Образовательное событие
материал (подготовительная группа)

Сафонова Ирина Александровна

Образховательное событие "Васильев день"

Русское народное творчество и эффективные формы взаимодействия с дошкольниками позволяют каждому ребенку найти те виды деятельности, которые дают возможность ему самореализоваться. Народные праздники, которые с особенным торжеством и богатым содержанием празднуются русским народом, легки для восприятия детьми дошкольного возраста.

Нами были созданы условия для погружения детей в быт русского народа, в ходе которого дети, совместно с родителями и педагогами должны прожить святочный день, получить опыт, знания, проявить творчество и инициативу. Каждый участник данного образовательного события – это действительно участник, а не зритель.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraz.sobytie-vasilev_den_2020_d.docx45.57 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № ___»

Дошкольная образовательная площадка 1

Образовательное событие

«Васильев день»

Разработали и реализовали:

Музыкальный руководитель

Шелеп Анастасия Алексеевна

Воспитатели                                                                                                                          Осипенко Людмила Борисовна

Повприц Елена Николаевна

Лимонченко Оксана Николаевна  

Учитель-логопед

Сафонова Ирина Алексанлровна                                                                                              

                                                             Москва

Образовательное событие «Васильев день»

Возраст детей 6-7 лет

Цель - формирование у детей принадлежности к русскому народу через знакомство с народным праздником «Васильев день»

Задачи:

  • Познакомить с фольклорным наследием предков.
  • Создать условия для погружения дошкольников в этнокультурную среду русского народа.
  • Воспитывать гордость за свой народ, пробуждать чувство любви к Родине.
  • Развивать нравственные качества личности дошкольников посредством фольклора.
  • Формировать эстетическое отношение к окружающему миру через знакомство с бытом и традициями русского народа.
  • Создавать условия для реализации самостоятельной и творческой деятельности дошкольников.

Актуальность: ФГОС ДО направлен на разностороннее развитие личности ребёнка дошкольного возраста. Поэтому использование русского народного творчества для решения данной задачи считаем вполне уместным и эффективным.                                                                                                                Русское народное творчество и эффективные формы взаимодействия с дошкольниками позволяют каждому ребенку найти те виды деятельности, которые дают возможность ему самореализоваться. Народные праздники, которые с особенным торжеством и богатым содержанием празднуются русским народом, легки для восприятия детьми дошкольного возраста.

Нами были созданы условия для погружения детей в быт русского народа, в ходе которого дети, совместно с родителями и педагогами должны прожить святочный день, получить опыт, знания, проявить творчество и инициативу. Каждый участник данного образовательного события – это действительно участник, а не зритель.

Примерный сценарий образовательного события «Васильев день»

  • Встреча детей в группе хозяюшкой. 
  • Погружение в среду (рассматривание убранства группы в народном стиле, ряженье в русские народные костюмы, беседа о празднике Васильев день).
  • Утренняя гимнастика под русскую народную музыку.
  • Умывание под проговаривание русских народных потешек.
  • Завтрак. Беседа об обрядовых блюдах (каша, кисель и т.д.)
  • Беседа с детьми о традициях празднования Васильева дня, разучивание колядок
  • Игровая деятельность: народные игры: «Бояре, а мы к вам пришли», «Ручеёк», «Колечко с лентой» и др.
  •  Продуктивная деятельность: сматывание клубков ниток для вязания, вышивание, рисование, лепка из глины, знакомство с ткачеством.
  • Прогулка: беседа с детьми «Труд людей зимой», русские народные игры на свежем воздухе: «Вейся», «Солнце и месяц», «Ваня-простота», «Горшки» и др.
  • Обед. Беседа с детьми о праздничных блюдах русского народа (кутья, холодец)
  • Сон. Укладывание под русскую народную колыбельную.
  • Пробуждение. Умывание и расчесывание волос под потешки.
  • Полдник. Беседа о русских блюдах: оладьи, ватрушки, расстегаи, простокваша.
  • Праздничное развлечение с родителями «Васильев вечерок».

Сценарий развлечения «Васильев вечерок».

Цель: Приобщение детей к народной культуре через песенно – игровые

           традиции, календарно – обрядовые праздники.

Задачи: Продолжить знакомство детей с традициями русского народа;

              развивать художественно – эстетический вкус дошкольников;

              воспитывать любовь к народному искусству, почтение к народным

              традициям и обычаям;

              формировать духовно нравственные основы личности.

Ход развлечения:

Муз.рук: Красны девицы, добры молодцы, малы ребятушки! Зима – не только самое дорогое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них – новогодние святки: старый Новый год! Оказывается, в Древней Руси этот день тоже ежегодно отмечался, но не как Новый или Старый год, а как Васильев день. Назван он был в честь Василия Великого — святого архиепископа Кесарийского, глубоко почитаемого у христиан. Вот и мы сегодня вместе с вами праздновать будем, как и на Руси, Васильев день или Старый Новый год. Сегодня по русской традиции мы собрались на Новогодние посиделки. В этот день рано утром принято было варить Васильеву кашу и следить за тем, как она готовится. Если каша полезет из кастрюли - беда будет всему дому. Нехорошей приметой считалось, если треснет горшок или кастрюля, в которой готовится каша. Если каша удалась – съедают ее дочиста, если же сбылась какая-нибудь из плохих примет - выбрасывают вместе с горшком (желательно в прорубь).

