Методический семинар "Знакомство детей с элементами национальной игровой культуры народов проживающих на территории Крутинского района"
материал на тему

Засухина Анна Леонидовна

        Описание опыта работы по проблеме реализации регионального компонента через  знакомство детей с элементами национальной игровой культуры народов, проживающих на территории Крутинского района

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методический семинар 23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Методический семинар

Засухина Анна Леонидовна,

воспитатель МБДОУ «Крутинский детский сад «Светлячок»»

Тема:  «Знакомство детей с элементами национальной игровой культуры народов, проживающих на территории Крутинского района»

Слайд №3. На современном этапе развития общества отмечен рост национального самосознания, стремление познать историю и культуру своего народа. В связи с этим проблема учета национально-региональных факторов в воспитании детей, сохранение и возрождение национально-культурного наследия представляется актуальной, что подчеркивается и принятым недавно Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. В качестве принципов дошкольного образования во ФГОС ДО  выделены: «учет этнокультурной ситуации развития детей» и «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» [5]. Учет этнокультурности и социокультурности в воспитании дошкольников, предполагает, в первую очередь, приобщение детей к национальной культуре. В связи с тем, что  вся работа в данном направлении выстраивается по достижению детьми пяти лет,  педагогами МБДОУ «Крутинский детский сад «Светлячок»» была разработана основная образовательная программа с учетом национальных традиций Крутинского муниципального района, которая включает в себя раздел по приобщению детей к  национальным традициям через ознакомление с элементами национальной игровой культуры с первой младшей группы. Воспитание у детей уважения к культурным традициям своего народа – одна из приоритетных задач работы МБДОУ «Крутинский детский сад «Светлячок»».

Слайд № 4. Омская область, как и Россия в целом, многонациональна, многокультурна, многоязычна. На ее территории проживают представители разных национальностей. Крутинка не является исключением, на территории Крутинского района проживают русские, татары, башкиры, украинцы, белорусы, латыши эстонцы и другие народы. В современной России русская культура не просто сосуществует с культурами других народов, она интенсивно взаимодействует с ними.

С раннего детства ребёнок живёт в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. И маленький человек должен иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.

Слайд № 5. Отношение к окружающим основано на чувствах, которые дети успели постичь и освоить, на их собственных незамутненных представлениях о других. Но уже становится возможным появление опасения, передразнивания, осмеяния, которые базируются на ограниченности жизненного опыта, детской непосредственности и некоторой бестактности, которые свойственны всем детям на ранних этапах развития.  Возникают противоречия между потребностью современного общества в личности, способной строить отношения с другими людьми, уважая при этом традиции и культуру народа,  и отсутствия системы  формирования у детей основ национальной культуры, являющейся стартовой площадкой полноценной личности современного  человека.

Слайд № 6. Возникает вопрос, каким образом выстроить работу с дошкольниками так, чтобы с раннего возраста заложить основы  личности с развитым поликультурным восприятием мира. Анализ работы детского сада показывает, что воспитание детей сегодня отстает от реальных потребностей практики воспитания дошкольников и современных требований общества. Изучение опыта работы воспитателей позволяет делать выводы о том, что вопросы организации воспитания дошкольников в изменяющихся социокультурных условиях вызывают затруднения как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем. Отмечается недостаточное насыщение развивающей среды  в группах по данной проблеме. По результатам опроса родителей выявлено недостаточный уровень знания  культур народов, проживающих на территории Крутинского района.  

Слайд №7. Таким образом, у меня возникла идея  создания системы по формированию основ национальной культуры народов, проживающих на территории Крутинского района через знакомство с элементами игровой культуры, фольклором и национальным костюмом.  

Слайд №8.  Изучив материалы Блохиной Л.А, Богдановой С.Г., Литвиновой М.Ф., Мосаловой Л.Л, Асмолова А.Г.,  я пришла к выводу, что именно фольклор и элементы игровой культуры в воспитании основ национальной культуры у детей младшего дошкольного возраста играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

Слайд № 9. Цель данной работы:  формирование у детей основ национальной культуры народов, проживающих на территории Крутинского района через систему, включающую элементы народной игровой культуры.  

Слайд № 10. Задачи работы:

  1. Познакомить детей с родным краем, государственной символикой, основными достопримечательностями.
  2. Дать представление об обычаях, традициях, фольклоре разных национальностей, проживающих на территории Крутинского района.
  3. Познакомить с национальной одеждой народов, проживающих на территории  Крутинского района.
  4. Приобщать детей к разным национальным играм.
  5. Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру.

Слайды № 11 – 17.  Для того, чтобы работа по воспитанию основ национальной культуры у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности.

