалы.
Характеристик детского сообщества Разработка предметно-пространственной среды, помимо возрастного состава групп, должна осуществляться на основе следующих характеристик детского сообщества: психологической характеристики группы (темперамента детей, их подвижности, наличия лидерства, учета индивидуальных особенностей, познавательных интересов, показателей развития и т.д.); количественного соотношения мальчиков и девочек (например 50:50; 90:10); социальных условий жизни детей в семьях и типов семей; окружающей социальной практики (город, поселок, село)
Локальные игровые пространства («зоны») Сочетание по направленности детской деятельности.
Основные виды деятельности ребенка игровая; продуктивная; познавательско - исследовательская; двигательная.
Принципы оснащения дошкольного учреждения Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка), целостную, многофункциональную среду; Материалы должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности; Начиная с 4-х лет необходимо учитывать полоролевую идентификацию; Предметная среда должна включать материалы, обеспечивающие каждый из этих видов деятельности.
Критерии отбора игровых материалов и оборудования Основным требованием, предъявляемым к игрушкам, является невозможность : провоцировать ребенка на агрессивное действие; вызывать проявление жестокости по отношению к игрушкам и к персонажам игры (людям, животным); провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием; вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста.
Педагогическая ценность игрушки остроумность образного решения (дизайн, высокий художественно-эстетический уровень); многовариативность; обобщенность; открытость (возможность придумывать новые задания); полифункциональность (возможность широкого использования в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры); дидактические свойства; разнообразие по уровню сложности; возможность применения группой детей; использование различных фактур; методические рекомендации.
Материальная база Включает следующие разделы: I . Оборудование помещений для создания развивающей среды II . Игровые средства и оборудование по основным видам деятельности направлениям развития ребенка: оборудование для развития общих движений; игровые средства для развития мелкой моторики; игровые средства для развития сенсорного восприятия; игровые средства для развития мышления; игровые средства для развития речи и языка; игровые средства для ознакомления с окружающим миром; игровые средства для социально-эмоционального развития; игровые средства и материалы для творческого развития; игровые средства и оборудование для организации сюжетно - ролевой игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)
Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...
ПОЛОЖЕНИЕ конкурса «Предметно-развивающая среда ДОУ – 2013г» с аналитической справкой-анкетой «Самооценка предметно-развивающей среды»
Настоящее Положение разработано в соответствии с планом работы департамента образования администрации города Перми на 2013-2014 учебный год, утвержденным приказом начальника департамента образов...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."
Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят значимым и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...
Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах
Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах...
Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...
Анализ предметно - развивающей, доступной безбарьерной образовательной среды, в соответствии требованиям ФГОС дошкольного образования. Проектирование модели - центра предметно - развивающей среды группы
Предметно - развивающая среда - это система условий, обеспечивающая развитие ребенка....
Предметно-развивающая среда, как часть образовательной среды. Изменение предметно-развивающей среды в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспе...