Программа дополнительного образования "Волшебная мастерская"
рабочая программа (старшая группа)

Устимовская Ирма Павловна

Программа по дополнительному образованию "Волшебная мастерская"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦПАЛЬНОЕАВТОНОМНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №4 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА» Г. ПИОНЕСРКИЙ

  Утверждаю

Заведующий МАДОУ

__________Минченкова Е.В.

                                                                              п/п

 Дополнительная общеоразвивающая программа

художественной направленности

 «Волшебная мастерская »

                           Разработчик

 Воспитатель 1 категории:

Устимовская Ирма Павловна

г.Пионерский

Дополнительная общеразвивающая программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в Детском саду, по данному направлению и обеспечивает достижение обучающимися результатов освоения дополнительной развивающих программы в области художественного творчества «Волшебная мастерская» в соответствии с федеральными государственными требованиями.

        Век бурно развивающихся информационных технологий, требует от личности развития таких качеств, как умение концентрироваться, рациональное мышление, практичности характера, разносторонних знаний, умений и навыков. Обучающиеся много времени проводят за компьютером, меньше общаются с природой, становясь менее отзывчивыми, поэтому развитие творческой личности должно ставиться первоочередной задачей педагогов 21 века. Занятия  по программе « Волшебная мастерская» позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся. Работа с бумагой, природным и бросовым материалом, тканью, деревом, массами для лепки – это самые распространенные виды декоративно – прикладного искусства. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься декоративно - прикладным творчеством обучающимся развивающей программы. Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий и приемам работы, а практическая состоит из заданий. На начальном этапе работы осваивают приемы обработки материала. Необходимо воспитывать у обучающихся умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Тематические блоки программы расположены в определённой системе: от более простого к сложному; каждый блок программы имеет свою логическую структуру; позволяет учитывать различную степень подготовки обучащихся, индивидуальные способности, направленность интересов учащихся. Содержание программы позволяет максимально разнообразить творческую деятельность обучающихся на разных развивающих програмных направлениях в искусстве и не повторяет их, а служит дополнением для всестороннего развития. Программа раскрывает перед обучающимися многогранные возможности декоративно-прикладного творчества; приобщает к большому и разнообразному миру искусства; удовлетворяет потребности обучающихся в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские качества, творческий потенциал.

        В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта дополнительного  образования одной из целей, связанных с модернизацией, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности обучающегося, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

        Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

        Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

        Работа по  развивающей программе  «Волшебная мастерская» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления обучающихся.

        Одной из главных задач обучения  на занятиях является обогащение мировосприятия обучающегося, т.е. развитие творческой культуры личности (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

         

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у обучающихся художественного вкуса и творческих способностей.

        

Программа  «Волшебная мастерская» рассчитана на детей с 4- 7 лет.

 Одно занятие в неделю , 35 занятий за учебный год. Срок реализации программы 3года Практические занятия составляют большую часть программы.

Рекомендуемый минимальный состав группы – 4 - 10 человек.

        Цель программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности обучающегося через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

Задачи программы

Обучающие:

  • обучение умению планирования своей работы;
  • обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
  • изготовление работ в материале;
  • обучение приемам работы с различными материалами;
  • обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
  • обучение приемам работы с инструментами;

Развивающие:

  • развитие художественного вкуса и творческого потенциала;
  • развитие образного мышления и воображения;
  • создание условий к саморазвитию обучающихся;
  • развитие эстетического восприятия окружающего мира.

Воспитательные:

  • воспитание уважения к труду и людям труда;
  • формирование чувства коллективизма;
  • воспитание аккуратности;
  • экологическое воспитание обучающихся;
  • развитие любви к природе.

        Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого обучающегося  и его самореализации.

        

Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
  • «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, обучающийся применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

        Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения воспитанника содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа  «Волшебная мастерская» позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным обучающимся будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь личность от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

        

Формы и методы занятий

В процессе занятий используются различные формы занятий:

  • традиционные, комбинированные и практические занятия;
  • игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ,  и т.д.);
  • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

                

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:

  • объяснительно-иллюстративный – обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый – участие в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся.

