конспект познавательного занятия "С чего начинается Родина..."
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Кузнецова Анна Владимировна

конспект познавательного занятия "С чего начинается Родина..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx270.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе.

Тема: «С чего начинается Родина…?»

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи:

Образовательные

1.Закрепить знания о нашей стране, о столице нашей Родины.                                                  2.Систематизировать знания детей о символике государства.                                                                            3. Учить детей рассуждать, делать выводы.

Развивающие

1.Развивать словесно – логическое мышление, речь детей.

2.Развивать у детей, память, коммуникативные навыки.                                             3.Развивать и поддерживать активность детей,  

Воспитательные

1.Воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.

Словарная работа: экскурсовод, экватор, полюс, славяне. Былины, застава, пеший, конный, стяг

Предварительная работа:

  1. Чтение рассказов, сказок познавательного характера
  2. Рисование и лепка  нетрадиционной символики России.
  3. Беседы на тему  «Наша Родина -Россия», «Государственные символы  России»
  4. Просмотр мультфильма «Мульти -Россия»

Оборудование:

Экран, видеопроигрыватель. Аудиозапись песни «С чего начинается Родина», «Во поле береза стояла», нарезка марша для игры, гимн, О.Газманов «Вперед Россия». Уголок семьи: радио, столик, самовар, блины, блюдца, игрушки солдатики, матрешка, ромашки, ваза. Браслеты трех цветов, конверты красного, синего, белого цвета, карточки с буквами и   слогами для игры , глобус, сердечко, цветные листочки с пословицами, кукла в русской народной одежде, столик с атрибутами русского костюма: кокошник, лента красная, лапти или красные сапоги. Флажки трех цветов (красного, синего, белого).Иллюстрации гербов разных стран. Веник. Столик с нетрадиционными символами России: самоваром, матрешкой, лаптями, валенками, балалайкой, ромашками игрушка медведь, муляж кремля, березка.  Ромашка с лепесточками.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Театрализованная постановка «Разговор о важном в семье».

Действие разворачивается в уголке семья.  Мама готовит еду (блины), папа приходит с работы дарит букет с ромашками. Сын играет в солдатиков богатырей, младшая сестренка играет с матрешкой.                                          

Мама: -Скоро папа вернется с работы и мы все вместе будем пить чай. Входит папа и дарит маме букет ромашек. Семья садится за стол пить чай.

По радио мальчик слышит песню  «С чего начинается Родина…» и задумывается.

Сынок:  -Мама, а что такое Родина?  

Мама:

-У каждого из нас есть своя Родина – эта страна, в которой  мы родились, это дом, в котором вы живете, это родители и друзья. Малая Родина – родной город или село. Для кого-то – городская или сельская улица или уютный дворик с качелями. Наша малая Родина  это город  Оренбург.

Словом, малая Родина у каждого своя!

МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…

МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка твоей  необъятной страны.

РОДИНА – потому что здесь живут родные твоему  сердцу люди.

Папа:

 -В нашей стране очень много больших и малых городов, деревень и сел. Все они по-своему красивы. Но самым большим городом считается город Москва. Москва – столица нашей Родины.

-Чтобы лучше узнать о Родине,  давайте вместе сходим на экскурсию в музей, где поближе познакомимся с нашей Родиной.

                         ( Слайд 1 Музей России)

Семья отправляется на экскурсию.                                                                                                    В музее встречает экскурсовод (воспитатель).

Воспит.: -Здравствуйте уважаемые посетители, рада вас видеть в нашем музее удивительной страны России.

Вручаются браслеты  трех цветов (белого, красного, синего).

Воспит.: - по цветам браслетов  вы будете выполнять задания.                              Давайте поприветствуем друг друга.                                                      

Приветствие  (Дети встают в полукруг)

Утром Солнышко встает, (Руки поднять вверх)

Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди)

Выхожу из дома я: (Показать рукой себя)

«Здравствуй, улица моя!» (Выпрямить руки в стороны)

Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой)

Отвечаю Травам я (Опустить руки на ковер)

Отвечаю Ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими)

Здравствуй, Родина моя! (Взять друг друга за руки)

Воспит.: -Чтобы нам попасть в зал № 1 надо собрать буквы и слоги и прочитать ключевые слова о чем сегодня будет экскурсия.                                                    ( 2 стола с конвертами  3 цветов красный, синий, белый с  буквами  И слогами Россия, Родина, Отечество))

Д\игра «Сложи слоги, чтобы получились слова».

Воспитатель: -У меня 3 конверта белого, синего и красного цвета. Разделитесь по цветам, согласно вашим билетам: красные к красным конвертам, синие к синим конвертам, белые к белым конвертам  Давайте попробуем из них составить слова и прочитать. ( Родина, Отечество, Россия).

Зал №1 – Географическое расположение страны России.