Начать работу по данному направлению считаю эффективным с младшего дошкольного возраста, начиная с первой младшей группы. На данном подготовительном этапе мною изучена литература по данной проблеме, создана развивающая среда, оформлен мини-музей русской народной тряпичной куклы. В этом году я познакомила детей с русским национальным костюмом, знакомлю детей с русским фольклором и народными игрушками, хороводными и подвижными играми.

Эффективность воспитания основ национальной культуры у детей дошкольного возраста невозможно без сотрудничества с родителями воспитанников, которое включает в себя разные формы: родительские собрания, консультации, стендовая информация, совместные праздники, тематические беседы, вечера-посиделки, мастерские и др. Родителями были оформлены генеалогическое древа своей семьи с указанием национальностей, собрана картотека семейных национальных игр. На данном этапе работы готовится альбом "Национальные костюмы народов, проживающих на территории Крутинского района". Совместно с родителями был реализован проект «Поликультурное развитие дошкольников через введение элементов игровой культуры», который был представлен на региональном конкурсе  «Воспитать Человека» и занял второе место.

Слайд № 18. Работа с дошкольниками, выстроенная в данной системе, позволяет отметить качественные изменения в воспитании положительного отношения детей к элементам народной игровой культуры  народов, проживающих на территории Крутинского района,   приобщения к культурным традициям разных народов: детям понятны и интересны такие  формы, как народные игры разных видов, народная игрушка, народный праздник и народный театр; произведения устного творчества разных народов, проживающих на территории Крутинского района, специфика народных декоративных промыслов разных культур.

        Для отслеживания результата были использованы диагностические ситуации: «Посели детей в домики», «Выбери игрушку», «Одень куклу», «Узнай праздник»; индивидуальные беседы с детьми, наблюдения.

        Цель диагностики – выявить особенности отношения детей  к устному народному творчеству, определить особенности интереса детей к народным играм и игрушкам, выявить наличие  игровых умений и характер использования стихотворных текстов в народных и сюжетных играх, изучить своеобразие представлений об элементах народных костюмов.

Слайд № 19.  Разработанная  педагогическая система по формированию основ национальной культуры детей через ознакомление с элементами национальной игровой культуры народов рекомендована педагогическим советом детского сада к практическому использованию как молодыми педагогами, так и педагогами со стажем при организации работы по реализации регионального компонента ООП ДО. При организации  данной работы могут возникнуть определенные трудности в плане создания предметной развивающей среды, коллекции национальных костюмов,  мотивации и привлечения  внимания родителей к исследованию своих родословных, созданию семейных картотек игр и танцев.

Слайд № 20. Список литературы:

  1. Асмолов А.Г. Мы обречены на толерантность // Семья и школа. 2001. -№ 11-12.- С.32-35.
  2. Богданова С.Г. Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры [Электронный ресурс]/С.Г. Богданова. – Социальная сеть работников образования.  
  3. Блохина Л.А. Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников [Электронный ресурс]/Л.А. Блохина. - Социальная сеть работников образования. – URL:http://nsportal.ru/

4.Мосалова Л.Л. Я и мир: пособие для воспитателей – Детство-пресс Санкт-Петербург 2011г.

          5.ФГОС ДО/Приказ № 1155 Мин. Обр и науки РФ, 17.10.2013 г

Засухина Анна Леонидовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История культуры и религии народов ,проживающих на территории России.

«Решил как-то Бог расселить людей по всей Земле. Собрал он все народы мира в один мешок и пошел раскидывать. Все шло по плану, но, когда он дошел до кавказских гор, споткнулся об Эльбрус и выронил меш...

Презентация.Знакомство детей с элементами национальной игровой культуры народов, проживающих на территории Крутинского района

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую у...

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К МОРДОВСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЕ.

Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений....

«Книга игр народов, проживающих на территории Оренбургского района»

Актуальность данного направления в том, что за последние годы было утеряно много культурных традиций, ушли обряды, обычаи, сопровождающие человека в течение жизни, и на сегодняшний день современные де...

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К МОРДОВСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЕ.

Ведущим направлением модернизации дошкольного образования является введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ФГОС ДО....

Конспект НОД в подготовительной группе. Региональный компонент. «Традиции и культура народов, проживающих на территории Хабаровского края. Ульчи.»

Цель:1. Развивать познавательный интерес к истории коренных народов своей малой родины.Задачи:Познакомить детей с жизнью и бытом коренных народов Хабаровского края.Воспитывать бережное отношение к нар...

Знакомство детей с элементами национальной игровой культуры народов, проживающих на территории Крутинского муниципального района

Основания разработки проекта по ознакомлению детей с многонациональной игровой культурой родного края....