Игры зимой для детей среднего дошкольного возраста
учебно-методический материал (средняя группа)

Калинина Ольга Васильевна

Большая картотека игр для зимних прогулок детей средней группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bolshaya_kartoteka_zimnih_igr.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

Зимние игры для детей 4-5 лет в ДОУ

Игры зимой для детей среднего дошкольного возраста

Игра «Метель» Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Слышен сильный вой метели:

У-У, У-У, У-У! У-У, У-У, У-У! (Показываем, как воет ветер.)

Гнутся сосны, гнутся ели

На ветру, на ветру. (Качаемся из стороны в сторону.)

 

Все попрятались от ветра –

Кру-ру-ру! Кру-ру-ру! (Наклоняемся вперёд.)

Кто в дупло залез на время,

Кто в нору, кто в нору. (Приседаем.)

 

Вихри снежные кружатся –

Ту-ру-ру! Ту-ру-ру! (Кружимся на месте.)

И сугробы уж ложатся

Поутру, поутру. (Поднимаем руки вверх.)

Игра «Перепрыгиваем через сугробы»

На полу расставлены один за другим предметы разной высоты. Это сугробы. Дети должны перепрыгнуть через них. В конце игры воспитатель отмечает тех, кто не задел и не уронил ни одного предмета.

Метель намела много снега. Вот какие сугробы получились. Как же их преодолеть? Придётся перепрыгивать.

Игра «Холодно - горячо»

Воспитатель прячет какой-нибудь предмет. Дети должны его отыскать. Если они отдаляются от предмета, воспитатель произносит слова «прохладно» и «холодно», а если приближаются к нему, - «тепло» и «горячо». (Можно также говорить: «Тепло, горячо, жарко, обожжёшься!» или «Холодно, мороз, стужа, метель!») Игра закончится, когда предмет будет найден.

Загадки про лесных зверей

Слушаем необычные загадки, в которых названы признаки лесных зверей, и стараемся их отгадать.

Рыжая, пушистая, хитрая - это кто? (Лиса.)

Серый, зубастый, злой - это кто? (Волк.)

Длинноухий, трусливый - это кто? (Заяц.)

Маленький, серый, колючий - это кто? (Ёж.)

Рыжая, проворная, ловкая - это кто? (Белка.)

Зимние загадки (Слушаем загадки и стараемся их отгадать.)

Снег ложится на поля, Стала белой вся земля.

Всюду белые дома. Это к нам пришла... (зима).

 

Во дворе горой, А в избе водой.   (Снег.)

 

С неба звёздочка упала, Поблестев немножко,

И холодной каплей стала На моей ладошке.   (Снежинка.)

 

Белая морковка Зимой растёт.   (Сосулька.)

 

Детки сели На карниз И растут Всё время вниз.   (Сосульки.)

 

И не снег, и не лёд, А серебром Деревья уберёт.   (Иней.)

Игра «Знаем деревья»

Воспитатель произносит разные слова, в том числе названия деревьев. Услышав название дерева, дети должны захлопать в ладоши.

Деревья: дуб, тополь, ива, рябина, клён, осина, сосна, берёза, липа, ель и др.

Игра «То зверь, то птица»

Дети встают в ряд или в круг. Воспитатель (ведущий) произносит слово «зверь» или «птица», после чего бросает мяч одному из участников игры. Игрок ловит мяч, быстро произносит название зверя или птицы и бросает мяч воспитателю (ведущему). Если игрок не смог этого сделать или сделал неправильно, он выходит из игры.

Игра «Деревья»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Летом все деревья Ярко зеленели.

На красивых ветках Листики висели. (Трясём кистями рук.)

 

Осенью деревья Быстро пожелтели.

И на всех деревьях

Листья облетели. (Наклоняемся вперёд и касаемся руками пола.)

 

Снег летит, кружится. К нам зима пришла.

Для деревьев шубки Белые нашла. (Показываем: надеваем шубки.)

Игра «Ивушка» (Слушаем стихи и выполняем различные движения.)

Подрастает ивушка, (Поднимаем руки вверх.)

На ветру качается. (Качаемся из стороны в сторону.)

И всё больше ивушка

К речке наклоняется. (Наклоняемся вперёд.)

 

Низко ветви длинные Над водой свисают.

(Разводим руки немного в стороны и качаем расслабленными кистями.)

Свои ветви ивушка В воду опускает. (Приседаем.)

