Проект "Хоровод городов России"
проект (подготовительная группа)

Еноктаева Ольга Александровна

Проект направлен на приобщение детей старшего дошкольного возраста к музыкальной культуре и изобразительному искусству через организацию совместной художественно-творческой деятельности детей, родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_horovod_gorodov_rossii.docx26.29 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «ХОРОВОД ГОРОДОВ РОССИИ»

                                                 «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев,

журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков,

жаворонков в бездонном синем небе, шорох снежинок,

ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, -

услышал и затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет

чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку,

умей наслаждаться ее красотой»

В. Сухомлинский

АКТУАЛЬНОСТЬ

Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребёнка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Приобщение к искусству вводит ребёнка в мир волнующих и радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни. Безусловно, искусство должно являться стержневым компонентом современного дошкольного образовательного процесса, так как именно оно наиболее эффективно влияет на формирование целостной, всесторонне и гармонично развитой личности, становление его культуры, потребностей, интересов, способностей, мотиваций, необходимых для дальнейшего успешного обучения, развития, социализации.  

Искусство – важнейший компонент духовной культуры, который включает в себя литературу, живопись, музыку, театр. Все эти виды связаны и переплетаются между собой особыми узами, глубоко внутренними, имея под собой одну и ту же основу – многообразные проявления природы. Для того чтобы формировать у детей целостную картину мира, необходимо максимально синтезировать виды искусства, которые позволяют «озвучить» и «оживить» картину, музыку, пробудить целую гамму чувств и ассоциаций.  Каждая встреча ребёнка с прекрасным имеет большое значение в формировании его чувств и сопричастности к миру. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно формирование творчески активной личности.

ЦЕЛЬ: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к музыкальной культуре и изобразительному искусству через организацию совместной художественно-творческой деятельности детей, родителей и педагогов.

ЗАДАЧИ:

  1. Совершенствовать условия в ДОУ по приобщению детей к музыкальной культуре и изобразительному искусству.
  2. Разработать и систематизировать работу по приобщению детей к музыкальной культуре и изобразительному искусству через организацию совместной художественно-творческой деятельности (музыкально-творческой гостиной)
  3. Обобщить опыт работы педагогов по приобщению детей к музыкальной культуре и изобразительному искусству.
  4. Укрепить сотрудничество и взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников.
  5. Продолжать формировать эмоционально-эстетические ориентации, подвести детей к пониманию ценности искусства, способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок, суждений относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образов, собственных творческих работ.
  6. Стимулировать самостоятельное проявление эстетического отношения к окружающему миру в повседневных и образовательных ситуациях, досуговой деятельности, экскурсиях.
  7. Совершенствовать художественно-эстетическое восприятие, художественно-эстетические способности, продолжать осваивать язык изобразительного искусства и художественной деятельности, и на этой основе способствовать обогащению и начальному обобщению представлений об искусстве.
  8. Поддерживать проявления у детей интересов, эстетических предпочтений, желания познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность в процессе посещения музеев, выставок, стимулирования коллекционирования, творческих досугов, рукоделия, проектной деятельности.

ТИП ПРОЕКТА: долгосрочный, творческий.

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ: с октября 2021г. по май 2022 г.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: 

- дети дошкольного возраста,

- родители воспитанников,

- воспитатели групп,

- руководители проекта: музыкальный руководитель – Еноктаева О.А., воспитатель –  Муравьева М.А.

ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ ПРОЕКТА

Основные принципы:

  • развивающего образования;
  • сочетания научной обоснованности и практической применимости;
  • соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
  • обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
  • обеспечение интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • решение программных образовательных задач при проведении совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей, в рамках непосредственно образовательной деятельности и при  взаимодействии с семьями детей;
  • построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;
  •  содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
  • формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

1.  Подготовительный:

 - изучение научно-методической литературы, анализ Интернет-ресурсов по данной теме;  

 - подбор необходимых материалов: репродукций и музыкальных произведений;

 - обновление центра по изобразительной деятельности в группах;

 Данный проект предполагает активное участие родителей:

 - анкетирование родителей по теме проекта;

 - встречи с родителями;

- совместное создание фонотеки, видеотеки;

 - участие в создании «мини-галереи» (картин, портретов великих композиторов, художников);

 - участие в сборе художественной литературы по данной теме (выдающиеся музыканты, художники);

- участие в конкурсах, выставках фотогазет;

 - совместные встречи в музыкально-творческой гостиной.

