Патриотическое воспитание дошкольников в детском саду – требование ФГОС и ФОП для образовательных учреждений.
методическая разработка (подготовительная группа)

Аванесова  Марина Антониевна

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya-patrioticheskoe_vospitanie.pptx87.05 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Патриотическое воспитание дошкольников в детском саду – требование ФГОС и ФОП для образовательных учреждений . Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданин а. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384), с изменением, внесенным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января 2019 г. № 31 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2019 г., регистрационный № 53776 ) Федеральная образовательная программа дошкольного образования https ://docs.edu.gov.ru/document/0e6ad380fc69dd72b6065672830540ac / . Программа воспитания . ФОП ДО, Содержательный раздел, с п 29.стр.172. по п.29.4.3.2.стр.189.).

Слайд 2

Цель воспитания в ДОО – личностное развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает: формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения; формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному), другим людям, самому себе; становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами Задачи воспитания Содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; Способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести; Создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребёнка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию; Осуществлять поддержку позитивной социализации ребёнка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей.

Слайд 3

Направления воспитания. Патриотическое направление воспитания . Цель патриотического направления воспитания - содействовать формированию у ребенка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны. Ценности - Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Чувство патриотизма возникает у ребенка вследствие воспитания у него нравственных качеств, интереса, чувства любви и уважения к своей стране - России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, ощущения принадлежности к своему народу. Патриотическое направление воспитания базируется на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций. Работа по патриотическому воспитанию предполагает: формирование "патриотизма наследника", испытывающего чувство гордости за наследие своих предков (предполагает приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье, стране и вере); "патриотизма защитника", стремящегося сохранить это наследие (предполагает развитие у детей готовности преодолевать трудности ради своей семьи, малой родины); "патриотизма созидателя и творца" , устремленного в будущее, уверенного в благополучии и процветании своей Родины (предполагает конкретные каждодневные дела, направленные, например, на поддержание чистоты и порядка, опрятности и аккуратности, а в дальнейшем - на развитие всего своего населенного пункта, района, края, Отчизны в целом).

Слайд 4

Основные задачи патриотического воспитания дошкольников формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города) формирование духовно-нравственных отношений; формирование любви к культурному наследию своего народа; воспитание любви уважения к своим национальным особенностям; чувство собственного достоинства как представителя своего народа; толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

Слайд 5

Система работы по патриотическому воспитанию детей Ознакомление с предметами ближайшего окружения. Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам; Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с людьми прославившими Россию; Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей; Ознакомление с явлениями общественной жизни. Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники) ; Бережливое отношение к тому, что сделано людьми; Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства; Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей; Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;

Слайд 6

Ознакомление с природой. Воспитание любви к природе родного края; Воспитание бережного отношения к родной природе; Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы. Формы работы по патриотическому воспитанию С оздание развивающей среды по гражданско – патриотическому воспитанию; тематические занятия; Б еседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры ; В заимодействие с родителями; В заимодействие с социумом (экскурсии по городу, району, в музей, выставочный зал)

Слайд 7

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно- прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянное сквозь сито веков. Очень важно ознакомить детей с Н ародной декоративной росписью - о народных орнаментах, способах создания узора, традиционных элементах народных росписей , рушники Р одной природой Предметами народного быта Русской народной куклой Русской народной игрушкой Фольклором (сказки , песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Народные игры К алендарные национальные игры

Слайд 8

Организация работы по патриотическому воспитанию включает в себя различные мероприятия. Для детей 2-3 лет Задача: знакомство с самим собой, своей семьей . Содержание: Познакомить детей с добрыми поступками в семье и окружении. Показать примеры заботы о животных и растениях. Изучение произведений, отражающих взаимоотношения в семье. Для детей 3-4 лет : Задача: развивать представления о малой Родине и выражать это в разных видах деятельности . Содержание : Познакомить с названием своего места жительства. Показать ближайшее окружение детского сада (здания, природу). Обсудить, где дети любят проводить время в своем городе. Поддерживать эмоциональное отношение к природе родного края. Включать детей в разные виды деятельности, где они могут выразить свои впечатления о малой родине (рассказы, рисунки, игры и др.).

