Преемственность ДОУ и школы как условие успешной адаптации к школьной жизни
материал на тему

Ткаченко Венера Рустамовна

                    

В законе «Об образовании в РФ» обозначено, что образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными (статья 63), а образование – непрерывным. Преемственность обеспечивается прежде всего федеральными государственными образовательными стандартами ДО и НОО.

Вопросы преемственности в содержании и методологии данных документов особенно актуальны для воспитателей и учителей начальных классов.

Ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, потом впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент – «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преемственность ДОУ и школы как условие успешной адаптации к школьной жизни

Слайд 1- На современном этапе (в связи с введением ФГОС ДО) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.

В законе «Об образовании в РФ» обозначено, что образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными (статья 63), а образование – непрерывным. Преемственность обеспечивается прежде всего федеральными государственными образовательными стандартами ДО и НОО.

Вопросы преемственности в содержании и методологии данных документов особенно актуальны для воспитателей и учителей начальных классов.

Ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, потом впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент – «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений.

Слайд 2- В основу ФГОС ДО и ФГОС НОО положена единая теоретическая основа - системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную познавательную деятельность детей; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Цели ФГОС НОО являются как бы продолжением целей, поставленных ФГОС ДО. Таким образом, детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.

Пять образовательных областей, обозначенных в ФГОС дошкольного образования имеют прямую проекцию на предметы основной образовательной программы начального общего образования.

Переход из детского сада в школу – ответственный и сложный момент в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка, на смену играм приходят ежедневные занятия, ведущей становится учебная деятельность.

Так или иначе, переход из детского сада в школу всегда связан с изменением привычного образа жизни и требует адаптации к новым условиям социального существования. Это сложный и ответственный период, и от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка.
Когда этот процесс развивается достаточно успешно, ученик чувствует уверенность в своих силах, ему психологически комфортно, и как следствие, его учебная деятельность складывается благополучно, облегчается его социализация в обществе. Но учителя начальной школы, опираясь на свой опыт, отмечают, что часто поступление ребенка в школу сопровождается тяжелыми переживаниями, снижением активности, эмоциональными проблемами, и это связано с трудностями процесса социально-психологической адаптации. Адаптация на начальном этапе обучения неизбежна, но одни дети успешно переживают ее, а у других данный процесс затягивается, порождая негативные явления.

Мы считаем, что необходимо готовить детей, а так же и родителей, к переходу в школьную жизнь. Именно на это направленна работа по организации преемственности дошкольного учреждения и школы. Необходимо обеспечить комфортное вхождение каждого ребенка из дошкольного детства в мир учения, сделать его более мягким и безболезненным. Мы считаем, что совместная целенаправленная работа воспитателей и учителей дает возможность детям чувствовать себя комфортно в начальной школе.

Слайд 3- Важность и необходимость преемственности между дошкольным учреждением и школой усиливается еще в большей мере в связи с модернизацией системы образования, со значительно возросшей ролью дошкольного воспитания в нашей стране. И как трактуется в законе об образовании от 29.12.12 № 273-ФЗ-дошкольное образование - это первый уровень единой системы образования РФ.

Слайд 4- Во избежание негативных последствий, связанных с адаптацией детей к школьной жизни составляется план совместной работы   МБДОУ «Детский сад № 18» и МБОУ СОШ №6. Цель нашей работы обеспечить полноценный, благополучный переход ребенка от дошкольного воспитания к школе.

Слайд 5- Для ее реализации разработана и воплощается в жизнь система работы по преемственности между дошкольным учреждением и школой, которая требует решения следующих задач:

1. Установление направлений работы между тремя составляющими: школа, сад и семья

2. Укрепление и развитие эмоционально – положительного отношения ребенка к школе.

3. Формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для успешной адаптации к начальной школе.

Слайд 6- Поставленные задачи требуют комплексного решения и нами были определены три основные направления работы.

1. Методическая работа;

2. Работа с родителями;

3. Работа с детьми.

Слайд 7- Методическая работа заключается в разработке соответствующего методического обеспечения (конспекты занятий, экскурсий, бесед и т. д.). Учителя и воспитатели делятся опытом друг с другом, рассказывают о результатах проводимой работы с детьми, занимаются разработкой рекомендаций, обсуждают нормативные документов. Методическая работа осуществляется через различные формы: проведение педагогических советов, семинаров, взаимопосещений занятий и уроков воспитателями и учителями, круглые столы, конференции, анкетирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и т. д.

