СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ» + презентация
консультация

Дорогова Марина Владимировна

Психологическая безопасность образовательной среды - это обеспечение защищенности и свободное от проявлений психологического насилия взаимодействие, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость и причастность к среде, а так же обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

 

Чтобы обеспечить психологическую безопасность образовательной среды, необходимо знать внешние и внутренние угрозы психологической безопасности ребенка.

Определите, какие из предложенных угроз относятся к внешним источникам, а какие к внутренним.

 

К внешним источникам угроз психологической безопасности ребенка следует отнести:

 

1. Манипулирование детьми, которое проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы, как в деятельности, так и в принятии решений.

 

2.Индивидуально-личностные особенности воспитателей и персонала, участвующего в образовательном процессе и ежедневно вступающего во взаимодействие с детьми (повышение голоса, крики, обзывания, намеренное избегание позитивных тактильных контактов с ребёнком и др.)

 

3. Межличностные отношения детей в группе. Бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а воспитатели долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффективных средств для устранения такого явления. В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме.

 

4. Враждебность окружающей ребенка среды, ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.

 

5. Интеллектуально-физические и психо-эмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней.

 

6. Неправильная организация общения. Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых. Преобладание голоса взрослого над голосами детей.

 

7. Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.

 

8. Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений (духота, низкая температура, нет системы в хранении материалов и др.)

 

9. Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе.

 

 10. Нерациональность и скудость питания, его однообразие и плохая организация.

 

11. Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда и т. д.

 

Внутренними источниками угроз психологической безопасности ребенка могут быть:

 

1. Уже сформировавшиеся в результате неправильного воспитания привычки негативного поведения. В результате ребенок сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми.

 

2. Осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности. Это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства, как зависть.

 

3. Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда необходимо действовать самостоятельно.

 

4. Индивидуально-личностные особенности ребенка, например сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания.

5. Патология физического развития, например нарушение зрения, слуха.

     

Как определить, что ребенок испытывает психологический дискомфорт? Рассмотрим признаки стрессового состояния ребенка, которые наблюдаются при нарушении психологической безопасности:

 

- трудности засыпания и беспокойный сон; недержание мочи, которое ранее не наблюдалось;

- беспричинная обидчивость, плаксивость или, наоборот, повышенная агрессивность;

- рассеянность и невнимательность;

- тревожность или повышенная непоседливость;

- отсутствие уверенности в себе, ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;

-  частые проявления упрямства;

- сосет палец или жует что-нибудь, слишком жадно и много ест или наоборот, отмечается нарушение аппетита;

- стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия);

- наблюдаются подергивания плеч, качание головой, дрожание рук, частое фырканье носом без признаков болезни;

- отказ посещать детский сад, при этом не может объяснить причины.

 

Наличие вышеуказанных симптомов нередко свидетельствует о возникновении психосоматических расстройств, которые могут отрицательно сказаться на самочувствии, поведении ребенка. Игнорирование их обычно приводит к стойким нарушениям не только в здоровье, но и в личностном развитии.

Необходимо принять меры по выявлению причины стрессового состояния ребёнка. Обращение к специалистам – психологам, неврологам, консультация с родителями и педагогами, работающими с ребёнком. Коррекционная помощь.

 

 

Для создания психологически безопасной окружающей среды необходимо:

1. Комфортная для психологического состояния детей организация режимных моментов

2. Система профилактики психоэмоционального состояния детей средствами физического воспитания: водные процедуры, специальные оздоровительные игры, вызывающие положительные эмоции.

3. Работа с природным материалом: глиной, песком, водой. Обычно это отвлекает детей от неприятных эмоций.

4. Музыкальная терапия – регулярно проводимые музыкальные паузы, прослушивание легкой инструментальной музыки.

5. Контроль и регулирование психоэмоциональных и физических нагрузок.

6. Предоставление ребенку максимально возможной в этом возрасте самостоятельности и свободы.

7. Контроль самочувствия и настроения ребенка, выявление причин, своевременная их коррекция.

8. Создание развивающей предметно-развивающей среды учреждения, отвечающей возрастным и индивидуальным особенностям детей.

9. Создание ситуации партнёрских и совместных игр, поощрение дружеских игр по интересам.