Слайд 9

Для детей 4-5 лет : Задачи : Воспитывать любовь к Родине, уважение к символам страны и памятным датам. Развивать интерес к главным достопримечательностям своего города. Содержание: Укреплять чувства привязанности к России. Знакомить с государственной символикой Познакомить с государственными праздниками (День защитника Отечества, День Победы). Познакомить с памятными местами, связанными с праздниками. Рассказывать о главных местах города, развивать интерес к ним. Поддерживать интерес детей к красоте своей малой родины. Включать детей в разные виды деятельности (рассказы, игры, изображения) по выражению чувств к Родине. Поддерживать интерес к народной культуре (народное творчество, музыка, танцы, игры).

Слайд 10

Для детей 5-6 лет : Задачи : Воспитывать любовь и уважение к Родине и её культурному наследию. Развивать патриотические чувства и гордость за подвиги Героев Отечества. Содержание: Воспитывать любовь и уважение к России, знакомить с её символами (герб, флаг, гимн). Познакомить с многонациональной природой России и уважением к разным национальностям. Развивать интерес к жизни и традициям разных национальностей через рисование, игры и обсуждения. Расширить знания детей о важных государственных событиях (День России, день народного единства, день государственного флага РФ, день государственного герба РФ, день защитника Отечества, день Победы, всемирный день авиации и космонавтики)

Слайд 11

Для детей 6-7 лет : Задачи : Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, уважение к Родине и разнообразию культур. Расширять знания о государственных праздниках и событиях в стране. Развивать гордость за достижения России в спорте, науке и искусстве. Воспитывать уважение к защитникам Отечества и память о павших бойцах. Содержание: Знакомить с государственной символикой России и её особенностями. Познакомить детей с национальным многообразием и уважением к различным культурам. Внедрять понятие волонтёрства и вовлекать детей в социальные акции и мероприятия. Рассказывать о городских событиях, днях рождения города и праздновании военных побед. Расширять знания о государственных и местных праздниках. Воспитывать гордость за достижения России в науке, спорте и искусстве.

Слайд 12

Т емы по патриотическому воспитанию в детском саду, соответствуя методическим рекомендациям и целям ФГОС . Любовь к своему детскому саду и району. Малая родина: Город, который мы любим. История герба нашего города. Знаменитые личности и особенные места города. Разнообразие растений и животных родного края. Познавание России: флаг, гимн и государственные символы. Российский герб и его значение. Разнообразие климатических зон в России. Разнообразие народов, живущих в России. Особенности русского леса. Значение заповедников для сохранения природы. Важность рек в России. Удивительные города нашей страны. Праздник защитников Отечества. Семейные ценности и мама в нашей жизни. Праздник Масленицы: традиции и культура. Гордость за подвиги наших космонавтов.

Слайд 13

Москва – столица России: история и достопримечательности. Память о Дне Победы и героях Великой Отечественной войны. Понятие гражданства: права и обязанности граждан России . Богатыри русской земли: легенды и герои. Истории наших героев Отечества. Значимость Дня Конституции Российской Федерации. Важность Дня Бородинского сражения в истории России. Уважение к пожилым людям: Международный день пожилых. Сохранение русского языка: Международный день русского языка. РППС для патриотического воспитания : Патриотический уголок: Создать специальное место, где будут размещены государственные символы (флаг, герб) и памятные предметы. Расположить книги и рассказы о важных событиях и людях России. Мини-музей местных достопримечательностей: Собрать модели и картинки знаковых мест города/поселка. Рассказать о значимых событиях и истории места. Карта России и мира: Разместить карту, на которой можно показать детям границы и символы России. Познакомить с разнообразием климатических зон и национальностей в стране. Патриотические рисунки и поделки: Организовать занятия, где дети будут создавать рисунки и поделки, связанные с историей и культурой России.

Слайд 14

Патриотическое воспитание дошкольников через дидактические игры В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность. Дидактические игры являются составной частью образовательной деятельности и режимных моментов в жизни любой группы Младший дошкольный возраст Игра «Мой адрес» К концу младшего дошкольного возраста ребёнок должен знать свой адрес. Цель игры: Закрепить знания об адресе местожительства детей. Оборудование: мяч Ход игры: В эту игру можно играть как с одним ребёнком, так и с несколькими детьми. Ведущий (взрослый) по очереди бросает мяч детям и произносит: Я живу в городе …? Или Я живу на улице…? Или: Я живу в доме № …? Или: Я живу в квартире № …? Или: я живу в стране под названием …? Рядом с моим домом находится …? И т.д. Играющий, который поймал мяч, должен продолжить фразу и вернуть мяч ведущему. Тот бросает мяч другому ребёнку и игра продолжается. Вопросы можно повторять

