Педагогическая находка на тему "Техническое конструирование для детей старшей группы"
методическая разработка (старшая группа)

 «С конструктором легче все уметь,

                                                                       с конструктором легче поумнеть,

                                                                      с конструктором легче новое понять

                                                                  c ним можно быстрее мир весь познать»

Термин «конструирование» (от латинского слова соnstruerе – строю, создаю) означает создание модели, построение, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.

Актуальность

В связи с качественным скачком развития новых технологий в 21 веке обществу требуются люди, способные нестандартно решать новые проблемы. Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Сегодня государство испытывают острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. И начать готовить будущих инженеров значительно раньше – в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству.

Инновационная составлющая технического констрирования – это новая педагогическая технология, которая объединяет знания о физике, механике, технологии, математике и ИКТ. Использование образовательного конструктора является великолепным средством для интеллектуального разития дошкольников.

Цель технического конструирования в детском саду: формирование у детей предпосылок готовности к изучению технических наук, основ инженерного мышления и навыков начального моделирования.

Задачи:

Образовательные: формирование интереса к технике и техническим видам деятельности. Формирование навыков работы с разными видами конструкторов. Формирование умения самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления технических моделей.

Развивающие: развитие мотивации ребенка к творческому поиску, творческого мышления.

Воспитывающие: воспитание аккуратности, дисциплинированности, ответственности за порученное дело.

Планируемые результаты:

  • информированы конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
  • развито умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.
  • развита познавательная активность детей, воображение, фантазия и творческая инициатива.
  • имеются представления:

- о деталях конструктора и способах соединения;

- об устойчивости моделей;

- о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов;

- о связи между формой конструкции и ее функциями.

Как показали многие исследования ученых педагогов (А.Н. Давидчук, З.В. Лиштван, А.А. Лурия, В.Г. Нечаева, Л. А. Парамонова, Е. Шаламон и др.), детское конструирование, как вид детского творчества, способствует активному формированию технического мышления. 

Таким образом, можно констатировать, что в процессе конструирования дошкольник опирается на свои умственные способности, в тоже время, и само конструирование является средством умственного развития.

В современной педагогике принято выделять два вида конструирования:

- техническое – конструирование из строительного материала (деревянные конструкторы - окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы; конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; из крупногабаритных модульных блоков; компьютерное конструирование;

- художественное – конструирование из бумаги и природного материала.

Конструирование из бросового материала может носить как художественный, так и технический характер, в зависимости от задачи.

Различия в использовании материалов:

  • в техническом конструировании отображаются реально существующие объекты и создаются конструкции по ассоциациям с образами сказок,
  • а в художественном, прежде всего, выражается отношение ребенка к образу: передается не только структура, но и цвет, фактура, форма, может использоваться прием «нарушения пропорций».

С детьми на занятиях по конструировании используют следующие методы и приемы:

  • наблюдение и обследование натурального объекта;
  • показ и анализ образца;
  • объяснение последовательности и способов выполнения постройки или игрушки;
  • постановка перед детьми задач, требующих самостоятельного решения (задачи проблемного характера);
  • анализ и оценка процесса работы;
  • анализ и оценка детских работ и качества готовой продукции.

Возможность использования информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в занятиях. ИКТ сделает занятие по конструированию привлекательным и современным, а также решает познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

Сейчас в детских садах масштабно используется современный конструктор «Лего», «Тико», использование металлического конструктора с винтовым соединением, суставные конструкторы.

Мир конструктора разнообразен, и место в нем есть не только широко известному современному «Лего», или классическому деревянному строительному набору. Конструкторы можно «миксовать» между собой, дополнять нестандартными материалами, что только усилит развивающий эффект.

В мире технического конструировании мною было продуманно самодельные деревянные юрты для игр в конструировании в старшей группе. В своей работе использую эти юрты в различных видах игр.

В этом учебном году приобрела конструктор с блоком привода. Это электронный конструктор детский развивающий, набор с блоком привода (двигателем) и принципами механики. Буду использовать педагогических мероприятиях и в самостоятельной деятельности детей.

 

Таким образом: конструктивная деятельность средствами технического и художественного конструирования способствовало развитию у детей самостоятельности и активности, творческого мышления и пространственного воображения, критичности (умения оценивать конструктивные особенности моделей); формированию интереса к изобретательству; речевому развитию (активизации активного и пассивного словаря, выстраиванию монологической и диалогической речи); воспитанию толерантности друг к другу и волевых качеств (трудолюбия, ответственности, целеустремленности, терпения); росту самооценки, гордости за свой труд.

Список используемой литературы:

  1. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий [Текст] / Л.В. Куцакова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 240с.
  2. Нечаева В.Г. Конструирование в детском саду [Текст] / В.Г, Нечаева. – М.: Просвещение, 1999. – 178с.
  3. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. [Текст] /Л.А. Парамонова.  - М.: Карапуз, 1998. – 115с.