2. Основной – практический:

     В ходе реализации проекта с детьми дошкольного возраста предусматривается организация музыкально-творческой гостиной 1 раз в неделю:

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ГОСТИНОЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

Тема

Восприятие музыки

Ритмопластика

Художественная литература

Художественно-творческая деятельность

Мультимедийные презентации

Наглядные пособия

Игры

Срок

Москва

М.П. Мусоргский

«Рассвет на Москве-реке»

Сл.М.Лисянкого муз.И.Дунаевкого песня «Моя Москва»

Абрамов А.В. «Рассказы о Москве», С. Михалков «Кремлевские звезды», Л. Олифирова «Главные слова», В. Степанов «Что мы Родиной зовем»

«Стены и башни московского Кремля»

(бумагопластика, пластилинография живопись, аппликация)

«Гора Самоцветов»

Глинька (Русская сказка), Про Василия Блаженного (Московская легенда), Собачий барин (Русская сказка), видеофильмы, презентации о Москве.

Иллюстрации, открытки с изображением достопримечательностей города Репродукции картин о Москве

Сюжетно-ролевые игры

«В Московском цирке», «Путешествие по Москве», «Москва в будущем», «Экскурсия по Москве-реке»

Сюжетно-ролевая игра «Автобус»

Сентябрь октябрь

Екатеринбург

Е.П.Родыгин

«Уральская рябинушка»

«Песня о Свердловс

ке»

Е.П.Роды

гин

«Уральская рябинушка»

С. Бажов

«Сказы»

Мамин - Сибиряк

«Рассказы»

«Вознесенский собор» (пластилинография,)

«Гора самоцветов» Жихарка (Уральская сказка)

Иллюстрации, открытки с изображением достопримечательностей города

Сюжетно-ролевая игра «Автобус»

Ноябрь декабрь

Санкт- Петербург

С.Прокофьев

«Ленинград

ская»

«Петербургская кадриль»

Будогоская Л., Владимиров Ю. «Этот город Ленинград»,

А. Ишимова «История России в рассказах для детей» (отдельные главы), А. Фатьянов «Петербург», «Белые ночи»

«Лебедь»

(живопись, аппликация)

«Гора Самоцветов»

Пётр и Петруша (Русская, г.Санкт-Петербург)

Иллюстрации, открытки с изображением достопримечательностей города И.К.Айвазовский «Вид Петербурга», «Вид на взморье в окрестностях Петербурга»

Подвижная игра «Львы из камня»

Сюжетно-ролевая игра «Автобус»

январь

Севастополь

К.Листов, Г.Рублёв «Севасто

польский вальс»

Танец «Морской»

«Наш город» О. Мамонт-Завьялов,

«Приход кораблей» Н. Кириллов

«Море», «Кораблик»

(бумагопластика, живопись, мозаика, аппликация)

«Гора Самоцветов»

Матрос Пётр Кошка (военная быль),

Потёмкинские деревни (крымская сказка),

презентация о городе-герое

Иллюстрации, открытки с изображением достопримечательностей города-героя

Сюжетно – ролевые игры

«Путешествие на корабле», «Автобус»

февраль

Казань

Р.н.п

 «Вдоль да по речке. Вдоль да по Казанке»

Танец

«Татарский»

С. Хаким «Мы с Волги, из Казани»

«Чаепитие» (бумагопластика, пластилинография, живопись, мозаика, аппликация)

«Гора Самоцветов»

Толкование сновидений (Татарская сказка), Соловей (Татарская сказка), Заяц-слуга (Татарская сказка)

Иллюстрации, открытки с изображением достопримечательностей города

Игра с пальчиками Подвижная игра «Селезень и уточка»

Сюжетно-ролевая игра «Автобус»

март

 Самара

А.Ф.Костин

«Ах, Самара городок»

Р.н.п.

«Пошла млада за водой»

Н. Красиков «Самарские сказки», «Самароведение»        

«Рассвет»

(живопись)

Мультфильм о Самарской губернии, «Гора Самоцветов»

Иллюстрации, открытки с изображением достопримечательностей города

Сюжетно-ролевая игра «Автобус»

апрель

Волгоград

М.Мусорг-

ский

«Богатырс

кие ворота»

М.Мусорг-

ский

«Богатырс

кие ворота»

И. Мордвиной «Раскинулся вдоль Волги Волгоград»,      М. Агашиной «Город славы солдатской»

«Победа», «Вечный огонь», «Мирное небо» (бумагопластика, живопись, мозаика, аппликация)

«Гора Самоцветов»

«Волгоград»

Лего

-мультфильм «Сталинград»

Иллюстрации, открытки с изображением достопримечательностей города

Сюжетно-ролевая игра «Автобус»

май

Принципы организации музыкально-творческой гостиной по приобщению детей искусству: 

  • содружество искусств;
  • многообразие художественно-информационного пространства;
  • познание через переживание, творчество;
  • совместная деятельность взрослых и детей;
  • успех, достижения, открытия детей;
  • индивидуальность ребенка как ценность.

