Проект "Блокада Ленинграда"
проект (старшая группа)

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя). Тип проекта: информационно – познавательный. Участники проекта: воспитанники старшей группы детского сада, воспитатели, родители. Проблема, на решение которой направлен проект: во время бесед с детьми о том, что они знают о блокадном времени, выяснилось, что практически ничего. Кроме того, у детей появились вопросы о Великой Отечественной войне. Учитывая заинтересованность детей и значение социально-личностного развития, считаем, что необходимо подробнее рассказать и показать детям о жизни Ленинграда во время блокады, пополнить знания об истории города и его исторического прошлого, с подвигом народа во время блокады Ленинграда. Актуальность проекта: Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю; гордиться мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям? Первоисточником, конечно же, является сам человек. Но время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остаётся с каждым годом всё меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве. Всё дальше и дальше уходят от нас те дни, когда пылала наша земля, шла жестокая и страшная война, а город Ленинград находился в блокадном кольце. И всё сложнее с каждым годом рассказывать нашим маленьким детям о тех тяжёлых, далёких 900 блокадных днях. И есть еще одна важная проблема: как рассказать о блокаде, не травмируя детскую психику, не пугая их. Нужно очень тщательно подбирать материалы о лишениях и тяготах жителей блокадного Ленинграда – детей и взрослых. Очень аккуратно и дозировано рассказывать о войне, о блокаде. Цель проекта: расширение представлений о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны у детей подготовительной группы. Задачи проекта: Для детей: - Формировать у детей осознанный интерес к историческому прошлому нашей страны. - Обогащать знания детей о героическом городе Ленинград. - Познакомить с понятиями «блокада», «Дорога жизни», «продуктовая карточка», «Блокадная ласточка». Обогащать словарный запас детей. - Познакомить с художественными и музыкальными произведениями, посвящёнными войне. - Способствовать формированию чувства гордости за защитников Отечества. - Формировать чувство сопереживания людям старшего поколения, пережившего тяготы войны. Для педагогов: - Формировать у детей нравственные понятия и этику жителей Ленинграда, любовь к городу. Для родителей: - Повысить знания родителей о блокадном Ленинграде. Предполагаемые результаты: - Расширение знаний детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда. - Развитие интереса детей к истории Отечества в годы Великой Отечественной войны. - Понимание детьми подвига, совершённого жителями блокадного города. - Умение рассказать о блокаде Ленинграда, используя в своих рассказах поэзию и музыкальные произведения, посвящённые блокаде Ленинграда. - Установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и воспитателями. - Пополнение методической «копилки» тематическими конспектами НОД с детьми старшего дошкольного возраста, картотеками, методическими материалами. Этапы реализации проекта. этап: «Подготовительный» - Определение цели и задач проекта, изучение методической литературы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности, плана работы с родителями. - Подбор детской и методической литературы, наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки); занятий. - Подготовка материала для продуктивной деятельности. - Подбор информации через интернет (презентации, фильмы, мультфильмы о блокадном Ленинграде и о войне). - Пополнение предметно-развивающей среды. - Знакомство родителей с проектом в родительском уголке. 2 этап: «Основной» (работа над проектом) С детьми: - Беседы: «Блокадный Ленинград», «Что мы знаем о блокаде?», «Что рассказывают о блокаде бабушки и дедушки?», «Дорога жизни». «Блокадная ласточка». - Чтение художественной литературы: Е.Благинина «Шинель», Л.Кассиль «Твои защитники» (отрывки), Т.Цимберг, О.Бергольц «Мы – ленинградцы», Ю.Герман «Вот как это было». - Прослушивание музыкальных произведений, посвящённых блокаде Ленинграда: Д. Шостакович «Ленинградская симфония», Харитонов - «Не стареют душой ветераны», гр. «Ленинград» - «Город-герой Ленинград», минута молчания «Вечная память героям Великой Отечественной войны». - Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением блокадного Ленинграда. - Просмотр презентаций «Блокада», «900 дней блокады». - Просмотр мультфильмов о блокаде: - мультфильмы: «Воробушек». - Аппликация «Блокадная ласточка». С родителями: - Папки – передвижки: «Блокада Ленинграда». - Предложить родителям посмотреть дома другие м\ф про блокаду Ленинграда. этап: «Заключительный» - Анализ полученных результатов и обобщение опыта. - Сотрудничество с Лесогорской библиотекой -передать на выставку аппликацию «Блокадная ласточка». Полученные результаты: - Дети получили знания о великом