Знакомство детей с элементами национальной игровой культуры народов, проживающих на территории Крутинского муниципального района
статья

Засухина Анна Леонидовна

Основания разработки проекта по ознакомлению детей с многонациональной игровой культурой родного края. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Засухина А.Л.

Знакомство детей с элементами национальной  игровой культуры народов, проживающих на территории Крутинского муниципального района

 На современном этапе развития общества отмечен рост национального самосознания, стремление познать историю и культуру своего народа [2]. В связи с этим проблема учёта национально-региональных факторов в воспитании детей, сохранение и возрождение национально-культурного наследия представляется актуальной, что подчеркивается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В качестве принципов дошкольного образования в федеральном стандарте выделены: учёт этнокультурной ситуации развития детей и приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства [5]. Учёт этнокультурности и социокультурности в воспитании дошкольников, предполагает, в первую очередь, приобщение детей к национальной культуре. В связи с тем, что вся работа в данном направлении выстраивается по достижению детьми пяти лет, педагогами муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Крутинский детский сад «Светлячок»» был разработан проект с учетом национальных традиций Крутинского муниципального района, содержание проекта   включает в себя раздел по приобщению детей к национальным традициям через ознакомление с элементами национальной игровой культуры с первой младшей группы. Воспитание у детей уважения к культурным традициям своего народа – одна из приоритетных задач работы дошкольного учреждения.

Омская область, как и Россия в целом, многонациональна, многокультурна, многоязычна. На её территории проживают представители разных национальностей. Крутинка не является исключением.  На территории Крутинского муниципального района проживают: русские, татары, башкиры, украинцы, белорусы, латыши эстонцы и другие народы. В современной России, русская культура не просто сосуществует с культурами других народов, она интенсивно взаимодействует с ними.

С раннего детства ребёнок живёт в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.  

 Отношение к окружающим основано на чувствах, которые дети успели постичь и освоить, на их собственных незамутненных представлениях о других.  Перед коллективом нашего детского сада встал  вопрос, каким образом выстроить работу с дошкольниками так, чтобы уже с раннего возраста заложить основы  личности с развитым поликультурным восприятием мира.   Мы решили создать систему по формированию основ национальной культуры народов, проживающих на территории Крутинского муниципального района через знакомство с элементами игровой культуры, фольклором и национальным костюмом тех народностей, которые есть в семьях воспитанников в рамках через реализацию проекта «Родной свой край люби и знай»  

Изучив материалы Блохиной Л.А, Богдановой С.Г., Литвиновой М.Ф., Мосаловой Л.Л, Асмолова А.Г.,  мы пришли к выводу, что именно фольклор и элементы игровой культуры в воспитании основ национальной культуры у детей младшего дошкольного возраста играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

Цель нашей работы:  освоение детьми основ национальной культуры народов, проживающих на территории Крутинского района через систему, включающую элементы народной игровой культуры.  

 Задачи работы:

  1. Познакомить детей с родным краем, государственной символикой, основными достопримечательностями.
  2. Дать представление об обычаях, традициях, фольклоре людей разных национальностей, проживающих на территории Крутинского района.
  3. Познакомить с национальными костюмами  народов, проживающих на территории  Крутинского муниципального района.
  4. Приобщать детей к разным национальным играм.
  5. Воспитывать чувство этнотолерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру.

Для того чтобы работа по воспитанию основ национальной культуры у дошкольников была плодотворной, нам было необходимо задействовать большой спектр мероприятий в разных видах деятельности.

Начать работу по данному направлению считаем более эффективным с младшего дошкольного возраста, начиная с первой младшей группы. На   подготовительном этапе нами была изучена литература по данной проблеме, создана развивающая среда, оформлен мини-музей русской народной тряпичной куклы, оформлены мини-музеи в группах национального костюма. Основной этап включает в себя   знакомство детей с русским национальным костюмом, национальными костюмами народов, проживающих на территории Крутинского муниципального района, фольклором и народными игрушками, хороводными и подвижными играми, через различные виды деятельности. Так же работа по данному направлению ведется в тесном сотрудничестве с «Центром традиционной культуры» Крутинского муниципального района и «Краеведческим музеем».