10. Безусловное принятие ребёнка воспитателями и персоналом.  Выстраивайте личностно-доверительное отношение с детьми:

- обращайтесь только по имени, нежелательно применять «фамильярность», клички, оскорбления в адрес ребенка;

- чаще занимайте позицию на уровне глаз ребенка, а не над ним, так он лучше вас услышит и поймет;

- используйте «доброжелательное» тактильное прикосновение (положите руку на плечо, чтобы подвести к чему-либо, а не подталкивайте; берите за ладонь, а не за запястье; касайтесь локтя, чтобы подключить к действию);

- используйте  неречевой прием взаимодействия с детьми, как «демонстрацию расположенности к нему»: спокойное внимание, улыбку, контакт глаз, одобряющий жест, ласковое прикосновение;

- старайтесь выслушивать дошкольника  до конца, не перебивая его, даже если у вас мало времени;

- не забывайте о культуре и этике речи; постарайтесь использовать свою речь таким образом, чтобы приспособить ее для понимания детей;

- исключите из своей речи окрики, крики, резкие интонации.

Порой педагогу очень трудно сдержаться крика, когда дети плохо себя ведут. Но если выражать свои эмоции с помощью крика, то это может иметь серьезные последствия для развития личности ребенка и для его психического здоровья. Крик вызывает депрессии и провоцирует асоциальное поведение ребенка.

Давайте познакомимся со способами, которые помогут не повышать голос.

  1. Найдите триггер

Вас накрывает волна злости, и в следующую секунду вы уже срываетесь на крик. Ситуации, которые вызывают у вас острую реакцию, — это и есть триггеры. Необходимо вспомнить и записать моменты, вызывающие у вас гнев, чтобы подготовиться к ним заранее или научиться избегать.

  1. «Попросите» мозг предупредить вас о вспышке злости.

 Невозможно избежать всех острых ситуаций. Но если вы заранее знаете, что обычно вызывает у вас злость, то сможете остановить срыв. В момент подступающей вспышки гнева, важно понять, что именно с вами происходит. Сжимаются кулаки? Перехватывает дыхание? Накрывает чувство обиды и беспомощности? А затем нужно «поставить маячок» — запомнить, как ощущается этот взрыв эмоций. И «дать задание» мозгу в следующий раз предупредить вас о нем. В следующий раз появится мысль: «Вот оно, сейчас я закричу». Это сработал маячок. И дал секундную передышку, в которую можно воспользоваться собственным способом успокоиться: сосчитать до 10, сделать глубокий вдох или сказать стоп-слово.

  1. Вместо того чтобы повышать голос, попробуйте другие способы.

- Используйте «я-сообщения», например вместо «Ты поступил плохо» скажите «Я расстроен твоим поведением». Это позволит выразить негативные чувства, не обидев ребенка.

- Превратите все в шутку. Например, можно свирепо зарычать как тигр, или превратить трудную ситуацию в игру.

- Объявите в группе «Тихий день», когда Вам нельзя кричать и попросите детей о том же. И что бы ни случилось, старайтесь решить проблему, не повышая голоса. Можно объявить «тихим днем» какой-то из дней недели. А способами, которые вы изобретете в период такого «перемирия», можно будет пользоваться ежедневно.

- Установите четкие правила, они помогут ребенку ориентироваться в том, как себя вести, и в их рамках можно действовать самостоятельно.

- Какими бы ни были причины вашего гнева, попробуйте разобраться в них — самостоятельно или же с помощью психолога. За гневом часто скрыты более глубокие переживания, и, возможно, уделив внимание своему душевному состоянию, вы облегчите жизнь и себе, и детям.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум
«Психологическая безопасность образовательной среды»

Зам.заведующего Ярмухаметова Ф.Н.

педагог-психолог  Дорогова М.В.

Психологическая безопасность образовательной среды - это обеспечение защищенности и свободное от проявлений психологического насилия взаимодействие, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость и причастность к среде, а так же обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

Чтобы обеспечить психологическую безопасность образовательной среды, необходимо знать внешние и внутренние угрозы психологической безопасности ребенка.

Определите, какие из предложенных угроз относятся к внешним источникам, а какие к внутренним.

К внешним источникам угроз психологической безопасности ребенка следует отнести:

1. Манипулирование детьми, которое проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы, как в деятельности, так и в принятии решений.