        

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми;
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой – организация работы в группах;
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:

Рассказ, беседа, иллюстрация, информационно-коммуникационные технологии, практическая работа, коллективная и групповая, индивидуальный подход к каждому ребёнку, исследовательские проекты.

 Программа опирается на принципы:

- принцип увлеченности, согласно которому в основе художественных занятий лежит эмоциональное восприятие народной традиции;

- принцип «тождества и контраста» реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей художественных произведений и освоения и воспроизведении художественного языка;

- принцип деятельностного освоения художественного искусства, основ дизайна;

- принцип незаменимости той или иной художественного изделия для данного возраста.

  Функцией программы является:

  • раскрытие целей и задач;
  • требования к обучению;
  • проектируемые результаты обучения;
  • сделать обучение целенаправленным, ориентированным на эти требования и планируемые результаты обучения;
  • дать целостное представление о возможном содержании обучения в рамках базового курса;
  • показать взаимосвязи между целевыми аспектами, содержанием, проектируемыми результатами обучения, служить учителю руководством к действию при планировании учебного процесса.

Программа выполняет информационную, планирующую, регулятивную, контролирующую функции.

Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы

Программа делает упор на инновационные образовательные технологии, в том числе и коммуникационно-информационные, раскрывает превосходство над традиционной методикой преподавания. Уроки строятся с опорой на инновационный системно-деятельностный подход на основе универсальных учебных действий.

 Основные признаки инновационного урока:

  • Главная цель урока – развитие каждой личности в процессе обучения и воспитания.
  • Реализация личностно-ориентированного подхода к обучению.
  • Воплощение идеи гуманизации и гуманитаризации образования.
  • Использование системно-деятельностного подхода.
  • Организация урока динамична и вариативна.
  • Использование на уроке современных педагогических технологий.

Основные признаки творческого урока

  • Главная цель урока- раскрытие творческого начала личности.
  • Реализация индивидуального подхода к обучению.
  • Использование современных технологий в обучении.
  • Организация динамичного хода урока.

Инновационные образовательные технологии

  • Информационно-коммуникационные технологии;
  • Технология образовательного проектирования – программирование планированного результата;
  • Игровая технология;
  • Проблемно-поисковая технология;
  • Здоровьесберегающая технология;
  • Технология эффективных уроков;
  • Технология творческих уроков.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

  • предметная компетенция;
  • метапредметная компетенция
  • коммуникативная компетенция
  • личностная компетенция.

Содержание программы  «Волшебная мастерская »

       Содержание данной программы «Творчество» направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья обучающихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в  трудовом процессе обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

                                                    Учебный план

Предмет

Средняя гр.

Старшая гр.

Подготовительная гр.

всего

1.

Волшебная мастерская

31

31

31

93

2.

Итоговое занятие

4

4

4

12

35

35

35

105

Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной и итоговой аттестации.

 Программа «Волшебная мастерская», срок освоения 3 года, один час в неделю (35 недель). В конце каждой четверти творческий просмотр(контрольный урок) -1 час, 4 часа в год.

Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.

Примерное тематическое планирование программы «Волшебная мастерская», 3 года обучения (1 час в неделю)

№п/п

Год обучения

Тематические разделы

Время

1.

1

Лепка из солёного теста, глины, пластилина, масса папье-маше

4ч.

2.

1

Работа с природным материалом: коллажи, панно, аппликации

4ч.

3.

1

Работа с бумагой: папье –маше, бумаго-пластика, квиллинг.

4ч.

4.

1

Вышивка на картоне

4ч.

5.

1

Нетрадиционные формы рисования

15ч.

Итого

31ч.

1.

2

Работа с природным материалом, цветной бумаги, ткани: коллажи, панно, аппликации.

4

2.

2

Работа с бросовым материалом.

4

3.

2

Декупаж на спилах деревьях и камнях.