Сегодня мы будем петь, играть, водить хороводы, какие водили наши прабабушки и прадедушки, когда были молодые.

Но сначала, ребята, отгадайте мои загадки. Очень точно в загадках, придуманных народом, характеризуется тот или иной предмет, животное или явление природы. Не хочешь думать, а загадка все равно с языка просится, стоит только внимательно прослушать загадку.

— Сидит красная девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)

— Конь стальной, а хвост льняной. (Иголка)

— Посреди двора золотая голова. (Подсолнух)

— На полянке девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушалках. (Березки)

— Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык)

— Течет, течет, не вытечет, бежит, бежит, не выбежит. (Река)

— Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

— В одежде богатой, да сам слеповатый, живет без оконца, не видывал солнца. (Крот)

— Маленький, беленький: по лесочку прыг, прыг, по снежочку тык, тык. (Заяц)

- Хвост крючком, нос пятачком. (поросенок)

Молодцы, все загадки отгадали! Все выходите, да танец заводите (по желанию детей).

Русский народный танец, муз. народная

Муз. рук.: Стой, мой милый маленький народ, стой не расходись.

Посмотрите, какой мы хоровод заводить умеем, не простой, а съестной.

Хороводная песня-игра «Музыкальный пирог»

1.Тили-тили вместе    (Дети, взявшись за руки, идут по кругу)

Мы месили тесто.       (Останавливаются, опускают руки)

Так месили и вот так  (Делают круговое движение рукой – замешивают воображаемое

                                             «тесто», затем двумя руками месят воображаемое «тесто»)

 Дружно наше тесто.

Проигрыш                  (Месят воображаемое «тесто»)

2.Тили-тили вместе     (Дети, взявшись за руки, идут по кругу)

Мы добавим в тесто    (Останавливаются, опускают руки)

И изюм, и орех.            (Кладут горсть одной рукой, затем другой рукой в «тесто»)

Хватит пирога на всех. (Разводят руками в стороны)

Проигрыш                  (Месят воображаемое «тесто»)

3.Тили-тили тесто         (Дети, взявшись за руки, идут по кругу)

Испекли мы вместе.

Не ленились, вышел прок –

Вот какой большой пирог. (Развести руки, держась за руки, увеличивая хоровод)

Проигрыш                  (Хлопают в ладоши)

 Муз. Рук. Речка чудная течёт,

С тёмною водою.

Водяной в реке живёт,

Важен он собою.

Он зелёный, добродушный,

Любит петь он под луной.

Хор набрал он из лягушек,

И концерт даёт весной.

В какую игру мы с вами сейчас поиграем? Правильно – русская игра – «Водяной».

Правила: считалкой выбирается один ребенок.

Тики, тики, тики, таки

Ходят в нашей речке раки

Ходят задом наперед

Ищут раки в речке брод

Стали раки воду пить

Выходи! Тебе водить!

Он становится в центр круга, ему завязывают глаза. Дети идут по кругу, произносят слова:

«Водяной, водяной, что сидишь ты под водой?

Ну-ка выходи, с нами посиди.»

Дети останавливаются, «водяной» встает и идет вперед, наткнувшись на ребенка, он на ощупь пытается отгадать, кто перед ним.

Старинная русская народная игра «Бояре, а мы к вам пришли»

Играющие делятся на две команды и встают шеренгами друг против друга на расстоянии нескольких метров.

1. Бояре, а мы к вам пришли,

Молодые, а мы к вам пришли.        

Одна из команд двигается шеренгой к другой команде и возвращается на свое место.

2. Бояре, а зачем пришли,

Молодые, а зачем пришли?

Вторая команда аналогично двигается к первой команде.

1. Бояре, нам невеста нужна,

Молодые, нам невеста нужна.

Движения повторяются.

2. Бояре, а какая вам мила,

Молодые, а какая вам мила?        

1. Бояре, нам вот эта нужна,

Дорогие, нам вот эта нужна.

Подходя ко второй команде, дети указывают на одну из девочек.

Выбранная девочка бежит в направлении другой команды, стараясь прорваться через сцепленные руки. Если ей это удается, она забирает одного из игроков в свою команду. В противном случае сама остается в команде соперников. 

Русская народная подвижная игра «Колечко с лентой». Считалочка

На ленту надевают колечко. Концы связывают достаточно аккуратно для того, чтобы колечко свободно проходило через узел. Ребята встают в круг и берутся за ленту двумя руками. В центр круга встает ведущий. Ведущий закрывает глаза и медленно поворачивается вокруг себя, пока дети (или взрослый руководитель игры) говорят такие слова:

«Ты катись, катись, колечко,

К нам на красное крылечко!

Раз! Два! Три! Четыре! Пять!

Я иду кольцо искать!