2.Индивидуально-личностные особенности воспитателей и персонала, участвующего в образовательном процессе и ежедневно вступающего во взаимодействие с детьми (повышение голоса, крики, обзывания, намеренное избегание позитивных тактильных контактов с ребёнком и др.)

3. Межличностные отношения детей в группе. Бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а воспитатели долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффективных средств для устранения такого явления. В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме.

4. Враждебность окружающей ребенка среды, ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.

5. Интеллектуально-физические и психо-эмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней.

6. Неправильная организация общения. Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых. Преобладание голоса взрослого над голосами детей.

7. Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.

8. Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений (духота, низкая температура, нет системы в хранении материалов и др.)

9. Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе.

 10. Нерациональность и скудость питания, его однообразие и плохая организация.

11. Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда и т. д.

Внутренними источниками угроз психологической безопасности ребенка могут быть:

1. Уже сформировавшиеся в результате неправильного воспитания привычки негативного поведения. В результате ребенок сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми.

2. Осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности. Это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства, как зависть.

3. Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда необходимо действовать самостоятельно.

4. Индивидуально-личностные особенности ребенка, например сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания.

5. Патология физического развития, например нарушение зрения, слуха.

     

Как определить, что ребенок испытывает психологический дискомфорт? Рассмотрим признаки стрессового состояния ребенка, которые наблюдаются при нарушении психологической безопасности:

- трудности засыпания и беспокойный сон; недержание мочи, которое ранее не наблюдалось;

- беспричинная обидчивость, плаксивость или, наоборот, повышенная агрессивность;

- рассеянность и невнимательность;

- тревожность или повышенная непоседливость;

- отсутствие уверенности в себе, ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;

-  частые проявления упрямства;

- сосет палец или жует что-нибудь, слишком жадно и много ест или наоборот, отмечается нарушение аппетита;

- стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия);

- наблюдаются подергивания плеч, качание головой, дрожание рук, частое фырканье носом без признаков болезни;

- отказ посещать детский сад, при этом не может объяснить причины.

Наличие вышеуказанных симптомов нередко свидетельствует о возникновении психосоматических расстройств, которые могут отрицательно сказаться на самочувствии, поведении ребенка. Игнорирование их обычно приводит к стойким нарушениям не только в здоровье, но и в личностном развитии.

Необходимо принять меры по выявлению причины стрессового состояния ребёнка. Обращение к специалистам – психологам, неврологам, консультация с родителями и педагогами, работающими с ребёнком. Коррекционная помощь.

Для создания психологически безопасной окружающей среды необходимо:

1. Комфортная для психологического состояния детей организация режимных моментов

2. Система профилактики психоэмоционального состояния детей средствами физического воспитания: водные процедуры, специальные оздоровительные игры, вызывающие положительные эмоции.

3. Работа с природным материалом: глиной, песком, водой. Обычно это отвлекает детей от неприятных эмоций.

4. Музыкальная терапия – регулярно проводимые музыкальные паузы, прослушивание легкой инструментальной музыки.

5. Контроль и регулирование психоэмоциональных и физических нагрузок.

6. Предоставление ребенку максимально возможной в этом возрасте самостоятельности и свободы.

7. Контроль самочувствия и настроения ребенка, выявление причин, своевременная их коррекция.

8. Создание развивающей предметно-развивающей среды учреждения, отвечающей возрастным и индивидуальным особенностям детей.

9. Создание ситуации партнёрских и совместных игр, поощрение дружеских игр по интересам.

10. Безусловное принятие ребёнка воспитателями и персоналом.  Выстраивайте личностно-доверительное отношение с детьми:

- обращайтесь только по имени, нежелательно применять «фамильярность», клички, оскорбления в адрес ребенка;

- чаще занимайте позицию на уровне глаз ребенка, а не над ним, так он лучше вас услышит и поймет;

- используйте «доброжелательное» тактильное прикосновение (положите руку на плечо, чтобы подвести к чему-либо, а не подталкивайте; берите за ладонь, а не за запястье; касайтесь локтя, чтобы подключить к действию);

- используйте  неречевой прием взаимодействия с детьми, как «демонстрацию расположенности к нему»: спокойное внимание, улыбку, контакт глаз, одобряющий жест, ласковое прикосновение;

- старайтесь выслушивать дошкольника  до конца, не перебивая его, даже если у вас мало времени;

- не забывайте о культуре и этике речи; постарайтесь использовать свою речь таким образом, чтобы приспособить ее для понимания детей;

- исключите из своей речи окрики, крики, резкие интонации.