4

4.

2

Обереговая народная кукла

5

4.

2

Лепка: солёное тесто, глина,  пластилин, полимерная глина.

6

5.

2

Нетрадиционные формы рисования

8

Итого

31

1.

3

Декупаж на деревянных спилах и камнях

3

2.

3

Вышивание на картоне

3

3.

3

Лепка

3

4.

Художественная обработка ткани. Обереговая народная кукла

4

5.

3

Декупаж на деревянных спилах и камнях

3

6.

3

Бутафория: веера, панно и т.д.

7

7.

3

Рисование в нетрадиционной форме.

8

Итого

31

Тематические просмотры, презентации работ в каждом полугодии (мастер-классы в других группах.

Всего

105

Тематика разделов программы «Волшебная мастерская»

Работа с природным материалом

В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.

Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.

Изделия из природного материала. Технология заготовки природных материалов. Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов.

 Папье – маше

Папье-маше - это простая и дешевая технология, позволяющая создавать прочные и легкие изделия из бумаги. Есть два основных способа: наклеивание бумаги слоями (маширование) или лепка из бумажной массы.

Папье-маше по-французски значит "жеванная бумага". Вся премудрость техники заключается в оклеивании какой-нибудь формы кусочками мягкой бумаги в несколько слоев. Само по себе это несложно, но требует терпения и аккуратности. А в результате можно создать такие замечательные произведения, что вы не пожалеете потраченного времени.Папье-маше отлично развивает мелкую моторику рук. Занимаясь папье-маше, ребенок осваивает новые и необходимые в дальнейшей жизни способы работы с инструментами, а также овладевает различными видами художественной деятельности – рисованием, аппликацией, навыками моделирования и т.д. Дети, освоившие технику папье-маше, знакомятся с различными формами предметов, что способствует развитию пространственного мышления и наиболее точного восприятия предметов.

Художественная обработка ткани. Обереговая народная кукла.

Аппликация из ткани.

Основные сведения о тканях  (сырьё, применение). Свойства тканей и их применение при изготовлении аппликации. Цветоведение.

Упражнение: Подбор ткани по фактуре, цвету, рисунку. Роль декоративного  искусства в жизни древнего общества. Древнеегипетский орнамент.

Беседа: «Из истории  Древнего Египта».

Творческая работа: «Панно- аппликация «Египет».

Народная кукла.

Вышивка пластиковыми иглами на картоне

 Инструменты и приспособления. Техника безопасности. Заправка нитки. Закрепление нитки. Композиционное построение узоров.

Упражнения: тамбурной шов,  шов «вытянутый стежок с завитком», шов «петелька с глазком».

Творческая работа: панно «Елочка».

Соленое тесто

Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов. В Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благополучие. В Греции и Испании во время праздника в честь Богоматери на алтарь клали великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали изделия, раскрашенные яркими красками. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае 17 века делали марионетки из теста. В странах Восточной Европы были популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и имели обычный для выпечки цвет, что считалось очень привлекательным. Тесто применялось для выполнения фигурок в народных сказаниях.

Декупаж.

Декупаж (Decoupage или découpage) это искусство украшения предметов путем наклеивания вырезок цветной бумаги в сочетании со специальными эффектами такие как раскрашивание, вырезание, покрытие сусальным золотом и прочие. Обычно какой-либо предмет как например небольшие коробки или мебель покрывается вырезками из журналов и/или специально произведенной бумагой. Предмет для декупажа покрывается лаком (часто несколькими слоями) до тех пор, пока не исчезнет «стык» и результат не будет выглядеть как роспись или инкрустация. При традиционном методе может использоваться до 30-40 слоев лака, которые затем шлифуются до полной гладкости.