Пока звучит стишок, ребята быстро передвигают кольцо по шнуру. Когда звучит фраза «Я иду искать!», тот, у кого оказалось кольцо прячет его в кулаке. Теперь водящий может открыть глаза и начать поиск «хранителя» кольца. Можно разрешить водящему угадывать до трех раз, а можно дать только один шанс. Тот ребенок, чье имя назовет вода, должен сразу снять обе руки с ленты. Если водящий отгадал, то тот, у кого нашли кольцо будет водить следующий кон.

Все игры выбираются детьми по желанию (в сценарии дан примерный список игр, которые дети знают).

Муз рук: В языческие времена Новый год отмечался на Руси 22 марта – в день весеннего равноденствия, и связано это было с земледельческим циклом. С принятием христианства на Руси византийский календарь начал понемногу вытеснять старый, и теперь уже Новый год начинался 1 сентября.

По указу Петра I в 1699 г. Новый год был перенесен на 1 января по старому стилю, то есть на 14 января по новому стилю. После революции в 1918 г. большевики «упразднили» еще 13 дней в году, которые составляли разницу между нашим летосчислением и европейским.

 Так образовались два празднования Нового года — по-новому и старому стилю. Обычай встречать «Старый Новый год» в ночь с 13 на 14 января в России связан с тем, что Русская православная церковь продолжает встречать и Новый год, и Рождество Христово по юлианскому календарю.

А еще пели на посиделках песни и частушки! Давайте и мы с вами споем!

Дети исполняю любую русскую народную песню или частушки по желанию.

 Логопед: Зимой на Руси скучать было не принято. Принято играть в зимние игры, каких на Руси было очень много.

- Ребята, а какие зимние забавы вы знаете ( ответы детей)

- А вот мы сейчас  с вами тоже поиграем в зимние забавы, но только с язычком. Хотите?

Артикуляционная гимнастика: "Зимние забавы Язычка"

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

"Зимние забавы Язычка"

Зимним ясным деньком

Погуляем с язычком.

Посмотрел язык в окно (Рот широко открыт, вытянуть язык вперёд, упр. «Окошко»)

А на улице бело!

Справа –снег,

Слева - сугроб (упр-ие «Часики» поочерёдное движение языка вправо-влево)

И вокруг метёт снежок (язычок облизывает губы по кругу, упр. «Варенье»)

Взял лопату язычок (упр. «Лопатка», широкий язык кладём на нижнюю губу.)

И пошёл кидать снежок (упр.  «Качели» движение языка вверх-вниз)

По дорожке поскакал (упр. «Лошадка»)

И на горку забежал (упр.«Горка» кончик языка  за нижними зубами, спинка выгнута)

Стал на саночках кататься (Зубами проводим по языку от корешка языка до кончика)

Веселился (упр. « Улыбка» показываем зубы)

Улыбался (упр.«Улыбочка», зубы не видны, кончики губ тянутся к ушам)

А потом лепил снежки (кончик языка упирается за щёку, в правую, потом в левую)

Превратил снежки в комки( сильно надуть щёки)

Друг на друга положил( надуваем щеки поочередно)

Получился снеговик.

Подмигнул глазком (мигаем правым глазом)

Другим (мигаем левым глазом)

И двумя глазами: миг! (сильно зажмурить глаза и открыть)

«Ты не тай, мой снеговик!» (указательным пальчиком правой руки вправо-влево)

Муз.рук.: На Руси издавна умели играть на ложках. Обыкновенная с виду ложка из дерева выточена, раскрашена, а если возьмешь в руки, то она и заиграет. До крещения Владимиром русского народа, люди не пользовались столовыми приборами. Пищу употребляли прямо руками. В целях повышения культурного уровня православного люда, великий князь издал приказ, в котором повелевал отныне пищу подносить только с их помощью.

С этих времен и началась история создания деревянной ложки. Появились мастера, которых называли «ложкари», искусно вырезавшие их разной длины, формы и объема. Обычно они изготавливались из липы и плодовых деревьев, таких как вишня, слива, яблоня, рябина.

Со временем, помимо обычных изделий с толстой ручкой, стали появляться более изящные творения, с резными узорами и росписью. Не каждый мог сотворить красивую, легкую и удобную ложку. Мастерство оттачивалось годами и передавалось как ценное наследие подмастерьям или сыновьям.

Расписывать «под хохлому» их стали только спустя столетия, в начале 19 века. На золотистом или черном фоне искусные умельцы рисовали веточки рябины, сказочных птиц и животных.

Впервые ложки как музыкальный инструмент стали использовать скоморохи, которые сопровождали веселые песни и частушки ритмичным постукиванием друг об друга. Этот обычай дошел и до наших дней. Любой ансамбль народных песен обязательно должен иметь в арсенале ложки для игры. Теплые, мелодичные звуки стали «душой» любого русского гулянья.

Любили на посиделках играть на гармошке, на балалайке, ложках, бубне. Попробуем и мы с вами?

Ансамбль ложкарей. «Как на тоненький ледок», русский народный плясовой наигрыш.

Муз.рук: Традиции предписывают нам отмечать старый Новый год с пышностью, обязательно накрывать богатый стол и собирать за ним всех тех, кого мы любим и кому желаем счастья. Хотя, по большому счету, подарки дарить в этот день необязательно, тем не менее, маленькие сюрпризы родственникам и друзьям подготовить все-таки стоит – радости много не бывает.