Эффективность воспитания основ национальной культуры у детей дошкольного возраста невозможно без сотрудничества с родителями воспитанников, которое включает в себя разные формы: родительские собрания, консультации, стендовая информация, совместные праздники, тематические беседы, вечера-посиделки, мастерские и конечно же обмен опытом воспитания.  Родителями были оформлены генеалогическое древа своей семьи с указанием национальностей, собрана картотека семейных национальных игр. Нами был создан альбом «Национальные костюмы народов, проживающих на территории Крутинского района». Совместно с родителями был реализован проект «Поликультурное развитие дошкольников через введение элементов игровой культуры». Заключительный этап нашего проекта включает в себя: итоговое мероприятие «Фестиваль национального костюма», в котором принимают участие дети и родители.

Работа с дошкольниками, выстроенная в данной системе в рамках проекта, позволяет отметить качественные изменения в воспитании положительного отношения детей к элементам народной игровой культуры  народов, проживающих на территории Крутинского района,   приобщения к культурным традициям разных народов: детям понятны и интересны такие  формы, как народные игры разных видов, народная игрушка, народный праздник и народный театр; произведения устного творчества разных народов, проживающих на территории Крутинского района, специфика народных декоративных промыслов разных культур.

Мы надеемся, что наша работа в рамках проекта «Родной свой край люби и знай» поможет заложить в детях основы высокоморальной толерантной личности, способной строить социальные отношения в соответствии нравственно-этическими нормами социума, правилами партнерства и сотрудничества.

 

Список литературы:

  1. Асмолов А.Г. Мы обречены на толерантность // Семья и школа. 2001. -№ 11-12.- С.32-35.
  2. Богданова С.Г. Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры [Электронный ресурс]/С.Г. Богданова. – Социальная сеть работников образования.  
  3. Блохина Л.А. Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников [Электронный ресурс]/Л.А. Блохина. - Социальная сеть работников образования. – URL:http://nsportal.ru/

4.Мосалова Л.Л. Я и мир: пособие для воспитателей – Детство-пресс Санкт-Петербург 2011г.

5.ФГОС ДО/Приказ № 1155 Мин. Обр и науки РФ, 17.10.2013 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История культуры и религии народов ,проживающих на территории России.

«Решил как-то Бог расселить людей по всей Земле. Собрал он все народы мира в один мешок и пошел раскидывать. Все шло по плану, но, когда он дошел до кавказских гор, споткнулся об Эльбрус и выронил меш...

Методический семинар "Знакомство детей с элементами национальной игровой культуры народов проживающих на территории Крутинского района"

      Описание опыта работы по проблеме реализации регионального компонента через  знакомство детей с элементами национальной игровой культуры народов, проживающих на террит...

Диагностика отношения дошкольников к традиционной народной культуре народов, населяющих Крутинский муниципальный район

      Изучение и определение особенностей отношения детей дошкольного возраста к традиционной культуре народов, населяющих Крутинский муниципальбный района....

Презентация.Знакомство детей с элементами национальной игровой культуры народов, проживающих на территории Крутинского района

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую у...

«Книга игр народов, проживающих на территории Оренбургского района»

Актуальность данного направления в том, что за последние годы было утеряно много культурных традиций, ушли обряды, обычаи, сопровождающие человека в течение жизни, и на сегодняшний день современные де...

Выступление на педагогическом совете «Знакомство детей с историей и культурой народов населяющих Россию»

систематизация работы педагогичекского коллектива по «История и культура чувашского народа»...

Конспект НОД в подготовительной группе. Региональный компонент. «Традиции и культура народов, проживающих на территории Хабаровского края. Ульчи.»

Цель:1. Развивать познавательный интерес к истории коренных народов своей малой родины.Задачи:Познакомить детей с жизнью и бытом коренных народов Хабаровского края.Воспитывать бережное отношение к нар...