Может быть, история развития декупажа не такая древняя, как история развития некоторых других видов прикладного творчества, но не менее интересная. В разных источниках родиной декупажа называют то Китай, то Восточную Сибирь. Трудно определить, кто у кого перенял эту технику: то ли китайские крестьяне у кочевников научились способу украшать кусками вырезанной бумаги различные предметы, то ли кочевники стали украшать стены погребений своих предков различными аппликациями из бумаги, научившись этому у китайцев. Одно известно наверняка – уже в 12-ом веке в Китае создавали яркую цветную бумагу - cutout, чтобы украсить окна, фонари и другие вещи. Иногда на них помещали какую-либо надпись, призывающую в дом благополучие здоровье и т.д. или декорировали шнурами и тесьмой.

Плетение из газетных трубочек. 

Плетение является одним из древнейших ремесел. Говоря о плетении, следует отметить, что существует огромное количество способов, техник и материалов, используемых в этом виде рукоделия. Мы рассмотрим одно из них: плетение из газетных трубочек.

Плетение из газетных трубочек - оригинальное время препровождение, занимательный и захватывающий вид рукоделия, который стал очень популярным в последнее время. При плетении из газетных трубочек можно использовать самые различные схемы – из листов газеты свёрнутых трубочкой делаются кашпо под цветы, коробочки, корзинки и даже под обувь полочки. 

 Глина.

Самыми популярными материалами для лепки являются пластилин и глина, хотя лепкой также можно назвать ваяние скульптур и различных элементов декора (гипса, бронзы или мрамора). Лепка как таковая существует с незапамятных времен. Еще Библия гласит, что первый человек был сотворен Богом из глины. Глина является вторичным продуктом земной коры, осадочной горной породой, которая образовалась в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания.

Глина бывает красная, желтая, белая и голубая. На цвет глины влияют добавки других минералов. И нет ничего удивительного в том, что история человечества оказалась тесно связана с этим природным материалом. Еще в глубокой древности люди обратили внимание, что глина, если ее увлажнить, становится мягкой, и из нее очень удобно лепить разные предметы.

Сейчас лепка из глины — одно из любимейших занятий народных умельцев. Лепка из глины умиротворяет и успокаивает, дает выход эмоциям, учит концентрироваться и просто доставляет удовольствие. Свойства глины уникальны: ее консистенция может меняться в зависимости от количества добавленной в нее воды. Глина может быть жидкой и твердой, ее легко крошить, ломать, скатывать, размазывать, именно поэтому глину очень любят дети.

Вышивка пластиковыми иголками.

 Пластиковая канва подходит для работы счетным крестом, но можно использовать и другие техники: гобеленовую вышивку, косой стежок.

В работе с детьми, лучше использовать несложный рисунок и сюжет, с небольшим количеством палитры.

Приступая к работе, нужно подготовить свое рабочее место. Приготовить заготовки из пластиковой канвы, нитки «мулине», гобеленовые иглы, ножницы, игольницы, образец готового изделия. Перед работой, обязательно, провести инструктаж, по технике безопасности «Работа с иглой и ножницами».

Практика показывает дети, которые занимались вышиванием, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом. Вышивание требует участие обеих рук, что дает возможность ориентироваться в понятиях вправо-влево, вверх-вниз, лицевая - изнаночная. Именно в дошкольном возрасте формируются: точность и согласованность движений кисти рук, ловкость движений пальцев, внимательность, творчество, мышление, речь.

У детей также развивается, аккуратность,  усидчивость, бережное отношение к вещам. Ребенок учится ценить все, что сделано им самим и другими людьми, учится видеть прекрасное, познает окружающий мир.

Вышивка является одним из самых популярных видов рукоделия. Когда зародилась вышивка, точно сказать нельзя, но находки археологов говорят о том, что в Древней Руси (IX-X вв.) вышивка была не только известна, но и распространена как среди крестьян, так и среди знатных людей (они украшали свою одежду золотым шитьем). С приходом христианства на Руси стали украшать вышитыми изделиями окна, зеркала и иконы.