подвиге жителей блокадного Ленинграда во время Великой Отечественной войны. - Пополнился словарь детей новыми словами и терминами. -В группе созданы условия для углублённого изучения детьми истории блокадного Ленинграда: внесён наглядный и дидактический материал по теме. Конспект занятия с презентацией посвящённый понятию блокады Ленинграда. Цель: Расширять знания детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны. Познакомить детей с понятием блокада; Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за народ проявивший отвагу. Познакомить детей со страшными днями пережитыми людьми; Задачи: -воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну и народ; – формировать у детей осознанный интерес к историческому прошлому нашей страны. – обогащать знания детей о героические прошлые города Ленинграда; - воспитывать уважение к старшему поколению пережившего тяготы войны; -воспитывать умение сочувствовать, сопереживать. - знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематики; - активизировать словарный запас детей; - развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов; - совершенствовать изобразительные умения и навыки Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественная литература». «Музыкальное развитие».» Предварительная работа: Чтение художественной литературы по теме, прослушивание музыкальных произведений, военных песен, рассматривание иллюстраций. Рассматривание военных наград (ордена и медали прадедушек, прабабушек и других родственников). Ход непосредственно образовательной деятельности Звучит музыка: «Вставай страна огромная». Воспитатель: Мы сегодня с Вами поговорим о «Дороге Жизни» и блокадном Ленинграде, который отмечается 27 января. Это очень памятная дата нашей страны. Воспитатель: А кто мне скажет, как назывался этот город во время войны? – Молодцы, Ленинград, а жители назывались ленинградцами. Воспитатель: Много испытаний было у этого прекрасного города: наводнения, пожары, но эта война самое страшное испытание. В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Пришла война, и очень скоро враги оказались рядом с Ленинградом. Воспитатель: Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил окружить город в кольцо, взять в блокаду. Наступили страшные блокадные дни… Их было 900… это почти 2, 5года. Воспитатель: Жизнь в городе с каждым днем становилась труднее. Единственной возможностью для выживания стало Ладожское озеро (показ картин). По этой дороге под обстрелом противника перевозили хлеб в город, а обратно вывозили детей и стариков. Поэтому этот путь назвали «Дорога жизни». А весной поездки по льду были опасны, машины проваливались под лед. Звучит «Ленинградская симфония» Шостаковича Воспитатель: Летом 1941 года Шостакович написал на партитуре: «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу – Ленинграду – я посвящаю 7-ю симфонию». Дети читают стихи: Наш город назывался Ленинградом, И шла тогда суровая война. Под вой сирены и разрыв снарядов «Дорогой жизни» Ладога была. Бомбёжки. Метели, заносы… Уходят машины под лёд, Но каждый шофёр твёрдо верил, Что город, любимый спасёт. Она спасеньем ленинградцам стала, И помогла в войне нам победить, Чтоб снова время мирное настало, Чтоб нам с тобой под чистым небом жить. Хотели враги Ленинград уничтожить, Стереть этот город с земли. Но захватить и прорвать оборону Фашисты никак не смогли. Воспитатель: 45 километров вьётся шоссе от Ленинграда до Осиновца. Давайте представим, что мы с вами едем по этой военной дороге. Воспитатель: Мы проехали совсем немного и увидели памятную стелу. Металлом блестят на ней слова: «Дорога Жизни». А сверху – цифра – один. Значит, мы отъехали от Ленинграда всего один километр. До Осиновца осталось сорок четыре километра. И на каждом километре мы увидим такую же стелу. Воспитатель: Ленинград позади. На третьем километре находиться мемориальный комплекс, входящий в Зелёный пояс Славы. Создан в память погибшим детям в блокадном Ленинграде. В комплекс входит памятник «Цветок жизни», аллея Дружбы, дневник Тани Савичевой и березовая роща с красными повязанными платками. Воспитатель: Памятник «Цветок жизни». На лепестках цветка изображены лицо улыбающегося мальчика и слова «Пусть всегда будет солнце». Звучит песня «Пусть всегда будет солнце». Воспитатель читает стихотворение:  Какого цвета беда?  Какого цвета война?  Какого цвета холод?  Какого цвета голод?  Какого цвета блокада?   Никакой палитры не надо,  Жизнь бесцветна в кольце Ленинграда. Воспитатель: Таня Савичева – ленинградская девочка, известная всему миру. Автор блокадного дневника. Она – символ тех страданий, которые перенесли все его жители. Её дневник, состоящий всего из девяти записей. В осаждённом Ленинграде Эта девочка жила В ученической тетради Свой дневник она вела. В дни войны погибла Таня, Таня в памяти жива Затаив на миг дыханье. Слышит мир ее слова. Воспитатель: У подножия Румболовской гор

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект204.4 КБ
Файл Проект "Блокада Ленинграда"204.4 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему

«Детям о блокаде Ленинграда»

в старшей группе

МБДОУ «Детский сад №3 г. Светогорска».

Авторы проекта: 

Михайлова Е.А.

Сенчукова А.В.

2024г.

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).

Тип проекта: информационно – познавательный.

Участники проекта: воспитанники старшей группы детского сада, воспитатели, родители.

Проблема, на решение которой направлен проект: во время бесед с детьми о том, что они знают о блокадном времени, выяснилось, что практически ничего. Кроме того, у детей появились вопросы о Великой Отечественной войне. Учитывая заинтересованность детей и значение социально-личностного развития, считаем, что необходимо подробнее рассказать и показать детям о жизни Ленинграда во время блокады, пополнить знания об истории города и его исторического прошлого, с подвигом народа во время блокады Ленинграда.

Актуальность проекта: Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю; гордиться мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям? Первоисточником, конечно же, является сам человек. Но время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остаётся с каждым годом всё меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве. Всё дальше и дальше уходят от нас те дни, когда пылала наша земля, шла жестокая и страшная война, а город Ленинград находился в блокадном кольце. И всё сложнее с каждым годом рассказывать нашим маленьким детям о тех тяжёлых, далёких 900 блокадных днях.

И есть еще одна важная проблема: как рассказать о блокаде, не травмируя детскую психику, не пугая их. Нужно очень тщательно подбирать материалы о лишениях и тяготах жителей блокадного Ленинграда – детей и взрослых. Очень аккуратно и дозировано рассказывать о войне, о блокаде.

Цель проекта: расширение представлений о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны у детей подготовительной группы.

Задачи проекта: 

Для детей:

  - Формировать у детей осознанный интерес к историческому прошлому нашей     страны.

   - Обогащать знания детей о героическом  городе Ленинград.

  - Познакомить с понятиями «блокада», «Дорога жизни», «продуктовая карточка», «Блокадная ласточка». Обогащать словарный запас детей.

 - Познакомить с художественными и музыкальными произведениями, посвящёнными войне.

 - Способствовать формированию чувства гордости за защитников Отечества.

- Формировать чувство сопереживания людям старшего поколения, пережившего тяготы войны.

Для педагогов:

- Формировать у детей нравственные понятия и этику жителей Ленинграда, любовь к городу.

Для родителей:

- Повысить знания родителей о блокадном Ленинграде.

Предполагаемые результаты:

- Расширение знаний детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.

- Развитие интереса детей к истории Отечества в годы Великой Отечественной войны.

- Понимание детьми подвига, совершённого жителями блокадного города.

- Умение рассказать о блокаде Ленинграда, используя в своих рассказах поэзию и музыкальные произведения, посвящённые блокаде Ленинграда.

- Установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и воспитателями.

- Пополнение методической «копилки» тематическими конспектами НОД с детьми старшего дошкольного возраста, картотеками, методическими материалами.

Этапы реализации проекта.

  1. этап: «Подготовительный»

- Определение цели и задач проекта, изучение методической литературы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности, плана работы с родителями.

- Подбор детской и методической литературы, наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки); занятий.

- Подготовка материала для продуктивной деятельности.

- Подбор информации через интернет (презентации, фильмы, мультфильмы о блокадном Ленинграде и о войне).

- Пополнение предметно-развивающей среды.

- Знакомство родителей с проектом в родительском уголке.

2 этап: «Основной» (работа над проектом)        

С детьми:

- Беседы: «Блокадный Ленинград», «Что мы знаем о блокаде?», «Что рассказывают о блокаде бабушки и дедушки?», «Дорога жизни». «Блокадная ласточка».

- Чтение художественной литературы: Е.Благинина «Шинель», Л.Кассиль «Твои защитники» (отрывки), Т.Цимберг, О.Бергольц «Мы – ленинградцы»,  Ю.Герман «Вот как это было».

- Прослушивание музыкальных произведений, посвящённых блокаде Ленинграда: Д. Шостакович «Ленинградская симфония», Харитонов - «Не стареют душой ветераны», гр. «Ленинград» - «Город-герой Ленинград», минута молчания «Вечная память героям Великой Отечественной войны».

-  Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением блокадного Ленинграда.

- Просмотр презентаций «Блокада», «900 дней блокады».

- Просмотр мультфильмов о блокаде:

   - мультфильмы: «Воробушек».

- Аппликация «Блокадная ласточка».

С родителями:

- Папки – передвижки: «Блокада Ленинграда».

- Предложить родителям посмотреть дома другие м\ф про блокаду Ленинграда.

  1. этап: «Заключительный»

- Анализ полученных результатов и обобщение опыта.

- Сотрудничество с Лесогорской библиотекой -передать на выставку аппликацию «Блокадная ласточка».

Полученные результаты:

- Дети получили знания о великом подвиге жителей блокадного Ленинграда во время Великой Отечественной войны.

- Пополнился словарь детей новыми словами и терминами.

-В группе созданы условия для углублённого изучения детьми истории блокадного Ленинграда: внесён наглядный и дидактический материал по теме.

Конспект занятия с презентацией  посвящённый понятию блокады Ленинграда.

