консультация для родителей "ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ РЕБЁНКА"
консультация (старшая группа)

Венжина Альбина Ринатовна

Цель: выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителями.
Задачи: помочь родителям определить существующую в семье эмоциональную атмосферу; обсудить вопрос о том, как внутрисемейные отношения влияют на эмоциональное состояние ребёнка; познакомить родителей с возможными способами психологической поддержки детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_vnutrisemeynye_otnosheniya_.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ
РЕБЁНКА

Оптимистический настрой
как доминанта жизни семьи.
А.Макаренко

Время проведения: по плану воспитателя.
Форма проведения: беседа-диалог с элементами практикума.
Цель: выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителями.
Задачи: помочь родителям определить существующую в семье эмоциональную атмосферу; обсудить вопрос о том, как внутрисемейные отношения влияют на эмоциональное состояние ребёнка; познакомить родителей с возможными способами психологической поддержки детей.
Участники: воспитатели, родители.
Место проведения: помещение группы.
План проведения:
#1042;ступительный этап:

упражнение «Детство»
#1054;сновная часть:

анализ результатов анкетирования родителей;

педагогический всеобуч «Психологический климат семьи и его влияние на эмоциональное состояние ребёнка»;

тест «Микроклимат семьи»;

анализ ситуации;

моделирование ситуаций;

обсуждение роли родителей в сохранении положительного эмоционального состояния ребёнка;

анализ семейных ситуаций.
#1055;одведение итогов собрания:

рефлексия.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
#1055;одготовительный этап
#1054;знакомление родителей с программой собрания.
#1040;нонимное анкетирование родителей, анализ и обобщение результатов анкетирования (приложение 1)
#1055;одготовка бланков по количеству родителей для тестирования «Типовое семейное состояние» (приложение 2)
#1054;рганизационный этап
#1054;формление помещения, подготовка оборудования и инвентаря (бланки для тестирования, чистые листы, ручки, магнитофон, аудиозапись по теме собрания).
#1054;формление плаката с названием темы собрания и афоризмами.
«Оптимистический настрой как доминанта жизни семьи» (А.Макаренко)
«Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример тому» (С.Брант)
«Как взрослые ведут себя в семье, так ведут себя в обществе и дети, и виноваты они не больше, чем деревца, засохшие оттого, что почва оказалась отравленной…» (А.Приставкин)
«Детство- это ожидание чуда» (Л.Петрушевский).
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от того в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.Сухомлинский)

III. Вступительный этап
(Приветствие родителей, объявление темы и цели родительского собрания.)
Упражнение «Детство»
Детство- самая прекрасная пора жизни человека, получившая целый букет красивых определений: счастливое, безмятежное, безоблачное…Продолжите этот ряд определений. (Родители продолжают)
Но для некоторых детей детство бывает трудным, и прежде всего, по вине окружающих взрослых. Ребёнок не выбирает семью, родителей и в детстве очень зависит от малого круга общения.
Эмоциональное воспитание ребёнка происходит в первую очередь в семье. Чувства играют исключительную роль в его жизни. Они окрашивают его ощущения, восприятия, представления, мысли. В них выражается отношение ребёнка к окружающему миру.
Очень важно, чтобы у ребёнка в дошкольный период развивался положительный образ «я»- чувство собственного достоинства, формирование которого зависит от условий жизни и воспитания, прежде всего в семье.
Задача семьи- поддерживать достоинство ребёнка, укреплять его хорошее мнение о себе. Это возможно в тех семьях, где ребёнка включают в различные виды деятельности, помогают в них расти, видеть свои достижения и ощущать, что они не безразличны родителям. Возникшее чувство гордости за хорошо выполненное задание, поручение побуждает ребенка к новым победам.
- Как вы считаете, от чего зависит эмоциональное благополучие ребёнка?
(По ходу высказываний родителей воспитатель фиксирует их мысли на доске)

Психологический климат семьи;

Оценка и самооценка ребенка;

Успешность в деятельности;

Успешность социальных контактов со взрослыми (педагоги, родители);

Взаимоотношения со сверстниками.