Самой популярной техникой была вышивка крестом, так как крест всегда рассматривался как оберег, который защищает от сглаза, наговора и нечистой силы. Кроме того, каждая вышивка имела свою символику: «ромб», «круг» или «розетка» означали солнце, жизнь, тепло; женская фигурка и райское дерево были символами плодородия, а птица — прихода весны. Самыми ценными изделиями считались те, что были вышиты за один день. Над такими вещами трудились обычно несколько мастериц, начиная с самого рассвета. Если удавалось закончить работу до того, как зайдет солнце, изделие считалось идеально чистым, а, значит, способным защитить дом от нечистой силы, болезней, стихийных бедствий и других неприятных напастей.

    Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

Личностные универсальные учебные действия. У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку преподавателя;
  • различать способ и результат действия, рефлексия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе обучающиеся получат возможность:

  • развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
  • расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  • познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
  • использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  • достичь оптимального для каждого уровня развития;
  • сформировать навыки работы с информацией.

Общие результаты

  • Высокая степень интереса младших обучающихся программы к содержанию занятий.
  • Приобретение навыка изготовления поделок из разных видов материала.
  • Активное участие в выставках декоративно-прикладного творчества как на школьном, так и на более высоком уровне.
  • Использование поделок-сувениров в качестве подарков оформление класса, зала для проведения праздничных утренников и др. практическое применение своих умений и навыков.
  • Защита проектов.

Для педагога и обучающихся

  • Творческий отчет руководителя на педсовете.
  • Проведение мастер-классов;
  • Участие в школьных тематических выставках (День знаний, Мастерская деда Мороза, 8 марта, День Энергетика и т.д.);
  • Участие в школьных конкурсах, посёлка (ярмарка – масленица, “Подарок осени”, “Я и мама рукодельницы”).

Оценка результатов работы

 

  Результатом реализации данной учебной программы являются выставки  работ обучающихся. Промежуточная аттестация – творческий просмотр работ , последнее занятие каждой четверти. Оценивается по 5-ти бальной шкале. Поделки-сувениры используются в качестве подарков: ветеранам, учителям, преподавателям, родителям и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников.

Организационно-методическое обеспечение программы.

1. Программа  , календарно — тематический план.

2. Учебные пособия по технологии изготовления изделий.

3. Методические рекомендации по выполнению творческих работ.

4. Учебно-наглядные пособия: проектные работы обучающихся, таблицы по охране труда, образцы готовых изделий и работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги, компьютерные презентации.

5. Материалы и инструменты: краски акриловые, грунт акриловый, текстурная паста, 3 Д гель, гуашь, кисти, клей акриловый, клей ПВА, клей жидкий гвоздь, лак акриловый, лак глянцевый, наждачная бумага, контуры, салфетки декупажные, открытки, распечатки, поталь, лаки кракелюрные,  шнуры, бисер, бусины;

различные объекты декорирования: доски разделочные, панно, шкатулки, канва, тарелки, вазы, рамки и другие предметы интерьера

инструменты: ножницы, карандаши, кисти, высечки и прочее.

6. Помещения, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям, мебель, парты, стулья.

7. Интерактивная доска для показа презентаций.

 

Использование здоровьезберегательных технологий

Здоровьесбережение обучающегося в учебном заведении процесс многокомпонентный. Его обеспечением занимаются все работники школы, включая не только администрацию и педагогический персонал , но и технический персонал тоже. Но наибольшая нагрузка и ответственность ложится на педагога.

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение учащимся возможности сохранения здоровья за период обучения в образовательном учреждении.

Для сохранения здоровья обучающимся педагогу необходимо:

  • учитывать особенности высшей нервной деятельности школьника, от которой зависит поведение, восприятие, степень и быстрота утомляемости;
  • создавать оптимальный режим занятий;
  • учитывать физические недостатки (зрение, заикание, осанка, врождённые потологии);
  • учитывать социальное благополучие или неблагополучие обучающегося;
  • следить за эмоциональным состоянием обучающегося;
  • проводить пропаганду ценности здорового образа жизни во внеурочной деятельности.

 Примерное  тематическое планирование

№ п/п

Тема

Теоретические занятия

Кол-во часов

Виды практич.

