Предметно - развивающая среда
презентация

Елена Сергеевна Кукузова
С точки зрения педагогики: среда-это условие жизнедеятельности ребёнка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств, способ трансформации внешних отношений во внешнюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx97.61 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА «Маленький ребенок – это великое чудо, это вечная загадка, это хрупкий мост в наше будущее и прошлое одновременно ». Подготовил воспитатель: Кукузова Е.С. МАДОУ «Малиновский д /с»

Слайд 2

Определение среды С точки зрения психологии: среда-это условие, процесс и результат саморазвития личности; С точки зрения педагогики: среда-это условие жизнедеятельности ребёнка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств, способ трансформации внешних отношений во внешнюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта.

Слайд 3

Функции развивающей среды Информационная –каждый предмет несёт определённые сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Стимулирующая - среда развивает тогда, когда вызывает интерес, подвигает к действию, исследованию. Развивающая-требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, обеспечивающих преемственность развития деятельности от простых форм к более сложным.

Слайд 4

Компоненты развивающей среды Социальный компонент. На основе исследований социальных психологов (Е.А. Кузьмин. И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов) можно выделить основные характеристики социального компонента развивающей образовательной среды: Взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями Преобладающее позитивное настроение; Авторитетность руководителей; Степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом; Сплоченность; Продуктивность взаимоотношений.

Слайд 5

2. Пространственно-предметный компонент В работе В.В. Давыдова и Л.Б. Петровского определены главные требования к «интегральной среде для всестороннего развития ребенка»: Среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка; Среда должна быть достаточно связной, позволяющей ребенку переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты; Среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого.

Слайд 6

Психодидактический компонент Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка – это оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного саморазвития

Слайд 7

Основные принципы построения развивающей среды 1.Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком («глаза в глаза») использование разновысокой мебели ( горки, подиумы, уголки).

Слайд 8

2 Принцип активности – это возможность совместного участия взрослого с ребенком в создании окружающей среды Использование : больших модульных наборов; центров песка и воды; мастерски х ; инструмент ов для уборки, использование стен. Использование игрового спортивного оборудования, игровых столов сложной конфигурации, мебель – трансформер, вертикальных разделителей, кукольного театра, костюмерной, игрушек – заменителей.

Слайд 9

4 Принцип комплексирования и гибкого зонирования- реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка, место отдыха, место уединения.

Слайд 10

5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов – эстетическая организация среды. Использование больших ярких игрушек из винилискожи, ткани, пластика, элементов образного декора.

Слайд 11

6. Принцип «половых и возрастных» различий , Создание специализированны х игровы х зон.

Слайд 12

7. Принцип свободы достижения ребенком своего права на игру Реализуется в выборе: темы; сюжета; необходимых игрушек; места; времени.

Слайд 13

8. Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития» Содержать предметы и материалы известные детям, предметы и материалы, которыми дети будут овладевать с помощью взрослого, совсем незнакомые предметы и материалы.

Слайд 14

Характеристик детского сообщества Разработка предметно-пространственной среды, помимо возрастного состава групп, должна осуществляться на основе следующих характеристик детского сообщества: психологической характеристики группы (темперамента детей, их подвижности, наличия лидерства, учета индивидуальных особенностей, познавательных интересов, показателей развития и т.д.); количественного соотношения мальчиков и девочек (например 50:50; 90:10); социальных условий жизни детей в семьях и типов семей; окружающей социальной практики (город, поселок, село)

Слайд 15

Локальные игровые пространства («зоны») Сочетание по направленности детской деятельности.

Слайд 16

Основные виды деятельности ребенка игровая; продуктивная; познавательско - исследовательская; двигательная.

Слайд 17

Принципы оснащения дошкольного учреждения Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка), целостную, многофункциональную среду; Материалы должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности; Начиная с 4-х лет необходимо учитывать полоролевую идентификацию; Предметная среда должна включать материалы, обеспечивающие каждый из этих видов деятельности.

Слайд 18

Критерии отбора игровых материалов и оборудования Основным требованием, предъявляемым к игрушкам, является невозможность : провоцировать ребенка на агрессивное действие; вызывать проявление жестокости по отношению к игрушкам и к персонажам игры (людям, животным); провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием; вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста.

Слайд 19

Педагогическая ценность игрушки остроумность образного решения (дизайн, высокий художественно-эстетический уровень); многовариативность; обобщенность; открытость (возможность придумывать новые задания); полифункциональность (возможность широкого использования в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры); дидактические свойства; разнообразие по уровню сложности; возможность применения группой детей; использование различных фактур; методические рекомендации.

Слайд 20

Материальная база Включает следующие разделы: I . Оборудование помещений для создания развивающей среды II . Игровые средства и оборудование по основным видам деятельности направлениям развития ребенка: оборудование для развития общих движений; игровые средства для развития мелкой моторики; игровые средства для развития сенсорного восприятия; игровые средства для развития мышления; игровые средства для развития речи и языка; игровые средства для ознакомления с окружающим миром; игровые средства для социально-эмоционального развития; игровые средства и материалы для творческого развития; игровые средства и оборудование для организации сюжетно - ролевой игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)

Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...

ПОЛОЖЕНИЕ конкурса «Предметно-развивающая среда ДОУ – 2013г» с аналитической справкой-анкетой «Самооценка предметно-развивающей среды»

Настоящее Положение разработано в соответствии с планом работы департамента образования администрации города Перми на 2013-2014 учебный год, утвержденным приказом начальника департамента образов...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят  значимым  и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...

Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах

Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации   предметно-развивающей   среды  в разных возрастных группах...

Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...

Предметно-развивающая среда, как часть образовательной среды. Изменение предметно-развивающей среды в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспе...