семинар-практикум Психологическая компетентность участников образовательного процесса как одно из условий повышения качества образования» (ДОУ)
учебно-методический материал на тему

Корнильева Марина Григорьевна

Семинар-практикум Психологическая компетентность участников образовательного процесса как одно из условий повышения качества образования» (ДОУ)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

Психологическая компетентность участников образовательного процесса как одно из условий повышения качества образования» (ДОУ) 

с использованием презентации «Психологическая компетентность участников образовательного процесса как одно из условий повышения качества образования» (ДОУ)

    Автор педагог-психолог ГБДОУ №18 Корнильева Марина Григорьевна                                                                      

Цель: содействовать повышении.психологической компетентности  педагогов, стимулировать процесс профессионально личностного самосовершенствования.

Задачи:

  • На основе теоретического анализа проблемы сформировать у педагогов представления о психологической компетентности и ее личностно-деятельностных компонентах;
  • Способствовать осознанию педагогами необходимости развития качеств, обеспечивающих эффективное взаимодействие с воспитанниками;
  • Сформировать у педагогов представление о способах и приемах профессионально-личностного саморазвития

Участники: педагоги ДОУ

Время проведения:1 час.

Оборудование

Специально подготовленная аудитория актовый зал со столами и стульями, расставленными для четырех групп участников,  карточки с заданиями, фигурки из цветного картона (треугольники, круги, прямоугольники, квадраты, зигзаги)  ватман, фломастеры, (доска, мел), проектор, ноутбук, экран, презентация «Психологическая компетентность участников образовательного процесса как одно из условий повышения качества образования» (ДОУ)

Формы и методы работы: мини-тренинг, мозговой штурм, мини - лекция.

План работы

1.  Теоретическая часть: Профессиональная компетентность  педагога.

2.Практическая часть:

3 Рефлексия

1. Теоретическая часть: Психологическая компетентность  педагогов,  

Вступление: Профессионализм педагога включает в себя целую систему личностных и профессиональных стандартов, которые ориентируют педагога на эффективное выполнение своей педагогической деятельности.

Значимой составляющей педагога-профессионала является его педагогическая и психологическая компетентность. Деятельность педагога относится к типу «человек-человек» и особое значение в её эффективном осуществлении принадлежит психологической компетентности педагога, которая предполагает знание возрастных особенностей школьников, методов эффективного взаимодействия, закономерностей поведения учащихся и т.д. Педагог должен быть психологически образован и владеть знаниями о возрастных психологических особенностях учащихся, потому что он занимается профессиональной деятельностью, непосредственно связанной с детьми. Кроме этого, педагог должен обладать психологической компетентностью, то есть должен быть способен эффективно использовать психологическую образованность на практике.

Задание «Психогеметрия » (20 мин.)

Цели:

  • Стимулирование активности и включенности участников через выполнение совместного творческого задания.
  • Распределение на группы

Задание для участников-выберите фигуру, которая нравится вам больше всех, нарисуйте ее первой. Следующей будет фигура из оставшихся, которая нравится вам больше остальных и т. д. Используя только фигуру, которая стоит у вас на первом месте, нарисуйте человечка (свой образ). Объединитесь в группы, в соответствии со своими геометрическими фигурами. Обсудите личностные черты, которые характерны для  членов вашей группы. Выберите представителя от группы и опишите их.

Участники объединяются в 4 группы, выбирают представителя, который будет озвучивать общее мнение.

Интерпретация теста

1. «Квадраты» - люди трудолюбивые, усердные, выносливые, ценят порядок, склонны к анализу, пристрастны к деталям, рациональны и эмоционально сдержанны.

2. «Прямоугольники» - люди непоследовательные не определившиеся с меняющимися взглядами, приоритетами. Им свойственно состояние поиска, неопределенности в отношении себя на данный момент времени.

3. «Треугольники» - люди, рожденные, чтобы быть лидерами, они энергичны, неудержимы, честолюбивы, ставят ясные цели и, как правило, достигают их.

4. «Зигзаги» - люди-творцы с развитой интуицией, доминирующий стиль мышления - синтетический, они устремлены в будущее и больше интересуются возможностями, чем действительностью.

5. «Круги» - люди доброжелательные, искренне заинтересованные в хороших межличностных отношениях, их высшая ценность - люди, их благополучие

Задание «Психологическая компетентность педагога» (20 мин.)

Цели:

  • стимулирование активности и включенности участников через выполнение совместного творческого задания.
  • способствовать актуализации ранее приобретенных знаний участников

Участники работают в группах. Задание для  каждой группы - обсудить и  придумать ассоциации к словосочетанию  «Психологическая компетентность»  Все высказывания записываются на отдельных  карточках.                                                                                                                                                          Затем ведущий предлагает выделить  наиболее емкие понятия, с точки зрения педагогов и наклеивает карточки на лист модераций.                                                                                                                                

Задание «Определение понятия «Психологическая компетентность педагога»  (20мин)

Цели:

  • рефлексия участниками собственного жизненного опыта
  • определение понятия «Психологическая компетентность педагога»  

Задание для участников - выберите и обоснуйте наиболее на ваш взгляд, подходящее определение:

