Педагогический совет "технология ТРИЗ"
презентация

Ясакова Виктория Викторовна

Педагогический совет "технология ТРИЗ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezent_pedsovet_tehnoliya_triz.pptx838.33 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТРИЗ – технология в детском саду Подготовил Воспитатель 1 категории: Ясакова Виктория Викторовна Дата : 18.02.2021г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №37

Слайд 2

Как нам всем известно - одним из основных целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является – развитие творческих способностей ребенка, а использование технологии ТРИЗ – это один из лучших способов развить творческую личность!

Слайд 3

Что такое - ТРИЗ ? ТРИЗ расшифровывается, как «Теория решения изобретательских задач». Ее автором является известный ученый Генрих Саулович Альтшуллер

Слайд 4

Что нам дает использование технологии ТРИЗ ? - Развитие воображения; - Развитие логического мышления; - Развитие творческого мышления; - Развитие внимания; - Развитие речи.

Слайд 5

В каких образовательных областях мы можем использовать элементы технологии ТРИЗ ? В Познавательно – речевом развитии; В коммуникативно-личностном развитии; В художественно-эстетическом развитии; В физическом развитии; - То есть во всех образовательных областях!!!

Слайд 6

Не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. Цель ТРИЗ

Слайд 7

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы, понимая то, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной .

Слайд 8

Это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. ТРИЗ для дошкольников

Слайд 9

Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск.

Слайд 10

1 этап - занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта. Например : мяч- как можно использовать предмет? Этапы обучения

Слайд 11

2 этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно . Например: «Хорошо-плохо». 3 этап – разрешение противоречий. Например , задача: « Как можно перенести воду в решете?»

Слайд 12

4 этап – изобретательство. Основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Например : придумайте новый учебный стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и др .

Слайд 13

5 этап - это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т.д.

Слайд 14

6 этап - опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, малыш учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы.

Слайд 15

1 . Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов. 2. Прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых). 3. Развитие качеств творческой личности. Основные функции ТРИЗ

Слайд 16

Минимум сообщения информации, максимум рассуждений. Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций — мозговой штурм. Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии). Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия(анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно; предметно-схематичной наглядности). Обязательная активизация творческого воображения. Принципы построения занятий по ТРИЗ .

Слайд 17

Возможность проявить себя. Стремление получать новую информацию об окружающем. Развивает потребность в познавательной деятельности. Дает возможность созидать, творить. Способствует развитию аналитических способностей. Формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения. Что дает творчество ребенку?

Слайд 18

1. Поиск сути. Перед детьми ставится проблема (вопрос), которую надо решить. И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной. 2 . « Тайна двойного» - выявление противоречий: хорошо-плохо. Например : солнце – это хорошо и плохо. Хорошо- греет, плохо- может сжечь 3. Разрешение противоречий (при помощи игр и сказок ). Например : зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от дождя, но он нужен и маленький, чтобы носить его в сумке. Решение этого противоречия – складной зонтик. Основные этапы методики ТРИЗ

Слайд 19

ТРИЗ в развитии речи детей Дидактические принципы: 1. Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора . 2. Принцип открытости — нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.

Слайд 20

3 . Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих. 4 . Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

Слайд 21

6. П ринцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. Данный принцип предполагает необходимость воспитания ребёнка в соответствии с объективными закономерностями развития человека в окружающем мире, т.е. учёт возрастного и индивидуального подходов. 5. Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.

Слайд 22

«Поиск аналогов» — необходимо назвать объект и как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным существенным признакам. Например: мяч — яблоко (форма), заяц (скачет), шина (из резины ). «Поиск противоположного объекта» — необходимо назвать объект и как можно больше других объектов, ему противоположных. Например: снег — шерсть (холодный — теплая), уголь (белый — черный), металл (легкий — тяжелый), камень (мягкий — твердый ). Игры и упражнения

Слайд 23

«Хорошо–плохо» — берется объект, не вызывающий у игроков стойких положительных или отрицательных ассоциаций и называется как можно больше положительных и отрицательных его сторон. «Выбери троих» — из пяти случайных слов нужно выбрать три и рассказать, для чего они нужны и как могут взаимодействовать.

Слайд 24

«Поиск общих признаков» — берутся два объекта, далеко стоящие друг от друга на смысловой оси, необходимо найти для них как можно больше общих признаков. «Да–Нет» — игроки разгадывают “тайну”, заданную ведущим. Для этого игроки задают ведущему вопросы в такой форме, чтобы он мог ответить “Да” или “Нет”. «Что умеет делать?" Ведущий называет объект. Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.

Слайд 25

« Складушки – вычиталки ». Белка + осень = запасы Дерево - лист = осеннее дерево Небо + вода = осенний дождь Огород + тепло = урожай Холод + лист = листопад Человек + холод = теплая одежда Шишка + сосна = лес Воздух + холод = ветер

Слайд 26

« 4 – й лишний». Дидактическая игра учит группировать предметы методом исключения, тренирует внимание, память, умение сопоставлять, выделять черты схожести и различия предметов, обогащает знания об окружающем мире. « Что бывает…» Что бывает (зелёным, желтым, красным, соленым, мокрым, круглым,…)? «Чем может быть?» Воспитатель называет предмет, а ребенок продолжает называть его свойства.

Слайд 27

«Польза - вред» Воспитатель называет предмет, а дети, в зависимости от свойства предмета, объясняют его пользу и вред. «Преврати себя» Например: ребенок превращается в цветок… О чем он мечтает? Что он видит ночью? Кого боится? О чем шепчутся лепестки? «Кто у кого» Воспитатель бросает мяч всем детям по очереди, называя животное, а ребенок возвращая мяч называет его детеныша.

Слайд 28

- активизация познавательной деятельности детей; - создание мотивационных установок на проявление творчества; - создание условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами); -повышение эффективности овладения всеми языковыми средствами; -формирование осознанности в построении лексико-грамматических конструкций; -развитие гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности. Преимущества методов ТРИЗ

Слайд 29

У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности. ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения. ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы. Положительные стороны ТРИЗ

Слайд 30

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом часе. «ТРИЗ. Его инструментарий в применении к НОД в детском саду»

Выступление на педагогическом часе.«ТРИЗ. Его инструментарий в применении к НОД в детском саду»...

Выступление на педагогическом совете "ТРИЗ – технологии в детском саду"

В центре внимания ТРИЗ – педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение....

Конспект НОД «Описание игрушки» для детей средней группы (4-5лет) (к неделе педагогического мастерства: «ТРИЗ в образовательной деятельности»)

Составление рассказа об игрушке (с элементами ТРИЗ)Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие....

Методические рекомендации по использованию педагогической технологии «ТРИЗ» в дошкольном образовании

Методические рекомендации по использованиюпедагогической технологии«ТРИЗ»в дошкольном образовании...

Доклад на педагогическом совете "ТРИЗ-технологии как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста" (2019 г.)

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте является одним из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. ТРИЗ – это...

Педагогические возможности ТРИЗ-технологий, как средство развития речи дошкольников.

Считаю, работа по ТРИЗ технологиям способствует тому, что ребенок из пассивного слушателя становится активным собеседником, так как во время обучения используются диалоги,  дискуссии, живое общен...

Доклад на педагогическую конференцию "ТРИЗ - педагогика как средство развития творческого воображения старших дошкольников"

Данный материал позволяет познакомиться с ТРИЗ - педагогикой, как игры, методы ТРИЗ способствуют развитию творческого воображения у старших дошкольников....