«Развитие эмоциональной сферы дошкольников через объединение видов искусства: музыка + танец + ИЗО».
план-конспект по музыке по теме

Обобщающий опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_opyt_raboty.doc55.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска

«Детский сад №339 общеразвивающего вида»

Обобщающая работа

«Развитие эмоциональной сферы дошкольников через объединение видов искусства: музыка + танец + ИЗО».

Выполнила: Рядовая Галина Геннадьевна

(музыкальный руководитель)

Омск 2012

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного

воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от интеллектуальной. Конечно, не маловажная роль отведена в них развитию творчества, знакомству с искусством, живописью, народными промыслами. Но любое искусство становится созерцаемым, если оно не оставляет эмоциональных впечатлений, не заставляет сопереживать.

 Получив второе образование  - психолога, я по – иному посмотрела на вопрос эмоционально – потребностной сферы ребенка. Поэтому я не случайно выбрала для себя работу над темой «Развитие эмоциональной сферы дошкольников через объединение видов искусства: музыка + танец + ИЗО». Главная задача моей программы – забота об эмоциональном благополучии детей, развитие творческого потенциала, сохранять и развивать в детях способность к живому эмоциональному переживанию.

Ребенок дошкольного возраста – это человек, который впитывает как губка новую информацию, как плохую, так и хорошую. К сожалению, проведя анкетирование родителей, а так же беседуя с детьми, я пришла к выводу, что дети большую часть познавательной информации получают в детском саду и с помощью телевизионных фильмов и передач. По итогам анкетирования лишь небольшой процент родителей старается отследить поток телевизионной и, какой – либо другой информации воспринимаемой ребенком.

Мир дошкольника – это мир эмоций, который безграничен. И кроме радости и грусти, существует эмоция страха, гнева, счастья, удивления, восторга, которые являются постоянными спутниками человека. Эмоции характеризуют наши чувства, внутреннее состояние и поступки. К сожалению, создатели современных развлекательных телепередач не всегда придерживаются нравственных норм, что значительно осложняет выбор ребенка между плохим и хорошим. И уж совсем непонятным становится несоответствие действий и эмоций, когда например герой мультфильма падает, ударяется, и т.д., а с экрана звучит веселая мелодия и смех. Малыш, который сопереживает герою, слушая тревожную музыку, в жизни никогда не останется равнодушным к слезам, горю. Развитием эмоций необходимо заниматься, так как эмоциональная отзывчивость – одна из важнейших музыкальных способностей, которая воспитывает высоконравственные качества личности. Ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии и становлении личности. Эмоции мотивируют, организуют и направляют восприятие, мышление и действие. Умение выражать свои чувства – это важный показатель внутреннего мира ребенка, свидетельствующий о его благополучии, возможных перспективах гармоничного развития.

Теоретическим основанием моей педагогической идеи стали научные труды известных музыкантов и музыкантов – психологов:

  1. Дифференциальная теория эмоций К. Изарда. Суть теории в том, что основную мотивационную систему человека составляет 10 базовых эмоций: интерес, радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вина. Каждая эмоция имеет конкретные функции и чувственные характеристики. Эмоции рассматриваются как личностные процессы, придающие смысл и значение человеческому существованию.
  2. Теория развития творческого потенциала личности Е. Л. Яковлевой. Основным условием осознания и проявления ребенком своей индивидуальности является называние, принятие и поддержка взрослым его эмоциональных проявлений. В регуляции поведения дошкольников важную роль играют высшие художественно – эстетические и социальные эмоции, определяющие осознанные формы поведения.
  3. Теория развития музыкальных способностей Б. М. Теплова. Он писал, что восприятие музыки идет через эмоцию, но эмоцией не кончается. Развитие способности воспринимать музыку и переживать всю гамму человеческих эмоций является важной задачей музыкального воспитания детей.

  1. Концепция музыкального воспитания дошкольников О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры», которая обобщает последние достижения науки и практики в области музыкального развития детей. Восприятие – является ведущим видом деятельности.

Но музыка далеко не единственный фактор, вызывающий эмоции. Эмоции может вызывать и живопись, как положительные, так и отрицательные. Ребенок достаточно хорошо может определить характер или настроение той или иной картины.

Пластика, движение, танец, как правило, любимое занятие детей, чаще всего сводится к разучиванию определенного объема движений. Конечно, дети с радостью воспринимают новые упражнения, задания, но, разучивая некоторые игры и танцы, я обратила внимание, что дети не могут передать игровой образ того или иного героя лишь потому, что привыкли, что движения должны быть разучены. Детям достаточно трудно изобразить персонаж игры или танца, не поняв его эмоционального состояния.

