Конспект НОД "Здравствуй, гостья Зима!" для детей среднего дошкольного возраста от 4-5
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Лазарева Надежда Петровна

На занятии в игровой форме дети знакомятся с признаками зимы, встречают в зимнем лесу медведя и рассказывают ему какая зима, так как он всю зиму спит в берлоге и ничего о ней не знает.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_-_konspekt.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Здравствуй, гостья Зима!

Цель: Систематизировать представления детей о зиме.

Задачи:

Коррекционно – образовательные: Расширять и закреплять представления детей о характерных признаках зимы, совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже) Уточнять и расширять  словарь по теме.  Закреплять знания о геометрических формах. Упражнять в употреблении предлогов «на», «над» и «под», словообразовании с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Коррекционно – развивающие: Активизировать речевую деятельность детей. Развивать диалогическую речь,  координацию движений и речи, тонкую и общую моторику, зрительное восприятие, внимание и память.

Коррекционно – воспитательные: Формировать положительную установку на участие в занятии. Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения художественной литературы. Воспитывать бережное отношение к природе,  умение понимать учебную задачу и выполнять ее.

Оборудование:

  • Аудиозапись "Тайна Снежной королевы";
  • Пиктограммы с признаками зимы;
  • Иллюстрации с признаками зимы;
  • Рукавичка со снежинкой (7 штук);
  • Раздаточный материал для аппликации, схема;
  • Маска медведя и костюм вьюги;
  • Мяч;
  • «Берлога», «пеньки», елка
  • Мольберт;

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций с изображением зимних явлений;
  • Наблюдение за сезонными изменениями на участке детского сада;
  • Чтение сказок «Снегурочка и лиса», «Заюшкина избушка»;
  • Чтение стихотворений «Снег идёт» Л.Воронковой,  «Первый снег» Я.Акима, «Зима» И.Сурикова, «Пирог» П. Воронько
  • Обсуждение пиктограмм;
  • Отгадывание загадок о зиме и зимних явлениях;
  • Изготовление снежинок и рукавичек;
  • Заучивание физкультурной минутки «Зимой» и пальчиковой гимнастики «Снеговик»

Интеграция образовательных областей:  

«Познание»,  «Коммуникация»,  «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье»,  «Художественное творчество», «Музыка»,  «Физкультура».

Виды  детской деятельности:

игровая, продуктивная, коммуникативная, восприятие художественной литературы.

План

1.Организационный момент.

Педагог и дети стоят полукругом.

Педагог: Здравствуйте, ребята. Вы заметили, какая сегодня погода на улице?

(Сегодня на улице очень холодно)

Педагог: Зима  разозлилась. Она решила нас сегодня заморозить. На улице трещит мороз. Метет метель. Воет вьюга. Вспомним, что такое вьюга? Что такое метель?

Педагог: Ой, ребята, посмотрите, письмо. Снежная королева прислала нам письмо. «Берегитесь, сегодня вас вьюга унесет в зимний лес».

Педагог: Ребята, что же делать?

Звучит музыка. Залетает «вьюга» кружится. Накрывает детей и педагога белым покрывалом. Заканчивается музыка. «Вьюга уходит», дети и педагог оказались в зимнем лесу.

2.Введение в тему.

Педагог: Посмотрите ребята. Мы с вами оказались в зимнем лесу. Удивительно, но нам совсем не холодно. Ой, что это там за сугроб?

(Это медвежья берлога)

Педагог: Подойдем к ней поближе?

Медведь просыпается, протирает глаза, потягивается.

Медведь: Ой, что это? Кто вы?

Педагог: Здравствуй, медведь. Это мы, ребята, с группы «Буратино». Нас отправила сюда снежная королева.

Медведь: Почему все белым-бело? Где же ягоды, где грибы? Почему не поют птицы? Тишина.

Педагог: Ребята, а ведь медведь и правда не знает, почему все белым-бело? И почему не поют птицы? Почему, нет ягод и грибов? Скажите, почему он ничего не знает?

(Потому что медведи никогда не встречали зиму. Потому что зимой медведи спят и просыпаются только весной)

Педагог: Расскажем медведю о зиме?

(Да, конечно, расскажем)

3. Чтение стихотворения.  (Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения художественной литературы).

Воспитатель просит детей рассказать медведю стихотворение о зиме.

Всё белым-бело от пуха! Нет порядка во дворе.

  Крутит вьюга-завируха белым снегом в декабре.

     Крутит, мутит, завывает, стонет, охает, поёт!

Снег в сугробы навивает,  погулять нам не даёт!

Педагог: Ну, что, медведь, ты понял, что такое зима?

Медведь: Нет, не понял.

4.Упражнение «Приметы зимы».  (Расширять и закреплять представления детей о характерных признаках зимы, учить находить  признаки зимы самостоятельно, согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже).

Педагог: Ребята,  вспомним и еще раз назовем приметы зимы.

Воспитатель выставляет на мольберте соответствующие пиктограммы, а  дети называют признаки зимы.

(Зимнее  солнце светит, но греет совсем мало.)

(Небо серое, низкое, часто идёт снег.)

(Зимой везде лежит снег,  глубокие снежные сугробы.)

(Зимой реки покрыты толстым, крепким льдом.)

(Зимой день короткий, а ночь длинная.)

(Зимой земля покрыта белым, снежным покрывалом.)