Еще одна традиция – рассыпать по полу зерна пшеницы, призывая урожайный год. В старину это с песнями и поговорками делали детишки, а хозяйка дома собирала эти зерна, клала в глиняный горшок или в холщевый мешочек и хранила до посева. Мы, конечно, люди современные, да и пшеницу мало из нас кто-то сеет, зато ждем от наступившего года плодородия в смысле денег и приятных событий. Поэтому можем точно так же рассыпать, собирать и хранить зерна. А вместо посева запросто можно перед следующим годом сварить из этих зерен кашу и съесть.

Раз в крещенский вечерок девушки гадали,

За ворота башмачок сняв с ноги бросали,

Снег пололи, под окном слушали, кормили

Счетным, курицу, зерном, ярый воск топили.

А давайте и мы погадаем! (Выносит корзинку, накрытую салфеткой)

В этой маленькой корзинке что угодно для души

Кому вынется, тому сбудется, тому сбудется, не минуется!

«ГАДАНИЯ»

(дети по очереди достают предметы из корзины, ведущая комментирует, лента — к счастливой долгой жизни, картошка — крепкое здоровье, матрешка- большая семья и т.д.)

Делу время, а потехе час, вот и закончился наш вечерок!

С Новым годом!

Со всем родом!

Чтоб здоровы были.

Многие лета жили.

Вот мы и побывали с вами на Новогодних святках. Славно пели и плясали, много нового узнали. Из века в век будут передаваться нашим детям, внукам старинные зимние обрядовые праздники России- матушки: Новый год, Рождество, Васильев день, Крещение. Это самые волшебные дни года.

Говорят, что в эти дни,

Что ни пожелается,

Все всегда произойдет,

Все всегда сбывается.

У меня в руках волшебная свеча желаний. Ребята, загадайте каждый свое желание, и оно обязательно исполнится. Только желание должно быть добрым и светлым. (Дети все вместе задувают свечу).

Я надеюсь, что эта свеча зажгла искорку счастья, доброты и любви друг к другу. А теперь наш праздник подошел к концу. Здоровья вам, счастья. С Новым годом! С Васильевым днём!

План бесед:

«О традиционных блюдах Руси»

Кухня того времени отличалась строгими правилами и традициями, которые соблюдались в каждой семье. Самым лучшим блюдом считалось то блюдо, которое сделано по рецепту, полученному от бабушки или матери. Обычно было принято внимательно присматриваться, как готовится одно и то же блюдо у разных хозяек. Кулинарные фантазии не особенно приветствовались, древнерусская кухня требовала четкого следования рецептуре. Еда была простой, не очень разнообразной, но подаваемые блюда и напитки должны были быть многочисленны, особенно на праздничном столе. Своеобразие древнерусской кухни определялось как продуктами, которые использовались, так и способами их приготовления. В древнерусской кухни блюда разделялись на мучные, молочные, мясные, рыбные и растительные.
К кушаньям, приготовленным из муки, относился, в первую очередь, хлеб, преимущественно ржаной, который появился несколько веков назад и до сих пор остается характерным именно для русских. Ржаной хлеб считался полезнее пшеничного, к нему приписывались многие лечебные свойства. Пшеничный хлеб был так называемым хлебом для праздника. Хлеб подавался в особых случаях и пекся в виде калачей.
На втором месте среди мучных продуктов по праву занимали пироги. Пироги по способу приготовления были "пряжные", их жарили на масле, и "подовые", выпекаемые в печи. Из квасного теста, на дрожжах всегда готовились подовые пироги, а пряжные могли быть приготовлены и из постного. Пироги имели продолговатую форму и разную величину. Маленькими назывались пирожками, а большие пирогами. Подавались пироги к горячему, за исключением сладких.
Каравай относился к другим видам блюд, выпекаемых из теста. Каравай представлял собой сдобный хлеб, приготовленный самыми разными способами. Для "битого" каравая тесто взбивалось в отдельной посуде на масле, для "ставленого" на молоке, для "яицкого" на яйцах. Еще из теста делались курник, оладьи, котлома, сырники, блины, хворосты и висели. Некоторые из этих блюд готовим и сегодня. Кисели также относились к мучным блюдам, которые по традиции заваривали мукой и, конечно, различные каши.
Молочные кушанья были представлены, прежде всего, лапшой с подливом в нее свежего или топленого молока, молочными кашами и всеми видами молочных продуктов: творогом, сметаной, кислыми сырами.