Приложение 1

Игра конструктор с деревянными юртами

Цель игры: создание условий для развития познавательных и творческих процессов у детей посредством использования приема конструирования из разрезных юрт.

Для достижения целей были поставлены следующие задачи:

Образовательные:

-закреплять пространственные представления;

-закреплять знания о тувинских юртах;

-формировать умения создавать различные модели по образцу, по схеме, по словесной инструкции воспитателя и по собственному замыслу;

Развивающие:

-развивать сообразительность, воображение, фантазию, творчество, умение самостоятельно решать поставленные задачи;

-развивать свободное общение со взрослым и между детьми;

Материалы: деревянные самодельные юрты, игрушки, слайды.

Ход игры:

Беседа “Юрта” (слайды)

Войлочная юрта – одно из выдающихся творений мудрости древних народов Центральной Азии, занимавшихся скотоводством, самое приспособленное к требованиям кочевого уклада жизни и пригодное для   обитания людей жилище. Юрту можно свернуть за считанные минуты, погрузить на лошадей и отправиться на перекочевку к местам зимнего или летнего выпаса скота. Современные исследования   доказали, что юрта – жилище, диктующее своим хозяевам бережное отношение    к окружающей среде, экологически самое   безопасное и чистое жилище.

Тувинский народ сумел сохранить ее в первозданном виде, и немалая часть тувинцев до сих пор живет в юртах. Юрта является для нас не только материальным, но и культурным наследием наших предков, нашей гордостью и любовью.

Тувинская юрта – это дом живого огня. Тепло, сухо, чисто, уютно. Неизменный вечный порядок.    Чабанская юрта добра, гостеприимна: каждого встретит, согреет, посадит на лучшее место; и всем, и при этом говорят: «Это наша традиция, обычай».

 

Пословицы:

Будуктуг ыяшка чон чыглыр,

Буянныг огге чон чыглыр.

 

Чалгаа кижинин оонде чарган ыяш-даа чок,

Чалгаа кижинин оонде аъш-чем-даа чок.

 

Хана баарынга торуттунер,

Хая баарынга соогун салыр.

 

Оонге олутпай болбас

Оорунге ожээти болбас.

 

Арга кирген кижи саат дайнаар,

Аалга кирген кижи аяк эрии ызырар.

Загадки

Ог ишти шупту туткууш (хана)

Узун-оол ужунда, бажында сыртыктыг (ынаа)

Уне калбаш, кире калбаш (эжик)

Мугулайны мун кижи эдиледи (богана)

Уш алышкынын экти ден (ожук)

Дорт булун, донгур аас (аптара)

Арган тевем увум-савым чуктеди (улгуур)

Артында адан чудуруун чайып олур (хана когу)

Чыткан бызаамнын хырны каас, чыткан талазынын хырны чарык (сыртык)

Диш чок куруяк олура семирди (барба)

Игра «Юрта»

Внутри большой белой юрты, находятся маленькие юрты.

Воспитатель: Ребята, что это? Кто знает?

Дети: Юрта

Воспитатель: как вы думаете, что внутри юрты?

Ответы детей (игрушки, косточки)

Воспитатель: может посмотрим?

Дети: да

Внутри находятся маленькие разрезные деревянные юрты

Воспитатель: это маленькие юрты, собирают как конструктор.

Дети играют, конструируют юрты.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon pedagogicheskaya_nahodka_kuzhuget_arzhaana_olegovna.zip1.2 МБ

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогическая находка «Техническое конструирование для детей старшего дошкольного возраста» Воспитатель МБДОУ детский сад №1 « Хунчугеш » с. Мугур-Аксы «Монгун-Тайгинский кожуун Республика Тыва» Кужугет Аржаана Олеговна

Слайд 2

«С конструктором легче все уметь, с конструктором легче поумнеть, с конструктором легче новое понять c ним можно быстрее мир весь познать» Термин «конструирование» (от латинского слова соnstruerе – строю, создаю) означает создание модели, построение, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Актуальность В связи с качественным скачком развития новых технологий в 21 веке обществу требуются люди, способные нестандартно решать новые проблемы. Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Сегодня государство испытывают острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. И начать готовить будущих инженеров значительно раньше – в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству.

Слайд 3

Инновационная составлющая технического конструирования – это новая педагогическая технология, которая объединяет знания о физике, механике, технологии, математике и ИКТ. Использование образовательного конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников. Цель технического конструирования в детском саду: формирование у детей предпосылок готовности к изучению технических наук, основ инженерного мышления и навыков начального моделирования. Образовательные задачи: формирование интереса к технике и техническим видам деятельности. Формирование навыков работы с разными видами конструкторов. Формирование умения самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления технических моделей.