IV. Основная часть
Анализ результатов анкетирования родителей (приложение 1).
Уважаемые родители, накануне собрания мы провели анонимное анкетирование. Благодарим вас за ваши откровенные ответы. Они помогут нам сегодня обозначить круг актуальных вопросов по теме собрания. Итак, были получены следующие результаты:

…..% родителей знают, …% не знают, от чего зависит психологический настрой ребёнка;

интересуются результатами детской деятельности …% родителей;

встречают ребёнка из детского сада вопросом «Чем кормили?»(«Что ты сегодня кушал?»)….%родителей;

интересуются эмоциональным состоянием ребёнка,встречая его аопросом «Что было интересного в детском саду?»…..% родителей;

принимают мысль о несостоятельности своего ребенка, встречают его вопросом «Как ты себя сегодня вёл?» ….% родителей;

знают, как реагировать на успехи и неудачи своего ребёнка, а следовательно, как создать благоприятную психологическую атмосферу для ребёнка …%родителей.
Как видим , у многих из нас недостаточно знаний по данному вопросу. Давайте сегодня рассмотрим эту проблему.

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Что включает в себя понятие «семейные отношения»?

Представьте, что вы встретили инопланетян, которых неизвестно такое понятие, как семейные отношения. Объясните, что это такое. Объяснение должно быть лаконичным, понятным, легко запоминающимся и вызывающим положительные эмоции.

В педагогической литературе мы встретили несколько определений этого понятия. Я сейчас озвучу наиболее распространенные из них, а вас попрошу выбрать одно, близкое вам и обосновать свой выбор.

Семейные отношения —это:

а) характер взаимоотношений взрослых и детей в семье;

б) эмоциональное проявление членов семьи;

в) принятые в семье нормы поведения всех ее членов.

(Родители высказывают свое мнение, приводят примеры из опыта семейного испытания.)

2. В чем заключается роль родителей для создания эмоционального благополучия детей?

3. Как вы понимаете термин «психологическая (родительская) поддержка»?

Родительская поддержка - это процесс, в ходе которого родитель подчеркивает достоинства ребенка с целью укрепления его самооценки.

Родители должны помочь ребенку поверить в себя и свои способности, объяснить причины неудач и поддержать в сложной ситуации. Но для этого они сами должны почувствовать уверенность. Родители никогда не смогут оказать поддержку своему ребенку до тех пор, пока не научатся понимать себя и не достигнут самоуважения.

Следует помнить, что в семье могут происходить процессы, способные привести ребенка к разочарованию в собственных силах. Это:

- завышенные требования родителей;

- соперничество братьев и

- чрезмерные амбиции ребенка.

Помощь родителей заключается в том, чтобы подчеркивать способности и возможности детей.

Сделаем вывод: поддержка ребенку крайне необходима. Она является важнейшим фактором способным улучшить взаимоотношения между родителями и

ребенком.

4. Почем родители часто позволяют себе высказывания типа: «Ты всегда плохо справляешься со своими обязанностями, и я вынуждена исправлять,

Вынуждена исправлять все за тебя

Причины подобного поведения могут быть следующие:

родители разговаривают с ребенком так же, как разговаривали с ними в дошкольном возрасте;

взрослая жизнь в социуме приучает родителей к постоянному

столкновению с неудачами, к ожиданию худшего, т. е. сами взрослые изначально не веря в удачу ребенка.

Можно сделать вывод: стремление к тому, чтобы у ребенка сформировалось позитивное отношение к жизни, чтобы у него не появилась привычка ожидания неудачи и разочарования, - одна из главных задач родителей. Поэтому важно поощрять и поддерживать ребенка в его самостоятельных начинаниях.

Вопросы для обсуждения

- какие последствия для психического и эмоционального самочувствия ребенка могут иметь такие ситуации в семье

- Можно ли их избежать?

- Как обычно маленькие дети реагируют на повышенный тон общения в

семье, становясь свидетелями семейных разногласий?