Слайд 15

Игра «Наш детский сад» Эта игра подходит для второй младшей группы детского сада и проводится после комплекса занятий по окружающему миру, посвященных знакомству с детским садом и после ряда экскурсий по детскому саду. Цель игры: закрепить з0ания о детском саде, o его сотрудниках. Воспитывать уважительное отношение к старшим, к сотрудникам детского сада и их труду. Оборудование: Фотографии детского сада, помещений детского сада и игровых площадок, а так же сотрудников (воспитателей, заведующей, методиста, музыкального руководителя, инструктора ФИЗО, руководителя ИЗО (если есть), повара, завхоза и т.д.). Эта игра требует предварительной работы: проведение экскурсий по детскому саду, рассматривание фотографий с изображением площадок детского сада, группы и других помещений (кухни, спортивного зала, музыкального зала, методического кабинета, медицинского кабинета и т.д.). Ход игры: Первый вариант игры заключается в том, чтобы дети, увидев фотографию, определили, что за место детского сада изображено. Воспитатель поочерёдно достаёт картинки, а дети должны угадать, где это находится и назвать, что там делают. Во втором варианте игры необходимо разместить сотрудников детского сада по своим рабочим местам. Воспитатель предлагает детям фотографии разных мест детского сада и фотографии сотрудников, а детям нужно определить, кто, где работает. Например, повар – на кухне, музыкальный руководитель – в музыкальном зале, и т.д . Ход игры: Ведущий (взрослый) достаёт поочерёдно картинки с сюжетами. Все участники игры рассматривают картинки и определяют, какие «добрые слова» необходимо сказать в увиденной ситуации. За каждый правильный ответ ведущий выдаёт фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше всех фишек.

Слайд 16

Игра «Волшебные слова» Цель игры: Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям. Закреплять умение проявлять вежливость. Расширять словарный запас ребёнка набором вежливых слов. Эта игра относится к категории словесных игр, поэтому играть в неё можно в любом месте. Для мотивации детей можно ввести сказочного персонажа, который не знает «волшебные слова» и дети должны ему подсказать. Ход игры: Участники игры по очереди называют «волшебные слова» (здравствуйте, спасибо, пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, до свидания, приятного аппетита, будьте здоровы, доброго пути, добро пожаловать, разрешите, угощайтесь, доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи, приятно познакомиться, извините, прошу прощения, благодарю и т.д.). Выигрывает тот, кто больше всех вспомнит таких слов. Игра «Как я дома помогаю» Цель игры: Воспитывать заботливое отношение к членам семьи. Оборудование: в первый раз можно использовать сюжетные картинки с разными видами хозяйственно-бытовой деятельности для подсказки. Позже можно играть без картинок Ход игры: Дети по очереди называют домашние дела, в которых принимали участие дома. Разрешается называть и ту деятельность, которую они просто наблюдали, но хотели бы в ней поучаствовать. Выигрывает тот, кто назовёт больше дел.

Слайд 17

Игра «Найди флаг» Цель игры: знакомить детей с символикой родной страны, учить выделять флаг России из числа флагов других стран. Оборудование: набор флагов разных стран Ход игры: Перед ребенком (детьми) выкладывается набор флагов разных стран. Задание для ребёнка: найти флаг своей страны. Если играет несколько участников, то выигрывает тот, кто найдёт больше флагов. Если играет один ребёнок – выигрывает, если найдёт правильно все флаги. Игра «Дружная семейка» Цель игры: Воспитывать интерес к своей семье, уважительное отношение к членам семьи. Развивать умение рассказать о членах своей семьи. Оборудование: разноцветные силуэты детских ладошек, фишки с изображением мамы, папы, дедушки, бабушки и ребёнка (по количеству играющих) Ход игры: В начале игры проводится пальчиковая игра «Дружная семья»: (пальцы ребёнка зажаты в кулак) Этот пальчик – дедушка (отгибается большой палец руки); Этот пальчик – бабушка (отгибается указательный палец руки); Этот пальчик – папочка (отгибается средний палец руки) Этот пальчик – мамочка (отгибается безымянный палец руки); Этот пальчик – я (отгибается мизинец) Вот и вся моя семья!!! (все пальцы разжимаются и сжимаются в кулак) Ребёнку предлагается выбрать ладошку понравившегося цвета и «расселить» на ней дедушку, бабушку, папу, маму и себя. Выкладывание персонажа можно сопровождать стихом об этом члене семьи или рассказом о нём.

