Консультация для воспитателей "Развитие эмоциональной сферы детей средствами разных видов искусства" (из опыта работы)
консультация (подготовительная группа) по теме

Освещена система работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста (сотрудничество МДОУ "Детский сад №70" с КВЦ "Радуга" и Чувашским государственным художественным музеем).

Описаны методы и приемы работы с детьми при ознакомлении с изобразительным искусством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley-2013.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

        Известные психологи Б.С. Волков и Н.В. Волкова определяют эмоции как переживания человека в данный момент своего отношения к чему-либо, а чувства – как выражение человеком долговременного оценочного отношения. С первых дней жизни ребёнок сталкивается с многообразием окружающего мира. Взрослые знакомят малыша со всем, что его окружает, и всегда, в той или иной форме выражают своё отношение к вещам, поступкам, явлениям с помощью интонации, мимики, жестов, речи.

        Эмоции и чувства у дошкольников формируются в процессе общения с другими людьми. При недостаточных эмоциональных контактах возможна задержка эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь.

        Важной целью в воспитании детей дошкольного возраста  является воспитание эмоционально отзывчивого, разносторонне развитого счастливого человека. Человек – существо социальное. Социализация  - процесс взаимодействия человека с обществом. В «Концепции» дошкольного воспитания была поставлена цель – согласования рождающихся у ребёнка эмоций с социально заданными формами эмоциональных переживаний и проявлений взрослых. Однако в ходе социализации ребёнок сталкивается с ситуативным дискомфортом, в процессе которого может развиться устойчивое эмоциональное неблагополучие. Наша задача не в том, чтобы уберечь ребёнка от дискомфорта и конфликтов, а в том, чтобы развить эмоциональную сферу, научить выражать свои эмоции, понимать чувства других людей, сравнивать их, анализировать, регулировать таким образом, чтобы было комфортно и самому себе и окружающим.

        Средствами развития эмоциональной сферы детей являются:

- художественная литература

- изобразительное искусство

- музыка

- природа

- общение

- развивающая среда

 - виды детской деятельности и т.д.

        На мой взгляд, наиболее действенным средством развития эмоциональной сферы детей является искусство, а точнее сказать, синтез искусств.

        Всякое произведение подлинного искусства – всегда чудо. Вспомните свои переживания при чтении произведений великих русских и зарубежных писателей. За жизнью героев книг, их мыслями и чувствами вы следите с таким волнением, как будто речь идёт о ваших близких. Вместе с ними вы плачете и смеётесь, надеетесь и разочаровываетесь, любите и ненавидите. В этом и состоит неповторимое чудо искусства. А теперь вы стоите перед картиной В.Петрова «Тройка». Вас сразу охватывает чувство боли, сострадания, жалости к этим бедным, замёрзшим, голодным детям. Мы уже представляем себе и их холодное жилище, скудный ужин, крики хозяина, жизнь без просвета и радости. Потрясённые великим таинством искусства, мы можем долго простоять перед этой картиной, размышляя и переживая за судьбы этих детей. Так же сильно и глубоко воздействует на нас музыка. Она заставляет нас тревожиться, плакать, гордиться, танцевать, петь, надеяться.

        Искусство является сложной системой, включающей в себя многие виды – литературу, живопись, музыку, театр, кино и т.д. Их необходимо максимально синтезировать, чтобы ребёнок воспринимал художественный образ ярче, целостнее.

        О влиянии художественной литературы на эмоциональное развитие ребёнка я подробно говорила 2 года назад в своём докладе из опыта работы по теме: «Развитие эмоций дошкольников средствами художественной литературы». Поэтому на этом вопросе я останавливаться не буду.

        Вы знаете, что наш детский сад работает над реализацией проекта «Мы входим в мир прекрасного». Мы с детьми с сентября 2005 года тоже включились в эту работу.

        А.А. Блок писал: «Живопись учит смотреть и видеть (это вещи разные и редко совпадают). Благодаря этому живопись сохраняет живым и нетронутым то чувство, которым отличаются дети».