Цель: Расширять знания детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны. Познакомить детей с понятием блокада; Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за народ проявивший отвагу. Познакомить детей со страшными днями пережитыми людьми;

Задачи:
-воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну и народ;
– формировать у детей осознанный интерес к историческому прошлому нашей страны.
– обогащать знания детей о героические прошлые города Ленинграда;
- воспитывать уважение к старшему поколению пережившего тяготы войны;
-воспитывать умение сочувствовать, сопереживать.
- знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематики;
- активизировать словарный запас детей;
- развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов;
- совершенствовать изобразительные умения и навыки
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественная литература». «Музыкальное развитие».»


Предварительная работа:


Чтение художественной литературы по теме, прослушивание музыкальных произведений, военных песен, рассматривание иллюстраций. Рассматривание военных наград (ордена и медали прадедушек, прабабушек и других родственников).

Ход непосредственно образовательной деятельности

Звучит музыка: «Вставай страна огромная».

Воспитатель: Мы сегодня с Вами поговорим о «Дороге Жизни» и блокадном Ленинграде,  который отмечается 27 января. Это очень памятная дата нашей страны.

 Воспитатель: А кто мне скажет, как назывался этот город во время войны? –

Молодцы, Ленинград, а жители назывались ленинградцами.

 Воспитатель: Много испытаний было у этого прекрасного города: наводнения, пожары, но эта война самое страшное испытание. В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Пришла война, и очень скоро враги оказались рядом с Ленинградом.

Воспитатель: Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил окружить город в кольцо, взять в блокаду. Наступили страшные блокадные дни… Их было 900… это почти 2, 5года.

 Воспитатель: Жизнь в городе с каждым днем становилась труднее. Единственной возможностью для выживания стало Ладожское озеро (показ картин). По этой дороге под обстрелом противника перевозили хлеб в город, а обратно вывозили детей и стариков. Поэтому этот путь назвали «Дорога жизни». А весной поездки по льду были опасны, машины проваливались под лед.

Звучит «Ленинградская симфония» Шостаковича

Воспитатель: Летом 1941 года Шостакович написал на партитуре: «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу – Ленинграду – я посвящаю 7-ю симфонию».

Дети читают стихи:

 

Наш город назывался Ленинградом,    

 И шла тогда суровая война.

Под вой сирены и разрыв снарядов

«Дорогой жизни» Ладога была.

Бомбёжки. Метели, заносы…

 Уходят машины под лёд,      

 Но каждый шофёр твёрдо верил,

Что город, любимый спасёт.

 Она спасеньем ленинградцам стала,

И помогла в войне нам победить,

 Чтоб снова время мирное настало,

Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

 Хотели враги Ленинград уничтожить,

Стереть этот город с земли.

 Но захватить и прорвать оборону

Фашисты никак не смогли.

Воспитатель: 45 километров вьётся шоссе от Ленинграда до Осиновца. Давайте представим, что мы с вами едем по этой военной дороге.

Воспитатель: Мы проехали совсем немного и увидели памятную стелу. Металлом блестят на ней слова: «Дорога Жизни». А сверху – цифра – один. Значит, мы отъехали от Ленинграда всего один километр. До Осиновца осталось сорок четыре километра. И на каждом километре мы увидим такую же стелу.

Воспитатель: Ленинград позади. На третьем километре находиться мемориальный комплекс, входящий в Зелёный пояс Славы. Создан в память погибшим детям в блокадном Ленинграде. В комплекс входит памятник «Цветок жизни», аллея Дружбы, дневник Тани Савичевой и березовая роща с красными повязанными платками.

Воспитатель: Памятник «Цветок жизни». На лепестках цветка изображены лицо улыбающегося мальчика и слова «Пусть всегда будет солнце».

Звучит песня «Пусть всегда будет солнце».

Воспитатель читает стихотворение:

 

 Какого цвета беда?
 Какого цвета война?
 Какого цвета холод?
 Какого цвета голод?
 Какого цвета блокада?
  Никакой палитры не надо,
 Жизнь бесцветна в кольце Ленинграда.

Воспитатель:  Таня Савичева – ленинградская девочка, известная всему миру. Автор блокадного дневника. Она – символ тех страданий, которые перенесли все его жители. Её дневник, состоящий всего из девяти записей.

 

В осаждённом Ленинграде

Эта девочка жила

В ученической тетради

Свой дневник она вела.

В дни войны погибла Таня,

Таня в памяти жива

Затаив на миг дыханье.

Слышит мир ее слова.

   Воспитатель: У подножия Румболовской горы находится памятник, входящий в «Зеленый пояс Славы». На гранитной плите выбиты слова поэтессы Ольги Берггольц:

 Дорогой жизни шел к нам хлеб,

 дорогой дружбы многих к многим,

 еще не знают на Земле

страшней и радостней дороги. 

Воспитатель: На 10 километре стоит памятник машине «Полуторке». Много лет спустя, когда война уже кончилась, водолазы подняли эту машину со дна озера. И установили, как памятник.