Обращает  внимание  на глобус.

Загадка о глобусе.

На столе передо мной

Закрутился шар земной:

Арктика, Экватор, Полюс,

- уместил всю землю……( глобус)

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на глобус  и  найдите Россию на нем.

Давайте поиграем в игру «Передай сердечко и скажи словечко».                                  И расскажем нашим гостям какая наша Россия ( дети передают друг другу сердечко со словами: милая, красивая, любимая, чудесная, дорогая, единственная и т,д)                                                                                                                 -Вот сколько красивых слов можно сказать о нашей Родине.

                                          (Слайд 2  карта  России).                                                Воспитатель: - Вам  выпало счастье родиться  в  великой  стране, имя  которой  Россия.  На  свете  есть  много  государств, но  страна, гражданами  которой  мы  являемся - особенная. У  России  самая  большая  территория (показ  на  карте). По всей ее территории простираются леса, поля, горы, равнины, протекает множество рек, которые впадают в озера и моря. Наше государство настолько огромно, что когда в одной его части наступает ночь, то в другой — начинается день, в одной его части – идет снег, а в другой – светит солнце. 

•Большую часть территории нашей страны.
занимают леса 60% территории нашей страны.
 Богата наша страна нефтью, газом, лесом.                                                                                                                

•  Она граничит с 18 странами.                                                                                              • Россия единственная в мире страна, омываемая 13 морями: В России больше тысячи городов, много сел, деревень.                                                                • Россия седьмая страна в мире по численности населения.

 Ребенок читает стих «Необъятная страна»
Реб.: Если долго-долго-долго.
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
(В. Степанов)

-А кто же нам лучше поведует о возникновении нашей страны? Ответы детей.  Кто  такие предки?  Ответы детей.                                                                                                                                                   –А кто знает какой национальности были наши предки? Ответы детей.

Зал №2 – Наши предки- славяне. (Слайд 3)

Воспитатель :  Наша Родина – государство  очень  древнее, оно  возникло  много-много лет  назад. Называлось  оно  Русь. От этого  и  пошло  название  народа – русский  народ. Мы  с  вами  русские  люди. На Руси  в  те  времена  жили  наши  предки – восточные   славяне.                                                                                     Богата  традициями  наша  Русь. Русский  народ  сочинял  загадки, пословицы. А вы знаете  пословицы?

Предлагаю вам составить  пословицы из слов,  и прочитать  их.                                                                         (Слова написаны на цветных листочках трех цветов, дети делятся по цвету браслетов на группы и составляют пословицы).

« Всякому  мила  своя  страна».  

«Человек без Родины, что соловей без песни».

«Нет в мире краше Родины нашей».

Воспитатель: - Много  придумал  русский  народ  сказок. ( Слайд 4). Они  передавались  из  уст  в  уста  и  некоторые  дошли  до  наших  времён. Какие русские  народные  сказки  вы  знаете?  (Дети называют).                                                           –А чтобы нам их запомнить давайте повторим.

Пальчиковая гимнастика «Сказки».                                                                                                                                                        

 (Дети поочередно загибают пальчики.

На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть Рукавичка,

Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя,

Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят. 

- Этим сказкам каждый рад!

 Воспитатель: -Не только сказки придумывал народ, слагал  народ  былины  о  русских  богатырях, защищавших  нашу  Родину  от  врагов.                                          ( Слайд 5.  Показ картины  Васнецова  «Богатыри»)

 -Стоят богатыри на заставе, не пропускают на землю родную русскую  ни пешего, ни конного. Мимо них и зверь не проскользнет, и птица не пролетит.    - Как  звали  героев ? ( Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)

Воспитатель: - Много  трудились  русские  люди  на  земле, а  вечером  любили  отдохнуть. Наряжались  в  национальный  костюмы.  (Слайд 6).

 ( Подходят к столику где рассматривают  куклу в русской народной одежде, атрибуты костюма: кокошник, лента красная, лапти или красные сапоги )                                          (девушки-яркий сарафан, на  голове  лента  или  кокошник; юноши-яркая  рубашка, чаще  красные  полу сапоги  или  лапти). Играли  в  игры, водили  хороводы.

-А вы хотите водить хоровод? (Ответы детей). (Дети одевают атрибуты к хороводу девочки ленточки, мальчики фуражки).

                                         Хоровод «Во поле береза стояла».

-Как здорово у нас получилось.                                                                                                        Наше государство не стояло на месте, развивалось. Давайте узнаем как.

Зал №3 –История происхождения государственных символов России.

Воспитатель : -У каждой страны есть свои символы.                                                                                                                               Что такое символы? “Символы – это знаки отличия страны от других стран”.

Какие основные символы нашей страны?

Ответы детей: основные символы нашей страны (гимн, герб, и флаг).