В эмоционально неуравновешенном поведении взрослого две причины: заболевание и распущенность.

- Как вы думаете, какой процент составляет каждая из причин?

(Родители высказывают свои предположения.)

1% - заболевание, а 99%распущенность. Это выявил психолог И. Плотниекс, написавший для родителей книгу «Психология в семье».

Детские психиатры утверждают. -: семейная атмосфера, насыщенная психическим и эмоциональны напряжением, формирует из детей неустойчивых истериков или запуганных, мрачных людей.

- Согласны ли вы с подобным мнением?

(Родители высказывают свое мнение.)

Анализ ситуации

А сейчас предлагаю вам проанализировать жизненную ситуацию.

После выходного дня воспитатель спрашивает у детей, как они отдохнули. Один мальчик с радостью сообщил:

- У меня было хорошее воскресенье.

- Чем же? - интересуется воспитатель.

- А у папы было очень хорошее настроение!

Согласны ли вы с утверждением, что наше настроение определяет и наше поведение?

(Родители высказывают свое мнение.)

Давайте попробуем посмотреть со стороны на поведение взрослого в зависимости от его настроения. Кто желает принять участие в небольшой инсценировке.

Родители принимают участие в инсценировке следующей ситуации:

Ребенок играя разбил вазу.

Задание 1. Покажите свою реакцию на эту ситуацию, если у вас в тот момент было прекрасное настроение

— Что бы вы сказ ему? Каким тоном?

(Инсценировка ситуаций родителями.)

Задание 2. Смоделируйте свою реакцию на ту же самую ситуацию, если бы вы были чем-то подавлены, в мрачном расположении духа.

(Инсценировка ситуации родителями.)

Все это позволяет нам сделать вывод о том, какое значение имеет душевное равновесие взрослого для эмоционального самочувствия и

безопасности психической жизни ребенка в семье.

Обсуждение роли родителей в сохранении положительного эмоционального состояния ребенка

—Что должны делать родители, чтобы сохранить положительное эмоциональное состояние ребенка?

(Суждения родителей)

Оказывается, задач у родителей несколько. Вот главные:

- создавать оптимальные условия для роста и развития ребенка;

- удовлетворять естественные потребности;

- обеспечивать безопасность;

обеспечивать адаптацию к жизни;

воспитывать ребенка.

Подведение итогов.

В заключении хочется сказать, что развитие ребенка - - сложный, определяемый многими факторами процесс. Но опыт свидетельствует: особенности отношений между супругами – одно из важнейших условий формирования его личности.

Если между супругами царят доверие, взаимопонимание, если их взгляды схожи, то тревожность и конфликтность ребенка снижаются, он не испытывает чувства неполноценности, улучшаются его отношения с окружающими (с близкими родственниками, воспитателем, он становится более собранным, организованным, чувствует себя защищенным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Проявление эмоционально-эстетического отношения к действительности в рисунках дошкольника"

Проявление эмоционально-эстетического отношения к действительности в рисунках дошкольника Наиболее широко используемой методикой для измерения эмоционального состояния и особенностей личности реб...

Консультация для родителей "Обеспечение эмоционального благополучия ребенка в семье"

Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка в семьеДошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимост...

Консультация для родителей. «Обеспечение эмоционального благополучия ребенка в семье»

Неврозы детей дошкольного возраста.Причины их возникновения.Типы неправильного воспитания.Как предотвратить невроз....

Консультация для воспитателей "Развитие эмоциональной сферы детей средствами разных видов искусства" (из опыта работы)

Освещена система работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста (сотрудничество МДОУ "Детский сад №70" с КВЦ "Радуга" и Чувашским государственным художественным музеем).Опи...

Консультация для родителей ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Отношения человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в действиях, но и переживаются в виде эмоций. Эмоции есть одна из форм отражения сознанием реального мира.Сопровождая практи...

Консультация - презентация для педагогов "Эмоциональные нарушения у детей дошкольного возраста".

Эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон. По данному вопросу можно много говорить. Я ...