Конспект НОД в подготовительной группе.Региональный компонент."Культура и традиции народов проживающих на территории Хабаровского края-нанайцы.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Сологубова Наталья Сергеевна

Знакомство с коренными жителями Хабаровского края-нанайцами.Формирование у детей уважение к национальным традициям,воспитание у детей чувства дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     Конспект НОД в подготовительной группе.

 Региональный компонент. «Культура и традиции народов, проживающих на территории Хабаровского края. Нанайцы».

                                                                             Выполнила:

Сологубова Наталья Сергеевна

Цель: Познакомить детей с коренными жителями Дальнего Востока Хабаровского края-нанайцами.

Задачи:

1.Познакомить детей с жизнью и бытом коренных народов Хабаровского края.

2.Воспитывать бережное отношение к народным традициям и любви к родному      краю-малой Родине.

3.Формировать чувства уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Хабаровского края. Воспитывать чувства дружбы и взаимоотношения между представителями разных народностей.

Организационный момент

Дети заходят в музыкальный зал, где разложены книги, открытки, тапочки, украшения, нанайские узоры: иллюстрации о жизни и быте коренных народов, природе Хабаровского края.

Воспитатель:

-Как называется наш край, в котором мы живем?

Ответы детей (мы живем в Хабаровском крае).

 Воспитатель: а вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Хабаровскому краю и познакомимся с его жителями.

Хабаровский край! Он почти бесконечный,

Живая частица ушедших времен,

Той жизни суровой, неспешной и вечной

Великих народов и малых племен.

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Чтобы правильно ответить на вопрос, давайте соберем рассыпанные слова. (На доске слова в разброс: НАРОДЫ, ХАБАРОВСКОГО, МАЛОЧИСЛЕННЫЕ, КРАЯ, НАРОДЫ, НАНАЙЦЫ- ДЕТИ СОБИРАЮТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ).

 И говорить мы будем о нанайцах. Вы можете мне добавить, что здесь еще живут другие народы такие как: нивхи, ульчи, удэге и другие ЖИТЕЛИ Дальнего Востока, проживающие по берегам широкого и могучего Амура и будете правы, но сегодня я вам расскажу о нанайцах.

Рассказ воспитателя:

Нанайцы - коренной малочисленный народ Дальнего Востока Хабаровского края,

Общая численность – более 12 тыс. человек, но говорят и пишут в основном, по – русски. Очень жаль, что лишь маленький процент людей говорит на родном языке, ведь без прошлого, нет будущего!

1 ребенок:

Привет, дружище Приамурье!
Мой край красивый и родной!

2 ребенок:

Здесь я расту твоей былинкой,
Любуюсь небом и тайгой!

3 ребенок:

Грибами пахнет и брусникой,
Снуют трудяги муравьи!

4 ребенок:

Бегут ручьи, кристально чистые
В могучую реку Амур

5 ребенок:

Как посмотришь — не хватит и месяца
Обойти и объехать его.

6 ребенок:

Только в песне да в сказке уместится
Приамурье мое!..

Воспитатель:

Нанайцы вели оседлый образ жизни и верили в разных богов, в разных духов. Рассказ воспитателя, про дерево-лодку. И чтобы отогнать злых духов, а также в случае болезни за помощью всегда обращались к шаману, который надевал специальный пояс весом до 12 кг, брал в руки бубен и начинал действовать. Нанайцы, как и многие другие народности очень любят предания, сказки, загадки и различные мифы. Но все свои сказки народ выдумывал на ходу, что видели о том и говорили. 

Хозяйственная деятельность нанайцев разнообразна.

Нанайцы - хорошие охотники и рыбаки. Охотничий промысел также производился круглый год.

Охотились нанайцы только с целью получить пищу и шкуры для одежды. Зря животных никогда не убивали, никогда не трогали маму с детенышами.

Рыболовство: Рыба для нанайцев, что для русских хлеб. Нет рыбы, нет жизни. Рыбу добывали круглогодично, при помощи различных сетей, неводов, удочек, острог.

  Труд был четко разделен на женский и мужской, значимость каждого труда была равной. При отсутствии мужчины, женщина могла и рыбачить, и ходить на охоту, выделывала шкуры и кожи рыб, изготовляли кухонную утварь, заготавливала припасы на зиму. Она была хранительницей очага.

 Женщины и дети занимались собирательством, Традиционная одежда – распашная, халатообразная,

а также шили одежду, изготавливалась из ткани, рыбьей кожи, различных мехов. расписывались красивыми узорами, которые женщины и девушки вышивали сами, а их образы придумывали из жизниЧто они обозначают: волны Амура, природу, рыбы, птицы, змей. орнаментом украшали все, дабы защитить себя и семью от злых духов.