Игра «Назови птицу»

Дети по очереди произносят названия птиц. Например: воробей, соловей, синица, снегирь, ласточка, голубь, ворона, сорока, утка, курица, гусь, журавль, кукушка, дятел, сокол, орёл, страус и т. д. Победителем станет тот, кто назовёт птицу последним.

Игра «Щука» (Слушаем стихи и выполняем различные движения.)

Щука плавает в воде,

Щука плавает везде.(Делаем движения, как будто плаваем.)

 

На поверхность выплывает, (Поднимаем руки вверх.)

А потом на дно ныряет. (Приседаем.)

 

Щёлк зубами злая щука, А потом сидит без звука.

(Полусогнутыми ладошками изображаем пасть щуки.)

 

Хочет рыбку там поймать.

Как увидит рыбку - хвать!

(Делаем руками перед собой хватательные движения.)

Игра «Холодные и горячие слова»

Воспитатель произносит слова. Дети обнимают себя, будто мёрзнут, если слово - «холодное» (зима, мороз, метель, вьюга, холод, снег, сугроб, сосулька, снежинка), или разводят руки в стороны, будто загорают, если слово - «горячее» (лето, солнце, жара, зной, пустыня).

Игра «Птицы» (Слушаем стихи и выполняем различные движения.)

Машут крыльями синицы И щебечут: «Ци-ци-ци!

Можем мы собой гордиться. Мы, синицы, - молодцы!»

(Машем руками, будто крыльями.)

 

На рябине засвистели Снегири: «Фью-фью, фью-фью!

Ни морозы, ни метели Не страшат нашу семью».

(Делаем перед собой руками волнообразные движения.)

 

Воробей по ветке скачет: «Чик-чирик, чик-чирик!»

Воробей зимой не плачет, Унывать он не привык. (Прыгаем на месте.)

Игра «Кормушки» (Слушаем стихи и выполняем различные движения.)

Птичкам голодно зимой, Нет кормушки ни одной. (Качаем головой.)

Хоть какую пищу Птички всюду ищут.(Смотрим по сторонам.)

 Мы кормушки поместили За свои окошки. (Выставляем руки вперёд.)

Мы насыпать не забыли Семечки и крошки.

(Показываем: насыпаем семечек и крошек.)

 Птички прилетели, (Машем руками.)

На кормушки сели. (Приседаем.)

Крошек поклевали, Семечек поели.

(Стучим пальчиком одной руки по ладошке другой руки.)

 Птички нас благодарят, Из кормушек говорят:

«Вам спасибо! Улетаем, Но вернуться обещаем!»

Игра «Отгадай животное»

Воспитатель бросает игроку мяч и произносит первый слог в названии какого-либо домашнего животного. Игрок ловит мяч, произносит всё название домашнего животного и бросает мяч воспитателю. Например: -Со... (Собака.)

- Ба... (Баран.)

- Ут... (Утка.)

- Ло... (Лошадь.)

- Ко... (Корова, коза.)

Игра «Нарисуй лошадку»

Ребята делятся на две команды. Игроки из каждой команды поочерёдно подбегают к доске и рисуют какую-то часть тела лошади. В конце игры определяется, кто быстрее справился с заданием и чья лошадь оказалась красивее.

Пальчиковая игра «Идёт коза»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая.

(Указательный и средний пальцы выставляем вперёд, остальные пальцы согнуты.)

За ней козлёночек бежит, Колокольчиком звенит.

(Трясём кистями рук, как колокольчиком.)

 

За козлёнком - серый волк. (Показываем «когти».)

Он зубами щёлк да щёлк.

(Полусогнутыми ладошками изображаем пасть волка.)

 

Но коза тут подбежала,

(Указательный и средний пальцы одной руки «бегут» по ладошке другой руки.) Злого волка напугала.

(Указательный и средний пальцы выставляем вперёд, остальные пальцы согнуты.)

Игра «Зимние слова»

Воспитатель произносит слова, характеризующие разные времена года, в том числе и «зимние» слова (зима, снег, лёд, мороз, вьюга, метель, иней, снежинка, сосулька и др.). Услышав «зимнее» слово, дети должны поднять руку и постараться объяснить, как оно связано с зимой.

Игра «Лошадка» (Слушаем стихи и выполняем различные движения.)

Лошадка бежит по дороге,

По снежной дороге зимой. (Бежим на месте.)

Так резво бегут её ноги! Стремится лошадка домой.

(Бежим, высоко поднимая коленочки.)

 

А вьюга сердитая воет. Лошадку страшит её вой.

(Показываем: дуем и воем, как ветер.)

Но сильно пугаться не стоит. Стремится лошадка домой.