деятельн.

  Дата

Работа с природным материалом – 12 часов

п

ф

1

2

«Чем мы будем заниматься на кружке?»

Экскурсия в природу. Панно «Чудеса из леса».

Вступительная беседа

2

Сбор природного материала. Аппликация из листьев

4

5

"Осенний букет"

Мастер класс в презентации.

2

Составление цветов из кленовых листьев

5

6

"Сова"

4

Работа с шишками

7

8

"Домик "

2

Работа со спилами

9

10

Рамочка для фотографии.

Просмотр презентации

2

Работа с берестой

Папье - маше – 10 часов

11

12

Вводное занятие «Удивительный мир папье – маше». Немного из истории…

Беседа с показом изделий из папье – маше.

2

Блюдце, чашка, тарелка (по выбору детей)

13

14

Блюдце, чашка, тарелка.

2

Грунтовка водоэмульсионной краской.

15

16

Блюдце, чашка, тарелка

2

Раскрашивание изделий гуашевыми красками

17

18

Игрушка – копилка «Котенок», «Поросенок», «Динозаврик» (по выбору детей)

2

Оклеивание формы слоями

из обрывков бумаги.

19

20

Игрушка – копилка «Котенок», «Поросенок», «Динозаврик.

Составление проектной работы «Удивительный мир папье – Маше»

Презентация, выставка, защита выставки.

2

Приемы смешивания гуашевых красок и водоэмульсион

ной краски. Оформление книги – раскладушки.

Соленое тесто - 10 часов

21

22

Вводное занятие «Волшебное тесто»

Техника безопасности при работе с

резцами, стеками.

2

Приготовление соленого теста.

23

24

Способы изготовления изделий.

Листья и цветы. Плетеный венок.

2

Вырезание по шаблону. Обработка подручными средствами. Отпечатки на тесте. Выпуклые рельефы.

Раскатывание колбасок из теста.

25

26

Обитатели морей. Осьминог.

Морская звезда.

Рыбки.

Подводное царство.

2

Коллективная работа.

27

28

«Дерево».

МК (презентация)

2

Выдавливание тесла с помощью чеснокодавки.

29,30

"Подсолнух".

«Волшебный мир соленого теста».

Составление электронного альбома.

2

Изготовление поделки по готовому эскизу. Оформление выставки.

Декупаж - 10 часов.

31

Организационное занятие. Знакомство с техникой «декупаж».

Мастер классы по декупажу.

1

32

33

34

Принципы работы с деревянной поверхностью. Декупаж с салфеткой.

3

Подготовка деревянной поверхности (шкурение, шпатлевание,

грунтовка)

35

36

37

Понятие цветового круга и правилах смешивания красок.

Составление палитры к выбранному изображению

Работа с темной и светлой поверхностями

3

Декупаж на двух небольших досточках.

38

39

40

Декупаж на других типах поверхностей (металл, гипс, ткань, свечи)

3

Декупаж на канве

Декупаж на свече

Декупаж на баночке.

Нетрадиционные техники рисования - 35 часов.

41

Освоение нетрадиционной техники рисования

МК по Рисованию солью

7

Рисование солью разными способами

42

43

Рамка для фотографии

МК по созданию рамки.

3

Изготовление и покраска рамки.

44

45

46

Салфетница.

МК по расписыванию салфетницы

10

Расписывание салфетницы с помощью набрызга.

47

48

49

50

Волшебные камушки

Основные понятия техники «кляксографии»

10

Расписывание камней с помощью «кляксографии»Оформление выставки.

Глина – 10 часов.

51

Организационное занятие. Беседа. Освоение простейших приемов народной росписи.

Презентация «Послушная глина»

1

Рисование цветных кругов, пятен, точек по мотивам дымковской росписи

52

Освоение простейших приемов народной росписи.

Просмотр презентац.

1

Рисование в полосе узоров из форм растительного мира

53

54

55

Лепка по мотивам глиняных игрушек и их роспись.

