Игры на основе русского фольклора
консультация

Колмакова Елена Сергеевна

Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_osnove_detskogo_folklora.docx39.79 КБ

Предварительный просмотр:

Красоту, чистоту мы у старших берем,

Саги, сказки из прошлого тащим,

Потому, что добро остается добром

В прошлом, будущем и настоящем.

        В. Высоцкий

Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.

Нет особой нужды долго рассуждать о пользе подвижных игр, тем более что значительная  их часть известна с детства едва ли не каждому. Сила,   ловкость, выносливость, смекалка, воля к победе – все это связано с подвижными играми. Такие игры – народное творчество, отшлифованное временем.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины. Передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.  Собирались  мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой  развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству.

Особенно популярными были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки.  Игра в жмурки была распространена во многих областях России и имела разные названия: «Слепая сковорода», «Жмачки», «Куриная слепота» и т.д. Прежде чем начать игру, дети хором вели разговор с водящим: «Кот, кот, на чем стоишь?» - «На квашне» - « Что в квашне?» - «Квас!»- «Лови мышей, а не нас!» Поговорят так с водящим, да еще заставят его несколько раз повернуться на одном месте, и только после этого он начнет искать играющих как правило, с закрытыми, зажмуренными глазами. Немало было и таких игр, где успех играющих зависел прежде всего от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель. Как названия, так и правила были различными в разных областях России, но общим для них являлось стремление выиграть, одержать победу.

Привлекательны для детей в русских играх различные попевки, игры основанные на материале потешек, прибауток, пестушек-тетешек. Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный настрой духовный, интерес к народному творчеству.

Русские народные подвижные игры на основе малого фольклора.

Игра «Кот Васька»

Воспитатель и дети.

Ходит Васька беленький,

Хвост у Васьки серенький,

А бежит стрелой…

Воспитатель: Глазки закрываются –

Спит иль притворяется?

Зубы у кота –

Острая игла

Пойдемте посмотрим, спит ли «котик»

Только дети подойдут,

Серый Васька тут как тут.

Всех поймает он!

Игра «Огуречик, огуречик»

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечек!

Там мышки живут,

Тебе хвостик отгрызут

Игра «Горелки»

Дети: Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

1 ребенок: Стой подоле,

Гляди в поле –

Едут там трубачи

Да едят калачи.

2 ребенок: Погляди на небо –

Звезды горят,

Журавли летят.

Вместе: Раз, два, не воронь,

Беги как огонь!

Игра «Капуста»

Я на камушке сижу, мелки колышки тешу.

Мелки колышки тешу, огород свой горожу.

Чтоб капусту не украли, в огород не прибегали

Волк и лисица, бобер и куница, заяц усатый, медведь толстопятый

Игра  « Дед»

У нас серпы - то злотые,

А мы жнеи молодые!

Время жито жать,

Во снопочки  вязать,

На ток возить,

Цепами молотить.

У печи сушить,

Тесто месить,

Тесто месить,

Пирогами всех кормить.

Игра «Огородник»  (1 вариант)

- Кто там?

- Огородник

- Зачем пришел?

- За репой!

Сверху репа зелена,

Посередине толста,

К концу востра,

Прячет хвост под себя.

Кто к ней не подойдет,

Всяк за вихор возмет.

Игра «Огородник» (2 вариант)

На  пенечке я сижу,

Мелки колышки тешу,

Огород горожу,

Белу репоньку сажу.

ЗИМА

Игра «Обыкновенные жмурки»

- Кот, кот, на чем стоишь?

- На квашне.

- Что в квашне?

- Квас.

- Лови мышей, а не нас.

Игра «Бабка - Ёжка»

Бабка - ёжка,

Костяная ножка,

С печки упала,

Ножку сломала,

А потом и говорит:

«У меня нога болит».

Пошла она на улицу –

Раздавила курицу,

Пошла на базар –

Раздавила самовар,

Пошла на лужайку –

Испугала зайку.

Игра  «Бабушка – Яга»

В темном лесе есть избушка,

Стоит задом   наперед.

В той избушке есть старушка,

Бабушка – Яга живет.

Нос крючком,

Глаза как свечки,

Словно угольки.

Ух! Сердитая какая

Дыбом волосы стоят

Непростая костяная,

И поломана нога.

Ух! Сердитая какая,

Дыбом волосы стоят.

Игра «Скакалка»

Чтоб был долог колосок,

Чтобы вырос, лен высок,

Прыгайте как можно выше,

Можно прыгать выше крыши!

Игра «Белый камень»

«Ходит Ванюшка среди белого камушка.

Белый камень у меня, у меня.

Говорите про меня, про меня».

Игра «Прялица»

Прялица кокорица моя!

С горя выброшу на улицу тебя

Стану прясть, попрядывать,

На беседушку поглядывать.

Игра «Як скакала коза»

«Як скакала коза да по ельничку,

Хлопцев, девок собирала на беседочку».

Игра «Шла коза по лесу»

Шла коза по лесу, по лесу, по лесу.

Нашла себе принца, принца, принца.

Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем, подрыгаем,

подрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

И хвостиком помашем, помашем, помашем.

А потом попляшем, попляшем, попляшем.

ВЕСНА

Игра  «Заря - заряница»

Заря – заряница,

Красная девица

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты расписные.

Раз, два, три – не воронь, а беги, как огонь.

Игра «Утка и селезень»

Селезень ловит утку,

Молодой ловит серую.

Поди,  утица, домой,

Поди, серая, домой,

У тебя семеро детей,

Восьмой – селезень.

Игра «Горшки»

- Почем горшок?

- По денежке.

- А он не с трещиной?

- Попробуй.

- Крепкий! Давай сговор!

-Чичары, чичары, собирайтесь гончары, по кусту, по насту, по лебедю горазду! Вон!

Игра «Вертучее колесо» (заклички)

Весына красна.

На чем пришла?

На кынутике, на хомутике,

На сохе, бороне,

На вертучем колесе.

Игра «Я рыжая лисица»

«Я рыжая лисица,

Я бегать мастерица,

Я по лесу бежала,

Я зайца догоняла,

И в яму,  Бух!

А там петух!»

Игра «По дубочку постучишь»

(праздник день весеннего равноденствия)

По  дубочку постучишь,

Вылетает синий чиж,

У чижа у чиженьки,

Хохолочек рыженький.

А на лапке маленькой,

Сапожочек аленький

Чиж под солнышком летал,

Он головкой всем кивал.

Кив – кив не кивай

Себе пару выбирай!

В:   В лес лети гнездо свивай.

В:  Для младшего возраста.

Дети сидят на стульчиках.  С началом пропевки дети летают. Воспитатель – сова.  На последнюю строчку сова вылетает и ловит детей.

Игра «Родничок»

Разлился родничок,

Золотой рожок.   У-у-ух!

Разлился ключевой,

Белый снеговой.  У-у-ух!

По мхам по болотам,

По дубовым колодам. У-у-ух!

Игра «Челнок»

«Челнок бежит,

Земля дрожит.

Шьет – пошивает,

Дале посылает!

2 – вариант.

(на материале скороговорки)

«Ткач ткет ткани,

Все на платье Тане».

ЛЕТО

Игра «Пчелки и ласточки»

Пчелки летают,

Медок собирают!

Зум ,зум, зум,!

Зум, зум, зум!

«Ласточка встанет, пчелок поймает».

 Правила игры: Пчелы летают по всей площадке. Гнездо ласточки находится на возвышении.

Игра «Пчелы»

Пчелки, пчелки!

Жальца – иголки.

Серые, малые,

Крылышки алые.

Поверху летают,

К цветам припадают,

Медок собирают,

В колоду таскают.

Ж – ж – ж!

Игра «Жаворонок»

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

Тот,  кто песенку найдет,

Будет весел целый год!

Игра «У медведя во бору»

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

Медведь постыл,

На печи застыл.

 

Игра «Гори, гори ясно»

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо –

Птичка летит,

Колокольчик звенит:

Диги –дон, диги –дон,

Убегай скорее вон!