Мясо на Руси ели вареным или печеным. Вареное мясо подавалось в первых блюдах: щах, в ухе, рассолах или под взварами (соусами). Мясо запекали в печи. Принято было употреблять баранину, говядину и птицу (кур, уток, гусей). Готовили и мясо дичи: оленину, лосятину, зайчатину, и мясо дикой птицы: уток, гусей, лебедей, рябчиков и перепелов. На Руси всегда было изобилие рыбы, как речной, так и морской. Рыбу вялили, сушили, солили, готовили под взварами и на пару. Подавалась рыба и в первых блюдах: рассольниках, ухе, солянках,(селянках). Рыбу ели печеную. Икра всегда считалась особым лакомством, особенно свежая зернистая из осетра и белорыбицы. Употребляли икру с уксусом, перцем и луком, икру варили в уксусе или маковом (миндальном) молоке или жарили.
Следует особо отметить способ и технологию приготовления русских национальных блюд. Печи, построенные для отопления жилища, служили одновременно и для приготовления пищи. Издавна в русской кухне процесс готовки сводился к варке или выпеканию продуктов в русской печи. Вареная пища только отваривалась а то, что было предназначено для печения, только пеклось. Таким образом, народная русская кухня не знала ни соединения продуктов, ни их комбинирования, ни двойной тепловой обработки. Вся технология горячего приготовления сводилась к нагреву. Тепло печи могло быть трех степеней: "до хлебов", "после хлебов", "на вольном духу", но всегда пища готовилась без непосредственного контакта посуды с огнем, нагреваясь только через толстый слой раскаленных кирпичей. Температура при этом могла быть либо все время постоянной, либо падающей, если печь постепенно остывала, но никогда не бывала возрастающей, как это принято при современном приготовлении на плите. Главная особенность русской печи-равномерный, устойчивый жар, который держится очень долго и после того, как печь уже закончили топить. В зависимости от температурного режима в печи каждый раз готовилось разное кушанье. При температуре 200С пекли знаменитые русские пироги: кулебяки, расстегаи, курники и шаньги; запекали целого поросенка или гуся. В остывающей печи можно было томить молоко, варить рассыпчатые каши, готовить жаркое. Пища приготовленая в русской печи, была совершенно особой за счет того, что пища получалась томленой или полутомленой.
На семейные торжества и православные праздники во всех семьях, независимо от достатка и сословия, принято было готовить одни и те же определенные блюда. В древнерусский период большое значение приобрела обрядовая кулинария, эта традиция сохранялась очень долго время, практически до советской власти.
Среди праздничных блюд особо следует отметить те, что готовились на Масленицу, которая отмечается в предверье Великого поста. Главное отличие этого праздника являлось разгульное веселье и обилие блинов. Каждая хозяйка старалась угостить своих домашних и гостей на славу. А главным блюдом были блины. На лакомки, то есть в среду Масленой недели, тещи приглашали "на блины" зятьев с дочерьми, отсюда и пошло выражение "к теще на блины". Этот обычай особенно соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Как правило, в этот день собиралась на гулянье вся родня. А в пятницу на тещины вечери зять угощал блинами тещу с тестем. Правда, угощение было весьма своеобразным. Курьез заключался в том, что званая теща обязана была с вечера прислать в дом к молодым весь блинный скарб: таган, сковороды, черпак и даже кадку, в которой замешивалось тесто для блинов. Тесть же присылал муку и кадушку с маслом.
На Руси были самые разнообразные поверья и традиции связаны с блинами. Была такая примета, что, если накормить роженицу блинами, роды пройдут легко, а новорожденный будет здоровым и крепким. На поминках блины были обязательным кушаньем, символизируя, с одной стороны, замкнутый круг земного бытия, а с другой-бесконечность существования жизни духовной. Никто не знает, когда впервые появились блины на русском столе, но известно, что они были ритуальным блюдом еще у славян-язычников.
Блюда делились на постные и скоромные произошло в русской кухне очень рано и оказало большое влияние на формирование дальнейших традиций. С одной стороны, строгое разграничение постного и скоромного стола привело к некоторому однообразию используемых продуктов и блюд, но, с другой стороны, обогатило русскую кухню грибными и рыбными блюдами, кушаньями, приготовленными из лесных ягод и трав (лебеды, крапивы, сныти и др.). 
Самыми распространенными были жидкие блюда: похлебки, солодуха, полевки, кулага, толокно, овсяный кисель с постным маслом, квашеная капуста, соленые грибы, грибные блюда, каши из ячневой, овсяной, пшенной, перловой, гречневой круп, намного позже-печеный картофель. Самая известная постная еда-тюря. Тюря-это холодная подсоленная вода с кусочками хлеба и репчатым луком.
Толокно готовили часто во время поста, которое делалось из овса, обжаренного, точнее выдержанного в продолжение ночи в уже не слишком горячей, но достаточно теплой печи. Мука, полученная из такого зерна, теряла способность образовывать клейковину, но зато хорошо набухала в воде и быстро загустевала. Замешивали толокно на охлажденной кипяченой воде, которую слегка подсаливали. Толокно было любимым лакомством детворы. Из загустевшего толокна дети лепили рыбок, петушков, зайчиков-и забава, и вкусно, и голод прогоняет. Толокно служило полдником или ужином. 
Полевка-это жидкая похлебка, которую приготавливали из ржаной муки, а точнее из заквашенного ржаного теста-расчины. Расчину ставили закисать накануне. Когда она достаточно закисала, в горшочке кипятили воду, добавляли соль, лавровый лист, репчатый лук, расчину и "заколачивали" колотовкой (приспособление, которое вырезали из молодого, тщательно оструганного соснового деревца, на котором оставляли веерообразные тонкие сучки длиной 3-4 см). Заправляли полевку луком, сушеными грибами, а иногда в дни поста сельдью или вяленой рыбой. 
Самый главный православный праздник-Пасха, или Воскресение Христово следовал за Великим постом. Пасхальный стол отличался праздничным великолепием, был обильным и очень красивым. Жарили телятину, запекали поросенка, барашка или окорок. Блюда украшали цветами, а также стол, иконы и дом. Для пасхальной трапезы до сих пор пекут сдобные куличи, готовят творожные пасхи и красят яйца. По древней традиции, яйца красили и укладывали на блюдо среди специально пророщенной зелени овса и пшеницы.