Мк по лепке барыни.

3

Дымковская игрушка (барыня, индюк).

56

57

58

Лепка по мотивам глиняных игрушек и их роспись.

3

Филимоновская игрушка (барашек).

59

60

Декоративная роспись готовых игрушек. Выставка готовых работ.

2

Роспись готовых изделий. Оформление выставки.

Вышивка на картоне 18часов.

61

Орнамент (символика).

Презентация.

1

Самостоятельный выбор орнамента.

62

63

Декоративные изделия для кухни. Салфетка для мамы.

4

Вышивка крестиком.

64

65

66

67

Вышивка полотенца для мишки.

12

Вышивка крестиком. Создание бахрамы.

68

Творческий отчёт в конце года.

1

Подготовка творческих работ к выставке.

Список литературы.

1. Н. А.Андреева «Рукоделие» - полная энциклопедия — Москва, 2012.  

3. В.С. Горичева .Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. М., 2012

4. Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. М., 1999

5. Н. И. Сокольников. Основы рисунка, композиции. Обнинск, 2016.

6. К.В. Силаева. Соленое тесто. М, 2000

7. Книга серии «Основы художественного ремесла» Геннадия Федотова - Послушная глина. Москва «АСТ - ПРЕСС»1999 г.;

8. Книга серии «Золотая библиотека увлечений» Ирины Ханановой - Соленое тесто

Москва «АСТ - ПРЕСС» 2007г.;

8. Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 2016г.

9. Иванова А.А. Ручное вышивание. «Культура и традиции», 2010 г.

10. Баришова М.- Узоры вышивки крестом - Праца. Издательство РПД Братислава,201 4.

11. Гасюк Е. –Художественное вышивание- Киев. Головное издательство Издательского объединения Высшая школа –2009.

12. Черутти Патриция Наве. Декупаж: декоративная отделка предметов интерьера, посуды, аксессуаров. Практическое руководство,М.,2016г.

13. Н. В. кочеткова Мастерим игрушки сами»: образовательная программа и конспекты занятий – Волгоград: Учитель, 2010.

14. Н. А. Андреева «Рукоделие» - полная энциклопедия — М.,201 2.

15. Ю.Б.Гомозова .Калейдоскоп чудесных ремесел.М., 2015

16. В.С. Горичева .Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. М., 2012

17. Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. М., 1999

18. Н.В.Дубровская. Аппликация из гофрированной бумаги. М., 2010

19. М Левина.365 веселых уроков труда.М., 2009

20. К.В. Силаева. Соленое тесто. М, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская (с использованием интерактивной доски) с детьми средней группы детского сада «Солнышко» Тема: «Дымковская мастерская»

Задачи: - уточнить элементы дымковской росписи, выделять  геометрические узоры (круги, прямые, волнистые и ломаные линии, клетка, точки-горошины);- формировать умения работать с интерактивн...

Опыт работы «Детская мастерская – мастерская декораторов»

Представлен опыт работы по обогащению развивающей среды группы продуктами детской деятельности...

Опыт работы "Детская мастерская - мастерская декораторов"

В статье представлен опыт работы по организации развивающей предметно-пространственной среды совместно с детьми старшего дошкольного возраста....

Презентация опыта работы на городском методическом объединении "Детская мастерская - мастерская декораторов"

Представлен опыт работы организации развивающей предметно - пространственной среды группы...

Презентация опыта работы на городском методическом объединении воспитателей "Детская мастерская - мастерская декораторов"

Представлен опыт работы организации развивающей предметно - пространственной среды группы...

Творческая мастерская "родители и дети". План мастерской "Мои фантазии"

Творческая мастерская проводится при участии родителей. Художественное творчество....

Приобщение дошкольников к театру через искусство художественного слова и живопись «Организация деятельности детей и педагога в творческой мастерской». Тема: «Театральная мастерская»

Конспект организации совместной деятельности педагога и детей в творческой мастерской по приобщению детей к театру через искусство и художественное слово. Народная сказка "Колобок" на новый ...