(Слайд 7)

Воспитатель : В давние -давние времена жизнь наших предков была очень неспокойна. Не раз приходилось жителям городов и деревень объединяться, чтобы защититься от врагов. В случае опасности воин брал длинную палку, на её конец привязывал пучок сухой травы или конский хвост и высоко поднимал вверх. (Слайд 8). Далеко был виден этот знак. Со всех сторон к воину с такой палкой стягивался народ. А палку с пучком травы так и называли -стяг. Но кто-то придумал вместо травы или конского хвоста прикрепить кусок ткани. Собиралось под стягом войско и отправлялось защищать свою землю. Во время сражения стяги находились на самом заметном месте, чтобы их мог видеть каждый воин. Сражающиеся стороны стремились сбить в первую очередь стяг противника, к нему направлялись все усилия нападающих; вокруг стяга сосредоточивались и лучшие формирования обороны. В охрану флага обычно выбирали богатырей. Падение стяга, сбитого неприятелем, приводило к замешательству войска и обычно заканчивалось его поражением.

 (Слайд 9)

Первый настоящий флаг появился в XVII веке. Он уже и был трехцветный. Значение триколора                                                                                                                  Воспитатель: -Каждый цвет современного флага имеет свою символику.                                                              -Какую расскажите? Ответы детей.

Воспитатель:- Белый цвет показывает чистоту помыслов, мир, искренность и благородство. Синий – правду, верность и безупречность. Красный – смелость, и кровь, пролитую солдатами во время защиты родной земли. Эти цвета почитались на Руси еще в давние времена. Упоминания о них сохранились в сказках и былинах, например «красна девица», «сине море», «свет белый».                                                                                                                   Ребенок читает стих

Реб.: Разноцветный флаг России –
Белый, синий, красный цвет.
Самый для меня красивый,
Краше флага в мире нет.

Честь и правда в этом флаге,
Кровь, пролитая в бою,
Смелость, доблесть и отвага,
Вера в Родину мою!
М. Бебина

Игра «Российский флаг».

(Дети берут флажки в соответствии с цветами билетов ( красные, белые и синие),  двигаются в соответствии с музыкой: марш – шагают.)                         По окончании музыки выстраиваются  в три шеренги по порядку цветов Российского флага – белый, синий, красный и машут  флажками  над головой.
Воспитатель: Молодцы, не перепутали порядок цветов. Положите флажки и присядьте отдохните.

Воспитатель: Ещё один отличительный символ страны  -герб.                                                  -А сейчас найдите герб нашей страны. (Слайд 10)                                            (На мольберте, дети выбирают из предложенных герб России.)

-Ребята, а вы знаете почему именно орел изображен на гербе? (Ответы детей).

Государственный герб России — это золотой двуглавый орёл, помещённый на красном геральдическом щите. Орел считается царем среди птиц. Его мужество и зоркость служат самым ярким символом мудрости и проницательности. А еще давайте вспомним, что Россия — страна, которая расположена сразу на двух материках: Европе и Азии. Вот почему у орла, который присутствует на нашем гербе, сразу две головы: одна голова орла обращена на Восток, другая — на Запад.

Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого. Две малые — над каждой из голов и одна большая над двумя малыми коронами. В лапах орла — скипетр и держава. На груди орла на красном щите — всадник, поражающий копьём дракона.

Всадник, поражающий копьем черного дракона, - это Святой Георгий Победоносец. Черный дракон – это символ зла

Воспитатель: -А  какой музыкальный символ страны вы знаете? (гимн). А что такое гимн? (гимн – это торжественная песня , символ государства). А как слушают гимн? (Гимн слушают стоя). Во время исполнения гимна все встают, этим люди выражают свое уважение к стране).                                                  -А когда звучит гимн?

Ответы детей: (Государственный гимн звучит в особо торжественных случаях, во время спортивных  состязаний, в честь победителей.) 

Воспитатель: -Кто же создал Государственный гимн России? (Слайд 11)

Это поэт Сергей Владимирович Михалков и композитор Александр Васильевич Александров. Поэт написал слова, композитор — музыку.     Давайте и мы с вами послушаем гимн России. (Звучит гимн).                                 (Слушают и поют).

Воспитатель:- Не правда ли красивая музыка, красивые слова? Когда мы слушаем гимн, в наших сердцах появляется гордость.

Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А мы с вами, граждане России – россияне! (Слайд 12)

  И сколько бед и врагов было обрушено на нашу Родину, она выстояла. –А почему выстояла и не сдалась?                                                                                             Не сдалась благодаря сплоченности и мужеству русского народа.

       Опыт «Легко ли сломать веник».

Воспитатель: -Вот возьмите по прутику и попробуйте сломать его. (Ребята выполняют действия). Получилось? Ответы детей. А теперь попробуйте сломать веник. Какие выводы можно сделать? Ответы детей.