Порой педагогу очень трудно сдержаться крика, когда дети плохо себя ведут. Но если выражать свои эмоции с помощью крика, то это может иметь серьезные последствия для развития личности ребенка и для его психического здоровья. Крик вызывает депрессии и провоцирует асоциальное поведение ребенка.

Давайте познакомимся со способами, которые помогут не повышать голос.

  1. Найдите триггер

Вас накрывает волна злости, и в следующую секунду вы уже срываетесь на крик. Ситуации, которые вызывают у вас острую реакцию, — это и есть триггеры. Необходимо вспомнить и записать моменты, вызывающие у вас гнев, чтобы подготовиться к ним заранее или научиться избегать.

  1. «Попросите» мозг предупредить вас о вспышке злости.

 Невозможно избежать всех острых ситуаций. Но если вы заранее знаете, что обычно вызывает у вас злость, то сможете остановить срыв. В момент подступающей вспышки гнева, важно понять, что именно с вами происходит. Сжимаются кулаки? Перехватывает дыхание? Накрывает чувство обиды и беспомощности? А затем нужно «поставить маячок» — запомнить, как ощущается этот взрыв эмоций. И «дать задание» мозгу в следующий раз предупредить вас о нем. В следующий раз появится мысль: «Вот оно, сейчас я закричу». Это сработал маячок. И дал секундную передышку, в которую можно воспользоваться собственным способом успокоиться: сосчитать до 10, сделать глубокий вдох или сказать стоп-слово.

  1. Вместо того чтобы повышать голос, попробуйте другие способы.

- Используйте «я-сообщения», например вместо «Ты поступил плохо» скажите «Я расстроен твоим поведением». Это позволит выразить негативные чувства, не обидев ребенка.

- Превратите все в шутку. Например, можно свирепо зарычать как тигр, или превратить трудную ситуацию в игру.

- Объявите в группе «Тихий день», когда Вам нельзя кричать и попросите детей о том же. И что бы ни случилось, старайтесь решить проблему, не повышая голоса. Можно объявить «тихим днем» какой-то из дней недели. А способами, которые вы изобретете в период такого «перемирия», можно будет пользоваться ежедневно.

- Установите четкие правила, они помогут ребенку ориентироваться в том, как себя вести, и в их рамках можно действовать самостоятельно.

- Какими бы ни были причины вашего гнева, попробуйте разобраться в них — самостоятельно или же с помощью психолога. За гневом часто скрыты более глубокие переживания, и, возможно, уделив внимание своему душевному состоянию, вы облегчите жизнь и себе, и детям.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Светлячок» города Лесосибирска » Семинар-практикум «Психологическая безопасность образовательной среды» Разработали : Зам.заведующего Ярмухаметова Ф.Н. педагог-психолог Дорогова М.В . г. Лесосибирск – 2024г.

Слайд 2

меры по антитеррористической защищённости ; меры по противопожарной безопасности ; меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия ; меры по обеспечению сохранности жизни из здоровья участников образовательных отношений ; меры по охране труда и техники безопасности ; меры по электробезопасности Выберите из определений те, которые относится к безопасности образовательной среды: Стратегия комплексной безопасности детей в России до 2030 года (Указ Президента от 17.05.2023 № 358 ).

Слайд 3

Психологическая безопасность образовательной среды - это обеспечение защищенности и свободное от проявлений психологического насилия взаимодействие, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость и причастность к среде, а так же обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

Слайд 4

К внешним источникам угроз психологической безопасности ребенка следует отнести : 1 . Манипулирование детьми. 2. Индивидуально-личностные особенности воспитателей и персонала, участвующего в образовательном процессе и ежедневно вступающего во взаимодействие с детьми. 3 . Межличностные отношения детей в группе. 4 . Враждебность окружающей ребенка среды. 5 . Интеллектуально-физические и психо -эмоциональные перегрузки. 6 . Неправильная организация общения. 7 . Отсутствие понятных ребенку правил. 8 . Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений. 9 . Недооценка значения закаливания. 10. Нерациональность и скудость питания. 11 . Невнимание к ребенку со стороны родителей.