Слайд 4

Развивающие задачи: развитие мотивации ребенка к творческому поиску, творческого мышления. Воспитывающие задачи: воспитание аккуратности, дисциплинированности, ответственности за порученное дело. Планируемые результаты: • информированы конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением. • развито умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций. • развита познавательная активность детей, воображение, фантазия и творческая инициатива. • имеются представления: - о деталях конструктора и способах соединения; - об устойчивости моделей; - о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов; - о связи между формой конструкции и ее функциями.

Слайд 5

Как показали многие исследования ученых педагогов (А.Н. Давидчук , А.А. Лурия, В.Г. Нечаева, Л. А. Парамонова и др.), детское конструирование, как вид детского творчества, способствует активному формированию технического мышления. Таким образом, можно констатировать, что в процессе конструирования дошкольник опирается на свои умственные способности, в тоже время, и само конструирование является средством умственного развития.

Слайд 6

В современной педагогике принято выделять два вида конструирования: - техническое – конструирование из строительного материала (деревянные конструкторы - окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы; конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; из крупногабаритных модульных блоков; компьютерное конструирование; - художественное – конструирование из бумаги и природного материала. Конструирование из бросового материала может носить как художественный, так и технический характер, в зависимости от задачи.

Слайд 7

Различия в использовании материалов: • в техническом конструировании отображаются реально существующие объекты и создаются конструкции по ассоциациям с образами сказок, • а в художественном, прежде всего, выражается отношение ребенка к образу: передается не только структура, но и цвет, фактура, форма, может использоваться прием «нарушения пропорций». С детьми на занятиях по конструировании используют следующие методы и приемы: • наблюдение и обследование натурального объекта; • показ и анализ образца; • объяснение последовательности и способов выполнения постройки или игрушки; • постановка перед детьми задач, требующих самостоятельного решения (задачи проблемного характера); • анализ и оценка процесса работы; • анализ и оценка детских работ и качества готовой продукции.

Слайд 8

Возможность использования информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в занятиях. ИКТ сделает занятие по конструированию привлекательным и современным, а также решает познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Сейчас в детских садах масштабно используется современный конструктор «Лего», « Тико », использование металлического конструктора с винтовым соединением, суставные конструкторы. Мир конструктора разнообразен, и место в нем есть не только широко известному современному «Лего», или классическому деревянному строительному набору. Конструкторы можно «миксовать» между собой, дополнять нестандартными материалами, что только усилит развивающий эффект.

Слайд 9

В мире технического конструировании мною было продуманно самодельные деревянные юрты для игр в конструировании в старшей группе. В своей работе использую эти юрты в различных видах игр. В этом учебном году приобрела конструктор с блоком привода. Это электронный конструктор детский развивающий, набор с блоком привода (двигателем) и принципами механики. Буду использовать педагогических мероприятиях и в самостоятельной деятельности детей. Таким образом: конструктивная деятельность средствами технического и художественного конструирования способствовало развитию у детей самостоятельности и активности, творческого мышления и пространственного воображения, критичности (умения оценивать конструктивные особенности моделей); формированию интереса к изобретательству; речевому развитию (активизации активного и пассивного словаря, выстраиванию монологической и диалогической речи); воспитанию толерантности друг к другу и волевых качеств (трудолюбия, ответственности, целеустремленности, терпения); росту самооценки, гордости за свой труд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области «Познание» (Конструирование) для детей старшей группы, тема: «Самолёты, вертолёты, ракеты»

Конспект занятия по конструированию в старшей группе на тему: "Самолёты, вертолёты, ракеты"...

Конспект занятия по конструированию для детей старшей группы "Закладка для книги"

конспект занятия по конструированию для детей старшей группы "Закладка для книги"...

Занятие по конструированию для детей старшей группы "Дом для Деда Мороза".

Занятие по конструированию для старшей группы ....

Конспект НОД по конструированию для детей старшей группы «Дом, в котором я живу»

Архитектура это то, что нас окружает, и она бывает разная:·         жилые здания — это наши с вами дома, общественные здания — больницы, детский сад, школа, дом...

Конкурсное задание "Педагогическая находка". Конспект занятия по ЗОЖ в старшей группе с детьми ТНР «Путешествие в страну Здоровей-ка»

Занятие преследует главную цель, формировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни, вызвать желание заботиться о своем здоровье....

Педагогическая находка. Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Город в опасности».

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека. Изменить ситуацию можно только с помощью экологического...

моя педагогическая находка Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по Кош-Агачскому району» в форме квест игры. (за основу взята настольная игра «Джуманджи»)

моя педагогическая находка Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по Кош-Агачскому району» в форме квест игры. (за основу взята настольная игра "Джуманджи&q...