Рождество Христово-один из самых светлых христианских праздников. Вечер накануне Рождества-Рождественский сочельник или сочевник, получил название от слова "сочиво"-ритуального кушанья, приготавливаемого из макового сока с медом и каши из красной пшеницы или ячменя, ржи, гречихи, гороха, чечевицы, позже-риса. Трапеза в Рождественский и Крещенский сочельник начиналась сочивом, а также на родинах, крестинах, поминках, с той лишь разницей, что эта каша, чаще называемая кутья, была разной по составу. Так, рождественскую кутью готовили постной. Кутью приготавливали с маковым, миндальным, ореховым, конопляным соком с добавлением меда и измельченных ядер грецких, лесных орехов, миндаля. На второй день Рождества готовили бабью кашу, или бабкину кутью. В старину был обычай навещать дом, в котором появился новорожденный, а в дар приносили бабкину кашу и бабкины пироги. В отличие от рождественской постной кутьи, бабкину готовили "богатой". На поминках подавали постную поминальную кутью -"коливо". Кстати в старину, ржаную или пшеничную соломину, стебель и колос тоже называли "коливо". Возможно, отсюда, и название кутьи, так как старообрядцы, например, готовили ее только из красной пшеницы. Обычай этот сохраняется и по сей день.

Среди семейных праздников, на которые было принято готовить специальные блюда, можно выделить свадьбу и поминки. Осенью обычно играли традиционную русскую свадьбу, а подготовка к торжественному дню могла длиться около двух месяцев и состоять из нескольких этапов, ни один из которых нельзя было пропустить, это считалось плохой приметой. Что касается свадебного обеда, то на этот счет существовал целый свод правил и установлений. На русском свадебном столе кушанья были глубоко символичны. Тесто всегда было символом благополучия и плодородия. Поэтому на свадьбу готовили в первую очередь каравай. В некоторых губерниях словом "каравай" называли саму свадьбу. А каравайником-специальный свадебный чин. Еще на свадьбу обязательно пекли пироги. Выпечкой могла руководить только женщина, живущая с мужем в любви и согласии и имеющая добрых детей: считалось, что семейный лад через пирог передается молодым. Каравай украшали цветами и веточками калины (символ любви). Кто из молодых откусит самый большой кусок пирога, тот и будет хозяином в доме. При этом новобрачным за праздничным столом не разрешалось есть то же, что ели остальные гости. Жениху можно было отведать немного каравая с сыром и выпить вина, невесте чаще всего не дозволялось и этого, но свадебный стол должен был ломиться от яств. В центре стола ставили каравай в окружении медовых пирогов и калачей, саек, ватрушек, пряных коврижек. К свадьбе готовился специальный пирог-"курник" с запеченными внутри яйцами и украшенный куриной головой из теста. Обычай кормить новобрачных курицей перед праздничным ужином втайне от всех, дошел до нас с древних времен. Курицу непременно подавали и гостям. Еще одно обязательное для русской свадьбы угощение-свинина. Блюда из свинины должны были обеспечить молодым богатство и благополучие. Надо сказать, что до XVII в. на Руси не знали ни танцев, ни оркестров, так что единственным развлечением на свадьбе было застолье. Когда съедались закуски, вносили жареного лебедя (у простого народа лебедя заменял жареный петух). Жених должен был дотронуться до птицы рукой и велеть ее резать. Есть жених и невеста могли только в конце общего застолья в своей опочивальне.

Очень важным застольем, наполненным многочисленными символичными блюдами, была поминальная тризна. После похорон на обеде непременными кушаньями бывали кутья, мед и овсяный (клюквенный) кисель, в некоторых районах-рыбный пирог, блины. Как правило, кутья, варилась из цельных, нераздробленных зерен-чаще всего пшеницы. Кутья как и зерно, из которого она приготовлена, знаменует собой постоянство возрождения жизни, невзирая на смерть. Кутью обычно готовили сладкой, с медом или патокой. А говорили на Руси, "чем слаще кутья, тем жальче покойника". Кутью следовало взять ложкой три раза. Помимо ржаного, овсяного или клюквенного киселя, обязательной на столе была чаша с медом, разведенным водой или брагой. Полагали, что ими "торили дорогу покойнику". Блины подавались, как правило на 9-й и 40-й день, а в день похорон блины на стол не ставились. В некоторых местностях подавали еще муковню-заваренную кипятком муку с молоком, или кулеш-кашу с салом. Ели ложками (за поминальным столом очень долго не пользовались ножами и вилками), а пирог разламывали руками. В дни поста поминальный стол должен был быть постным.