Соединив все идеи и предложения, ученых в одно целое, я выработала собственное направление моей деятельности. Через объединение нескольких видов искусств, ввести детей в сложный мир человеческих эмоций, прожить определенные эмоциональные состояния, выразить эмоцию с помощью движения, пения, мимики, пластики, рисования. Определив данное, как цель своей педагогической идеи я выделила несколько задач:

  1. познакомить детей с основными «базовыми « эмоциями;
  2. выявить общее эмоциональное состояние ребенка и его самооценку;
  3. определить шкалу духовных ценностей;
  4. выявить предпочтения определенных видов деятельности;
  5. дать понятие о разделение эмоций на положительные и отрицательные;
  6. помочь ребенку отрегулировать имеющиеся эмоции (страх, гнев, злобу и т.д.), препятствующие его полноценному личностному росту;
  7. учить различать эмоции по схематическим изображениям;
  8. учить передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные виды музыкальной деятельности;
  9. учить детей слушать и понимать музыку, быть эмоционально отзывчивыми.

Первым шагом моей деятельности в этом направлении была подготовительная работа. Я изучила и проанализировала учебно-методическую литературу, пособия, скорректировала программу О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры», в которой музыкальные произведения направлены на развитие эмоций, подобрала и разработала ряд музыкально – дидактических игр (включая игры – драматизации, танцтерапию, логоритмику).

На первом этапе была проведена диагностика детей 5 – 6 лет, с целью выявления исходного уровня развития эмоциональной сферы, а так же выявления наиболее проблемных разделов музыкального воспитания для каждого ребенка. Диагностика проводилась в форме подгрупповых занятий, продолжительностью не более двадцати минут, численностью пять – шесть человек.

1 задание – ребенок подбирает цвета для домиков, в которых «живут» ряд социальных и нравственных категорий (счастье – горе, справедливость – обида и пр.);

2 задание – через цвет ребенок отдает предпочтение отдельным видам музыкальной деятельности;

3 задание – через цвет выражают свое внутреннее отношение к прослушанному отрывку музыкального произведения;

4 задание – самостоятельно пропеть небольшой отрывок из хорошо знакомой песни «О чем плачет дождик». Е. Тиличеевой;

5 задание – исполнить ранее разученный танец «Веселая полечка», с использованием таких танцевальных движений, как ковырялочка, боковой галоп, поскоки и т. д.

6 задание – предложила самостоятельно подобрать движения для свободной русской пляски.

7 задание – передать простой ритмический рисунок, используя хорошо знакомые детям детские музыкальные инструменты.

На первом этапе большинство детей показали средний уровень музыкального развития. Большинство детей с трудом смогли выразить свои чувства, слабо конкретизировали эмоции. Дети с трудом могут высказаться о музыке, подобрать слова для определения настроения, характера, звучания. Им было трудно подобрать движения по характеру музыки, передать игровой образ. При исполнении песни дети часто пели недостаточно выразительно и эмоционально, не всегда верно в интонационном плане. Но самое сложное для детей оказалась игра на детских музыкальных инструментах, так как дети с трудом воспроизводили ритмический рисунок.

Следующим, вторым этапом стала реализация поставленных задач. На первых занятиях мы учились слушать музыку внимательно, вслушиваться в нее, учились высказываться об услышанном. Для слушания я использовала музыкальные произведения из программы О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Музыка подбиралась определенным образом, по принципу В. И. Петрушина моделирования эмоций в музыке. После прослушивания все дети учились выражать свое внутреннее состояние через движение, мимику, пение, игры – драматизации, рисование, беседы. Вся работа была направлена на формирование и расширение спектра распознаваний эмоций, умение выразить их, прочувствовать, «выплеснуть», т.е. освободиться от отрицательной энергии, регулировать свое поведение и проявлять симпатию, сопереживать друг другу.

Параллельно я проводила работу по ознакомлению детей с музыкальными инструментами, оркестрами (симфонический, народный, эстрадный). В течение нескольких занятий дети слушали симфоническую сказку С. С. Прокофьева «Петя и волк». Это богатый материал  для передачи образов в движении, рисунке. После ознакомления детей со сказкой, детям было дано задание инсценировать ее. Так дети с помощью движений могли передать образ сердитого дедушки, утки, которая, переваливаясь, шагает к луже, веселого мальчика Петю и т.д. На заключительном занятии дети изображают в рисунке понравившихся героев.

Таким образом, при соединении музыки, танца и изобразительной деятельности, дети получают гораздо больше впечатлений от музыки,  глубже понимают образ, проявляют творчество.