Воспитатель:  –А какие символы есть у нашей страны еще помимо государственных?  Экспонаты выставки в зале № 4  помогут вам назвать.

Зал №4- Неофициальные символы России.

Воспитатель: - Наряду с государственными символами в каждой стране, и конечно у нас в России, есть ещё национальные символы, т.е. символы, выбранные народом. По ним тоже отличают и узнают страну (Слайд 13).                                

Рассматривание выставки неофициальных символов России.

Дети рассказывают про неофициальные символы России.                                      -Для России, конечно же, неофициальным символом является Красная площадь, Кремль и кремлевские куранты на Спасской башне Кремля. На Красной площади проходят военные парады  (Слайд№ 14).  

Береза - символ одухотворенности, процветания и долголетия. Наши предки пели о березе песни, ей посвящено множество русских народных сказок, былин и преданий, художники изображали эту красавицу на своих картинах.и важные торжественные события. …(слайд№ 15).  

Матрешка тоже считается символом России. Давным-давно (сто лет назад) родилась расписная матрешка. Ее придумал художник Сергей Васильевич Малютин, а она была выточена лучшим игрушечником В. Звездочкиным (слайд№ 16).  Назвали игрушку в честь девушки Матрены, которая работала в доме  у художника, она была добрая и красивая.

Выглядела первая русская матрешка вот так…

Медведь – символ добродушия и ярости, богатырской силы. Русских сравнивают с медведями, с одной стороны, из-за их нерасторопности и незлобивости, а с другой – из-за их умения постоять за себя. Недаром именно медведя выбрали символом Олимпиады, проходившей в Москве в 1980 году ( Слайд№ 17).

Балалайка - самый знаменитый в мире русский народный музыкальный

инструмент. Имеет корпус треугольной формы и три струны. Считается, что балалайка – это лёгкий, забавный и не очень серьёзный инструмент. Репертуар балалайки разнообразен. Это и народные песни, а также плясовые и танцевальные мотивы.

Самовар - устройство для кипячения воды и приготовления чая. Представьте себе снежную холодную зиму, и вы поймете, почему так прижился самовар в нашей стране и стал её символом.

Валенки - это самая теплая и самая русская зимняя обувь. В валенках удобно ходить по сухому снегу. Для большей надежности к валенкам пришивали войлочную или кожаную подошву («подшивали валенки»)

Ромашка в России является женским символом, а также символом семьи, любви и верности. Белые лепестки символизируют чистоту, а жёлтая (золотая) сердцевина – благополучие и одухотворённость.

Воспитатель: -ребята на память о нашей экскурсии я хочу вам подарить раскраски карты России с неофициальными символами которые еще есть у нашей страны , а вы дорисуйте недостающие.

Рисование «Дорисуй недостающий неофициальный  символ России».

Рефлексия.

Воспитатель: -Вот и подошла к концу наша экскурсия, посмотрите  у нас в музее есть ромашка без лепесточков, давайте лепесточке ей прикреплять и о Родине что узнали называть.

Сынок (ребенок): -Так вот она какая наша Родина мама!

- Великую землю, любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой, мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем.

Воспитатель: Ребята, есть такой певец, его зовут Олег Газманов, он написал замечательную песню «Вперед, Россия!» давайте внесем флаг нашей страны и выразим в танце свою любовь к Родине. (слайд № 18).

Звучит музыка воспитатель выносит Российский флаг, дети танцуют флешмоб с флажками

 2024 год объявлен президентом годом семьи. Патриотическое чувство, чувство Родины… Оно начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, брату, сестре. Ребёнок открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «Родина». Развитие любви и привязанности к родному дому – первая ступень гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 171»

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе.

«С чего начинается Родина…?»

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\50f1ad53abff6e1695b514aa882e5f06.jpg

                                                                         Подготовила: воспитатель                                                                                           Кузнецова А.В.        

        

                                                     Оренбург 2024

                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект-занятие "С чего начинается Родина"

Расширить представление детей о Родине малой и большой.Закрепить знания детей о настоящем посёлка  Федоровкий.Развивать память, сообразительность, находчивость.Прививать уважение к традициям и об...

Конспект занятий "С чего начинается Родина".

Знакомство с символами: герб, флаг, гимн....

Конспект НОД "С чего начинается Родина"

Конспект НОД для детей подготовительной группы....

Конспект занятия "С чего начинается Родина..."

Конспект занятия по познавательному развитию...

Конспект занятия "С чего начинается Родина"

Конспект занятия  2 мл. группы по окружающему миру...

Конспект занятия «С чего начинается Родина». (старшей группы)

Конспект занятия «С чего начинается Родина». (старшей группы) Цель: Дать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это то место, где он родился и где...

Конспект НОД "С чего начинается Родина"

Данный конспект предназначен для воспитателей подготовительных к школе групп и специалистов по изобразительнй деятельности...