«Дорогой жизни» Ладогу назвали, надеждой на спасение людей.

Раненых. Больных и истощенных, везли полуторки по ней.

Нет смелее, нет храбрей шофера фронтового,

Любит он свою машину- друга боевого.

И по снегу, и по льду он ведет машину.

Как объехать полынью, не попасть на мину?

Воспитатель: На 17-м км Дороги жизни находится мемориал «Катюша».

Прослушивание песни «Катюша». 

Он представляет собой нацеленную в небо металлическую конструкцию из пяти балок, которые внешне напоминают реактивную артиллерийскую установку. В дни блокады на месте памятника стояла зенитная батарея, которая защищала Дорогу жизни.

В мемориал входит стена с памятным текстом.

 Эти грозные годы запомни.

Здесь проходила «Дорога жизни».

Мужеством храбрых спасён Ленинград.

Павшим героям бессмертная слава.

Воспитатель: Наш автобус подъехал к Ладоге. Теперь до Осиновцы осталось всего несколько километров. У деревни Кокорево, на берегу Ладожского озера, высится памятник «Разорванное кольцо», входящий в «Зеленый пояс Славы». Фашисты окружил Ленинград со всех сторон. И город оказался в кольце, длиной в 900 дней и ночей. В блокаде оказалось много жителей этого города: дети, женщины, старики. Ребята, а как вы понимаете кольцо блокады? (ответы детей)

Подойдите ко мне, возьмитесь крепко за руки и плотно подойдите друг к другу. Блокада – это кольцо, из которого нельзя ни выйти не зайти. Это памятник солдатам, матросам, лётчикам – всем, кто не дал врагу сомкнуть кольцо вокруг Ладожского озера.

Воспитатель: 45 километр Дороги жизни – это Осиновец. Сюда в тяжелые годы войны моряки и водители доставляли с Большой земли хлеб оружие.

Звучит песня «Дорога жизни»

Отсюда увозили на Большую землю детей, стариков, больных. Музей «Дорога жизни В музее представлены корабельные флаги и боевые знамена, оружие и военная техника военных лет, модели кораблей, самолетов, автомашин, участвовавших в перевозках; документы и фотографии.

Воспитатель: Мы вышли из музея, и пошли к берегу. Вот она, Ладога сегодня! Тихое безмятежное озеро. Там, где гремели бои, где насмерть стояли непоколебимые защитники Ленинграда.

Воспитатель: Наш автобус возвращается в город. Но по пути мы заглянем ещё в один музей. Музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда». Диорама посвящена операции «Искра» - переломному моменту в истории битвы за Ленинград.

Воспитатель:

В январе 1943 года войскам Ленинградского и Волховского фронтов дан приказ: перейти в наступление, пробираться навстречу друг другу, разбить осаду города Ленинград и соединиться. И только 27 января 1944 года город был полностью освобожден от блокады. (Показ картинок).

Воспитатель: Когда людям сообщили, что блокада прорвана, все ленинградцы радовались, выбегали на улицу, обнимались, хоть у них и осталось совсем мало сил. Ребята, покажите, как бы вы радовались, обнимались…

 Звучит песня  «Дети 21 века».

Воспитатель: Мы должны почтить память погибших защитников славного города минутой молчания, ведь тема войны и блокады должны всегда стучать в наших сердцах.

На Невском проспекте есть надпись одна,

И трудно сейчас нам поверить,

Что именно эта была сторона

Опасной при артобстреле.

Зачем эту надпись наш город хранит?

Чтоб взрослые знали и дети:

«Ничто не забыто. Никто не забыт!»

Чтоб помнили все строчки эти.

      В войну солдаты город защищали,

      Чтоб жить в родной Отчизне мы могли.

      За нас с тобою жизнь они отдали,

      Чтоб в мире больше не было войны.

      Кружился снег, а город наш бомбили.

      Была тогда жестокая война.

      Защитники фашистов победили,

      Чтоб мирной стала каждая зима!



Предварительный просмотр:

Проект на тему

«Детям о блокаде Ленинграда»

в старшей группе

МБДОУ «Детский сад №3 г. Светогорска».

Авторы проекта: 

Михайлова Е.А.

Сенчукова А.В.

2024г.

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).

Тип проекта: информационно – познавательный.

Участники проекта: воспитанники старшей группы детского сада, воспитатели, родители.

Проблема, на решение которой направлен проект: во время бесед с детьми о том, что они знают о блокадном времени, выяснилось, что практически ничего. Кроме того, у детей появились вопросы о Великой Отечественной войне. Учитывая заинтересованность детей и значение социально-личностного развития, считаем, что необходимо подробнее рассказать и показать детям о жизни Ленинграда во время блокады, пополнить знания об истории города и его исторического прошлого, с подвигом народа во время блокады Ленинграда.

Актуальность проекта: Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю; гордиться мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям? Первоисточником, конечно же, является сам человек. Но время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остаётся с каждым годом всё меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве. Всё дальше и дальше уходят от нас те дни, когда пылала наша земля, шла жестокая и страшная война, а город Ленинград находился в блокадном кольце. И всё сложнее с каждым годом рассказывать нашим маленьким детям о тех тяжёлых, далёких 900 блокадных днях.

И есть еще одна важная проблема: как рассказать о блокаде, не травмируя детскую психику, не пугая их. Нужно очень тщательно подбирать материалы о лишениях и тяготах жителей блокадного Ленинграда – детей и взрослых. Очень аккуратно и дозировано рассказывать о войне, о блокаде.

Цель проекта: расширение представлений о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны у детей подготовительной группы.

Задачи проекта: 

Для детей:

  - Формировать у детей осознанный интерес к историческому прошлому нашей     страны.

   - Обогащать знания детей о героическом  городе Ленинград.

  - Познакомить с понятиями «блокада», «Дорога жизни», «продуктовая карточка», «Блокадная ласточка». Обогащать словарный запас детей.

 - Познакомить с художественными и музыкальными произведениями, посвящёнными войне.

 - Способствовать формированию чувства гордости за защитников Отечества.

- Формировать чувство сопереживания людям старшего поколения, пережившего тяготы войны.

Для педагогов:

- Формировать у детей нравственные понятия и этику жителей Ленинграда, любовь к городу.

Для родителей:

- Повысить знания родителей о блокадном Ленинграде.

Предполагаемые результаты:

- Расширение знаний детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.

- Развитие интереса детей к истории Отечества в годы Великой Отечественной войны.

- Понимание детьми подвига, совершённого жителями блокадного города.

- Умение рассказать о блокаде Ленинграда, используя в своих рассказах поэзию и музыкальные произведения, посвящённые блокаде Ленинграда.

- Установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и воспитателями.

- Пополнение методической «копилки» тематическими конспектами НОД с детьми старшего дошкольного возраста, картотеками, методическими материалами.

Этапы реализации проекта.

  1. этап: «Подготовительный»

- Определение цели и задач проекта, изучение методической литературы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности, плана работы с родителями.

- Подбор детской и методической литературы, наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки); занятий.

- Подготовка материала для продуктивной деятельности.

- Подбор информации через интернет (презентации, фильмы, мультфильмы о блокадном Ленинграде и о войне).

- Пополнение предметно-развивающей среды.

- Знакомство родителей с проектом в родительском уголке.

2 этап: «Основной» (работа над проектом)        

С детьми:

- Беседы: «Блокадный Ленинград», «Что мы знаем о блокаде?», «Что рассказывают о блокаде бабушки и дедушки?», «Дорога жизни». «Блокадная ласточка».

- Чтение художественной литературы: Е.Благинина «Шинель», Л.Кассиль «Твои защитники» (отрывки), Т.Цимберг, О.Бергольц «Мы – ленинградцы»,  Ю.Герман «Вот как это было».

- Прослушивание музыкальных произведений, посвящённых блокаде Ленинграда: Д. Шостакович «Ленинградская симфония», Харитонов - «Не стареют душой ветераны», гр. «Ленинград» - «Город-герой Ленинград», минута молчания «Вечная память героям Великой Отечественной войны».

-  Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением блокадного Ленинграда.

- Просмотр презентаций «Блокада», «900 дней блокады».

- Просмотр мультфильмов о блокаде:

   - мультфильмы: «Воробушек».

- Аппликация «Блокадная ласточка».

С родителями:

- Папки – передвижки: «Блокада Ленинграда».

- Предложить родителям посмотреть дома другие м\ф про блокаду Ленинграда.

  1. этап: «Заключительный»

- Анализ полученных результатов и обобщение опыта.

- Сотрудничество с Лесогорской библиотекой -передать на выставку аппликацию «Блокадная ласточка».

Полученные результаты:

- Дети получили знания о великом подвиге жителей блокадного Ленинграда во время Великой Отечественной войны.

- Пополнился словарь детей новыми словами и терминами.

-В группе созданы условия для углублённого изучения детьми истории блокадного Ленинграда: внесён наглядный и дидактический материал по теме.

Конспект занятия с презентацией  посвящённый понятию блокады Ленинграда.

Цель: Расширять знания детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны. Познакомить детей с понятием блокада; Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за народ проявивший отвагу. Познакомить детей со страшными днями пережитыми людьми;

Задачи:
-воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну и народ;
– формировать у детей осознанный интерес к историческому прошлому нашей страны.
– обогащать знания детей о героические прошлые города Ленинграда;
- воспитывать уважение к старшему поколению пережившего тяготы войны;
-воспитывать умение сочувствовать, сопереживать.
- знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематики;
- активизировать словарный запас детей;
- развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов;
- совершенствовать изобразительные умения и навыки
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественная литература». «Музыкальное развитие».»