  • Н.В. Яковлева понимает под психологической компетентностью качество функционирования системы саморегуляции человека;
  • И.С. Якиманская [см. 189], рассматривая психологическую компетентность, включает сюда совокупность психологических знаний, умений и навыков, четкость профессиональной позиции относительно значения и роли психологии в педагогической деятельности, умение использовать психологическую информированность в работе с учениками, умение правильно интерпретировать поведение ребенка, адекватно оценивая его состояние, уровень развития познавательных процессов, индивидуально-личностные характеристики, а также способность оценивать психологическую проблематику ситуации, в которой находится ребенок, и находить рациональный способ общения, психологически грамотно и педагогически целесообразно воздействовать на ребенка в течение длительного времени.
  • Л.В. Яковлева включает в определение компетентности профессионально-действенный компонент, личностные установки, ценности, смыслы, определяющие характер отношения субъекта деятельности к психологической информации [196].
  • Л.В. Губанова рассматривает психологическую компетентность как единство трех составляющих:

- коммуникативная, включающая совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности общения;

- аутопсихологическая, как знание преподавателя о самом себе;

- гностическая компетентность, содержащая знания и умения в области преподаваемого предмета.

Ведущий- среди методов, обеспечивающих формирование компетентности, по мнению психологов, приоритетными являются

  • проектный метод,
  • имитационно-моделирующий,/ К игровым имитационным технологиям принято относить: стажировку с выполнением должностной роли, имитационный тренинг, разыгрывание ролей, игровое проектирование, дидактическую игру./
  • контекстный./ основной характеристикой обучения контекстного типа, реализуемого с помощью системы новых и традиционных форм и методов обучения, является моделирование предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности/
  • исследовательский /Его основные составляющие — выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения. 

Задание: «Ментальные карты»

Задание для участников: представьте свое видение процесса ФОРМИРОВАНИЯ ИЛИ ПОВЫШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА, в виде ментальной карты;обоснуйте его эффективность.

Напишите в центре «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ»

 И от этой надписи сделайте несколько стрелочек. Оптимально, если их будет 3-6 штук. Каждая из этих стрелочек - ответвлений - вариант направления вашей деятельности. Назовите их.

Теперь рядом с каждым ответвлением пишите идеи - что можно и хочется сделать в этом направлении  - любые варианты). например обучение, консультации, Пока творческое настроение есть - пишите всё, что приходит, не отбрасывайте никакие идеи.

Как только настрой иссякнет и идей больше не останется - карта готова

Обсуждение

Теперь проанализируем:
- в каком направлении вам писалось легче?
- в каком направлении у вас больше идей?
- в каком направлении вам было интереснее, зажигательнее писать?

Теперь посмотрите на сами идеи:
- в каком направлении идеи вам кажутся понятными, вы знаете, с чего начать их воплощение?
- в каком направлении идеи вдохновляют вас, активно зовут?
- в каком направлении есть идеи, которые связаны с интересным для вас обучением?
- в каком направлении больше идей с достаточно быстрым и понятным результатом? (это важно для начинающих, чтобы быстрые результаты поддержали вас в начале пути)
- в каком направлении вы чувствуете свою бОльшую уверенность?
Отмечайте направление, которое выбираете, отвечая на вопрос. И в конце у вас появится наглядная картинка, какое направление сейчас выглядит более перспективно для вас.
Пусть оно будет основой, к которой присоединится весь остальной ваш опыт и навыки.

Рефлексия

Задание «Красная книга»

Задание для участников: представьте, что вам предложили поместить понятие ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОПЕТЕНТНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ в красную книгу.  Обсудите в группах и определите на странице какого цвета и с какими комментариями можно поместить понятие

Выберите редколлегию, которая будет рецензировать ваш писательский труд и утверждать или нет ваш выбор интерпретации и цвета страницы

Участники работают в группах. Задание для  каждой группы - обсудить и  представить свое понимание

Значение цвета страниц

КРАСНЫЙ- сигнал опасность исчезновения

ЖЕЛТЫЙ – сигнал тревога

ЗЕЛЕНЫЙ – сигнал возрождения

БЕЛЫЙ – сигнал  встречается редко

СЕРЫЙ – сигнал  подмена понятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

 В СТАТЬЕ РАСКРЫВАЮТСЯ ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ....

Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс дошкольного учреждения, как условие повышения качества образования.

Часто у педагогов возникает вопрос: с чего начать инновационную деятельность, каков будет ее конечный результат? Уважаемые  коллеги, Вашему вниманию представляю  организацию жизнедеятельност...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

Мир, в котором развивается современный ребёнок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители и мы взрослые. Это предъявляет новые требования к дошкольному воспитанию как первому...

Статья "ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ"

Содержание статьи раскрывает возможность внедрение, освоение и реализация инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ, их как условие повышения качества образования....

Семинар-практикум "Инновационные технологии в образовательном процессе детского сада как условие повышения качества образования"

Семинар-практикум разработан и реализован с целью формирования у воспитателей принципиально нового взгляда на содержание, структуру и организацию дошкольного образования, на методологические треб...