Третий этап – контрольный. Для определения результатов моей деятельности я вновь использовала диагностику. Контрольный этап пришелся на конец учебного года, дети имели достаточный опыт общения с музыкой. Результаты исследования в данной группе детей показали положительную тенденцию. По итогам диагностики уровень музыкального развития в целом достаточно изменился. 53% детей имеют высокий уровень, 47% средний, а показателей низкого уровня не наблюдается. По видам музыкальной деятельности был отмечен явный рост. Большинство детей достаточно свободно и осознанно характеризуют услышанное произведение, могут определить музыкальный жанр, эмоционально откликаются на музыку, умеют соотнести содержание музыки с картиной, с ее эмоционально – образным содержанием. Пение стало более эмоциональным и чистым в интонационном плане. Стали более выразительно и ритмично двигаться, эмоционально откликаются на данный вид деятельности. Дети с легкостью узнают звучание знакомых музыкальных инструментов. Для передачи игрового образа дети свободно используют различные формы: пантомиму, мимику, ритмические движения. Могут самостоятельно составить небольшую танцевальную композицию из знакомых движений.

Игра на музыкальных инструментах по-прежнему один из сложных разделов музыкальной деятельности, но в конце учебного года дети могли самостоятельно исполнить заданный ритмический рисунок на ударных инструментах, самостоятельно исполнить на металлофоне простейшие мелодии («Кузнец», «Крокодил», «Паровоз» и т.д.).

В подготовке к праздникам дети часто разучивали инсценировки. К концу года дети более эмоционально передавали образ героя, а потому сама инсценировка доставляла детям радость.

Подводя итоги, на основе сопоставления анализа полученных данных, обработанных с помощью диагностических карт, можно сделать вывод о том, что реализация программы «Развитие эмоциональной сферы дошкольников через объединение искусств: музыка + танец + ИЗО» - эффективна. Полученные данные свидетельствуют о результативности данной программы. У детей расширился спектр распознавания «базовых» эмоций, повысился уровень предпочтения определенных видов музыкальной деятельности. Кроме того, у детей повысился уровень предпочтения позитивных эмоций, а негативный понизился. Это свидетельствует о развитии личности и позитивного восприятия старшими дошкольниками окружающего мира. Цель, поставленная мной в начале работы – создание условий для развития эмоциональной сферы детей через музыкальное искусство была достигнута, что подтверждают результаты диагностики.

В дальнейшем я планирую продолжить работу над данной темой, применяя новые методы и технологии, а также разрабатывать новые занятия для развития эмоциональной сферы дошкольников.

Музыка располагает своими специфическими средствами воздействия на состояние человека, поэтому через музыкальное искусство необходимо сохранять и развивать в детях способность к живому эмоциональному переживанию.

Естественно, это только начало моей работы, которая будет дорабатываться, корректироваться, совершенствоваться, но главное – что дети, развиваясь, с помощью музыки поймут, что мир вокруг нас сложный и вместе с тем очень интересный. Моя задача помочь детям увидеть, узнать, понять этот удивительный мир эмоций и чувств.

Использованная литература

  1. Берхин Б.Н. Общие проблемы  психологии  искусства.- М.: Знание,1981
  2. Буякас Т.М. Зевина О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих  ценностей, культурных  символов в индивидуальном  сознании. // Вопросы Психологии.- 1997. -№5.
  3. Вилюнас В.К. Психология и механизм биологической мотивации. - М.: МГУ,1986.
  4. Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка».- М.: Просвещение, 1968..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной сферы дошкольников через различные виды музыкальной деятельности

Музыка, как действенное средство художественно-эстетического воспитания, развивает эмоциональную отзывчивость ребёнка, его культуру чувств, формирует чувственно-эмоциональную способность человек...

Консультация для воспитателей "Развитие эмоциональной сферы детей средствами разных видов искусства" (из опыта работы)

Освещена система работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста (сотрудничество МДОУ "Детский сад №70" с КВЦ "Радуга" и Чувашским государственным художественным музеем).Опи...

Развитие эмоциональной сферы дошкольников через реализацию проекта «Афлатун: финансовое и социальное образование детей»

Программа «Афлатун» создана в интересах детей, разработана, чтобы помочь им развивать свою эмоциональную сферу, активную позицию, практические навыки и ценности. Эта программа помогает дет...

Развитие эмоциональной сферы дошкольников через различные виды музыкальной деятельности

Развитие эмоциональной сферы дошкольников через различные виды музыкальной деятельности...

Консультация «Развитие эмоциональной сферы дошкольников через музыкально-театральную деятельность»

Эмоциональное развитие ребёнка является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса воспитания и обучения....

«Музыкально-ритмический танец как средство развития эмоциональной сферы дошкольника».

laquo;Музыкально-ритмический танец как средство развития эмоциональной сферы дошкольника».Проблема развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста приобрела необычайную актуальность в с...

Практическое занятие «Развитие эмоциональной сферы дошкольников через театрализованные игры»

Цель: Повышение психологической компетентности родителей по использованию театрализованных игр, направленных на развитие эмоциональной сферы дошкольников.Задачи:1. Сформировать представление о возможн...