3. Итоговый:

  1. Проведение итоговых мероприятий.
  2. Анализ проделанной работы.

Методы и приёмы:

  1. Исследовательские методы: изучение и анализ научно-методической литературы.
  2. Словесные методы: рассказ, беседа, пояснение, сравнение, вопросы.
  3. Практические методы: метод вызывания адекватных эмоций, акцентирование деталей, приём «вхождения в картину», приём точных установок, приём мысленного создания собственной картины по названию.
  4. Игровые методы: имитационные игры ("Ритмическое эхо", "Где живут звуки?"),  игры-драматизации ("Сочиняем музыкальную сказку", "Музыкальные образы", "Музыкальные события"), музыкально-дидактические, развивающие игры ("Музыкальная лестница", "Тихо-громко", "Сколько звуков", "Отгадай инструмент"), игры-импровизации («Музыкальные вопросы", "Цветные звуки", "Музыкальные портреты», моделирующие игры ("Запишем музыку", "Рисуем музыкальный альбом", "Как звучит картина"), эффект неожиданности, метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов, «минутки музыки».
  5. Наглядные методы: выставки картин, демонстрация картин, пособий, показ слайдов и т.д.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

             «Та страна, которая будет учить своих детей искусству, превзойдет все остальные» (Д. Дидро). Развитие у детей целостного восприятия искусства на основе комплексного подхода к различным его видам: музыке, литературе, живописи, пластике, театру - вот конкретный путь эстетического воспитания дошкольников. Организация и проведение встреч детей с произведениями классической музыки в музыкально-творческой гостиной значительно обогатит детей в музыкальном, художественном, познавательном, социальном и творческом планах. Живая яркая музыка оставит яркий след в эмоциональной памяти детей, углубит представление о прекрасном, познакомит с его эталонами, создаст мотивацию к занятиям классическим искусством, будет способствовать формированию начал музыкальной и художественной культуры.

    Мы уверены, что проводимая работа в дошкольном учреждении позволит развить и воспитать:

 -  интерес детей к классической музыке, изобразительному искусству;

 - эмоционально-ценностное отношение к искусству,

 -  развитие вдумчивого восприятия подлинных произведений русского классического искусства;

 - умение всматриваться в произведение искусства и анализировать его содержание;

- умение отражать впечатления о персонажах художественных произведений в рисунке;

- создание наиболее благоприятного климата в детском коллективе;

- обеспечение условий для общения, диалога и достижения взаимопонимания между участниками проекта.

         Предполагаем, что проект «Рисуем музыку, слушаем живопись» продолжит свою деятельность через:

  1. организацию музыкально-творческой гостиной;
  2. распространение педагогического опыта на различных уровнях;
  3. расширение связей с учреждениями социально-культурного назначения (музеи, библиотеки и т.п.) – совместные творческие проекты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности на тему: "Путешествие по городам России"

Автор предлагает вниманию педагогов дошкольного образования методическую разработку, которая обобщает и конкретизирует представление детей о родной стране и городах России. В процессе интегрированной ...

Москва и Санкт-Петербург главные города России

Конспек фронтального занятия в подготовительной группе...

Путешествие по городам России

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Путешествие по городам России" для детей старшего дошкольного возраста. Знакомит детей с многообразием городов России, воспитывает патриотические ч...

НОД в подготовительной группе "Знакомство С городами России

НОД в подготовительной группе "Знакомство С городами России...

Презентация по теме:города России "Мой город Курган"

В презентации отражены интересные и памятные объекты города....

«Неделя добрых дел», проведённая в средней группе МБДОУ детского сада № 62 в рамках реализации плана мероприятий муниципального этапа конкурса городов России «Семья и город – растем вместе»

laquo;Неделя добрых дел»,проведённая в средней группе МБДОУ детского сада № 62 в рамках реализации плана мероприятий муниципального этапа  конкурса  городов России «Семья ...

Творческий детско-родительский проект информационно-исследовательский проект города России «ГОРОД-ТУЛА!»

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма приобретает все большее общественное значение. Чувство патриотизма многогранно по содержанию &nda...