Беседа с детьми на тему "Блокадный хлеб"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Беседа с детьми подготовительной группы на тему "Блокадный хлеб"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_s_detmi_blokadnyy_hleb.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа с детьми на тему "Блокадный хлеб"

Цели:

Формировать знания о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 года.

Задачи:

Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;

Формировать представление о блокаде, трудностях блокадного города;

Воспитывать чувство сострадания, сопереживания людям, попавшим в беду;

Воспитывать бережное отношение к хлебу.

.

Ход беседы:

Воспитатель: В ночь на 22 июня 1941 года фашистская Германия, без объявления войны, напала на Советский союз (именно так называлась раньше наша страна). Началась жестокая, кровопролитная Великая Отечественная война. Немцы продвигались вглубь страны, уничтожая всё на своем пути. Гибли тысячи людей, горели города и сёла. Люди мужественно сражались, защищая свою Родину. Во время этой войны жителей города Ленинграда (сейчас этот город называется Санкт-Петербург) окружили фашисты. Город оказался во вражеском кольце. Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Ещё это кольцо называют «блокадой». Это было тяжёлое время. 900 дней и ночей город был оторван от Большой земли. Очень рано грянули морозы. Было очень холодно. Всю зиму в домах не было отопления, воды и света. Не было никакого подвоза продовольствия к городу. А ведь с начала войны еды стало требоваться больше, так как в Ленинград приходили беженцы с захваченных врагом районов.

Мы рыли рвы – хотелось пить.

Бомбили нас – хотелось жить.

Не говорилось громких слов.

Был дот на каждом из углов.

Был дом –ни света, ни воды.

Был хлеб –довесочек беды.

Сон превращался в забытьё.

Быт превращался в бытиё.

Была одна судьба на всех.

Мы растеряли светлый смех.

Мы усмиряли тёмный страх.

Мы умирали…город жил,

Исполнен малых наших сил.

В это время самым главным врагом жителей Ленинграда был голод. Самым вкусным и сладким продуктом для них была не конфета, а крошечный ломтик чёрного хлеба, который выдавали по специальным карточкам. Если кто-то терял карточку, то вообще оставался голодным. Осенью 1941 года нормы продовольствия снизились в 5 раз. Рабочие получали по 250 грамм в день, все остальные – по 125 грамм.

Сколько это: осьмушка хлеба?

Если в граммах, то 125.

Только тот, кто на той войне не был,

Вкуса хлеба не сможет понять.

Вы представьте, как детские руки

Прижимают кусочек к губам.

Ничего не могло быть вкуснее

Тех единственных крохотных грамм.

Ребята, как вы думаете, 125 грамм хлеба - это много или мало? Сколько вот таких кусочков в день вы съедаете? (ответы детей). А для того времени это было много, так как маленький кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием.

Блокадный хлеб был не такой, как мы едим сейчас. В этом хлебе почти не было муки. В него добавляли жмых, целлюлозу, соду, отруби. Форму для выпечки хлеба смазывали соляровым маслом. Есть такой хлеб можно было, как говорили сами блокадники, «только запивая водой и молитвой». Но и сейчас для них нет ничего дороже блокадного хлеба.

А далеко, за кольцом блокады было продовольствие, масло, мука, мясо. Но достать это было очень трудно. Ведь враг беспощадно бомбил город днём и ночью. Лишь одна только дорога связывала блокадный Ленинград с большой землёй. По льду Ладожского озера была проложена автомобильная дорога, которую прозвали «Дорогой жизни». Как вы думаете, ребята, почему её так назвали? (ответы детей). По этой дороге доставляли продовольствие в город, а из города вывозили слабых и больных. Не все машины доезжали до места назначения. Иногда они проваливались под лёд вместе с провизией и даже вместе с людьми.

Дорога жизни узким коридором

Протянута по Ладожскому льду.

Она спасала наш любимый город,

В том страшном и чудовищном аду.

Когда сошёл лёд, хлеб стали перевозить на баржах. А 13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано. Но полное освобождение Ленинграда наступило только через год. 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Город праздновал своё освобождение.

Такого дня не видел Ленинград,

Нет, радости подобной не бывало.

Казалось, что всё небо грохотало,

Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий,

Смеялись, пели, обнимались люди.

На том месте, где было прорвано кольцо блокады сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм город Ленинград получил звание города-героя.

Сегодня, 27 января, мы празднуем освобождение Ленинграда от фашистских захватчиков. Подвиг ленинградцев мы никогда не забудем. Я предлагаю вам зажечь свечу памяти и почтить память всех, кто погиб в то нелёгкое время Минутой Молчания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседы с детьми о хлебе и о профессии пекаря

Работа с детьми по теме "Профессии"...

Консультация для молодых педагогов: "Беседа с детьми: "Как выращивают хлеб"

Цель: развивать способности детей к речевой деятельности.Задачи:• Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.• Учить составлять рассказ по картинкам, ...

Беседа с детьми о хлебе и о профессии пекаря

Рассказать детям о том, как много хлеба выпекают на хлебозаводах, показать хлебобулочные изделия. Объяснить, почему следует беречь хлеб - народное достояние. Дать детям почувствовать как значима профе...

Конспект беседы с детьми «Как выращивают хлеб»

Беседа с детьми «Как выращивают хлеб»...

Беседа с детьми на тему "Хлеб - всему голова"

Цель:Формировать у детей представление о хлебе, как одном из величайших богатств на земле. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.Задачи:Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу.Позна...

Картотека бесед с детьми «Поговорим о хлебе»

Не напрасно народС давних пор и понынеХлеб насущный зовётСамой первой святыней.Золотые словаЗабывать мы не вправе:«Хлеб всему голова!» —В поле, в доме, в державе!...

Беседа с детьми подготовительной группы "Беседа о хлебе"

Закрепить знания детей о том, что хлеб ценнейший продукт питания, получение которого требует большого труда. Воспитывать уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу....