Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе МДОБУ «Детский сад № 4 с. Екатеринославка» «Аленушка»
материал (средняя группа)

Чудакова Ольга Владимировна

Развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая реализацию общеобразовательной программы дошкольного образования в МДОБУ ДС № 4 с. Екатеринославка с учетом ФГОС ДО, обеспечивает условия для эффективного развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.  РПРС выполняет различные функции: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции при её создании педагогический коллектив руководствуется требованиями ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpps_v_gruppe.docx827.47 КБ

Предварительный просмотр:

Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе МДОБУ «Детский сад № 4 с. Екатеринославка» «Аленушка»

Воспитатель: Чудакова Ольга Владимировна

Развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая реализацию общеобразовательной программы дошкольного образования в МДОБУ ДС № 4 с. Екатеринославка с учетом ФГОС ДО, обеспечивает условия для эффективного развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.  РПРС выполняет различные функции: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции при её создании педагогический коллектив руководствуется требованиями ФГОС ДО.

В соответствии с ФГОС ДО  к развивающей предметно-пространственной среде, материалы и оборудование в моей группе создают оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду. Обеспечивают реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. В связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты педагогический коллектив наметил план работы по совершенствованию предметно-развивающей среды.

Мы стараемся создать  в группе условия, способствующие позитивной социализации дошкольников через интеграцию образовательных областей «Социально-коммуникативная», «Познавательная», «Речевая», «Художественно-эстетическая», «Физическая».

Как «театр начинается с вешалки», так и развивающая среда нашей группы, начинается с оформления приёмной, в которой оформлены уголки: «Большие права маленького ребёнка!»; «Наши успехи и достижения»; «Наши праздники и будни»; «Безопасный перекресток»; «Музыка и ребёнок»; «Пожарная безопасность», уголка творчества для выставки детских работ, приёмная оформляется в соответствии с сезонной тематикой. Родители воспитанников могут увидеть работы своих детей на выставке, просмотреть в портфолио ребёнка, которое стоит в шкафу в доступном для просмотра месте.

Анализируя развивающую среду в группе, можно с уверенностью заявить, что она соответствует требованиям ФГОС ДО. Насыщенность среды соответствует возрастным особенностям детей, имеются разнообразие материалы, оборудование, инвентарь, что обеспечивает детям игровую, познавательную, творческую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики. Много игр, пособий изготовленных своими руками и руками родителей. На стене в групповой комнате имеется коврограф, который периодически обновляется в соответствии с поставленными задачам и сезоном. Коврограф изготовлен руками мамы воспитанника (фото в приложении и инстаграмме детского сада). К различным мероприятиям изготавливаются лепбуки, которые занимают призовые места в различных конкурсах и помогают решать поставленные педагогом задачи.

В группе реализуются различные совместные проекты с родителями по оформлению к праздникам участка и игровой группы ( к 8 марта, Дню Победы, к Новому году и т. ), благодаря которым группа занимает призовые места.

Развивающая среда построена таким образом, чтобы дети имели возможность самостоятельно познакомиться с различными явлениями, животным и растительным миром, деятельностью людей.  В уголке книги дети рассматривают альбомы, книги познавательного характера, энциклопедии, справочники.

Группа оснащена:

  • материалами и оборудованием для игровой деятельности;
  • материалами и оборудованием для продуктивной деятельности;
  • материалами и оборудованием для познавательно-исследовательской деятельности;
  • материалами и оборудованием для двигательной активности.

Познавательное развитие

Педагоги организуют совместную познавательную деятельность с детьми: экскурсии, наблюдения, опыты и эксперименты, чтение художественной литературы, коллекционирование, моделирование, решение проблемных ситуаций.  

Реализуя проект «Огород на подоконнике», воспитатели знакомят детей с ростом и развитием растений, правилами ухода, условиями их содержания. Дети наблюдают за растениями, упражняются в трудовых навыках и умениях (посев, посадка, полив, подкормка, рыхление).  Поддерживая интерес, педагоги используют различные формы, методы и приемы активизации детей: сюрпризные, игровые моменты (младший возраст), игровые персонажи, наблюдения, зарисовки роста растений, художественное слово, поручения, в старших группах дежурство в уголке природы.

Созданы авторские пособия и игры: познавательные рассказы для детей и взрослых, макеты «Зоопарк», «Зима»; детские рассказы и загадки о животных, дидактические игры «Угадай, кто это?».

         Для детской экспериментальной деятельности в каждой группе имеется мини-лаборатория «Юный следопыт». Здесь педагоги вместе с детьми изучают свойства воды и воздуха, особенности почвы, рассматривают под микроскопом насекомых. Для проведения опытов и экспериментов подобраны картотеки, наборами для экспериментирования и исследования (воронки, пипетки, пробирки. Микроскопы и т.д.). Создан мини – музей книг, динозавров.

В уголке природы имеются дидактические игры на закрепление знаний детей о живой и неживой природе. Чтобы сформировать у детей временные представления в уголке есть макеты времен года, оформлены картотеки комнатных растений с иллюстрациями и схемами по уходу за ними. Коллекция семян, камней, ракушек, минералов, гербарии, образцы грунта позволяют детям получить представление о многообразии мира природы.

В уголке математики имеются развивающие игры на воссоздание геометрических фигур, образных и сюжетных изображений: «Волшебный круг», «Сложи квадрат»; на классификацию игры «Город», «Собери цветок»; на сортировку чисел по возрастанию (убыванию) «Алгоритмы»; на сложение и вычитание игры «Домино»; для ознакомления детей с отрицательными и положительными числами сделаны «Арифметические линейки». Также в группы приобретены крупногабаритные конструкторы, развивающие наборы (конструктора по теме).

Речевое развитие

 Серьезное внимание мы уделяем развитию у детей всех компонентов речи. Созданы необходимые условия для реализации образовательной области «Речевое развитие».

В группе имеются картотеки по артикуляционной гимнастике, речевые игры, дыхательной гимнастики, пальчиковые гимнастики по лексическим темам. Различные атрибуты для работы с детьми: атрибуты для дыхательной гимнастики, для развития мелкой моторики, игры для обогащения словаря, для развития связной речи, настольные игры для развития речи, различные виды театра.

Педагоги используют развивающие методы и приемы, способствующие развитию речи: игры типа «Угадай, кто я», отгадывание по типу «Что в волшебном сундучке?», сочинение загадок, рассказов, стихов. Наряду с традиционными методами и формами работы с детьми используют нетрадиционные:

  •  «Встреча со сказкой»
  • Работу на мультимедийной установке
  • «Пескотерапия» (в группе есть световой стол для игр с песком)
  •  «Появление в группе «Волшебной» вещи» (книга, звуковое письмо, цветок, шкатулка и т.п.)

        Развивающая среда в группах постоянно пополняется, обновляется: детские работы, альбомы, коллажи, стенды используются в оформлении групп и имеют развивающее направление. Совместно с родителями собрали коллекции пуговиц, справочной литературы, изготовили мини музеи. Старшим воспитателем разработан и реализовывается проект «Буккроссинг шагает по планете». Во всех группах оформлены уголки по буккроссингу, к проекту привлечены родители и сотрудники детского сада. Детский сад учавствовал в акции с темой буккроссинга «Добро.Журнал» и отмечен благодарностью.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

В детском саду создаются специальные условия для своевременного социального развития детей. Взаимодействие с ребенком построено на разных уровнях: ребенок – ребенок, ребенок – взрослый, ребенок – окружающий предметный мир, ребенок – природный мир.

Информирование родителей о достижениях ребенка происходит с помощью «Дерева добрых дел», «Звезды недели», которые способствуют поддержанию стремления ребенка быть первым, активным, совершать хорошие поступки. Все эти компоненты образовательного пространства стимулируют желание дошкольника присоединиться к интересам, успехам и деятельности сверстников.

Художественно – эстетическое развитие: Нашей основной задачей является вызывание интереса к процессу изобразительной деятельности, в средней группе – интерес к результатам своего труда, совместного творчества со взрослыми и другими детьми, в старших группах – желание отобразить задуманное, возможность быть понятным для окружающих, быть увиденным и востребованным.

В группе имеются «жанры живописи», трафареты, шаблоны, штампики из различных материалов, которые позволяют детям самим создавать, строить симметричные изображения разными способами, экспериментировать с формой и цветом, вызывают желание детей освоить различные техники изображения.  Мы активно используем лепбуки по различным направлениям деятельности, оформляем зоны используя такую методику, как коврограф. В театральном уголке наборы различного кукольного театра. В музыкальном уголке имеются музыкальные инструменты (бубен, игровые ложки, маракас, треугольники, музыкальные колокольчики, металлофон, наборы перчаточных кукол). Уголок художественного творчества с разными видами бумаги, книжками-раскрасками, карандашами, фломастерами, пластилином, мелками и т.д.

Физическое развитие: 

Используем различные методы и приемы, эффективно влияющие на формирование нравственно-волевых качеств детей старшего дошкольного возраста.

Обогащение развивающей среды в зале:

- обручи;

- физкультурный мат;

- кубики;

- ленты;

- флажки;

- лабиринт;

- скакалки;

- мячи;

- мешочки с песком;

- сферы.

Дошкольники обязательно должны двигаться, поэтому во всех группах имеются спортивные уголки или «уголки здоровья», которые оснащены нестандартным оборудованием для физического развития детей, в небольшом количестве присутствуют мячи, обручи, кегли, скакалки, дартц, баскетбольные корзины.

В «Нравственно-патриотическом» центре    помещена  государственная символика родного города,  России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России и т. д. Оформлен уголок родного края, в котором  дети  могут  познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей.  В уголок родного края входит  художественная литература по краеведению

Оценка развивающей предметно – пространственной среды:

Несмотря на то, что развивающая предметно – пространственная среда группы соответствует требованиям ФГОС ДО, в перспективе мы бы хотели видеть ее еще более совершенной: планируем пополнить РППС приобретением современного игрового оборудования.

Для познавательно речевого развития: наборами счётного материала, комплектами игр-головоломок, наборами цветных счётных палочек Кюизенера, логическими блоками геометрических форм (блоки Дьениша), весами, измерительным материалом, комплектами тематических карточек, игровыми модулями (стройка, МЧС, спец.техника и тд.).

Для социально-коммуникативного развития: дополнить комплектами дидактического материала по патриотическому воспитанию, комплектами демонстрационного материала по темам (дети, труд взрослых, мир вокруг нас, дорожное движение), в холле детского сада создать «Полянку приветствий», мини – музей «Родной край».

Для художественно - эстетического развития: комплект демонстрационного материала по изодеятельности, учебно-методические комплекты на темы «времена года», комплекты изделий народных промыслов.

        Для физического развития: «доска поощрений» (самоанализ, самооценка, поощрение педагогом), «Книга рекордов детского сада» (запись рекордов, достижений детей), «Угадайка» (дети могут самостоятельно выбрать игру по своему желанию), комплекты детских спортивных игр, наборы для общеразвивающих упражнений, баскетбольная стойка с регулируемой высотой, тактильные дорожки. В перспективе летом 2019 года усовершенствование спортивного городка на территории.

Таким образом, развивающая предметно-пространственная образовательная среда  в группе направлена на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды и гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает их эмоциональное благополучие; способствует профессиональному развитию педагогических работников; создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования; обеспечивает открытость дошкольного образования; создает условия для участия родителей в образовательной деятельности.

C:\Users\User\Desktop\Фото Медведенко\BeautyPlus_20190731110143458_save.jpgC:\Света\ааасписки группы затейники\фото\18022015\DSC00088.JPG

        

C:\Света\ааасписки группы затейники\фото\Новая папка (4)\DSC00235.JPGC:\Users\User\Desktop\ОЛЯ аттестация\АТТЕСТАЦИЯ сентябрь 2019 Оля\ППРС\20190812_123333.jpg

C:\Users\User\Desktop\ОЛЯ аттестация\АТТЕСТАЦИЯ сентябрь 2019 Оля\ППРС\BeautyPlus_20190815125004350_save.jpgC:\Users\User\Desktop\ОЛЯ аттестация\АТТЕСТАЦИЯ сентябрь 2019 Оля\ППРС\20190815_131044.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

СООБЩЕНИЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) НА ПЕДСОВЕТЕ: «Организация развивающей предметно-игровой среды в средней группе детского сада»

   Развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация жизни детей, из каких игрушек и дидактических пособий она с...

Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"

1.        Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...

Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения для средней группы

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО для средней группы ДОО....