        Искусство пробуждает у детей-дошкольников эмоционально- творческое начало. Эмоциональная насыщенность восприятия, по словам В.А. Сухомлинского – это духовный заряд детского творчества. При знакомстве ребёнка с произведениями живописи с целью усиления эмоционального воздействия на детскую душу я использовала музыку (живую, как вы видели на занятии «Путешествие в мир живописи», или в записи). Необходимо только так подобрать музыку, чтобы она усиливала и подчёркивала общее настроение картины (тревогу, покой, радость, страх и др.). В этом неоценима помощь музыкального руководителя.

Нельзя забывать и о художественном слове, которое может предшествовать восприятию картины или непосредственно сопровождать его. Часто удачно подобранное стихотворение помогает детям понять глубокий смысл произведения, всмотреться в картину и увидеть то, что сразу не заметили.

При восприятии жанровой картины необходим рассказ воспитателя  или экскурсовода. Так, в последнее наше посещение Чувашского Государственного Художественного музея, мы рассматривали большое по размеру полотно чувашского художника, на котором изображена сцена из жизни древних чуваш-язычников, где девушку привязывают к дереву «кереметь» на ночь. Вначале дети прошли мимо этой картины; незнание чувашских обычаев непонимание образов не позволило детям самостоятельно воспринять и оценит картину. И только яркий, эмоционально- окрашенный рассказ экскурсовода заставил детей всмотреться в картину, понять художественные образы. Дети испытали чувство жалости, сострадания к невинной девушке и её матери.

Значение музея в эмоциональном воспитании детей огромно.  Встреча с подлинным искусством в музее оказывает на детей более сильное эмоциональное воздействие, чем репродукции, пробуждает у них интерес к живописи. Эмоциональное восприятие произведения, его анализ, осмысление идеи картины создают условия для воспитания эмоционально-оценочного отношения к её содержанию. Неисчерпаемым источником развития эмоциональной сферы ребенка являются произведения портретной живописи. Они показывают детям лучшие черты человека, чувство сопереживания, эмоционально-эстетическую отзывчивость к духовному миру человека. Портреты должны  быть доступны детям (портреты детей, сказочных и былинных героев, людей разных профессий, женские портреты), носить воспитывающий, гуманный характер, ярко выражать эмоциональное состояние. Чем эмоциональнее, убедительнее произведение, тем сильнее оно действует на чувства и сознание зрителей. И средства выразительности, которые использует художник, должны быть разнообразными (цвет композиции, ритм, мимика). Ребенок приобретает умение всматриваться в лица людей, понимать их радости и печали, но самое главное – он учиться сопереживанию.

В рамках музейно-педагогической программы «Мы входим в мир прекрасного» была разработана программа сотрудничества Культурно-выставочного центра «Радуга» и МДОУ «Детский сад №70». Хочу подробно остановиться на тематике экскурсий, на задачах по развитию эмоций детей. Так, в сентябре: «Осенняя пора – очей очарованье» (Знакомство с пейзажами И.И. Шишкина и И. Левитана).

Одна из задач – способствовать развитию эмоционального переживания пейзажного образа. В группе до экскурсии мы читали и заучивали стихи об осени. После экскурсии мы с детьми рассматривали репродукции русских художников с осенними пейзажами, рисовали на тему «Золотая осень», «Поздняя осень».

В феврале – «Удивительный мир людей» (Знакомство с портретом).

Задачи экскурсии:

  1. Формировать интерес к человеку, его внутреннему миру.
  2. Способствовать развитию понимания человеческих эмоций и их изображения в искусстве.
  3. Дать понятия жанра «портрет», подвести к пониманию того, что в портретах художник передает не только внешность человека, но и его настроение, переживание, характер.
  4. Формировать наблюдательность и внимание по отношению к людям, к миру человеческих чувств.

До музея мы читали произведения художественной литературы об уникальности каждого человека, изучали разнообразие эмоций человека, рассматривали пиктограммы эмоций.

После музея шло закрепление знаний об эмоциях, о жанре «портрет», его видах, рассматривание портретов, рисование «Портрет папы», аппликация «Веселые человечки».