Слайд 18

Игра «Профессии» Цель игры: Продолжать знакомить детей с профессиями людей. Воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий и их деятельности. Оборудование: Карточки с изображением человека – представителя профессии, знакомой детям младшего дошкольного возраста (Доктор, учитель, военный, повар, музыкант, художник, военный и т.д.), и карточки с атрибутами для этой профессии (по 4 для каждого представителя).Например, для врача – градусник, укол, таблетки, фонендоскоп; для учителя – парта, тетрадь, доска с мелом, глобус; для повара – половник, кастрюля, тарелка, нож с разделочной доской и т.д. Ход игры: Детям предлагается весь набор карточек. Каждый ребёнок выбирает себе представителя профессии, которая ему понравилась, называет эту профессию, и рассказывает кратко, чем этот человек занимается на своей работе. Затем из общей массы выбирает предметы, которые помогают ему осуществлять свою профессиональную деятельность. Выигрывает тот, кто без ошибок подберет все предметы. Средний дошкольный возраст Игра «Вежливые слова » Цель игры: воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу. Оборудование: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребёнок толкнул другого, ребёнок поднял упавшую вещь, ребёнок жалеет другого ребёнка, и т.д. Ход игры: взрослый показывает карточку и предлагает составить рассказ по картине .

Слайд 19

Игра «Как я дома помогаю?» Цель игры : формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям. Оборудование: картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому. Ход игры: взрослый показывает карточку, предлагает составить рассказ по ней и рассказать, кто и какие обязанности выполняет дома. Игра «Расскажи о своей семье» Цель игры: формировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гopдиться ими, любить их. Оборудование: фотоальбом с семейными фотографиями и генеалогическим древом семьи, составленный совместно с родителями. И гра «Благородные поступки» Цель игры: воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека. Оборудование: мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков. Ход игры: детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Взрослый бросает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перебрасывает мяч следующему игроку по своему желанию. Игра «Моих родителей зовут…» Цель игры : закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек… Оборудование: семейные фотоальбомы. Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.

Слайд 20

Игра «Мой адрес» Цель игры: формировать умения и знания детей называть свой домашний адрес, улицу города, номер дома, квартиры, телефона, этаж. Закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища. Оборудование: мяч Ход игры: все становятся в круг, взрослый передаёт мяч ребёнку и говорит: «Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д. Игра «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений» Цель игры: обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения. Оборудование: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения. Ход игры: взрослый начинает рассказ о том, как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие, а какие – нет. Игра «Поиски добрых слов» Цель игры: раскрыть на примерах значение слов «простите», «извините», воспитывать дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства правоты и справедливости, связь слова и поступка, слово и отношение Оборудование: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения. Ход игры: взрослый начинает рассказ о том, как следует извиняться, как, где и когда, применяются эти вежливые слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание дошкольников в детском саду

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...

Патриотическое воспитание дошкольников в детском саду

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине...

Представление опыта работы за 2016 – 2017 уч.год на педагогическом совете 31.05.2017 дошкольного отделения ГБОУ «Школа» № 2051 Тема: "Организация патриотического воспитания дошкольников в детском саду в группе №12 "Следопыты"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство Родины....Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке...

Проектная работа Мероприятие «Помним и чтим», посвященное70-летию Победы в ВОВ в рамках нравственно - патриотического воспитания дошкольников, в соответствии с требованием ФГОС ДО.

        В последние годы особое внимание уделяют социокультурному аспекту воспитания будущего гражданина. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетель...

Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников в детском саду через музыкальную деятельность».

Всем известно, что дошкольный период детства является базисным для формирования личности ребёнка. Необходимость возрождения патриотического воспитания подрастающего поколения в условиях, происходящих ...

Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников в контексте современных требований ФГОС ДО

Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников в контексте современных требований ФГОС ДО...

«Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников в контексте современных требований ФГОС ДО»

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель дол...