(Бежим, высоко поднимая коленочки.)

 

Лошадка бежит быстро-быстро, Качает она головой.

(Качаем головой вправо-влево и вверх-вниз.)

Вокруг всё бело, серебристо. Стремится лошадка домой.

(Бежим, высоко поднимая коленочки.)

Игра «Санки» (Слушаем стихи и выполняем различные движения.)

Мы на горку забирались И с неё на санках мчались.

(Поднимаем руки вверх.)

 

- Берегись! Посторонись! Мчатся санки сверху вниз.

(Машем поднятыми вверх руками и опускаем их вниз.)

 

Мы на саночки садились, Мы на саночках катились.

(Наклоняемся, приседаем и выставляем руки вперёд.)

 

- Эй, держись! Берегись! Мчатся санки сверху вниз.

(В приседе обнимаем себя.)

Игра «Зимняя прогулка»

Слушаем стихи и делаем весёлый массаж: касаемся пальчиками разных частей тела.

Снег идёт, идёт с утра, Поиграть уж нам пора. 

Наденем на ножки Тёплые сапожки. 

А на ручки - рукавички, Рукавички-невелички. 

Спрячем ушки в шапку, Шапку-ушанку. 

Тёплый шарф на шею –И гулять скорее!

Загадки

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Съеду быстро с горки,

Проскочу пригорки.

Утром, спозаранку

Я качусь на... (санках).

 

Есть, ребята, у меня

Деревянных два коня.

Кони эти рыжи,

А зовут их... (лыжи).

 

Я бегу на них вперёд,

Даже ими режу лёд.

Они быстры и легки,

Мои новые... (коньки)

Игра «Найдём слова»

Воспитатель предлагает детям составить вместе рассказ о зиме. Он говорит, что будет начинать о чём-то рассказывать, а они должны догадаться, что дальше, и продолжить, произнести нужное слово (то есть закончить предложение). Если дети сначала не поймут задание, нужно объяснить его на простых примерах.

Зимой с неба падает... (снег).

Речка покрывается... (льдом).

Собираясь на прогулку, дети надевают тёплую... (шубку, куртку).

На голову дети надевают зимнюю... (шапку).

На ручки дети надевают... (варежки), а на ножки... (сапожки).

Ребята катаются на... (санках, лыжах, коньках).

Подвижная игра «Собачка и воробьи»

Цель игры: Закрепить знания о характерных движениях птиц, учить имитировать их голоса.

Описание игры. Воспитатель: Скачет, скачет воробей:

Скок – скок! Скок – скок! (Дети скачут.)

Кличет маленьких детей:«Чив! Чив! Чив! Чив! (Дети повторяют.)

Киньте крошек воробью,

Я вам песенку спою: «Чик – чирик! Чик – чирик!» (Дети повторяют.)

Воспитатель: «Вдруг собачка прибежала, на воробьев залаяла громко – громко».

Ребенок – собачка: «Ав – ав!» Дети - воробьи разлетаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Здравствуй, гостья Зима!" для детей среднего дошкольного возраста от 4-5

На занятии в игровой форме дети знакомятся с признаками зимы, встречают в зимнем лесу медведя и рассказывают ему какая зима, так как он всю зиму спит в берлоге и ничего о ней не знает....

Конспект открытого занятия по окружающему миру "Как дикие животные готовятся к зиме" для детей среднего дошкольного возраста

Конспект ООД по окружающему миру "Как дикие животные готовятся к зиме" для детей среднего дошкольного возраста...

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (аппликация с элементами рисования) на тему: «Город зимой» для детей среднего дошкольного возраста.

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (аппликация с элементами рисования) на тему «Город зимой».Приоритетная образовательная область: художественно-эстетическое развитие.Инт...

Картотека подвижных игр зимой для детей среднего дошкольного возраста.

Картотека подвижных игр зимой для детей среднего дошкольного возраста. Подвижные игры зимой на свежем воздухеРазвлечения на открытом воздухе зимой доставляют детям огромную радость и приносят нео...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Зимушка-зима» для детей среднего дошкольного возраста

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Зимушка-зима» для детей среднего дошкольного возраста...

Дистанционная работа по теме "Как звери готовятся к зиме" для детей среднего дошкольного возраста

Рекомендации для родителей по усвоению темы "Как звери готовятся к зиме" с детьми среднего дошкольного возраста. ...

Дистанционная работа по теме "Зима" для детей среднего дошкольного возраста

В материале представлены задания, игры и упражнения для детей по теме "Зима"....