Дети сидят на лавке. «Кот идет на носочках, прогуливается перед детьми, оглядывается то вправо, то влево, «мяукает».

«Кот» бежит и садится на лавку, «засыпает»

«Кот» догоняет  детей, они убегают от него и садятся на лавку.

Дети идут за воспитателем и говорят

Мышки ловят, а дети убегают от мышек.

Дети проговаривают слова все вместе.

За кругом бежит  водящий  на слова «беги как огонь»  машет платочком между игроками, те разбегаются в разные стороны. И тот, кто не успеет вернуться  первым на свое место становиться водящим.

Рисуется круг – огород. На середину его играющие складывают свои шапки, пояса, платки, обозначающую капусту. Все участники игры стоят за кругом, а один из ребят выбирается хозяином, садится рядом с капустой. Хозяин, изображая движениями воображаемую работу, поет:  «Я на камушке сижу…»

Дети стараются быстро забежать в огород, схватить капусту и убежать.

Кого хозяин запятнает, тот выбывает из игры.  Участник, который больше всех унесет капусты, объявляется победителем.

Дети большинством голосов выбирают деда. А сами отходят в сторону и совещаются, как лучше его обмануть.  Они договариваются о какой-нибудь работе  и производят движения, имитирующие какую-нибудь работу.

Затем подходят к деду:

- Здравствуй дед!

- Здравствуйте, дети! Где вы были?

- На работе.

- Что делали?

Дети производят движение, изображающую работу.  Например, «жнут»  в поле.  Дед  должен угадать. Если дед угадывает, ребята ведут хоровод и поют про свою работу:

«У нас серпы-то молодые…» Кончив петь, убегают, а дед догоняет. Пойманный  становиться новым дедом.

Каждый из играющих называет себя каким-нибудь овощем.  Дети становятся в круг. Один – огородник - выходит в середину круга и стучит палкой по земле.  Его спрашивают:

После этого все ведут хоровод, приплясывают и приговаривают:

Огородник должен назвать, кто из ребят репа.  Если угадает, то репа  от него убегает, а он за ней.

В середине большого обруча стоит пенек, в центре складывают – венок ложку….  Все играющие стоят за обручем, а огородник садится на пенек стеречь репу, при этом поет:

По команде одного из ребят все стараются быстро забежать в огород и унести репу. Ребенок, до которого дотронулся огородник, выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше всех вынесет репы.

Жмурке завязывают глаза, заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:

После этих слов участники  игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.

Рисуют круг, в середине ставиться один из играющих – Баба - Яга. В руках у нее ветка –  « помело». Вокруг бегают ребята и дразнят: «Баба-Ёжка»….

Баба – Яга скачет из круга на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться помелом. Кого запятнает – тот замирает.

В середине круга стоит водящий – «Баба – Яга».  Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Поворачиваются вокруг себя.

Идут по кругу.

Показывают нос большой.

Показывают очки.

Грозят указательным пальчиком.

Поднимают  попеременно руки вверх, раскрывая пальцы «веером».

Идут по кругу, прихрамывая.

Грозят указательным пальчиком.

Поднимают попеременно руки вверх, раскрывая пальцы  «веером».

Баба – Яга  ловит, стоя на середине прокручивая  по кругу «помело» (скакалку), а дети увертываются стоя в кругу, прыжком вверх.

Двое детей раскручивают скакалку, приговаривая:  «Чтоб был долог колосок»….  Дети (колядовщики) прыгают через скакалку: чем выше, тем больше доход и богатство.

Дети садятся на лавочку, складывают ладошки. Стоять остаются двое у одного из них белый камушек. Все начинают петь и в такт пению потряхивать ладошками сложенными вместе. Тот, у кого белый камень, поочередно подходит к каждому из сидящих и незаметно кому-то из них опускает камушек.    Второй из стоящих – водит. Он должен отгадать у кого в ладошках камень. А затем садится на место того, у кого перед этим нашел белый камень. Игра начинается сначала. Играющие напевают.

Дети, взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая.  В середине стоит «жених».  После слов  «жених» выбирает «невесту», целует. Игра продолжается снова.

По считалке выбирают «козу» и ставят в середину круга.

Дети ходят по кругу со словами:  «Як скакала…».  У козы спрашивают: «А кого коза возме?».

Коза  отвечает: «Ме-ме-ме», на эти слова коза выбирает водящего. Выбранный ребенок становится головой.  А первый ребенок становится хвостиком.  Голова показывает движение, хвостик повторяет.  Голова все время меняется.   Двигаются  в обратную сторону основного круга.

Дети выбирают водящего по считалке (козу)   «Коза» двигается в обратную сторону от основного круга.

Выводит на середину круга «козлика» мальчика и говорит:

А дети повторяют все движения.

Дети стоят по кругу с каруселью, затем идут хороводом с песней. До кого дотронется ведущий, тот бежит, но в обратную сторону.  Выигрывает тот, кто первый добежит до ленты.

Играющие  становятся в круг, в середине ребенок – утка, за кругом селезень, который  как в игре «Кошка мышка» ловит утку.  Стоящие в кругу поют песенку.

Дети делятся на две равные команды.  Одна команда  становится  горшками и садится на землю в кружок. Другая команда – хозяева. Они становятся горшками.  Один из детей изображает покупателя.  Он подходит  к одному из хозяев и спрашивает:

Покупатель легко ударяет по горшку пальцем и говорит:

Хозяин и покупатель протягивают друг другу руку, напевая:

Со словом «вон»  хозяин и покупатель бегут в разные стороны вокруг горшков. Кто первый прибежит к купленному горшку – тот становится хозяином.  А опоздавший

делается водящим.

 Дети встают в круг по 5-6 детей.

На первые 2 строчки идут шагом, затем переходят на бег.  На последнюю строчку натягивают круг и резко останавливаются.

В: кружок прокручивается по спирали.

Дети стоят в кругу парами, как в игре третий лишний.  Выбирают водящих

«лису» и «зайца».

На последнюю строчку, т.е. на слово «петух» заяц прячется в норку, встает впереди пары.  Кто догоняет тот убегает (лиса превращается в зайца и убегает от петуха.

Игра с ролевой сменой и временной регламентацией, кто бежал, тот догоняет и наоборот.

Стучат кулачок о кулачек.

Машут руками, подражая птице.

Показывают  хохолок и хвостик, раскрывая пальцы веером.

Выполняют «ковырялочку».

Летают.

Летают, с кем встречаются  глазками, кивают головой – здороваются.

Находят себе пару.

В:  В лес лети гнездо свивай.

В:  Для младшего возраста.

Дети сидят на стульчиках.  С началом пропевки дети летают. Воспитатель – сова.  На последнюю строчку сова вылетает и ловит детей.

В:

 Дети в паре лицом по ходу движения, оставшиеся без пары, в кругу и показывают движения под песню. Дети идут дробным шагом.

Дети встают в колонну, обхватывают друг друга за пояс. На каждое слово «У-у-ух» боком перепрыгивают ручей.

Дети в кругу, иголочка бежит нитка догоняет.

В: дети в 2 шеренги:

1- ребенок бежит змейкой обходя всех детей.

2 – ребенок бежит на «шьет – пошивает, пока проходят дети слова проговариваем.

В 2 шеренги, на краях челноки проговаривают текст, шеренги сходятся – расходятся, а челноки меняются местами. Темп ускоряется.

Играющие дети – цветочки - сидят на корточках.  Выбирают из числа играющих 5 пчел и ласточку. Пчелки сидят на поляне и напевают:

Ласточка в своем гнезде слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит:

С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел.  Пойманный становится ласточкой, игра повторяется.

Дети по считалке делятся на две равные команды.  Одна команда – пчелы, другая цветы. Сначала пчелы ловят цветы. Пчела, поймавшая цветок, говорит ему:   «замри», и цветок стоит на месте, не двигаясь. Когда пчелы переловят все цветы, они меняются с ними ролями, и игра продолжается.