В апреле – «Волшебство сказки» (Знакомство с творчеством В. Васнецова).

Одна из задач: способствовать восприятию человеческих переживаний, эмоций через художественные образы. До музея читали сказки «Иван-царевич и Серый волк», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», былины о русских богатырях.

После музея рассматривали иллюстрации к сказкам и былинам в книгах (книжная графика), рисовали на тему «Любимая сказка».

Наряду с посещением КВЦ «Радуга» мы с детьми один раз в месяц ходили на экскурсии в ЧГХМ, где дети знакомились с произведениями чувашских художников-живописцев, графиков, скульпторов, с видами искусства, с жанрами живописи, с видами народного декоративно-прикладного искусства (вышивка, керамика, резьба по дереву и др.)

Параллельно со всей этой работой в группе один раз в неделю я проводила занятия по  ознакомлению с искусством. В методическом кабинете разработаны перспективные планы по ознакомлению детей с изоискусством. На каждом занятии мы решали воспитательные задачи: воспитывать эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, нравственные качества личности: доброту, отзывчивость, любовь к Родине.

Перечислю приемы  ознакомления детей дошкольного возраста с изобразительным искусством, которые я использую в своей работе:

  • искусствоведческий рассказ педагога;
  • рассказ – образец личностного отношения педагога к понравившейся картине;
  • беседа;
  • прием «вхождения» в картину;
  • воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий;
  • прием точных установок;
  • прием сравнения;
  • классификация (на занятиях по классификации пейзажной живописи хорошо использовать музыку и поэзию);
  • дидактические игры;
  • пояснение;
  • акцентирование деталей;
  • вызывание адекватных эмоций (вспомни, какое настроение у тебя было);
  • оживление детских эмоций с помощью литературных и песенных образов;
  • игровые приемы;
  • музыкальное сопровождение.

Но даже при использовании на занятиях разнообразных методов и приемов, мы не получим хороших результатов. Занятие проводится фронтально. Мы знаем, что каждый ребенок развивается в своем темпе, и невозможно, чтобы все дети на одном – двух занятиях усвоили полученную информацию. Поэтому необходима работа с небольшой подгруппой и индивидуальная работа. В блоке совместной деятельности мы с детьми проводили:

  • беседы по картинам;
  • рассматривание репродукций картин известных художников;
  • чтение художественной литературы и определение эмоциональных состояний героев;
  • рассматривание иллюстраций в книгах;
  • знакомство, рассматривание произведений русского и чувашского декоративно-прикладного искусства;
  • прослушивание музыки (П.И. Чайковского и др.);
  • дидактические игры с открытками на дифференциацию видов искусств, жанров живописи;
  • дидактические игры «Подбери портрет, соответствующий музыкальному отрывку по настроению», «Найди картину с временем года, описанным в стихотворении»;
  • рисование под музыку различных эмоциональных состояний;
  • упражнения – этюды для выражения с помощью мимики и пантомимики определенных эмоций («Раздумье», «Вкусные конфеты», «Соленый чай», «Остров плакс», «Грязь», «Муха», «Лисичка подслушивает»;
  • этюды по картине (по жанровым картинам). (Оживление);
  • пластические этюды для рук под музыку («Листья падают …», «Снег кружится …», «Бегут ручьи …».

Я стараюсь, чтобы развивающая среда в группе была насыщена произведениями искусства (репродукциями картин, предметами декоративно-прикладного искусства, малыми скульптурными формами и народными игрушками). Ребенку доступны открытки с репродукциями картин, наборы открыток «Чебоксары», «Голубая Гжель», «Дымковская игрушка». Дети любят рассматривать их, обыгрывать, изображать эмоции перед зеркалом, играть с ними в «Музей» и «Школу».