В традиционной русской кухне было не принято смешивать продукты, и даже постный стол поначалу представлял собой блюда, в которых каждый вид овощей, грибов и рыбы приготавливался отдельно. Капусту, репу, редьку, горох, огурцы-ели сырыми и солеными или парили, варили, пекли. Такие блюда, как салаты, никогда не были свойственны русской кухне и появились в России уже в XIX в. как одно из заимствований с Запада. Салаты поначалу делались преимущественно с одним овощем, отчего и назывались "салат огуречный", "салат свекольный", "салат картофельный". Рыбу с грибами тоже не смешивали. Их готовили отдельно друг от друга. Уху варили из одного сорта рыбы. Чтобы разнообразить вкус блюд, употребляли специи. Добавляли лук и чеснок, причем в весьма больших количествах, петрушка, анис, кориандр, лавровый лист, черный перец и гвоздика, появившиеся на Руси уже с X-XI вв., а позднее, в XV-начале XVI вв., этот набор был дополнен имбирем, корицей, кардамоном, аиром и шафраном. Готовились блюда и с добавлением различных масел: конопляного, орехового, макового, деревянного (оливкового), и значительно позднее-подсолнечного.

В средневековый период начинают употреблять жидкие горячие блюда, получившие общее название "хлёбова". Это уха и щи, изготовленные на растительном сырье, а также различные виды мучных супов.
Мясо и молоко поначалу употребляли достаточно редко. Некоторые виды мяса были совсем под запретом, например, телятина. Мясо варили, но почти не жарили, добавляли в щи и каши. Творог и сметану делали из молока.
В старорусской кухне главными сладостями считали мед и ягоды, из которых варили варенья. Ягоды также сушили, смешивали с мукой и яйцами и делали пряники.

 «Васильев день» - 14 января

13 января – Васильев вечер, Меланья, Щедруха, Старый Новый год. По-старому летосчислению и церковному календарю — это был канун Нового года, или день святителя Василия Кесарийского, христианского богослова, автора многих ныне существующих проповедей, который жил в 4 веке, в Каппадокии (греч. Καππαδοκία — «Страна прекрасных лошадей». Капада – kapada — копыто (родственные слова в рус. яз.: копыто).

Васильев вечер накануне Старого-Нового года назывался щедрым, или «Щедруха». Существовало поверье – богатый стол обеспечит хозяину дома достаток на весь год, потому и готовили хозяйки к этому дню множество снеди для угощения всей родни, соседей и друзей, зашедших в гости. «Свинку, да боровка припасай для Васильева вечерка».

Главные блюда Васильева вечера готовили из свинины, так как святой Василий считался покровителем свиней и свиноводства. Свинья издревле была символом плодовитости и благополучия. «Нет у Бога ничего нечистого! Василий Зимний освятит и свинку – нечистую животинку».

Васильев вечер считался лучшим временем для гадания и предсказания будущего, всё, что вам нагадали в этот вечер – обязательно сбудется. Хозяйки варили в печи кашу, и примечали, если каша получалась вкусная и пышная, это предвещало счастье и удачу всему дому в новом году.

Примечали погоду: «Если на Василия ветер дует с юга — год будет «жирный», благополучный; с запада — к изобилию молока и рыбы; с востока — к урожаю фруктов, овощей да ягод». «Если на окнах лёд – у пчёл будет мёд». «Если небо звездисто, год будет хлебный и ягодный». «Если в этот день вьюга — будет большой урожай орехов». «Туман перед Новым годом – к урожаю». «Если тепло и без снега – к неурожаю и хворям». Считалось, что «на Василия ведьмы крадут месяц, чтобы он не освещал их ночных прогулок с нечистыми духами».

Среди народных традиций Васильевой коляды особенно популярной и поныне остается традиция щедрования. Щедровки поют, как правило, девочки и молодые девушки, они ходят от дома к дому, поют особые песни-щедровки, а взамен просят угощение. Щедрование сопровождается песнями, танцами, переодеванием в костюмы и т. д.

В щедровках обычно прославляют хозяина и хозяйку дома, желают им благополучия в новом году, богатства, здоровья. Традиционный припев большинства щедровок: «Щедрый вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье!».

В разных странах по-разному встречают Васильев вечер. Например, на Украине помимо щедрования в западных областях Украины принято «водить Меланку». «Водят Меланку»обычно молодые парни, переодетые в смешные костюмы: они поют песни, разыгрывают весёлые сценки, танцуют. Один из участников при этом одет в женский наряд — он и есть «Меланка».

В Сербии есть обычай устраивать на Васильеву коляду шуточные свадебные процессии. Называется этот обычай Сировари, когда парни-участники процессии переодеваются невестой, женихом, свекром, свекровью, сватами и т. д. «Невеста» ходит по домам и носит «ребёнка» (тряпичную куклу), и разыскивает по всем хатам его «отца». Процессия сопровождается большим шумом, который, как принято считать, отпугивает нечистую силу.

«Кликанье мороза»

«Кликанье мороза» – обряд зазывания мороза на трапезу и угощение его ритуальной пищей. На Святки мороз кликали в канун Рождества, в Васильев вечер, в Крещенский сочельник.