 На что или на кого похожи узоры из нанайского орнамента? (Дети рассматривают рисунки узоров. Что они отвечают: волны Амура, природу, рыбы, птицы.

Ребята, а вы хотите поиграть?

Дети: Да!

Физминутка: Игра «Ручейки и озера»

воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру «Ручейки и озера». Скажите пожалуйста дети, а что мы зовем Малой Родиной? (ответы детей).

Правила игры – когда я скажу «Ручейки» - вы бегаете, изображая течение ручейка, а когда скажу «Озера» - нужно встать в круг и образовать озеро.

(Дети играют в игру под национальную музыку «Чирмальда»).

Ребята, мне сказали, что вы умные, рассудительные, талантливые ? Я предлагаю вам разделиться на три команды и каждой из вас я предложу свои задания. Вы согласны?

Первая команда:

Давайте поиграем в игру «Волшебный мешочек». Дети по очереди подходят и на ощупь пытаются угадать материал. (в волшебном мешочке лежит береста, ткань, мех, рыбья кожа). Дети по очереди достают материал из волшебного мешочка,

А это рыбья кожа. Это кожа кеты. Из нее нанайцы тоже делают орнаменты, шьют одежду, обувь и украшения. Молодцы, ребята!

Вторая команда:

Знаете, ребята, орнаменты бывают разных цветов. Но все цвета наши предки подсмотрели у природы. Давайте я вам буду показывать цветные карточки, а вы мне расскажете, что изображали цвета узора в нанайском орнаменте? 

Желтый цвет — солнце (правильный ответ), лимон, пшеница;

 красный цвет — огонь (правильный ответ), закат, ягоды;
синий цвет — река Амур (правильный ответ), небо, ягода жимолость, ягода голубика;
зеленый цвет- вся природа (правильный ответ), один лист, одно дерево, одни сопки.
 

Третья команда:

Ребята, теперь давайте подойдем к столам.

Кто-то перепутал все орнаменты и их значение на картинке. Положите орнамент на соответствующую картинку. (картинку с изображением солнца, рыбки, лебедь, лягушки, черепаха, движение волн, плеск рыбы, дуновение ветра, полет птиц и бег зверя.)

 Ребята, найдите предметы, на которых можно встретить орнамент.

 Посмотрите орнаменты и найдите похожие на что-то или кого-то.

Ответы детей (птиц (лебедь), животных (тигр, олень,), рыб, насекомых, деревья, траву и кустарники.

А вы знаете из каких материалов делают орнамент? Ответы детей. 

Беседа о том, как женщины готовили детей в жизнь с помощью разных игр, в которых воспитывались смелость, ловкость, зоркость.

Воспитатель: Ребята, что мы сегодня нового, интересного узнали? Что вы сегодня делали? Что изображают в узорах и орнаментах нанайцы? Что вам понравилось? Ребята, давайте сделаем необычный цветок, я приготовила стебель и сердцевину, а вы выбираете лепестки: желтый – если вам было очень интересно, голубой – если вам понравилось, красный – если вы узнали много нового, фиолетовый – кому было скучно. (Дети отвечают и приклеивают лепестки цветка на доску). Ребята, посмотрите, какой у нас получился красивый цветок!

                                        Спасибо за активное участие!


     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История культуры и религии народов ,проживающих на территории России.

«Решил как-то Бог расселить людей по всей Земле. Собрал он все народы мира в один мешок и пошел раскидывать. Все шло по плану, но, когда он дошел до кавказских гор, споткнулся об Эльбрус и выронил меш...

История культуры и религии народов ,проживающих на территории России.

«Решил как-то Бог расселить людей по всей Земле. Собрал он все народы мира в один мешок и пошел раскидывать. Все шло по плану, но, когда он дошел до кавказских гор, споткнулся об Эльбрус и выронил меш...

Методический семинар "Знакомство детей с элементами национальной игровой культуры народов проживающих на территории Крутинского района"

      Описание опыта работы по проблеме реализации регионального компонента через  знакомство детей с элементами национальной игровой культуры народов, проживающих на террит...

Презентация.Знакомство детей с элементами национальной игровой культуры народов, проживающих на территории Крутинского района

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую у...

Положение о Фестивале «Наследники культурных традиций народов проживающих на территории Алтайского края»

Положениео  Фестивале  «Наследники культурных традиций народов проживающих на территории  Алтайского края»...

Конспект НОД в подготовительной группе. Региональный компонент. «Традиции и культура народов, проживающих на территории Хабаровского края. Ульчи.»

Цель:1. Развивать познавательный интерес к истории коренных народов своей малой родины.Задачи:Познакомить детей с жизнью и бытом коренных народов Хабаровского края.Воспитывать бережное отношение к нар...