В нашем детском саду в помощь воспитателям сделана подборка репродукций картин и интересной информации о художниках и их произведениях, много познавательного материала по живописи, по искусству вообще, имеется большое количество демонстрационного и раздаточного материала. Есть и необходимая методическая литература по ознакомлению детей с пейзажной живописью, книжной графикой, скульптурой, архитектурой и др. Сейчас, когда в сетке занятий у нас есть специальное занятие по развитию речи, я стала использовать занятия по развитию речи на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства из книги «Развитие речи и творчества дошкольников» (под ред. О.С. Ушаковой). Авторы предлагают осуществлять развитие речи детей на материале произведений живописи в сопровождении литературных и музыкальных произведений, что повышает эмоциональность восприятия и способствует более глубокому проникновению в художественный образ. Важнейшими задачами этих занятий являются обогащение речи детей выразительными средствами (метафорами, эпитетами, сравнением), обучение рассказыванию по картине (натюрморту, портрету, пейзажу), знакомство с художественной литературой, развитие умения строить предложения разных типов.

Только использование в комплексе всех форм работы с детьми во всех трех блоках детской деятельности, разнообразных методов и приемов, позволило мне достичь хороших результатов в работе по ознакомлению детей с изобразительным искусством. С другой стороны, результатом работы стало успешное развитие эмоциональной сферы детей. Об этом свидетельствуют данные ежегодного мониторинга, где кроме выявления знаний детей о видах изобразительного искусства, о жанрах живописи, о художниках и скульпторах,  мы выявляли способность ребенка к восприятию и эмоционально-личностное отношение к произведению искусства. В этой (четвертой) серии диагностики результаты работы на начало и конец учебного года в выпускной группе были следующие:

высокий уровень – 5 детей ----- 7 детей

выше среднего – 8 детей ----- 6 детей

средний уровень – 5 детей  ---- 9 детей

ниже среднего – 3 ребенка ---- 0 детей

низкий уровень – 1 ребенок ---- 0 детей

Увеличилось количество детей, которые свободно отвечали, почему понравилась картина, высказывали личные ассоциации, свое эмоциональное отношение. Их речь стала богаче, ярче, образнее, мимика выразительнее. Дети стали более внимательны друг к другу, эмоционально отзывчивее к чувствам других людей, что доказывает эффективность системы работы по развитию эмоциональной сферы детей посредством различных видов искусств.

Литература

  1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. – М.: Педагогическое общество России, 2000 г.
  2. Карачунская Т.Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ: Интегрированные занятия / Под ред. К.Ю. Белой, Т.С. Комаровой. – М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
  3. Курочкина Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: Детство – ПРЕСС, 2003 г.
  4. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом (библиотека программы «Детство»). – СПб.: Детство – ПРЕСС, 2004 г.
  5. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. – М.: Линка – ПРЕСС, 2003 г.
  6. Развитие речи и творчества  дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. (Под ред. О.С.Ушаковой) – М.: Сфера, 2004 г.
  7. Программа воспитания ребенка-дошкольника. Чебоксары 1995 г.
  8. Тихонова О.Г. Дошкольнику о музейной культуре: Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей. – М.: АРКТИ, -2006 г.
  9. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи: Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1992

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Коррекция эмоциональной сферы детей средствами музыки, пластики, театра"

Консультация проводится музыкальным руководителем и предназначена для воспитателей всех возрастных групп детского сада....

Статья на тему: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

Искусство для детей-это яркая страница в большом искусстве, в искусстве взрослых. Оно подчинено тем же законам, хотя и имеет свои особые черты. Но оно так же разнообразно по видам и жан...

Презентация "ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАЗНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА" (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

1 слайд           Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Сухомлинский В. А.2 слайд ...

Механизм интеграции является именно образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый детьми в разных видах художественной деятельности.

В литературе - слово, в театральной деятельности - движения, изобразительной деятельности - рисунок, в музыке - мелодия....

Знакомство с художественной литературой средствами разных видов искусств.

Воспитание детей средствами искусства слова – сложный педагогический процесс. Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. Дети дошкольного возраста еще не читатели, а слу...

" Развитие творческих способностей дошкольников в разных видах деятельности" ( из опыта работы)

Творческое начало заложено по природе в каждом человеке, очень важно,  как можно раньше приступить к его развитию....