(Зимой люди надевают тёплую меховую одежду.)

(Зимой метут снежные метели. Воет вьюга.)

(Зимой все катаются на лыжах, санках и коньках.)

(Зимой стоят сильные трескучие морозы.)

(Мы любим зиму.)

5.Динамическая пауза «Зимой». (Развитие координации речи с движениями).

Педагог: Зимой очень весело. Какие зимние забавы вы  знаете?  

(Катание на санках, лыжах, коньках. Игры в снежки, постройка крепости.)  Педагог: Покажем медведю как зимой на улице весело?

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх)

На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках)

Потом в снежки мы поиграем, (имитируют бросание снежков)

Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи,  «едут»)

И вмиг спускаемся с горы.

Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)

И заскользили наперегонки.

Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх)

6.Упражнение со снежинкой. (Развитие речевого дыхания, упражнять в употреблении предлогов «на», «над» и «под»)

Педагог:  А знаешь, медведь, как красиво падают снежинки с небес? Ребята тебе сейчас покажут  как  снежинки кружатся, летают, падают. Медленно наберите воздух через нос, щёки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой дуйте на снежинки.

Звучит вальс снежинок. Дети кладут на ладонь снежинки. Медленно набирают  воздух через нос  и сдувают снежинки с рукавицы. Дети предлагают  медведю поиграть вместе с ними

 Педагог: А сейчас положите снежинку на рукавичку.  Где лежит снежинка?  

(На рукавичке)  

Педагог: Снежинка под рукавичкой.  Где,  Маша,  снежинка?  

(Под рукавичкой)

7.Упражнение со снежным комом «Назови ласково».  (Упражнять в словообразовании с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов, активизировать словарь по теме «зима»)

Педагог: Мы очень любим зиму. Поэтому ребята сейчас будут называть зимние слова ласково.

Дети садятся на пол. Воспитатель называет слово и кидает снежный ком одному из детей. Ребенок называет это слово ласково и кидает снежок педагогу обратно. Предлагают медведю поиграть вместе с ними.

Зима – зимушка

Снег – снежок

Сугроб – сугробик

Лёд – ледок

Холод – холодок                                                                                  

Санки – саночки

Снежинка – снежиночка

Снеговик - снеговичок

Мороз – морозик

Ветер - ветерок

8.Аппликация  «Снеговик». (Развивать внимание, память, речь закреплять знания геометрических форм). Пальчиковая гимнастика «Снеговик» (развивать тонкую моторику пальцев)

Давай, дружок, смелей, дружок,   

Кати по снегу свой снежок.          

Он превратится в снежный ком,  

И станет ком снеговиком.   

Его улыбка так светла!                   

Два глаза, шляпа, нос, метла.             

Но солнце припечет слегка – увы! – и нет снеговика. 

Педагог: Ребята, давайте сделаем медведю  подарок, чтобы он вспоминал как весело зимой, покажем ему, каких  снеговиков  умеем лепить из снега. Из каких геометрических фигур будем делать снеговиков? (Из кругов).  Какой круг будем наклеивать первым?

(Большой).

Педагог: Правильно. А какой круг приклеим над большим ?

(Средний.)

Педагог: И последним приклеим маленький круг. Затем нарисуете глаза, приклеите нос и шляпу.  Последовательность выполнения смотрите на схеме.

Дети выполняют аппликацию.

Педагог: Какие замечательные снеговики у вас получились. Я, думаю, что и медведю они понравятся.

Дети дарят медведю свои работы на память. А медведь вручает детям на память красивые снежинки.

9.Итог занятия.

Педагог и дети прощаются с медведем.

Педагог: До свидания, медведь. Теперь ты знаешь, что есть такое время года зима и как зимой всё меняется в природе.

Дети  просят вьюгу вернуть их обратно в детский сад. Звучит музыка.

(Вьюга воет, метель метет.

В детский сад  детей вернёт.)

Педагог: Где мы с вами побывали? Кому мы рассказали о зиме? Почему медведь ничего не знал о зиме?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике для детей среднего дошкольного возраста "Путешествие в гости к цифрам"

  Занятие проводится во второй половине года. Рекомендовано для детей, имеющих устойчивые знания о геометрических фигурах, числах и цифрах в пределах 4-х....

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста «В гости к бабушке»

Конспект НОД  по разделу ФКЦМ для детей среднего дошкольного возраста в рамках тематической недели "Домашние животные" составлен с учетом ФГТ...

Конспект НОД по РЭМП для детей среднего дошкольного возраста на тему "В гостях у короля - Математики"

Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста по математике на тему "В гостях у короля - Математики"...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста "В гости к Светофорчику"

Конспект  непосредственно -  образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста "В гости к Светофорчику"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста на тему «В гостях у Старика- Годовика»

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о временах года. Задачи: 1.     Упражнять детей в количественном счёте, закреплять знание цифр, умение соотносить цифру с ...

Конспект НОД по экологии для детей среднего дошкольного возраста «Скоро зима! Беседа о жизни диких животных в лесу».

Представлен цикл занятий для детей среднего дошкольного возраста на тему"Животные зимой"Конспект  НОД  по экологии для детей  среднего дошкольного возраста  «...

Конспект НОД по экологии для детей среднего дошкольного возраста "Животные зимой"

НОД  по ознакомлению с природой в средней группе детского сада "Беседа о жизни животных зимой"...