Слайд 8- Работа с родителями предусматривает поддержание и сохранение партнерских, конструктивных отношений. Мы считаем, что необходимо вести работу, направленную на повышение компетенции, на формирование единства взглядов родителей по вопросу подготовки к школе, необходима согласованность взглядов ДОУ и семьи. В этом направлении используются такие формы работы как проведение семинаров-практикумов с участием педагогов детского сада и школы, индивидуальные консультации для родителей, разработка памяток, буклетов с информацией о готовности детей к школе, проведение собраний с участием медицинского работника, педагогов по итогам диагностики, участие родителей в дне открытых детей в школе, совместные экскурсии. В феврале  воспитатели провели анкетирование родителей (законных представителей) «Готов ли ребенок к школе?»,  по результатам которого подготовили консультацию для родителей (законных представителей) «Что должен знать и уметь будущий первоклассник?». В марте в подготовительной к школе группе педагоги провели родительское собрание на тему «Ваш ребенок будущий первоклассник», где основными вопросами были: подготовка ребёнка в школу, развитие познавательных и творческих способностей, выбор школ для будущих учеников. Воспитатели подготовительной к школе группы оформили в приемной уголок для родителей «Скоро в школу!». В апреле в детском саду прошел день открытых дверей «Мы сегодня дошколята, завтра мы ученики!» для учителей начального звена МБОУ СОШ №6 и родителей детей подготовительной  к школе группы. Родители и учителя посетили режимные моменты, занятия по развитию речи и математике, интеллектуально-развлекательную викторину по ПДД «Красный, жёлтый, зелёный»  с   участием  детей подготовительной к школе группы и команды первоклассников МБОУ СОШ № 6. Просмотренные занятия и образовательные ситуации обсуждались и анализировались, учителя и родители отметили качественную работу воспитателей по подготовке детей к школе, хороший уровень интеллектуального и познавательного развития детей.  Большое внимание уделяется  методу анкетирования, на основе которого мы хотим выяснить, что важно для родителей при поступлении ребенка в школу, что их тревожит в этот переходный период, на какие моменты в воспитании ребенка нужно обратить особое внимание. Все  эти формы работы знакомят родителей с требованиями школы, с педагогическими, психологическим и медицинскими аспектами готовности ребенка.

Слайд 9- Особое внимание уделяется целенаправленной и систематизированной работе с детьми. После анализа литературы по преемственности между школой и ДОУ мы выбрали наиболее действенные формы работы с детьми, а именно изготовление коллективной газеты «Первый раз в первый класс», организация праздника «День знаний», разработка и реализация проекта «Скоро в школу мы пойдем».

Слайд 10- Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии-обозрения для ознакомления с социумом школы: классами, кабинетами, залами, библиотекой, встреча с учениками школы.

Слайд 11-  И конечно в воспитательно-образовательный процесс включают сюжетно-ролевые игры.

Слайд 12- Также традиционно из года в год в детском саду проводится праздник для дошкольников «До свидания, детский сад».

Слайд 13- Эти мероприятия производят неизгладимое впечатление на детей, вызывают у ребят желание пойти в школу, резко повышают школьную мотивацию, вселяют уверенность в своих силах, формируют положительный образ о новом месте учебы.

Слайд 14- Дети на практике проживают ситуации из повседневной жизни школы, приобретают коммуникативные умения, которые играют важную роль при вхождении ребенка в незнакомый коллектив детей и взрослых.

Для отслеживания результатов и проверки достоверности поставленной цели в начале учебного года, мы проводим диагностику «Готовность ребенка к школе» в конце учебного года, по результатам которой строим дальнейшую свою работу.

 Главное назначение нашей работы - специально организованный переход дошкольников на следующую ступень образования. Мы надеемся, что вся система работа, разработанная и проведенная нами, поможет нашим детям легко и безболезненно адаптироваться к школе.


Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №18» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»

Республики Татарстан

Преемственность ДОУ и школы, как условие успешной адаптации к школьной жизни

Подготовила: Ткаченко В.Р.,

старший воспитатель

Г.Лениногорск, 2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию

Доклад "Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию"...

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию

Выступление из опыта работы по преемственности детского сада"Радуга" и школы по вопросу успешной адаптации детей к школьному обучению....

«Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению»

Подготовка детей к школе, до сегодняшнего дня, сводилась в подгонке социально-педагогических приоритетов детского сада к требованиям и особенностям школы, что привело к вытеснению в детском саду специ...

Презентация "Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию"

Цели:-познакомить детей с учебным заведением;- расширять представления о дальнейшем обучении;-формировать элементарные знания о специфике школы;-Познакомить детей с директором школы, с учителями и уче...

проект "Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни"

Реализация проекта «Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни» позволит улучшить подготовку детей к школе. Успешно адап...

Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный цветок» в рамках научно-практической конференции «Преемственность ДОУ и начальной школы как условие успешной адаптации к школьному обучению»

Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный цветок» в рамках научно-практической конференции «Преемственность ДОУ и начальн...