Обряд исполнял хозяин или хозяйка, вынося для мороза «угощение» — овсяный кисель, кутья, блины, и произнося «заклички». «Кликали мороз» в полночь, перед сочельническими трапезами в Святки, утром, после пасхального разговления; после приготовления обрядовой пищи в Чистый четверг или днём, во время праздничного обеда в Пасху. Хозяин или хозяйка в «кликали» мороз в открытое окно или выходили на порог, крыльцо или в огород:

«Дед-Мороз, Дед-Мороз! Приходи блины есть и кутью! А летом не ходи, огурцы не съедай, Росу не убивай и ребятишек не гоняй»

Если обряд совершался до трапезы, то морозу отдавали первую ложку кутьи или киселя; если же по окончании – то выносили остатки обрядового блюда. Кисель или кутью оставляли также на окне снаружи, относили в подпол и ставили на подпольное окошко или выплескивали через порог на улицу, оставляли или выливали в огороде. Смысл обряда кликанья мороза в «задабривании» деда Мороза:

«Мороз, мороз, Ступай к нам кисель есть; Не бей рожь и житарь, а на посконь воля твоя».

На Васильев день дети рассыпали зерна (Овсеня) на пол в доме, как символ богатства, достатка и будущего урожая, а самая старшая женщина в доме собирала рассыпанные по полу зёрна и хранила до посева.

 «Обряд «Посевание»

Посевание (рус. (ходить) посевать, обсевать, засевать; белор. засеўкі, абсяванне; укр. засявуха, засівати, посівати; польск. posiewać — Подляшье) — восточно-славянский обряд, совершавшийся в первый день нового года или на Рождество и направленный на обеспечение урожая в наступившем году. Входил в состав новогодних обходов домов и включал ряд действий, относящихся к магии первого дня. В Польше и Словакии точно такой же обряд назывался chodzić na podsypkę (ходить на посыпку) или obsypka (обсыпка). Обряд схож с западно- и южно-славянским обрядом «полазник».

Обряд. Основными исполнителями обряда чаще всего были дети. Обряд исполнялся обычно утром. Как правило, он имел земледельческую направленность: небольшие группы детей (преимущественно мальчиков, что дополнительно указывает на их роль «сеятелей») обходили дома, где, войдя в горницу, имитировали сев или просто обсыпали хозяев, комнату и особенно красный угол зерном. Для «посевания» использовали специальные или обычные рукавицы, в которые заранее насыпали «пашню», т. е. посевное зерно: рожь, пшеницу или ячмень, или использовали для этого оторванный от старой рубахи рукав. Иногда носили два таких рукава: во второй складывали гостинцы и подарки (выпечку, сладости, конфеты, мелкие деньги).

Когда дети «посевали», хозяйки старались фартуками поймать разлетающиеся зерна, чтобы накормить ими кур, которые от этого, как считалось, лучше неслись. Иногда собранное после ухода детей зерно ссыпали в решето, из которого кормили кур, чтобы они не разбредались по чужим дворам. С курами были связаны и другие детали обычая. Когда первые «посевальники» заходили в дом, хозяйка заставляла их разуться и сажала на пороге, чтобы куры неслись в доме, а хозяин в это время шёл в сарай и сгонял кур с насеста, чтобы куры быстрее неслись.

«Посевание» сопровождалось произнесением коротких приговоров и заклинаний поздравительного и благопожелательного типа, в которых также присутствовала просьба об угощении. Зачином часто была фраза: «Сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!»

Роди, боже, жито, пшеницу,

Горох, чечевицу, всяку пашницу.

Из одного колосочка будет жита бочка.

Дай тебе Боже, хозяин,

Сынов женить, дочерей замуж отдавать,

Горилки гнать, пива наварить!

Совершать обряд могли не только дети, но и взрослые, например пастухи, и тогда характер пожеланий менялся: «На телицу, на кудрявую хвостицу, третий для здоровья!», — приговаривал подмосковный пастух, трижды рассеивая зерно по комнате.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательного события в старшей группе "Путешествие по сказкам" (образовательная область "Речевое развитие")

Конспект образовательного события в старшей группе "Путешествие по сказкам" (образовательная область "Речевое развитие")....

Конкурс! Образовательная область «Физическое развитие» Образовательное событие «С микробами я не дружу - я здоровьем дорожу! ( подготовительная группа)

Создание социальной ситуации развития в процессе совместной физкультурно-познавательной деятельности «С микробами я не дружу – я здоровьем дорожу!»....

Конспект образовательного события по рисованию для детей 1 младшей группы «Колобок» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Дети свободно располагаются по группе.Воспитатель поёт песенку колобка:Я колобок, колобок,                              ...

Конкурс. Практикум для слушателей ГМО на тему: «Образовательное событие – способ интеграции образовательного пространства для успешного познавательного развития воспитанников»

В соответствии с ФГОС ДО основная образовательная программа строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спе...

Образовательное событие как компонент оптимальной организации образовательного процесса

Это новый формат совместной детско-взрослой деятельности. Это захватывающая, достаточно длительная игра, где участвуют все и дети, и педагоги, и родители....

Консультация для педагогов «Образовательное событие в ДОО. Типы образовательных событий»

Консультация для педагогов «Образовательное событие в ДОО. Типы образовательных событий».В контексте образовательной деятельности в детском саду образовательное событие - это особая с...