РМО "Развитие речи воспитанника, как условие успешной адаптации к школьному образованию".
материал

Гусейханова Камилят Гаджимагомедовна

Одной из главных причин трудностей, возникающих у детей в первый год обучения в школе является, недостаточная сформированность речи.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был успешен, хорошо учился, с радостью ходил в школу и с удовольствием занимался. Все это возможно только при достаточном уровне речевого развития. Ведь именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усвоить всю систему знаний по школьным предметам. И поэтому, чем лучше речь у ребенка, тем активнее осуществляется его развитие, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее становятся отношения со сверстниками и взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_2023.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:

(СЛАЙД)

"Развитие речи воспитанника, как условие успешной адаптации к школьному образованию".

(СЛАЙД) "В душе каждого ребёнка невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат".

В.А.Сухомлинский

Развитие речи современных детей – одна из самых актуальных и сложных задач родителей и воспитателей дошкольной образовательной организации.
Чем богаче у дошкольника речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его всестороннее развитие и успешнее проходит  адаптация к школе

Готовность и неготовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем как уже сказала, его речевого развития. Это касается как устной, так и письменной речи.  Особого внимания требует 5 основных составляющих речевого развития, недоразвитие хоть одной из них делает речь неполноценной:

1. Правильность произношения звуков.
2. Умение различать звуки речи на слух.
3. Владение элементарными навыками звукового анализа слов.
4. Состояние словарного запаса.
Словарный запас ребёнка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2000 слов.

5 Владение связной речью, что играет огромную роль в речевом развитии в общем.
Для этого нужно и важно уже в конце дошкольного возраста, чтобы ребенок умел

 ·пересказывать прочитанный взрослым сказки или рассказы;

· пересказ просмотренного мультфильма;

· рассказ о событиях прошедшего дня

· рассказ об интересной прогулке, об экскурсии;

· продолжение начатого взрослым рассказа (а что будет дальше?);

· составление рассказа по данному его концу (что было до этого?).

На общий уровень развития детей в том числе речевого развития огромное значение имеет мелкая моторика,      как говорил Сухомлинский  А.В. «Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев» Именно поэтому тренировка пальцев рук ребёнка не только подготавливает руку к письму, но и способствует развитию его речи, повышению уровня интеллекта.                                

В своей работе я использую несколько элементарных упражнений для развития мелкой моторики руки:

(Слайд)1. ИГРЫ с карандашом

  • Положите карандаш на стол. Ребёнок большим и указательным пальцем плавно вращает карандаш каждой рукой отдельно.

Одной рукой ребёнок держит карандаш, а указательным и средним пальцами другой руки «идёт по карандашу».

  • Катание карандаша. Карандаш зажимается ладошками обеих рук и катается между ними. Вспомните, как катают всем известную «колбаску» из теста.

(Слайд) 2. Очень хорошо развивает мелкую моторику разнообразное нанизывание. 

Нанизывать можно практически всё: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.д. это упражнение можно выполнить согласно заданиям педагога.

(Слайд)3. Игры с пластилином

Пластилин – прекрасный материал для занятий. Для разнообразия я детям даю воздушный пластилин, тесто.  Лепка очень хорошо способствует развитию мелкой моторики.

Также, чтобы развивать речь дошкольников, я использую в своей деятельности разнообразные способы, приемы и активно играю с детьми в разные игры.

 Игра «Закончи слово» (Слайд)

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Дети стоят в кругу. Я с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за).

(Слайд) Игра «Угадай слово»

ЦельРазвивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Я предлагать детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.

 (Слайд) Игра «Веселый поезд»

Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.

Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка – билет.

Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (какая цифра, столько звуков).

Игра «Нужные знаки»

ЦельРазвивать речевой аппарат детей, отрабатывать дикцию, закреплять способы обозначения предложений.

Ход: Воспитатель называет предложение. Дети определяют, с какой интонацией оно было произнесено, в соответствии с этим поднимают карточку с нужным знаком.

Игра «Кто где живёт?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.

Вариант 1. педагог: – Дети:

Кто живёт в дупле? - Белка.

Кто живёт в скворечнике? - Скворцы. Кто живёт в гнезде? - Птицы.

Кто живёт в будке? - Собака. Кто живёт в улье? - Пчёлы Кто живёт в норе? - Лиса.

Кто живёт в логове? - Волк.

Кто живёт в берлоге? - Медведь. Вариант 2.

педагог: - Дети:

Где живёт медведь? - В берлоге. Где живёт волк? - В логове.

Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

(СЛАЙД)Игра «Красный – синий»

Цель: Продолжать учить детей интонационно выделять любой звук из слова и определять его место в слове.

Материал: У каждого ребенка красный и синий кружки.

Ход: Воспитатель называет слова, если в слове дети услышали звук [с], то поднимают синий кружок, если заданного звука нет – красный. Звуки: [ф], [ш], [щ’].

Игра «Сплетем венок из предложений»

Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.

Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение.

Например, Сережа читает книгу.

Книга лежит на столе.

Уважаемые коллеги, овладев богатой, правильной речью, дети будут коммуникативно компетентны, что поможет им при дальнейшей успешной адаптации и обучении в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию

Доклад "Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию"...

Особенности работы учителя-логопеда с детьми младшего дошкольного возраста, как одно из условий успешной адаптации к школьному обучению.

В настоящее время все чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребенка. Процесс социализации детей требует системного, ...

Особенности работы учителя-логопеда с детьми младшего дошкольного возраста, как одно из условий успешной адаптации к школьному обучению.

Развитие речи у детей – дошкольников является  необходимым условием полноценного развития личности, возможности полноценной коммуникации.Проблема эта чрезвычайно актуальна, так как если детям сво...

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию

Выступление из опыта работы по преемственности детского сада"Радуга" и школы по вопросу успешной адаптации детей к школьному обучению....

Преемственность ДОУ и школы как условие успешной адаптации к школьной жизни

В законе «Об образовании в РФ» обозначено, что образовательные прогр...

Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный цветок» в рамках научно-практической конференции «Преемственность ДОУ и начальной школы как условие успешной адаптации к школьному обучению»

Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный цветок» в рамках научно-практической конференции «Преемственность ДОУ и начальн...