С помощью считалки выбирается жаворонок.   В  руке у него колокольчик. Он выходит в середину круга, который образуют играющие. С началом стихотворения жаворонок бегает по кругу.  С концом текста играющие закрывают глаза. Жаворонок бежит за кругом, звеня колокольчиком,  осторожно кладет колокольчик за чьей – либо спиной. Тот,  кто нашел колокольчик, становится жаворонком.

Потом колокольчик прячут в любом  удаленном от детей месте комнаты.

Рисуют два круга.  Один -  лес, в центре которого кладут ягоды и грибы; другой – деревня. Один из участников изображает медведя и садится в лесу.  Остальные идут из деревни в лес по ягоды – грибы.  У одного в руках корзинка. Все поют:

«У медведя во бору…» Затем окружают «лес» передавая друг другу корзинку, пытаются забежать в лес и бросить в корзинку ягоды.  Кого медведь в лесу поймает, тот водящий.

 У частники выстраиваются парами друг за другом, водящий ходит перед ними и выкрикивает: «Гори, гори ясно…»

При последних словах первая пара, не разнимая рук, бежит вперед, а водящий старается догнать.  Если кого поймает, то становится  с пойманным,  последней парой, а кто остался - тот водит.

История возникновения игры  «Гуси – Гуси»

10 июня – Никита – гусятник. Начиная с этого дня , крестьяне выгоняли гусей на пруд, при этом приговаривая:  «Христос с тобой Никитушка, прими мою животинушку на все полное лето и спаси ее».

История возникновения игры  «У медведя во бору»

Зародилась эта игра летом, 9 июля.  По календарю этот день числится как Давид – земляничник.  Почему он так начинается?  Да потому,  что именно в этот день земляника поспевает, девок и парней в лес ведет.  Первую ягодку в рот кладут, а вторую домой несут.  Собирай по ягоде, соберешь кузовок.  Издавна  считалось, что медведь  -  властелин леса, и по поверью он ловит девушек в лесу и делает их своими работниками.  Не случайно играя в игру «У медведя во бору» , девицы бегут от медведя с криком.

История возникновения игры  «Пастух и стадо»

6 мая – Егоров день.   Егоров день считался праздником пастухов, их одаривали, кормили в поле мирской яичницей. Скотину выгоняли  в поле вербой, срезанной в вербное воскресенье. Выгоняя скотину, приговаривали: «Христос с тобой! Егорий храбрый, прими мою животину на все полное лето и спаси ее!»

История возникновения игры «Гори, гори ясно»

7 июля – Иван Купала.   В этот день исполнялись обряды связанные с водой и огнем.  Главная особенность купальной ночи – очищающие костры.  Вокруг них плясали, пели, заводили шумные игры.  Костры устраивали за селением, обычно на высоком месте.  В огонь подбрасывали бересту, а чтобы горело ярче, обвязывали старые  соломой старые колеса, поджигали их и спускали  с пригорков.

Издавна считалось, что если попрыгаешь через костры и поиграешь в русскую народную игру «Горелки», то очистишься от нечистой силы на весь год. В эту игру играли и в «зеленые святки» (Троицу), когда после гаданий  на воде девушки прыгали через костер.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеобразовательного вида №75»

«Журавлёнок»

Сообщение на тему: Народная игра как средство

формирования двигательных умений и навыков

детей дошкольного возраста.

        Подготовила:  

инструктор по Ф.К. I кв. категории

                     Танерова А.Е.

        

г. Братск 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

экологическое воспитание детей на основе русского фольклора

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического...

План-программа проведения циклов занятий, вечеров развлечений и праздников на экологическую тему на основе русского фольклора с детьми старшего дошкольного возраста

Дошкольные годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо смогут связать его со своим народом, своей страной и в значи...

Дидактические игры на основе русского народного фольклора

Картотека дидактических игр на основе русского народного фольклора...

Дидактические игры на основе русского народного фольклора

Картотека дидактических игр с использованием русского народного фольклора...

Дидактическая игра на основе русского фольклора

Дидактическая игра по развитию речи«По мотивам русской народной сказки – ХВОСТЫ» для детей 5-7 летЦель: Формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.Задачи: Образова...