Предварительная работа:


Чтение художественной литературы по теме, прослушивание музыкальных произведений, военных песен, рассматривание иллюстраций. Рассматривание военных наград (ордена и медали прадедушек, прабабушек и других родственников).

Ход непосредственно образовательной деятельности

Звучит музыка: «Вставай страна огромная».

Воспитатель: Мы сегодня с Вами поговорим о «Дороге Жизни» и блокадном Ленинграде,  который отмечается 27 января. Это очень памятная дата нашей страны.

 Воспитатель: А кто мне скажет, как назывался этот город во время войны? –

Молодцы, Ленинград, а жители назывались ленинградцами.

 Воспитатель: Много испытаний было у этого прекрасного города: наводнения, пожары, но эта война самое страшное испытание. В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Пришла война, и очень скоро враги оказались рядом с Ленинградом.

Воспитатель: Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил окружить город в кольцо, взять в блокаду. Наступили страшные блокадные дни… Их было 900… это почти 2, 5года.

 Воспитатель: Жизнь в городе с каждым днем становилась труднее. Единственной возможностью для выживания стало Ладожское озеро (показ картин). По этой дороге под обстрелом противника перевозили хлеб в город, а обратно вывозили детей и стариков. Поэтому этот путь назвали «Дорога жизни». А весной поездки по льду были опасны, машины проваливались под лед.

Звучит «Ленинградская симфония» Шостаковича

Воспитатель: Летом 1941 года Шостакович написал на партитуре: «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу – Ленинграду – я посвящаю 7-ю симфонию».

Дети читают стихи:

 

Наш город назывался Ленинградом,    

 И шла тогда суровая война.

Под вой сирены и разрыв снарядов

«Дорогой жизни» Ладога была.

Бомбёжки. Метели, заносы…

 Уходят машины под лёд,      

 Но каждый шофёр твёрдо верил,

Что город, любимый спасёт.

 Она спасеньем ленинградцам стала,

И помогла в войне нам победить,

 Чтоб снова время мирное настало,

Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

 Хотели враги Ленинград уничтожить,

Стереть этот город с земли.

 Но захватить и прорвать оборону

Фашисты никак не смогли.

Воспитатель: 45 километров вьётся шоссе от Ленинграда до Осиновца. Давайте представим, что мы с вами едем по этой военной дороге.

Воспитатель: Мы проехали совсем немного и увидели памятную стелу. Металлом блестят на ней слова: «Дорога Жизни». А сверху – цифра – один. Значит, мы отъехали от Ленинграда всего один километр. До Осиновца осталось сорок четыре километра. И на каждом километре мы увидим такую же стелу.

Воспитатель: Ленинград позади. На третьем километре находиться мемориальный комплекс, входящий в Зелёный пояс Славы. Создан в память погибшим детям в блокадном Ленинграде. В комплекс входит памятник «Цветок жизни», аллея Дружбы, дневник Тани Савичевой и березовая роща с красными повязанными платками.

Воспитатель: Памятник «Цветок жизни». На лепестках цветка изображены лицо улыбающегося мальчика и слова «Пусть всегда будет солнце».

Звучит песня «Пусть всегда будет солнце».

Воспитатель читает стихотворение:

 

 Какого цвета беда?
 Какого цвета война?
 Какого цвета холод?
 Какого цвета голод?
 Какого цвета блокада?
  Никакой палитры не надо,
 Жизнь бесцветна в кольце Ленинграда.

Воспитатель:  Таня Савичева – ленинградская девочка, известная всему миру. Автор блокадного дневника. Она – символ тех страданий, которые перенесли все его жители. Её дневник, состоящий всего из девяти записей.

 

В осаждённом Ленинграде

Эта девочка жила

В ученической тетради

Свой дневник она вела.

В дни войны погибла Таня,

Таня в памяти жива

Затаив на миг дыханье.

Слышит мир ее слова.

   Воспитатель: У подножия Румболовской горы находится памятник, входящий в «Зеленый пояс Славы». На гранитной плите выбиты слова поэтессы Ольги Берггольц:

 Дорогой жизни шел к нам хлеб,

 дорогой дружбы многих к многим,

 еще не знают на Земле

страшней и радостней дороги. 

Воспитатель: На 10 километре стоит памятник машине «Полуторке». Много лет спустя, когда война уже кончилась, водолазы подняли эту машину со дна озера. И установили, как памятник.

«Дорогой жизни» Ладогу назвали, надеждой на спасение людей.

Раненых. Больных и истощенных, везли полуторки по ней.

Нет смелее, нет храбрей шофера фронтового,

Любит он свою машину- друга боевого.

И по снегу, и по льду он ведет машину.

Как объехать полынью, не попасть на мину?

Воспитатель: На 17-м км Дороги жизни находится мемориал «Катюша».

Прослушивание песни «Катюша». 

Он представляет собой нацеленную в небо металлическую конструкцию из пяти балок, которые внешне напоминают реактивную артиллерийскую установку. В дни блокады на месте памятника стояла зенитная батарея, которая защищала Дорогу жизни.

В мемориал входит стена с памятным текстом.

 Эти грозные годы запомни.

Здесь проходила «Дорога жизни».

Мужеством храбрых спасён Ленинград.

Павшим героям бессмертная слава.

Воспитатель: Наш автобус подъехал к Ладоге. Теперь до Осиновцы осталось всего несколько километров. У деревни Кокорево, на берегу Ладожского озера, высится памятник «Разорванное кольцо», входящий в «Зеленый пояс Славы». Фашисты окружил Ленинград со всех сторон. И город оказался в кольце, длиной в 900 дней и ночей. В блокаде оказалось много жителей этого города: дети, женщины, старики. Ребята, а как вы понимаете кольцо блокады? (ответы детей)

Подойдите ко мне, возьмитесь крепко за руки и плотно подойдите друг к другу. Блокада – это кольцо, из которого нельзя ни выйти не зайти. Это памятник солдатам, матросам, лётчикам – всем, кто не дал врагу сомкнуть кольцо вокруг Ладожского озера.

Воспитатель: 45 километр Дороги жизни – это Осиновец. Сюда в тяжелые годы войны моряки и водители доставляли с Большой земли хлеб оружие.

Звучит песня «Дорога жизни»

Отсюда увозили на Большую землю детей, стариков, больных. Музей «Дорога жизни В музее представлены корабельные флаги и боевые знамена, оружие и военная техника военных лет, модели кораблей, самолетов, автомашин, участвовавших в перевозках; документы и фотографии.

Воспитатель: Мы вышли из музея, и пошли к берегу. Вот она, Ладога сегодня! Тихое безмятежное озеро. Там, где гремели бои, где насмерть стояли непоколебимые защитники Ленинграда.

Воспитатель: Наш автобус возвращается в город. Но по пути мы заглянем ещё в один музей. Музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда». Диорама посвящена операции «Искра» - переломному моменту в истории битвы за Ленинград.

Воспитатель:

В январе 1943 года войскам Ленинградского и Волховского фронтов дан приказ: перейти в наступление, пробираться навстречу друг другу, разбить осаду города Ленинград и соединиться. И только 27 января 1944 года город был полностью освобожден от блокады. (Показ картинок).

Воспитатель: Когда людям сообщили, что блокада прорвана, все ленинградцы радовались, выбегали на улицу, обнимались, хоть у них и осталось совсем мало сил. Ребята, покажите, как бы вы радовались, обнимались…

 Звучит песня  «Дети 21 века».

Воспитатель: Мы должны почтить память погибших защитников славного города минутой молчания, ведь тема войны и блокады должны всегда стучать в наших сердцах.

На Невском проспекте есть надпись одна,

И трудно сейчас нам поверить,

Что именно эта была сторона

Опасной при артобстреле.

Зачем эту надпись наш город хранит?

Чтоб взрослые знали и дети:

«Ничто не забыто. Никто не забыт!»

Чтоб помнили все строчки эти.

      В войну солдаты город защищали,

      Чтоб жить в родной Отчизне мы могли.

      За нас с тобою жизнь они отдали,

      Чтоб в мире больше не было войны.

      Кружился снег, а город наш бомбили.

      Была тогда жестокая война.

      Защитники фашистов победили,

      Чтоб мирной стала каждая зима!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блокадный Ленинград (вечер памяти посвященный 70-летнему юбилею со дня полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады) февраль 2014года

Цель: Формировать у детей представление о будничных и праздничных дняхАктуальность проблемыПриобщение детей к истории нашей страныЗадачиРасширить представления детей о государственных праздникахПоддер...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности Физкультурно-тематический досуг «Стояли со взрослыми рядом мальчишки у стен Ленинграда..» в рамках проекта «Эхо военного Ленинграда» с детьми в старшей группы компенсирующей направленности для детей Т

Задачи:1. Формирование у детей уважения и гордости к городу и защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.2.Активизация двигательной активности детей посредством участия в игровых ситуаци...

Рассказ о блокаде Ленинграда детям старшего дошкольного возраста (с использованием иллюстраций альбома «27 января 1944 года День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»)

Цель:-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;- формировать любовь к родному городу;-...

Презентация "Блокада Ленинграда" к занятию " Снятие блокады Ленинграда"

Презентация полностью раскрывает всю тяжесть и горе жителей Ленинграда. Дети смогут прочувствовать переживания за жизнь людей, гордость за стойкость и героизм не только взрослых. но и детей, работающи...

Познавательный информационный подгрупповой проект для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый 74 годовщине освобождения Ленинграда от вражеской блокады 1941-1944 гг. "Дети блокадного Ленинграда"

Одной из задач дошкольного воспитания является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. На основе возвышающих чувств патр...