Слайд 5

Внутренними источниками угроз психологической безопасности ребенка могут быть: 1. Уже сформировавшиеся в результате неправильного воспитания привычки негативного поведения. 2. Осознание ребенком на фоне других детей своей не успешности . 3. Отсутствие автономности. 4. Индивидуально-личностные особенности ребенка, например сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания. 5. Патология физического развития.

Слайд 6

Признаки стрессового состояния ребенка, которые наблюдаются при нарушении психологической безопасности: - трудности засыпания и беспокойный сон; недержание мочи, которое ранее не наблюдалось; - беспричинная обидчивость, плаксивость или, наоборот, повышенная агрессивность; - рассеянность и невнимательность; - тревожность или повышенная непоседливость; - отсутствие уверенности в себе, ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним; - частые проявления упрямства; - сосет палец или жует что-нибудь, слишком жадно и много ест или наоборот, отмечается нарушение аппетита; - стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия); - наблюдаются подергивания плеч, качание головой, дрожание рук, частое фырканье носом без признаков болезни; - отказ посещать детский сад, при этом не может объяснить причины.

Слайд 7

Для создания психологически безопасной окружающей среды необходимо : 1. Комфортная для психологического состояния детей организация режимных моментов 2. Система профилактики психоэмоционального состояния детей средствами физического воспитания: водные процедуры, специальные оздоровительные игры, вызывающие положительные эмоции. 3. Работа с природным материалом: глиной, песком, водой. Обычно это отвлекает детей от неприятных эмоций. 4. Музыкальная терапия – регулярно проводимые музыкальные паузы, прослушивание легкой инструментальной музыки. 5. Контроль и регулирование психоэмоциональных и физических нагрузок. 6. Предоставление ребенку максимально возможной в этом возрасте самостоятельности и свободы. 7. Контроль самочувствия и настроения ребенка, выявление причин, своевременная их коррекция. 8. Создание развивающей предметно-развивающей среды учреждения, отвечающей возрастным и индивидуальным особенностям детей. 9. Создание ситуации партнёрских и совместных игр, поощрение дружеских игр по интересам. 10. Безусловное принятие ребёнка воспитателями и персоналом.

Слайд 8

Личностно-доверительное отношение с детьми : - обращайтесь только по имени; - чаще занимайте позицию на уровне глаз ребенка; -используйте «доброжелательное» тактильное прикосновение; - используйте неречевой прием взаимодействия с детьми, как «демонстрацию расположенности к нему »; - старайтесь выслушивать дошкольника до конца, не перебивая его, даже если у вас мало времени; - не забывайте о культуре и этике речи; - исключите из своей речи окрики , крики, резкие интонации.

Слайд 9

Рефлексия Если тема семинара была для вас важна и полезна, то положите в копилку улыбающийся смайлик – Если вы не узнали ничего полезного, то смайлик равнодушный – Если считаете, что для вас семинар бесполезный, то грустный смайлик –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Психологический климат в коллективе"

Эта общая фигура — это выражение души нашего коллектива, в котором есть частичка каждого из нас и все мы вместе. Каждый имеет свой смысл и место в этой красочной гармоничной композиции. Посмотрите, ск...

Семинар-практикум "Психологическое здоровье педагогов"

Семинар-практикум  для педагогов ДОУ по теме "Психологическое здоровье педагогов"...

семинар-практикум Психологическая компетентность участников образовательного процесса как одно из условий повышения качества образования» (ДОУ)

Семинар-практикум Психологическая компетентность участников образовательного процесса как одно из условий повышения качества образования» (ДОУ)...

Семинар - практикум «Психологические сказки и игры – помощники в укреплении психологического здоровья дошкольников»

Психическое здоровье  это - состояние душевного благополучия, отсутствие болезненных психических явлений,  адекватное условиям окружающей действительности поведение и деятельность....

Психологический семинар-практикум "Психологическое здоровье и его слагаемые

В семинаре-практикуме педагоги ознакомились с различными техниками и методами помогающих поддерживать, снимать психологическое напряжение, справляться со стрессовыми ситуациями.      ...

Семинар -практикум "Психологический аспект образовательно-воспитательного процесса в ДОУ"

Ознакомление педагогов с особенностями профессиональной компетентности. Обмен опытом между членами коллектива, молодыми и опытными специалистами, актуализация профессиональных знаний, умений и навыков...